Что значит осенять крестным знамением
Азы Православия. О поклонах и крестном знамении
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Креститься с поясным поклоном следует:
Креститься с земным поклоном следует:
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, как и что можно крестить в быту?
– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.
– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?
– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.
Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.
– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.
– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».
Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».
Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.
При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.
– Что делать, если найдешь крест?
– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.
– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?
– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.
– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?
Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.
– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.
– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?
– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?
– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.
Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.
О крестном знамении
Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти.
Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.
Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.
Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.
Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире, пояснил следующим примером.
Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов – австрийцев. Наконец оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины одетые в панцирь (железную одежду) образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но каждый раз были отражаемы. Они не в силах были прорвать густой строй копий.
Тогда один из швейцарских воинов Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Через это путь швейцарцам был открыт и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами.
Так герой Винкельрид пожертвовал своею жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага.
Подобно этому и Господь наш Иисус Христос страшные и непобедимые для нас копья греха и смерти принял Своею грудью, умер на кресте, но и воскрес, как победитель греха и смерти и этим открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл путь к вечной жизни.
Теперь все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, – греха и вечной смерти, – то мы должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, – во всем слушаться Его (жить с Христом).
Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.
ВОПРОСЫ: Что мы выражаем, когда полагаем на себя крестное знамение? Как мы складываем пальцы для крестного знамения и что это означает? Осеняя себя крестным знамением, для чего полагаем его на лоб, грудь и плечи? Почему крестное знамение нужно полагать правильно и неспешно? Когда нужно полагать на себя крестное знамение (креститься)? Что называется кощунством?
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
3. О крестном знамении и его силе
О крестном знамении вообще
Молясь дома Богу перед святыми иконами или в храме Божием, мы, кроме чтения молитв, делаем малые и большие поклоны перед иконами, целуем их, ставим перед ними свечи или зажигаем лампады и осеняем себя крестным знамением.
Многие из православных неправильно крестятся, а это бывает или от торопливости, или же прямо от привычки.
Об ином подумаешь, что, крестясь, он отгоняет от себя мух или комаров.
Для изображения на себе крестного знамения мы складываем три пальца правой руки: большой, указательный и средний так, чтобы пальцы их были вместе, равны, а два другие пальца, безымянный и мизинец, пригибаем к ладони. Первыми тремя пальцами, сложенными вместе, показываем, что Бог один, но в Трех Лицах, и Лица эти равны между собой. Остальные два пальца, пригнутые к ладони, означают два естества в Иисусе Христе, две природы: Божескую и человеческую. Пригибаются пальцы к ладони в знак унижения, в знак смирения Иисуса Христа, явленного в том, что Он, смиловавшись над нами, сошел для нас с неба и пострадал за нас на земле. Изображая на себе крестное знамение, надо полагать руку сначала на лоб – для освящения нашего ума, наших мыслей, потом на сердце или грудь – для освящения чувств и желаний, и, наконец, на правое и левое плечи – для укрепления и освящения наших сил. Когда мы правильно это сделаем, то действительно изобразим крест. К чему торопиться в святом деле? Ведь и простое житейское дело, если поторопишься, так испортишь, а дело Божие тем более всегда надо исполнять со вниманием, с благоговением, со страхом!
Православные христиане так крестятся и так слагают для этого пальцы с самых древних времен.
В городе Киеве, в тамошних пещерах, и в настоящее время почивают мощи (мощами называются нетленные останки тела или целые тела святых Божиих людей) святого Спиридона чудотворца, который умер в XII веке в таком виде, что пальцы правой руки сложены так, как складываем мы их теперь для изображения на себе креста, и сложены так крепко, что скорей их можно переломить, чем сложить иначе. Как сложил он их при конце своей жизни, осеняя себя крестом, так они и остались, остыли и окрепли. Следовательно, такое сложение пальцев для изображения креста принято с древних времен.
Ограждать себя крестным знамением весьма спасительно. Оно прогоняет невидимых врагов – демонов – и избавляет нас от бед и несчастий.
Взяв Жития святых, мы встретим в них много этому доказательств. Вот для примера несколько из них.
Преподобный пустынник по имени Дорофей, который всю свою жизнь проводил в подвигах поста, молитвы и трудолюбия, послал однажды своего послушника принести из колодца воды. Придя к колодцу, послушник увидел в нем аспида, одну из самых ядовитых змей, и побоялся взять из колодца воды. В испуге он прибежал к преподобному и сказал: «Отче! В колодце ядовитая змея, мы погибли».
Преподобный Дорофей усмехнулся, покачал головой и сказал: «Ну а если бы дьявол кинул змей во все колодцы и во все реки, неужели бы ты тогда вовсе не стал пить воды?»
Сказав это, он пошел к колодцу, взял из него воды и, изобразив над колодцем крестное знамение, напился ее и при этом сказал: «Где крест, там не может вредить сила бесовская (Чет. Мин., 16 сентября).
Преподобный Иоанникий, будучи юношей, пас стада своего отца. Он так любил молиться, что часто оставлял свое стадо, уходил в уединенное место и там молился. Уходя на молитву, стадо он ограждал крестным знамением, и оно не расходилось, звери и воры не трогали его, покуда блаженный отрок, возвратившись с молитвы, не отгонял его домой (Чет. Мин., 4 ноября).
«Если ты часто будешь печатлеть чело и сердце твое знамением креста Господня, – говорит преподобный Нил Подвижник, – то демоны убегут от тебя, потому что весьма боятся этой святой печати» (кн. 2, пис. 304).
Так вот какую силу имеет знамение креста! (Свящ. Н. Успенский).
Для чего мы творим крестное знамение
Мы делаем знамение крестное на себе (крестимся) во-первых, для того, чтобы знамение это на нас видел Бог. Да, братия, Бог видит, когда мы крестимся, когда делаем на себе знамение крестное. А из нас некоторые крестятся кое-как, поспешно, небрежно, без всякого внимания! Грешно так креститься; надобно креститься со вниманием, с благоговением. Скажешь: сила не в кресте. Нет, в кресте сила, и сила большая, когда ты крестишься надлежащим образом с верой, с мыслью, с благоговением.
Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, за который Он изливает спасительную благодать Свою на нас. Крестное знамение есть та печать, с которой Бог принимает прошения от нас. Молиться с крестным знамением значит молиться, просить от имени, от лица Иисуса Христа. «Я не сам пришел, меня Иисус Христос послал к Тебе, Господи; и что действительно так, вот на мне печать Его – крестное знамение». Если же ты думаешь, что сила не в кресте, то чего же ты крестишься? Или уж вовсе не делай на себе крестного знамения, и тогда все будут знать, что ты не христианин; или делай как должно, без поспешности, с благоговением, со вниманием, с мыслью.
И не только лукавый бегает от крестного знамения; крестное знамение от всего враждебного нам охраняет и защищает нас. Где знамение крестное полагается, там ангел Христов защитником и хранителем остается. Бес бежит от крестного знамения, а ангел притекает на крестное знамение.
Да, знамение крестное есть знак, по которому ангелы видят, кого им защищать, охранять, а злые духи видят, от кого им надобно бежать, отступать. И потому твори крестное знамение со вниманием, как щит какой, сохраняющий тебя, как меч какой, поражающий врага твоего.
Наконец, мы делаем на себе знамение крестное и для того, чтобы перед другими исповедовать Иисуса Христа, распятого на кресте. Да, пусть и люди видят, Кого мы исповедуем, в Кого мы веруем, на Кого мы надеемся, Кого любим, Кого почитаем.
А ты иногда стыдишься сделать крестное знамение! Знаешь ли, какой ты через это грех делаешь? Стыдясь креститься, ты стыдишься, что ты христианин, стыдишься, что ты Христу принадлежишь, во Христа веруешь, на Христа надеешься, Христа почитаешь, любишь. Нет, не стыдись признаваться, что ты Христов, иначе Иисус Христос постыдится признать тебя Своим на Страшном Суде и откажется принять в Царство Небесное.
Итак, вот для чего мы крестимся: чтобы показать, что мы христиане, и чтобы это видел Бог, видел бы ангел-хранитель, видел бы лукавый, и чтобы люди видели, что мы христиане (из поуч. прот. Р. Путятина).
Сила крестного знамения
2) Около 24-х миль от монастыря аввы Феодосия (он лежит между Селевкией Прибрежной и Россом Киликийским) есть пристань, называемая Малый Мыс. На этой пристани один корабельщик, спуская в море корабль в 30 тысяч модий (водоизмещением 270 тонн), две недели бился с множеством работников (их было до 300) и не мог вывести корабль в море, не мог даже сдвинуть с места: корабль был заколдован злыми людьми.
Хозяин корабля был в большой печали и горести, не зная, что делать. По устроению Божию, приходит старец Иоанн к этому месту. Корабельщик, увидев старца и зная, каков был он, говорит ему: «Авва! Помолись о корабле; заколдованный, не сходит в море». Старец говорит корабельщику: «Пойди, изготовь мне пищу, и Бог поможет». Это старец сказал только для того, чтобы корабельщик ушел домой. Старец один взошел на корабль, сделал три поклона и три раза ознаменовал корабль знамением креста во имя Господа нашего Иисуса Христа. Потом, придя в дом корабельщика, говорит ему: «Поди, пускай свой корабль в море». И когда потащили, корабль тотчас сошел в море. Все прославили Бога (Луг духов., гл.82).
4) А вот пример силы крестного знамения и над болящими.
В Карфагене, рассказывает Блаженный Августин (О граде Бож., кн. 22), была некая благородная жена по имени Иннокентия, страдавшая раком на персях. Врачи, употребив все свое искусство над больной, отказались лечить ее, считая болезнь неизлечимой. Теперь больной оставалось одно средство: обратиться с молитвой к Господу, и Бог открыл ей во сне, чтобы она перед Пасхой (когда совершалось крещение оглашенных) пошла к крещальне и у первой из тех жен, которые получат в это время крещение, попросила оградить крестным знамениемее больное место. И когда это было сделано, больная, к удивлению врачей, в ту же минуту исцелилась.
5) Подобный же случай чудодейственной силы крестного знамения передает блаженный Феодорит в жизни святого Македония.
Этот блаженный муж позван был к одному знатному человеку, жена которого долгое время страдала сумасшествием. Старец, помолившись, велел принести воды в сосуде и, оградив ее крестным знамением, подал больной, которая немедленно получила исцеление и возвеличила силу креста.
Разъяренный зверь многих из них умерщвлял на месте; иные едва живые и израненные уходили от него, а других живыми увлекал он в свое логовище и там пожирал. Велико было несчастье для всей страны.
Уверившись, что силой здесь ничего нельзя сделать, жители обратились к Богу. В это время в одном монастыре близ этих стран подвизался святой Иоанн Златоуст, будучи тогда простым иноком, в юных летах. Так как он был уже славен и своей добродетельной жизнью, и чудесами, народ обратился к нему и просил, чтобы он своими молитвами и ходатайством у Бога избавил их от такой беды. Святой Иоанн дал им деревянный крест и велел поставить его на том месте, где выходил лев. Жители немедленно сделали так и пошли по домам.
Сила креста и вера блаженного Иоанна не замедлила явиться во славе Божией. Прошло несколько дней, и зверь не являлся. Уже не слышно было о новых несчастьях и бедствиях от него. Тогда со страхом некоторые пошли к самому логову льва посмотреть и узнать, что бы это значило. И к удивлению своему, к прославлению честного креста и веры Иоанна, нашли лютого зверя, который наводил на всех ужас, мертвым, лежащим у подножия креста (истор. Никифора, кн. 6).
7) Преподобный Иоанникий Великий, когда своими трудами и подвигами достиг совершенства в духовной жизни, однажды проходил через Болгарскую землю. Узнав, что у болгар в смрадной и мрачной темнице содержатся греческие узники, желавшие лучше умереть, нежели быть в такой беде, он, невидимый стражами, прошел к темнице, осенил темничную дверь крестным знамением, и не только отворилась темничная дверь, но и сами узники разрешились от уз. Узники, освобожденные таким образом, вышли за ним, невидимо для стражи, из темницы.
Крестным же знамением преподобный Иоанникий прогнал из сада гусениц, когда был в Трихалинове Горе, у некоторого нерадивого монаха Исаакия.
Желая видеть великого постника Георгия, пошел он в Хилидон. Проходя близ реки, называемой Горам, он увидел страшного змия, который возмущал в реке воду. Сотворив крестное знамение, он умертвил сего зверя (жизнь преп. Иоанникия Вол.).
8) Святой апостол Иоанн Богослов (память 26 сентября), по сказанию ученика его Прохора, знамением креста некогда исцелил лежавшего при пути больного.
9) Некто благочестивый Ир, по наставлению святого апостола Филиппа (память 14 ноября), начертал своей рукой образ креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха, и тотчас иссохшая рука исцелела, око прозрело, слух открылся и больной стал здоров.
10) Святая первомученица Фекла (память 24 сентября) осенила крестом множество дров и хвороста, собранного под ней на сожжение ее, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу.
11) Святая мученица Василисса Никомидийская (память 3 сентября) оградила себя знамением креста и посреди пламени, в разожженной печи, стояла многие часы в горящем огне без всякого вреда.
12) Обреченные на съедение зверями, святые мученики Авдон и Сеннис (память 1 июля) напечатлели на себе святой крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, целовали ноги людей Божиих.
14) Подобным образом преподобный Венедикт (12 марта) осенил крестом скляницу, и ядоносный сосуд разбился как бы от удара в него камнем.
Всесильный Бог спасает преданных Ему людей, являющихся на белый свет ради благих дел. Л. И. К-в, кроткий от утробы матерней, долженствовал покоить престарелого отца, быть благоразумным распорядителем в семье и, кроме того, состоять благопопечителем храма Божия в качестве церковного старосты («Перст Божий», вып. 1, стр. 26).
Много есть и других примеров силы крестного знамения, силы животворящей и спасительной, которые представляют нам богоносные отцы и церковные писатели; но для благочестивого христианина нет нужды их много перечислять. В жизни каждого истинно верующего, конечно, будут, а, быть может, уже и были такие минуты, в которые крестное знамение служило ему утешением в несчастиях, облегчением в болезнях, прогнанием помыслов нечистых, укреплением в вере и надежде на Бога среди различных искушений от плоти, мира и дьявола.
Награда за почитание крестного изображения
Благочестивый кесарь Цареградский Тиверий прохаживался однажды уединенно по своим палатам, полы которых были выстланы мрамором.
На одной мраморной плите он заметил высеченное изображение простого креста» без образа Распятого на нем. «Крестом Господним, – сказал он, – мы должны знаменать чело и перси, как же дерзаем попирать его ногами?»
Он тотчас же приказал вынуть из пола мраморную плиту, отмеченную крестом.
Лишь только подняли плиту, как увидели, что под ней лежало более ста тысяч золотых монет византийских.
Это сокровище было наградой Тиверию за его уважение к крестному изображению (истор. диакона Павла, кн. 18).
Сила честного креста спасает от потопления
Города Касимова купца О. сын Николай года два или три тому назад, в летнее время, по выходе из училища, приглашал своих товарищей, которые шли вместе с ним, купаться в реке Оке. Те согласились, но когда они спускались с берега, Николаша уже разделся и бросился в воду.
Не успели товарищи раздеться, как видят, что он в реке то скроется, то опять покажется; быстрина реки несла его все дальше и дальше. Испуганные мальчики закричали в один голос: «Тонет, тонет!» – и с криком побежали наверх, в город.
Пока узнали, в чем дело, пока нашлись смельчаки, которые решились броситься в глубокую реку, Николаша совсем скрылся с глаз, так что не знали, где и отыскивать его. Прибежали родители, обещали всем и всё, лишь бы спасти утопавшего сына, но всё было напрасно – его давно уже не было видно.
Но вдруг, спустя некоторое время, вдали от берега Николаша показался головой выше уровня воды. Такое неожиданное появление утопавшего всех обрадовало, и тотчас была подана ему помощь.
Спустя некоторое время, когда Николай совсем оправился, он вот что рассказывал родителям своим: «Когда мы шли берегом, меня как будто бы что-то сильно тянуло в воду, и я неотступно просил своих товарищей выкупаться в реке Оке. Едва они согласились, как я уже разделся так скоро, как никогда не раздевался, и бросился со всего размаху в воду. Вероятно, от быстрого падения не успел я справиться с водой, и меня понесло вглубь. Сильно я испугался.
Впрочем, видел еще, как суетились на берегу, и надеялся, что спасут меня. Наконец я совершенно выбился из сил, вода хлынула в рот, и я пошел ко дну. Долго ли я был там, не помню, только вдруг я вспомнил, что бабушка постоянно приказывала мне сначала перекреститься а потом уже и купаться. А я, по своей поспешности, этого-то и не сделал. Поэтому, желая перекреститься, я силился поднять руку – но вдруг очутился наверху, и мне стало легко».
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»