Что значит плеймейкер в футболе

Playmakers

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

Источник: Benoit Pimpaud (ESDF Analysis)

Сегодня вы иногда слышите, что такого плана плеймейкеров, как Зинедин Зидан, Хуан Роман Рикельме или Диего Марадона более не существует. Несмотря на то, что это отчасти правда, достаточно тяжело сравнивать этих легенд с современными футболистами. Безусловно, плеймекеры еще остаются в футболе, а некоторые из них, возможно, уже более 10 лет в игре. Отличие сегодня в том, что сейчас же игроки в данной роли играют по всему полю.

Главный прорыв в этом изменении пришелся на апогей Барселоны 7 лет назад. До системы Пепа Гвардиолы, в большинстве своем воодушевленные Йоханам Круиффом плеймейкеры обычно играли в роли атакующего полузащитника, располагаясь просто в центре поля за форвардом.

Одним из тактических изменений, пришедших от стиля Пепа и интеллекта Круиффа, было добавление еще одного игрока в эту зону для нейтрализации плеймекера соперника.

С этих пор более не существует футболистов, играющих на данной позиции (или, возможно, совсем чуть-чуть). Плеймекеры же сегодня расположены по всему полю, и данный факт порождает множество их видов со свойственными задачами.

Детальная характеристика «плеймейкера»

Но данная роль плеймекера активно вредит многим командам, пытающимся играть в контроль мяча. К примеру, иногда Арсенал с Алексисом, Ливерпуль с Коутиньо, ПСЖ с Неймаром и т.д., потому что перечисленные игроки часто передерживают мяч у себя, тем самым сбивая весь командный ритм игры.

Также для иллюстрации: Уэйн Руни в свои плохие времена в МЮ, Росс Баркли в Эвертоне или Деле Алли в сборной Англии. Имея футбольный интеллект, их действия могут быть губительными для команды, если отдадите им мяч будто с вами на поле Хави.

Настоящие плеймейкеры не должны вредить команде, ошибаться в выборе позиции или направлении передачи, а также не отдавать пас партнеру, который находиться в невыгодной для приема мяча позиции, и т.д.

Если вы посмотрите на Луку Модрича, Тони Крооса, Давида Сильву, Сеска Фабрегаса или Марко Вератти, то они имеют только в районе двух плохих игр за сезон.

Другая ситуация состоит в том, что нападающие, активно играющие на мяче, действуют в качестве плеймейкеров, имея преимущество под определенным углом. Антуан Гризманн, Неймар или Лионель Месси очень хороши в особых ситуациях или участках поля или в перемещении в определенные зоны при атакующей фазе игры.

Имея дело с настоящими, классическими плеймекерами, трудно сказать, как они сами предпочитают играть. Кажется, они действуют на разных мячах и на разных участках поля. Лука Модрич, Давид Сильва, Хави: нельзя сказать, что у них есть определенное направление для движения или паса. А играя плеймейкера, вы и не можете иметь вашу любимую позицию или вектор передачи.

Несколько видов плеймейкеров

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

3) Дрибблеры. Футболисты, перечисленные пунктом выше, обладают потрясающими навыками, но дрибблинг не есть их сильнейшее качество. Существуют такие игроки, как Иско или Тьяго Алькантара, которые разрывают оборонительные линии соперника благодаря дрибблингу, плотно взаимодействуя с мячом. Их стиль очень интересен в конкретных случаях, но иногда им тяжело поменять свою манеру игры, подстраиваясь под сложившуюся на поле ситуацию. Только незначительное количество футболистов способны играть в подобном ключе на самом высоком уровне.

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

Некоторые могли бы заметить, что я не включил в данную категорию Месси, Паоло Дибала или Антуана Гризманна, потому что они не совсем плеймекеры. Конечно, они участвуют в игре их команд, но не как настоящие плеймекеры, которые уже на автоматизме выработали взаимодействие с партнерами и глубоко понимающие позиции и забегания каждого на поле. Названные нападающие в некоторой степени усвоили роль плеймекера из-за своих физических и экстраординарных футбольных показателей. У них хорошее видение, но не такое как у Тони Крооса или Сеска Фабрегаса, к примеру. Последние же обладают неким талантом предвидения ситуации, что позволяет им отдавать разрезающие передачи или, наоборот, придержать мяч.

Более того, есть еще один вид плеймейкеров, особенно в наши дни. Матс Хуммельс или Давид Луиз также являются плеймейкерами в определенных ситуациях. Их дальновидность и пас позволяют им прорывать первую линию прессинга соперника, а порой отдавать ключевые передачи.

В схожей манере действует сборная Австрии, где Давид Алаба в качестве плеймейкера действует в центре поля. Или, если вспомните, эволюцию Гарета Бэйла в Англии: начиная левым защитником, он закончил правым полузащитником, играя порой плеймейкера (последний сезон в Тоттенхэме).

Эволюция

Испанский футбол поменял футбол и роль плеймейкеров в общекомандной тактике. В то время как «классический номер 10» исчезает, кажется, что сейчас плеймейкер не ограничен структурой в той или иной позиции.

И данная эволюция вполне естественна в том смысле, что раннее развитие футболистов еще в академиях позволяет им куда больше развивать навыков понимания и видения футбола, чем старшее поколение, сохраняя при этом те же физически способности.

Источник

Плеймейкер. Диспетчер

Плеймейкер (диспетчер) — футболист, который отвечает за развитие атаки, задает ей вектор и исполняет “последний” пас на форвардов. Это креативный игрок, находящийся под постоянным давлением со стороны противника. При этом он обязан создавать опасные моменты как для себя, так и для своих партнеров. Позиция плеймейкера, как и практически все футбольные амплуа, развивается и приобретает новые очертания.

Довольно продолжительное время функции “дирижера” атак исполняли техничные атакующие полузащитники или оттянутые нападающие. Однако в современном футболе на роль диспетчера вполне может претендовать опорник, вингер, инсайд или полузащитник “box-to-box”. Все зависит от того, как команда строит свою атаку.

Как играет классическая “десятка”

Во времена строгого распределения обязанностей на поле одному из игроков атаки выделялась особая роль плеймейкера. Футболисты этого амплуа располагались под нападающими и отвечали за эффективность завершающей фазы атаки.

Можно выделить группу качеств и характеристик, которые присущи практически каждому классному “десятому номеру”:

Действия “десятки” — это изящная, красивая и в то же время эффективная игра во второй и финальной трети поля. Такие плеймейкеры часто являются главными звездами своей команды. Достаточно вспомнить Зинедина Зидана, Роналдиньо, Мишеля Платини или Михаэля Лаудрупа.

Плеймейкеров часто называют “мозгом команды”, “двигателем атак”, “художником”. Все эти эпитеты в той или иной мере подходят для этого амплуа. Диспетчер действительно должен постоянно анализировать расположение футболистов на поле и искать оптимальное продолжение атаки.

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

“Десятый номер” помимо отличных тактических и аналитических данных должен обладать большим техническим арсеналом. Плеймейкеры, как правило, нацелены на качественное продвижение мяча форвардам, однако и сами должны быть готовы к завершающему действию. Зачастую “десятки” являются главными исполнителями стандартных положений в своей команде.

В игре классической “десятки” есть две стороны медали:

Каждый любитель футбола знает, что такое “финт Зидана” или может назвать несколько любимых моментов в исполнении Роналдиньо. Однако если бы красота игры этих футболистов не подкреплялась бы результативностью и эффективностью, то они вряд ли бы стали суперзвездами.

Диспетчер, играющий в полуфланге

Плеймейкер-”десятка” — характерное явление для формаций 4-2-3-1, 4-4-1-1 или 3-4-1-2. В таких расстановках диспетчер или оттянутый форвард действует ближе к центральной оси. Однако во многих популярных схемах атакующий центрхав в классическом понимании не используется. Например, при расстановке 4-3-3 в атакующей формации три полузащитника образуют треугольник, в основании которого находятся два атакующих хава. В основном они играют в полуфлангах и разделяют между собой обязанности “десятого номера”.

Тенденция универсализации футболистов коснулась даже такого “романтического” амплуа, как плеймейкер. Раньше с трудом можно было представить одновременное нахождение на поле двух «Зиданов» или нескольких «Платини» в составе одной команды. Однако популярность формаций 4-3-3 и 3-4-3 исправили эту ситуацию. Например, в легендарной Барселоне под управлением Пепа Гвардиолы на поле блистала пара атакующих полузащитников Хави/Иньеста.

Ярким примером плеймейкера, играющего в полуфланге, можно считать бельгийца Кевина Де Брюйне. В составе Манчестер Сити полузащитник стал одним из лучших ассистентов как своей команды, так и всей английской лиги. Полуфланг — одна из самых перспективных зон для развития нападения. Находясь в этом пространстве с мячом, атакующий полузащитник имеет большое количество вариантов для продолжения атаки:

Плеймейкером, который организовывает атаки из зоны полуфланга, может быть как номинальный полузащитник, так и атакующий игрок. “Ложная девятка” и вингер могут выполнять задачи диспетчера, опускаясь ниже к центральной линии. В таком случае нападающие в разные отрезки времени чередуют свою номинальную позицию и амплуа “десятого номера”.

Глубинный опорник-плеймейкер

В определенный момент развития футбола оказалось, что созидать и управлять атакующей игрой команды можно не только в непосредственной близости от чужих ворот. Именно так и появилось амплуа опорника-диспетчера.

Опорный полузащитник с функциями плеймейкера изначально представлялось довольно странным амплуа. Однако такие мастера, как Андреа Пирло и Тьяго Алькантара, заставили по другому смотреть на позицию глубинного диспетчера.

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

Глубинный опорник-плеймейкер — это футболист, который руководит развитием атаки практически с первой трети поля. Имея в составе такого игрока, можно до минимума сократить время стадии “билд-апа” и максимально быстро доставлять “круглого“ в финальную треть. Фактически оттянутый диспетчер, получая мяч в начальной точке переходной фазы от обороны к атаке, должен сделать “последний” или “предпоследний” пас. Для эффективного выполнения подобной работы необходимо обладать целым набором качеств:

Плеймейкеры в футболе ассоциируются с умной игрой и эффективной реализацией продуманных решений. Глубинному диспетчеру действовать в таком ключе на порядок сложнее, ведь он находится на расстоянии 50-60 метров от будущего центра событий.

Наличие на поле оттянутого диспетчера накладывает определенные обязательства на игроков атакующей линии. Если на поле находится опорник-плеймейкер, то ставка тренера, как правило, делается на быстрый выход из обороны в атаку и интенсивную вертикальную игру. Находясь в опорной зоне с мячом, диспетчер имеет несколько очевидных вариантов для продолжения атаки:

Для эффективных длинных передач на фланг нужна не только максимальная точность и правильный тайминг, но и своевременная реакция скоростных игроков атаки. У Андреа Пирло в Милане были техничные партнеры, обладающие одновременно и отличными скоростными данными: Андрей Шевченко, Кака. Это идеальное сочетание футболистов, полностью оправдывающее использование на поле глубинного плеймейкера. Опорник-диспетчер уже в начальной фазе атаки имеет возможность длинной передачей найти нападающего в финальной трети поля и фактически в одно-два касания создать опасный момент.

Особенно ценно наличие классного глубинного плеймейкера, если соперник любит атаковать большими силами. В этом случае в момент перехода от обороны в атаку во второй и финальной трети поля есть достаточно свободного пространства для передачи. Как правило, опорник-диспетчер выполняет меньше работы на разрушение. Он может прессинговать противника на подступах к штрафной или страховать полузащитников оборонительного плана.

Наличие качественного глубинного плеймейкера влияет не только на рисунок игры его команды, но также и на действия противников. Опасность получить острую передачу за спины после обрезки или потери мяча заставляет осторожнее выходить в атаку защитников. Это, в свою очередь, позволяет снизить давление на свои владения и в целом отодвинуть игру ближе к воротам противника. В этом случае глубинный плеймейкер, который может перестроиться на игру классической “десяткой” или инсайдом, представляет особую ценность.

Технико-тактические действия плеймейкера

Главная задача диспетчера — эффективное продвижение мяча в финальную треть поля на игроков атаки. Следовательно, важнейшими технико-тактическими действиями в исполнении плеймейкеров являются передачи. Топовые диспетчеры делают за игру 50 и более пасов с процентом точности около 90 %. «Десятки» ожидаемо являются одними из лучших ассистентов в команде и делают в среднем 2 ключевые передачи за игру.

Соотношение коротких и длинных пасов зависит от стиля игры диспетчера. Если атака строится на тотальном владении мячом и розыгрыше “до верного”, то доля передач на большие дистанции будет ничтожно мала. Глубинный плеймейкер делает больше длинных пасов, однако все равно их количество заметно уступает передачам на короткую и среднюю дистанцию.

Отдельно стоит упомянуть кроссы в штрафную площадь. Этот вариант завершения атаки далеко не у всех команд используется эффективно. Более того, средний процент реализации длинных передач в штрафную с фланга очень низкий. Однако топовые клубы продолжают использовать кроссы и регулярно забивают голы с таких пасов. Причина разной реализации фланговых передач кроется в уровне их исполнения и степени подготовки. КПД кроссов в штрафную существенно повышается, если у подающего игрока достаточно времени и пространства, а также удачное расположение.

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

Дистанция, которую плеймейкер преодолевает за матч, сопоставима с показателями вингеров и полузащитников других амплуа. В среднем за игру диспетчеры пробегают 8-11 км. Интенсивность их беговой работы зависит от манеры игры команды. Если креативному полузащитнику необходимо часто опускаться ближе к своим защитникам для получения мяча и регулярно участвовать в прессинге, то он передвигается намного активнее, чем классическая “десятка”.

Удары также являются важной частью работы плеймейкера. Как правило, игроки этого амплуа очень техничные и могут пробить “на исполнение”. Довольно часто диспетчер является основным исполнителем стандартных положений, поэтому за игру в среднем у него может набраться 4-5 ударов.

Если плеймейкер играет в системе, построенной на плотном и быстром контроле мяча, то основной упор делается на передачи в одно касание. У диспетчера по-прежнему стоит задача эффективно продвигать мяч вперед, однако делается это в основном за счет успешных открываний, поиска свободных зон и выгодных линий для быстрых передач партнерам. При такой манере игры плеймейкер довольно редко идет в обыгрыш, совершая за матч 1-2 прохода на дриблинге.

В случае, когда плеймейкер отлично работает с мячом на скорости, количество обводок может быть больше. Особенно это характерно для топовых форвардов, которые регулярно опускаются на место “десятки” или в полуфланг для принятия мяча и с этих зон начинают свое продвижение к штрафной площадке. У таких игроков за матч может набраться 5-6 проходов на дриблинге.

Трансформация и универсализация позиции “плеймейкер”

В “романтичные” времена футбола практически у каждой команды главной звездой был плеймейкер-диспетчер. Именно через этих игроков строилась вся игра в атаке и они представляли собой сосредоточение техники, результативности и красоты футбола.

Часто плеймейкеры были практически освобождены от работы на защиту и концентрировались исключительно на созидательных задачах. Естественно, двух подобных игроков держать на поле было непозволительной роскошью, поэтому в подавляющем большинстве случаев “дирижер” на поле (как и положено) было один.

Тотальный футбол и универсализм серьезно изменил взгляды на позицию “десятки”. В философии, где каждый должен заменять каждого, а команда обязана действовать как одно целое, сложно найти место на поле “вольному художнику”. В идеале любой игрок должен уметь отдать качественную передачу в переднюю линию, а также участвовать в обороне своих ворот или прессинге.

Развитие катеначчо и тенденция к прагматизму ожидаемо усложнили работу классической “десятке”. Когда противник точно знает, от кого ожидать главной опасности, то ему намного проще нейтрализовать проблему. Зачастую этот вопрос решался за счет персональной опеки и налаженной подстраховки.

Увеличение сопротивления противника во второй и финальной трети поля тем не менее стали катализатором для развития ультраатакующего стиля. Команды, исповедующие такую философию, стали играть быстрее, часто менять акцент и темп атаки. Вместе с этим трансформировалась и роль “десятки”. Во многих тактических схемах по-прежнему остается один/два ярко выраженных креативных футболиста, через которых строится вся игра. Однако это уже перестало быть основным правилом.

В эпоху развития популярности схемы 4-3-3 функции плеймейкера были фактически распределены между двумя игроками полузащиты. Одним из самых ярких и удачных примеров этого тактического явления стала Барселона Гвардиолы, в которой блистали атакующие хавбеки Иньеста и Хави. Таким образом, болельщик получил возможность не только наблюдать сразу за двумя ультракреативными игроками в команде, но также и наслаждаться их взаимодействием.

Позиция диспетчера в классическом понимании встречается все реже. Однако она не исчезла, а лишь изменила свои очертания и стала разнообразней. Теперь футбольного “волшебства” и креативных действий зрители могут ожидать практически от любого игрока на поле, даже от крайних защитников.

Выдающиеся плеймейкеры

Мишель Платини (Франция), Хави (Испания), Зинедин Зидан (Франция), Андреа Пирло (Италия), Роналдиньо (Бразилия), Лука Модрич (Хорватия), Тони Кроос (Германия), Иньеста (Испания), Лионель Месси (Аргентина), Михаэль Лаудруп (Дания), Зико (Бразилия), Деннис Бергкамп (Нидерланды), Руи Кошта (Португалия), Фрэнк Лэмпард (Англия)

Плеймейкеры СССР/России

Валерий Воронин, Юрий Гаврилов, Леонид Буряк, Федор Черенков, Дмитрий Аленичев, Илья Цымбаларь, Александр Мостовой, Егор Титов, Константин Зырянов, Дмитрий Лоськов, Сергей Семак

Источник

«Плеймейкер» – забытое амплуа, или И один в поле – воин!

Когда-то вся красота футбола заключалась в продуктивной игре «плеймейкера»

Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть фото Что значит плеймейкер в футболе. Смотреть картинку Что значит плеймейкер в футболе. Картинка про Что значит плеймейкер в футболе. Фото Что значит плеймейкер в футболе

В переводе с футбольного языка «плеймейкер», он же – «распасовщик» – это игрок, через которого чаще всего выстраиваются атаки. Своего рода дирижер. Но, как известно, в мужских играх «один в поле – не воин», и в эпоху всеобъемлющей «функционалки» и перенасыщенной обороны, с «чистильщиками», «персональщиками» и прочими врагами футбола – побед добиваются преимущественно за счет усовершенствованной тактики, основанной на «командной скорости», когда огромные массы футболистов перемещаются от одной лицевой линии до другой и обратно, «не уделяя» должного внимания мячу… И почему-то при этом никому нет дела до чужих ворот.

А когда-то вся красота футбола заключалась в продуктивной игре «плеймейкера», он же – «диспетчер» и «комбинатор» – который, в первую очередь, был душой команды и настоящим лидером, без которого банальный «ногомяч» не стал бы «народной игрой».

Наблюдая за игрой киевского «Динамо», мы ловим себя на мысли, что сегодняшний клуб вряд ли можно сравнивать не то чтобы с «Барселоной» или «Интером», но и с «Динамо» конца прошлого и начала нынешнего века, которое, никого не копируя, играло в «свою игру», некогда принесшую ему европейскую славу. Правда, сегодняшнее поколение украинских болельщиков так далеко не заглядывает: для них даже миланская командировка Андрея Шевченко – уже история. А вот тем, кто постарше, трудно забыть «звездную» команду 70-90-х: мы до сих пор смакуем их блестящие победы и «по косточкам» разбираем замысловатые, убийственные для соперников комбинации – плод совместных усилий великого Лобановского и его не менее «звездных» футболистов.

«Отдай мяч Бибе – он знает, что с ним делать!»

С одним из таких «комбинаторов» я и побеседовал… Андрей Андреевич Биба – легендарная личность, ведущий селекционер ФК «Динамо», вице-президент Ассоциации ветеранов украинского футбола, президент Клуба «Кожаный мяч». Мы часто вспоминаем о лучших временах его любимого клуба, которому Андрей Андреевич отдал более полувека. В далеком 1966 году футбольная общественность СССР назвала капитана киевского «Динамо», сделавшего «золотой дубль», лучшим футболистом страны: Биба запомнился всем своим удивительным пониманием игры, умением сделать филигранную передачу на любое расстояние. Недаром в те годы в народе ходила поговорка, приписываемая Виктору Александровичу Маслову: «Не знаешь, что делать с мячом – отдай его Бибе!».

Он и, в самом деле, был лучшим: все масловские комбинации начинались с Бибы, а зачастую и заканчивались его мощными ударами со сверхдальних дистанций… Так давно уже не бьют! Все это я, разумеется, пишу для тех, кто настолько молод, что не видел хитроумынх «масловских» комбинацуий в исполнении Андрея Бибы, его снайперских «выстрелов»… Что говорить, если Сам Лев Яшин пасовал перед динамовской «десяткой».

– Андрей Андреевич, в ваше время считалось, что в команде должно быть не менее двух футболистов, умеющих организовать игру. Таких, как вы, называли «дирижерами», «диспетчерами»… Потом прижилось иностранное слово – «плеймейкер»… Но «дожили» – недавний наставник вашего родного «Динамо» как-то заявил, что он не знает футболиста по фамилии «плеймейкер». Ну, и где он теперь. Не подскажете, кто в «Динамо», после ухода Калитвинцева, а потом и Белькевича, кроме главного тренера, может считаться организатором игры.

– Трудно сказать. Такие специалисты стали редкостью в украинском футболе… Может быть, это произошло потому, что в детский футбол приходят мальчишки не из дворового футбола, а – из-за компьютера… А, может, потому что оригинальному видению игры научить трудно – с этим надо родиться. Вспомните, какими волшебниками голевой передачи были Владимир Мунтян, Федор Черенков, Юрий Гаврилов и Давид Кипиани.

– А Милевского, которого многие считают мастером тонкого паса, вы таким «комбинатором» не считаете.

– Он, конечно, способен завязать комбинацию, и особенно хорошо это у него получалось в юношеской команде… Но лишь на ограниченном участке поля – возле чужих ворот. А настоящий диспетчер должен отвечать за комбинационную игру всей команды по всему полю. В современном футболе таким, например, был Матузалем – в «Шахтере» и Мхитарян – в донецком «Металлурге», который, правда, став «горняком», в какой-то степени эти свои качества растерял…

– К этим мастерам, наверное, стоило бы отнести и Сергея Кравченко в те годы, когда он играл в полтавской «Ворскле»…

– К сожалению, оказавшись в «Динамо», этот талантливый футболист растерял свои диспетчерские качества – с Николаем Павловым они играли в другой футбол…

– Во многих командах диспетчерские функции делят между собой разные игроки…

– Это происходит не от хорошей жизни: «комбинаторы» исчезают, «как мамонты»… В наше время в каждом клубе был ярко выраженный диспетчер, и соперники, стараясь себя обезопасить, прикрепляли к нему персонального «сторожа», который частенько переходил грань дозволенного. Поэтому и пошли по пути увеличения количества организаторов игры: хотя бы два футболиста должны были уметь не только бегать и пластаться в подкатах, но и делать точные передачи партнерам. Вынужден с тобой согласиться: сейчас настоящие «диспетчера» почти совсем исчезли. Например, в нашем «Динамо» обязанности диспетчера одновременно умели выполнять мы с Мунтяном, позже – Веремеев и Буряк, в московском «Торпедо» – Воронин и Маношин… В нынешнем «Динамо» тренеры в этом отношении связывали надежды с Алиевым, однако он пока еще не готов к такой игре.

– Но ведь ему уже 26 лет.

– Быстро время пробежало. Вспоминаю, какое яркое впечатление производила игра Алиева в юношеском футболе: они с Милевским такие «кружева плели» на поле. Но детский футбол ни в коем случае нельзя сравнивать со взрослым…

– Недаром их называли «сладкой парочкой»…

– И все-таки они комбинировали преимущественно вблизи чужих ворот, на небольшом участке поля… Перейдя во взрослую команду, такие «технари» не всегда включаются в командную игру, так как их трудно заставить «пахать» по всему полю. Самое печальное в нашей истории, что, если у команды не поставлена комбинационная игра, то футболисты из творцов, мастеров своего дела, становятся «разнорабочими», не получающими радости от игры, которая зачастую превращается в тягостную и часто непосильную работу.

– Современный футбол стал намного прагматичней: одни тренеры, если у них подбирается «ансамбль виртуозов», больше склонны ставить игру в атаке, другие – предпочитают играть «от обороны». И лишь считанные команды демонстрируют гармоничную игру…

– В этом, наверное, нет ничего плохого и противоестественного. В Украине, к большому сожалению, по-настоящему гармоничной игры нет ни у одного клуба. Даже у нынешнего лидера – «Шахтера». Многое в игре этой команды зависит от того, в каком настроении выходят на поле пятеро бразильцев. Но, как только атака ослабевает и увеличивается нагрузка на оборону, которая временами играет из рук вон слабо – чемпион может «поплыть». А ведь, казалось бы, практически, все игроки обороны играют в своих национальных сборных. Но иногда, диву даешься, как неудачно защитники выбирают позицию, как «опорники» теряют своих подопечных, как все вместе паникуют во время исполнения возле их ворот обычных «стандартов», которые вполне можно отработать на тренировках.

– Чем, кстати, и остальные наши клубы отличаются.

– Пожалуй, в тактическом плане действия абсолютного большинства наших команд в обороне тоже не выглядят безупречно. Но надо понимать, что, кроме командной тактики, существует и индивидуальная технико-тактическая выучка игроков. Многие наши футболисты, например, плохо отбирают мяч, и это происходит из-за того, что неверно выбирают позицию, несвоевременно вступают в борьбу с соперником, и, вместо того, чтобы просто оттеснить его подальше от своих ворот, начинают «на ровном месте» зарабатывать ненужные «фолы».

– Учитывая наше хроническое отставание в технике, тренеры вынуждены как можно больше внимания уделять именно тактике командных действий. Жаль только, что наши футболисты по непонятным причинам сдали свои позиции в функциональной подготовке.

– Согласен. Я думаю, что работа над тактическими перестроениями необходима. Зачастую, наблюдая за действия футболистов на поле, ловишь себя на мысли, что они занятия по тактике прогуливали…

– Возвращаясь к началу нашего разговора о «плеймейкерах», вынужден повториться, что таких игроков специально не выучишь, а по заказу таланты не рождаются… Какой вы видите выход из создавшейся ситуации?

– Однозначно, надо ставить комбинационную игру, без устали наигрывая разнообразнейшие комбинации. Бесспорно, талант организатора игры – от Бога и родителей. Но, уверен, развивать комбинационное чутье можно. Особенно, когда речь идет о тактике отдельных эпизодов. Очень важно отрабатывать взаимодействие в связках и между линиями. Помню, как в «Динамо» появился Яшкин, которого привез в Киев сам Лобановский. Конечно же, с подачи Павла Яковенко… И это, несмотря на то, что Артем не совсем соответствовал «модельному ряду» Мэтра! Казалось, что россиянин сможет вырасти в классного диспетчера. Тем более, что в одно время с ним на поле выходили то Белькевич, то Калитвинцев…

– Но так вышло, что комбинационные способности молодого футболиста были нивелированы необходимостью выполнять большой объем «вспомогательной» работы. Приходилось так много «таскать пианино», что было уже не до «дирижерской палочки»…

– Задача тренера как раз и состоит в том, чтобы находить для человека, наделенного комбинационным чутьем, место в своих тактических построениях. А для этого нужно много работать на тренировках. Считается, что исполнение «стандартов» можно довести чуть ли не до автоматизма. Наверное, то же самое справедливо и в отношении отработки комбинационных действий. Для начала – на ограниченных участках поля. Однако затем нужно это «жизненное пространство» расширять. Мы уже согласились, что «диспетчеры» – редкая профессия, так что требуется использовать разные тактические средства, чтобы их отсутствие не было удручающим. Нужно учиться у великих и самостоятельно искать новые ходы. Глядишь, тренеры в них поверят…

– Футбол создан для болельщика: это – своеобразный театр, и когда ты смотришь его, то должен получать удовольствие. Монотонности зрители не признают.

– Тогда тебе остается посмотреть финалы Лиги чемпионов с участием «Барселона» и «МЮ» или «Интер» против «Баварии». Именно такие команды создали театр футбола – глаза игроков горят, на поле – постоянное движение, жизнь расцвечивается яркими красками. О какой монотонности может идти речь.

«Пушка», конечно, – не игрушка…

В минувшую пятницу на стадионе имени Виктора Банникова фирма «FootballProGroup» презентовала совместный с американцами инвестиционный продукт – «футбольную пушку». Инвестиционный продукт тестировали всем известные футбольные знаменитости: Андрей Баль, Геннадий Лисенчук, Константин Вихров, Сергей Коновалов, Александр Ищенко… А вот «первооткрывателем», своеобразным «крестным отцом» новой «машины» стал именно Андрей Биба, которого генеральный директор фирмы Иван Шепеленко помнит еще с тех благословенных времен, когда знаменитый динамовец из своей собственной «пушки» не раз огорчал вратарей соперников.

«Постреляв», приглашенные знаменитости отправились на традиционный фуршет, где представители фирмы с удовольствием выслушали комплименты в свой адрес. По общему мнению, предлагаемая «машина» явится эффективным помощником не только для детских тренеров, но и вполне приживется и в профессиональных командах, когда требуются повторяющиеся серии, повышающие уровень квалификации игроков намного быстрее, чем это происходит на протяжении недель и месяцев обычного обучения.

– Андрей Андреевич, как же вам в те далекие годы удалось обучиться дальнему удару, перед которым, как утверждают очевидцы, однажды спасовал даже знаменитый Лев Яшин.

Разбегался я чуть ли не с центра поля. И, наверное, так удачно приложился по мячу внешней стороной подъема, что он взвился в воздух и по какой-то замысловатой траектории, мимо рук прыгнувшего за ним Яшина, угодил в самую «девятку». Гол! Игра так и закончилась со счетом 1:0 в нашу пользу. Прошло уже больше сорока лет, но для меня это всегда приятное воспоминание. Жаль, нет уже с нами ни Левы, ни «Числа» – отличные были парни…

Конечно, никакая американская «пушка» не поможет в подготовке будущих бомбардиров или «плеймейкеров», но в процессе обучения способных ребятишек в детских школах – станет обязательным подспорьем. Во всяком случае, руководители студенческой сборной, которая дважды становилась чемпионами мира, не прочь заказать американцам одну такую «гармату».

Каждой украинской команде по Андрею Полунину.

После беседы с Андреем Андреевичем я решил «перебросить мостик» в современный футбол и буквально на ходу провел экспресс-интервью с Сергеем Коноваловым, которому за свою замысловатую футбольную карьеру удалось поиграть и в нападении, и в полузащите и даже крайним защитником… Мне было интересно знать, насколько актуальна «плеймейкерская» тема в эпоху тотального футбола.

– Я согласен с вами, что в прошлые годы игры велись через «плеймейкеров»: в каждой команде были игроки, наделенные такими способностями. В «Днепре» таким «дирижером» являлся Полунин, это был лучший на тот момент разыгрывающий игрок в Украине. В «Динамо» мне довелось участвовать в атаках, которые зарождались в ногах Калитвинцева и Белькевича…

– И ты считаешь, что в каждой команде должен быть игрок, наделенный такими функциями.

– Когда команда находится в трудном положении и командные действия не приводят к необходимому результату, именно такой игрок берет инициативу на себя и находит оригинальные тактические ходы. Если бы это зависело от меня, я бы настоял, чтобы в детских школах проводился тщательный поиск таких игроков.

– Несколько дней назад я беседовал с ассистентом Юрия Семина Борисом Петровичем Игнатьевым, который в свое время долго занимался юношеским сборными и не понаслышке знает, в каком направлении должен развиваться современный футбол… На мой вопрос, почему исчезают «как мамонты» игроки типа Мунтяна, Черенкова, Полунина, Гаврилова, Калитвинцева – ответил, что нельзя отдавать игру на откуп одному единственному футболисту, так как сопернику не составит труда его нейтрализовать… Не вступает ли это в противоречие с тем, о чем мы с тобой говорим?

– В команде может быть и не один футболист, наделенный таким даром – вести игру… Налицо пример «Барселоны», в которой игру ведут Хави и Иньеста…

– Ты застал еще советский футбол – тогда тактика была иная. Или все команды играли по принципу «бей – беги», рассчитывая на функциональные возможности своих игроков.

– Трудно представить себе московский «Спартак» без мастеров филигранного паса Федора Черенкова и Юрия Гаврилова, и киевское «Динамо» – без Саши Заварова, ереванский «Арарат» – без Оганесяна… В нашем «Днепре» игроком такого плана являлся Андрей Полунин, который «опускался» в свою штрафную, участвовал в отборе, а потом и в атаках – то есть, выстраивал атакующие действия команды…

– Наблюдая за твоей игрой в ветеранских командах, прихожу к выводу, что тебе импонирует именно такая игра… Это за счет того, что ты находишься в хорошей форме или в молодые годы тренеры не увидели в тебе организационных задатков.

– В игровой манере «Днепра» каждый игрок был креативным – если бы не распад советского футбола, мы бы сумели добиться большего…

– Как ты думаешь, современный футбол с уходом со сцены игроков ярко выраженного комбинационного плана что-то потерял или просто переориентировался.

– Наверное, все же произошла некоторая переориентировка: там, где испытывается недостаток в «плеймейкерах», тренеры делают ставку на атлетизм и «командную скорость»… Не могут же все команды играть так, как это удается «Барселоне», когда направление атаки едва ли не каждую минуту изменяется и сопернику очень трудно сориентироваться, «кого ловить». Разгром «Шахтера» дал ясно понять, что заложенный голландцами еще в 70-х годах универсализм никто со счетов не сбрасывал. И, чтобы не «отстать от паровоза» – необходимо более тщательно проводить отбор в детско-юношеские школы не только будущих звездочек, но и перспективных тренеров. В команды мастеров должны приходить футболисты, умеющие не только безукоризненно работать с мячом, но и четко улавливающие качественные изменения в тактике ведения игры. А что касается оптимального количества «диспетчеров» в одной отдельно взятой команде, то пусть их будет побольше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *