Что значит поклоняться тельцу
Что означает золотой телец?
Под этим понятием подразумевают не только идола, золотой телец в современном понимании – это власть денег, символ богатства, поклонение и господство материальных ценностей
Поможет понять, что из себя представляет идол золотой телец легенда. Моисей вывел израильтян из Египта и повел их через пустыню в новую землю. Пока он разговаривал с Господом и получал от него наставления, люди испугались, что с ним произошло несчастье. Они обратились с просьбой к Аарону, чтобы тот создал для них бога, который выведет их из пустыни. Аарон из украшений и золота выплавил золотого тельца. Вокруг этого быка израильтяне устроили пляски и веселье. На что очень разгневался Господь и хотел даже истребить весь народ, но Моисей выпросил прощения и пошел на землю с Иисусом Навином.
Здесь он, рассердившись, на человеческую глупость и дерзость разбил в сердцах скрижали, написанные Богом. Тельца истер в порошок, добавил в воду и заставил выпить израильтян эту воду. Затем встал на воротах и предложил идти с ним дальше тем, кто чтит Господа и верит ему. После того, как осталось несколько человек, решивших поклоняться тельцу, сыны божьи убили отрекшихся от Бога. После Моисей сказал Богу: «они искупили свою вину кровью».
Золотой телец в Библии
Золотой телец и Моисей
Золотой телец значение
Поклонение золотому тельцу. Никола Пуссен.
Превращать деньги в главную цель своей жизни и означает – поклоняться золотому тельцу.
И выражению этому уже несколько тысяч лет.
В Ветхом завете, в книге Исход рассказывается о том, как Моисей вел свой народ из Египетского рабства в обещанную Богом Землю. Однажды израильтяне остановились на отдых и разбили лагерь у горы Синай. По велению Бога Моисей поднялся на гору, чтобы получить знаменитые десять заповедей, а также другие установления, по которым предстояло жить народу Израиля. Сорок дней и ночей провел Моисей на вершине горы, общаясь с Богом. Долгое отсутствие своего вождя взволновало израильтян. Они стали думать, что Моисей может и не вернуться к ним, а потому обратились к его брату и сподвижнику — Аарону. «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». Аарон велел народу собрать все золотые украшения, и принести ему. Из этого золота он отлил статую тельца и предложил ее народу в качестве идола, которому теперь могли бы поклоняться израильтяне. Народ принес золотому тельцу жертвы и устроил праздник в честь нового божества. Так евреи предали истинного Бога.
Когда Моисей спустился с горы и увидел пирующий народ, он в гневе уничтожил идола, а виновные в этом преступлении были наказаны.
С тех пор и возник этот образ: поклоняться золотому тельцу означает отказаться от истинного Бога в пользу другой жизненной цели — накопления земных сиюминутных богатств. Ведь для алчного человека деньги очень быстро становятся подобием божества, которому он готов приносить любые возможные жертвы.
Вот только смогут ли деньги и даже все золото мира разом, заменить человеку любовь, мудрость и вечную жизнь, возможную только тем, кто познал настоящего Бога?
Так что как бы ни были важны прибыли для любого бизнесмена, не стоит так поспешно называть их самым главным своим жизненным приоритетом.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Что значит поклоняться тельцу
Поклоняющиеся тельцу были оправданы?
Некоторые приводят истоию с Мусой мир ему, и его народом которые начали поклоняться тельцу в его отсутсвие, сделали вывод что они были оправданы своим невежеством. Ниже из толкований Корана учеными и хадисов вы узнаете как они были оправданы своим невежеством!
Вот что приходит в Коране Сура Бакара:
51. Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.
52. После этого Мы простили вас, – быть может, вы будете благодарны.
53. Вот Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и различение, – быть может, вы последуете прямым путем.
54. Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя (пусть невинные убьют беззаконников). Так будет лучше для вас перед вашим Создателем». Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный.
Пишет шейх Ас-Саади в толковании:
Всевышний напомнил сынам Исраила о милости, которая была оказана им, когда Аллах обещал почтить Мусу сорока ночами и ниспослать ему Тору – Писание, несущее в себе великое благо и огромную пользу. Но израильтяне не дождались окончания этого срока и в отсутствие своего пророка стали поклоняться золотому тельцу. Они поступили несправедливо, поскольку им была известна истина, и это делало их преступление еще более тяжким и страшным. Вот почему Аллах велел им устами пророка Мусы (мир ему) покаяться в содеянном и казнить друг друга. А затем Аллах простил их, чтобы они возблагодарили Его.
Вот что пишет ибн Касир в толковании к этим аятам:
От израильтян требуется покаяние за поклонение тельцу.
О слове Всевышнего Аллаха: ﴿وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ يَـقَوْمِ إِنَّكُمْ ظَلَمْتُمْ أَنفُسَكُمْ بِاتِّخَاذِكُمُ الْعِجْلَ﴾
Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ!
Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу.
Хасан аль-Басри сообщает,
что когда они задумали в сердцах своих поклонение тельцу:
﴿وَلَمَّا سُقِطَ فَى أَيْدِيهِمْ وَرَأَوْاْ أَنَّهُمْ قَدْ ضَلُّواْ قَالُواْ لَئِن لَّمْ يَرْحَمْنَا رَبُّنَا وَيَغْفِرْ لَنَا﴾
Когда же они пожалели о содеянном и увидели, что впали в заблуждение,
они сказали: «Если наш Господь не смилостивится над нами и не простит нас,
то мы непременно окажемся в числе потерпевших убыток. (7:149)
Это произошло, после того как Муса сказал им: ﴿يَـقَوْمِ إِنَّكُمْ ظَلَمْتُمْ أَنفُسَكُمْ بِاتِّخَاذِكُمُ الْعِجْلَ﴾
«О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу».
Абу аль-Алия, Саид ибн Джубайр и ар-Раби’ ибн Анас так прокомментировали аят:
﴿فَتُوبُواْ إِلَى بَارِئِكُمْ﴾ перед своим Создателем – الباريء «Аль-Бари» здесь означает «Создатель».
Муса готовит их к осознанию величины их греха, другими словами: «Раскайтесь перед Тем, кто сотворил вас до того, как вы придали Ему сотоварищей в поклонении».
Ибн Джарир передаёт, что ибн Аббас сообщил: «Муса сказал своему народу:
﴿فَتُوبُواْ إِلَى بَارِئِكُمْ فَاقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ عِندَ بَارِئِكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ﴾
Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя (пусть невинные убьют
беззаконников). Так будет лучше для вас перед вашим Создателем». Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный.
Муса передал повеление своего Господа народу и приказал сесть тем, кто поклонялся тельцу. Тем же, кто не поклонился тельцу, он повелел убивать ножами сидящих.
Тут наступила тьма, когда тьма прошла было уже убито семьдесят тысяч человек.
Те, кто был убит, были прощены, те, кто погиб, были также прощены.
(Конец цитаты из тафсира ибн Касира).
_____________________________
Сообщается в сборнике «Аль-Мустадрак» аль-Хакима, что Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Муса поспешил на встречу со своим Господом, человек по имени ас-Самири собрал все украшения сынов Исраиля, какие смог заполучить, и выплавил из них тельца. Затем он бросил пригоршню в полость идола и получился телец, издающий мычание.
Ас-Самири сказал: “Это ваш бог и бог Мусы”. Харун же сказал: “О народ, разве ваш Господь не дал вам своего прекрасного обещания?!”
Когда Муса вернулся к сынам Исраиля, то увидел, что ас-Самири ввёл их в заблуждение. Тогда Муса схватил своего брата (Харуна) за голову, и тот сказал ему то, о чём упомянуто в Коране.
Потом Муса обратился к ас-Самири и спросил: “А ты что скажешь?” Ас-Самири сказал: “Я взял пригоршню со следов посланца* и бросил её**. Моя душа подтолкнула меня к этому”.
*[Речь идёт об ангеле Джибриле. Ас-Самири видел его, когда Джибриль спустился для того, чтобы погубить фараона и его воинов. Тогда ас-Самири взял пригоршню глины с того места, где наступал Джибриль или его конь, и сохранил у себя].
**[Некоторые толкователи сказали, что золотой телец стал мычать по причине чудесных свойств пригоршни, чтобы стать по воле Аллаха искушением и испытанием для сынов Исраиля. Подобно тому как ангелы Харут и Марут были искушением для них в Вавилоне, обучая их колдовству, но предупреждая, что тот, кто воспользуется этим знанием, никогда не войдёт в Рай. Существует также другое мнение, что сам ас-Самири устроил тельца так, что воздух, проходя через специальные отверстия, проделанные в нём, создавал звук, похожий на мычание телёнка, и затем ас-Самири бросил в полость телёнка пригоршню глины, дабы убедить людей в истинности созданного им божества].
Затем Муса приступил к тельцу и напильниками истёр его в порошок[В Коране говорится, что идол тельца был сожжён. Это значит, что телец частично был стёрт напильниками, а частично расплавлен на огне]. Он делал это на берегу реки, и у каждого, кто поклонялся тому тельцу, после того как он пил речную воду, лицо становилось жёлтым, подобно золоту.
Они спросили: “О Муса, каким будет наше покаяние?”
Он сказал: “Оно будет в том, что вы будете убивать друг друга”.
И вот они схватили ножи и начали убивать друг друга без разбора, так что человек убивал своего отца и брата. Это продолжалось, пока не было убито семьдесят тысяч. Тогда Аллах внушил Мусе: “Вели им удержать свои руки, Я простил убитых и принял покаяние у тех, кто остался в живых”».
Источники хадиса:
Хадис привёл аль-Хаким в сборнике «Аль-Мустадрак» (2/412), номер хадиса 3434, в «Книге толкования» (раздел толкования суры «Та Ха»). Относительно этого хадиса аль-Хаким сказал: «Этот хадис достоверный (сахих) в соответствии с критериями двух шейхов (аль-Бухари и Муслим), но они не привели его (в своих сборниках)».
Имам аз-Захаби высказался аналогично.
О каком оправдании может быт тут речь когда за этот поступок было убито 70 тысяч из их народа!? Если бы они были оправданы по невежеству то не были бы наказаны.
Золотой телец
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Золотой телец — золотой идол в форме тельца и грех идолопоклонства, совершенный евреями в период странствий по пустыне. Увидев, что Моисей (Моше), поднявшийся на гору Синай для получения Торы, не вернулся в назначенный час, народ собрал золотые украшения и заставил первосвященника Аарона, брата Моше, переплавить их в золотого идола. Когда Моше вернулся и увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу, он разбил полученные от Вс-вышнего Скрижали Завета с написанными на них Десятью заповедями. В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза — день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.
Оглавление
Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода [↑]
Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы [↑]
Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай.
7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.
Одна из причин, почему евреи ошиблись [↑]
Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».
Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.
Идол золотого тельца [↑]
16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям, и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.
Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.
Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.
Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».
18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.
Второе восхождение Моше на гору Синай [↑]
Моше пробыл на горе Синай 40 дней — с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.
Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» — «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).
Вторые Скрижали и прощение еврейского народа [↑]
На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.
В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.
10 Тишрея, в Йом Кипур — День Искупления, Б-г полностью простил евреев и приказал Моше вытесать другие каменные Скрижали с написанными на них Десятью речениями. Эти, Вторые Скрижали, Моше передал евреям, спустившись с горы Синай.
Моше также передал повеление Вс-вышнего о строительстве Переносного Храма — Мишкана, где будет производиться служба Б-гу и на котором будет пребывать Шхина.
Строительство Переносного Храма — Мишкана
На следующий день после Йом Кипура, 11 Тишрея, Моше было приказано перечислить евреев посредством пересчета монет по полшекеля, которые каждый должен был пожертвовать на строительство Мишкана.
Мидраш объясняет, что, пожертвовав по монете в сокровищницу Мишкана (посредством чего они будут сосчитаны), евреи выкупят свои жизни, право на которые они потеряли во время происшествия с тельцом.
С Йом Кипура до того момента, как был сооружен Мишкан (1 Нисана 2449 года), «Моше брал шатер и разбивал его вне стана, далеко от стана, и называл его шатром Собрания. И было, всякий ищущий Господа выходил к шатру Собрания, который вне стана. И было, когда выходил Моше к шатру, поднимался весь народ, и стояли они, каждый у входа в свой шатер, и смотрели вслед Моше, пока он не войдет в шатер. И было, когда входил Моше в шатер, спускался облачный столп и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше … и возвращался он в стан» (Шмот, 33:7-11).
Раши объясняет, что после того, как Вс-вышний говорил с ним, Моше возвращался в стан и обучал старейшин народа тому, чему сам обучился.
После возведения Мишкана, Шхина пребывала только там, и Моше не мог говорить с Вс-вышним ни в каком другом месте.
Во время последнего пребывания на горе Синай Моше было указано, что строительство Мишкана должно быть поручено Бецалелю, внуку Хура, убитого во время происшествия с золотым тельцом. Это должно было искупить вину, приведшую к смерти Хура.
25 Кислева — меньше, чем через три месяца, было закончено строительство всех деталей Мишкана, а собран финально и освящен он был 1 нисана 2449 года.
В чем состоял грех золотого тельца? [↑]
Как объясняют комментаторы, евреи, сделав золотого тельца, не утратили веру в Б-га. Они искали замену не Б-гу, а Моше.
По мнению Рамбана (Нахманида), изваяние тельца, которое евреи вылили, было лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Хотя евреи искали замену именно Моше, они хотели, чтобы их вел не другой человек, а одна из таких небесных сил, которая будет служить посредником между ними и Вс-вышним. Но это и есть идолопоклонство, которое является тяжким грехом. Вместо того, чтобы обратиться напрямую к Отцу, царский сын обратился к «чиновнику» — чем глубоко задел и разгневал Отца, продемонстрировав отчуждение и нежелание поддерживать близкую, непосредственную связь.
Утратив тот уровень почти идеальной близости к Б-гу, евреи также оказались в состоянии совершить убийство (Хура).
Как были наказаны виновные? [↑]
Спустившись с горы, Моше стал в воротах лагеря и сказал: «Кто за Г-спода — ко мне!» Вокруг Моше собралось колено Леви. Согласно мидрашу, ни один из левитов не поклонился золотому тельцу.
Левиты судили всех, кто сознательно предался идолопоклонству. Те, кто были заблаговременно предупреждены о том, что идолопоклонство наказывается смертной казнью — при условии, что предупреждавшие их свидетели дали исчерпывающие показания — были убиты мечом.
Те, чье идолопоклонство было засвидетельствовано, но кто не был предупрежден, умерли от эпидемии, посланной Всевышним (согласно закону Торы, смертной казнью по постановлению земного суда может быть наказан лишь тот, кто был своевременно предупрежден).
Те, чье идолопоклонство не было засвидетельствовано (и кто не был предупрежден), были подвергнуты испытанию особой водой, в которой был растворен пепел тельца. Животы всех виновных распухли, как только они выпили эту воду, а невиновные остались невредимы.
Следует помнить, что число евреев, казненных за поклонение золотому тельцу, было незначительным. Тора свидетельствует, что при выходе из Египта в Нисане число взрослых евреев-мужчин составляло шестьсот тысяч, а когда в Тишрее, через три месяца после истории с тельцом, был пересчет народа с помощью пожертвованных людьми половин шекеля, число взрослых мужчин (в возрасте старше 20-ти лет) выросло до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти. Таким образом, число казненных было меньшим, чем прирост населения старше 20-ти лет в течение шести месяцев — между Нисаном и Тишреем.
Женщины, как известно, вообще не участвовали в грехе золотого тельца.
Высочайший уровень поколения пустыни и его раскаяние [↑]
Нельзя недооценивать величия того поколения — поколения пустыни. После произнесения у горы Синай «наасэ ве-нишма» евреи напоминали скорее ангелов, чем людей. Вс-вышний избрал это поколение для получения Его Торы, зная, что все они — праведники, настолько они были сильным духом и держали под контролем свой «ецер а-ра» (дурное начало).
Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?
Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.
Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.
Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому — несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.
Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.
Ас-Самири и Золотой телец
В этом хадисе содержатся некоторые подробности и дополнения к кораническому повествованию о том, как сыны Исраиля поклонялись золотому тельцу, которого изваял для них человек по имени ас-Самири[1]. В хадисе говорится о том, как пророк Муса (мир ему) поступил с тельцом, как он пустил его по ветру, и о том, каким образом сыны Исраиля убивали друг друга в наказание за идолопоклонство.
История о золотом тельце в Коране[2]
Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.
После этого Мы простили вас, – быть может, вы будете благодарны.
Вот Мы даровали Мусе Писание и различение, – быть может, вы последуете прямым путём.
Вот сказал Муса своему народу: “О народ мой! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте друг друга. Так будет лучше для вас перед вашим Творцом”. Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милостивый»[3].
Также Аллах (Велик Он и Славен) в Коране сказал: «О Муса! Зачем ты поспешил оставить свой народ?”
Он сказал: “Они находятся неподалёку и следуют по моим стопам, я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен”.
Аллах сказал: “Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и ас-Самири ввёл их в заблуждение”.
Муса вернулся к своему народу разгневанным и опечаленным и сказал: “О мой народ! Разве ваш Господь не дал вам прекрасного обещания? Неужели этот срок оказался долгим для вас? Или же вам захотелось, чтобы на вас пал гнев вашего Господа, и потому вы нарушили данное мне обещание?”
Они сказали: “Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжёлыми украшениями того народа и бросили их в огонь, и ас-Самири тоже бросил”.
Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: “Вот ваш бог и бог Мусы, но он забыл его”.
Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?
Харун (Аарон) сказал им до этого: “О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь – Милостивый. Следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям”.
Они сказали: “Мы не перестанем поклоняться ему, пока Муса не вернётся к нам”.
Он сказал: “О Харун! Когда ты увидел, что они впали в заблуждение, что помешало тебе последовать за мной? Неужели ты ослушался меня?”
Он сказал: “О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову. Я боялся, что ты скажешь: „Ты разобщил сынов Исраиля и не выполнил моих наставлений”. Муса спросил: ”А что ты скажешь, ас-Самири?”
Он сказал: “Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (Джибриля) и бросил её. Моя душа подтолкнула меня к этому”.
Он сказал: “Ступай! В этой жизни тебе придётся говорить: „Не прикасайтесь”[4]. А затем наступит срок, которого тебе не избежать. Смотри же на своего бога, перед которым ты был смирен. Мы сожжём его и развеем его по морю.
Вашим Богом является Аллах, кроме Которого нет иного божества. Он объемлет знанием всякую вещь”»[5].
Текст хадиса
Сообщается в сборнике «Аль-Мустадрак» аль-Хакима, что Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Муса поспешил на встречу со своим Господом, человек по имени ас-Самири собрал все украшения сынов Исраиля, какие смог заполучить, и выплавил из них тельца. Затем он бросил пригоршню в полость идола и получился телец, издающий мычание.
Ас-Самири сказал: “Это ваш бог и бог Мусы”. Харун же сказал: “О народ, разве ваш Господь не дал вам своего прекрасного обещания?!”
Когда Муса вернулся к сынам Исраиля, то увидел, что ас-Самири ввёл их в заблуждение. Тогда Муса схватил своего брата (Харуна) за голову, и тот сказал ему то, о чём упомянуто в Коране.
Потом Муса обратился к ас-Самири и спросил: “А ты что скажешь?” Ас-Самири сказал: “Я взял пригоршню со следов посланца[6] и бросил её[7]. Моя душа подтолкнула меня к этому”.
Затем Муса приступил к тельцу и напильниками истёр его в порошок[8]. Он делал это на берегу реки, и у каждого, кто поклонялся тому тельцу, после того как он пил речную воду, лицо становилось жёлтым, подобно золоту.
Они спросили: “О Муса, каким будет наше покаяние?” Он сказал: “Оно будет в том, что вы будете убивать друг друга”. И вот они схватили ножи и начали убивать друг друга без разбора, так что человек убивал своего отца и брата. Это продолжалось, пока не было убито семьдесят тысяч. Тогда Аллах внушил Мусе: “Вели им удержать свои руки, Я простил убитых и принял покаяние у тех, кто остался в живых”».
Источники хадиса
Хадис привёл аль-Хаким в сборнике «Аль-Мустадрак» (2/412), номер хадиса 3434, в «Книге толкования» (раздел толкования суры «Та Ха»). Относительно этого хадиса аль-Хаким сказал: «Этот хадис достоверный (сахих) в соответствии с критериями двух шейхов (аль-Бухари и Муслим), но они не привели его (в своих сборниках)».
Имам аз-Захаби высказался аналогично.
Толкование хадиса
Наш Господь (Велик Он и Славен) рассказал нам в Коране, что сыны Исраиля стали поклоняться рукотворному тельцу, после того как Муса (мир ему) ушёл от них на сорок дней для особой встречи со своим Господом.
Когда Аллах сообщил Мусе, что натворил его народ, он вернулся к ним разгневанным и опечаленным. Вернувшись, он стал порицать своих соплеменников, но в оправдание они стали говорить, что это ас-Самири искусил их. Он создал тельца из золотых украшений, которые евреи взяли в долг у египтян перед уходом из их страны[9], и бросил в полость этого тельца пригоршню глины с того места, на которое наступал ангел Джибриль (мир ему), когда спускался на землю, чтобы погубить фараона и его воинов. Ас-Самири смог изваять тельца, который издавал мычание.
Также Муса сурово отчитал своего брата Харуна, но тот привёл в своё оправдание веские доводы. Затем Муса допросил ас-Самири и потребовал его ответить за преступление, которое тот совершил.
В хадисе рассказывается о том, как именно Муса уничтожил идола: он растёр его напильниками, чтобы сыны Исраиля увидели ничтожность тельца, которому они поклонялись, и то, как этот лжебог превращается в мелкую пыль, которую затем бросили в протекающую рядом реку.
По воле Аллаха, лица поклонявшихся тельцу чудесным образом стали приобретать жёлтый цвет, подобный цвету золота, сразу после того, как они пили из этой реки.
Когда они стали отличаться от других людей, им было велено убивать друг друга. Они схватились за ножи, и каждый из них стал бросаться на своего отца, сына, брата, и так они убивали друг друга без разбора, пока не было убито семьдесят тысяч душ. После этого Аллах внушил Мусе, чтобы он велел остановить убийство. Так Он простил убитых и принял покаяние у оставшихся в живых.
Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него
Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Автор: Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар.
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.to
Статьи по теме
Прощай, и Аллах тебя не забудет
Язык мой – враг мой
Исправление и призыв
Уважение к мечетям
И будут построены для вас мечети. Остерегайтесь же, дабы Аллах (Велик Он и Славен) не увидел, что вы приходите в эти мечети для забавы!
5 комментариев
Ас-Саляму алейкум,у меня вопрос:в хадисе говорится,что «ас-Самири» это имя человека,а разве в арабском языке имена собственные употребляются с определенным артиклем,ведь в Коране это слово стоит с артиклем «аль»?
Есть мнения ученых, алимов, что этот Самири, который так особо выделен — Даджаль.
Объясняется это например тем, что Муса, будучи горячего нрава, выронил скрижали, схватил своего брата за бороду от гнева, отчитал его, народ, сказав им «убейте себя»!, но в отношении самири, когда всё узнал, только сказал «Ступай!»… — почему он мог так легко его отпустить? потому что знал (от Аллаха разумеется), что ему предначертано вводить в заблуждение людей, и в будущем тоже.
А еще добавил:
«В этой жизни тебе придётся говорить: „Не прикасайтесь”. А затем наступит срок, которого тебе не избежать.» т.е. даже если он будет вершить беззаконие, все равно наступит срок и для него, и ему не избежать. «не прикасайтесь» (ля масаса) т.е. у него будут приближенные, каким-то образом «маосны» — созвучное с «масаса», которые могут приближаться к нему, его партия, а от всех он будет в сокрытии, неприкосновенным.
Еще он сказал: “Я видел то, чего не видели они.», что возможно говорит о его особом зрении, коим обладает его один глаз.
Доказательство того, что он живет с того времени, является хадис, когда один христианин принявший ислам, поплыл к одному острову, где был закован в цепи даджаль, и тот сказал что его время выхода еще не наступило.
Передается от Фатимы бинт Къайс, да будет доволен ею Аллах:
Я услышала призыв глашатая Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который произнес: «Общая молитва!» (Соляту джами’а). Я направилась в мечеть, где помолилась с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я была среди женщин, ряд которых располагался сразу за рядами мужчин.Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он сел на минбар, и он улыбался. Он сказал: «Пусть каждый останется на том месте, где он молился». Затем он спросил: «Знаете ли вы, зачем я вас собрал?» Люди ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал:
— Клянусь Аллахом, я не собрал вас вместе ради призыва или предупреждения, однако я созвал вас из-за Тамима ад-Дари, христианина, принявший Ислам, который дал клятву верности (бай’а) и поведал мне рассказ, который совпадает с тем, что я сообщил вам о Ложном Мессии (Масихи Даджаль). Он рассказал мне, что поплыл на корабле вместе с тридцатью мужчинами из племен Лахм и Джузам. Волны носили их в море в течение месяца. Затем, во время захода Солнца, их вынесло к какому-то острову. Они сели в лодки и поплыли на остров, на котором встретили животное, покрытое такими густыми волосами, что невозможно было различить, где у него передняя часть, а где задняя. Они сказали: «Горе тебе, кто ты?» Оно ответило: «Я − аль-Джассаса». Они сказали: «Что такое аль-Джассаса?» Оно ответило: «О люди, ступайте к тому человеку в монастыре, ибо он очень хочет узнать вас». Он (Тамим ад-Дари) сказал: «Когда оно назвало нам этого мужчину, мы испугались, что это животное могло быть дьяволом».
Он продолжил: «Мы поспешили отправиться в монастырь, где нашли самого большого человека, какого мы когда-либо видели. Он был закован в цепи, его руки были привязаны к шее, а ноги, от колен до щиколоток, закованы в железные кандалы». Мы сказали: «Горе тебе, кто ты?» Он сказал: «Скоро вы узнаете, кто я, поведайте мне о себе». Мы сказали: «Мы люди из Аравии. Мы плыли на корабле, затем море взбушевалось и волны носили нас в течение месяца, затем нас вынесло к твоему острову. Мы сели в лодки и высадились на этом острове. Потом нам повстречалось животное, которое было покрыто такими густыми волосами, что невозможно отличить его переднюю часть от задней. Мы сказали: «Горе тебе, кто ты?», а оно ответило: «Я − Аль-Джассаса». Мы спросили: «Что такое аль-Джассаса?», а оно сказало: «Ступайте к тому человеку в монастыре, ибо он очень хочет знать о вас». Поэтому мы поспешили к тебе, опасаясь, что это животное могло быть дьяволом».
Он (т.е. прикованный человек) сказал: «Расскажите мне о финиковых пальмах Байсана». Мы спросили: «Что ты хочешь знать о них?» Он сказал: «Я спрашиваю, эти пальмы дают плоды?» Мы ему ответили: «Да». Он сказал: «Поистине, скоро они перестанут давать плоды». Затем он сказал: «Расскажите мне об озере ат-Табарийа (Галилейское море)». Мы спросили: «Что ты хочешь знать о нем?» Он сказал: «Есть ли в нем вода?» Мы ему ответили: «В нем много воды». Он сказал: «Поистине, скоро оно высохнет». Затем он сказал: «Расскажите мне об источнике Зуг‘ар» (который находится на юге Сирии). Мы спросили: «Что ты хочешь знать о нем?» Он сказал: «Есть ли в этом источнике вода? Используют ли люди его воду для орошения?». Мы ему ответили: «Да, в нем много воды, и люди используют его воду для орошения». Он сказал: «Расскажите мне о Пророке неграмотных, что он сделал?». Мы сказали: «Он покинул Мекку и поселился в Йасрибе (Медина)». Он спросил: «Арабы с ним воюют?». Мы ответили: «Да». Он спросил: «Как же он с ними обошелся?» И мы рассказали ему, что он (т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) одержал верх над проживавшими рядом арабами, и они последовали за ним. Он спросил нас: «Это действительно случилось?» Мы ответили: «Да». Он сказал: «Поистине, для них лучше следовать за ним, а я вам поведаю о себе. Я − Масих (Даджаль) и, поистине, скоро мне будет разрешено выйти. Я выйду и буду ходить по земле, и не оставлю ни одного поселения, которые бы я не посетил в течении 40 дней, кроме Мекки и Тайба (Медина). Эти два города запрещены для меня. Всякий раз, когда я попытаюсь войти в один из них, меня встретит ангел с обнаженным мечом в руке, не позволяя мне войти. Поистине, там у каждого прохода есть ангел, который охраняет их».
Фатима бинт Къайс сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем сказал нам, стуча своим посохом по минбару: «Это Тайба, это Тайба, это Тайба», имея ввиду Медину. «Рассказывал ли я вам о подобном прежде?» Люди сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, мне понравился рассказ Тамима, потому что это соответствует с тем, что я вам рассказывал о нем (Даджале), а также о Мекке и Медине. Не находится ли он (Даджаль) в Сирийском море (Средиземное море) либо в Йеменском море (Аравийское море)? Нет же, он находится на Востоке, он находится на Востоке, он находится на Востоке», и он указал рукой на Восток. Фатима сказала: «Я запомнила это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Этот достоверный хадис передал Муслим в своем «Сахихе», под номером 2942. Так же его передали ученые в своих книгах, с путем передачи от Фатимы бинт Къайс, да будет доволен ею Аллах. Ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, сказал в «Аль-Джамиа ас-Сахиха» (2253): «Этот хадис – сахих г’ариб». Сказал Ибн Абд аль-Барр в «Аль-Истизкар» (7/338): «Сахих с точки зрения иснада и содержания».