Что значит по мнению булгакова быть мастером
В чём, по вашему мнению, заключается суть избранничества Мастера («Мастер и Маргарита» Булгакова)?
Обсуждение вопроса:
Главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является загадочной личностью. Действительно, на протяжении сюжета гораздо больше становится известно о возлюбленной центрального персонажа, нежели чем о нём самом. Однако в развязке романа именно Мастер первоначально заслуживает «покой». Рассмотрим, в чем заключается суть избранничества этого героя.
Во-первых, образ Мастера является библейской аллюзией.
Многие литературоведы сходятся во мнении, что Иешуа Га-Ноцри из романа главного героя «Понтий Пилат» и сам центральный персонаж — двойники. Действительно, во многих эпизодах почеркивается их сходство. И Мастер, и Иешуа наделяются такой чертой характера как свободомыслие: мессия в Ершалаиме открыто проповедует свою правду народу, а главный герой публикует книгу на религиозную тематику в советском государстве. Кроме того, оба персонажа, равно как и их библейский прототип, страдают за истину.
Во-вторых, Мастер является одним из немногих героев романа, который способен на искреннюю любовь. В поступках центрального персонажа звучит мотив самопожертвования. Например, герой уходит в психиатрическую лечебницу и просит Маргариту отказаться от него, мотивируя это желанием лучшей жизни для своей возлюбленной. Кроме того, Мастер отказывается называть имя и фамилию девушки Ивану Бездомному, чтобы не навлечь на неё беду. Авторская позиция относительно этой черты характера становится ясна из монолога Воланда: люди, способные на искренние добрые чувства и жертву ради них заслуживают награды.
В-третьих, главный герой с самого начала посвящён в мистические тайны романа. Так, в диалоге с Иваном Бездомным Мастер по портретному описанию сразу узнаёт Сатану, с которым поэту пришлось встретиться в завязке действия. Подсознательное понимание центральным персонажем происходящего подчеркивается и с помощью композиции всего произведения. Ершалаимские главы романа Мастера включены в сюжет работы Булгакова и выступают как её неотъемлемая часть. Эта важная деталь говорит о своеобразном «родстве» главного героя с высшими силами, которые управляют жизнями и судьбами персонажей произведения.
Таким образом, избранничество Мастера следует из многих важных для понимания авторского замысла факторов.
Приступая к работе над сочинением, вспомните о том, какое значение имеет термин «избранничество»: избрание сверхъестественными силами определённого человека (вне зависимости от его желания) для выполнения их волеизъявления.
Покажите, что Мастер в одноимённом романе М.А. Булгакова, не осознавая собственное особое предназначение, является исполнителем воли неких высших сил. Выявите, в чём смысл избранничества Мастера (герой романа призван создать истинную картину событий, происшедших в начале нашей эры в Иудее и донести эту истину до современников).
Объясните, что важность этой задачи заключается в сходстве переходных исторических эпох начала нашей эры в Иудее и конца 20-х — 30-х годов XX века в России. Подчеркните, что такие периоды в истории того или иного общества являются знаменательными, потому что дают возможность выбора дальнейшего пути развития.
Продолжив свои наблюдения, выявите, что история странствующего проповедника Иешуа Га-Ноцри и римского наместника Пилата, рассказанная в романе Мастера, даёт его современникам возможность возвращения к истине, естественному доброму началу. Однако истина отвергается, и автора романа, как некогда его героя, приносят в жертву. Подчеркните, что в качестве искупительной жертвы предстаёт и Маргарита, что свидетельствует об особой греховности современного М.А. Булгакову мира.
В заключении отметьте, что наградой за создание романа становится для избранника вечное посмертное существование вместе с его возлюбленной в надмирной области бытия, обозначенной в романе как «покой». Это становится исполнением его заветного желания, дарованием ему того, чего так не хватало в земной жизни.
Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.
Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.
Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.
Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.
Мастер (персонаж Булгакова)
Мастер (персонаж Булгакова)
Содержание
Описание
Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов. Из-за бесконечной травли Мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман. Эти же газетные статьи навели одного из знакомых Мастера на мысль написать ложный донос, чтобы заполучить его квартиру. В результате расследования Мастер был освобождён, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в клинике для душевнобольных. История романа заинтересовала Воланда. Он возвращает сожжённые рукописи, а также предоставляет Мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.
О себе мастер говорит: У меня нет больше фамилии. В романе это прозвище пишется через строчную маленькую букву.
Мастер в российской и мировой литературе стал символом художника, творца в широком смысле слова, который своими произведениями вошёл в конфликт с официальной культурой своего времени. В случае булгаковского героя мастер вошёл в конфликт с социалистическим реализмом.
Мастер в финале романа
Существует трактовка, по которой завершение романа может лишь на первый взгляд показаться оптимистическим: Пилат ушел с Иешуа, Мастер получил покой… При побеге из Москвы в полете Сатаны со свитой преображаются все: меняется Маргарита, меняется сам Воланд, становится красив Бегемот, из гаера в рыцаря преображается Коровьев, предстает в своем истинном облике Азазелло. Преображаются все — кроме Мастера. Мастер меняется лишь в одежде. Ни глаза, ни лицо, ни душа у него не меняются. В награду, которую сложно назвать таковой, Мастер получает не свет, но покой, и отдан в руки ведьмы Маргариты. В последнем появлении Мастера в романе мы видим пугливо озирающегося обросшего бородой человека, которого за руку ведёт Маргарита. Такую награду можно назвать наказанием, потому что мастеру дано Ничто и он ввергнут в небытие.
На самом деле финал Мастера трагичен, потому, что дьявольские дары будут не утешать, а терзать. Воланд маскируется и на прощанье говорит, что поднесённые им дары не только и не столько от него самого, сколько от Иешуа: «То, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же». К тому же, из финала романа явствует, что Мастер более не в силах написать еще что-либо. Он высушен до дна как творческая личность. То есть, в отличие от Фауста Гёте, Мастер не прощён, и всего лишь награжден мороком покоя.
Очень важно понять, за что Воланд «награждает» таким образом Мастера. Мастер создал литературное произведение, но не довел дело до конца, испугавшись и уничтожив роман. По мнению Андрея Кураева, конечная цель появления Мастера, романа о Пилате, — донести до людей слово Сатаны, оправдать, обелить себя в глазах тех, кого дьявол ненавидит. Это не произошло. В результате Воланд «награждает» Мастера соответственно выполненной работе. (см. Андрей Кураев «Мастер и Маргарита: за Христа или против?»)
Предпосылки
Есть предположение, что образ Мастера во многом автобиографичен: Михаил Булгаков также сжёг первую редакцию своего романа, и даже написав его заново, понимал, что опубликовать столь неортодоксальное произведение в СССР 1930-х — 1940-х годов почти нереально.
По мнению многих булгаковедов прототипом для Мастера также стал Алексей Максимович Горький — пролетарский писатель № 1. [2] Некоторые литературоведы даже склонны считать, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». [3]
Образ мастера в произведении по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)
Имя Мастер в текстах Булгакова встречается неоднократно и имеет эмфатический смысл. Герой «Жизни господина де Мольера» у автора «бедный и окровавленный мастер», одним из предварительных названий пьесы о Сталине, которая позже была названа «Батум», было название «Мастер».
В романе «Мастер и Маргарита» имя Мастер противопоставлено писательскому ремеслу.
На вопрос, который задал Иван Бездомный «Вы писатель?», герой ответил: «Я — мастер». Этими словами автор подчеркнул, что творчество Мастера вышло за пределы литературного занятия и превратилось в дело, и он это дело призван исполнить. Словно король, венчанный на царство, Мастер венчан на создание романа. У него тоже есть корона – черная шапочка, украшенная желтой буквой «М», которую сшила герою Маргарита. Слово «мастер» здесь имеет значение «посвященный».
Герой Булгакова продолжает традиции своих прототипов – Гофмана и Гоголя.
От Гофмана в наследство герою досталось именование «трижды романтического мастера», а Гоголь подарил персонажу портретные черты: клок волос, ниспадающий на лоб и острый нос – а также обстоятельство судьбы, ставшее для героя роковым.
Мастер сжигает созданный им роман в момент отчаяния, подобно Гоголю, который уничтожил второй том «Мертвых душ», и подобно самому Булгакову, обрекшему огню рукопись романа о дьяволе. И.Л. Галинская считает, что прообразом Мастера мог быть Г.С. Сковорода, украинский философ XVIII века, который, не опубликовал при жизни ни одного своего произведения и вынужден был притворяться душевнобольным. Кроме того, философская проблематика романа о Понтии Пилате во многом сходна с философией Сковороды в некоторых особенно важных моментах.
Образ Мастера трагичен, он стал известен читателю в конце 60-х годов, когда роман М.А. Булгакова был впервые опубликован. Для отечественной интеллигенции герой Булгакова стал воплощением дилеммы героизма и эскапизма, он символизировал выбор между этими двумя возможностями.
Мастер («Мастер и Маргарита»)
Кто такой мастер
Настоящее имя мастера остаётся неизвестным. В романе, кроме того, его прозвище всегда пишется со строчной буквы. Мастер — житель Москвы, он образованный человек, историк, знаток нескольких иностранных языков. Его мечтой было написать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри (персонаж, основанный на мифическом Иисусе Христе). Однажды эта мечта сбылась: мастер выиграл большую сумму в лотерее и благодаря этому смог начать писать.
Однако профессиональные литераторы жёстко раскритиковали роман мастера. Стали травить и его самого. Постепенно мастер сходит из-за этого с ума и однажды от отчаяния сжигает своё произведение. Травля возымела и другие последствия: один из знакомых мастера — Алоизий Могарыч решил написать на него ложный донос, чтобы приобрести его квартиру.
Расследование не доказало вину мастера и он был освобождён. Но квартира всё же отошла Могарычу. Оставшись без жилья, денег и смысла существования, он вынужден был найти покой в клинике для душевнобольных. Однако подоспело неожиданное спасение. Сюжетом его романа заинтересовался Воланд. Он вернул сожжённые рукописи мастеру, а также предоставил ему место вечного покоя; туда же отправилась и его возлюбленная — Маргарита.
В чём трагедия мастера?
Мастер — фигура глубоко трагическая. Это человек, который стал заложником тоталитарной системы и лишился возможности писать и говорить то, что он думает. При этом гонения на мастера осуществляло, в сущности, всё общество, включая его близких, друзей, коллег по перу. Мастер хотел говорить правду, однако окружающие не желали её слышать. «Много знающий и понимающий» мастер оказался человеком, неугодным системе.
Жизнь мастера представляет собой постепенное угасание. Вначале он — представитель элиты общества, образованный человек, учёный, преподаватель, литератор. Постепенно он теряет всё, включая крышу над головой, и заканчивает свои дни в психиатрической клинике.
Своеобразным отражением судьбы мастера становится и его роман. Его герой Иешуа Га-Ноцри имеет сходство с Христом, однако существенно от него отличается; по-видимому, Булгаков использовал апокрифические сочинения «евангельских времён», которые заметно отличаются от трактовки событий мифической истории, принятой в канонических «евангелиях».
Возможные прообразы мастера
Столь глубокий и трагический персонаж, как мастер, наверняка имел прообраз в реальной действительности. Существуют несколько кандидатов на роль прообраза мастера. Одним из них является сам Михаил Булгаков. Ведь он сам сжёг первый вариант своего романа, а потом написал его заново, при этом понимая, что опубликовать его в сталинском Советском Союзе будет почти нереально. Кстати, «вождь» весьма неожиданно отреагировал на роман — он ему понравился.
Ещё один возможный прототип — Алексей Фёдорович Лосев, знаменитый советский философ. Это был православный религиозный мыслитель, который за свои убеждения подвергался травле. Тем не менее, он первое время не отступался от своих принципов и вместе с женой тайно принял монашеский постриг. После того, как он некоторое время отсидел в ГУЛАГе, он внезапно стал писать в другом ключе — марксистско-ленинском (хотя до этого категорически отвергал марксизм), а также писал хвалебные отзывы о товарище Сталине. Только после смерти Сталина Лосев возобновил работы в прежнем направлении.
На Лосева указывают некоторые внешние атрибуты мастера. Так, он носил чёрную шапочку, которая традиционно воспринималась как университетский головной убор, однако могла быть и монашеской скуфьёй — отличительной чертой Лосева. Чёрная шапочка была единственным элементом монашеского «мундира», которую позволял себе носить Лосев, являвшийся своеобразным «монахом в миру».
В числе прототипов мастера называли и Максима Горького, который заслужил репутацию «пролетарского писателя номер один».
Литературовед Альфред Барков считал, что прозвище «мастер» герой получил не случайно. В те годы так принято было называть писателей, которые готовы были отречься от собственных убеждений и создавать произведения, угодные системе. Собственно, у булгаковского героя был такой выбор, но он на него не пошёл. Свой роман он сжёг, но послушным орудием пропаганды не стал, предпочитая отправиться в психиатрическую больницу.
Заключение
Образ мастера показывает нам человека, который оказался отвергнутым в реальном, земном мире, но был принят в «мире ином». Своим гениальным произведением мастер очаровал «самого дьявола», который фактически стал его другом.
Характеристика и образ Мастера в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение
Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер. На главного героя внезапно свалился выигрыш крупной суммы. И Мастер решает, что теперь он может заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь. Он начинает творить и пишет роман о Понтии Пилате. Но данное произведение не нашло своё место и роман был разгромлен критиками и другими писателями. Не справившись морально с таким провалом и натиском, Мастер сжигает рукописи и попадает в психиатрическую клинику. На примере данного сюжета М. А. Булгаков показывает нам вражду двух сторон того времени. Первая сторона – это состоятельные и богатые писатели, имеющие большие связи и занявшие свою нишу на литературном поприще, а с другой стороны – свободный и неизвестный писатель. Чье мнение абсолютно не совпадает с остальными и который искренне пытается донести до народа что-то доброе и светлое.
Но, несмотря на все эти положительные качества, Мастер – это человек, который неспособен противостоять ударам судьбы. Столкнувшись с трудностями, он выбирает самый лёгкий путь – сдаётся и опускается на самое дно. Такой герой вызывает у читателя только жалость. Именно поэтому, по мнению автора, он не заслуживает света, только покой.
С психиатрической клиники ему помогает выбраться его возлюбленная – Маргарита, которая ради него продала душу дьяволу. Помог ей в этом Воланд. Также он вернул Мастеру сожженные рукописи и даровал вечный покой со своей любимой. Несмотря на то, что в Москве их тела умирают, они продолжают жить в другом мире. В том, где нет лживых и лицемерных людей. Там Мастер начинает снова писать. За свои муки и страдания в своей жизни, он был награжден только покоём, так как света, по мнению автора, он не заслуживает.
Основываясь на образе Мастера, М.А.Булгаков доносит до читателя мысли о сложности положения простого свободного и наивного писателя в обществе в то непростое время. Также читателям, кто знаком с биографией Булгакова нетрудно заметить, что между ним самим и Мастером есть общие черты. Например, автор тоже был по образованию историком, и тоже сжёг свой первый роман. М.А.Булгаков сам неоднократно подвергался критике со стороны других писателей, выходит, что общего у него с главным героем произведения предостаточно.
Вариант 2
Во многих своих произведениях М.А. Булгаков касается темы взаимоотношений художника и общества. Особенно глубоко этот вопрос затрагивается в романе «Мастер и Маргарита».
Произведение поражает читателя своим удивительным миром, где Мастер, вдохновленный событиями давно минувших лет, пишет роман о Понтии Пилате.
У Мастера нет имени. От него писатель отрекается дважды. Первый раз он принимает данное ему Маргаритой прозвище, второй раз – оказавшись в клинике для душевнобольных, где становится номером 118.
Читатель знакомится с Мастером в 11-й главе, а в 13-й автор дает полное и подробное описание героя. Это человек среднего возраста, «с острым носом, встревоженными глазами…».
Персонаж воплощает в себе авторское видение профессии писателя и его предназначения в этом мире. Для Булгакова и для Мастера их профессия – не способ прославиться или получить какие-то награды, это смысл жизни.
Мастер не причисляет себя к писателям МАССОЛИТа, а ставит себя выше их, ведь они даже не верили в то, о чем писали. При этом слова Бездомного о том, что он сам считает свои стихи ужасными, Мастер принимает на веру. Он просит Ивана больше никогда не писать стихов.
Главному герою часто улыбается удача. В начала своего рассказа Мастер говорит о крупном выигрыше, который он потратил на создание библиотеки. В это время писатель приступает к работе над романом о Понтии Пилате. Вскоре Мастер встречает свою настоящую любовь – Маргариту.
Перед лицом трудностей и неудач главный герой оказывается слаб. Он не в силах противостоять нападкам Латунского, отстоять свою позицию, защитить возлюбленную. Сломленный жестокой и безбожной политической системой, Мастер сжигает роман и отрекается от собственных убеждений.
Писатель предал свою идею и самого себя. Именно по этой причине Иешуа не призвал его к себе в свет, даровав ему лишь спокойную жизнь.
По мнению некоторых критиков и читателей, последние строки романа полны пессимизма. Однако стоит обратиться к словам известного русского критика Е. Сидорова, который утверждает обратное. По его мнению, произведение Булгакова заканчивается в положительном ключе: у Мастера на земле остался его ученик, Иван Бездомный, который после разговора с Мастером отказался от прежних убеждений и понял свою неправоту. На земле также остался роман писателя, который, безусловно, сыграет еще свою роль в жизни будущих поколений.
Сочинение про Мастера
В образе Мастера отражается жизнь Булгакова. Они похожи тем, что оба пишут роман в тяжелые для писателей времена, когда многие произведения не давали печатать, если они отличались от того, о чем нужно было писать. Те, кто не боялся излагать свои мысли на бумаге, зачастую отправлялись в психиатрические лечебницы. У них не получалось заработать денег и известность, так и умирали в нищете.
Булгаков через образ Мастера проводит главную мысль романа, что настоящее искусство невозможно уничтожить. Если оно не нашло признания в данный момент, то оно обязательно найдет своих ценителей спустя время.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Мастера в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.
Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды
В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»
Роман «Поднятая целина» близок к предыдущей работе под названием «Тихий Дон» представлением дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста его сознания. Произведение появилось в 1932 году.
Порой, на нашем пути встречаются трудности, которые кажутся непреодолимыми. Мы начинаем задумываться о себе, о том, как мы живем и счастливы ли мы?