Что значит оскверненный человек

Значение слова «осквернить»

Что значит оскверненный человек. Смотреть фото Что значит оскверненный человек. Смотреть картинку Что значит оскверненный человек. Картинка про Что значит оскверненный человек. Фото Что значит оскверненный человек

1. Рел. Нарушить чистоту чего-л., сделать нечистым. [Осипов:] Вхождением еретиков латинских и люторских ты храмы осквернил. А. Островский, Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. [Астор:] Ты преступил завет, ты осквернил себя с женщиной? А. Н. Толстой, Махатма.

2. Оскорбить, унизить, запятнать чем-л. Осквернены твои думы стыдливые, Проданы с торгу надежды заветные! Н. Некрасов, Дешевая покупка. Левин, несмотря на то, что он очень любил и уважал княгиню, не мог, не осквернив чувства к своей умершей матери, называть ее так [maman]. Л. Толстой, Анна Каренина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОСКВЕРНИ’ТЬ, ню́, ни́шь, сов. (к осквернять), что. 1. Сделать нечистым (в 5 знач.; религ.). О. пищу. 2. Неподобающим, унизительным образом поступить с чем-н., отнестись к чему-н. (высокому, достойному, чистому); замарать (ср. марать во 2 знач.), запятнать, опозорить, опорочить (ритор.). Осквернены твои думы стыдливые. Нкрсв. Осквернил уста я ложию. Нкрсв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

оскверни́ть

1. нарушить чистоту чего-либо, лишить святости, подвергнуть поруганию

Источник

Что значит оскверненный человек

Что такое осквернение? Считается ли человек оскверненным после супружеских отношений? Если нет, то я слышал, что все равно есть какие-то запреты. Почему происходит осквернение? Можно ли причащаться, если ночью было осквернение?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В современной практике любое истечение, случающееся во сне, называют осквернением. Однако, согласно церковным канонам, осквернением признается только такое истечение во сне, которое имело греховные причины (см. 1-е правило святителя Афанасия Великого). Человек не считается оскверненным, если имел супружеские отношения.

Истечения могут быть от разных причин. Главная – чувственное возбуждение и плотские помыслы. Кроме этого, оно может произойти: «1) о еже судити искренняго, сиречь брата своего, еже есть грешно вельми; 2) от высокоумия и гордости, и то такожде грешно; 3) от многоядения и пития, томуже прилично; 4) от естества без движения и без мечтания изливается, якоже и ина излишия; 5) от слабости телесныя, и болезни некия; 6) от зависти бесовския» (Правило молитвенное готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893; репринт: М., 1993. С. 137). Причины, вызвавшие последние три случая истечения, не вменяются человеку в грех. Святитель Афанасий Великий только истечения, вызванные грехом, называет осквернением. В письме египетскому монаху-подвижнику Аммуну он пишет: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор. 2: 15)… Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст… Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию апостольских Деяний (17: 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной… Благословно может кто сказать в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть, и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы и влажности, из главы отделяющиеся, и исходящее из чрева, также и оной избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом устроены. Таковых вопрошениям заставим умолкнуть, глаголя на это: о каком употреблении глаголешь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя: “раститеся и множитеся, и наполняйте землю” (Быт. 1: 28), о том ли, которое апостол допустил, глаголя: “честна женитьба, и ложе нескверно” (Евр. 13: 4), или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?» (Правила Православной Церкви. М., 2001. С. 353–355).

Можно ли причащаться, если произошло истечение во сне? Святитель Тимофей Александрийский († 385) дает такое правило: «Вопрос. Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения или нет? Ответ. Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (правило 12-е).

В «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря этому вопросу посвящена 28-я глава («К»): «Святой Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к Божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом, ибо по великому Павлу: аще яст сомняяйся осуждается (Рим. 14: 23)… А Великий Василий в сочинении о подвижничестве, быв спрошен, должно ли дерзать приступать к причащению осквернившемуся во сне, отвечал, что приступать кому-нибудь в нечистоте к святым тайнам – это такое дело, Страшный суд за которое мы знаем и из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то, очевидно, еще большему страху научит нас апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд яст и пиет (1 Кор. 11: 29); а нечистотою назвал святой отец не извержение семени, чего, я думаю [согласно с мнением Зонары, в его толковании на послание святого Афанасия Великого к Аммуну монаху], никто совершенно не избежит, разве только будет совершенно бесчувственным, а скверное пожелание, о котором Господь сказал: всяк иже воззрит на жену и так далее (Мф. 5: 8), в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью, и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени».

Если причины истечения были греховные, то нужно прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения (имеется в полных Молитвословах) или «Правило от осквернения», которое находится а Канониках, а затем исповедать этот грех в таинстве покаяния.

Источник

Значение слова «осквернять»

Что значит оскверненный человек. Смотреть фото Что значит оскверненный человек. Смотреть картинку Что значит оскверненный человек. Картинка про Что значит оскверненный человек. Фото Что значит оскверненный человек

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

оскверня́ть

1. делать нечистым, греховным в религиозных представлениях; лишать святости

2. надругаться над чем-либо высоким, чистым, достойным

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит оскверненный человек. Смотреть фото Что значит оскверненный человек. Смотреть картинку Что значит оскверненный человек. Картинка про Что значит оскверненный человек. Фото Что значит оскверненный человекПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дорожать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «осквернять&raquo

Предложения со словом «осквернять&raquo

Цитаты из русской классики со словом «осквернять»

Сочетаемость слова «осквернять&raquo

Понятия, связанные со словом «осквернять»

Умывать руки — вид ритуального омовения в различных религиях, символизирующее очищение от грехов, а также выражение, означающее «устраниться от ответственности, объявить о своем неучастии в деле».

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «осквернять&raquo

Немецкие солдаты и офицеры обычно грабили и оскверняли храмы, мучили священнослужителей, подозревая их в связях с партизанами, подпольщиками.

– Грязь! Гнусность! Порождение мерзости и скверны! Прочь, полукровки, мутанты, полоумные! Как вы смеете осквернять порог дома моих отцов…

– Она не холодна, но не хочет осквернять себя предательством.

Источник

Едал ли еси скверно: векшину или
медведину, или давленину
Требник XVI век, (вопросы на исповеди)

1) Существующая этимология

а) Викисловарь/Скверна, осквернить

*Скверна – что-то гнусное, мерзкое, порочное. Этимология – нет.

* Скверно, наречие к прилагательному скверный; вызывая отвращение; мерзко, гадко, плохо. Этимология – см. ниже по Максу Фасмеру.

б) Библейская энциклопедия Брокгауза

в) Этимологический словарь Макса Фасмера

Скверна. церк., скверный, скверен, скверно, скверна, укр. скверний, блр. скверня «нечистоты, грязь», др.-русск. сквьрна «мерзость, нечисть», сквьрнъ «нечистый», ст.-слав. сквръна, греч.kilis, vorvoros Супр., Еuсh. Sin.), словен. skvrna, skrunа «скверна», чеш. skvrnа «пятно, порок», слвц. skvrnа – то же.

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2000, вып. 24, с. 183-191
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_24.pdf

Скверна (сквьрна). 1. Нечистота, грязь: «омыи сквьрну тела его», Изб. Свят. 1076 г. 2. Нечестивый… 3. Грешной, порочный распутный (XI век). 4. Запрещенный в пищу…

* Терминология «скверны» обширна, имеет исключительно иудеохристианское содержание; см. по указанной выше ссылке.
Скверная, сквернение, скверненник, сквернословие, скверникъ, сквернити, скверница, скверно (неподобающим, нечестивым образом, запрещенная пища), и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Псковская 1-я летопись. Погодинский список. Продолжение Погодинского списка (1464-1547): «Сице бо на всяко лето кумиром служебным обычеем сотона призывает, и томоу, яко жертва приноситца всяка скверна и баззаконие, богомерское приношение; а яко день Рожества Предотечи великого празнуют, но своим древним обычаем».

* Московский летописный свод (1560-1570): «То видевъ Александръ убояся, еда како осквернять землю и полунощныа страны».

3) Обобщение и вывод

Общее мнение, высказанное в словарях – религиозная и бытовая НЕЧИСТОТА, лишение святости. Праславянское мышление (Макс Фасмер) не могло создать обширную философию «скверны», языческие племенные культы славян были не развиты; известны по кратким сведениям из христианских и арабских источников.

Очевидно, что смысл термина (образ) надо искать в терминологии и образах материнской религии, в иудаизме, где был сформирован и закреплен в письменности, образ ритуальной чистоты-нечистоты.

4) История религии. Ритуальная чистота в иудаизме

Самая высокая степень ритуальной нечистоты «ТРУПНАЯ нечистота»; этот закон формулируется так: «. если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, нечистым будет семь дней. И всякий открытый сосуд (находящийся в шатре), который не закрыт плотно крышкой, нечист. И всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к мертвецу, или к кости человеческой, или к могиле, нечист будет семь дней. » (Чис. 19:14–16,22).

Итак, в Библии выделено 4 источника «ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ» нечистоты: умерший, убитый мечом, кость, могила. В Устном Законе (Талмуд) нечистым считается все, что связано с мертвецом, эти источники оскверняют при непосредственном соприкосновении, а некоторые и при опосредованном. Любой прикоснувшийся к мертвому телу человек или соприкоснувшийся с ним предмет, принимая от него нечистоту, становится «вторым по степени осквернения», и приобретает способность быть источником нечистоты, но в более низкой степени.

Ритуальную нечистоту устраняли путём окропления человека или предмета «живой» (проточной) водой, а также мытьём тела и стиркой вещей (Чис. 19:16-20). Европейский племенной мир в период усвоения иудеохристианства многое позаимствовал из еврейской традиции, хотя ряд языческих обрядов (лобызание покойника при прощании) сохранилось в культуре некоторых народов до нашего времени.

У нас есть все основания предположить, что русские термины «скверна, осквернение и др.» должны быть связаны через религиозную философию с наивысшим критерием ритуального загрязнения принятого в иудаизме (материнском учении) – отношениям ЖИВОГО и МЕРТВОГО. Понятие «осквернение могил» выделилось в преступление уже в Древнем мире, тем не менее, кладбища этнической общности считавшейся «пришлой» или имеющей другую религию часто уничтожались. Например, в германских землях довольно часто встречаются случаи, когда в фундаментах и в стенах средневековых домов и церквей находят еврейские надгробья с разоренных кладбищ.

Если мы говорим о заимствовании библейских ОБРАЗОВ европейской культурой, то и в русском понятии «скверна» должна быть заложена мысль о ПОКОЙНИКЕ, МОГИЛЕ.

5) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму приближённую к грамматике иврита и выделим корень – СКВЕРНА = С+КВЕР+НА, У нас сразу же выявляется соответствующий корень иврита – К.В.Р. могила, захоронение.

С+КВЕР+НА = СА носить, переносить (от НАСА) + КЭВЭР могила, гробница, захоронение; КАВАР хоронить, погребать; погребение, похороны, могила + НАА пристанище, уголок, жильё; скорее всего, НА движение, колебание, сдвигать с места; т.е скверна – перенос (разрушение) могилы, захоронения (контакт с покойником, высшая степень нечистоты).

Источник
См. стронг иврита 6913, КЕВЕР

б) ОС+КВЕР+НИТЬ = АСА, ОСЭ делать, организовывать, производить + КАВАР могила, захоронение + НИА, НИУТ движение, подвижность, сдвигать с места; т.е. тот, кто сдвигает захоронения с места.

Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., КАВАР, КЕВЕР; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_414.htm

Термин КАВАР употребляется почти во всех книгах Библии 132 раза, впервые в книге Бытия 23:4; Авраам покупает у хеттов пещеру Махпелу для захоронения умершей жены Сарры; еврейские общины всегда выкупали у местных властей участки земли под кладбища.

Источник

Осквернение

Оскверне́ние — 1) внеш­нее дей­ствие, направ­лен­ное на пору­га­ние над свя­ты­ней или святым; 2) нару­ше­ние рели­ги­оз­ной или нрав­ствен­ной чистоты; 3) ума­ле­ние соб­ствен­ного досто­ин­ства нару­ше­нием Запо­ве­дей Божьих; 4) нару­ше­ние особых риту­аль­ных тре­бо­ва­ний и норм, свя­зан­ных с поло­же­ни­ями о риту­аль­ной чистоте, про­пи­сан­ных в законе Моисея.

Закон Мои­сеев выде­лял 4 вида осквер­не­ния грехом:

Спа­си­тель обли­чал фари­сеев, про­ти­во­по­став­ляя чисто­плот­но­сти внеш­ней, чисто­плот­ность внут­рен­нюю, нрав­ствен­ную. Исхо­дя­щее из уст — из сердца исхо­дит — сие осквер­няет чело­века, ибо из сердца исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния — это осквер­няет чело­века; а есть неумы­тыми руками — не осквер­няет чело­века. ( Мф.15:18-20 ).

свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
«Скажи мне, воз­люб­лен­ный и бла­го­го­вей­ней­ший, что имеет гре­хов­ного или нечи­стого какое-либо есте­ствен­ное извер­же­ние, как, напри­мер, если бы кто захо­тел поста­вить в вину исхож­де­ние мок­роты из нозд­рей и слюну изо рта? Можем ска­зать и о боль­шем, о извер­же­ниях чрева, кото­рые необ­хо­димы для жизни живого суще­ства. Если же, по Боже­ствен­ному Писа­нию, верим, что чело­век есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло про­изойти тво­ре­ние сквер­ное? И если помним, что мы есть род Божий ( Деян.17:28 ), то не имеем в себе ничего нечи­стого. Ибо тогда только мы осквер­ня­емся, когда делаем грех, вся­кого зло­во­ния худший».

«Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния»:
«…Если ты, жена, дума­ешь, что в про­дол­же­ние семи дней, когда бывает у тебя месяч­ное, не имеешь в себе Духа Свя­того; то сле­дует, что, если скон­ча­ешься вне­запно, то отой­дешь не име­ю­щею в себе Духа Свя­того и дерз­но­ве­ния и надежды на Бога. Но Дух Святой все­ко­нечно присущ тебе, потому что Он не огра­ни­чен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в Евха­ри­стии, и в при­ше­ствии Свя­того Духа, как ни мало не согре­шив­шая в том. Ибо ни закон­ное сово­куп­ле­ние, ни роды, ни тече­ние кровей, ни тече­ние семени во сне не могут осквер­нить есте­ство чело­века или отлу­чить от него Духа Свя­того, но одно нече­стие и без­за­кон­ная дея­тель­ность».

Согласно цер­ков­ным кано­нам, осквер­не­нием при­зна­ется исте­че­ние семени муж­чины во сне, кото­рое имело гре­хов­ные при­чины (блуд­ные и плот­ские помыслы, осуж­де­ние, высо­ко­умие и гор­дость, чре­во­уго­дие) (1‑е пра­вило свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого).

О воз­мож­но­сти При­ча­ще­ния после ноч­ного осквер­не­ния повест­вует 28‑я глава («К») «Алфа­вит­ной син­тагмы» Матфея Вла­старя. Если при­чины исте­че­ния были гре­хов­ные, то сле­дует про­чи­тать молитву свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого от осквер­не­ния или «Пра­вило от осквер­не­ния», а затем испо­ве­дать этот грех в Таин­стве Пока­я­ния.

Почему если чело­век осквер­ня­ется от обще­ния с дур­ными людьми, то Бог не осквер­ня­ется даже и через обще­ние с диа­во­лом?

Несмотря на слова псал­мо­певца, предо­сте­ре­га­ю­щие чело­века от обще­ния с нече­стив­цами ( Пс.1:1 ), обще­ние с греш­ни­ком не осуж­да­ется Богом апри­ори. Многое зави­сит от того, какова цель подоб­ного обще­ния и что чело­век может выне­сти из него.

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос общался и с фари­се­ями ( Мф.9:11-12 ), и с блуд­ни­цами ( Ин.8:10 ), и с мыта­рями ( Лк.19:5 ), и с раз­бой­ни­ком ( Лк.23:43 ). Апо­столы, имея перед гла­зами пример Иску­пи­теля и руко­вод­ству­ясь Его рас­по­ря­же­нием, всту­пали в обще­ние с греш­ни­ками, даже с зако­ре­не­лыми зло­де­ями ( Мф.28:19 ). Дело в том, что бла­го­даря такому обще­нию Хри­стос и апо­столы стре­ми­лись при­вить людям веру, при­об­щить их к Боже­ствен­ной жизни. То есть это обще­ние осу­ществ­ля­лось из сооб­ра­же­ний нрав­ствен­ной пользы.

Но бывает ведь и другое обще­ние, вред­ное для участ­ни­ков диа­лога (пира, дружбы, сожи­тель­ства и пр.). Далеко не всякий чело­век, обща­ясь с нече­стив­цами, спо­со­бен усто­ять против тех их вли­я­ний, тех соблаз­нов, кото­рые, в резуль­тате, при­ве­дут его к печаль­ному концу. И именно в этом кон­тек­сте сле­дует пони­мать слова псал­мо­певца. Так, обща­ясь с ере­ти­ками, а осо­бенно если это под­ко­ван­ные, изво­рот­ли­вые ере­тики, легко соскольз­нуть в заблуж­де­ние и самому сде­латься ере­ти­ком (См. Что такое лже­стар­че­ство?). Обща­ясь с без­нрав­ствен­ными людьми, легко увлечься их обра­зом пове­де­ния и сде­латься без­нрав­ствен­ным. В этом и состоит опас­ность такого обще­ния, опас­ность осквер­не­ния.

Но когда Бог обра­ща­ется к без­за­кон­нику, даже и к диа­волу, это никак не влияет на внут­рен­нее состо­я­ние Бога, неиз­ме­ня­е­мого, все­мо­гу­щего, все­бла­гого, пре­муд­рого, все­со­вер­шен­ного. Более того, любое обще­ние Бога и греш­ника может бла­го­творно ска­заться и на самом греш­нике, даже если он не готов тут же встать и идти испол­нять Боже­ствен­ное пове­ле­ние. Даже и уни­что­же­ние греш­ни­ков водами потопа ска­за­лось на них не иначе как бла­го­творно, ведь это оста­но­вило уси­ли­вав­ше­еся в них злое рас­по­ло­же­ние духа; в про­тив­ном случае мера их личной ответ­ствен­но­сти, личной вины перед Богом была бы зна­чи­тельно выше, что непре­менно ска­за­лось бы на Страш­ном Суде.

Можно ли осквер­нить свя­тыню? Может ли чело­век осквер­нить святые Дары, при­ча­стив­шись не нато­щак? Осквер­няет ли чело­века пища?

Свя­тыня есть место или пред­мет, освя­щен­ный особой при­част­но­стью Богу, особым Боже­ствен­ным дей­ствием. Как мест­ность или пред­мет, доступ­ный обла­да­нию чело­ве­ком, свя­тыня, по попу­ще­нию Божьему, и дей­стви­тельно может пре­тер­петь пору­га­ние.

Так, при Антиохе Епи­фане был осквер­нен Иеру­са­лим­ский храм. Во вре­мена земной жизни Христа Иро­ди­ада глу­ми­лась над отруб­лен­ной голо­вой Иоанна Кре­сти­теля, про­ка­лы­вая иглой обли­чав­ший было её язык. В первые вре­мена рас­про­стра­не­ния Церкви языч­ники осквер­няли особо почи­тав­ши­еся веру­ю­щими места слу­же­ния Гос­пода Иисуса Христа; иногда на этих местах воз­во­ди­лись язы­че­ские алтари.

Между тем, как об этом сви­де­тель­ствует Биб­лей­ская и Цер­ков­ная исто­рия, многие вели­кие свя­тыни даже и после их осквер­не­ния греш­ни­ками в серд­цах веру­ю­щих про­дол­жали счи­таться вели­кими. К числу таких свя­тынь при­над­ле­жали и места, освя­щён­ные сто­пами Христа, и отсе­чен­ная голова Иоанна Кре­сти­теля.

Почему? Потому что внеш­нее над­ру­га­тель­ство над свя­ты­ней со сто­роны без­за­кон­ни­ков не пере­чер­ки­вало авто­ма­ти­че­ски внут­рен­ней сути этих свя­тынь как свя­тынь. А разве над­ру­га­тель­ства языч­ни­ков над телами хри­сти­ан­ских муче­ни­ков лишало останки и мощи святых после­ду­ю­щего бла­го­го­вей­ного почи­та­ния?

Что каса­ется вопроса «осквер­ня­ются ли Святые Дары, в случае, если потре­бив­ший их хри­сти­а­нин не соблю­дал пред­ва­ри­тель­ного поста?», на него уместно отве­тить сле­ду­ю­щим обра­зом.

В первые вре­мена хри­сти­ан­ства Цер­ковь вовсе не знала такого все­об­щего пра­вила, как пра­вило обя­за­тель­ного поста перед при­ча­ще­нием. На Тайной вечери, напри­мер, апо­столы при­ча­сти­лись Тела и Крови Хри­сто­вых во время тра­пезы ( Мф.26:20-28 ).

Ана­ло­гич­ным обра­зом при­ча­ща­лись и первые хри­сти­ане. Правда, обра­ща­ясь через посла­ние к корин­фя­нам, апо­стол Павел упре­кал их в лег­ко­мыс­лен­ном отно­ше­нии к Таин­ству Евха­ри­стии, совер­шав­ше­муся в соеди­не­нии с общей тра­пе­зой. Однако, это было вызвано не игно­ри­ро­ва­нием ими поста, а непо­до­ба­ю­щим объ­еде­нием и зло­упо­треб­ле­нием алко­го­лем: «вы соби­ра­е­тесь так, что это не значит вку­шать вечерю Гос­подню; ибо всякий поспе­шает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голо­ден, а иной упи­ва­ется» ( 1Кор.11:20-21 ).

Пра­вило трех­днев­ного поста перед при­ча­стием было уста­нов­лено впо­след­ствии, в связи с тем, что многие хри­сти­ане не только не испы­ты­вали долж­ного бла­го­го­ве­ния перед Свя­тыми Дарами, но и при­ча­ща­лись крайне редко, напри­мер, один раз в тече­нии года. В подоб­ной ситу­а­ции обя­за­тель­ный пост, опять же, при над­ле­жа­щем к нему отно­ше­нии, мог спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию пра­виль­ного рели­ги­оз­ного настроя.

Но это не значит, что пра­вило пред­ва­ри­тель­ного трех­днев­ного поста должно при­ме­няться без­от­но­си­тельно к обсто­я­тель­ствам. Если бы оно под­ра­зу­ме­вало без­услов­ное испол­не­ние, регу­лярно при­ча­ща­ю­щи­еся хри­сти­ане вынуж­дены были бы поститься изо дня в день всю свою жизнь (см.: Пост евха­ри­сти­че­ский). Но этого не тре­бо­вали даже и стро­гие мона­стыр­ские Уставы.

Отно­си­тельно вопроса «осквер­няет ли чело­века пища?» нужно заме­тить, что пища, как тако­вая, явля­ется необ­хо­ди­мым сред­ством для под­дер­жа­ния жиз­нен­ных сил.

Стало быть вку­ше­ние пищи (как тако­вое) не может апри­ори при­чис­ляться ни к осквер­ня­ю­щим, ни к освя­ща­ю­щим дей­ствиям. Другое дело, что та или иная прак­тика потреб­ле­ния пищи может идти враз­рез с Боже­ствен­ными запо­ве­дями или дис­ци­пли­нар­ными цер­ков­ными пра­ви­лами.

Так, во вре­мена Вет­хого Завета иудеям запре­ща­лось вку­шать опре­де­лен­ные виды про­дук­тов. Во вре­мена Нового Завета Цер­ковь уста­но­вила посты, пра­вила соблю­де­ния кото­рых тоже содер­жат огра­ни­че­ния.

Без­осно­ва­тельно пре­сту­пая цер­ков­ные пред­пи­са­ния отно­си­тельно правил пита­ния, чело­век и дей­стви­тельно может себя осквер­нить (напри­мер, грехом чре­во­уго­дия). Но, как пра­вило, при­чину подоб­ного осквер­не­ния сле­дует видеть не столько в самой пище, сколько неис­пол­не­нии послу­ша­ния Богу и Его Церкви.

Правда ли, что мясо в день перед При­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Таинств осквер­няет чело­века?

Как известно, изна­чально мясо живот­ных не было пред­на­зна­чено в пищу не только для чело­века ( Быт.1:29 ), но даже и для зверей ( Быт.1:30 ). Все они могли питаться пищей исклю­чи­тельно рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния.

Мясо вошло в пище­вой рацион чело­века лишь после гре­хо­па­де­ния. Исходя из этого факта неко­то­рые совре­мен­ные мыс­ли­тели оце­ни­вают тра­ди­цию потреб­ле­ния мясной пищи как нечто непри­стой­ное.

Соб­ственно, подоб­ного рода воз­зре­ния фор­ми­ро­ва­лись уже во вре­мена ран­него хри­сти­ан­ства. Раз­вен­чи­вая эти воз­зре­ния, Цер­ковь, в лице своих архи­пас­ты­рей, осуж­дала как тех, кто гну­ша­ется мясной пищей, так и тех, кто зара­жает подоб­ного рода соблаз­нами прочих хри­стиан.

В бого­слов­ском отно­ше­нии эта пози­ция отцов Церкви имеет доста­точно про­стое объ­яс­не­ние. Дело в том, что тра­ди­ция потреб­ле­ния пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния бла­го­слов­лена Богом ( Быт.9:3 ).

Сле­до­ва­тельно, тот, кто гну­ша­ется мясом, считая, что исполь­зо­ва­ние его в пищу осквер­няет чело­века, бро­сает упрёк (осо­знанно или неосо­знанно) не только в адрес мясо­едов, но и в адрес Того, Кто их на это бла­го­сло­вил, то есть в адрес Созда­теля.

Другое дело, когда отказ от исполь­зо­ва­ния мяс­ного раци­она про­ис­хо­дит не по при­чине пре­не­бре­же­ния мясной пищей как апри­ори чем-то непри­стой­ным, а в целях бого­угод­ного воз­дер­жа­ния, напри­мер, в дни уста­нов­лен­ных Все­лен­скою Цер­ко­вью свя­щен­ных постов.

Не про­ти­во­ре­чит цер­ков­ным зако­нам и само­лич­ный отказ чело­века от мяса. Соб­ственно, смысл вопроса заклю­ча­ется не в пра­во­моч­но­сти или непра­во­моч­но­сти такого отказа, а в недо­пу­сти­мо­сти счи­тать осквер­ня­ю­щим чело­века то, что раз­ре­шено Богом, ведь в про­тив­ном случае при­шлось бы при­знать, что Гос­подь бла­го­сло­вил осквер­не­ние.

В насто­я­щее время среди веру­ю­щих встре­ча­ется и более уме­рен­ный взгляд на потреб­ле­ние мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потреб­ле­ние мяса не сле­дует счи­тать чем-то непри­стой­ным, однако его нельзя потреб­лять в день перед при­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Тайн. На чём осно­вано это мнение? Если не на предо­су­ди­тель­ном отно­ше­нии к мясной пище как тако­вой, то на убеж­де­нии, что перед Евха­ри­стией необ­хо­дим хотя бы одно­днев­ный пост (в неко­то­рых молит­во­сло­вах ука­зы­ва­ется на необ­хо­ди­мость трех­днев­ного поста).

Но это утвер­жде­ние (причём, не без­условно) рас­про­стра­ня­ется, глав­ным обра­зом, на тех людей, кто или при­ча­ща­ются редко, или давно не участ­во­вали в Евха­ри­стии.

Между тем, многие хри­сти­ане, следуя прак­тике древ­ней Церкви, при­ча­ща­ются не от случая к случаю, а регу­лярно. На них пра­вило об обя­за­тель­ном пред­ва­ри­тель­ном трех­днев­ном (и даже одно­днев­ном) посте не рас­про­стра­ня­ется, ведь иначе им при­шлось бы всю жизнь про­во­дить в непре­стан­ном посте, вклю­чая пери­оды особых цер­ков­ных тор­жеств, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих соот­вет­ству­ю­щую этим тор­же­ствам особую празд­нич­ную тра­пезу.

Цер­ков­ные каноны не обя­зы­вают хри­сти­а­нина отка­зы­вать себе в радо­сти Празд­ни­ков, нало­же­нием непо­нятно кем тре­бу­е­мого поста. Более того, убеж­ден­ность, что вку­ше­ние мяса перед При­ча­стием непре­менно ведёт к осквер­не­нию, спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­мен­ного, пре­не­бре­жи­тель­ного отно­ше­ния к ближ­ним.

Осквер­няет ли супру­гов интим­ное супру­же­ское обще­ние в пост?

Свт. Феофан Затвор­ник, ком­мен­ти­руя слова Апо­стола о воз­дер­жа­нии по согла­сию на время поста и молитвы ( 1Кор.7:3–5 ), уточ­няет: «…брач­ное дело только отвле­кает от этого, а не про­из­во­дит осквер­не­ния» (Свт. Феофан Затвор­ник. Тол­ко­ва­ния посла­ний св. апо­стола Павла. Первое посла­ние к Корин­фя­нам. М.: Мос­ков­ский Сре­тен­ский мона­стырь; Палом­ник; Пра­вило веры, 1998. С. 252–253).

О том же гово­рил еще свт. Иоанн Зла­то­уст: «Он (Апо­стол) не сказал: да не осквер­ня­е­тесь, но: да пре­бы­ва­ете, т. е. упраж­ня­е­тесь, в посте и молитве; так как сооб­ще­ние с женою ведет не к нечи­стоте, но к неупраж­не­нию (в этих делах)» (Свт. Иоанн Зла­то­уст. О дев­стве // Свт. Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. I, кн. 1. С. 320–321).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *