Что значит освящение общим чином
Чин благословения и освящения различных икон предложенных вместе
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ИКОН ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВМЕСТЕ
Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.
Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)
Псалом 88
Лик: Господи, помилуй.
Хор: Господи, помилуй.
Священник читает молитву
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.
Глава 42. Чи́н благослове́ния и освяще́ния ико́ны Пресвяты́я Богоро́дицы, еди́ныя или́ мно́гих
Начина́ет же иере́й все́ по предука́занному на благослове́нии о́браза Христо́ва, да́же до псалма́,
Иже зде́ чте́тся, 44.
О тры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю а́з дела́ моя́ Царе́ви: язы́к мо́й тро́сть кни́жника скоропи́сца. Красе́н добро́тою па́че сыно́в челове́ческих, излия́ся благода́ть во устна́х твои́х: сего́ ра́ди благослови́ тя Бо́г во ве́к. Препоя́ши ме́чь тво́й по бедре́ твое́й си́льне, красото́ю твое́ю, и добро́тою твое́ю, и наляцы́ и успева́й, и Ца́рствуй, и́стины ра́ди, и кро́тости, и пра́вды, и наста́вит тя́ ди́вно десни́ца твоя́. Стре́лы твоя́ изъощре́ны си́льне: лю́дие под тобо́ю паду́т в се́рдцы вра́г царе́вых. Престо́л тво́й Бо́же в ве́к ве́ка: же́зл пра́вости: же́зл Ца́рствия твоего́. Возлюби́л еси́ пра́вду, и возненави́дел еси́ беззако́ние: сего́ ра́ди пома́за тя́ Бо́же Бо́г тво́й еле́ем ра́дости, па́че прича́стник твои́х. Сми́рна, и ста́кти, и касси́а от ри́з твои́х, от тя́жестей слоно́вых, из ни́хже возвесели́ша тя́. Дще́ри царе́й в че́сти твое́й, предста́ Цари́ца одесну́ю тебе́, в ри́зах позлаще́нных оде́яна, преиспещре́на. Слы́ши дщи́, и ви́ждь, и приклони́ у́хо твое́, и забу́ди лю́ди твоя́, и до́м отца́ твоего́. И возжела́ет ца́рь добро́ты твоея́, зане́ то́й е́сть Госпо́дь тво́й, и поклони́шися ему́. И дщи́ ти́рова с да́ры, лицу́ твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии. Вся́ сла́ва дще́ре Царе́вы вну́трь, ря́сны златы́ми оде́яна и преиспещре́на. Приведу́тся Царю́ де́вы в сле́д ея́, и́скренния ея́ приведу́тся тебе́: Приведу́тся в весе́лий и ра́довании, введу́тся в хра́м Царе́в. Вме́сто оте́ц твои́х бы́ша сы́нове твои́: поста́виша я́ кня́зи по все́й земли́. Помяну́ и́мя твое́ во вся́ком ро́де и ро́де. сего́ ра́ди лю́дие испове́дятся тебе́ в ве́к, и во ве́к ве́ка.
Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, три́жды.
Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.
Ли́к: Г о́споди поми́луй.
Иере́й же чте́т моли́тву сию́:
Г о́споди Бо́же на́ш, и́же сопредве́чному и единосу́щному твоему́ Сы́ну и сло́ву, от пречи́стыя Присноде́вы Мари́и воплоти́тися изво́лил еси́, и сию́ Богоро́дицу рождество́м его́ пречи́стым из нея́ соде́лав, предста́тельницу, помо́щницу и моли́твенницу все́м ве́рным сотвори́л еси́: при́зри ны́не на на́с смире́нно моля́щих ти ся и Богоро́дицу сию́ и́стинно имену́ющих, и бы́ти ве́рующих, и сию́ в мольбу́ к тебе́ ве́рно призыва́ющих, и моли́твами ея́ услы́шаны сотвори́ проше́ния и мольбы́ на́шя, и низпосли́ благода́ть Пресвята́го твоего́ ду́ха на ико́ну сию́, ю́же раби́ твои́ в че́сть и па́мять ея́ сооружи́ша, и благослови́ и освяти́ ю́ небе́сным твои́м благослове́нием: и пода́ждь е́й си́лу и кре́пость чудотво́рнаго де́йствия. Сотвори́ ю́ враче́бницу и цельба́м исто́чник, все́м в боле́знех к не́й притека́ющым, и Богоро́дицы ра́ди от Тебе ́ по́мощи прося́щым: и все́х и́же пред се́ю ико́ною преблагослове́нную Де́ву, и ма́терь Го́спода на́шего Иису́са Христа́, возлю́бленнаго Сы́на твоего́, досто́йно чти́ти, и я́ко предста́тельницу ро́да Христиа́нскаго в мольбу́ к тебе́ и в по́мощь в беда́х и ну́ждах свои́х призыва́ти бу́дут, изба́ву, заступле́ние и ско́рую по́мощь получи́ти сподо́би: согреше́нием же оставле́ние и́м ми́лостивно пода́ждь, и благода́ть проси́мую от Тебе ́ ско́ро прия́ти и ми́лость обрести́ от твоего́ человеколю́бия жела́нную, Ца́рствия прича́стники бы́ти сотвори́: щедро́тами из нея́ пло́тию ро́ждшагося единоро́днаго Сы́на твоего́, воплоще́ннаго Бо́га и спа́са на́шего Иису́са Христа́, с ни́мже тебе́ подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, и с пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Иере́й: М и́р все́м.
Ли́к: И ду́хови твоему́.
Диа́кон: Г лавы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.
Ли́к: Т ебе́ Го́споди.
Иере́й же чте́т моли́тву сию́ та́йно:
В лады́ко Бо́же о́тче вседержи́телю, изво́ливый еди́ну от всего́ ро́да челове́ча, чи́стую голуби́цу и нескве́рную а́гницу, Присноде́ву мари́ю в ма́терь единоро́дному твоему́ Сы́ну избра́ти, и в жили́ще ему́ наи́тием Пресвята́го Ду́ха освяти́ти, вы́шшую же и честне́йшую херуви́мов и серафи́мов, и всея́ тва́ри сла́внейшую, хода́таицу и моли́твенницу челове́ческому ро́ду сотвори́л ю́ еси́: тоя́ моли́твами и предста́тельством ико́ну сию́, в че́сть и па́мять ея́, и в сла́ву из нея́ рожде́ннаго единоро́днаго и единосу́щнаго твоего́ Сы́на, и тебе́ безнача́льнаго его́ отца́, и Пресвята́го и животворя́щаго твоего́ ду́ха соста́вленную, благода́тию твое́ю в окропле́нии воды́ сея́ свяще́нныя, благослови́ и освяти́, и яви́ ю́ все́м ве́рою пред не́ю моля́щым ти ся, целе́бницу душе́вных неду́гов и теле́сных, и от все́х вра́жиих наве́тов свобожде́ние и покро́в держа́вен, и мольба́м благоприя́тным у тебе ́ бы́ти сотвори́.
И возглаша́ет: Щ едро́тами единоро́днаго Сы́на твоего́, из нея́ пло́тию рожде́ннаго, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, с ни́мже благослове́н еси́, с пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Иере́й же кропи́т ико́ну, глаго́ля:
И а́бие пою́т тропари́ сия́ богоро́дичны, гла́с 1:
П од твою́ ми́лость прибега́ем Богоро́дице Де́во, моли́тв на́ших не пре́зри в ско́рбех: но от бе́д изба́ви на́с, еди́на чи́стая и благослове́нная.
Б огоро́дице Де́во ра́дуйся, благода́тная мари́е, Госпо́дь с тобо́ю, благослове́нна ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва твоего́, я́ко спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.
О т святы́я Твоея́ ико́ны, Пречи́стая Богоро́дице, цельбы́ и исцеле́ния подава́ются незави́стно все́м, ве́рою к не́й притека́ющым, и твое́ заступле́ние от се́рдца призыва́ющым. те́м и моя́ не́мощи посети́ Де́во, и душе́вныя и теле́сныя я́звы ми́лостивно уврачу́й.
И ны́не, гла́с то́йже:
Л юбо́вию, чи́стая Де́во, твою́ святу́ю ико́ну почита́ющым, и Бо́жию тя́ и́стинную ма́терь согла́сно возвеща́ющым, и ве́рно покланя́ющым ти ся, храни́тельница яви́ся, и держа́вная предста́тельница, вся́кое зло́ от си́х удаля́ющи, я́ко вся́ могу́щая.
Посе́м: Д осто́йно е́сть:
И лобза́вше о́браз, твори́т иере́й отпу́ст обы́чный. Ве́стно же бу́ди, я́ко а́ще ико́на бу́дет от пра́здников богоро́дичных, по освяще́нии ея́ а́бие тропа́рь и конда́к пра́здничный пое́м, пото́м же сия́ преднапи́санныя тропари́.
Источник: Тексты приводятся по изданию: Тре́бник. В дву́х частя́х. — Москва́. Синода́льная типогра́фия. 1906.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Глава 43. Чи́н благослове́ния ико́ны свята́го, еди́наго или́ мно́гих
Начина́ет же иере́й все́ по предъука́занному на благослове́ние ико́ны Христо́вы, да́же до псалма́, и́же зде́ чте́тся, 138:
Г о́споди, искуси́л мя́ еси́, и позна́л мя́ еси́: ты́ позна́л еси́ седа́ние мое́ и воста́ние мое́. Ты́ разуме́л еси́ помышле́ния моя́ издале́ча: Стезю́ мою́ и у́же мое́ ты́ еси́ изсле́довал, и вся́ пути́ моя́ прови́дел еси́: Я́ко не́сть льсти́ во язы́це мое́м, се́ Го́споди, ты́ позна́л еси́ Вся́ после́дняя и дре́вняя: ты́ созда́л еси́ мя́, и положи́л еси́ на мне́ ру́ку твою́. удиви́ся ра́зум тво́й от Мене ́, утверди́ся, не возмогу́ к нему́. Ка́мо пойду́ от ду́ха твоего́? и от лица́ твоего́ ка́мо бежу́? А́ще взы́ду на не́бо, ты́ та́мо еси́: а́ще сни́ду во а́д, та́мо еси́. А́ще возму́ криле́ мои́ ра́но, и вселю́ся в после́дних мо́ря: И та́мо бо рука́ твоя́ наста́вит мя́, и удержи́т мя́ десни́ца твоя́. И ре́х: еда́ тьма́ попере́т мя́, и но́щь просвеще́ние в сла́дости мое́й? Я́ко тьма́ не помрачи́тся от Тебе ́, и но́щь я́ко де́нь просвети́тся: я́ко тьма́ ея́, та́ко и све́т ея́. Я́ко ты́ созда́л еси́ утро́бы моя́, восприя́л мя́ еси́ из чре́ва ма́тере моея́: Испове́мся тебе́, я́ко стра́шно удиви́лся еси́. чу́дна дела́ твоя́, и душа́ моя́ зна́ет зело́. Не утаи́ся ко́сть моя́ от Тебе ́, ю́же сотвори́л еси́ в та́йне, и соста́в мо́й в преиспо́дних земли́. Несоде́ланное мое́ ви́десте о́чи твои́, и в кни́зе твое́й вси́ напи́шутся: во дне́х сози́ждутся, и никто́же в ни́х. Мне́ же зело́ че́стни бы́ша дру́зи твои́ Бо́же, зело́ утверди́шася влады́чествия и́х. Изочту́ и́х, и па́че песка́ умно́жатся. воста́х, и еще́ е́смь с тобо́ю: А́ще избие́ши гре́шники Бо́же. му́жие крове́й уклони́теся от Мене ́, Я́ко ревни́ви есте́ в помышле́ниих, прии́мут в суету́ гра́ды твоя́. Не ненави́дящыя ли тя́, Го́споди, возненави́дех, и о вразе́х твои́х иста́ях? соверше́нною не́навистию возненави́дех я́, во враги́ бы́ша ми́. Искуси́ мя Бо́же, и уве́ждь се́рдце мое́, истяжи́ мя, и разуме́й стези́ моя́: И ви́ждь, а́ще пу́ть беззако́ния во мне́: и наста́ви мя́ на пу́ть ве́чен.
Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, три́жды.
Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.
Ли́к: Г о́споди поми́луй.
Иере́й же чте́т моли́тву сию́:
Г о́споди Бо́же вседержи́телю, Бо́же оте́ц на́ших, и́же дре́вле в ве́тсем заве́те подо́бие херуви́мов от дре́ва, и зла́та, и шве́ннаго де́ла в ски́нии свиде́ния сотвори́ти повеле́л еси́, и ны́не о́бразы и подо́бия святы́х уго́дников твои́х не отмета́яй, но прие́мляй, во е́же ве́рным рабо́м твои́м, на ня́ взира́ющым, просла́вити тебе́ си́х просла́вившаго, и потща́тися житию́ и дело́м и́х, и́миже твоея́ благода́ти и Ца́рствия восприя́тия сподо́бишася, подража́тельми бы́ти: тебе́ мо́лимся, при́зри ны́не на ико́ну сию́ [или́ на ико́ны сия́ ] в че́сть и па́мять свята́го твоего́ и́мярек, [или́ святы́х твои́х ] изъображе́нную и напи́санную [или́ изъображе́нныя и напи́санныя], и небе́сным твои́м благослове́нием благослови́, и освяти́ ю́ [или́ я́], и все́м чту́щым ю́ [или́ я́ ] и пред то́ю [или́ те́ми ] тебе́ кла́няющымся и моля́щымся, и свята́го и́мярек, [или́ святы́х и́мярек], в мольбу́ к тебе́ призыва́ющым, и я́ко раба́ и дру́га твоего́ [или́ рабо́в и друго́в твои́х ] ми́лостивый послу́шатель, и благи́й и бога́тый да́тель бу́ди: избавля́я и́х от вся́кия ско́рби и ну́жды, и от вся́кия боле́зни душе́вныя и теле́сныя, сподобля́я и́х жела́емыя твоея́ благода́ти и милосе́рдия моли́твами свята́го твоего́ и́мярек, [или́ святы́х твои́х и́мярек].
Т ы́ бо еси́ исто́чник освяще́ния, и благи́х пода́тель, и тебе́ сла́ву возсыла́ем, со единоро́дным твои́м Сы́ном, и с пресвяты́м, и благи́м и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Иере́й: М и́р все́м.
Ли́к: И ду́хови твоему́.
Диа́кон: Г лавы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.
Ли́к: Т ебе́ Го́споди.
Иере́й же чте́т та́йно моли́тву сию́:
Г о́споди Бо́же на́ш, челове́ка по о́бразу и по подо́бию своему́ созда́вый, преслуша́нием же первозда́ннаго растле́нну бы́вшу, вочелове́чением Христа́ твоего́, и́же зра́к раба́ прии́м, о́бразом обре́теся я́ко челове́к, се́й обнови́в, в пе́рвое достоя́ние в святы́х твои́х приве́л еси́, и́хже мы́ изъображе́ния благоче́стно чту́ще, святы́х, и́же тво́й о́браз и подо́бие су́ть, чте́м: о́ных же чту́ще, тебе́ я́ко первообра́знаго чти́м и сла́вим. те́мже тя́ мо́лим, посли́ благода́ть твою́, и окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя благослови́, и освяти́ о́браз се́й [или́ о́бразы сия́ ] в сла́ву твою́, в че́сть же и па́мять свята́го твоего́ и́мярек [или́ святы́х твои́х и́мярек] и все́х о́браз се́й чту́щих, и пред ни́м мольбы́ своя́ тебе́ отдаю́щих, благослови́, и благода́ть пред тобо́ю обрести́ ми́лостивно сподо́би.
И возглаша́ет: Б лагода́тию и щедро́тами и человеколю́бием единоро́днаго Сы́на твоего́, с ни́мже благослове́н еси́, с пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Иере́й же кропи́т свяще́нною водо́ю о́браз, глаго́ля:
О свяща́ется о́браз се́й благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Три́жды.
И а́бие чте́т или́ пое́т тропа́рь и конда́к свято́му или́ святы́м, и́хже е́сть о́браз, и лобза́в че́стно о́браз, твори́т обы́чный отпу́ст, воспомина́я и свята́го, его́же е́сть о́браз.
Источник: Тексты приводятся по изданию: Тре́бник. В дву́х частя́х. — Москва́. Синода́льная типогра́фия. 1906.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Православное чинопоследование освящения храма в истории
Содержание
1. Введение
Каким образом освящался св. престол в древности? Один из входящих в Corpus Areopagiticum (кон. V в.) трактатов, «О церковной иерархии», сообщает, что трапеза «освящается всесвятыми возлияниями священнейшего мира» (ταῖς τοῦ ἰεροτάτου μύρου τελειτουργεῖ παναγέσιν ἐπιχύσειν – De Ecclesiastica Hierarchia. IV. 12) 5 ; на помазание св. миром как на центральный момент освящения храма указывают и многие другие церковные писатели.
2. Первоначальный византийский чин
Однако тот же чин помещен и в палестинской рукописи IX в. (Sin. gr. 959), встречается в нескольких славянских рукописях (см. ниже) и, главное, ссылка на него содержится в константинопольском постиконоборческом чине освящения храма. Таким образом, можно утверждать, что чин Евхология Барберини является стандартным византийским формуляром освящения храма доиконоборческой эпохи.
Он озаглавлен: «Τάξις γινομένη ἐπὶ καθιερώσεως ναοῦ καὶ τῆς ἐν αὐτοῦ ἀγίας τραπέζης» (Чин, бываемый при освящении храма и сущей в нем святой трапезы). Его порядок:
2. В день освящения, после того, как придет патриарх, из храма уходят все миряне, и храм со всех сторон запирается.
5. Приносят водосвятные чаши с теплой водой, и патриарх главопреклоненно молится: Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския… 13 .
6. Патриарх трижды поливает трапезу теплой водой, говоря: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
7. Патриарх своими руками омывает трапезу и ее столпы и отирает их губкой. Это действие сопровождается чтением Пс. 83 (если необходимо – с повторениями), заключаемого славословием (Слава: И ныне:).
8. Патриарх берет в руки сосуд с душистым вином (κολλάθος) и трижды крестообразно возливает на трапезу, со словами: Омыеши мя иссопом и очищуся. 14 После троекратного повторения этих слов Пс.50 дочитывается до конца и заключается Слава: И ныне: и возгласом: Благословен Бог во веки веков.
11. Патриарх умывает руки.
В то время, когда он кадит, один из сослужащих ему епископов, идет вслед за ним и помазывает св. миром все колонны храма. В конце каждения и помазания псалом завершается Слава: И ныне:.
14. Диакон произносит малую ектению.
15. Патриарх, без коленопреклонения, читает у св. престола молитву: Господи небесе и земли, Иже святую Твою Церковь неизреченною мудростию основавый.
16. Патриарх читает главопреклонную молитву: Благодарим Тя Господи Боже сил, яко благодать, юже излиял еси. предваряемую обычными Мир всем и Главы нашя.
17. Чин завершается возгласом диакона: С миром изыдем.
Этому чину во всей полноте присуще изящество классических византийских чинопоследований; ни одна его часть не является лишней: после вступительных рубрик (№1, 2) следует подготовка священнослужителя к совершению тайнодействия (№3); далее трапезу моют (№4–7), так как она еще покрыта мраморной крошкой, что неизбежно, и умащают благовонием (№8, 9); затем происходит главное священнодействие – помазание св. миром (№ 10, 11); освященную трапезу тут же облачают (№12); совершается освящение всего храма (№13); во все время действий, требующих активного физического участия (омовение, облачение и т. п.), поются соответствующие псалмы, так что служба проходит без пауз; чин заключается стандартной византийской конструкцией, так часто встречающейся в Евхологии, «[ектения или только возглас Господу помолимся] молитва+главопреклонная молитва» (№14–16) и древним конечным возгласом константинопольских служб (№17).
1. Служба накануне дня освящения.
2. Обряды входа в храм.
3. Установка престольной доски.
4. Омовение престола.
5. Помазание престола и храма (внутри и снаружи).
6. Облачение престола.
7. Заключительные обряды.
обычными Мир всем и Главы нашя… 25
6. Положение мощей: «[И] при пении преждеуказанного тропаря патриарх полагает святые мощи в приготовленное для них место 30 ».
7. Молитва патриарха: Господи Боже наш, Иже и сию славу о Тебе пострадавшым святым даровавый.
8. Продолжение Литургии: «Затем певцы поют Слава и прибавляют Трисвятое, и бывает по чину вся Литургия».
Зачем же чин освящения дополняется в Евхологии Барберини чином обновления?
Следует отметить, что в отличие от чина освящения храма, чин обновления храма не был в древности обязательно связан с освящением новосозданной церкви: напротив, он совершался ежегодно в день освящения церкви (конечно, мощи из храма не износились; чин начинался не в самом, а не в соседнем, храме; шествие из храма в храм заменялось крестным ходом вокруг церкви и остановкой перед ее закрытыми вратами 35 ).
3. Послеиконоборческий византийский чин
Текст послеиконоборческой редакции (ркп. XI в.: Paris. B. N. Coislin. 213; Cryptoferrata. G.b. I и многие другие более поздние) чина освящения храма практически без изменений переписывался в греч. Евхологиях и слав.
Сохранился целый ряд его переводов на церковнославянский язык.
Его отличия от доиконоборческого:
1. Вступительная рубрика очень продолжительна; в ней перечисляются все необходимые для освящения вещества и предметы; говорится о веществах для составления воскомастиха 50 (вовсе не упоминавшегося в доиконобрческом чине), которым мраморная доска трапезы приклеивается к столпам; о том, как обвязывать папирусом (или бумагой) верхние части столпов трапезы (чтобы наливать во время освящения в образуемые бумагой стаканы кипящий воскомастих); описывается положение архиереем св. мощей в ковчежец и поставление этого ковчежца на дискос.
2. В самое начало чина добавлена краткая молитва архиерея: Господи Боже и Спасителю наш, вся творяй и промышляяй. (еще одна молитва предстоятеля о своем недостоинстве; видимо, уже имевшаяся молитва на эту же тему к X–XI вв. стала восприниматься иначе).
3. Появляется действие водружения доски престола на столбы (на верхние, обвязанные бумагой, части которых налит кипящий воскомастих) и придавливания (т. е. приклеивания) ее, сопровождаемое чтением Пс.141 ; а также действие очищения трапезы от излищков остывшего воскомастиха, сопровождаемое Пс.22 (в доиконоборческом чине, как мы видели, трапеза была уже сооружена к моменту освящения). В связи с тем, что сооружение трапезы сопряжено с риском испачкать дорогие облачения, во вступительной рубрике появляется указание на то, что на архиерея поверх облачений надевают саван (в русском Чиновнике: «запон»).
4. Отирания трапезы губкой после омовения водой и саваном после возлияния душистого вина объединяются в одно: «отирают [трапезу и колонны] губками, а затем чистой льняной тканью», которое бывает только после омовения.
6. В чине появляется указание на антиминсы, которыми отирают трапезу после омовения (затем на них, как и на трапезу, возливают душистое вино; кроме того, их помазывают миром).
9. При каждении храма допускается помазание его не епископом, а иереем.
10. В конце древнего чина освящения (т. е. первой части нового чина) появляется новый обряд возжжения первой лампады в храме, которая подносится архиерею и он собственноручно возжигает ее. Только после этого в храм вносятся остальные подсвечники и вся утварь.
11. Чин обновления не отделен от чина освящения отдельным заголовком; тем не менее, текст еще допускает раздельное совершение чинов: «если возможно в тот же день совершить полностью освящение и обновление храма, то [архиерей] снова одевает все архиерейские облачения 53 и идет с иереями и прочим клиром и народом в другой храм, в котором прежде были оставлены мощи мучеников. Если же невозможно сделать это в тот же день, то он уходит. Совершаются тогда еще раз вечерня, паннихис и утреня в том храме, где лежат мощи мучеников».
12. Несение епископами раки с мощами заменено несением архиереем на голове дискоса, содержащего ковчежец с мощами.
13. На литии добавлен тропарь Иже на камени.
14. В тексте отражены изменения, происшедшие в церковной архитектуре: процессия останавливается уже не «в нартексе», а «перед центральными вратами».
15. Усложнен порядок входа в храм: процессия останавливается у врат храма; дискос, содержащий ковчежец с мощами, поставляется на специальный столик; стихи Пс.22 повторяются трижды хором и клириками.
16. Прежде, чем войти в храм, архиерей читает 2 молитвы: Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Сый благословен во веки. 54 и Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангелов и архангелов. 55 , после чего снова возлагает дискос на свою голову и входит в храм.
17. Добавлен тропарь по входе Якоже вышния.
18. Добавлено священнодействие вложения ковчежца со св. мощами в св. трапезу, помазания их миром и запечатывания «воскомастихом или гипсом, или даже свинцом».
19. Говорится о совершении литургии в освященном храме в продолжение 7 дней.
Можно также отметить изменение некоторых терминов: а) при омовении трапезы вместо «чаш св. Крещения» (водосвятных) используются «кувшины»; термин «νίπρος» заменен на «ωάπτρος» (натр); термин «κολλάθος» заменен на «οἰάνθος» (душистое вино); в качестве совершителя чина освящения выступает не «патриарх», а «архиерей».
Со временем произошли небольшие изменения чина – несколько упростилась начальная рубрика; в греч. (а также южнорусской и грузинской практике: ср. ркп. БАН. Дми. гр. 23, XVII–XVIII вв.; ГИМ. Син. 271, 1665 г. 57 ; Тбилиси. Церк. муз. 420, 1719 г. 58 и др.) появился обычай прикреплять на верхнюю доску св. трапезы бумажные изображения 4-х евангелистов. Было составлено особое последование на обновление храма с паримиями и обильной гимнографией, который в рукописях часто объединяется с собственно чином освящения и обновления.
4. Современный порядок
Предмет требует дальнейшего изучения.
Порядок современного греческого чина резко отличается от древнего: шествие вокруг храма и священнодействие помещения свв. мощей под престолом совершается не после, а до самого освящения. Такой порядок удобнее с практической точки зрения – проще сразу вложить св. мощи в основание престола и только затем сооружать и облачать его, чем наоборот. Порядок греческого чина:
21. В конце утрени архиерей в мантии коленопреклоненно читает 2 молитвы патриарха Константинопольского Каллиста (Господи Боже наш, Иже тварь единым словом создавый. и Предвечне Слове. 67 ); далее он идет в алтарь облачаться, а затем уходит в тот храм, где находятся св. мощи.
22. Совершается лития. Отличиями от древнего чина являются прибавление Пс.142 в самом начале, а также то, что освящаемый храм обходят трижды, с пением стихир и 3-й и 6-й песней канона на обновление храма, с остановками и чтением на них отрывков из Апостола и Евангелия.
23. При вложении св. мощей в престол и возлиянии на них св. мира архиерей трижды возглашает: Вечная память ктиторов святого храма сего, а народ отвечает: Вечная память. Далее епископ читает заключительную молитву чина обновления: Господи Боже наш, Иже и сию славу о Тебе пострадавшым святым даровавый. и сразу начальная молитва чина освящения: Господи Боже и Спасителю наш, вся творяй и промышляяй.
24. Совершается обряд сооружения престола (с пением Пс.144 и Пс.22 ). Греческий текст говорит только о мраморном престоле и даже не упоминает возможность сооружения трапезы из дерева.
25. Произносится ектения и читается начальная коленопреклоненная молитва чина освящения: Боже безначальный и вечный, Иже от не сущих в бытие вся приведый. Далее чин совершается практически без отличий от древнего порядка. Можно отметить, что в поздней греческой традиции на углы освящаемого престола обязательно возлагают изображения 4-х евангелистов, а также что при помазании стен храма на них начертывают не Крест, а монограмму Христа.
В целом греческий чин отличается от русского большей динамичностью и практичностью; ни одна из молитв древнего чина не опущена (более того, добавлены еще одна молитва и несколько апостольских и евангельских чтений); с другой стороны, части древнего чина переставлены настолько, что священнодействие вложения св. мощей в престол, в древности завершавшее чин, сейчас открывает его. Все названные особенности (динамичность, сохранение всех частей чина при, подчас, полном изменении их порядка) характерны и для судьбы многих других византийских последований в позднейшей греческой богослужебной практике.
5. Выводы
Итак, обзор истории православного чинопоследования освящения храма показывает, что в этом чинопоследовании 2 основные части – А. Собственно освящение и Б. Положение святых мощей. Центральный момент первой – помазание трапезы святым миром; второй – вложение в основание престола ковчега с мощами. Главными (для освящения) молитвами первой части являются Господи небесе и земли, Иже святую Твою Церковь неизреченною мудростию основавый. и Благодарим Тя Господи Боже сил, яко благодать, юже излиял еси. в то время как остальные молитвы этой части важны, скорее, не для освящения храма, а для священнослужащих. Главная молитва второй части – Господи Боже наш, Иже и сию славу о Тебе пострадавшым святым даровавый. остальные молитвы этой части – о нуждах молящихся (кроме литургийной молитвы входа, сохранившейся в чине, несмотря на то, что в современной практике вход со св. мощами уже не является малым входом Литургии). Престол может сооружаться как из дерева, так и из мрамора; причем древний чин создавался в расчете именно на второй вариант. В целом православное чинопоследование является выдающимся произведением византийского литургического творчества и ценной частью церковного Предания.
Так, описание раннехристианского храма исследователи видят уже в книге Откровения Иоанна Богослова, в т. н. Литургии Апокалипсиса ( Откр.4:5 ): Σκιαδαρέση Ι., προτοπρεσβ. Λειτπυργικές σκηνές καί ὒμνοι στήν Ἀποκάλυψη τοῡ Ἰωάννη. Θεσσαλονίκη, 1999. (Βιβλική Βιβλιοθήκη; 14). Σ. 67–102.
SC. 11bis; см. также Пономарев А. В. Апостольское предание // Православная Энциклопедия. Т.3 [в печати].
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб., 2001. С. 110.
Это – самый древний из сохранившихся византийских Евхологиев. Издание его текста: Parenti S.-Velkovska E., L’Eucologio gr.Barberini 336. Roma, 1995. Чин освящения храма: P. 159– 174.
Т. е. достаточно высокопоставленное лицо в иерархии патриаршего клира.
По указанию Евхология, не у освящаемой трапезы, «а у дверей алтаря, ибо трапеза еще не освящена».
по содержанию эта молитва является молитвой предстоятеля о своем недостоинстве, т. е. аналогична молитвам Никтоже достоин. на литургии или Благоутробный и милостивый Боже. в начале чина Крещения и Миропомазания.
В том числе особые – об освящаемом храме.
Минеральная соль, Na2CO3·H2O2, которую находили на дне высохших озер. В древности часто использовался вместо мыла.
Таким образом, получается, что престол полностью сооружался уже до начала освящения.
Краткая молитва освящения воды.
Большой кусок ткани
Рубрика Евхология прибавляет: «Как при Крещении» – действительно, первоначально при освящении воды в купели св. Крещения при пении Аллилуия в купель вливали не елей, как сейчас, а св. миро: ср. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб., 2001. С. 34.
Греч. ἂπλωμα, «разложенная» или «распростертая»; соответствует «индитии» (букв. «облачение») русского Чиновника.
Армянское богослужение многое заимствовало из византийского: см. Желтов М.С., Никитин С.И. Армянская Церковь: Богослужение // Православная Энциклопедия. Т. 3. [в печати].
Conybeare F.C. Rituale Armenorum being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxford, 1905. P. 1–25; Findikyan M.D. The Armenian Ritual of the Dedication of a Church: A Textual and Comparative Analysis of Three Early Sources // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1998. Vol. 64. P. 75–121.
Bibl. Vaticana. Barberini. gr. 336. Fol. 156v-159.
Характерная для кафедрального богослужения Константинополя служба, совершавшаяся под праздники и особо важные дни.
Особый клирик Великой церкви.
Буквально: «синаптвы Трисвятого», т. е. мирной ектении в начале Литургии, которая во времена составления Евхология в обычные дни начиналась с Трисвятого.
Эта и предыдущая молитвы содержат прошение о Божественном снисхождении к недостоинству священнослужащих (и шире – всех здравствующих христиан), как и в чине освящения, но здесь блок «молитва+главопреклонная молитва» помещен не в конец, а в начало последования. Таким образом, евхологический формуляр чина освящения выглядит так: 1. отдельная молитва (о недостоинстве)… 2. «молитва+главопреклонная молитва» (тайносовершительные), а чина обновления так: 1. «молитва+главопреклонная молитва» (о недостоинстве)… 2. отдельная молитва (тайносовершительная).
Шествие; или, согласно позднейшей русской терминологии – крестный ход.
То обстоятельство, что патриарх поднимает св. мощи вместе с епископами свидетельствует о том, что переносится не небольшой ковчежец на дискосе (как в позднейшее время), а целая рака с телом святого.
То есть: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы!
Это указание свидетельствует, скорее всего, о том, что св. мощи не влагались в св. престол.
См., например, апокрифические «Деяния апостола Иоанна» (II в.: Acta Ioannis. 85 // Hänggi A., Pahl. I. Prex Eucharistica. Fribourg, 1968. P. 74).
Izzo J., The Antimension in the Liturgical and Canonical Tradition of the Byzantine Church. Roma, 1975. P. 13–20.
В Пасхальной хронике (VII в.) говорится о положении в 355 г. мощей св. Тимофея (ученика апостола Павла) под св. трапезой константинопольской церкви св. Апостолов (PG. 92. Col. 733a), однако из сочинения «О постройках» Прокопия ясно, что при Констанции мощи апп. Андрея, Луки и Тимофея были лишь принесены в церковь Апостолов, а под престол их поместили только при Юстиниане (Procopius. De aedificiis I. 4. 18–24); утверждение Пасхальной хроники – анахронизм. Автор благодарит А. Ю. Виноградова за указание на свидетельство Прокопия.
Conyberare. Op. cit. P. 242–243.
Дни освящения главных храмов Византийской Империи – храма Христа Бога нашего Воскресения («Гроба Господня») в Иерусалиме (13 сент.), храма св.Софии в Константинополе (23 дек.) и др. – были общецерковными праздниками. В Древней Руси в день обновления храма также совершалось шествие вокруг храма, вход в храм сопровождался возглашением стихов 23-го псалма. Из древнейших русских праздников три являются днями освящения церквей – Десятинной (11/12 мая), вмч. Георгия Победоносца (26 нояб., служба на этот праздник до сих пор печатается в Минее), Софийского собора (4 нояб.). Со временем была написана служба на день обновления храма, до сих пор печатаемая в Требниках (см., напр.: [Большой] Требник. М., 1884. ТСЛ, 1992р. Л. 261–271 об.). Однако, насколько нам известно, дни освящения храмов в наше время специально не празднуются, и эта служба обычно поется только накануне освящения храма. См. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви. К., 1912. М., 2000 р. С. 93–100. В настоящее время автор работает над статьей о чине ежегодного обновления храма.
Ruggieri V., Consacrazione e dedicazione di chiesa, secondo il Barberinianus graecus 336 // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1998. Vol. 54. P. 79–118.
Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome / Doct. Diss. Louvain, 1968. [Non ed.]
Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 2: Εὐχολόγιον. 1901. С. 60–62.
Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тбилиси, 1908. С. 162–163.
См. Желтов М.С., Попов И.О. Антиминс // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 489–492.
Jовановић-Стипчевић Б., Студенички чинови освећења и обновљења храма из 1286 године // Археографски Прилози. Вып. 9. Београд, 1987. С. 85–116. Автор благодарит А.А. Турилова за любезно предоставленные материалы.
Горский А.В., прот., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. в 6 т. Отд. 3. Ч. 1. С. 149–153. См. здесь также описания и других упомянутых в статье рукописей ГИМ.
В этом чине в конце прибавлены 2 особые молитвы.
Goar J. Euchologion. Venetia, 17302. P. 832–844.
Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, М., 1803; переизд. в рус. пер.: М., 1999.
Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века / Перевод, предисловие и комментарии М.С. Желтова // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира / Сост. А.М. Лидов. М., 2000. С. 111–126.
Компоненты: мастика из мастикового дерева, PISTACIA LENTISCUS; воск; мраморная крошка.
Вероятно, это связано с тем, что послеиконоборческий формуляр говорит не о патриархе, а об архиерее, как совершителе чина – очевидно, в отличие о патриарха, обычный архиерей обязан экономить св. миро.
Греч. κατὰ σάρκα, «[то, что] плоти» т.е. нижняя рубашка. В русском Чиновнике – «срачица».
С облачения архиерея начинается вторая часть чина. В современных печатных изданиях чина освящения храма указание на разоблачение и повторное облачение архиерея отсутствует.
Эта молитва взята из чина ежегодного обновления храма.
Обычная молитва малого входа на Литургии.
Чин освящения. С. 123.
См. также: Прилуцкий. Цит. соч. С. 19–73.
Кекелидзе. Цит. соч. С. 210–213.
Чиновник архиерейского священнослужения. В 2-х тт. М., 1982–1983. Т. 2. С. 134 – 174.
Ср. Орловский П., свящ. Чин освящения каменных престолов // Труды КДА. 1913. Февраль. С. 317–320.
[Большой] Требник. Л. 272–276.
Дионисий Ареопагит. С. 124–125; ср.: [Большой] Требник. Л. 276 (гл. 109).
Можно отметить, что на практике многие священники часто ограничиваются именно вторым.
Εύχολόγιον τὸ Μέγα, Venetia. 1862. Ἀθῆναι, 1992 ρ.
Этой молитвы в русском чине нет.
Источник: Московские епархиальные ведомости. М., 2001. № 11–12. С. 70–76.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
- сколько дней живет слизняк
- сколько денег нужно брать с собой на кипр на 14 дней