Что значит особый ребенок
Консультация «Мой ребенок «особенный»
Юлия Серова
Консультация «Мой ребенок «особенный»
Доклад на тему: «Мой ребенок – «особенный»»
«Мамочка, мне так тепло в твоём животике прелестном.
Мне так спокойно, хорошо и тут совсем, совсем не тесно.
Я чувствую, что я другой, и только ты поймёшь меня.
Народ на свете очень злой, и для таких, как я, жизнь тяжела.
Зачем рождаться мне на этот свет? Чтоб надо мной все насмехались?
Чтоб я один прожил так век и все вокруг меня боялись?»
Тут, будущая мать, почувствовав тревогу… той крохи, что ещё не родилась,
Сказала: «Успокойся, милый, ради Бога! Хранить тебя я поклялась.
Ты – не другой. Ты – мой любимый, мой самый близкий в мире человек.
Любить тебя буду отныне ещё сильней на целый век».
автор: Анастасия Злобина
Для каждого родителя его ребенок особенный, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, или имеющие внутренние предпосылки в тех или иных видах деятельности. И все же в нашем мире все чаще встречаются дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Для родителей таких детей остро стоит необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав, желание и готовность включить их в общество детей, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящими у окна и наблюдающими за тем, как социализируются сверстники.
Давайте представим хоть на миг, что же чувствуют такие дети?
Определений много, но суть одна. Злые люди скажут – «больной», другие пройдут мимо с недобрым взглядом, третьи прошепчут «особенный», остановятся и помогут. А что значит «особый» ребёнок, это – не похожий на других, индивидуальный, отличительный.
Все мы, каким – либо образом отличаемся друг от друга. Но когда это отличие выходит за рамки общепринятых норм, многим это не нравится, они пугаются, злятся, стараются не контактировать с теми людьми, кого мы называем «иными». Наше общество не готово принять ребенка с ОВЗ как равноправного члена социума.
Такие дети очень остро чувствуют хороших и плохих людей. Они могут заболеть, если взрослые рядом ругаются или спорят. Они многое понимают, но быть, как все, не могут.
Недаром, есть выражение «Дети – цветы жизни», ведь если цветок не распускается или не цветёт так, как вы хотите, вы его подкармливаете, рыхлите, чистите. Даже цветы без любви и ласки не растут. Всем нужна любовь, а особенно, детям.
«Особенные» дети часто испытывают недостаток в общении со сверстниками. Они выходят в мир абсолютно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Общение же со сверстниками дает ребенку с ОВЗ модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Таким образом, перед всеми нами стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Конечно, же, в нашем дошкольном учреждении, с «особыми» детьми работает целая группа специалистов. Составляется адаптированная программа с учётом особенностей психофизического развития таких детей, которая обеспечит коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Важное место в работе с такими детьми – это взаимодействие с родителями. Только совместные усилия помогут добиться желаемого результата.
Очень обидно, иногда осознавать, что некоторые родители (к счастью, таких не много, не слишком адекватно относятся к определённым особенностям своих чад. Некоторые не видят проблем, другие, наоборот, приукрашивают отклонения.
Приводя ребёнка в детский сад, не думайте, что «выполнили миссию» по развитию вашего ребёнка. Даже самый высококвалифицированный специалист не добьётся хороших результатов коррекционной работы без помощи родителей. Главное воспитание и обучение происходит в семье. Во всём мире, родители – это ведущая сила. Кто, кроме вас, о них позаботится? Кто лучше родителей знает, что лучше их ребёнку?
Отдельно хочется обратиться к родителям «обычных» детей. Если вы категоричны в вопросе негативного отношения к совместному пребыванию в детском саду, помните, что вы воспитываете «холодного» человека, не знающего сочувствия к бедам другого. Вы воспитываете человека, который бросит вас умирать в каком-нибудь казённом учреждении. Знайте, что любая гибкость, вырабатываемая у ребёнка «обычного» в общении с «особыми» детьми идёт только в плюс. Находясь в одном коллективе с такими детьми, ваши дети станут более отзывчивыми, внимательными, чуткими и добрыми.
Хочется сказать, что сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию, а это возможность для детей с ограниченными возможностями развиваться и обучаться в условиях общеобразовательного заведения наравне с другими детьми. Так как образовательная среда подстраивается под ребёнка.
Какие же преимущества имеет инклюзивное образование?
1. Создание особой, комфортной среды для обучения детей с физическими и психологическими особенностями (лифты, пандусы, специальная мебель, особый подход и внимание к таким детям).
2. Программа обучения адаптирована под всех воспитанников (все усваивают программу на равных условиях)
3. Воспитание толерантности в группе детей (понимание нужд других детей в группе).
Если говорить о минусах, их не должно быть в идеале. Но практика показывает, что основной минус-это сложность перехода к инклюзивному образованию.
Так как любые изменения в социуме предполагают кризис, что и означает трудность перехода. Первый шаг всегда трудный и обществу нужно сделать этот шаг. Но при переходе, есть ряд трудностей, которые приходится преодолевать как детям, так и родителям.
Основные барьеры-это особые дети будут испытывать трудности с неприятием их своими сверстниками. И родители в свою очередь не готовы к инклюзивному образованию. А так же не все учебные заведения оборудованы для особенных детей и не все педагоги подготовлены в рамках работы инклюзивного образования.
Какие же пути решения этой проблемы?
Во-первых, можно создавать группы кратковременного пребывания, площадки, где особенные и неособенные дети будут взаимодействовать.
Во-вторых, родители будут видеть, как происходит взаимодействие, что ребёнок с ограниченными возможностями может научить их ребёнка чему-то хорошему. Это будет путь к смягчению ситуации. Ведь чаще всего инклюзивное образование встречается в детских садах и школах, которые, в основном, открывают родители, у которых дети с особенностями.
Для того, чтобы этого не произошло, родителей нужно знакомить с ситуацией, проводить консультации, круглые столы, совместные мероприятия (спортивные, например, беседы, творческие мастерские)
И тогда люди перестанут бояться, и не принимать особенных детей. А педагоги знают, как врачи клятву Гиппократа, что все дети равны, независимо от их особенностей, и каждому нужно уделить внимание, и научить пониманию этой истины и родителей и детей.
Помните: «Воспитание начинается с добра, любви и уважения к детям, чтобы каждому ребенку было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».
Спасибо за внимание.
«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.
Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.
Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное «общение «ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.
Консультация для родителей «Ребенок и книга» Ко дню детской книги на МААМКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,.
Что значит особый ребенок
Особые дети, кто они? Давно хотела написать об этом статью. Многие люди, услышав такое название, возмущаются: привыкли делить. Опять какие-то особые дети.
Тут требуется небольшое разъяснение. Особыми называют детей-инвалидов: особые дети или дети с особыми потребностями. Это не юридический термин, а социальный и педагогический. В юридических документах они так и остаются детьми-инвалидами.
Термин «особые дети» пришёл в нашу страну с Запада. Он предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя более комфортно. Это немногое западное, чему нашему обществу надо бы поучиться.
К сожалению, наши собственные традиции милосердия и принятия людей такими, как они есть, за годы советской власти оказались разрушенными до основания. Строитель коммунизма не имел права быть ущербным.
Особых детей я делю на две большие группы.
1. Во-первых, это дети с физиологическими и физическими проблемами.
В моей практике были астматики, ребята, выжившие на пожарах, дети с тяжёлыми артритами, пороками сердца. Сюда же отнесла бы людей, потерявших конечности, или родившихся без них, но имеющих здоровую нервную систему. Эта группа ближе ко всем обычным детям.
2. Во-вторых, инвалиды детства.
Как правило, ребята имеют тяжелые формы инвалидности. Даунята, дети с ДЦП, аутисты на самом деле особые дети. Каждый из них, как говорит дедушка одного такого малыша, «индивидуй». Например, программа обучения должна создаваться на каждого индивидуально, потому как это тот случай, когда нельзя спрогнозировать надолго и наверняка. Педагоги говорят: «индивидуальный образовательный маршрут».
Эта классификация из собственной практики. На научность не претендует, но помогает спланировать работу с особыми детьми так, чтобы не потерять, не занизить их возможностей.
В отношении реабилитации второй группы ребят обычно сталкиваешься с крайними позициями:
Обе позиции ущербны и приносят ребятам вред.
Первая потому, что никогда эти дети не будут «нормальными» в том смысле, как мы это понимаем. Но они могут, как и другие, реализовать себя там, где способны, и приносить пользу себе и людям. Только это «где способны» особым детям надо помочь найти.
Опасен такой подход тем, что требования беспредельно завышаются, приводя к нервному срыву. Хороша здесь вера в ребёнка. Именно вера поднимает нас с колен.
Вторая позиция – дети-инвалиды крест семьи. В этом случае я всегда привожу историю из книги Гленна Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга».
В свободном пересказе звучит так.
Однажды мальчик-инвалид спросил у матери, почему он родился таким. Мать ответила следующее. Перед рождением особого ребёнка Бог собирает своих ангелов и спрашивает, есть ли где-нибудь на земле достаточно хорошая семья, которую можно ещё улучшить рождением ребёнка-инвалида.
Вот в чём увидела смысл женщина. Чувствуете, как меняются акценты? Не «я такая несчастная», а «мы – семья – должны стать крепче, сплочённей, лучше». Насколько легче жить во втором случае с одним и тем же горем!
Тяжело воспитывать болных детей. И дело даже не в том, что катастрофически не хватает средств. Не хватает понимания, поддержки.
Мать уже достаточно взрослой девушки-аутистки спросили, на что она рассчитывает в окружающем мире. Ответ был такой: «Будем надеяться на благородство. На то, что когда дочери будет трудно, она не сможет самостоятельно решить какой-то вопрос, найдётся человек, который скажет: давай помогу».
Главное, чтобы семьи этих ребят не распадались, чтобы у них были братья и сёстры. Чтобы здоровые дети соседей не показывали на них пальцем, потому что жизнь непредсказуема. И дай Бог всем нам остаться людьми, если жизнь нас сведет с особыми детьми.
Особые дети: диагноз, судьба и приглашение к действию
Особые дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы. Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним.
О том, как распознать одно из самых распространенных нарушений развития — аутизм, и как бороться с этой проблемой, «Мир 24» рассказал психолог инклюзивного детского сада Михаил Игнатов. Вот как говорят о нем коллеги: «Михаил удивительно умеет наполнить всех позитивом и уверенностью в успехе: родителей, которые не знают, что им делать, и даже педагогов. Он неутомим, очень заинтересован в результатах своей работы и, образно говоря, этой своей убежденностью сдвигает такие скалы, которые, кажется, никому не под силу сдвинуть».
— Михаил, как давно ли вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра?
— Я окончил факультет психологии Высшей Школы Экономики по специальности психолог, преподаватель психологии, специализация — консультирование и психотерапия личности.
Поскольку на практику я пришел в специализированный детский сад, то в дальнейшем работа с детьми и стала моей профессией.
На последнем месте работы, в инклюзивном детском саду я работаю 6 лет. Это такой детский сад, в котором в группу детей условно-возрастной нормы включены несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших группах их немного, 1-2 ребенка на группу, в старших бывает по 5-6, но не больше 30% особенных детей в группе. Это не только дети с РАС, но и дети с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии.
— Что такое аутизм и откуда он берется?
— Аутизм — это нарушение в развитии нервной системы. Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами.
Это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Причем это не тот богатый внутренний мир, который иногда мешает увлеченным детишками отвлечься от своей игры. Это нечто совсем другое. Плюс у таких детей обычно есть повторяющееся поведение, или жестко ограниченные узкими рамками интересы.
Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития. Но то, что проявляется одинаково, может иметь совершенно разные причины, и работа с этими детьми тоже должна быть совсем разной.
На возникновение у ребенка изменений аутического спектра влияет комбинация средовых и генетических факторов. Факторы риска, повышающие шанс возникновения данного нарушения включают экологическую обстановку в регионе, где ребенок родился, генетические предпосылки, а также особенности предродового периода развития.
— Это всегда врожденное нарушение? Может ли быть так, что ребенок нормально развивался, а потом в более позднем возрасте ему ставят диагноз «аутизм»?
Осенью 2015 года на экраны выйдет сериал «Развод», который эксклюзивно создается по заказу Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» – съемки уже вышли на финальную стадию. Фильм посвящен теме, которую недавно активно замалчивали, а теперь поднимают все чаще – как жить дальше, если ребенок родился. особенным? Одним из ключевых героев сериала является мальчик-аутист.
Родителям нужно это знать и вовремя бить тревогу. Если задержка развития речи сочетается с избеганием общения и повторяющимися действиями, это веская причина обратиться к специалисту. Ранняя диагностика позволяет раньше начать коррекцию и добиться значительных результатов.
— Что можно посоветовать родителям, если они хотят перепроверить точку зрения районного врача?
Чем раньше родители поймут проблему, тем больше они помогут своему ребенку, поскольку есть сензитивные периоды созревания мозга, есть возможность поддержать формирование психики речью, игрой, постоянным взаимодействием, завязыванием контактов с ребенком, направленными действиями по поддержке позитивных способов взаимодействия и устранением негативных форм поведения.
Если есть сомнения, ищите специалистов для перепроверки диагноза. В Москве много разных мест: Институт коррекционной педагогики, например. Информацию по учреждениям и первичную ориентацию могут дать районные психолого-медико-педагогические комиссии, врачей предоставляет ряд государственных и коммерческих клиник вроде «Невромеда», в помощь есть большое количество организаций и учреждений занимающиеся работой с «особыми детьми» и инклюзией: детские сады №288 и «Наш дом», межрегиональная организация «Инвакон», Центр Лечебной Педагогики и «Наш солнечный мир». Такие организации окажут консультативную и коррекционную помощь. Мне сложнее говорить о других городах России, потому что ситуацией там я не владею.
Также есть и огромное количество интернет-сообществ для родителей с особенными детьми. Там можно почерпнуть информацию по состоянию вашей «особой» ниши на данной территории, имена и координаты специалистов, которые работают в этой сфере. Сейчас на государственном уровне понимается дефицит стандартизированных методик ранней диагностики аутизма, эта работа идет, но, однако, процесс кристаллизации нужной информации и ее распространение среди врачей районных поликлиник происходит очень медленно.
— Можем ли мы объяснить, как дети-аутисты ощущают себя и мир?
— Взрослые люди с аутизмом совершенно разные: это и люди живущие под опекой близких и профессора вузов. Нет единого способа описать, как видит мир человек с РАС.
То же самое можно сказать и про детей. К примеру один ребенок закатывает истерику потому, что лампочка не того цвета, или ветер дует не с той силой, с которой хочется, а кто-то терпеливо ждет, что папа купит ему недостающий вагончик из определенной коллекции.
Во многом общими чертами для всех людей с РАС будет чувствительность к деталям, эмоциональная отстраненность, своеобразие интересов.
— Почему такие дети испытывают трудности в речевом взаимодействии?
— Речь как высшая психическая функция требует участия огромно количества более мелких функций, которые могут быть нарушены при аутизме.
При аутизме часто встречается дефицит обработки зрительных образов, в том числе распознавания лиц. Первое, чему учится малыш в первые месяцы жизни, это читать лицо мамы, воспринимать ее выражение, удерживать взгляд глаза в глаза, реагировать на взгляд. Детки с РАС имеют трудности с тем, чтобы воспринять лицо как нечто целостное. Среагировать на речь для них означает вступить в очень сложную деятельность. В первую очередь, посмотреть в лицо взрослому и обработать полученную информацию.
Также часто присутствуют особенности слухового восприятия и распознавания речевых звуков. Одно и то же слово, сказанное другим тоном, может восприниматься человеком с РАС, как сказанное на другом, незнакомом ему языке.
Не последнюю роль играет отсутствие инициативы в общении или активный уход от коммуникации.
— Что же с такими детишками делать? И как работать с их семьями?
— Для семьи появление «особого» ребенка — это травмирующее событие. Те диагнозы, которые родители узнают еще в роддоме, или на ранних этапах развития ребенка, такие, как синдром Дауна, как церебральный паралич, хоть и очень тяжело воспринимаются родителями, но они определяют некоторые рамки происходящего: понятно, что именно делать и каковы прогнозы. Аутизм гораздо менее предсказуем, спектр диагнозов, которые выдвигают разные специалисты, варьируется от «задержки речевого развития» до «шизофрении», а родителям самим приходится принимать решение, что им делать: принимать препараты, искать специалистов, или подождать и понаблюдать.
Я считаю, что, вне зависимости от того, какой диагноз будет поставлен в итоге, надо оказывать ребенку незамедлительную помощь. Причем междисциплинарную, комплексную помощь. В развитии ребенка физическое запаздывание неизбежно связано с пространственным самоощущением, пространственное восприятие – с умственным развитием, а мышление — с речью и восприятием себя.
Поддерживать ребенка надо сразу с нескольких сторон. На уровне тела — это работа с движением, в плане развития навыков социального взаимодействия это вовлечение в игру и коммуникацию, попытки вытащить на совместную деятельность по отношению к предмету. На уровне поддержки речевого развития нужна провокация речи, а если нет подражания, то надо вести поиск систем вызывания речи или включать карточную систему коммуникации.
Нужно уделять внимание и бытовым навыкам: ребенка важно научить, как надеть футболку, как ее снять, как зашнуровать шнурки, как сходить в туалет и так далее. Это одна их областей, в которую надо осознанно вкладывать усилия.
Хорошо, если родители могут работать вместе с педагогом. Они должны иметь понимание логики занятий, поскольку без домашнего продления того, что ребенок достиг на занятии, эффективность работы сильно снижается.
— В чем сверхзадача вашей работы и что является критерием достижения цели?
— Есть социальные возрастные нормативы и наша цель в работе с особенными детьми — максимально приблизиться к этим нормативам. В дошкольном возрасте ребенок должен уметь общаться, интересоваться окружающим миром и коммуницировать с ним. В школе он должен быть в состоянии усваивать новые знания. В подростковом периоде стараться проявлять самостоятельность, интересоваться сверстниками и добиваться целостной картины себя. А во взрослом возрасте быть самостоятельным, принимать решения, заботиться об окружающих и брать на себя ответственность. Мы стремимся к тому, чтобы человек в результате коррекции приблизился к социально-возрастным нормативам. У кого-то это получается в большей, а у кого-то в меньшей степени.
Если смотреть еще шире, то, в конечном счете, людям суждено быть разными и это можно воспринимать как проблему, а можно как естественную часть жизни.
— Зачем нужно инклюзивное образование?
— Инклюзивное образование понимается по-разному: кто-то видит в нем ветвь коррекционного образования, кто-то представляет как закономерный этап развития общества и системы образования в целом.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья это способ находить новых друзей, не бояться себя и общества, перенимать более эффективные формы поведения, развивать речь и стремиться к большему. В России пока нет единой сети инклюзивных организаций. Есть отдельные организации, которые принимают ценность этого подхода и готовы работать в этом направлении, они все разные и все занимаются чем-то уникальным. Поэтому нет показаний к инклюзии или противопоказаний к инклюзии, а есть в каждом случае индивидуальная ситуация, которую должна решить команда специалистов.
Что касается инклюзии как социальной ценности, то она нужна хотя бы для того, чтобы семьи с особыми детьми не оставались один на один со своей проблемой. Никто не может быть застрахован от того, что в его семье может появиться ребенок с аутизмом или с другими нарушениями развития. Инклюзия имеет этическую общественную ценность и это замечательно, что в нашей стране такая форма работы с особыми детьми расширяется.