Что значит подвижная нервная система
Что значит подвижная нервная система
Впервые Алексей Алексеевич Ухтомский выступил с докладом о доминанте в 1922 г. и «… опубликовал свое открытие в 1923 г. с точным физиологическим определением: «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Однако общие черты и отдельные элементы этого принципа, как уже было сказано, он определил много лет тому назад. В течение предыдущих почти 18 лет в разные годы ставились опыты, обобщались наблюдения; он неотступно обдумывал, проверял их истинность, облекал в правила, оттачивал формулировки. В этот длинный период доминанта его творческих поисков являла прекрасный пример того, что он искал и как искал.
Периоды доминанты могут длиться и секунды, и часы, и месяцы, и годы, когда желания, искания, ожидания, радости, огорчения становятся доминантами и светлых и чёрных деяний. Они основа и высших и низших страстей. Они служат могучим фактором в творчестве ученого, художника, полководца, революционера.
Идеально был представлен принцип подвижных доминантных переключений у Ф. И. Шаляпина . В совершенстве им владел Илларион Николаевич Певцов. И можно было сослаться на творчество многих истинных актеров, талант которых выражает также и этот чудесный дар мозгового механизма.
Айрапетьянц Э.Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский. Личность великого учёного. (Биографические Эскизы), в Сб.: Айрапетьянц Э.Ш., Голиков Н.В., Ананьев Б.Г., Академик Алексей Алексеевич Ухтомский. К 90-летию со дня рождения, М.-Л., «Наука», 1965 г., с. 15-17.
Что значит подвижная нервная система
Библиографическая ссылка на статью:
Голованова К.В. 24 типа темперамента по И.П. Павлову // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94053 (дата обращения: 03.12.2021).
Если не будешь знать имен, умрет и познание вещей.
В клинических рекомендациях к МКБ-10 отмечается, что «концепция типов личности существовала на всем протяжении истории психиатрии», но «ни одна из предлагавшихся классификаций не оказалась бесспорной», и далее: «клиницистам даже не удалось договориться об оптимальном количестве выделяемых вариантов (разброс составляет от четырех типов Гиппократа до 810, выделенных Fourier». В других исследованиях о темпераментах также подчеркивается, что классификаций типов столько же, сколько на эту тему сочинено теорий [1, с. 6; 2, c. 295]. Третьи характерологи справедливо напоминают, что «многообразие и сложность явлений не освобождает их от действия основных законов психологии» [3, с. 233].
В статье осуществлена попытка отразить научную классификацию типов и вариаций (промежуточных типов) темпераментов, а также их количество по И. П. Павлову, который на основе учения о ВНД подвел физиологический фундамент под систему четырех типов темперамента, выделенных Гиппократом (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический). Далее в работе «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» И. П. Павлов дает пояснение о возможных вариациях этих четырех типов: «Не считаясь с градациями и беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов. Если прибавить, что преобладание при неуравновешенности может принадлежать, вообще говоря, то раздражительному процессу, то тормозному, и в случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то того, то другого процесса, то количество возможных сочетаний простирается уже до двадцати четырех. И беря, наконец, только грубые градации всех трех основных свойств, мы уже тем чрезвычайно увеличиваем число возможных сочетаний» [4, с. 336].
Различные попытки классифицировать подвиды или вариации основных четырех типов темперамента, которые делались ранее (в том числе учениками и последователями И. П. Павлова: классификации А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и др.) [5, c. 36; 6, с. 215], были осуществлены либо бессистемно, либо буквально «на глазок», без научного обоснования, в то же время описательно довольно точно (Kretschmer, 1921; Ганнушкин, 1933; Leonhard, 1968; Личко, 1977; Волков, 2000).
И. П. Павлов же подводит именно научное обоснование под каждый подвид (вариацию темперамента), отсюда и конкретное число типов, но дальнейшая разработка этих вариаций в павловской школе так и не была проведена.
Ранее описать именно данные 24 типа темперамента (в контексте диагностики и профориентации), в т. ч. прибавляя к ним мыслительный, художественный и средний тип, описанные И. П. Павловым, и соответственно получая не 24, а 72 типа, пробовали психиатр Б. Я. Первомайский [7], психолог В. А. Лапин [8]. Попытки подобраться к другим (кроме четырех) общим типам нервной системы были отражены и в работах учеников павловской школы: например, обнаружилось, что «у сильного типа неуравновешенность может характеризоваться также преобладанием торможения над возбуждением» или «внутри слабого типа различают еще сильную его вариацию, в которой возбуждение отличается большей силой» [9, с. 93], и в работах советской школы дифференциальной психологии, но в какой-то момент работа по типологизации фактически остановилась [10, с. 21].
В настоящее время психолог А. К. Дроздовский изучает проявления типологических особенностей свойств НС и их измерение с учетом множества параметров у людей разных профессий, основываясь на учениях советской психологической школы и западных психологических (неклинических) школ [11, с. 51]. Проводятся исследования связи черт темперамента с нейрохимическими системами: модель функционального ансамбля темперамента И. Н. Трофимовой [12]. Существуют также описательные исследования именно сочетаний типов темперамента других авторов [13; 14; 15]. Но единого мнения и системы по-прежнему нет, не говоря уже о до сих пор совершенно различном понимании специалистами понятий «темперамент», «характер», «личность».
Сами рассматриваемые сочетания (вариации) обозначаются специалистами по-разному: например, конформно-гипертимный тип, эпилептоидно-неустойчивый тип и др. (А. Е. Личко); синтонноподобные аутисты, психастеноподобные эпилептоиды и др. (М. Е. Бурно); вариант эпилептоидного характера «рубаха-парень» и истерического характера «астенические истерики» (П. В. Волков); демонстративно-застревающие личности, педантичный характер с гипертимностью (K. Leonhard); «смешанные типы» часто упоминаются на различных клинических разборах, экспертизах (А. Г. Гофман); комбинированные типы (А. Ф. Лазурский); активный и подавленный холерик (L. H. McCormick) [21, c. 6]; неврастеники и психастеники в группе астеников (Б. Ганнушкин) (22, с. 20]; эпилептоидность и истероидность как сочетания шкал ММРI (Н. Н. Нарицын; автор также отмечает, что «акцентуации – это краски, и в сочетании они могут дать совершенно уникальные цвета») [23, с. 137; 24; 25, с. 73; 26, с. 26; 27, с. 142; 14, с. 23; 3, с. 72; 28, c. 17]. В исследованиях В. М. Русалова – «смешанный низко эмоциональный тип», или «смешанный высоко активный тип», или даже «неопределенный тип», с пояснением, что «классификация этих типов – дело будущих научных исследований» [29, с. 302].
В то же время примечателен факт об очевидно ошибочном положении Канта, что сложных темпераментов вообще нет: «Их всегда и во всем только четыре, и каждый из них прост; нельзя и предвидеть, что вышло бы из человека, который имел бы смешанный темперамент» [30, с. 95].
Следует также обратить внимание, что в житейском и научно-популярном описании типы нервной системы, выделенные И. П. Павловым, часто отражены однобоко, так как происходит приписывание процессов, которые являются наиболее распространенными, но не единственными вариантами. Например, холерик часто описывается как сильный, неуравновешенный (возбудимый), тогда как может быть не только возбудимый, но и тормозимый варианты [1, с. 177], и только процессы «сила» и «неуравновешенность» здесь постоянны и неизменны. Такой же пример с меланхоликом: верно только то, что это слабый тип НС, тогда как часто этот тип описывается только как неуравновешенный и инертный, но существуют и другие варианты (в том числе уравновешенный меланхолик), и только «слабость» НС – главная отличительная особенность меланхолика.
В лаборатории И. П. Павлова выделялись так называемые промежуточные типы: «слабая вариация сильного типа» или «сильная вариация слабого типа» [31, с. 153]. Ближайшим учеником И. П. Павлова П. С. Купаловым было выделено большое число вариаций слабого типа, также он выделил, например, второй неуравновешенный тип, у которого неуравновешенность зависит от различной подвижности основных нервных процессов (эксперименты проводились на животных) [32, Т. 25; 33, с. 12; 34, с. 56].
Разберем 24 типа темперамента без «грубых градаций», которые излишни (с ними теоретически получатся 96 вариаций) [31, с. 154]. Разбор будет осуществлен с учетом всех свойств нервной системы человека. Таким образом получается: два варианта сангвиников, два варианта флегматиков, восемь вариантов холериков и двенадцать вариантов меланхоликов.
Класс сангвиников (2 подкласса)
Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)
1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).
2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).
Класс флегматиков (2 подкласса).
Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)
3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).
4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).
Класс холериков (8 подклассов).
Холерики (тип НС: сильный, неуравновешенный)
5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).
6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).
7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).
8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).
9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).
10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).
11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).
12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).
Меланхолики (НС: слабая)
13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).
14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).
15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).
16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса)
17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).
18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).
19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).
20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).
21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).
22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).
23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).
24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).
Схематично это можно отобразить с помощью классической таблицы темпераментов по И.П. Павлову (рис. 1) и подробной таблицы с градациями (24 типа темперамента, рис. 2).
Рис. 1. Четыре типа темперамента
Рис. 2. 24 типа темперамента
Таким образом, исходя из вышеупомянутой логики, можно предположить, что в разговоре, например, о психастеноподобном холерике будет иметься в виду 8-й тип НС по И. П. Павлову, под которым будет научная основа – это сильный, неуравновешенный, лабильный тип темперамента с преобладанием торможения в неуравновешенности и тормозного процесса в лабильности.
Прежде чем перечислить снова все 24 типа темперамента уже не просто по номеру, а с названиями вариаций, напомним о свойствах нервной системы и соответственно темпераменте. Темперамент — это тип высшей нервной деятельности (сочетание ее свойств) [10, с. 78]. Нервная система (белое проводящее нервные импульсы вещество, разветвляющееся по всему организму наподобие кровеносной системы) имеет врожденные свойства: сила, уравновешенность, подвижность. Сила: выносливость к воздействиям среды, уравновешенность: сбалансированность возбуждения и торможения, подвижность: лабильность или инертность смены реакции.
Нервная система человека может быть от природы либо сильной, либо слабой, уравновешенной или неуравновешенной, лабильной или инертной. Каждый человек обладает всеми тремя свойствами, но в разных вариациях. Один сильный уравновешенный лабильный, другой сильный неуравновешенный лабильный, третий слабый неуравновешенный инертный и т. д. И поскольку такие свойства НС, как слабость, неуравновешенность, подвижность, – неоднозначны (т. е. могут быть как в строну возбуждения, так и в строну торможения), появляются градации (вариации или подклассы) основных типов (см. рис. 2).
Например, сильный тип НС по процессу возбуждения: выносливость (возможность долго выполнять трудную работу с той же интенсивностью и продуктивностью); способность преодолевать трудности, неудачи, стремление к трудностям, настойчивость, повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; самостоятельность в поступках; умение быстро мобилизоваться в случае неудачи. Слабый тип НС обладает противоположными показателями (быстрая утомляемость, несобранность и пр.).
Сильный тип НС по процессу торможения: работоспособность, особенно в неинтересном деле; способность хранить интересные новости; неторопливость в принятии решений; сдержанность в разговоре, в поступках (включая стрессовую ситуацию); прочное формирование навыков, связанных с волевой задержкой; неторопливость речи, движений, пантомимики. Слабый тип НС обладает противоположными показателями.
Подвижность нервных процессов: быстрый темп активности, включая освоение новой работы, обстановки, материала (но иногда и быстрое забывание без повторений); быстрое сближение с людьми, любовь к новым впечатлениям; подвижность, живая мимика, речь, легкое засыпание и пробуждение. Показатели инертности нервных процессов противоположные [35, с. 159; 36].
Особо остановиться следует на таком свойстве, как «подвижность». Когда речь идет о таких его вариациях, как лабильность и инертность, все просто. Но когда нужно определить что такое, например, «лабильность раздражительного процесса» или «инертность раздражительного процесса», «лабильность тормозного процесса» или «инертность тормозного процесса», – возможна путаница. В данном исследовании будем исходить из того, что «лабильность раздражительного процесса» означает быстроту смены реакции в строну возбуждения, и наоборот – «лабильность тормозного процесса» означает быстроту смены реакции в сторону торможения; а «инертность раздражительного процесса» означает медленность переключения с раздражительного процесса, и наоборот – «инертность тормозного процесса» означает медленность переключения с тормозного процесса [1, с. 201].
Соответствие гиппократовских названий современной медицинской терминологии: сангвиник – циклоид, флегматик – шизоид, холерик – эпилептоид, меланхолик – психастеник.
24 типа темперамента с названиями вариаций
Класс сангвиников (2 подкласса)
1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертим (циклоид).
2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотим (циклоид).
Класс флегматиков (2 подкласса).
3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Холодный флегматик (шизоид).
4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Чувствительный (классический) флегматик (шизоид).
Класс холериков (8 подклассов).
5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный холерик.
6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный холерик.
7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Уравновешенный холерик.
8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Психастеноподобный холерик.
9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Классический холерик (эпилептоид).
10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Возбудимый холерик (истерический).
11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) холерик.
12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) холерик.
Класс меланхоликов (12 подклассов).
13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Холерический (гипертим) меланхолик. Истерик.
14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Холерический (гипотим) меланхолик (вариант уточняется). Педант.
15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Холерический (уравновешенный) меланхолик.
16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Классический меланхолик. Психастеник.
17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный психастеник.
18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Истерический меланхолик. Астеник.
19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант холодного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).
20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант чувствительного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).
21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный психастеник.
22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный психастеник.
23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) психастеник.
24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) психастеник.
Для наглядности на рис. 3 предлагаем несколько возможных примеров (из жизни), разных вариаций темпераментов одного класса (по аналогии с материалами-наблюдениями K. Leongard, М. Е. Бурно, П. В. Волкова).
Рис. 3. Примеры вариаций темперамента
Заключение
Перечисленные выше типы, их обобщение и систематизация представлены здесь как пробный шаг к научному обоснованию подвидов (вариаций) темпераментов. Работа будет продолжена в дальнейшем исследовании. Также планируется описать подробно каждый из 24 типов, где фактически понадобится описать лишь часть, так как некоторые типы известны и подробно описаны, тогда как такие типы, как «гипертимный психастеник» или «шизоидоподобный (холодный) холерик» и другие, существуют в популяции, но фактически не описаны.
К вопросу о диагностике: классические тесты на темперамент не подойдут. В частности, «Методика диагностики темперамента Стреляу» (Павловский опросник темперамента) [16], тест-опросник Айзенка EPI («Круг» Айзенка) [37]; «Формула темперамента» А. Белова [34] определяют характеристики типа нервной деятельности и классы (сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов), но без вариаций и дифференцировки.
Тесты на характеры-акцентуации также имеют свои недостатки. Там шкал больше, есть дифференцировка, но из-за отсутствия не только четкого определенного договора о количестве типов, но и о содержании-описании характеров (включая их названия) происходит некоторая путаница, несоответствие (например, опросник Леонгарда – Шмишека не имеет шкалы шизоидности, а его дальнейшее усовершенствование с сочетаниями шкал недостаточно разработано) [38]. Методика ПДО А. Личко уже содержит шкалу шизоидности и некоторую дифференцировку, сочетания, но предназначена для подростков.
Самым надежным и безукоризненным остается личностный опросник MMPI: показывает два варианта шизоидов, два варианта сангвиников, истероидность, ригидных и взрывных холериков, лабильных, астеников, психастеников и многие другие вариации (но, разумеется, не все) [39; 40]. Далее нужны разработки, уточняющие вариации темпераментов, специальные шкалы, опросники.
Также из данной классификации видно, что некоторые сочетания невозможны: например, флегматичный истерик и наоборот (можно предположить, что здесь не вариация темперамента, а что-то другое), или нет сочетания меланхолический флегматик, но флегматичный меланхолик, напротив, возможен, и т. д. Все это также требует уточнений и пояснений.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Что значит подвижная нервная система
Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Выделено пять типологически-полярных пар особенностей нервной системы.
Для каждой пары полярных значений свойства нервной системы составлен ранжированный (по степени типичности проявлений) перечень личностных и поведенческих особенностей. То, что свойственно одному полюсу выраженности свойства нервной системы ( т.е. типологически предопределено и заложено в задатках человека), то несвойственно другому полюсу выраженности свойства ( т.е. типологически противоестественно).
На основе сочетания особенностей первого и второго перечней характеристик проявлений свойств нервной системы разрабатываются индивидуальные приемы (“показания и противопоказания”) психологического обеспечения и сопровождения деятельности человека. Подчеркнем, что под индивидуализацией, прежде всего, понимается подбор воздействий и ситуаций соответствующих формированию необходимых качеств первой группы и исключение (либо минимизация) влияния воздействий и ситуаций, требующих проявления качеств второй группы.
В ниже представленных списках, качества (проявления) расположены по убыванию их выраженности у лиц с полярными особенностями свойства нервной системы. Список качеств дополнен рекомендациями по индивидуализации учебной и спортивной деятельности, а также адаптации к экстремальным ситуациям.
Проявления силы процесса возбуждения.
1) способность длительно удерживать предельную мобилизацию и высокую концентрацию внимания;
2) эффективность преодоления чувства усталости (терпеливость);
3) способность сохранять и повышать работоспособность в конце интенсивной работы или в условиях непредвидимого увеличения внешней стимуляции;
4) надежность работы в условиях кислородного голодания;
5) адекватность контроля за своим утомлением;
6) помехоустойчивость;
7) умение расслабиться или заснуть в самых некомфортных условиях;
8. надежность работы в условиях неопределенности;
9) способность к волевой мобилизации;
10) эмоциональная стабильность;
11) склонность к инициативным, атакующим действиям;
12) решительность и смелость;
13) самоотверженность и способность неукоснительно соблюдать этические и моральные нормы поведения в условиях, провоцирующих обратное;
14) ответственность, педантичность и пунктуальность;
15) способность сочетать терпимость и требовательность к окружающим;
16) независтливость;
17) умение решать трудные задачи в процессе обсуждения с другими;
18) большой объем произвольной памяти;
19) преобладание формально-логического мышления над образно-эмоциональным.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт.
При обучении, сложность решаемых задач должна расти относительно большими скачками, но и времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.
В учебно-тренировочном процессе желательно в большей степени применять специальную «жесткую» работу и относительно в меньшей степени общеразвивающие тренировки. При этом интервалы между специальными нагрузками должны быть небольшими.
Перед соревнованиями необходима интенсивная подводка. Непосредственно перед стартом нужна мобилизирующая разминка.
Перед экстремальной ситуации необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, наиболее существенных моментах предстоящего. В отдельных случаях, необходимо повысить значимость предстоящей ситуации и важность достижения успеха в ней, жестко ориентируя на максимальных результат.
В процессе экстремального воздействия по возможности сохранить мобилизирующий эмоциональный контакт, обращая внимание на совершаемые ошибки. В критические моменты стимулировать однозначными приказами: ”Вперед! Держи! Бей! Бежать!” и т.п..
После окончания воздействия, едва касаясь положительных моментов выполненной работы ( особенно после успешного завершения), основной акцент делать на допущенных ошибках, нереализованных возможностях. Оценку работы целесообразно окрасить отрицательными эмоциями и выражениями типа: «Неужели ты не мог сделать такой простой вещи?!» Критическая оценка и эмоции должны быть чисто деловыми. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе личностно отрицательной оценки, в противном случае есть риск вызвать сильную справедливую обиду, поскольку речь идет о человеке с сильным процессом возбуждения. Его ошибки это результат низкого фонового уровня возбуждения и невысокой чувствительности, а не нежелания выполнить поставленную задачу.
Если нельзя избежать ситуации, требования которой резко превышают интеллектуальные и физические возможности, необходимо снизить личностную значимость ситуации.
Проявления слабости процесса возбуждения.
1) способность эффективно работать в условиях чередования кратковременной предельной мобилизации с длительным отдыхом (расслаблением);
2) быстрая врабатываемость и быстрота;
3) поддержание и повышение работоспособности в условиях непредвиденного снижения интенсивности внешней стимуляции;
4) надежность работы по отработанным до автоматизма двигательным или логическим алгоритмам;
5) умение сохранять бдительность в однообразных, монотонных, усыпляющих условиях;
6) быстрое решение большого количества простых задач;
7) надежность выполнения знакомой работы в полной изоляции;
8. острая чувствительность и четкое различение слабых раздражителей;
9) тонкая координация движений и хорошее чувство равновесия;
10) большой объем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти;
11) экономичность, раскованность движений и позы;
12) склонность к детализации и анализу ситуаций;
13) предусмотрительность;
14) способность предвосхищать негативные изменения и опасность;
15) эффективность защиты и контратаки;
16) преобладание образно-эмоционального мышления над формально-логическим;
17) склонность к самостоятельному решению сложных задач;
18) свободное выражение своих чувств;
19) артистизм и раскованность в компании и перед аудиторией.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт.
В процессе обучения сложность информационного потока должна расти небольшими дозами, соответственно времени на усвоение каждой порции материала отводится меньше. Материал желательно подавать в образной, эмоциональной манере, во всех деталях, подробно и с большим количеством наглядных примеров. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.
В учебно-тренировочном процессе специальную жесткую работу необходимо выполнять в относительно меньшем объеме, чем тренировки общеразвивающего характера. Может (и желательно) отдельные жесткие тренировки выполнять со спортсменами с сильной нервной системой, но с большими интервалами отдыха между такими тренировками. Перед соревнованием необходим период плавного снижения объема специальной работы и увеличения отдыха.
Мягкое, спокойное, доброжелательное общение еще более актуально в экстремальных ситуациях, в тех случаях, когда необходимо показать наилучший результат. Непосредственно перед экстремальной ситуацией необходимо отвлечь его внимание от предстоящей деятельности, снизить в его глазах значимость ситуации и важность возможной неудачи. Ориентировать не на результат, а на технические особенности, процессуальные характеристики выполняемого задания.
В период развития экстремальной ситуации самое лучшее не общаться с ним без его инициативы, а в критические моменты, не показывая своего волнения, постараться снизить его возбуждение, отметив положительные моменты в его работе.
После окончания воздействия, независимо от конечного результата, эмоционально похвалить, повысив в его глазах значение удачно выполненных моментов работы, затем спокойным тоном, детально разобрать его ошибки и наглядно показатель пути их исправления.
Если интеллектуальные и физические возможности превосходят требования ситуации, возможен мобилизирующий вариант общения. Чем больше это превосходство и проще ситуация, тем более актуальна мобилизация. Напротив, чем больше требования ситуации превосходят возможности, тем актуальнее снижение возбуждения.
Проявления подвижности процесса возбуждения.
1) эффективность работы и усвоение нагрузки (материала) в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха;
2) кратковременность следовых процессов (быстрота забывания);
3) быстрота переключения внимания и действий на разные или противоположные раздражители;
4) быстрота действий;
5) готовность к внезапным и непредвиденным изменениям;
6) эффективность защиты и контратаки;
7) способность к организационной работе.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения целесообразно чередовать кратковременные дозы информации и краткосрочные этапы усвоения. Материал должен быть разнообразным, показывающим предмет изучения с разных или, даже, противоположных сторон. В процессе выполнения практических работ необходима плотная обратная связь: частые подсказки, замечания, демонстрация различных вариантов правильных действий.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует при усвоении сочетания коротких интервалов работы и отдыха, частого переключения с одних действий на другие. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.
В процессе прохождения ситуации по-возможности необходим плотный, концентрирующий внимание на процессуальных элементах деятельности, контакт.
Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться сразу после окончания экстремального воздействия. При разборе желательно быстрое чередование оценок правильных и ошибочных действий с демонстрацией всех возможных вариантов правильных действий и исправления ошибочных.
Проявления инертности процесса возбуждения.
1) эффективность работы по усвоению нагрузки (материала) в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) длительность следовых процессов (медленное забывание);
3) длительная концентрация внимания;
4) способность сохранять работоспособность при непредвиденном снижении внешней стимуляции;
5) выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы;
6) эффективность работы в монотонных и однообразных условиях;
7) быстрота выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
8. эффективность атакующих действий;
9) помехоустойчивость и собранность.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения целесообразно растягивать во времени информацию и периоды необходимые для ее усвоения. При этом желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые, основные моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно, частые подсказки и замечания сбивают с собственного настроя выполнения задания.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, плавного перехода от отработки одного упражнения к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.
Перед экстремальной ситуацией необходим длительных период врабатывания с плавных повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций. До, и в процессе экстремального воздействия общение с ним должно носить редкий, развернутый характер. Общаться желательно, в основном, по его инициативе.
После экстремального воздействия необходим некоторый период, дающий возможность самому «переварить» пережитое. Затем целесообразно попросить его сделать анализ своей работы и только после этого дать советы по наиболее существенным моментам.
Проявления подвижности процесса торможения.
1) быстрота одиночных «взрывных» действий;
2) эффективное усвоение информации и нагрузки в условиях быстрого сочетания краткосрочных периодов нагрузки и отдыха;
3) быстрая врабатываемость;
4) быстрое переключение внимания на разные или противоположные раздражители;
5) склонность принимать решения без предварительной подготовки;
6) эффективность защитных и контратакующих действий;
7) проницательность, предвосхищение опасности, «подвоха» и других негативных изменений;
8. общительность и организационные способности;
9) радикализм, критическое отношение к устаревшему и условностям;
10) склонность к общению с людьми не связанными условностями и консервативными взглядами (особенно в сфере морали);
11) склонность к раскованности в поведении и свободному выражению своих чувств;
12) повышенная потребность в ситуациях в которых можно расслабиться, «подурачиться» и обратить на себя внимание в большой компании.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
Легче усваивает материал в раскованной, непритязательной и игровой обстановке. При этом желательно не сдерживать долго его внимание на чем-то одном: информация должна быть разнообразна и требовать быстрого переключения внимания с одних на другие или противоположные стороны предмета изучения. В процессе выполнения практических работ необходимо удерживать и фиксировать его внимание на неудачных действиях и быстро демонстрировать их правильные варианты.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях требующих разнообразия, быстрого включения в ситуацию быстрого чередования нагрузки и расслабления. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.
Перед экстремальной ситуацией целесообразно отвлекающее снижающее его возбуждение общение. Непосредственно перед ее возникновением необходим краткосрочный, концентрирующий его внимание, период (разминка).
В процессе прохождения экстремальной ситуации необходим по возможности плотный, концентрирующий его внимание контакт (особенно в критические моменты).
Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться непосредственно сразу после окончания экстремального воздействия. Не зависимо от исхода (успеха или неудачи) необходимо сделать акцент на ошибочных действиях добиваясь их быстрого и правильного исправления. Если его деятельность в экстремальной ситуации привела к отрицательному результату, то необходимо дать ему понять, что он подвел не только себя, но и Вас и коллектив.
Проявления инертности процесса торможения.
1) эффективность деятельности и усвоения информации в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) тщательность и надежность в подготовке;
3) быстрота и эффективность выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
4) эффективность работы в монотонных однообразных условиях;
5) пунктуальность и неукоснительное соблюдение правил приличия;
6) терпимость, выдержанность по отношению к окружающим;
7) высокий самоконтроль эмоций и поведения;
8. склонность к поддержанию традиций, правил поведения и приемов деятельности;
9) склонность к воспитательной и исправительной работе;
10) помехоустойчивость и собранность;
11) дисциплинированность, ответственность, исполнительность и серьезность;
12) самоотверженность и соблюдение моральных норм в условиях, провоцирующих обратное;
13) независтливость;
14) эффективное решение сложных задач в условиях изоляции.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения необходимо использовать сочетание больших блоков хорошо упорядоченной однотипной информации с большими периодами для ее усвоения. Желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно: подсказки и замечания сбивают с собственного настроя.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях: сочетания длительных интервалов работы и отдыха, длительной отработки одного и того же приема с плавным переходом к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.
Перед экстремальной ситуацией необходим длительный период врабатывания с плавным повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций.
До возникновения и в процессе экстремального воздействия стараться общаться реже, по существу и по его инициативе.
После окончания воздействия необходимо дать ему некоторое время для самоанализа поведения и деятельности. Затем целесообразно попросить рассказать о выполненной работе и только после этого приступить к исправлению ошибок и к отработке правильных действий. Анализ ошибок и просчетов должен проводиться спокойным, эмоционально-нейтральным тоном. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе резкую отрицательную, особенно публичную, оценку. Ошибки, как правило, результат природной «неповоротливости» и «неуклюжести». Такой человек всегда их остро переживает сам, без посторонней стимуляции.
Проявления преобладания внутреннего возбуждения.
1) способность поддерживать работоспособность в условиях непредвидимого снижения внешней стимуляции;
2) способность эффективно работать в монотонных, однообразных условиях;
3) повышенная потребность в двигательной активности;
4) эффективность атакующих действий;
5) высокое самообладание, эмоциональная стабильность;
6) склонность к лидерству и организаторские способности;
7) социальная смелость, решительность и непокорность;
8. азартность, непроизвольная страстность;
9) непроизвольное стремление сделать больше, чем требуется.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения
В процессе обучения и воспитания желательно создавать условия, в которых он мог бы в полной мере проявить организаторские способности, и свою склонность к лидерству. Нежелательно создавать «соревновательные» ситуации в тех случаях, когда в состав группы входят более сильные лица, имеющие выраженную склонность к лидерству и доминированию. Информация предназначенная для усвоения не должна быть излишне детализирована и подаваться, в основном, в концентрированном виде, с акцентом на ключевых моментах.
В учебно-тренировочном процессе необходимо следить, чтобы он не превышал заданную нагрузку и не «заводился». В единоборствах желательно формировать атакующий стиль с многократной отработкой «коронных» приемов.
Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее плотное, но отвлекающее, снижающее его возбуждение общение и аналогичная обстановка. По возможности в процессе экстремального воздействия и после него, концентрировать его внимание на ошибочных действиях, но в эмоционально нейтральной форме.
Проявления преобладания внутреннего торможения.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения
В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). Вести занятия (особенно практические) желательно эмоционально-нейтральным, но уверенным, не терпящим возражений тоном. Информация для усвоения должна быть достаточно полна, разнообразна и детализирована, но подаваться в наглядной, не допускающей многозначного толкования форме.
В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. В единоборствах желательно формировать защитный и контратакующий стиль с отработкой разнообразных технических приемов.
Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.
Проявления преобладания внешнего возбуждения
1) склонность к атакующим действиям;
2) тяга к впечатлениям и острым ощущениям;
3) оптимизм, ориентированность на успех;
4) решительность, смелость, склонность к риску;
5) общительность;
6) открытость к внешним и социальным воздействиям;
7) склонность к открытому выражению своих чувств;
8. рациональность, практичность и приземленность;
9) бескомпромиссность, честность в оценки поступков окружающих.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего возбуждения
В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения. На практических занятиях нуждается в более частой обратной связи. В процессе воспитания необходимо учесть, что ему лучше подходит позиция разумного эгоиста, при этом иногда необходимо смягчать его бескомпромиссные, жестокие и ранящие оценки.
В учебно-тренировочном процессе также быстрее прогрессирует работая в группе, постоянно общаясь с тренером и товарищами. В единоборствах предпочтительна отработка атакующих действий.
Перед стрессовой ситуацией и во время экстремальных воздействий необходимо плотное отвлекающее, снижающее его возбуждение, общение. После прекращения экстремальной ситуации акцент целесообразно ставить на разборе его ошибок, затем полезно публичная оценка его удачных действий.
Проявления преобладания внешнего торможения
1) способность поддерживать собственную активность без внешней сти- муляции;
2) эффективность работы в однообразных монотонных условиях;
3) предусмотрительность, способность предчувствовать опасность и негативные изменения;
4) эффективность защитных и контратакующих действий;
5) ориентированность на избегание неудач
6) склонность к самостоятельному решению сложных задач и жизненных проблем;
7) критичность в сочетании с замкнутостью, сдержанностью выражения своих чувств и оценок окружающих
8. возвышенность, мягкость, женственность, склонность к тонкому восприятию произведений классических искусства
9) деликатность, гибкость и компромиссность в оценках поступков окружающих.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего торможения
В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Информация должна быть более детальной, связанной, но допускающей различные варианты интерпретации и решения. Практические занятия также лучше выполняется изолированно, но с достаточно длительной подготовительной фазой. Общаться желательно только по его инициативе.
В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. Повышенные (возвышенные) требования к себе могут сочетаться с всепрощенчеством и даже с беспринципностью в оценках окружающих.
В учебно-тренировочном процессе быстрее прогрессирует, выполняя индивидуальные задания. В единоборствах предпочтительна отработка защитных действий.
К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе. При этом желательно демонстрировать не один, а несколько вариантов удачных действий.
источник: В.К. Сафонов, Г.Б. Суворов, В.Б. Чесноков
Диагностика нейродинамических особенностей // Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 1997