Что значит опорный конспект

Опорный конспект: правила написания, рекомендации

Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Полезные хитрости

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.

Источник

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Смотреть что такое «ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ» в других словарях:

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ — система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (В.Ф. Шаталов) [58] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ОК — общий коллектор ОК объединённое командование Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного… … Словарь сокращений и аббревиатур

Управление временем — … Википедия

ВИДЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ — – реферат; доклад на конференции; статья в сборнике, журнале; технология (образовательная, воспитания, обучения. ); отчет; проект; учебная программа кружка, практикума; конструкция дидактического средства; технико технологическая оснастка;… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Хитрово, Владимир Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хитрово. Владимир Николаевич Хитрово Дата рождения: 7 января 1879(1879 01 07) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти … Википедия

Слушание (аудирование) — рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Как и любая деятельность, С. начинается с осознания мотивов, целей и задач предстоящей работы, к которой нас побуждают жизненные обстоятельства,… … Педагогическое речеведение

Источник

Напишите пожалуйста что значит опорный конспект.

опорный конспект может быть не только текст, но и схемы и графики
Система опорных сигналов.

«Каждой теме учебного предмета В. Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т. е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм) :

развернутое объяснение учителя;

сжатое изложение учебного материла по опорным плакатам;

изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов) ;

работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;

ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей, записанных на магнитофонную ленту.
[. ] Идею укрупнения единиц знания В. Ф. Шаталов использовал для того, чтобы сократить сроки обучения. Изучение учебного материала укрупненными единицами позволяет учащимся видеть целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.
К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними.

Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся» время используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например, по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащимися с успехом усваивают за 2. [. ] В. Ф. Шаталов применяет листы с опорными сигналами для того, чтобы учащимися в обобщенном виде запомнили содержание изучаемой учебной темы». Опорные конспекты – система условных изображений, отражающих необходимую для усвоения учебного материала информацию.

Исторический материал, изложенный в учебниках при помощи слов и предложений, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя схемы, графики, рисунки, знаки, символы.

Ключевые слова метода:

Ø Опора-помощь и поддержка в чем – нибудь

Ø Конспект-краткое изложение или краткая запись содержания чего-либо

Ø Сигнал-то, что служит толчком к началу какого-нибудь действия.

Ø Пиктограма-условный рисунок с изображением каких-либо действий, событий, предметов

Ø Знак-предмет, изображение, метка, служащие для обозначения чего-либо

Ø Символ-предмет, действие, служащие условным изображением какого-либо понятия, идеи.

Источник

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

СМ. Формирование языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения

Раздел 1.2. Как составить опорный конспект

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной «презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.

— исходный научный текст;

• полнота изложения материала;

• последовательность и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);

• связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП (сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).

Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.

Основные требования к содержанию опорного конспекта

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ, РФ и др.)

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Этапы разработки опорного конспекта

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).

4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.

*использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;

*иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

*обеспечивать хороший контраст фигур и фона;

*избегать комбинации красного и желтого цветов;

*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.

опорный конспект – образ – текст

Мнемонические приемы

Мнемотехника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Смысл мнемоники – в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными. При этом задача такова: трудное слово (словарное) превратить в легкое и навсегда запомнить с помощью придуманных ассоциаций. Берется слово «палисадник». Словарное слово, в котором многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово, в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно использовать слово «палка». Затем построить ассоциативную связь между этими словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник. Или, например, хорошо запомнилось слово «поликлиника» (поливитамины в поликлинике), и тогда можно построить ассоциативную связь: палисадник возле поликлиники (а – о). Нужно представить зримо и малыша, и палки, и если встретится в письменной речи слово «палисадник», то непременно вспомнится ассоциация и ошибка не будет допущена. Такова работа с одним словом. Задачу можно усложнить. Есть «ошибкоопасные» слова «колорит» и «калории». Можно составить и запомнить такую фразу: «Колоритная дама, похожая на колобок, подсчитывала калории в сале». Такая же работа проводится, запоминая фразы: «У Оли оладьи и омлет на оливковом масле в оловянной посуде», «Авантюрист получил аванс и подстроил аварию двух автомобилей, идущих в авангарде колонны». Облегчают процесс запоминания падежей русского языка следующие вспомогательные фразы: «Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали» – Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Создание звуковых ассоциаций

При использовании данного метода нужно выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:

Где Ель, там щавЕль

остЫнь – нет простЫнь

рОта прошла через ворОта

нет тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще

Правописание слов, начинающихся с ПРИ–:

ПРИ ВЕРЕ – ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;

ПРИВИвка от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.

Написание словарных слов:

1) в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;

2) В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;

3) А БОря – АБОриген

6) ОЛИН муж ОЛИгарх

7) сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;

8) СТИмул к учебе – СТИпендия;

9) КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;

10) от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;

11) у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.

Создание зрительной опоры (рисование картинки)

Слова можно запоминать с помощью рисунков.

Рисунок может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:

обоняние и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

А ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.

Облако совершенно не похоже на яблоко.

А слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто это и есть палатка А.

Слова ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:

В ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной оспой (То, что юноша ветреный, показано с помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки, указывающие на ветряную оспу).

См. Ю.В. Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.

Мнемоническими приёмами являются : азбука Морзе, запоминание цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и бемолей, число «пи», число «е». http://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html

Мнемонические приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы.

Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы.

Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно легкий, а главное — эффективный.

Вопросы и задания для самопроверки

Расскажите о том, как составить опорный конспект.

Составьте инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».

Перечислите основные требования к содержанию опорного конспекта.

Составьте памятку для школьников « Основные требования к форме записи опорного конспекта ».

Что такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках русского языка.

Источник

Способы конспектирования

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

Методы конспектирования

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.

Метод интеллект-карт

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.

Главные ошибки при составлении конспекта

Как красиво оформить конспект: основные техники

Что значит опорный конспект. Смотреть фото Что значит опорный конспект. Смотреть картинку Что значит опорный конспект. Картинка про Что значит опорный конспект. Фото Что значит опорный конспект

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *