Что значит поменять риторику
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Современная риторика. Подготовка к выступлению оратора
Разберем, что это такое риторика. Это наука, которая занимается управлением речевой деятельности, ее эффективности, она изучает условия и формы эффективной коммуникации. Помогает на презентациях товаров и услуг.
Принцип ее работы основан на определенных законах.
Главный закон — ступенчатая последовательность. Основа циклов, обеспечивающих единство речевой деятельности, систематичность, она связана с подготовкой речи.
Зачем изучать риторику?
Ораторское искусство поможет в:
Дети не смогут удивить крылатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Если заниматься этим с детства, то у ребенка будут развиваться ораторские способности и к школьным годам он станет интересным собеседником.
С помощью правильно поставленной дикции проще общаться со сверстникам, донести до человека правильную мысль.
Как подготовиться к выступлению?
Для правильного составления выступления нужно придерживаться правил. Каждое правило — раздел риторики:
Перед выступлением сформулируйте гипотезы (мысли речи). Чем больше объем размышлений и знаний, тем больше придет вдохновения. Если тема смогла зацепить оратора, то она зацепит слушателей.
До выступления работайте над речью. Думайте, ищите информацию и аргументы. За несколько дней сможете создать серьезную базу, основываясь на идеях и фактах.
Настроение слушателей зависит от времени и места проведения выступления. В бытовых условиях человек серьезно воспринимает информацию, а в большой аудитории тема покажется скучной. Нужно создать обстановку, которая отстранит присутствующих на выступлении от рутины, направит мысли и действия в полезном направлении.
Как выбрать тему
Надо подбирать тему, которую можно развивать в процессе выступления. Информация должна быть важной, понятной для аудитории. Как выступать, познакомьтесь с интересами, воспитанием, образованием, занятиями.
Интерес публики зависит от факторов:
Рассмотрим каждый фактор в отдельности.
Чёрная риторика
Черная риторика — что это такое? Это демагогический прием, который позволяет внушить оппонентам непривычную для них точку зрения.
Языковые средства имеют магическую силу, которая подразумевает умение предоставить необходимые аргументы, вести дискуссию, ставить акценты, пропагандировать и спорить.
Оратор должен доказать, что он прав.
Черная риторика имеет приемы, которые содержатся в правилах.
Риторика в деловом стиле
Ораторы не раз задавались вопросом, в чем же заключается деловая риторика? У деловой риторики есть название “частная”. Ее принцип работы основан на том, чтобы изучить правила и закономерности, которые принято использовать в диалогах.
Используя приемы деловой риторики, выявляется общая закономерность делового общения. Можно сформировать устное изложение в деловом жанре (доклад, переговоры, деловую переписку или телефонный разговор). Риторика в деловом стиле имеет тонкую границу с документоведением.
Детская риторика
Что такое риторика для детей? Каждый родитель стремится научить ребенка правильно разговаривать и поддерживать разговор. Но как это сделать? Давайте рассмотрим советы, которые помогут это сделать.
Риторика — самостоятельная наука, в основе которой система законов и предметы исследования.
Она обладает четкой функциональной направленностью.
И не менее важная наука, как и другие. Дает возможность интеллектуально и духовно-нравственно развивать человека. Если вам понравилась статья на Редачим, то поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии.
Чёрная риторика. Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Эта статья открывает цикл материалов о чёрной риторике. Что это вообще такое? Бредемайер даёт определение: «Черная риторика – это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, то есть речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь». Звучит многообещающе, правда?
Тезисы о нашей речи
Поскольку чёрная риторика это в первую очередь речь, разговор, Бредемайер подчёркивает некоторые пункты:
Что есть что?
О нашей речи и способах её использования существует целый ряд наук. Необходимо в них разобраться.
Риторика – наука об эффективном использовании речевых компонентов для публичного выступления. Свод техник и навыков, помогающих убедить слушателей в чём-либо.
Об эристике и полемике вы можете прочитать отдельно.
Рабулистика – искусство изощренной аргументации. Поможет вам построить свою систему аргументов и разрушить чужую.
Чёрная риторика – это некая солянка, конгломерат риторики, эристики, рабулистики, полемики и всего остального, что поможет вам доминировать в любом разговоре, максимального эффективно использовать свою речь и добиваться желаемого с помощью силы слова. Чёрная риторика поможет вам как в атаке, так и в защите: вы научитесь избегать манипуляций и влияния магии слова других людей.
Научитесь управлять словом и вы научитесь управлять всем остальным.
С терминологией разобрались, давайте перейдем к первым практическим советам. Начнём с семи правил хитроумной риторики, которые помогут вам одержать верх в дискуссии или убедить группу слушателей в чём-либо.
7 правил хитроумной риторики
«Смотреть в рот народу»
Выражать свою мысль нужно просто и чётко, живо и ясно. Всё, что вы хотите сказать, должно быть доступно для понимания каждого человека.
Учитывайте, что сложно построенная речь, множество абстрактных понятий и незнакомых для большинства слов утомляют. Даже если люди будут вас понимать, они просто устанут слушать. Не так нужно зажигать толпу.
Не говорите «консолидация», говорите «объединение», не составляйте предложения на 3-4 строки, изъясняйтесь короче и без воды, вычурности и шелухи.
Учитесь упрощать, учитесь говорить о сложных вещах простым языком, учитесь быть лаконичным.
Выделение основных положений
По ходу своей речи вы должны подчеркивать, всячески выделять свои основные выводы.
Например, вы можете прямо подводить итог. «Из этого следует, что…», «Таким образом, мы можем сказать, что…» и т.д.
Не бойтесь повториться, гораздо хуже, если кто-то не поймёт, к чему вы вели. Тогда он не только не усвоит этот конкретный тезис, но и может потерять интерес ко всему выступлению.
Чёткое обозначение главной мысли
Основную мысль нужно высказать как можно быстрее, желательно в первые секунды.
Она должна быть сформулирована коротко, чётко и понятно. Она должна быть убедительной. Старайтесь избегать лишних обобщений и абстракций. Только конкретика. Что, когда, для чего и зачем.
Текст вашей речи забудут, но главную мысль будут помнить. Поэтому нужно как следует поработать над тем, как она будет звучать.
«Карфаген должен быть разрушен»
Вы должны постоянно повторять свою главную мысль, возвращаться к ней, напоминать. Она должна передавать одно и то же, но звучать по-разному: синонимы, перестановка слов и другие средства вам в помощь.
Не забывайте, что чем чаще человек что-то слышит, тем охотнее он начинает в это верить. И помните об эффекте края: необходимо начать и закончить повторением главной идеи вашей речи.
Прочно впишите своё главное послание в сознание слушателей. И не раз.
Контраст
Да или нет, чёрное или белое, или то, или другое. В контрасте проявляется убежденность, направленность мнения говорящего.
«Необходимость выбора затрудняет доступ к главной мысли, и не случайно слово презентация означает «предъявление» (своей позиции)», – пишет Бредемайер.
Стирание границ – преимущество
Вы можете не утруждать себя придумыванием сложной и убедительной аргументации, проверкой фактов, формулировкой доказательств. Достаточно размыть границу между правдой и ложью, информацией и дезинформацией или её утаиванием, и вы добьётесь своего – сможете убедить слушателей в чём угодно.
Детальная и замысловатая аргументация отпугивает слушателей. Им не хочется разбираться в тонкостях, напрягать извилины. Им нужна простота.
Доходчивость, красноречие и простота важнее логики, последовательности и честности.
Адресность
Вы должны возражать не аргументам и доводам противника, а самому противнику. В этом ключ к успеху.
Вы должны ввести оппонента в замешательство, заставить его говорить, оправдываться. Это серьёзный шаг к победе.
Выступая же публично, пытаясь убедить людей в чём-то, обращайтесь именно к ним. В зависимости от публики и посыла вашей речи вы должны выделить группу, к которой обращаетесь. Это может быть нация, население города, социальный слой, группа по профессиональному или религиозному признаку и т.д.
Обращайтесь к слушателям, называйте их, дайте почувствовать, что они участники дискуссии, а не случайные свидетели. Это даст огромное преимущество.
Применяйте эти риторические хитрости и пожинайте их плоды.
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках:
Чёрная риторика. Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы
Как часто вы сталкиваетесь с хамством? А с неудобными вопросами после выступления? Как часто вас загоняют в рамки, внутри которых вы чувствуете себя беззащитными перед агрессором? Если какой-то из этих вопросов затронул актуальную для вас тему – читайте эту статью. Она вам поможет.
Проведение демаркационной линии
К сожалению, иногда нам приходится сталкиваться с грубостью в разговоре. Язвительные шутки коллег, неуважительные обращения начальства и т.д. Самый очевидный выход – ответ хамством на хамство. Но Бредемайер утверждает, что это не лучшая стратегия. Ответив колкостью на чью-то злую иронию, вы не разрешите конфликт и не избавите себя от подобного в будущем.
Поэтому лучший вариант – провести демаркационную линию. Обозначить границы, проще говоря.
Если вы столкнётесь с хамством с чьей-либо стороны, не идите на поводу агрессора. Не отвечайте в том же стиле. Скажите, что вы не приемлите подобных высказываний, что не позволите таких реплик в дальнейшем. Если это происходит на рабочем месте – пообещайте написать жалобу.
Чтобы ваши взаимоотношения с коллегами и начальством не переросли во взаимную грубость, сразу обозначьте границы, проведя черту дозволенного.
Игнорирование неудобных вопросов
Не на все вопросы вы обязаны отвечать.
Смело отказывайтесь отвечать на такие вопросы. Скажите, что у вас нет времени говорить на отвлеченные темы, что вы хотели бы сконцентрироваться на вопросах по существу и т.п. Помните, что лучше уйти от вопроса, чем взяться отвечать и усугубить ситуацию.
Совет: Заранее предполагайте, какие «трудные вопросы» вам могут задать. И заблаговременно готовьте ответы на них.
Перехват инициативы
Не бойтесь ломать шаблон, установленный кем-то для того, чтобы оказывать на вас давление, чтобы влиять на вас.
Карстен Бредемайер приводит пример такого перехвата. Однажды он работал с председателем правления одной крупной немецкой компании. Последнему предстояло стать гостем передачи, ведущий которой слыл жёстким и беспощадным интервьюером, постоянно задающим неприятные вопросы.
Помимо обсуждения содержательных аспектов и ряда мелких советов Бредемайер дал своему подопечному указание, которое впоследствии оказало решающее влияние на ход телепередачи. Особенностью программы было её начало: гость входил в студию и останавливался на месте, отмеченном точкой. Передача шла в прямом эфире.
Начались съёмки. Входит председатель правления. И проходит дальше этой точки! Ведущий, который выходил после гостя, сразу заметил, что приглашенный участник программы стоит ближе, чем должен. Это было неожиданностью. Более того, подопечный Бредемайера протянул руку и сказал: «Добрый вечер, господин Касторфф, я рад встрече с вами и предстоящей нам беседе несомненно на чрезвычайно захватывающую тему!».
Ведущий был поражен и обескуражен. Председатель с самого начала передачи начал психологически доминировать и дальнейшее интервью прошло гладко и без каких-либо неприятностей. Так что ломайте шаблоны и берите инициативу в свои руки.
самоиронии в вашей речи и сознании собеседника, научит формулировать главную мысль, объяснит, как она может спасти вас от нападок агрессоров и разъяснит, почему нельзя молчать, когда вы стали жертвой провокатора.
Ирония и самоирония
В некоторых случаях отвечать на нападки можно и нужно с помощью иронии. Но делать это нужно умело. «Ирония – это троянский конь словесной акробатики, самоирония – минное поле для того, кто ее использует», – пишет Карстен Бредемайер.
Самоироничные реплики неудобны для понимания. Человек должен воспринять ваше высказывание, понять, перевернуть в своём сознании и запомнить обратное услышанному. «Настоящее безумие!», – комментирует Бредемайер.
Слушатели понимают, что самоирония обычно не содержит в себе ни грамма правды. Но осадок и некое сомнение остаются. Также она может оказаться не под силу собеседнику, даже если он сможет её идентифицировать.
Опираясь на сказанное можно сделать вывод: никогда не отвечайте самоиронией на вопросы или упрёки. На них следует отвечать прямо и ясно.
Совет:
Никогда не повторяйте упрёк, который вам высказали, в своём ответе. Повторение закрепляет информацию в сознании. Даже если вы блестяще отразите вербальную атаку, у вопрошающего останутся семена сомнения.
Меткая цитата на вес золота, но повторение собственной главной мысли ещё дороже
Карстен рассказывает историю из своей практики. Он выступал с докладом, выступал успешно, по поведению аудитории он сделал вывод, что ему удалось выполнить все поставленные задачи.
После завершения своего доклада, Бредемайер предложил начать дискуссию. В зале была стойка с микрофоном, поэтому интерактивность была обеспечена. Тут с задних рядов поднялся мужчина, подошёл к микрофону и произнёс следующее: «Господин Бредемайер, мои комплименты. (Пауза!) Искренне поздравляю вас с тем, что своим докладом вам удалось полностью развалить эту в высшей степени интересную тему».
Отсюда Бредемайер выводит правило: в таких случаях нельзя молчать! Однако в стрессовой ситуации быстро подобрать подходящую острую цитату не всегда получится. Но есть другое решение: повторение основной мысли.
«Жаль, что вы прослушали всё, о чём я говорил, но я предлагаю…», «Повторюсь, я вышел сюда, чтобы сказать о том, как…» и т.д. Этот приём поможет вам нейтрализовать вербальные атаки и неадекватную критику вашего выступления.
Желательно подобрать эту фразу-главную мысль заранее. Она должна звучать эффектно и сильно. Такая подготовка будет служить вам опорой и придаст уверенности в себе.
Что делать, когда разговор уходит от темы?
Мы учимся писать речи, которые будет интересно слушать, мы учимся их правильно преподносить, мы учимся отражать вербальные нападки и несправедливые замечания. Но что делать, если изначально заданная вами тема уходит на второй план? Как вернуть собеседников к первоначальному предмету разговора? Карстен Бредемайер предлагает такое решение этой проблемы.
Первый уровень
Разговор отклоняется от намеченной темы. Начинаются взаимные вербальные атаки. Справиться вам поможет правило трёх «Т»:
Touch – касаться (какой-либо темы). Если разговор уходит в сторону, немедленно заявите об этом. Скажите, что предмет обсуждения не ведёт к намеченной цели и его необходимо сменить.
Карстен Бредемайер предлагает два примера touch-фразы:
Вы можете использовать любую свою формулировку. Фраза должна быть в повелительном наклонении.
Turn – переводить (разговор). Вы должны перевести разговор на изначальную тему. Проще говоря, напомнить, зачем вы собрались.
Бредемайер предлагает простую и понятную формулировку: «Итак, наша тема — … ».
Talk – разговаривать. После первых двух «Т» вы должны продолжить разговор с того, на чём он был остановлен. Необязательно дословно помнить последние реплики, вам достаточно повторить уже изложенные тезисы и задать вопрос оппоненту.
Пример от Карстена: «Я уже назвал факторы, влияющие на сбыт нашей продукции. Вопрос: как и в какие сроки вы намерены изменить ситуацию?».
Второй уровень
После вашего вмешательства разговор не стал более конструктивным. Чтобы вытянуть главную тему обсуждения из тени второстепенных, вы должны прибегнуть к эмоциональной «жёлтой карточке». Посмотрите в глаза оппонента и спросите его: «К чему, собственно, вы все это говорите?!». Как утверждает Бредемайер, ваш собеседник, скорее всего, начнёт оправдываться, искать объяснения. И говорить по существу.
Или более жёсткий вариант, предлагаемый Карстеном: «К чему, собственно, вы все это говорите?! Это никак не относится к нашей теме. Вернитесь, наконец, к главному вопросу!».
Эмоциональная «жёлтая карточка» – эффективный инструмент. Не бойтесь его использовать.
Третий уровень
Точка кипения. Время решительных мер. Необходимо предпринять какое-то действие, пока дискуссия не вышла за рамки.
Карстен Бредемайер рекомендует вам переходить в метаплоскость. Под ней он понимает область, лежащую над деловой и эмоциональной плоскостями, в которую вы вступаете для того, чтобы сделать главной темой разговора своего собеседника и его действия.
Вы должны заявить о том, что вас не устраивает, обращаясь прямо к собеседнику. Обратная связь с «я» неэффективна. Не «я недоволен тем, что мы отвлеклись от темы», а «вы отвлеклись от темы!».
Не устраивает поведение собеседника? Скажите ему. Да, идти на прямую конфронтацию тяжело. Но иногда это единственный выход.
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках: