Что значит петь под фанеру
Что такое плюсовка и минусовка
Сегодня мы поговорим о том, что такое плюсовка и минусовка. Эта статья будет интересна всем, кто интересуется пением, а также записью вокала.
Что такое минусовка
Для начала дадим определение для такого понятия, как минусовка. Минусовка, или минусовой трек (англ. minus track) – это специально подготовленная музыкальная запись, на которой, по сравнению с первоначальным вариантом, отсутствует голос или какой-либо инструмент. Чаще всего встречаются именно голосовые (вокальные) минусовки, но бывают и другие. К примеру, вам может встретиться минус для пианино, гитары или бас-гитары. Минусовки часто используются для записи вокальной партии в студии с последующим сведением записанного материала и мастерингом готового трека. Также минусовые треки применяются в концертной деятельности, как известными исполнителями, так и певцами-любителями. Дело в том, что позволить себе живое исполнение аккомпанемента песни может далеко не каждый певец, и вот тогда на помощь и приходит качественно подготовленная в музыкальной студии минусовая фонограмма. Теперь обратимся к первой части нашего вопроса.
Что такое плюсовка
Плюсовка, или плюсовая фонограмма – это полноценная запись песни, на которой звучат все инструменты и голос. То есть плюсовкой можно считать любую песню, которая официально выпущена и которую вы слушаете дома через любимый плеер. Известные артисты нередко выступают на сцене, используя не минусовую фонограмму, а плюсовку. При этом они якобы поют, но на самом деле просто открывают рот, иногда «вживую» выкрикивая что-то в паузах для достоверности. Это, конечно, совершенно бесчестно по отношению к зрителю, но таковы уж современные реалии.
Что такое плюсовка и минусовка?
Почему я пою лучше вместе с плюсовкой?
Именно такой вопрос часто задают непрофессиональные вокалисты, которые недавно начали пробовать себя в этой роли. На этот вопрос есть несколько ответов.
Итак, мы рассказали о том, что такое плюсовка и минусовка, почему так приятно петь под плюсовую фонограмму и, напротив, сложно под минусовку. Удачи в покорении творческих вершин!
Звук «вживую» и «фанера»
Когда-то вопрос о том, «живой» ли звук мы слышим, вообще не имел смысла. Ведь он всегда был живым, никакого иного просто не существовало. Но технический прогресс стремительно меняет жизнь человека. И музыки это касается так же, как и остальных сфер нашей жизни. Хорошо это или плохо?
Что такое «живой» и «мертвый» звук, думается, объяснять долго не надо. Разговор идет, разумеется, о концертных выступлениях артистов. Зритель и слушатель покупает билет и идет в зрительный зал, чтобы насладиться мастерством исполнителя. Но что он получает взамен? Действительно живое исполнение, когда певец поет в микрофон, а музыканты аккомпанируют ему на глазах у зрителя, или живых кукол, открывающих рот под фонограмму, или, как ее иначе называют, «фанеру»? Как отличить «живое» от «мертвого»?
Начнем с того, что совершенно очевидно — звучание голоса. Если оно слишком ровное, то это первый признак того, что певец поет под «фанеру». Почему очевидно? А вы попробуйте прыгать или даже просто активно двигаться по сцене так, чтобы дыхание у вас не сбивалось. И если при быстром темпе песни вы не слышите дыхания, а характер звучания никак не меняется, это верный признак записанного заранее звука.
Хорошо это или плохо? Решать тому, кто покупает билет на концерт. Но как сказал однажды Элтон Джон, посетив концерт Мадонны: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Сэр Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».
Да, разумеется, даже при интенсивном движении возможно прекрасное пение, что доказывает, например, Брюс Дикинсон, лидер Iron Maiden, которому — вдумайтесь! — уже под 60, а ведь какой вокал при таком движении! Вопрос в тренировке и физической форме. Но все-таки запись и живой вокал будут различаться.
Если с вашего места видно пульт звукорежиссера, то у вас есть возможность проверить, не фонограмма ли на сцене, в тот момент, когда исполнитель протягивает микрофон в зал. Кажется, уж этот жест точно направлен на то, чтобы продемонстрировать: я пою живьем, смотрите, вы сейчас сами споете в мой микрофон! Но иногда исполнители идут на небольшую хитрость. Инструментальное сопровождение и голос записываются отдельно. И если в тот момент, когда зал вдохновенно «поет» в микрофон, звукорежиссер резко двинул одну из ручек пульта вверх, то вполне возможно, что вас обманули, и как раз сейчас микрофон был выведен на полную мощность. В то время как пение артиста было фонограммой, при которой мощность микрофона минимальна и голоса певца не слышно.
Само собой, стоит насторожиться, если артист говорит и поет. разными голосами. Нет, не в том смысле, что песня исполняется женским вокалом, а фразы вроде «я не вижу ваших рук!» — мужским. Но если при одинаковой силе голоса тембр в разговорном режиме очень сильно отличается от тембра в режиме пения, это повод для серьезных подозрений в «живости» вокала. Так бывает, например, на съемках большинства телевизионных программ, которые пишутся под готовую звуковую дорожку.
«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.» (Рихард Вагнер)
Практически на сто процентов можно быть уверенным в том, что звук «мертвый», если вы находитесь на большом сборном концерте. Живой звук требует настройки инструментов под каждого из исполнителей, и дело это небыстрое, занимающее не пять-десять минут, а несколько часов. Вы когда-нибудь видели такое? Опять-таки только вам решать, стоит ли такое зрелище денег, которые вы платите за такое исполнение, готовы ли вы отдавать их за шоу?
Ну и, наконец, живое исполнение всегда имеет — пусть и небольшие, не особо заметные — шероховатости. Звучание один в один как на любимом вами диске это тоже повод задуматься.
«Минусовка» и фонограмма
Исполнением под фонограмму называется техника, при которой звук записывается отдельно, а потом синхронизируется с движениями исполнителя на сцене. Разделяют «минусовку» — запись отдельно аккомпанемента, и «фанеру» — запись аккомпанемента с голосом вокалиста.
Законы о запрете фонограммы действуют в ряде стран мира, в том числе и в бывших республиках Советского Союза — Узбекистане, Азербайджане и Туркмении. В той или иной форме фонограмма под запретом в Европе и США, однако наиболее радикальные меры против любителей «фанеры» в Китае. За разовое использование фонограммы налагается штраф порядка 13 тысяч долларов, а за повторное использование певцу запрещают заниматься эстрадной деятельностью пожизненно. В России в настоящее время действует принятый в январе 2007 года Московской городской думой закон об обязательном информировании посетителей концертов о том, что певцы используют фонограмму голоса.
Голос вместо удостоверения
Однажды великому Карузо пришлось удостоверять свою личность… голосом! Поскольку знаменитый певец пришел в банк без удостоверения личности, ему пришлось исполнить арию из «Тоски», чтобы кассир убедился, что перед ним именно тот самый Карузо
Скандальная «Грэмми»
Единственный в истории случай, когда у музыкального коллектива отобрали премию «Грэмми», произошел с немецкой поп-группой Milli Vanilli. В 1990-е годы музыканты получили ее на волне невероятной популярности. Но впоследствии выяснилось, что все выступления группы были «под фанеру», а вокальные записи вообще принадлежали не ее солистам
Фонограмма: необходимость или профнепригодность?
Фонограмма: необходимость или профнепригодность?
Есть такое правило: если ты выбрал путь артиста, всегда пой вживую и с полной самоотдачей. Тем не менее, в России оно нарушается повсеместно – и пример тому недавние события на фестивале в Юрмале.
В интернете тут же поднялась волна негодования в адрес горе-вокалистов, причем высказывались не только их разочарованные поклонники, но и коллеги по цеху. Одним из первых отреагировал Профессор Лебединский:
В условиях живого исполнения большая часть участников выглядит посмешищем. По форме и по содержанию, весь этот телегламурный паноптикум глубоко вторичен и не имеет никаких общих корней с современной мировой музыкой, а потому никому, кроме взяточников и «распильщиков» c телевидения, неинтересен».
Есть свое мнение по этому вопросу и у Юрия Лозы: «Все попытки принять какие-нибудь законы, запрещающие петь под фонограмму, глупы и неуместны. Есть закон о защите прав потребителя, который распространяется и на зрителей тоже. Купив билет на концерт, мы хотим получить то, за что заплатили, то, что нам было предложено на афише. Если артист объявил, что он собирается петь, а сам включил фонограмму, мы имеем право требовать в суде компенсации моральных убытков. Доказав обман один раз и получив с артиста сумму, в десятки раз превышающую его гонорар за такой концерт, мы создадим прецедент, который отвадит всех остальных артистов от использования фонограмм.
Это были мнения артистов. А что думают наши слушатели? Пойдут ли они на концерт любимого певца, заранее зная, что выступление будет под фонограмму? Чтобы выяснить это, мы провели опрос в социальных сетях. 25, 5 % наших подписчиков radioshanson.fm : В последнее время мы постепенно пришли к осознанию того, что слишком увлеклись искусственными проектами – всеми этими реалити-шоу, заставляющими медийных персонажей заниматься на экране чем попало, лишь бы не основной работой. И вот сделаны первые шаги к подлинности – появились программы, где поющие люди поют, а не лазают по канату, появилась тяга к живому звуку, и не только на «Новой волне».
В результате зрители узнали, что группа «Серебро» и Вера Брежнева совершенно не умеют петь живьем, и вдоволь посмеялись над этим в интернете. И что же? Мы стали меньше любить Веру Брежневу? Дело в том, что музыка не вполне поддается тотальному законодательному регламентированию. Запретом фонограммы не выправишь музыкальный вкус населения и не выведешь голосистых исполнителей на первые строчки чартов. Можно, конечно, заставить артистов указывать мелким шрифтом на афишах, что часть концерта идет под «фанеру», но это не приведет к вымыванию безголосых из профессии.
Происходит так потому, что далеко не все посещают концерты ради вокала – многим достаточно посмотреть, как Вера Брежнева или Жанна Фриске, согласно бородатому анекдоту, «ходят по сцене туда-сюда». Согласитесь, бывает и так, что для людей, посещающих концерты, короткая юбка порой важнее умения петь. Кстати, можно бы и длину юбок регламентировать – но, боюсь, это приведет только к тому, что корпоративные концерты окончательно перейдут в теневой экономический сектор: длинноногие герлз-бэнды будут получать деньги от заказчиков напрямую без налоговых вычетов.
Одни потребители считают свои права нарушенными, когда слышат «фанеру», другие – когда вместо привычной качественной записи звучат безнадежные попытки кумира попасть в ноты. Чьи права в данном случае важнее? Как ни странно, жизнь давно все отрегулировала и без принятия специальных законов. Не нравится телеконцерт – выключи, послушай в интернете то, что любишь. Надоели безголосые – сходи в филармонию.
Не веришь страданиям поп-певички – включи душераздирающую балладу. Не нравятся одни и те же лица на экране – создай свой плейлист. Вряд ли большую аудиторию соберут рокеры, не способные создать в реальности атмосферу настоящего драйва. Никто не пойдет на концерты к шансонье, который вместо искреннего душевного исполнения включит зрителям фонограмму.
Краткая история «фанеры»
Раньше во времена бетховенов и шопенов на концертах все пели живьем, ибо звукозапись еще не изобрели.
Но всех превзошел тот же Фрэнк Фариан, который создал успешнейшую, удостоенную «Грэмми» группу Milli Vanilli, которая никогда не выступала живьем, ибо вместо участников группы пели совсем другие люди. История раскрылась, был огромный скандал и прочее, но даже с учетом выплаченных через суд сумм недовольных обманом, проект все равно более чем окупился.
Но в уже в 21 веке произошло страшное. Из-за массовой доступности музыки через интернет продажи альбомов упали, и у музыкантов практически не осталось вариантов, кроме как вернуться на сцену, потому что на продажах альбомов уже не заработать.
Реально ниочем. Ок про Бони М. было интересно, но нельзя тему было раскрыть несколько шире. Например написать подробнее про Битлов, или немного про скандал Milli Vanilli, я например, вообще про них не слышал (ну бывает, чо). Постепенно можно было бы перейти на тему современных исполнителей, ведь есть до сих пор те, кто выступает живьем, с полным составом музыкантов и подпевкой и есть те кто всегда дует под фонеру (нашей эстраде привет), можно было бы привести пару примеров когда на концертах исполнители фейлились (ну просто лола ради, не одним же потным Элвисом живем). Еще возможно стоило бы упомянуть что в Японии и Южной Корее фонера это вообще норма для всяких бойс\герлс-бэндов и там вообще на это всем плевать, так как люди в первую очередь приходят посмотреть на своих идолов. Там даже рок\металл исполнители под фанеру на концертах дуют. Чего уж говорить, тот же Тилль Линдерманн из Рамштайна после альбома Mutter начал под фанеру припевы на концертах дуть, так как певец-то из него хуже чем пловец и вокальные партии он тупо не тянул. И да, интерес к живому выступлению никогда у людей не угасал (если вы конечно не 12 летняя девочка из Кореи угорающая по очередному андрогину), Рок-фесты никуда не делись, да и всякие говно-Нашествия тоже. Я не собираюсь тут минусовать если что, и не потроллить зашел, просто немного критикую.
Лично у меня, например, весьма обширные музыкальные вкусы, но если говорить о живых выступлениях то я скорее отдаю предпочтение студийным live-концертам.
Хотя вот концерты Циммера дюже как хороши
А в рамках BBC Proms Human Planet можно позалипать на исполнителей из разных стран. На монголов например.
Смотря какие концерты и для кого. То же Нашествие и большинство рок-фестов та еще блевотина, сделанная для ужратой молодежи, которая явно не музыку слушать приходят.
Я говорю не о том, что твориться на сцене, а о том, что происходит на самом мероприятии в целом. А учитывая, что с некоторых пор в Нашествии есть вовлеченность правительства, то понятно что там никто не будет членом на сцене махать.
PREACH! Этот комментарий можно в статью добавить, так как он не меньше информации в себе несет.
Касаемо сборных концертов ничего сказать не могу, не интересовался. Сольные выступления безусловно должны быть живыми. Впрочем, тот же Уотерс в своём туре The Wall семилетней давности, согласно расследованию преданных фанатов, большую часть сета исполнял под фонограмму.
Да вообще-то у певцов проблем не меньше, распевка, «разогрев» голоса, нервозновсть перед выступлением что может привести к тому, что певец попросту забудет текст.
Если певцы местного уровня, которых мы приглашаем на наши корпоративы, как-то с этими трудностями справляются, то, люди, претендующие на высокий профессионализм, вообще обязаны.
Да понятно что справляются, но это не значит, что взяли микрофон и запели.
Так и есть. У нас в кафе вся аппаратура своя. Приехал певец, подключил к микшеру свой ноутбук, где у него минусовки записаны и два часа нас песнями развлекал.
А вы только по своему кафе певцов судите, да?
Одно дело посопеть в микрофон в кафе, другое на огромном стадионе.
Дело в том, что определенный период жизни работал звукорежиссером. В том числе на сборных концертах.
Я про личный настрой говорил, не про аппаратуру, в общем-то.
Артист настоящий всегда выступает когда нужно, а не когда в настроении.
Артист выступает когда ему платят, настоящий талант выступает когда нужно, в независимости от настроения, я бы.
Автотюн тоже не все поправит в реальном времени. Только в определенных пределах. Фальш не исправит, это не вокодер.
весьма унылый альбом которого Thriller (пара хороших песен, а остальное балласт)
Удивительная претензия, ярко свидетельствующая о том, что автор совершенно не разбирается в том, о чём пишет.
Под Фанеру
Смотреть что такое «Под Фанеру» в других словарях:
под фанеру — нареч, кол во синонимов: 4 • в записи (4) • открывая рот (4) • под фонограмму (4) … Словарь синонимов
под фонограмму — в записи, только открывая рот, открывая рот, под фанеру Словарь русских синонимов. под фонограмму нареч, кол во синонимов: 4 • в записи (4) • … Словарь синонимов
Исполнение под фонограмму — Исполнение под фонограмму техника, при которой звук, записанный отдельно (фонограмма), синхронизируется с движениями исполнителей на сцене. В музыке различают «минус фонограмму» (сленг. «минусовка») запись отдельно аккомпанемента, и… … Википедия
Чабать фанеру — Жврг. мол. Шутл. Играть на гитаре, петь под гитару. Максимов, 446 … Большой словарь русских поговорок
фанера — I. ФАНЕРА I ы, ж. fournir > нем. Furnier. 1. Облицовочный древесный материал в виде тонких пластин, используемый для оклеивания столярных изделий. БАС 1. Тонкая доска. Рейф 1861. Фанер красного дерева, цельно распиленный, изобретенной им <… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
в записи — под фонограмму, под фанеру, только открывая рот, открывая рот Словарь русских синонимов. в записи нареч, кол во синонимов: 4 • открывая рот (4) • … Словарь синонимов
открывая рот — только открывая рот, под фанеру, под фонограмму, в записи Словарь русских синонимов. открывая рот нареч, кол во синонимов: 4 • в записи (4) • … Словарь синонимов
только открывая рот — в записи, под фонограмму, под фанеру, открывая рот Словарь русских синонимов. только открывая рот нареч, кол во синонимов: 4 • в записи (4) • … Словарь синонимов
фанера — ФАНЕРА, ы, ж. 1. Девушка. Симпотная фанера прошлепала симпатичная девушка прошла. 2. Гитара. Бацать на фанере (играть). 3. Фонограмма; выступление под фонограмму. Петь под фанеру. 4. Ерунда, чушь. Мыло, мочалка, тапочки, ну и фанера там всякая. 5 … Словарь русского арго
Петрелли, Александр — В этой биографической статье о человеке из России или страны СНГ не указано отчество. Вы можете помочь проекту, добавив отчество в текст статьи и переименовав её соответственно … Википедия