Что значит подписать петицию
Подписываешь ты — зарабатывают другие. Как налажен бизнес на петициях Change.org
Компания Change.org появилась в 2007 году как обычная соцсеть для небезразличных людей, а сейчас в ней более 265 млн пользователей. Только в России на платформе зарегистрировано свыше 14 млн человек. По всему миру подписи под петициями на сайте оставило 603 млн человек. Петиции на любой вкус — от требования переснять последнюю серию «Игры престолов» до, вероятно, действительно важных, таких как разрешение посещения близких в реанимации. И кажется уже, что сбылась мечта о мировой электронной демократии! Но если, яростно спасая белух, немного умерить эмоции, на просторах Change.org можно заметить многомиллионные колонны ботов, тайные засады политтехнологов и огромные деньги, заработанные на простом человеческом желании сделать мир немного лучше. Лайф разбирается в целом клубке бизнесов и манипуляций вокруг самой известной платформы для голосования.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
Прошли времена, когда привлечение внимания общественности и госорганов к какой-то вопиющей проблеме было непосильной задачей. Стремительное развитие медиаресурсов позволило выражать свою обеспокоенность социальными или политическими вопросами прямо в Сети, не вставая с дивана. Для этого достаточно поставить лайк под постом в «Фейсбуке» или ретвитнуть понравившуюся запись. Так чем же такая активность отличается от подписания электронной петиции на Change.org? Как оказалось, ничем.
Не имеет юридического значения на территории РФ
Каждый, кто хотя бы раз подписывал петицию на платформе Change.org или создавал свою, наверняка получал на электронный адрес благодарственное письмо, где в реквизитах указан адрес компании — 548 Market, San Francisco. Штаб-квартира головного офиса действительно находится в Калифорнии, а в России всего лишь представительство американской компании. Нет ни специального юридического лица на территории РФ, ни конкретного места дислокации, даже сервер головного сайта компании находится в США. Так каким образом частная зарубежная компания влияет на проблемы россиян? Лайф попросил юриста Алексея Швайбовича объяснить правовое положение таких петиций в нашей стране.
Выходит, такие петиции просто нелегитимны на территории России, а их значимость в глазах людей обманчиво завышена. Можно, конечно, представить, что Правительство США вдруг отреагирует на какую-то петицию, которая расположена на русскоязычном сайте. Но, по сути, голоса на платформе Change.org всего лишь лайки под постами. Электронный адрес или номер телефона — вот и вся идентификация для того, чтобы поставить подпись. Из этого вытекает следующая проблема.
Голоса на Change.org легко накрутить
Платформа акцентирует внимание на том, что тщательно мониторит подозрительную активность под петициями и в случае накрутки голосов сразу же их убирает. Но на просторах Сети полно предложений по продаже подписей на Change.org. Чтобы проверить, как это работает, Лайф связался с одним из продавцов подобной услуги. Оказалось, накрутить голоса проще простого и даже гарантия от скручивания возможна. Цена вопроса — 7 рублей за голос. Что удивительно, голоса ботов продаются не дороже живых пользователей.
Возникает вопрос: а зачем вообще накручивать голоса? Ведь резонансные петиции и сами должны подняться в топ сайта. Но оказалось, что не все петиции одинаково полезны гражданскому обществу, ведь некоторые создаются лишь с одной целью: привлечь внимание к нужной кому-то теме, и чем быстрее, тем лучше.
Манипуляция общественным мнением
На первый взгляд цель любой петиции — массовое сплочение перед социальной или политической проблемой и выдвижение требований. Но всегда ли это конечная цель? Ведь общественным сознанием людей могли просто воспользоваться, чтобы вывести нужную кому-то тему на поверхность. И такая практика явно имеет место. Хочешь дискредитировать власти региона — создай петицию о какой-то более-менее реальной проблеме, накрути голоса, подними её в топ, а там и неравнодушные люди сами подтянутся.
О том, как менять общественное мнение в своих целях, рассказывает Лайфу балашихинский блогер и начинающий политтехнолог Андрис Свилпе:
Лайф не утверждает, что все петиции на этой платформе созданы исключительно для грубой манипуляции мнением людей, но политтехнологи и маркетологи активно пользуются Change.org и подобными инструментами, чтобы рекламировать свои идеи и продукты или дискредитировать чужие. Но тем, кто искренне ставит подписи, «спасая мир», этого, конечно не сообщают. Не объясняют и ещё одну немаловажную деталь. Многие подписавшиеся под общественно-политическими петициями по-настоящему верят, что их голос будет учтён сильными мира сего и должен заставить власти не только прислушаться, но и исправить указанную в заявке проблему. Но сайт, да ещё и зарегистрированный в другой стране, не рассматривается государственными органами России даже как законодательная инициатива. С тем же успехом можно писать в хрестоматийное «Спортлото».
Так что же движет людьми, когда они «кликают» очередную петицию?
Журналист и блогер Михаил Шахназаров рассказал Лайфу, что, путешествуя по миру, он не раз наблюдал, какие меры принимает государство в разных странах.
— В прошлом году, путешествуя по Греции, мы накрутили на колёса горного серпантина и, чтобы передохнуть, тормознули на небольшой полянке у обочины. Рядом с небольшим домишкой, больше напоминающим беседку, стояла пожарная машина. Оказалось, что полянка, с которой открывался чудесный вид на горы, не что иное, как пункт наблюдения. А наблюдал пожарный расчёт из двух человек за возможными очагами возгорания в лесах, — рассказал Шахназаров.
Разговорившись со старшим по званию, журналист узнал, что горит в Греции каждый год, зачастую мощно, и ничего поделать с этим нельзя.
— Да, по всему миру случаются большие лесные пожары, но везде к ним разный подход. Где-то успешно или безуспешно тушат, а где-то на лесных пожарах спекулируют, ставя этот природный катаклизм в упрёк власти. Ну, это примерно то же самое, что обвинять те же власти в цунами или смерчах. К сожалению, у нас в последнее время со спекулянтами на всё и вся проблем нет, — добавил он.
По его мнению, на помощь себе такие спекулянты призывают простого обывателя. Но одно дело, когда армия диванных бюро по предотвращению стихийных бедствий просто тиражирует ахинею, а другое дело, когда эта армия переходит в активную фазу действий, помогая на этом зарабатывать американцам.
— Некоторые наши сограждане спешат пополнить ряды любителей интернет-казино и адептов секты нигерийских писем счастья. Я про сайт Change.org, про это гениальное изобретение, позволяющее его хозяевам делать десятки миллионов долларов на неравнодушных, социально активных людях, чья жизнь состоит из одной сплошной борьбы. Так вот, уважаемые подписанты воздуха. Платформа Change.org — это не что иное, как инструмент для различного рода накруток, которые в итоге превращаются в прибыль для хозяев ресурса, — сказал Шахназаров. — На этом сайте, как и на любом другом, уживаются и боты, и вполне себе реальные люди. На этом сайте можно соорудить любую петицию. Хотите раскрутить новый диск какого-нибудь рэпера с дикцией сломавшегося робота? Да пожалуйста! Напишите петицию против его выступлений, пропиарьте по-чёрному и не забудьте заплатить за накрутку голосов. Вот та же история и с пожарами. История, в которую втягивают активных обывателей, изящно вдалбливая в их головы нужное мнение и попутно на этом зарабатывая. Потому я и назвал Change.org гениальным изобретением, не приносящим ничего, кроме вреда. Кстати, самое главное. Если в следующий раз надумаете поставить свою подпись и оставить адрес электронной почты — знайте: юридической силы данные письма на территории нашей страны не имеют, а данные пользователей периодически сливаются.
«Диванный активизм» или активная гражданская позиция?
Повсеместная тенденция улучшения мира вокруг себя, поставив лайк или оставив коммент, безусловно, выглядит благородной миссией. Это проще, чем тратить реальное время на работу волонтёром или полететь в Сибирь добровольцем тушить лесные пожары. Но верить, что по одному щелчку мыши или касанию экрана смартфона, «без регистрации и смс» проблема обязательно решится, мягко говоря, наивно. Именно из-за такой «диванной активности» в 2011 году в Оксфордском словаре появилось новое слово — «кликтивизм». Психолог Людмила Швайбович рассказала Лайфу, почему, вместо того чтобы реально помогать другим людям, многие ограничиваются интернет-активностью.
По мнению психолога Швайбович, есть и другой феномен в такой сетевой инициативе. Если человек видит, что какую-то идею поддерживает большое количество людей, он, скорее всего, не станет предпринимать реальных действий. Разум обманывается, считая, что кто-то из толпы уже взял на себя решение проблемы. А как результат — отсутствии вообще какой-либо активности в реальности. В психологии такой феномен называется «эффект свидетеля» или «синдром Дженовезе». Этот синдром назвали по имени убитой девушки Китти Дженовезе. В 60-х годах Китти зверски зарезали прямо на улице в Нью-Йорке. Около получаса преступник гонялся за жертвой на глазах у многочисленных свидетелей из домов вдоль улицы. Впоследствии выяснилось, что каждый из очевидцев считал, что кто-то уже наверняка позвонил копам.
Конечно, и в таких психологических закономерностях есть исключения, но в большинстве случаев интернет-активность на нелегитимных сайтах позволяет выпустить пар, почувствовать свою значимость и не более того. Ведь мотивация совершать реальные поступки просто пропадает.
Так зачем вообще создавалась платформа Change.org? Привлечь внимание к нерешённым проблемам человечества и отдельных стран?
«Коммерческая сторона» политики и экологии
Петиции на Сhange.org часто кричат об экологии или защите гражданских прав, но на поверку многие из них создаются совсем с другими целями. Как, например, это было с петербургским застройщиком «Воин-В». Полтора года оппозиционные депутаты и активисты буквально прессовали его бизнес запросами в контролирующие органы и петициями, в том числе и на Сhange.org. Директор «Воин-В» Олег Глущенко вспоминает, как его бизнес едва не рухнул от неожиданного и ничем не оправданного давления «правозащитников» и «экологов»:
Но главной целью той петиции была вовсе не экология и не память о павших бойцах. В конце концов, оппозиционному депутату Вячеславу Нотягу было предъявлено обвинение в получении взятки. На оперативных кадрах видно, как правозащитник и депутат принимает от строителя пакет с 600 000 рублями и даже журит жертву, что не принёс деньги раньше. Из фраз, брошенных взяточником в оперативной съёмке, понятно, что вряд ли эти деньги пошли бы на решение экологических проблем или защиту гражданских прав.
На всех ресурсах представитель российского филиала платформы Change.org позиционирует компанию как социальный бизнес — корпорация по обеспечению общественных интересов (Public Benefit Corporation, или PBC). Что-то между стартапом и некоммерческим фондом, только фонды получают дотации из бюджета и подотчётны, а платформа платит налоги, но отчитываться о расходах перед обществом не обязана. Условие такой формы деятельности: доходы идут на развитие самой компании. Вот только определить, куда ушли собранные деньги, просто невозможно.
Согласно открытым данным, спонсируют международную социальную платформу венчурные компании, благотворительные организации и даже Билл Гейтс с актёром Эштоном Катчером. А доход в год превышает 47 млн долларов. Помимо крупного спонсирования у платформы есть так называемый клуб друзей, которые ежемесячно поддерживают ресурс денежными взносами — разброс от 100 до 800 рублей. А недавно платформа ввела ещё и монетизацию — через продвижение петиции. Платишь деньги, и её показывают большему количеству подписчиков. Есть ли необходимость платить — решение лично каждого, взносы и продвижение абсолютно добровольны. Вот только кто откажется внести 100 рублей на благое дело? Говорить со стопроцентной уверенностью, что доходы идут только на развитие платформы и покрытие расходов, мы не можем, так как финансовые отчёты публично не раскрываются.
Платформу Change.org в России уже 7 лет представляет Дмитрий Савелов. Он начинал свою профессиональную деятельность в Минске. Например, в 2012-м проводил тренинги по профессиональному развитию педагогов и параллельно развивал Change.org. Учился в Праге, Амстердаме и даже Кембридже. А послужной список в волонтёрстве и общественной деятельности заслуживает уважения.
Параллельно с основной деятельностью Дмитрий пишет критические статьи на зарубежных ресурсах. Например, о притеснениях ЛГБТ-представителей в Чечне и уничтожении санкционированных продуктов в России. Вообще, тема меньшинств чрезвычайно волнует европейское сообщество. Лайф уже писал, почему и кому обеспокоенные западные фонды выделяют деньги на борьбу за права и свободы ЛГБТ в России.
В своих материалах на европейских сайтах Дмитрий рассказывает, как Change.org борется с повальной несправедливостью, пытаясь достучаться до российских политиков, и какие проблемы раз за разом возникают в РФ. Сам же Дмитрий постоянно путешествует и проживает то в России, то в Англии и Голландии. А по некоторым сведениям, имеет прописку в Сан-Франциско. Получать удовольствие от жизни Дмитрий явно умеет. Вот он отдыхает на известнейшем в Америке ежегодном фестивале Burning Man.
Сподвижница Дмитрия и консультант проекта Сhange.org в России Анна Бялас тоже известная правозащитница и активистка. По сведениям белорусских СМИ, в 2011 году Анна организовала сбор подержанных компьютеров в Польше для белорусской оппозиции.
Самые «популярные» петиции на сайте. Скрин © LIFE
Change.org — как написать петицию онлайн
Вам небезразличны какие-то процессы, происходящие в стране? Вы хотите выразить и отстоять свою позицию по какому-либо вопросу? Наконец, Вы хотите, чтобы к Вам прислушались власти? Вам поможет сайт change.org, на котором Вы можете создать петицию в режиме онлайн или отдать свой голос за какую-либо из актуальных. Как это сделать — мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое change org
Сhange.org – это онлайн площадка, где любой человек может начать свою гражданскую кампанию по сбору подписей под петицией на ту или иную тематику. Это абсолютно бесплатно.
На настоящий момент число участников сервиса насчитывает более 150 млн (!) человек по всему миру. Если Ваша гражданская позиция найдет отклик в других людях, то Вы без сомнения сможете добиться желаемого результата. Примеров успешных петиций тысячи!
Проект был запущен в начале 2007 года, и с тех пор развивается стремительными темпами. Каждый месяц здесь появляется более 10 тыс. петиций от пользователей со всех стран мира.
Как создать петицию на change org
Прямо на главной странице change.org есть большая красная кнопка «Создать петицию» — кликайте на неё:
Рекомендую заранее пройти регистрацию на сервисе. Если не зарегистрироваться сразу, все равно на одном из этапов придется это сделать.
Дальнейший процесс разбит на 4 этапа (каждый сопровожден подсказками системы):
На следующем этапе система предложит просмотреть созданную Вами петицию в том виде, как её увидят другие пользователи. Если что-то надо добавить, нажимайте кнопку «Редактировать», если всё в порядке – «Опубликовать».
Продвижение петиции и сбор подписей
Создание петиции – это лишь первый шаг на пути к успеху и реализации цели. Вам надо добиться того, чтобы её увидело и подписалось как можно большее число людей. Делитесь своей петицией в социальных сетях, отправляйте ссылку на неё на сайте change org своим друзьям по электронной почте, в скайпе, ватсап, вайбере и пр. Просите их тоже поделиться в свою очередь со своими друзьями и т.д. Будьте активными и ни в коем случае не останавливайтесь!
Как собрать максимум подписей под своей петицией, как привлекать к ней внимание людей и пр. – рассказал координатор кампаний «Change.org» в Восточной Европе и Центральной Азии Дмитрий Савелов:
Если изложенные Вами требования будут действительно справедливы, то Вы несомненно получите поддержку тысяч людей и заставите прислушаться к своему мнению, потому что резонанс от таких петиций возникает действительно большой!
Как подписать петицию на change org
Ваш голос будет учтен наравне с тысячами и десятками тысяч единомышленников и система предложит пригласить подписаться Ваших друзей из социальных сетей. Вы также можете просто скопировать ссылку на петицию и отправить её друзьям по электронной почте, скайпу и пр.
Глядя на данный сервис, невольно начинаешь по-новому воспринимать слова: в одиночку мы ничто, а все вместе мы сила. Только вместе, своими собственными усилиями мы способны что-то изменить в мире. Даже если ничего из этого не выйдет, мы всегда сможем сказать сами себе в утешение: «Я хотя бы попытался и сделал всё возможное. Большее было не в моих силах…».
Насколько эффективны петиции?
Работают ли созданные на change org петиции и эффективны ли они? Несомненно. Тысячи успешных кампаний, в том числе и в странах СНГ, как нельзя лучше свидетельствуют об этом. Упомянутый ваше Дмитрий Савелов утверждает: «В России как минимум одна петиция в день добивается поставленного результата».
Конечно собранные на подписи change org не имеют юридической силы, но мнение выраженное таким образом десятками тысяч граждан, несомненно имеет определенное влияние на органы власти. Проблемы, затронутые в петициях, часто получают большой общественный резонанс в СМИ, который власти просто не могут игнорировать ибо за каждой подписью, пусть и электронной, стоит реальный человек, требующий прислушаться к своей позиции и готовый поддержать автора петиции!
Как создать и подписать петицию
Как привлечь внимание общественности, СМИ и органов власти к какой-либо проблеме? Лучше всего составить петицию, и изложить суть вопроса. Такие обращения могут быть персональными и коллективными, подаются в бумажном и электронном виде. Учитывая, что всё больше граждан пользуются дистанционными услугами, попробуем разобраться, как составить и подать петицию через интернет.
Правовое определение петиции
Петиция — собирательное понятие, применимое к жалобам, прошениям или обращениям граждан. Адресуются такие бумаги к федеральным или региональным властям, преследуют одну цель: привлечение внимания к конкретной проблеме.
Составить петицию может любой гражданин России, но как показывает практика, коллективные обращения рассматриваются быстрее, получают больший общественный резонанс. Петиция может касаться любой из сфер деятельности или интересов человека. Однако в действующем законодательстве, правовой статус таких обращений не закреплён.
Обладают ли онлайн-обращения юридической силой
Не все и не всегда. Как упоминалось выше, понятие петиции никак не регулируется действующим законодательством. Поэтому, даже ознакомившись с обращением, чиновники не обязаны на него отвечать. Однако онлайн-петиции нельзя назвать бесполезными.
Большинство площадок, принимающих обращения граждан, обеспечивают широкий общественный резонанс, что привлекает внимание к проблеме не только СМИ, но и чиновников. Однако даже такой масштабный подход к делу вовсе не гарантирует решения проблемы.
Как подать петицию в России
Для начала разберёмся, как правильно подавать петицию. Унифицированной формы для таких обращений закон не предусматривает, поэтому составляется петиция в свободной форме, с соблюдением формата официального документа.
Например, письменное обращение должно содержать следующие сведения:
На интернет-ресурсах предлагается специальная форма для заполнения, но в целом, рекомендованную структуру документа это не отменяет. При составлении обращения, нужно воздержаться от экспрессивных выражений, стараться не допускать грамматических ошибок.
Теперь познакомимся с ресурсами, на которых можно разместить петицию.
ГОСУСЛУГИ
Единый портал государственных услуг не поддерживает подачу петиций, однако, авторизация в ЕСИА может потребоваться в дальнейшем. Например, вход на сайт РОИ осуществляется через действующий аккаунт на ГОСУСЛУГАХ.
Зарегистрироваться в ЕСИА можно в три шага:
Российская общественная инициатива
Находится этот ресурс по адресу: https://www.roi.ru/. Создавать петиции и голосовать за уже размещенные на портале инициативы можно только после авторизации в системе. Для этого потребуется создать «Личный кабинет». При нажатии кнопки ВХОД, система автоматически перенаправит пользователя на ГОСУСЛУГИ. Для входа можно воспользоваться уже имеющейся учётной записью или создать аккаунт ЕСИА.
После авторизированного входа, откроется доступ к уже размещенным инициативам, за которые можно отдать свой голос. Для создания своей петиции, необходимо кликнуть по иконке, ОПУБЛИКОВАТЬ ИНИЦИАТИВУ, указать категорию и следовать подсказкам интерактивного помощника. Заполненное обращение проходит модерацию, если отсутствуют нарушения, публикуется на сайте.
В РОИ не получится выложить петицию, нарушающую следующие требования:
Сайт петиций Change.org
Чтобы перейти на эту площадку, можно воспользоваться прямой ссылкой: https://www.change.org/. Однако сразу нужно уточнить, что размещенные на этом интернет-ресурсе петиции не имеют юридической силы. Задача площадки — привлечь внимание властей к проблеме, и вызвать общественный резонанс. Иногда это срабатывает, но гарантии рассмотрения обращения чиновниками, отсутствуют.
Чтобы обратиться к общественности, на стартовой странице сайта нужно нажать кнопку СОЗДАТЬ ПЕТИЦИЮ. После этого выбирается тема, указывается наименование государственной структуры, которая может решить проблему.
Далее описывается суть обращения, прикрепляются файлы, подтверждающие правомочность требований. Чтобы подписать петицию, нужно нажать одноименную кнопку. В ответ система предложит поделиться ссылкой обращения в социальных сетях, что обеспечивает максимальный охват целевой аудитории.
Подписывать петиции могут только зарегистрированные пользователи. Для создания обращения, авторизация на портале не требуется.
Почему петиции работают
Greenpeace не раз просил вас подписать петиции. А вы задавали логичный вопрос — разве они могут что-то изменить? Это ведь всего лишь электронное письмо, которое может уйти в спам или просто останется незамеченным.
Но на самом деле петиции помогают менять мир: привлекать внимание к проблеме, противостоять опасным законам и показывать, как много людей этим обеспокоены. Рассказываем, как они работают.
У ваших петиций нет юридической силы? Я знаю, что их нужно создавать только на официальном портале Российской общественной инициативы (РОИ).
РОИ действительно создана по инициативе властей, и если проект набирает больше 100 тысяч голосов, его обязаны рассмотреть. Однако нет гарантий, что к инициативе прислушаются.
Например, активисты из многих организаций, в том числе из Greenpeace, запускали инициативу на РОИ с требованием запретить добычу (вылов) китообразных в учебных и культурно-просветительских целях. В тот момент 90 белух и 12 косаток оказались в китовой тюрьме недалеко от Находки. Их хотели продать в китайские океанариумы. Проект набрал нужные 100 тысяч голосов поддержки, его рассмотрели и отклонили. Запрет вылова посчитали нецелесообразным, а вместо этого решили просто регулировать отлов и продажу. Активисты продолжают оспаривать это решение.
А как работают ваши петиции?
Петиции Greenpeace нужны для нескольких целей: привлечь внимание к проблеме, получить общественную поддержку и повлиять на решение властей или бизнеса. Как и в случае с порталом РОИ, гарантий, что петиция сработает, нет. Но по нашему опыту, это всё ещё один из самых эффективных механизмов борьбы.
Greenpeace направляет петиции соответствующим адресатам (органам власти) руководствуясь Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон обязывает рассматривать и направлять ответы на все поступающие обращения, и мы это контролируем. Поэтому наши петиции имеют значение и влияют на ситуацию.
Возьмём тот же случай с косатками. Как только Гринпис узнал, что животных держат в китовой тюрьме, мы сразу запустили петицию за их освобождение. Её подписали более почти 200 тысяч человек. Сейчас все косатки и белухи на свободе. Кроме того, плотоядную косатку и каспийского тюленя включили в Красную книгу, то есть теперь они находятся под особой охраной государства.
Конечно, в этой счастливой истории сработала не только петиция. Эксперты Greenpeace работали на Дальнем Востоке и сопровождали освобождение животных, огромную работу проделали активисты из других организаций. Люди в России и других странах рассказывали об этой истории в своих соцсетях, СМИ. Без общественного резонанса всё могло закончиться плачевно.
По всем ли проблемам можно создать петицию?
Да, главное адресовать её нужным людям и правильно сформулировать требования. Так было с пожарами.
В августе 2019 года в Сибирь катастрофически горела. В тот год дым пришёл в крупные города и люди осознали, что пожары реальны и очень опасны.
Бороться с пожарами с помощью петиции кажется странным. Но на самом деле важно добиться системных изменений в стране, которые позволят оперативно обнаруживать пожары и эффективно их тушить. А для таких задач петиция — отличный инструмент. И она не менее важна, чем тушение пожаров.
Наша петиция собрала 400 тысяч подписей. Голоса помогли заставить главу Минприроды Дмитрия Кобылкина и правительство РФ признать проблему пожаров и дать поручение пересмотреть зоны контроля (места, где разрешено не тушить пожары), ввести режим ЧС в пяти регионах и добиться публикации данных о загрязнении воздуха в некоторых городах в тот момент, когда региональные власти вообще отрицали наличие поводов для волнения.
Петиция выполнила свою задачу: были приняты оперативные меры и сделан первый шаг к решению проблемы в целом. А дальше надо добиваться, чтобы первым шагом дело не ограничилось. Мы продолжаем работать, чтобы довести дело до конца.
Петиция отправляется на чей-то имейл? Но ведь письмо можно заблокировать или отправить в спам.
Часто каждая ваша подпись автоматически направляется адресату: в министерство, правительство, региональным чиновникам или в компанию. Действительно, письма могут попасть в спам, а порой чиновники специально отключают приём имейлов, чтобы их не заваливали обращениями.
Поэтому Greenpeace также распечатывает подписи и приносит их в ведомство, которое ответственно за решение. Это нужно, чтобы адресат гарантированно получил обращения и не смог сказать, что на имейл ничего не приходило. Причём чиновники обязаны ответить на официальное письмо от граждан — так мы по крайней мере сможем узнать позицию ведомства по нашему вопросу, а это уже результат.
Сложнее дела обстоят с требованиями к компаниям: они отвечать не обязаны.
Но в работе Greenpeace с супермаркетами официальные ответы ритейлеров и не требовались. Нам важно было показать, что их же покупатели хотят, чтобы они изменились, убрали лишний пластик с полок, начали продвигать многоразовые альтернативы. Больше 180 тысяч покупателей сказали: мы любим ваш магазин, хотим в него ходить, но нам некомфортно — станьте лучше.
Акция волонтёров Greenpeace по распаковке продуктов от пластика.
Фото © Слава Замыслов / Greenpeace
Кампания стартовала в 2018 году, а в 2020 крупнейшие российские ритейлеры открыто заявили, что разрабатывают экологические программы и всерьёз взялись за изменение упаковочной политики. И делают они это, потому что увидели запрос покупателей.
Теперь в «Пятёрочке», «Призме», «Ашане», «Азбуке Вкуса», «Вкусвилле» — во всех крупных супермаркетах — можно найти в продаже экомешочки, на кассах не предлагают бесплатные пакеты и покупать в свою тару становится проще.
Сеть супермаркетов «Азбука Вкуса» недавно даже поддержала петицию Greenpeace к Роспотребнадзору, в которой мы требуем не запрещать продавать развесные продукты в тару покупателя. Ещё пару лет назад о такой поддержке мы не могли и подумать.
Чем ещё можно помогать Greenpeace, кроме подписи петиций?
Подпись петиции — важный сигнал, что нас поддерживают, и мы не одни в этой борьбе. Кроме того, петицию могут подписать все пользователи интернета из любой точки мира, а это очень-очень много людей. И занимает это меньше минуты.
В этом тексте мы не смогли бы перечислить все победы, которые произошли в том числе с помощью петиций.
Прямо сейчас вы можете помочь и подписать наши действующие петиции.
Если у вас есть больше свободного времени, то вы можете стать нашим волонтёром и помогать нам своими профессиональными навыками, организовывать мероприятия, реализовывать собственные проекты.
Кроме того, вы можете стать нашим сторонником.
Greenpeace — некоммерческая организация. Мы получаем финансирование только от частных лиц. Это помогает нам оставаться независимыми от власти и бизнеса. Ваша ежемесячная финансовая помощь помогает нам планировать работу и рассчитывать силы. Мы признательны за любую поддержку, а отчёты о нашей работе открыты для всех.