Что значит по общему конкурсу и по договору
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.
Правила проведения открытого конкурса по управлению МКД
Необходимость, порядок и сроки проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. О правилах проведения и процедуре конкурса и поговорим.
Общие положения
Основанием для проведения открытого конкурса служит ст. 162 ЖК РФ. При этом следует помнить, что собственники помещений в МКД правомерны провести собрание по выбору способа управления своим домом до и во время проведения открытого конкурса, пока не объявят его победителя.
Участником конкурса может стать ИП или юридическое лицо. Предметом конкурса выступает право заключения договора управления МКД. Объектом торгов является стоимость обязательных и дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Победителем открытого конкурса станет та управляющая компания, которая за указанный организатором размер платы предложит наибольший объём работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Здесь нужно отметить, что согласно последним изменениям в Правилах проведения открытого конкурса по выбору УК, закреплённым в Постановлении Правительства РФ от 04.03.2015 № 191, в конкурсной документации должен содержаться список дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту с требованиями к объёмам, качеству и периодичности их выполнения. Организатор конкурса самостоятельно определяет расчётную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.
Основания для проведения открытого конкурса
Порядок проведения открытого конкурса
Если открытый конкурс проводится в отношении новостройки, то, согласно ч. 13 ст. 161 ЖК РФ, в течение 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод её в эксплуатацию орган местного самоуправления размещает информацию о его проведении на официальном сайте. В течение 40 дней со дня информирования о торгах организатор проводит конкурс.
В течение 10 дней с момента проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает всех жильцов о его результатах и об условиях договора управления МКД. Жильцы должны заключить данный договор с избранной управляющей компанией. Договор управления заключается индивидуально с каждым жильцом. Собственники помещений выступают стороной заключаемого договора, если они составляют свыше 50% от общего числа жильцов МКД.
Также открытый конкурс по выбору управляющей компании проводится, если у предыдущей управляющей компании решением суда аннулирована лицензия на основании рассмотрения заявления органа ГЖН. Согласно ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса, в 15-дневный срок со дня получения уведомления от органа ГЖН об аннулировании лицензии орган местного самоуправления созывает собрание жильцов МКД для решения вопроса о выборе способа управления. Если на общем собрании не принято решение, или оно не проведено, или не набрался кворум, то проводится открытый конкурс.
Организация проведения открытого конкурса
Организатор открытого конкурса за 5 рабочих дней до информирования о его проведении должен определить состав и порядок работы конкурсной комиссии, создать её и назначить председателя, а также утвердить протокол. Организатор конкурса может одновременно создать несколько постоянно действующих комиссий, которым выдаются полномочия сроком на 2 года.
Для того, чтобы стать участником открытого конкурса, нужно подать заявку по форме. Срок подачи заявок составляет 25 дней. Приём заявок прекращается непосредственно перед началом вскрытия конвертов.
Заключение договора управления многоквартирным домом
Победитель открытого конкурса в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола конкурса предоставляет организатору подписанный им проект договора управления МКД. А в течение 20 дней с этого же момента он должен передать подписанные им проекты договора управления МКД жильцам для подписания указанных документов с их стороны. Если победитель не осуществит этот алгоритм действий в указанный срок, то будет считаться уклонившимся от заключения договора управления МКД.
В таком случае шанс стать победителем предоставляется другому участнику конкурса с наибольшим после победителя объёмом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за назначенную организатором плату. Если и этот участник за указанный период времени не успеет предоставить подписанный договор управления, то организатор вправе через суд заставить его выполнить свои обязательства. Если победитель является единственным участником конкурса, то в случае его уклонения от своих прямых обязанностей, организатор вправе через суд заставить его заключить договор управления МКД или, в противном случае, взыскать с него возмещение убытков.
Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок
Что такое открытый конкурс
Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).
В каких случаях не проводится открытый конкурс
Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.
Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:
В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.
Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).
Преимущества и недостатки открытого конкурса
Преимущества данного способа:
К недостаткам открытого конкурса относятся:
Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ
Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса
На данном этапе заказчик:
Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).
Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.
Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).
Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Этап №4 — Прием и регистрация заявок
Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:
Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).
Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).
Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)
Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).
По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.
Важно: заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.
Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.
Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов
Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).
Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).
Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53).
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.
Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).
По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).
На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.