Что значит пассивный или активный
Активы и пассивы: определения и примеры
Теория активов и пассивов помогает управлять материальным благополучием. Понимание различий между активной и пассивной частью личного бюджета позволяет увидеть, что нас по-настоящему обогащает, а что тянет финансовую ситуацию вниз.
Определение активов и пассивов
Существуют три основные трактовки активов и пассивов. Первая связана с классическими определениями из области бухгалтерского учета. Вторая трактовка описывает точку зрения обывателя. Третья возникала по мере развития темы управления инвестициями и личными финансами и касается инвесторов. Начнем с первой.
Первая трактовка
В бухгалтерском учете под активами подразумевается основной капитал компании и оборотные средства, а под пассивом — уставный капитал, привлеченные и заемные средства. Согласно классическому подходу:
активы представляют собой материальные и нематериальные объекты, которыми владеют организации и физические лица. Например: недвижимость, оборудование, транспортные средства, объекты авторского права и т.д. Отдельную подробную статью про активы компании читайте здесь;
Активы и пассивы компаний отображаются в специальной отчетности — бухгалтерском балансе. В правой части таблицы содержатся сведения об имуществе и средствах для получения прибыли (активы), а в левой источники формирования этих средств (пассивы). Обе части должны уравновешивать друг друга.
Вторая трактовка
Ее можно назвать «интуитивной» и услышать от людей, не имеющих специальных финансовых знаний. Обычно люди подразумевают под активом то, что несет в себе какую-то ценность и может быть превращено в деньги: автомобиль, недвижимость, антиквариат, ценные бумаги и др. Пассивом же в этом случае является безусловный расход, такой как возврат долгов, плата за аренду жилья, налоги и др.
Третья трактовка
Однако если вдуматься, недвижимость может навсегда остаться в собственности владельца. И если он ей пользуется, то вынужден оплачивать коммунальные услуги, делать периодический ремонт и пр. А значит, нести постоянные расходы. У автомобиля больше шансов быть проданным, но как правило по гораздо более низкой стоимости. Особенно, если речь о новой модели с продажей через несколько лет. И все эти годы у владельца опять расходы: страховка, бензин, возможно парковочное место и пр.
Первым на этот момент обратил внимание Роберт Кийосаки. Его книги я рассматривал тут. Согласно его определению,
С точки зрения бухгалтерского учета такая трактовка ошибочна, но в плане создания своего денежного потока вполне логична. Грамотный инвестор понимает, что активы должны превосходить пассивы. Не так просто принять собственную квартиру источником затрат, а не потенциальным доходом от продажи; однако такой подход формирует более реальный взгляд на свои финансы.
Виды активов
К активной части личного бюджета можно отнести финансовые вложения, которые приносят постоянный доход или увеличивают свою стоимость с течением времени. Самыми популярными активами являются:
Активы классифицируют по разным признакам. При планировании инвестиций стоит учитывать такой признак, как ликвидность — скорость обращения в деньги. Бывают:
Виды пассивов
Пассивная часть бюджета формируется из собственных средств и взятых на себя финансовых обязательств. Обычно к ним относят:
Обслуживание долгов и имущества требует постоянных денежных вливаний. А между тем квартира с первичного рынка становится «вторичкой», товар переходит в категорию «бывший в употреблении», новая автомашина изнашивается и т.д. Понятно, что совсем обойтись без пассивов невозможно – но речь и не о том, чтобы вовсе исключить их из жизни, а о поддержании разумного баланса между ними и своими активами.
Превращение пассивов в активы
Итак, активы и пассивы имеют различную экономическую природу, но могут «меняться местами» в зависимости от трактовки. Точнее, одни и те же объекты могут становиться как источниками прибыли, так и убытков в зависимости от условий.
Инструменты | ||
Денежные средства | лежащие на депозите (частичное сбережение от инфляции) | в кошельке (особенно при высокой инфляции) |
Недвижимость (квартира, земля, дом) | сдана в аренду и приносит прибыль | используется в личных целях, приносит одни затраты (оплата ЖКУ, ремонт и т.д.) |
Автомобиль и другое транспортное средство | используется для получения дохода (аренда, бизнес по развозке товара) | не приносит никаких доходов, но требует страховки, бензина и пр. |
Ценные бумаги (акции) | при росте курсовой стоимости, при наличии дивидендов | не платят дивиденды и не растут в цене, но есть плата за депозитарий |
Информация, знания | если позволяют получать доход | если требуют финансовых вложений, но не помогают заработать |
Что делать с активами и пассивами?
Итак, инвестор должен стремиться к тому, чтобы активы приносили больше доходов, чем забирают пассивы. Изменить ситуацию к лучшему поможет периодическое планирование личного бюджета.
Небольшой отчет позволит вам понять, как правильно тратить заработанные деньги и сколько можно инвестировать, чтобы не уйти в минус. Отчет можно подготовить по следующему плану.
Использование пассивов должно быть направлено на увеличение активов. Например, средства, сэкономленные на развлечениях, можно потратить на покупку ценных бумаг. Если после погашения потребительского кредита расходы уменьшились, не стоит брать новый, лучше положить деньги под проценты или инвестировать в надежные активы.
Таблица «Примерное распределение личного капитала»
Способы денежных вложений | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Банковский вклад в рублях | 5% | 10% | 10% | 20% | 4% |
Мультивалютный банковский вклад | — | — | — | 5 | 10% |
Ценные бумаги | — | 5% | 7% | 9% | 20% |
Доля вложений в активы | 5% | 15% | 17% | 34% | 34% |
Квартира (ипотека, оплата ЖКХ) | до 30% | до 30% | до 30% | до 30% | до 30% |
Автомобиль | до 6% | до 6% | до 6% | до 6% | до 6% |
Продукты | 20% | 20% | 18% | 18% | 18% |
Одежда | 15% | 13% | 13% | 10% | 10% |
Развлечения (бары, кафе, кино) | 10% | 2% | 2% | 2% | 2% |
Потребительский кредит | 14% | 14% | 14% (кредит погашен) | — | — |
Доля расходов на пассивы | 95% | 85% | 83% | 66% | 66% |
На создание базы пассивного дохода часто уходят годы. Допустим, для начала установлена цель: получать прибыль от активов в размере 10% от пассивов. Через 2-3 года можно запланировать увеличение пассивного дохода до 30% от расходов. Долгосрочную цель лучше разбить на несколько мелких. Это позволит видеть результат и поощрять себя за небольшие достижения.
Заключение
Анализ активов и пассивов избавляет от многих заблуждений, в том числе от иллюзии выгодности владения. Стремясь приобрести дорогую недвижимость, несколько машин, предметы роскоши, мы рискуем лишиться возможностей для увеличения капитала. Ведь у пассивов есть две цены: цена покупки и цена владения. Именно это имел в виду Роберт Кийосаки, когда говорил: «У бедного человека нет активов. Вся его собственность — сплошные пассивы, приносящие вместо прибыли одни затраты».
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПАССИВНЫЙ И АКТИВНЫЙ САБВУФЕР
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО САБВУФЕРОВ
Пассивный сабвуфер отличается предельной простотой конструкции – он состоит из корпуса и одной или более НЧ-головки, которые затем подключаются к внешнему усилителю. Также существует два типа подключения пассивного сабвуфера. Первый тип является наименее предпочтительным ввиду наличия искажений звука и более низкого качества его передачи – в этом случае сигнал стереоусилителя подается не только на сабвуфер, но и на остальные громкоговорители. Подключение с электронным разделительным фильтром является куда более разумным, потому что он качественно отделяет басы и сигнал, идущий на другие громкоговорители.
В состав активного сабвуфера входят и разделительный фильтр, и усилитель мощности. Таким образом, активный сабвуфер является мобильным сочетанием нескольких устройств, которые можно встретить и по отдельности. У активного сабвуфера есть линейные входы и выходы, а также функция регулировки уровня сигнала и частоты разделения. Как правило, хороший активный сабвуфер значительным образом расширяет динамический диапазон акустической системы, что, разумеется, благотворно отразится на качестве музыки.
СРАВНЕНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО САБВУФЕРОВ
Во-первых, активный сабвуфер с его стандартными настройками в среднем лучше подходит для тяжелой или танцевальной и ритмичной музыки, поскольку он лучше передает басовые частоты и имеет более гибкие настройки и регулировки (кроме тех случаев, когда используется дорогая акустическая система и очень качественный пассивный сабвуфер). Во-вторых, активные сабвуферы имеют собственные усилители, в то время как пассивным сабвуферам необходимы внешние усилители. Однако систему с пассивным сабвуфером вполне можно настроить так, что она будет звучать лучше системы с активным сабвуфером, но это весьма кропотливый и тонкий процесс. В этом плане активный сабвуфер куда удобнее, потому что его куда быстрее и проще настроить, но многие ценители хорошего звука предпочитают не жалеть времени и сил на настройку пассивных систем.
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
В данной статье мы расскажем о различиях в конструкции активных и пассивных акустических систем, разберем распространенные в отношении них заблуждения и дадим рекомендации по выбору того или иного варианта для домашней стереосистемы.
Пассивная акустика
Это привычный всем любителям Hi-Fi тип акустических систем, где для разделения аудиосигнала на отдельные частотные полосы используются фильтры, состоящие из пассивных элементов – конденсаторов, резисторов, катушек индуктивности. Их задача заключается в выделении из широкополосного сигнала отдельных частотных участков, каждый из которых будет воспроизводиться специальным излучателем – высокочастотным, среднечастотным или низкочастотным.
Главная особенность пассивных акустических систем заключается в том, что установленные в них фильтры работают с высокоамплитудным сигналом, получаемым с выходного каскада усилителя мощности. А это означает, что точность работы таких фильтров критически зависит как от правильности расчетов, так и от качества пассивных элементов в схеме кроссовера. На качество звука влияют такие факторы, как дополнительные сопротивления, емкость конденсаторов, потенциальные фазовые искажения, надежность контактов и многое другое. Да и сам усилитель получает не только реактивную нагрузку в виде динамических головок АС, но и должен дополнительно «пробивать» компоненты фильтра, особенно если речь идет о сложных кроссоверах с компенсирующими цепочками или дополнительными контурами плавной подстройки в виде аттенюаторов.
Все это вкупе снижает эффективность работы как динамических головок, так и выходных каскадов усилителя, в результате максимально достижимый уровень звукового давления также снижается. Тем не менее, у пассивных акустических систем есть существенные преимущества, прежде всего, с практической точки зрения.
Во-первых, покупатель получает возможность дальнейшего беспроблемного апгрейда как усилительной части своей системы, так и кабельной.
Во-вторых, при условии использования равных по уровню качества компонентов пассивная схема обычно обходится дешевле активной.
В-третьих, любители самостоятельной сборки и настройки имеют гораздо больше шансов сделать в домашних условиях хорошо звучащие пассивные АС, чем активные.
Активная акустика
Прежде всего, давайте разберемся с определениями. Очень часто под словами «активная акустика» пользователи понимают любые колонки, внутрь которых встроены усилители. Это не совсем правильно, поскольку в таких АС усилители могут быть подключены к динамическим головкам через пассивные фильтры, то есть, по сути, такие модели конструктивно ничем не отличаются от пассивных. Основным условием для отнесения акустических систем к разряду «активных» является не факт встраивания усилителей внутрь корпуса АС, а использование низкоуровневых разделительных фильтров, разделяющих аудиосигнал на отдельные частотные полосы до его поступления на выходные каскады усилителей мощности, отдельных для каждой полосы. При этом усилители могут зачастую располагаться в своих собственных отдельных корпусах. Поэтому в данном материале активной будет именоваться только та акустика, которая отвечает перечисленным критериям.
Принцип работы активной акустической системы
От источника цифровой или аналоговый сигнал поступает на процессор/активный фильтр, где он разделяется на нужное число полос. Это могут быть два, три или более частотных участка, предназначенных для воспроизведения отведенными для этого излучателями. Далее в дело вступают отдельные усилители, подключенные напрямую к динамикам, каждый из которых работает в своей полосе частот.
Такое решение позволяет не только максимально эффективно использовать возможности усилителя, но и гибко настраивать всю систему. Так, например, для получения чистого и глубокого баса для НЧ полосы логично применять мощный усилитель, например, работающий в классе D, в то время как середину и ВЧ лучше поручить менее мощному, но более «певучему» транзисторному аппарату в классе А или даже ламповому усилителю. Многие производители профессиональных активных мониторов вообще разрабатывают специальные версии усилителей, работающие в узкой полосе частот. Кроме того, цифровые или аналоговые процессоры по точности настройки существенно превосходят пассивные решения. Так, современные профессиональные активные кроссоверы высокого класса дают возможность «сшить» практически любые виды излучателей путем введения временных задержек сигнала, плавной регулировки уровня, фазы, частоты среза и крутизны спада для каждого излучателя, а также добавления кривых эквализации. В результате каждый из усилителей получает заранее «приготовленный» сигнал, который дальше усиливается и напрямую отправляется на свою динамическую головку или другой излучатель.
Какие преимущества имеют активные акустические системы по сравнению с пассивными?
Во-первых, существенно более высокий уровень звукового давления с минимальными нелинейными, фазовыми и интермодуляционными искажениями.
Во-вторых, в такой схеме обеспечивается максимально эффективная работа усилителей и излучателей в отведенной им полосе частот.
В-третьих, возможность на уровне разделительного фильтра (при наличии такого функционала) настраивать звучание в конкретном помещении с учетом его особенностей.
Какие активные АС сегодня есть на рынке
Больше всего готовых акустических систем с полосным усилением встречается на профессиональном рынке в виде активных мониторов ближнего, среднего и дальнего поля. Несмотря на существующие мифы и легенды, никаких препятствий к их успешному использованию в домашних системах высокого класса не существует. Более того, по соотношению цены и качества такие АС оказываются зачастую весьма выгодными за счет того, что отделка корпусов у них достаточно утилитарна – среди студийных мониторов не встретишь моделей, покрытых шпоном ценных пород дерева или тройным лаком от Ferrari. Кроме того, в их цену не закладывается серьезная маржа дистрибьюторов и дилеров High End техники, давно работающих с акустикой по тем же принципам, что и продавцы любых товаров класса Luxury.
Существует предложение активных акустических систем и на рынке бытовой акустики, подобные решения предлагают многие компании, производящие акустические системы класса Hi-Fi и High End. Особенно популярны в последние годы стали цифровые активные беспроводные АС, предназначенные для работы как в обычной стереосистеме, так и в составе многокомнатных инсталляций. Более того, многие компании одновременно производят и профессиональные, и бытовые акустические системы высокого класса – JBL, Dynaudio, Tannoy, Focal, а производители студийной акустики высочайшего класса активно продвигают свои решения на бытовом рынке – Genelec, Westlake Audio, Backes&Muller, Ocean Way.
Основные типы активных АС
Мониторы ближнего и среднего поля
Как правило, они представляют собой двухполосные активные мониторы компактного формата с основным динамиком диаметром от 5 до 8 дюймов, в которых вся электронная начинка находится внутри корпуса. Они предназначены для прослушивания фонограмм на расстоянии от 1 до 3 метров, то есть там, где уровень прямого сигнала больше или равен отраженному. Как правило, эксплуатация таких мониторов подразумевает схему 2.1, в которой используются активные сабвуферы в отдельных корпусах, однако это справедливо не для всех ситуаций.
Мониторы дальнего поля
Обычно в их роли выступают трех- или четырехполосные системы, которые могут как иметь собственные корпуса, так и быть встроенными в специальные ниши. Вся электроника зачастую вынесена в отдельную стойку. Под дальним полем – обычно более 3-х метров – понимается такое положение слушателя, при котором в воспринимаемом им сигнале соотношение между прямым и отраженным звуком составляет либо 1 к 1, либо отраженный звук начинает превалировать.
Бытовые активные АС
По своей классификации и предназначению они в целом соответствуют студийным, за тем исключением, что все большие АС дальнего поля имеют свои собственные корпуса.
Кому нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если вы занимаетесь звукозаписью в домашних условиях, то естественным выбором будут именно профессиональные активные АС, это вполне очевидно.
Любителям тяжелой и электронной музыки
Музыкальные жанры, при воспроизведении которых требуется создание высокого уровня звукового давления с минимальными нелинейными и интермодуляционными искажениями, лучше всего воспроизведут именно активные АС. Чтобы получить тот же уровень звука от пассивной бытовой системы, придется заплатить существенно больше.
Поклонникам ровного и нейтрального звука
Несмотря на то, что студийные мониторы, как Hi-Fi акустика, также звучат по-разному, их объединяет общее требование к получению максимально ровной АЧХ в точке прослушивания и минимальной окраске звука. А это означает, что на любых фонограммах результат будет более предсказуемым.
Кому не нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если неотъемлемым элементом вашего увлечения звуком является регулярная замена компонентов, проводов и аксессуаров, то активная система, особенно студийная – не ваш выбор. Она дает меньше простора для экспериментов, кроме того, не столь живо реагирует на замену кабелей.
Поклонникам «живого» звука
Тем, кто ищет максимально подвижного и пластичного звука с богатыми тембрами и нежным отношением к предполагаемому замыслу композитора, рабочие лошадки в виде современных активных мониторов вряд ли понравятся. При их проектировании гораздо больше внимания уделяется перегрузочной способности и надежности, чем возвышенным материям.
Активные студийные мониторы чаще всего имеют достаточно утилитарный внешний вид, поэтому если вы печетесь о соблюдении утонченного дизайна вашего интерьера, то навряд ли они вам подойдут. Если вам все же нужна активная акустика, то ваш выбор – продукция, предназначенная для бытового рынка, благо сегодня на рынке уже есть неплохой выбор подобных АС.