Что значит овинам у жнивья
Значение слова «жнивьё»
1. Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого сжаты хлеба; стерня. Жнивье широкой полосой тянулось далеко и обрезалось несжатой рожью чужого поля. Гладков, Повесть о детстве.
2. Солома, оставшаяся в поле на корню после жатвы; стерня. Перед ним лежало широкое поле, покрытое жесткой щетиной жнивья. Злобин, Степан Разин.
3. Обл. То же, что жатва (в 1 знач.). — Июль был такой месяц, что покосы кончались, а жнивье еще и не начиналось. Липатов, Деревенский детектив.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЖНИВЬЁ, я́, мн. жни́вья, ср. 1. Поле, где сжата рожь или другие зерновые хлеба. По жнивью пасется стадо. 2. только ед. Солома, оставшаяся после жатвы на корню (обл.). 3. только ед. Жатва, время жатвы (обл.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
жнивьё
1. поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые ◆ Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивьё, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Л. Н. Андреев, «Кусака», 1901 г.
2. рег. солома, оставшаяся на корню после жатвы; стерня
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: саботажник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Новое в блогах
Жнивье, овины и школьницы с «Луи Виттон»
Катя росла девочкой умненькой, хорошо училась, и я как-то была спокойна по поводу ее интеллектуального развития. Но в один прекрасный день она пришла и обратилась ко мне за помощью. Было это не то в шестом, не то в седьмом классе. Надо было ей выучить срочно стих про Родину, ну, не только ей, всему классу дали такое задание. Я немного посидела, подумала и полезла в книжный шкаф, откуда извлекла толстый том Лермонтова. «Вот, — сказала я. — Самый знаменитый стих про Родину. Учи и будешь в полном порядке».
Катя и пошла учить, память у нее отличная, так что где-то через минут сорок она меня попросила послушать, как она читает вслух. Что тоже было странно, она обычно никогда ко мне с такими просьбами не обращалась. А я что ж? С радостью! Зашли мы в гостиную, и я начала слушать. Катя как-то уныло пробубнила прекрасные строки, уставилась на меня, и некая безнадежность затаилась в ее взоре. А я ж актриса. Расстроилась, что моя дочь так стихи плохо читает, и начала «работать», объясняла ей про эмоциональность и идею автора. Попробовали еще раз, потом еще… Бесполезно. Катя заунывно бубнила, глядя в правый угол потолка. Я отчаялась и даже разочаровалась в способностях своей ненаглядной дочери.
А потом у меня мелькнула догадка, и я спросила: «Катя, а ты вообще понимаешь, про что Лермонтов пишет?» — «Ничего не понимаю, ни единого слова», — горестно сообщила она. Я прямо растерялась. «А что же тебе непонятно конкретно?» О! Моей дорогой шестикласснице было непонятно примерно следующее: овины, жнивье, обоз и даже «чета белеющих берез». Но это я малую часть перечислила. Я была потрясена и впервые почувствовала пропасть между поколениями. Я помню, мы откуда-то знали все эти слова, никто нам не объяснял, что такое овин, как-то само собой было понятно, что это сельскохозяйственная постройка.
Я вздохнула и стала рассказывать. Катя недоверчиво слушала мои объяснения. Не доверяла она мне, а, может, я плохо объясняла. В тишине я прочитала ей лекцию и спросила: «Поняла теперь?» Дочь кивнула, но и кивок был какой-то неискренний. Она помялась и совсем меня ошеломила следующим вопросом: «А что такое “избы, крытые соломой”?» А я-то еще успела пожить в такой избе в своем раннем детстве у бабушки в подмосковной деревне и со знанием дела рассказала: «Это теперь крыши в деревнях покрывают железом или черепицей, а раньше крестьяне покрывали их соломой, понятно?»
Дочь помолчала задумчиво, что-то там у нее не складывалось в ее головке, и выдала мне: «А зачем они покупали такие дома?» — «Кто?» — «Крестьяне эти?»
Похоже, она и про крестьян не знала, просто стеснялась уже меня спросить. А ведь она на тот момент была почти отличницей… Что ж там у них за учебники такие, в школах современных? А каждая школа учила детей по своим учебникам, как правило, их писал кто-то из родственников или деловых партнеров школьного начальства, учителя сами плакали от этих учебников, но против приказов начальства не попрешь, как говорится.
«Бедные они были, крестьяне эти. Давай, Кать, другой стих искать». Потому что Катя мне все равно не поверила, что человек, имеющий загородный дом, даже и «крытый соломой», может быть уж таким бедным. У нас-то загородного дома не было.
А дальше непонимание между мной и моей дочерью стало расти и шириться. В седьмом классе она вдруг стала говорить про какую-то «элиту». Я заинтересовалась. Оказывается, элитой 7 «Г» класса считалась группа девочек, и «элитность» их заключалась в том, что они каждый день ходили в школу в разных дорогих брендовых нарядах и меняли сумки «Луи Виттон», и поэтому все хотели с ними дружить, а они только выбирали, с кем им общаться. Предпочитали они мальчиков из старших классов, которых все боялись, потому что те были «безбашенные кавказцы». (Прошу не обвинять меня в национализме, я просто описываю, как было. Например, один буян бил всех ему неугодных и при этом кричал: «У меня папа — главный прокурор Москвы! Я тебя убью, в асфальт закатаю, и мне ничего не будет!» Вот элитные семиклашки решили сделать его своим рыцарем.)
Тут все возмутилось во мне, и я, нервно куря, стала с жаром объяснять, что менять одежду и сумки — совсем не может быть признаком элитности, что гордиться надо умом и талантом, добротой и честностью. Ну, и тому подобное, чему меня учили в моем советском детстве и о чем я в книжках читала.
Дочь слушала меня без интереса. «Да, я не могу покупать тебе каждый день “Дольче и Габбану”, потому что я зарабатываю деньги своим трудом, а у нас в стране такие люди никогда не станут богачами». Тут Катя совсем загрустила. Но я и не бедная, и если тебе уж так жизненно необходима сумка “Луи Виттон”, я тебе ее куплю, но ты меня сейчас очень расстроила. Ну чем тут гордиться? Девочки носят дорогие тряпки, купленные на родительские деньги? Сами-то они что сделали хорошего? Не рисуют, не поют, никакими талантами не обладают, даже учатся плохо, а ты, например, уже на трех языках говоришь, а испанский сама решила изучать, по собственному желанию. Я вот, например, этим горжусь. Катя, ты поняла, о чем я сейчас с тобой говорила?» Дочь кивнула и скрылась в своей комнате. Через 20 минут она вышла оттуда с очень серьезным видом и торжественно сказала: «Мама, я поняла. Мне жизненно необходима сумка “Луи Виттон”».
Эта несчастная сумка была куплена, когда мы поехали с ней в Германию, и не очень-то она и дорогая оказалась. Катя походила с ней месячишко и забросила: неудобно с ней было ходить, учебники не помещались. Элитницы-то на уроки без учебников ходили. А потом моя дочь поехала на месяц в международный лагерь в Германию (она тогда была увлечена немецким языком) и вернулась совершенно другим человеком. «”Луи Виттон” носят только русские, и над ними все смеются. Подростки из других стран не носят дорогих брендов, это дурной тон». И ее качнуло в другую сторону: она наотрез отказалась покупать, как ей казалось, дорогие вещи и этим создавала мне некоторые неудобства, потому что, например, никак я не могла купить ей пальто. «Нет, это дорого», — категорически заявляла она и уходила из магазина. А я уважала ее новые принципы.
P. P. S. А парень тот, «прокурорский сынок», был очень несчастливым. Папаша его и в самом деле занимал какой-то пост, только семью он свою бросил и объявлялся только для того, чтобы жестоко наказать сына, когда на него из школы жаловались. Это мы уже после окончания школы узнали. Мы — мамаши в смысле. Конечно, от его несчастливости ни избитым ребятам, ни их родителям легче не стало, но дело обстояло именно так.
Что такое жнивье? Существующие трактовки
Культура любого оседлого народа строилась вокруг земледелия, поэтому язык насыщался соответствующими терминами. Некоторые остались в прошлом или обрели колоритное переносное значение, и современники даже не догадываются об их происхождении. Иные же сохранились в первозданном виде, пусть их затмевает невероятное число аналогов. И к числу последних относится «жнивье». Что такое оно обозначает, и когда уместно использовать слово, если не хотите выглядеть глупо?
Полевая практика
Заготовка хлеба проходит в несколько этапов. Любители могут наблюдать процесс вспахивания, засевания, постепенного роста и последующей жатвы урожая. Это неотъемлемая часть жизни крестьянина. Но неясно, что такое жнивье и к какому этапу оно относится? А ведь поле, с которого убрали зерновые культуры, и является ответом. Все, что остается после уборки, входит в искомое определение. Возможно, выглядит неприглядно, но служит для выпаса скота и помогает ему отъесться перед длительной зимовкой. Заодно и землю унавоживают.
Вам будет интересно: Вписанный в пирамиду цилиндр. Цилиндр и пирамида: варианты комбинаций
Региональные особенности
Растения неотделимы от земли, на которой произрастают. Поэтому в разных областях России появлялись расширенные трактовки. В некоторых регионах значение слова «жнивье» превращается в синоним «стерни». Оно указывает на солому и оставшиеся на корню после уборки урожая стебли. Акцент смещается с территории непосредственно на зерновые культуры, хотя восприятие термина практически не меняется.
Иные работники полей предпочитают совершить небольшое путешествие во времени назад. Зачем разводить слишком много терминов и лишний раз путаться? Они называют процесс по результату. Смело говорите про такое: что «жнивье», что «жатва» – никакой разницы. Вы в любом случае срезаете будущую солому и зерна, оставляете чистое поле в коротеньких стеблях, а затем выпускаете на него скотину. Речь может идти не только об уборке, но и о времени ее проведения.
Уместность использования
Нет ограничений для деловых разговоров, бытовой или научной дискуссии. Слово самое обычное, не устаревшее. Обозначает технологическое, историческое и отчасти культурное явление. Иное дело, что в XXI веке существует слишком много синонимов и синонимичных фраз, более понятных обывателю. Из-за этого юное поколение не всегда осознает, что такое «жнивье», даже если может воспроизвести в памяти весь процесс заготовки хлеба. Да и за пределами сельскохозяйственной отрасли такие знания востребованы мало, ведь они бесполезны в повседневной жизни горожан.
Урок литературы по теме «Творчество Н.М. Рубцова. Стихотворение “Русский огонек». 8-й класс
Разделы: Литература
Класс: 8
Оформление урока:
Эпиграф
Цель: познакомить с творчеством Н.Рубцова, учить понимать и любить поэзию, воспитывать любовь к Родине, способствовать привитию лучших моральных качеств русского народа.
1. Вступительное слово учителя.
Наш урок посвящен творчеству русского поэта Н.М. Рубцова. Сообщается эпиграф урока.
— Почему этот урок проходит в столь необычных условиях?
Мы в русской избе. Вот такой вид имела она и в старинные годы, и в то время, когда Н. Рубцов был еще мальчиком, и в более близкие нам послевоенные времена.
Посмотрим на устройство русской избы. Вот самовар, который стоял либо на столе, либо у печи, вокруг него собиралась крестьянская семья, чаем потчевали гостя, сами хозяева выпивали несколько чашек за вечер.
Она и обогреет, и приободрит, на ней и сказку хорошо послушать, и поговорить по душам, и попросить совета, и пожаловаться на судьбу.
Перед вами фотопортрет поэта Рубцова.
Слайд № 2. Что вы можете сказать о человеке, изображенном здесь? Простой русский человек. На столе стоит фотокарточка, где он с русской гармошкой, на которой хорошо играл с детства, очень любил гармонь.
Каковы истоки творчества Рубцова? Где корни этого любимого всеми русского поэта? Об этом расскажет ученица.
С 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.
В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и познакомился с В. Соколовым, С. Ю. Куняевым, В. В. Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. Поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.
В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт, получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру.
Рубцов погиб в семейной ссоре 19 января 1971 в своем вологодском доме, от рук своей жены Людмилы Дербиной. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А. М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора В. Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников).
Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта.
После смерти были опубликованы сборники: «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).
Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.
Особенной известностью пользуются песни на его стихи «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «В минуты музыки печальной»
Слово учителя
А история у Тотьмы богатая.
Гайдученко Зоя прочитает отрывок из очерка Н.Рубцова, напечатанный в вологодской районной газете.
Вот такие серьезные исторические события пришлось пережить предкам жителей Тотьмы. А потом были другие испытания: вторая мировая война, гражданская и Великая Отечественная. А люди продолжали жить и радоваться жизни. Деревни вокруг Тотьмы жили своей неторопливой, размеренной жизнью, все таким же дорогим и приветливым оставался бревенчатый русский дом, где под окном растет ветла или береза, бушует крапива и, выходя из дома, попадаешь сразу в огород, на луг, в поле, на берег речки.
На стихи Рубцова композитор А.Морозов написал песню «В комнате моей светло:».
Исполнит ее под аккомпанемент гитары один из учеников.
С родным домом связан еще один образ. Какой?
Многие поэты писали о родном крае, о деревне, о родной природе. Но так пронзительно и чисто мог писать о родине только Рубцов.
Ученики читают отрывки из лирики Рубцова.
О вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.
В святой обители природы,
В тени разросшихся берез
Струятся омутные воды
И раздается скрип колес.
Прощальной дымкою повиты
Старушки избы над рекой,
Незабываемые виды!
Незабываемый покой.
У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем:
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем.
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи:
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
Слово учителя
А мы вновь возвращаемся в избу, в окне которой горит огонек, сначала керосиновой лампы, а с 60-ых годов электрической лампочки.
Посмотрим на стены избы, где увидим рамки с фотографиями, такие висели в каждом доме. Это родные и близкие хозяев, многие из которых не вернулись с войны. Память о погибших свято хранилась в каждом доме.
Чтение стихотворения «Русский огонек». Читает подготовленный ученик.
— О чем это стихотворение? (Об одиночестве лирического героя)
— Прочитайте начало. Какое настроение возникает? (Грусть, печаль)
— Что значит для героя «небо темное, без звезд»? (Тяжесть одиночества)
В чем находит утешение герой? (В свете огонька).
— Какие строки говорят о всенародной трагедии, о том, как отразилась судьба народа на судьбе крестьянки?
В каких строках заключен идейный смысл? (Последняя строфа: русский огонек-символ надежды, символ любви людей друг к другу, к родине, символ соучастия).
— Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Работа над выразительными средствами стихотворения.
Подведение итогов урока:
Привет, Россия! Николай Рубцов.
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+