Что значит платок для женщины
Что можно было узнать о русской женщине по её платку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда пришел обычай косынки носить и причем тут волосы
Народные поверья гласили, что истинная женская сила прячется в волосах. Женщину, которая ходила с непокрытой головой могли назвать ведьмой и старались обходить стороной. Ведь она могла сглазить и навести порчу. А обычным крестьянкам следовало покрывать волосы, чтобы нечистая сила через них не смогла навредить. Вот и ходили женщины в платочках и косыночках, тщательно скрывая свои косы.
Завязывали эти аксессуары по-разному. Например, в племени кривичей, которое проживало в 8-10 веке у истока Волги, женщины перекрещивали хвосты косынки под подбородком и затягивали их узлом на голове. Исследователи считают, что такой способ помогал дамам спрятаться от сквозняка и холода. Защищаясь от погодных явлений, женщины носили убрус — платок из полотна, украшенного вышивкой, который закалывался под подбородком.
После прихода христианства традиция носить платок стала еще крепче, так как в церковь простоволосая женщина войти не имела права.
На покромку, внакидку, по-бабьи, по девичьи или как русские женщины косынки повязывали
Существовали разные способы ношения платка или косынки, но можно выделить основные.
На покромку. Такой же вариант, как и с убрусом — косынка крепилась под подбородком при помощи булавки. Этим способом пользовались женщины, живущие в Архангельске, Владимире, Костроме и других губерниях, чаще всего происходящие из старообрядческих семей. Называлось это «носить по-богородицки». Жительницы Поволжья также часто носили косыночки на покромку, хотя к старообрядцам никакого отношения не имели.
Внакидку. По сути тут косынку никто и не завязывал, ее просто набрасывали на голову, скрещивая концы на груди. В таком виде гуляли в 17 веке горожанки. Кроме того, косынка внакидку была атрибутом невест и покойниц во время проведения церемоний.
По-купечески. В этом случае концы платка следовало завязать надо лбом. Узелок старались делать красивый, аккуратный, чтобы он напоминал цветок. Тут преследовалось две цели — удобно и крепко завязать платочек и получить дополнительное украшение. Купчихи обычно использовали именно такой комбинированный вариант.
По-бабьи. Способ, при котором хвосты косынки перекрещивались под подбородком, а потом затягивались сзади использовали замужние женщины. Этим они подчеркивали социальный статус: женщина при муже, хранительница очага, семейная дама.
По-девичьи. Девушки завязывали платок узелком под подбородком. Такой вариант был очень популярен в первой половине 20 века. Почти во всех губерниях именно так носили косынки юные девочки и девицы на выданье.
Что могла рассказать косынка о семейном и социальном положении
Когда женщина относилась к высокому социальному слою, она всегда старалась напомнить об этом. И способом завязывания косынки тоже — о купчихах, которые делали узел на лбу, было сказано выше. Кроме того, платочек должен был быть обязательно из дорогого шелка, чтобы было ясно наверняка, что «я женщина не простая, а обеспеченная и не какая-нибудь вам крестьянка».
Дворянки же изо всех сил подражали представительницам античной культуры, как и их «коллеги» по моде из Западной Европы. Нередко аристократки изучали журналы о моде из Франции, отдавая предпочтение дорогим шалям, а также легким платкам ажурной вязки или же кружевным. Так же, как знаменитые жительницы Рима или Древней Греции носили пелос (плотная материя с национальным орнаментом) внакидку, так и русские дворянки накидывали свои платки.
По утверждениям некоторых этнографов, в 19 веке в будни многие девушки-крестьянки в будние дни не носили косынки, а надевали их только в праздники и выходные, обычно при посещении церкви. Кстати, у потенциальных невест оставались открытыми затылок и макушка. Это был сигнал для женихов, говорящий «это девица на выданье, скорее сватайтесь, пока ее не позвал замуж кто-то другой». Девушки –крестьянки не прятали свои прекрасные косы, а вот замужние бабы должны были скрывать роскошные волосы от окружающих.
Где работаешь, в колхозе или на фабрике?
Наступил 20 век, и кроме деления женщин по социальному статусу и семейному положению появился еще один критерий: место работы.
По тому, как была завязана косынка, понимали, кто перед вами — фабричная работница или колхозница. Последние чаще всего завязывали платок под подбородком, что позволяло спрятаться от ветра и холода. Работницы фабрик, стоящие у конвейеров и за станками, прятали волосы под косынку, которую завязывали сзади. Этого требовала элементарная техника безопасности: нельзя было допустить, чтобы волосы или сам платок попали в работающий станок. Это грозило поломкой оборудования и производственной травмой.
В настоящее время никому и в голову не придет следить, чтобы замужняя дама правильно повязала косынку. То же самое и с социальным статусом — в шелковом платочке может щеголять студентка, купившая его в магазине Секонд Хенд, и светская львица, которая приобрела платок на выставке в Милане. Никаких запретов, никаких рекомендаций (кроме, конечно, веяний моды, за которыми некоторые женщины следят, а некоторые просто игнорируют). Богатые и бедные, замужние и свободные женщины носят платки так, как им этого захочется, делая исключение только для посещения храма.
Но это что касается косынки или головного убора. Одежда тоже могла много рассказать о женщине. Читайте, как на Руси девушек в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что значит платок для женщины
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Магия женского платка. часть 1
Изучая эту тему, я решила написать серию постов о магии женского головного платка. Это всего лишь крупицы бытовой магии, которой владела каждая женщина примерно столетие тому назад. Считаю важным, если не возродить, то сохранить имеющиеся знания и пользоваться ими во благо себя и домочадцев – оберегать, оздоровлять, приумножая.
На Руси одним из оберегов являлся женский платок. Его и сегодня можно использовать в тех же целях.
Покрытие платком головы имеет отношение к магии, к Божественному началу: по поверьям разных народов – женщина укрывает свои волосы, сохраняя при этом внутреннюю силу и жизненную энергию. Это помогает не «уноситься в воздух» сознанием, по мужскому типу. Ведь мужчина питает свой дух стихией воздуха, через верхнюю часть тела. Платок сберегал «мысли в порядке» и укрывал волосы – источник особой силы. Да и сам платок в эпосах и сказках многих народов мира – предмет волшебный, способный оживлять мертвых или превращаться в другие предметы.
До раскулачивания в богатых семьях в распоряжении барышень было по сорок платков. Подарком, который наиболее полно выражает и уважение, и любовь дарителя, был именно платок. Муж одаривал платками свою жену, брат – сестру, платки покупались в качестве приданого. Лучшим подарком во все времена считался платок – он подчеркивал любовь и уважение к дорогой женщине. Уровень обеспеченности барышни определялся по количеству платков в ее сундуке, а в качестве приданого в России было принято вручать дочери самые красивые павловопосадские изделия.
Чтобы показать свой статус, замужняя женщина, выходя на улицу, могла надеть много платков – один поверх другого, показывая тем самым, что у мужа есть деньги на все это добро. Когда магия женского платка стала забываться, то статус мужа демонстрировался количеством юбок и подъюбников.
У многих народов существовала традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как женские волосы обладают магической силой. Считалось, что женщина с непокрытой головой становится легкой добычей и вместилищем нечистой силы, именно поэтому показаться простоволосой было верхом неприличия. Платок во многих странах символизировал женскую честь. Публичное срывание женского платка приравнивалось к публичным поцелуям или объятиям, считалось насильственным действием и влекло суровое наказание. Вспомним, что и в русской традиции «опростоволосить» женщину – значит, опозорить ее, оскорбить, задеть ее репутацию.
Платок с определенным орнаментом – это мощный оберег. Наши предки знали, что полученный или переданный по наследству платок мог помочь им, их детям создать крепкую и надежную семью, улучшить отношения между супругами и родить здоровое потомство. Он становился сокровищем – предметом, переданным по крови.
«Успешные» платки нельзя передавать знакомым, только вы или члены вашей семьи могут накинуть его на плечи или покрыть им голову.
А еще платок – верный помощник в магической работе. Гадательные и ритуальные предметы – Таро, Руны, камушки и т.д. – на прокачанном платке дают лучшие результаты.
Важно давать платку определенные цели, задачи и не обязательно разговаривать с ним, но благодарить за содействие.
Платок определенного цвета, с определенным узором или рисунком – гарант успеха в обусловленном деле.
С интересом смотрела видео, в которых женщины делятся своим опытом.
Это видео сочла наиболее интересным. Анастасия Маглели рассказывает о том, как окружающие, родственники и мужчины относятся к женщине в платке.
Назрел закономерный вопрос – а насколько нынешние дамы готовы привлекать внимание таким образом?
Насколько вообще сознание готово выйти за рамки европейской моды, чужеземных стандартов, и создавать свою энергонакопительную, более здоровую моду?
Конечно, не это будет то и не так, как носили далекие предки, но нечто свое с учетом их знаний и опыта.
Если они сутки ходят в костюмах нежити, даже взрослые, работая в некоторых учреждениях, имеют возможность надеть какой-то элемент такого костюма, почему мы не можем день покрасоваться в ярком наряде с цветастым платком на плечах?
Почему женщины носят платок на голове
История ношения платка берет свое начало в глубокой древности и уходит корнями в различные исторические эпохи и культуры. Платок является атрибутом практически всех религий и частью моды и стиля в современности.
Платок один из важных факторов престижа и призван скрывать женскую красоту. Женские волосы — один из главных символов соблазнения. Для женщины, также, длинные, сильные волосы символ энергии. Они хранят опыт и память человека. Считалось, что женщина с длинными волосами вынашивает ребенка без проблем. Недаром, человеку, пережившему горе или утрату, советуют постричься. В Индии этот обряд считается чисткой кармы. Поэтому раньше не стригли волосы: остриженная женщина у всех народов считалась опозоренной.
Мужчины также не носили короткие стрижки, лишь немного подстригали волосы. Изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания. Этот головной убор был символом нравственности, чистоты, скромности. До сих пор, девушки, носящие платок на голове отмечают, что в нем чувствуют себя более уверенно. Платок сдерживает, в нем не хочется спорить, ругаться.
Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Богатые особы носили платки из дорогой ткани, вышитые. Взглянув на головной убор, можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи, сословие и семейное положение. Также, платком обертывали священные предметы. Танцуя, девушки с помощью платка подчеркивали изящность и легкость своих движений.
Еще на Руси считалось, что волосы хранят энергию, поэтому девушки не распускали волосы, опасаясь пагубных последствий. После замужества, женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. С библейских времен покрытая голова у женщины была символом благородства, целомудрия и смирения перед мужем. Платок означал принаджлежность к мужу, что защищало женщину от посторонних. Поэтому отказ от платка считался варажением гордыни и непокорности, в связи с чем таких женщин не допускали в храм.
Традиция ношения платка на голове актуальна по сей день. Посмотрим на примерах с фото как покрыта голова у женщин разных народов.
О платке. Обряды и традиции, связанные с платком
Содержание:
КУЛЬТУРНО-БЫТОВАЯ ТРАДИЦИЯ XIX-XX вв.
Изучая русские материалы иллюстративного фонда отдела Европы, я обратила внимание на два снимка с изображениями девушки и женщины в необычно повязанных платках. Фотографии были сняты в однодворческом с. Долгое Даньковского у. Рязанской губ. (рис. 1, 2). (Однодворцы — это потомки служилых людей, в большинстве из замосковных уездов. Как социальный слой однодворцы занимали промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, не сливаясь ни с теми ни с другими, и этим объясняется сохранение у них своеобразных особенностей в костюме, типе жилища и пр. 1 )
___________
* Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1993. Т. 3. С. 247
Встает вопрос, с какого же времени «лоскут» ткани стал платком—головным убором? Археологические материалы и письменные источники позволили ученым реконструировать древнерусские женские и девичьи головные уборы IX— XII вв. и достаточно полно охарактеризовать русскую одежду XIII—XVII вв. Из ряда работ выделяется обобщающий труд М. Г. Рабиновича «Древнерусская одежда IX—XIII вв. и одежда русских XIII—XVII вв.», в котором содержатся интересующие нас сведения.
↑ Материал, изготовление и формы платка
Покупные платки, косынки, шали владелицы нередко дополнительно украшали по углам или по всему краю — бахромой, кистями, канвой, бисером или вышивали иногда — чуть ли не всю поверхность. Вытеснение домашних тканей в деревнях тканями фабричного производства шло медленно. Во многих местах продолжали делать платки, косынки, шали из домотканины — холста, шерсти.
Как правило, у девушек с хорошим приданым был целый набор платков — на все случаи жизни: домотканые, покупные, шелковые, ситцевые, шерстяные, теплые шали и платки для каждого дня, особые — для церкви, праздника и т. д.
С конца XIX в. платок (косынка) настолько широко распространился, что во многих регионах России его стали использовать уже и для создания головных уборов как женщины, так и девушки. Когда же женщина выходила на улицу, убор из платка покрывался другим платком. Причем здесь можно говорить о двух группах головных уборов, в которых использовались платки. В первой группе головных уборов платок особым образом завязывался, скреплялся и сохранял свою форму длительное время, во второй группе платок завязывался каждый раз снова, когда форма создавалась заново.
В XX в. эти сложные или не очень сложные конструкции головных уборов из платков как у женщин, так и у девушек были постепенно вытеснены просто платками, завязывающимися на узел спереди или сзади.
↑ Способы ношения платков
Г. С. Маслова в своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в.» приводит описание разнообразных способов ношения платков. Древнейший из них — это набрасывание платка на голову внакидку, т. е. не повязывая его. В России подобный способ был известен в городах в XVII в. В крестьянской среде способ ношения платка внакидку долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Внакидку носили также тяжелую шерстяную шаль, сложенную посередине или по диагонали, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время; под шалью голову повязывали обычным способом легким ситцевым или вязаным платком.
По Г. С. Масловой, достаточно древним является способ ношения платка на покромку, развернутый или сложенный по диагонали косяком платок повязывали на голову, скрепляя его края булавками. Способ скалывания платка под подбородком был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также в Архангельской, Олонецкой и Владимирской губ., где он назывался по-богородицкому, на покромку, т. е. по образу некоторых изображений головного покрывала Богородицы. Далее у Г. С. Масловой идет описание способов завязывания платка, разновидности которых систематизируются в зависимости от места расположения узла — спереди или сзади. Первый способ имеет две разновидности:
а) концы платка или косынки, сложенных треугольником, завязываются спереди надо лбом;
б) концы завязываются под подбородком.
Способов завязывания сзади три:
Таким образом, девочки обязательно носили платок, девушки, достигшие совершеннолетия, уже не носили платки, но использовали их в качестве повязки. Отсюда и поговорка — «Гуляй, покуда голова (т. е. темя. — Л. Л.) не покрыта!» 32 У девушки-«невесты» платок появлялся на шее. И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки. Причем платки, которые носили девушки, должны были отличаться от платков женщин. Фотографии, с описания которых мы начали статью, как раз и фиксируют этот случай: рязанская женщина, которая уже не носит традиционного головного убора, продолжает имитировать этот убор желобком-рогами вверх из платка. Что же касается платка «желобком вниз» на голове девушки, то это требует особого расследования.
↑ Обрядовые функции платка: игра и свадьба
В традиционной культуре социальный статус любого человека «прочитывался» в том, как он был одет, а у женщины акцент делался на головной убор. Платок, который повязывался поверх головного убора при выходе на улицу, видимо, нес свою символическую нагрузку. Поскольку известно, что функцию закрывания волос (см. «не светить волосами») 33 исполнял головной убор, то встает вопрос: какую функцию нес платок? Еще раз напомним, платок носили девочки одновременно с сарафаном, юбкой и сережками в возрасте 7—11 лет. Совершеннолетние девушки чаще повязывали платок на шею или накидывали на плечи в знак того, что они еще «не покрыты», но готовятся к этому.
С Покрова во многих губерниях России начинались и молодежные посиделки, где атрибутом многих, едва ли не всех, игр с выбором пар молодежи стал платок. Во время игры парень и девушка по очереди использовали платок как знак выбора напарницы или напарника. В Новгородской обл. посиделки, как правило, и начинались «выборной игрой». Под песню «Как по первой по пороше. / Ходил молодец хороший» молодец выходил на середину и начинал прохаживаться около девиц:
Он кидает, он бросает
Шелковой-то он платочек (разрядка моя. — Л. Л.)
Девке на колени.
Девушка, которой парень кинул платок, выходила на середину и ходила с ним под песню, которая заканчивалась поцелуем, парень садился на место, а девушка, в свою очередь, бросала платок на колени другому парню:
Шелковый платочек
Парню на колени. 39
Все перечисленные примеры указывают на то, что платок (платки) невесте и жениху, а также всем другим участникам свадьбы служил покровом, который их объединял, оберегал и защищал. Особенно это важно было в дороге, когда участники свадьбы покидали дом, отправляясь в церковь. Здесь тщательно закрывали невесту, ее просто обвешивали платками, укрепляя платок спереди на груди, обворачивая шею и т. п. Сверху одного покрывала могли набросить еще одно — побольше. В руках невесты также были платки — один или два. Руками в платках она прикрывала и рот.
Платки нашли широкое применение в качестве упаковки для переноски еды, всевозможных угощений, особенно на свадьбе, когда приходилось переносить и перевозить из дома в дом значительное количество угощений, даров, приданого и пр. В этих же целях использовали платок и в обычные дни, когда надо было отнести еду или перенести из дома в дом одежду, пряжу. Как правило, дар, подарок невесте или от невесты был покрыт платком или завернут в платок. Такая «упаковка» была необходима, в первую очередь, чтобы защитить вещь от порчи, от сглаза, а также, чтобы не испачкать вещь, так как сверху дара обязательно клали кусок хлеба или пирога.
Итак, в символическом аспекте платок — это покров, под которым можно укрыться и защититься от любого врага. Свадебный платок, говоря образно, остается на голове женщины до конца ее жизни, и только в зависимости от возраста менялись способы повязывания и расцветка платков. Женщина, реализовавшая пик жизненной энергии, т. е. ставшая матерью, считалась как бы находящейся под покровом Божией Матери, что, в свою очередь, освящало покровительство рода, семьи, мужа.
«Платочные секреты»: для чего женщине нужен платок и как он создается
Стоимость платков и шалей могла достигать нескольких тысяч рублей.
Известно, что в приданом Натальи Гончаровой самой дорогой вещью была шаль.
Но красивыми хотели быть все, а не только богатые. Поэтому расцветает производство набивных платков как альтернатива дорогостоящим тканым платкам и шалям.
Готовое полотно для будущего платка натягивают на стол и закрепляют по периметру, чтобы не было перекосов. После этого к делу приступают набойщики. Обычно работает 2 мастера. Их работа похожа на хоровод, который они водят вокруг стола.
Набивка рисунка начинается с углов, затем заполняется середина. Набойную доску окунают в краску и прикладывают к ткани. У каждого рисунка, у каждого цвета свой шаблон.
Для создания одного изделия порой требуется до 400 наложений досок, а количество используемых цветов может быть более 20. И в итоге на полотне расцветают дивные букеты цветов!
Представляете, какое количество работы нужно проделать, чтобы получить такой вот прекрасный платок? В прежние времена на это уходило до двух месяцев. Вот и получается, что ручная работа никак не может стоить дешево.
Сегодня павловские платки знают и носят во всем мире! А еще у Павловопосадской платочной мануфактуры есть свой музей, куда можно записаться на экскурсию. Вот где в полном объеме можно узнать о ручной набойке, о современном методе печати, об истории павловопосадской шали.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов