Что значит почивать на лаврах
почивать на лаврах
Так как вам известно, милый друг, что я от природы ленив, то и почию на лаврах… (М. Лермонтов.)
Это превосходно, что вы самого себя судите так свирепо – значит, совсем не склонны почить на лаврах и благодушествовать. (В. Ажаев.)
Смотреть что такое «почивать на лаврах» в других словарях:
почивать на лаврах — См. отдыхать. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. почивать на лаврах купаться в пафосе, наслаждаться жизнью, бездействовать, отдыхать … Словарь синонимов
Почивать на лаврах — ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ. ПОЧИТЬ НА ЛАВРАХ. Экспрес. Вполне удовлетворившись достигнутым, сделанным, успокаиваться на этом, не продолжая дальше заниматься чем либо. Это превосходно, что вы самого себя судите так свирепо значит, совсем не склонны почить … Фразеологический словарь русского литературного языка
Почивать на лаврах — Почивать (отдыхать) на лаврахъ (послѣ славной трудовой жизни). Ср. Сочиняй, братъ, сочиняй поскорѣе! не засыпай на лаврахъ. Достоевскій. Униженные и оскорбленные. 1, 6 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
почивать на лаврах — Бездействовать, успокоившись на достигнутом … Словарь многих выражений
почивать — I см. почить II а/ю, а/ешь; нсв. 1) почтит. Спать, отдыхать лёжа. Как почива/ть изволили? 2) книжн. Быть мёртвым, погребённым где л. Почива/ть вечным сном. Почива/ть в боге, в ми … Словарь многих выражений
почивать(отдыхать) на лаврах — (после славной трудовой жизни) Ср. Сочиняй, брат, сочиняй поскорее! не засыпай на лаврах. Достоевский. Униженные и оскорбленные. 1, 6 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
почивать — аю, аешь; нсв. 1. Почтит. Спать, отдыхать лёжа. Как п. изволили? 2. Книжн. Быть мёртвым, погребённым где л. П. вечным сном. П. в боге, в мире. 3. Трад. поэт. Пребывать в состоянии покоя, неподвижности. * Всё тихо; море почивает (Пушкин). ◊… … Энциклопедический словарь
Почивать/ почить (покоиться) на лаврах — Книжн. Неодобр. Успокаиваться на достигнутом, не стремиться к большему. ФСРЯ, 219; БМС 1998, 327; БТС, 484; Ф 2, 66 … Большой словарь русских поговорок
Почить на лаврах — ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ. ПОЧИТЬ НА ЛАВРАХ. Экспрес. Вполне удовлетворившись достигнутым, сделанным, успокаиваться на этом, не продолжая дальше заниматься чем либо. Это превосходно, что вы самого себя судите так свирепо значит, совсем не склонны почить … Фразеологический словарь русского литературного языка
Засыпать/ заснуть на лаврах — Книжн. Устар. То же, что почивать на лаврах. Ф 1, 204 … Большой словарь русских поговорок
Почивать на лаврах (Пожинать лавры)
Почить на лаврах (значение фразеологизма) — успокоиться на достигнутом (неодобрительно).
Выражения произошли от наименования лаврового дерева. Согласно греческой легенде, нимфа Дафна, убегая от Аполлона, превратилась в лавровое дерево. С тех пор это растение стало деревом Аполлона, бога поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей.
Легенда о Дафне и Аполлоне
«Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.
Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!
Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:
— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!
А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.»
В словарях
Слово «лавр» имеет одним из значений «Успех, слава, триумф» ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 )
Примеры
Стивен Кинг (Stephen King)
«Кто нашел, берет себе. Мистер Мерседес 2» (FINDERS KEEPERS), 2015 г., перевод на русский язык В. Вебер, 2015 г.:
«Но вы не из тех, кто почивает на лаврах. Вы большой любитель острых ощущений, так, Оливер?»
«Лавры других знаменитых писателей автору не мешают жить.»
«Праздную сегодня свой юбилей получения двухтысячного ответа, поднимаю бокал за окончание моей литературной деятельности и почиваю на лаврах«.
«Сорок лет штудирует он этого датского принца, о котором мечтают все порядочные артисты и который дал лавровый венец не одному только Шекспиру.»
«Записки из подполья» (в лавровом венке).
«Д у д у к и н. Значит, лавры-то не дешево достаются?
К р у ч и н и н а. Лавры-то потом, а сначала горе да слезы.»
Почивать на лаврах
Точность | Выборочно проверено |
Почива́ть на ла́врах (почи́ть на ла́врах) — устойчивое сочетание, фразеологизм, означающий: удовлетвориться прежними победами, наслаждаться достигнутым успехом, жить прошлым, ничего не делать. Буквальный смысл словосочетания «почивать на лаврах» выглядит как «спать (почивать) после победы (на лаврах)». — Лавры здесь означает: лавровый венок (венец), которым со времён Древней Греции (аполлонические состязания) награждали победителей сражений и соревнований. В переносном значении лавры вообще стали символом славы и успеха. Таким образом, «почивать на лаврах» имеет смысл «успокоиться на достигнутом и заснуть после прошлой победы», близкий к «околачивать груши» или «стричь купоны».
Выраженное книжным (отчасти, церковным, церковнославянским) стилем, благодаря глаголу почить (опочить) выражение приобрело нарочито возвышенный, слегка пародийный оттенок. В такой форме оно устоялось только после середины XIX века. До того момента у разных авторов можно было чаще встретить другие синонимические глаголы: покоиться, успокоиться, заснуть, отдохнуть, спать, преклониться и другие в том же роде.
Содержание
Почивать на лаврах в афоризмах и кратких высказываниях [ править ]
И Дафнис, преклонясь на Хлою,
Еще внимает сквозь ветвей ―
Почий на лаврах соловей!
Ликуй, весна, краса природы! [1]
Дети славы, веселитесь,
Здесь, на лаврах, преклонитесь
У любови на руках,
Громы, спите на цветах! [2]
Написав потом несколько журнальных статеек они принимают важный вид заслуженных литераторов и величественно успокаиваются на лаврах, мечтая по очереди о потомстве и о сытном обеде у какого-нибудь мецената. [3]
Давно ли, часто ли Вы с Пушкиным? Скажите ему от меня: ты надежда Руси ― не измени ей, не измени своему веку; не топи в луже таланта своего; не спи на лаврах: у лавров для гения есть свои шипы ― шипы вдохновительные, подстрекающие; лавры лишь для одной посредственности мягки как маки. [4]
. многие профессора, добившись профессорского звания, опочивают на лаврах. Не знаем, как теперь; но в наше университетское время было немало еще таких профессоров, которые, составив записки или книгу по своему предмету в начале своего профессорского поприща, не изменяли их в продолжение 20 или 25 лет. Такому опочиванию на лаврах, конечно, способствовала много уверенность, что, попав раз в профессора, следует только пуще всего на свете беречь свое здоровье, а при здоровье ― непременно выслужишь 25 лет, получишь полную пенсию. [5]
Полвека отдал он российскому слову ―
На лаврах пора почивать.
Он оду вчера написал Пугачёву
И ― больше не будет писать.
. личные качества Сталина, как человека и революционера, поражают окружающих. И после победы он также сохраняет спокойствие, увлекающихся сдерживает, не дает почивать на лаврах; он превращает одержанную победу в трамплин для достижения новой победы.
Почивать на лаврах в научно-популярной литературе и публицистике [ править ]
В числе наших модных литераторов немало таких. Я знаком с иными и часто удивляюсь их невежеству, с одной стороны, и резкости суждений ― с другой, о предметах, им вовсе или очень мало известных. Труд они называют педантством. Для них довольно познакомиться с французским языком и прочесть на нем несколько книжек, чтобы считать свое образование оконченным. Написав потом несколько журнальных статеек, несколько мадригалов и песенок, которым аплодируют в гостиных, они принимают важный вид заслуженных литераторов и величественно успокаиваются на лаврах, мечтая по очереди о потомстве и о сытном обеде у какого-нибудь мецената. [3]
Давно ли, часто ли Вы с Пушкиным? Мне он очень любопытен; я не сержусь на него именно потому, что его люблю. Скажите, что нету судьбы: я сломя голову скакал по утесам Кавказа, встретя его повозку: мне сказали, что он у Бориса Чиляева, моего старого однокашника; спешу, приезжаю ― где он? Сейчас лишь уехал, и, как нарочно, ему дали провожатого по новой околесной дороге, так что он со мной и не встретился. Я рвал на себе волосы с досады, ― сколько вещей я бы ему высказал, сколько узнал бы от него, и случай развел нас, на долгие, может быть на бесконечные, годы. Скажите ему от меня: ты надежда Руси ― не измени ей, не измени своему веку; не топи в луже таланта своего; не спи на лаврах: у лавров для гения есть свои шипы ― шипы вдохновительные, подстрекающие; лавры лишь для одной посредственности мягки как маки. [4]
Захочет ли и может ли правительство принять на себя это ручательство ― решать не мое дело, но мне казалось бы лучшим рассечь узел сразу: если в будущие споры помещиков и крестьян будет вмешиваться земская полиция или какие бы там ни были власти, ― выиграет один карман чиновников, дела возрастут до чудовищных размеров, и путаница выйдет страшная. В цензуре, кажется retrograde. Литература почивает на лаврах. Умолк и Щедрин, умолк и Мельников, угостив публику своим именинным пирогом, испеченным, впрочем, неудачно, как видно, на скорую руку. Хоть бы подняли новые вопросы (а их так много!), авось бы литература проснулась снова: новый вопрос в литературе ― то же, что возбудительное в медицине. [6]
Эта заметка вызвана тем грустным явлением, что многие профессора, добившись профессорского звания, опочивают на лаврах. Не знаем, как теперь; но в наше университетское время было немало еще таких профессоров, которые, составив записки или книгу по своему предмету в начале своего профессорского поприща, не изменяли их в продолжение 20 или 25 лет. Составленные таким образом записки передавались наследственно от одного поколения студентов другому, покупались у университетских швейцаров, вытверживались к экзамену ― и дело в шляпе! Иной профессор так вытверживал свои записки, что не пропускал в них ни одного слова, хотя и не смотрел в тетрадь, но в угол комнаты или на печку, ― знал даже, где у него поставлен восклицательный знак или помещена профессорская шуточка. И как, бывало, приятно и покойно сидеть на лекции у такого профессора! Невольно вспоминались тогда слова Мефистофеля, когда он, переодевшись в докторскую мантию Фауста, поучает студента, как он должен вести себя на лекции. Такому опочиванию на лаврах, конечно, способствовала много уверенность, что, попав раз в профессора, следует только пуще всего на свете беречь свое здоровье, а при здоровье ― непременно выслужишь 25 лет, получишь полную пенсию и потом будешь избран снисходительными товарищами, чающими такого же снисхождения и к самим себе, еще на пять лет и еще на пять и т. д. [5]
Предположим в самом деле, что какой-нибудь остервенившийся историограф второй или третьей руки все совершил, что совершить ему надлежало, то есть нигилистов истребил, коммунистов разорил, демократов разгромил, науку упразднил, а Поль де Кока водворил; что он, весь потный от трудов смертного боя, почил наконец на лаврах и лицо его сияет удовлетворенною глупостью. Он сидит, окруженный своими Пьерами, Анатолями, Жоржами, Симонами и прочими бонвиванами польдекоковского закала; сидит и ведет благодушную беседу о том, как отвратительно жить в России, как развратен русский народ и как должно быть теперь привольно там, в Петербурге. [7]
Путь ко многим блестящим победам большевизма лежит через временные поражения. В такие моменты все личные качества Сталина, как человека и революционера, поражают окружающих. Он бесстрашен и смел, он непоколебим, он хладнокровен и расчетлив, он не терпит колеблющихся, нытиков и хныкающих. И после победы он также сохраняет спокойствие, увлекающихся сдерживает, не дает почивать на лаврах; он превращает одержанную победу в трамплин для достижения новой победы.
Стандартный метод, стандартные темы, стандартный сюжет, стандартные приёмы, не по-сорокински убогий бедный скучный язык…
Вложения сил состоялись и были удачными, теперь гений может спокойно стричь лавры и почивать на купонах.
Счастливого отдыха, Владимир Георгиевич! Мы Вас помним. [8]
Почить на лаврах в мемуарах и художественной прозе [ править ]
Зато некоторые молодые люди удивлялись смелости моего дела и признавали меня своим героем. Я покоился на лаврах, не боясь никаких следствий: ибо добрый князь, заключив горесть в сердце, не жаловался никому и говорил своим знакомым, что он сам отправил жену в M-у для экономии. Эмилия продала свои бриллианты, и мы жили недурно; но она жаловалась иногда на мое равнодушие и, наконец, узнав, что я вошел в связь с одною известною ветреницею, слегла в постелю, сказала мне, что, быв женою, она могла сносить мои неверности, но, сделавшись любовницею, умирает от них. [9]
Барон Игельстром, не зная, куда девать генералов, которых наслал Потёмкин вместо полков в Шведскую армию, командировал в Савитайполь сперва генерал-майора Толстого, потом, отозвав его, нарядил генерал-майора же Неклюдова, который тут и остался в команде у Хрущева в приятной праздности и до конца войны играл в виск по рублю каждый вечер. Между тем наш командир, будучи его старее, один правил всем деташементом, гордился своей победой над Армфельдом, покоился на лаврах, иногда отражал какие-нибудь лодки, кои с озера отваживались тревожить наши береговые батареи, и в ожиданиях то мира, то сражения радовался или огорчался вместе с нами известиями о успехах нашей войны. [10]
Незадолго до того он прервал связь с одной из петербургских красавиц и, поводя взором вокруг себя, не находил предмета, способного заменить его последнее обладание. К тому ж самые трудности этой новой победы завлекали его, избалованного легкими успехами. Он тогда не был занят никаким сочинением и, покоясь на лаврах, готов был перепорхнуть от садовой розы к степной фиалке. [11] Но вот что-то новое зарождается в душном, промозглом воздухе кромешного класса; что-то встало над всеми голосами. Заслышали товарищи знаменитый громадный бас Великосвятского, гласящего «благоденственное и мирное житие»; с неудержимою силою оглушаются товарищи последними словами: «благополучно ныне почивающему на лаврах курсу многая лета!» На необъятной нотище разрешается последний звук… В одно мгновение, точно по одному темпу, смолкли все… Товарищество наслаждается; оно страстно любит крепкий звук… Но минута ― и стоголосое «многая лета!» Октябрист порылся в кармане, нашел коробку мятных лепешек, которые он ел после пьянства, и отдал мужикам на семя. Так бесславно окончился наш поход на рутину зрительных восприятий низовых масс Поволжья. По мере того как я сходился все ближе и ближе с домом в Полуектовом переулке, мои ученики становились ленивее: они обогнали и своих одноклассников, и даже несколько классов вперед по рисованию и решили почить на лаврах, и очень тактично поступили: мне было не до них… Лёля начала входить в мою жизнь. Вдали от нее я отдыхал думая о ней. [14] Конечно, оркестр, носящий сегодня имя «Виртуозы Москвы», уже не тот оркестр-легенда. Так же, как театр на Таганке или БДТ уже не те театры, с которыми связаны целые эпохи. Хорошо, что старый оркестр не раздавил Спивакова, как поезд. Володя мог бы почивать на лаврах, но он несётся по миру с огромной скоростью. На нём огромная творческая ответственность и нагрузка. Пока он её тянет, это даёт ему силы оставаться в седле, чего нельзя сказать о многих музыкантах его поколения. [15] Почивать на лаврах в поэзии [ править ]Там, в тихой мрачности лесов, Умолк ― и Пан свою свирель Дети славы, веселитесь, В мучном амбаре Отечества спаситель, Хоть тот же деятель на сцене, да не тот! Министры, ораторы, опочившие на лаврах переворота, Где можно забыться, душой молодея, Что за корысть тебе, глухарь, Источники [ править ]См. также [ править ]«Почивать на лаврах» — значение фразеологизмаИтак, как вы объясните значение фразеологизма «почивать на лаврах»? Для этого нужно сначала совершить краткий экскурс в древнегреческую историю. А также вспомнить один из мифов, посвященных богу Аполлону и его возлюбленной – нимфе по имени Дафна. Буквальный смысл глагола Чтобы разобраться в значении выражения «почивать на лаврах», сначала обратимся к буквальному толкованию его составляющих, а затем перейдем к переносному. Первое из слов – это глагол, который в словаре сопровождается пометкой «устаревшее», «книжное». Он имеет славянское происхождение и связан существительным pokoj (покой). Раньше его употребляли с оттенком почтительности и подобострастия, когда говорили о сне какого-либо высокопоставленного человека. Проще говоря, «почивать» обозначало «спать», «отдыхать», «находиться в покое». Существовал и другой оттенок толкования, также книжный, употреблявшийся в переносном смысле. Этот глагол применяли, например, в значении «быть погребенным где-либо», «лежать мертвым», «покоиться». Что касается словосочетания «почивать на лаврах», значение глагола в нем следующее. Он употребляется в первой из указанных трактовок, означая «отдыхать», «расслабляться», «находиться в покое». Применение в ритуалах Для понимания значения «почивать на лаврах» рассмотрим и второе слово. Это существительное, которое обозначает род деревьев и кустарников, растущих в субтропиках и относящихся к семейству лавровых. Его листья цельнокрайные, кожистые, с большим содержанием эфирных масел. Это вечнозеленое растение. Его обилие в Древней Греции было отмечено еще Теофрастом, естествоиспытателем и философом, жившим в 4-3 веках до н. э. В античные времена лавр использовали в различных целях. Ему приписывались особенные свойства и поэтому применяли в некоторых религиозных ритуалах. В быту его листьями окуривали помещения, что связано с острым ароматом лавра. А также из него изготавливали венки, которые наряду с лавровой ветвью являлись символом славы, мира и победы. В интересующем нас выражении лавры представляют собой символическую фигуру речи, которая говорит о приобретении славы, одержании победы, о триумфе. Это связывается с использованием в античной традиции лавровых веток в религиозных церемониях, торжественных обрядах. Символ победителя Чтобы разобраться в значении «почивать на лаврах», следует ознакомиться с рядом обычаев Античности. В Древней Греции и в Древнем Риме ветви благородного растения и сплетенные из него венки были атрибутом одержавшей победу стороны. Изначально их стали использовать на Пифийских играх в качестве почетного символа их победителей. В первое время эти игры являлись музыкальными, а затем к ним добавились и спортивные соревнования. Это произошло в 582 году до н. э. После этого лаврами стали награждать выдающихся поэтов и ораторов. Когда из удачных военных походов возвращались полководцы, особо заслуженным из них устраивали триумф, во время которого их головы украшали лавровыми венками. Посвящение АполлонуПродолжая изучение значения «почивать на лаврах», нужно сказать и о том, какое отношение описываемое растение имеет к этому божеству. Лавр был растением, посвященным Аполлону, богу солнечного света и гармонии, покровителю искусств. Как и сами Пифийские игры, о которых было сказано выше. Как повествуют мифы, именно этот бог был их учредителем. Он посвятил их победе над ужасным драконом Пифоном. Ему приписывают пророческий дар. Жрецы употребляли его, чтобы узнать будущее. В связи с этим их называли лавроедами. А также присутствовало убеждение в том, что с помощью лавра можно спастись от молнии. В основе почитания этого растения лежит миф об Аполлоне и Дафне. Дафна – значит «лавр» Она была нимфой, спутницей богини Артемиды, и так же, как она, дала обет безбрачия и сохранения целомудрия. Подробным образом история любви к ней бога солнечного света изложена в «Метаморфозах» Публия Овидия Назона. Когда Аполлон одержал победу над Пифоном, он стал отпускать шутки в адрес лука и стрел Эрота, бога любви. Последний решил отомстить и вселил в Аполлона любовь к юной нимфе. Тогда как в Дафну попала стрела антипатии, которая вызвала неприязнь к богу солнечного света. Разобравшись в перипетиях древних мифов и особенностях античных традиций, можно ответить на вопрос о значении фразеологизма «почивать на лаврах». Его буквальная трактовка: «заснуть после одержанной победы». Но употребляется оно чаще в переносном смысле и говорит о человеке, который после плодотворных трудов и достижения успеха успокоился и бездействует. А как раз этого допускать не стоит, следует сохранять бдительность и стремиться к покорению новых вершин.
|