Что значит осадка судна

Как снять осадку судна

Как снять осадку судна

Как снять осадку судна

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка суднаОсадка судна — глубина, на которую погружена нижняя часть судна. Знать это размерение — вопрос безопасности. Как снять осадку судна?

Визуально определить осадку судна совсем не трудно, если причальное сооружение позволяет оказаться рядом с числовой линейкой, нанесенной на борт судна. К слову, вы можете испытать трудности, если ваше судно ошвартовано на причале типа finger pier.

Моряки определяют статическую и динамическую осадки судна. Когда судно погружено в спокойную воду и на него не влияют никакие внешние силы — мы снимаем статическую осадку. Когда наше судно в движении и имеет просадку, а также присутствуют другие внешние факторы (например волнение моря) — требуется определить динамическую осадку судна. Снять ее визуально практически невозможно, требуется расчет. Для того, чтобы рассчитать динамическую осадку судна, нам сперва нужно знать статическую. Статическую осадку можно рассчитать определением водоизмещения судна, но фактическое визуальное снятие, конечно, будет более точным.

Определение осадок требуется для:

Три основные осадки судна — носовая, кормовая и осадка на миделе.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Высота каждой цифры и вертикальное расстояние между ними — 10 см. Когда линия водной поверхности касается нижней части цифры, то числовое значение равняется самой цифре. А если цифра погружена полностью и линия касается ее верхней границы, то к числовому значению прибавьте 10 см. Соответственно, если цифра погружена на половину, то это пять сантиметров. Для драфт сюрвея (подсчет груза через водоизмещение, часто используется на балкерах) снимают еще более точное счисление.

На некоторых судах, особенно небольших, вы можете увидеть разметку в дециметрах. Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

А если вы видите римские цифры, значит осадка снимается в футах.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

В теории если сложить носовую и кормовые осадки и поделить на два, то мы получим среднюю осадку на миделе. Однако, на деле расчетная средняя осадка может отличаться от фактической, т.к. судно может иметь прогиб.

Теперь вы знаете, как определить, насколько судно погруженно в воду, и когда вас старпом отправит на причал как снять осадку судна, вам не будет стыдно 🙂

Источник

Осадка

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Осадка (англ. Draft ) — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.

Различают следующие виды осадки.

Для измерения осадки на корпусе корабля наносятся марки углубления. В большинстве флотов мира марки углубления наносятся по вертикали от концевых точек прямой линии киля до главной ватерлинии с обоих бортов судна. В англо-саксонских странах (но не только в них) долей марки является фут.

Для судов с большой осадкой затруднён, либо невозможен вход в мелководные районы моря, гавани, порта, а также в устья рек.

Литература

Эверс Г. Военное кораблестроение. — Под ред. А. Э. Цукшвердт. — Главная редакция судостроительной литературы. — Л.; М., 1935.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Полезное

Смотреть что такое «Осадка» в других словарях:

ОСАДКА — ОСАДКА, осадки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. осесть; медленное понижение, оползание (спец.). Осадка почвы. Осадка стены. Осадка фундамента. 2. Глубина погружения в воду судна, считая от самой нижней части его (тех.). Суда с небольшой осадкой … Толковый словарь Ушакова

осадка — водоизмещение; оседание, операция, опускание, глубина Словарь русских синонимов. осадка сущ. • оседание • сползание смещение вниз под действием тяжести) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 201 … Словарь синонимов

ОСАДКА — в строительстве деформация основания сооружения, не сопровождающаяся коренным изменением структуры грунта. Вызывается уплотнением грунта и вытеснением из его пор избыточной воды … Большой Энциклопедический словарь

ОСАДКА — кузнечная операция, при которой уменьшается высота заготовки и увеличивается площадь ее поперечного сечения; обычно предшествует протяжке или прошивке … Большой Энциклопедический словарь

ОСАДКА — судна расстояние по вертикали от ватерлинии до нижней точки корпуса … Большой Энциклопедический словарь

ОСАДКА — ОСАДКА, и, жен. 1. Постепенное оседание, опускание (сооружения, грунта). О. здания. 2. Глубина погружения судна в воду (расстояние от нижней кромки киля до поверхности воды). Небольшая о. | прил. осадочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

ОСАДКА — та же лебеза, но больших размеров и с более тупым концом (толщиной около 6 мм). О. назначается для раздавания пазов и стыков новой постройки перед конопаткой для осаживания верхней пряди, для вбивания в паз жгута и для осаживания старого… … Морской словарь

ОСАДКА — понижение сооружения или части его под действием собственного веса или внешней нагрузки за счет уплотнения или усыхания материала, из к рого построено сооружение, или уплотнения грунта основания. О. предусматривается и учитывается при… … Технический железнодорожный словарь

ОСАДКА — сделалась у кого. Сиб. О надорвавшемся человеке. ФСС, 127. Давать/ дать осадку. 1. Кар. Оставлять привкус во рту. СРГК 4, 236. 2. Одесск. Худеть. КСРГО. Дать осадку спанью. Кар. Выспаться. СРНГ 23, 350 … Большой словарь русских поговорок

осадка — Вертикальное смещение поверхности грунтового основания в результате действия сжимающих сил [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительство в целом EN settlementsettling DE EinsinkenSetzung… … Справочник технического переводчика

ОСАДКА — (1) в металлообработке формообразующая технологическая операция обработки металлов давлением для уменьшения высоты заготовки (за счёт увеличения площади её поперечного сечения) и повышения механических свойств стали; её осуществляют на прессах и… … Большая политехническая энциклопедия

Источник

Осадка судов

Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Понятие «осадка судна»

В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:

Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:

Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.

Определение осадки судна

Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:

Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.

Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.

Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.

Выбор осадки судна

При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.

Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.

Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.

Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.

Источник

В чем измерятся судно и какие его основные плоскости?

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.

Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.

Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта.

За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости:

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (самой кромки обшивки на деревянном судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ). Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Источник

Главные размерения судна

Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.

Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах и маневренных элементах судна.

Для определения навигационных качеств и маневренных элементов судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются габаритные и расчетные размерения. В управлении любым судном, в том числе и маломерным, особенно важными являются его габаритные размерения:

Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.

Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка судна

Посадка судна — положение судна относительно спокойной поверхности воды, которое определяется:

креном — наклонением судна относительно его продольной оси к одному или другому борту;

дифферентом — наклонением судна относительно его поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.

Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы. В зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму. Суда обычно строятся из расчета плавания на ровном киле, но практически это бывает редко, так как дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно. При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет разности плотностей соленой и пресной воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта. Минимальная высота надводного борта определяется наименьшим расстоянием от действующей ватерлинии до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна. Отношение длины судна к его ширине L/B колеблется в широких пределах и характеризует остойчивость и ходкость судна. Оно находится в пределах: для моторных лодок 2,3—3,7, для современных быстроходных глиссирующих 2,3—2,7, для быстроходных открытых катеров 2,3—3,2, для тихоходных открытых катеров повышенной мореходности 3,2—4,5, для мореходных катеров 2,3—3,2, для моторно-парусных судов 2,5—3,3, для парусных яхт до 5,0, для байдарок до 6,5.

Увеличение этого соотношения понижает остойчивость судна.

От отношения L/B зависит также управляемость судном. Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость, ввиду чего требуется большая площадь руля, и наоборот.

Отношение высоты борта к осадке H/T влияет на остойчивость. С ростом отношения H/T увеличивается парусность судна. Величина H/T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2,0 до 3,0. Наибольшее H/T имеют мореходные моторные суда. Для парусных килевых яхт H/T уменьшается до 1,5.

C увеличением отношения ширины к осадке B/T остойчивость судна увеличивается, способность судна сохранять скорость на волнении оказывается ниже, чем у глубоко сидящего судна. Это отношение составляет для легких мелкосидящих лодок и швертботов 10-12, для большинства катеров 5—6, для мореходных рыболовных судов 2,5—4, для парусных катамаранов 1—2.

Форма корпуса

Что значит осадка судна. Смотреть фото Что значит осадка судна. Смотреть картинку Что значит осадка судна. Картинка про Что значит осадка судна. Фото Что значит осадка суднаГлавные размерения характеризуют только величину судна. О мореходных качествах судна можно судить по форме его корпуса. Полное представление о форме корпуса дает теоретический чертеж, на котором изображены в виде линий пересечения наружной поверхности корпусных обводов с секущими плоскостями. Теоретический чертеж является основным проектным документом для постройки судна.

За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 6).

Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *