Что значит остроумно шутишь
Что значит остроумно шутишь
Автор: Виктор Всеволодович Билевич, драматург и сценарист, президент Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры, член Союза литераторов России.
Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы — или оно есть, или его нет.
Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов.
По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного. Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие — это активное проявление чувства юмора, ошибочно.
Чем юмор отличается от остроумия
Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.
Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент — только фон, побуждающий мотив, а «действие» происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное — «действие» происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.
Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. Тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.
Я обладаю чувством юмора
В этом убеждено большинство людей.
Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».
Немногие люди нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.
С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом — для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.
Вас наверняка интересует, как рождаются такие « перлы»? Технология, если так можно выразиться, такова.
Человек « отчуждается» от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения ( кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его « эмоциональную равнодействующую» в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту ( подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).
Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера — одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста — неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.
Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.
Юмор ситуации и юмор характера
Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.
Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге « Трое в одной лодке». Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам — с помощью автора — проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.
Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают ( работа остроумия), а смешное находят ( функция чувства юмора).
В остроумии можно выделить два основных компонента — способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию — восприятие анекдота.
Анекдот — это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.
Случаи, когда острота « доходит» до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время « уяснения». Можно возразить на это, что время реакции ( или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль — это не пассивный процесс, а активная работа мышления.
Чтобы оценить шутку, нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия. Оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. Это « остроумие восприятия» неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.
Марк Твен в очерке « Публичные чтения» рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка — недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.
Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал — то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее — никто не смеялся, эффект пропадал.
В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. Происходит это потому, что наш мозг « тормозит» при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Пaвлoв. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным — нужны другие условные раздражители.
Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.
Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий — найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.
Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.
Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет « экономии мышления».
Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь — смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм — мышление, юмор — чувства.
Анализировать возникновение смешного — дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать. Можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.
Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.
Классификация юмористических приемов
Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Bлaдимиp Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.
Остроумие — это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Существует целая дюжина приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.
Остроумие — явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.
Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие — скорее наоборот.
Итак, вот эта классификация:
Ложное противопоставление.
Ложное усиление.
Доведение до абсурда: преувеличение ( гипербола); преуменьшение или смягчение ( эвфемизм).
Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
Смешение стилей, или « совмещение планов»: смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.
Ирония.
Обратное сравнение: «чистое» обратное сравнение; буквализация метафоры.
Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке».
Повторение: «чистое» повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
Парадокс.
Специальные стилистические ( риторические) фигуры.
Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего — это выход за пределы формальной логики.
Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха — при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае — это выражение интеллектуального триумфа.
Урок 4. Развитие остроумия
Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.
Остроумие – это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике – рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.
Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.
Содержание:
Как развивать остроумие: рекомендации
Сначала мы рассмотрим основные рекомендации, позволяющие развивать остроту ума:
Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.
Как развивать остроумие: приемы
Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.
Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.
Комические преувеличения
Прием комического преувеличения – один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 – это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?
Как стать остроумным и находчивым?
Тренинг навыков быстрого словесного реагирования на глупость,
пошлость, грубость, бестактность, непредвиденные ситуациии.
Продолжительность тренинга 18 ак. час, 6 дней по 3 ак. час
Что такое остроумие, и откуда оно берется?
В любом обществе, коллективе выделяются люди, которых считают остроумными, способными рассмешить других. Это поднимает их статус. Часто они не слишком озабочены культурой или грамотностью своей речи. Но они «не лезут за словом в карман», очень находчивы.
Попадая в более высокую социальную среду или начиная продвигаться по служебной лестнице, человек опять сталкивается с остроумными и находчивыми, но они абсолютно не похожи на первых, чье остроумие смешило и развлекало. Шутки были понятными и не ими придуманными, но сказанным вовремя и к месту.
Остроумие образованного человека, способно вызвать некоторых ощущение собственной неполноценности, т.к. смысл его шутки не лежит на поверхности, он использует метафоры, ассоциации, цитирование, умело сопоставляет несопоставимое. Даже неглупый человек может попасть впросак, осознавая, что все смеются над шуткой, которую он не понял. Значит остроумие бывает разным в разных социальных и культурных слоях.
Что же такое остроумие? Что такое есть в человеке, в его реакции, его словах что делает его остроумным и находчивым? Точно этого никто не знает. Может ли этими качествами овладеть человек, от природы лишенный остроумия? Есть много свидетельств реальных людей, которые утверждают, что сумели развить в себе способности спонтанной шутки, меткого словца. Это вопрос, на который можно дать ответ, только попробовав, сделав попытку. Попробуйте и вы пройти обучение и попрактиковаться.
Во-вторых, остроумный человек очень чувствителен к смешным, необычным ситуациям, проявлению людьми отрицательных качеств, таких как трусость, хитрость, жадность, лицемерие, эгоизм, чревоугодие, то, что можно обобщить словами «пошлость и мещанство». В то время как другие люди молча переживают свои отрицательные эмоции, остроумец реагирует с необыкновенной быстротой, проявляет себя как настоящий экстроверт, но в отличие от скандалиста, он не называет вещи своими именами.
Многие мудрецы являются авторами знаменитых афоризмов. Но суть остроумия в том, что шутка рождается мгновенно, здесь и сейчас в ответ на сказанное другим человеком, а не из раздумий о судьбах мира.
От чего зависит чувство юмора? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные и неожиданные вопросы современности
Некоторые люди легко и смешно шутят, а значит, сразу становятся своими в любой компании. Другие — с трудом проявляют себя и редко когда выдают остроумные реплики. Считается, что остроумие — качество врождённое, однако периодически в Москве открываются школы, которые берутся научить даже самых несмешных людей шутить. The Village с помощью экспертов решил разобраться, от чего зависит наше чувство юмора и зачем оно нам нужно.
Сергей Коровкин
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета
На самом деле всё начинается с простого вопроса: «Зачем нам юмор?» У него есть разные функции — например, гендерная. Скажем, когда мужчина шутит в обществе женщины, он хочет понравиться.
Мы с коллегами исследовали чувство юмора с точки зрения интеллекта. Сразу оговорюсь, что связь между образованностью и юмором не такая жёсткая. Очень умные люди могут не уметь шутить. Но мы провели сравнение: как люди после просмотра смешных видеороликов решают математические задачи — с очевидным алгоритмом и так называемые творческие, где нет определённой схемы решения. В итоге всем испытуемым удавалось решить быстрее именно творческие задачи с нестандартным подходом. Принцип создания шутки и принцип поиска решения похожи. В любой сложной математической задаче выход кроется в виде неожиданного сочетания ходов, а в шутке — в виде неожиданной комбинации слов. Выходит, в каком-то смысле люди с развитым творческим мышлением — более удачливые шутники.
Есть ещё одна версия. По сути человеческая улыбка, которая сопровождает шутку, — это смещённая нереализованная агрессия, даже внешне напоминающая оскал. Если мы улыбнёмся бездомной собаке на улице, едва ли она расценит это как проявление дружелюбия. Слово «юмор» возникло только в конце XVIII века, а до этого времени даже в английском языке использовали слово «ridicule». Во французском оно означает «смешной, нелепый», а в английском — «насмешка». Соответственно, юмор считался внезапным проявлением чувства собственного превосходства, агрессивного доминирования. Отсюда и шутки о банановой кожуре: он, глупец, поскользнулся и упал, а я — молодец, стою над этим всем и наблюдаю.
Юмор — это общечеловеческое приобретение, но у каждой нации он устроен по-своему. Существует такое обособленное явление, как британский юмор: он построен на тонком сочетании слов, на лингвистической игре. Так устроена почти любая шутка с вербальной точки зрения — человек произносит вслух предложение с неожиданным смыслом, формирующимся часто за счёт двусмысленности. Вот пример: «На чемпионате мира по биатлону сборная Германии завоевала Польшу». Здесь два смысла: согласно первому, сборная Германии завоевала медали, а согласно второму — немцы с винтовками на лыжах завоевали Польшу. Подобный переход из одного смысла в другой часто вызывает улыбку.
Недавние исследования в области МРТ показали, что за восприятие юмора отвечают те же самые зоны, которые отвечают за проявление боли. Это зоны лобных долей, реагирующие, когда что-то идёт не так. Любая шутка — продукт реакции нашей нервной системы на парадоксы. Если в схему мировосприятия что-то не вписывается, ты смеёшься, неосознанно защищаясь от сложности и непонятности.
Не думаю, что это доказано, но считается, что склонные к переживаниям и депрессиям люди — лучшие юмористы. Нередко люди, известные своим хорошим чувством юмора, могут взять и неожиданно покончить с собой — например, как актёр Робин Уильямс. Под маской юмора и клоунады легко скрыться человеку с тяжёлой депрессией. Но в случае, скажем, интроверта трудно сказать, что причина его замкнутости, а что — следствие. Может, он закрывается от общества как раз потому, что ему сложно коммуницировать и шутить, равно как и проявлять эмоции. Но это не порок и не болезнь — человек и без чувства юмора вполне может прожить.
Владимир Дашевский
Лично мне нравится теория о том, что юмор — это человеческий способ адаптироваться к реальности. К примеру, чтобы быстро привыкнуть к новой компании, человек стремится разрядить обстановку удачной шуткой.
Юмор — свойство прежде всего интеллектуально развитых людей. Люди не очень умные чаще всего шутить не умеют и не понимают шуток. Чтобы удачно пошутить, человек должен уметь дистанцироваться и от ситуации, и от самого себя: это некая противоположность эгоизму. Здесь важно обладать самоиронией и способностью посмеяться над собой. Всё это связано с полученным опытом и воспитанием. Мне бывшая жена постоянно твердит, что не может понять: то ли наш сын говорит с ней серьёзно, то ли иронизирует, как папа. Но эта на первый взгляд замечательная способность может обернуться всем во вред, когда шутка и ирония превращаются в злорадство. Тогда человек становится похож, по словам Ницше, на злую собаку, которая, кусаясь, научилась смеяться.
Если взять примитивные формы юмора (торт в лицо, издёвки над именем и фамилией или цветом кожи), то именно такая шутка превращается в способ подавления. Поэтому так убого шутят в армии, тюрьмах и прочих закрытых сообществах с примитивной иерархией. Мой сын сейчас в армии, и он рассказывал, что его несчастный сослуживец, которому не повезло разбить крышку унитаза — уж не знаю как, — мгновенно стал объектом всех армейских шуток.
Важно вспомнить о фрейдовском исследовании остроумия как некой сублимации. Иными словами, юмор — способ перенаправить неприемлемые для субъекта импульсы. Когда человек сталкивается с табуированной темой, он шутит, чтобы начать с ней взаимодействовать. К таким темам может относиться что угодно, но чаще всего это вещи, о которых не принято говорить в так называемом приличном обществе или упоминать в разговоре мужчины и женщины. В подобной ситуации удачная шутка как бы снимает негласный запрет.
Кроме того, шутка — это быстрый способ обратить на себя внимание и выбрать партнёра. Чувство юмора бывает разных уровней, и высокоинтеллектуальная шутка — прекрасный способ выделиться из массы и без длительных ухаживаний заслужить внимание понравившегося субъекта. Женщины, как правило, выбирают мужчин, которые умеют шутить. Такие часто выделяются своей способностью быстро адаптироваться и, что важно, быстро снять общее напряжение, вернуть окружающим ощущение безопасности и комфорта.
Важно разделять понятия «остроумие» и «чувство юмора». Остроумие — это способность проявлять чувство юмора, «производить» шутки. Чаще всего даже самые меланхоличные и замкнутые люди прекрасно понимают шутки — просто они не привыкли обнаруживать своё чувство юмора.