Что значит омывание ног
Омовение ног
Омове́ние ног — описанное в Евангелии омовение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице в Иерусалиме. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских церквей.
Содержание
Происхождение
На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт.18:4, Быт.19:2, Быт.43:24, Суд.19:21).
Омовение Христом ног ученикам
Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете |
Символическое значение
Богослужебная практика
Обряд омовения ног присутствует в богослужебных традициях многих христианских церквей.
Католицизм
В католической церкви обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.
Православие
В православной церкви обряд (чин умовения ног) совершается в Великий четверг архиереем, который омывает ноги 12 священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.
В Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади Храма Воскресения. [2]
В практике РПЦ в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году патриарх Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории русской церкви совершил чин умовения ног. [3]
Протестантизм
Омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих деноминациях:
Обычно братья (лица мужского пола) омывают ноги другим братьям, а сёстры — сёстрам.
В истории известны случаи, когда в учении некоторых церквей была убеждённость, что без омовения ног перед евхаристией, человек теряет спасение. Однако большинство протестантских богословов соглашаются, что омовение ног — пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения (см. Благодать).
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Омовение ног» в других словарях:
Омовение ног — на Востоке с древних времен долг гостеприимства, оказываемый гостям хозяином дома лично или через служителей (см. например Быт., XVIII, 4; ib. XXIV, 32 и др.). Гомер упоминает об этом обычае и у греков, но здесь подобного рода услуги оказывались… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Омовение ног ученикам — (Псковская икона, XVI век) Омовение ног описанное в Евангелии омовенение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерией. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских деноминаций. Содержание 1 Происхождение … Википедия
Омовение ног Иисуса грешницей — «Христос в доме Симона Фарисея», анонимный мастер, французская школа Помазание Иисуса миром общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна … Википедия
ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Омовение — Омовение в некоторых религиях символическое очищение при помощи воды. Содержание 1 В иудаизме 2 В христианстве 3 В индуизме … Википедия
Омовение рук — «Пилат умывает руки» (Дуччо. «Маэста», деталь) Умывать руки вид ритуального омовения в различных рели … Википедия
ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова
омовение — ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных
омовение — я; ср. 1. В религиозных обрядах: умывание, обмывание какой л. части тела как символ очищения. Совершить обряд омовения. О. при крещении. Ежедневное о. ног у мусульман. 2. Шутл. Умывание, мытьё. Утренние, вечерние омовения. Любил холодок омовения… … Энциклопедический словарь
ОМОВЕНИЕ — обряд ритуального очищения водой различных частей тела, предваряющий совершение к. л. св. действия (чтение молитвы, вход в храм, участие в религ. празднике и т. д.) у последователей иудаизма, ислама, ряда христ. сект. Во многих религиях имеется… … Атеистический словарь
Омовение ног
«Знаете ли, что Я сделал вам?» – вот вопрос, с которым обратился к Своим ученикам Спаситель после того, как омыл им ноги.
Тяжело Спасителю было слушать разговор учеников о первенстве, но Он все покрыл Своей любовью! Об этом свидетельствует нам ученик, возлежавший на перси Его и глубже других людей проникший в Его сердце. Имя этому ученику Иоанн Богослов. Он говорит выразительно: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Об этом же свидетельствуют все те разговоры, которые вел Христос в этот вечер, и те блаженные откровения, которые Он дал при прощании с учениками. Об этом свидетельствует и дело, которое Он совершил среди них, то дело любви, которое Он проявил по отношению к ним. Иоанн рассказывает нам об этом так прямо и просто, но вместе с тем так медленно и торжественно, что для нас становится ясным, какими внимательными очами следил он за Господом и Наставником Своим, как неизгладимо запечатлелось в его памяти и сердце все это событие. Иоанн пишет: «И Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в омывальницу и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На Востоке был обычай омывать ноги гостям, которых любили и желали почтить. Вот почему и Авраам сказал трем странникам, пришедшим к нему в рощу Мамврийскую: «Принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быт. 18, 4 ).
И Господь Иисус, упрекая Симона фарисея, принимавшего Его в доме своем и проявившего мало любви к Нему, сказал: «Ты воды Мне на ноги не дал» ( Лк. 7, 44 ). На Пасхальной вечери, которую праздновал Господь с учениками Своими, вероятно, не было слуги, который мог бы сделать это дело. Конечно, кому-нибудь из учеников следовало бы оказать это дело любви к Наставнику и товарищам. Но этого нельзя было ожидать от тех, которые еще незадолго пред сим спорили, «кто из них должен почитаться большим» ( Лк. 22, 24 ). Тогда встает Иисус Христос и совершает это служение любви. Тот, кому Отец предал все в руки, умывает этими Своими руками их ноги. Он, Сын Божий, сияние Его славы и образ Его ипостаси, делается слугою Своих учеников и, тем самым, делом доказывает истину сказанного Им некогда: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10, 45 ).
Но омовение Христом Иисусом ног у учеников не есть только пример Его спасительной любви, оно есть и доказательство Его освящающей благодати. Ибо то, что совершил Он однажды в Своих страданиях и смерти для нас, бедных грешников, производит Он ежедневно и изобильно в каждом из нас в отдельности. Мы должны согласиться, что мы много согрешаем ежедневно и повинны тяжкому наказанию. Потому и нуждаемся мы в ежедневном и изобильном прощении наших грехов и омовении наших преступлений. Все это совершает в нас Спаситель по Своей беспредельной и неизреченной спасающей милости. Столь же часто, как мы в святой молитве «Отче наш», просим: прости нам долги наши! или взываем с мытарем: Боже, будь милостив ко мне, грешному! и Он дает то, о чем мы просим в покаянной вере. И когда мы на исповеди с искренним сердцем исповедуем пред Ним свои согрешения и просим у Него прощения их, «Он, будучи верен и праведен, прощает нам грехи наши и очищает нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1, 9 ). Чем чаще мы с верующим сердцем приступаем к трапезе святого причащения, тем чаще дает Он нам снова прощение грехов, жизнь и блаженство, чтобы мы могли с радостным сердцем и устами прославлять Его: «Благослови, душа моя, Господи, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами» ( Пс. 102, 3–4 ).
Со своей стороны мы должны только не препятствовать Спасителю, но в смирении держаться Его исцеляющей и освящающей милости. К тому приглашает нас и Евангелие разговором Иисуса с Симоном Петром. Господь проявил уже дело любви Своей к нескольким, быть может, ко всем прочим ученикам, теперь Он приближается к Симону Петру. Все прочие, глубоко пристыженные, дозволили совершить то, что хотел Иисус. Но Петр решительно отказывается и говорит Ему: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Ты мне? Ты, Господь, мне, непотребному рабу? Никогда. Боже сохрани, чтобы я допустил Тебе сделать это»! С первого взгляда все это кажется очень благочестивым, смиренным, но на самом деле это было неповиновение и своеволие. Иисус, жалея Петра, кротко, но вместе с тем и уверенно отвечает ему: «Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Он требует от Своего ученика, чтобы тот смиренно предал себя воле и намерению своего Господа и Наставника и обещает ему за это то, что в свое время он все узнает и испытует. Но Петр остается своевольным и не повинуется. Он еще раз восклицает: «Не умоешь ног моих вовек». Тогда Господь строже и с угрозой говорит: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Петр приходит в ужас: этого не желает он ни теперь, ни в вечности! И в порыве любви к Спасителю он взывает: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову!»
Вот он хочет совершить уже больше, чем от него требует Господь. Как пред сим недавно он слишком далеко удалялся налево, так теперь простирается он слишком далеко направо. Спаситель еще раз направляет его на истинный и узкий путь, говоря ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Петр теперь понимает, что хочет сделать ему Господь и Наставник Его, и дает совершиться всему в смиренной и благодарной любви.
«Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Вот слова Спасителя, на которые мы должны обратить свое внимание и которые мы должны удержать в своем сердце. Однажды в своей жизни мы были омыты от всех наших согрешений, это – в святом крещении. Вот основание, на котором мы утверждаемся, вот завет благодати, которым мы можем утешаться в радостной вере. Но никто из нас не живет так свято и чисто, чтобы пыль и грязь мира и грех не коснулись его ног. А посему мы и нуждаемся в том, чтобы ежедневно оплакивать свои грехи слезами покаяния и сокрушенной молитвой просить Господа – не оставлять нас, но подкреплять своей всесильной благодатью! Иисус Христос взывает к каждому из нас в отдельности, как тогда к Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Но ведь все мы и желаем только того, чтобы быть причастными Его спасения и Его славы и теперь, и в вечности. А посему будем взывать к Нему каждый день вместе с Давидом: «Омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня!» ( Пс. 50, 4 ).
Господь окончил Свое дело. Теперь Он берет Свои одежды, одевает их и садится снова. И тогда говорит Он Своим ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Господь Иисус требует этими словами, чтобы мы оказывали такую же смиренную, кроткую, терпеливую и милосердую любовь к своим ближним, как Он к Своим ученикам.
Всмотритесь внимательно, как унижал Себя Господь и Спаситель наш, когда Он нагибался пред каждым Своим учеником и умывал их ноги, хотя и знал, что Он Господь и Наставник и что «Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит» ( Ин. 13, 3 ). Как, напротив, горды мы, когда наблюдаем за тем, чтобы с нами обращались сообразно нашему положению и состоянию, чтобы все без исключения чтили и хвалили наши дела и силу, нашу мудрость и добродетели так и настолько, как и насколько мы заслуживаем этого в своих собственных глазах. Поистине, при взгляде на Спасителя у нас должна была бы пропасть эта гордость, и мы должны были бы дать себе истинный труд научиться и знать, что предписывает всем нам апостол: «В почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12, 10 ). Взгляните, какую кроткую и терпеливую любовь проявил Спаситель к Симону Петру, чтобы привести Его от своенравия и своеволия к послушанию веры! И в каком блестящем сиянии светит эта Его кроткая и терпеливая, эта дружеская и милосердая любовь даже к самому Иуде Искариотскому! Он знал хорошо, с какими лукавыми планами носится предатель. И, несмотря на это, Он умывает ноги и у этого ученика. Как нетерпеливы, напротив, бываем мы, когда нам приходится иметь дело со своенравием или своеволием, с прихотями и странностями наших ближних! Как непощадны мы, когда нас оскорбляют или обижают; мы никогда не хотим прощать и забывать обид. Как немилосердны мы, когда стараемся открывать всякую малейшую слабость у наших ближних, разносим их ошибку из дома в дом и судим их! Спаситель учит нас оказывать кроткую и терпеливую любовь к ближним, носить слабости наших ближних, от всего сердца прощать им то, в чем они согрешили против нас. «Братья, – увещевает нас апостол Павел, – если и впадет человек в какое-нибудь согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6, 1 ), а апостол Иаков добавляет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5, 19–20 ).
Господь требует от нас, как своих последователей, только того, чтобы мы делали то же, что Он Сам сделал, чтобы мы смиренною и кроткою, терпеливою, дружескою и милосердою любовью проповедовали добродетели Того, Кто вызвал их из тьмы невежества и направил их к чудному свету. Да поможет же нам Господь, наш Бог, в том, чтобы мы оказывали членам наших семей и домов, а равно и всем людям и даже врагам ту милосердую, дружескую, смиренную и терпеливую любовь, каковую Христос проявил в отношении к нам! Аминь.
Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.
Должны ли христиане мыть друг другу ноги в качестве акта публичного служения?
Введение
В некоторых церквях или собраниях, бытует мнение, среди некоторых отдельных христиан, что мы должны чётко (неукоснительно, буквально) соблюдать Слово Божье и поэтому, должны мыть друг другу ноги – чтобы исполнить заповедь Господню.
Но, так ли это? Нужно ли это исполнять? Актуально ли это сегодня, в наше время? Является ли это заповедью от Бога? Давайте с вами разберём и проанализируем все эти вопросы!
Мыть или не мыть ноги?
Мыть друг другу ноги или не мыть, вот в чём вопрос?
Мытьё ног было старой формой личной доброты, служения и гостеприимства. Люди в те времена путешествовали в основном пешком. Они носили сандалии или ходили босиком. Поэтому для целей чистоты и комфорта необходима была вода для мытья их уставших ног.
Обычно хозяин дома приносил воду для того, чтобы его гости могли сами вымыть свои ноги [Быт 19:2; 24:32; 43:24; Суд 19:21; 2 Цар 11:8; Лук 7:44]. Но бывало и так, что обязанность мытья чьих-то ног принадлежала слугам или рабам [Быт 18:4; 1 Цар 25:41].
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
(Быт 19:2).
32 И вошел человек. [Лаван] расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним.
(Быт 24:32).
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом.
(Быт 18:4).
Но однажды случилось невероятное, Сам Христос вымыл ноги своим ученикам [Ин 13:1-17]. Последнее произошло, когда они должны были вкушать Пасху. Уже отчистив их, Ему оставалось только вымыть их ноги. Иисус, будучи их Господином и Царём, встал и начал мыть их ноги.
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
(Ин 13:1-17).
Важным моментом в этом является ещё и то, что ученики Христа в это время спорили между собою, «кто будет более великим в Царстве Небесном» [Лк 22:24-30].
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
(Лк 22:24-30).
Для того, чтобы научить их уроку смирения, Иисус вымыл их ноги и предписал им «поступать также». Он не сказал им делать это в качестве акта публичного служения, а просто как пример любви [ср. Ин 13:15-16; Лк 22:25-27].
Павел позже говорил о мытье ног, как о добром деле, наравне с воспитанием детей, гостеприимством и вспоможении нуждающимся [1 Тим 5:9-10]. Здесь, так же как и везде, это просто – личное дело служения в любви.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
(1 Тим 5:9-10).
Те, кто сегодня практикуют так называемое «мытьё ног» или «мыть друг другу ноги», редко в действительности моют грязные ноги, так как сегодняшние ноги, не такие грязные, как были у древних людей.
Но когда таким людям удаётся вымыть кому-то ноги, они скорее не моют их, а больше просто мочат чистые ноги, а потом вытирают их. Такие пустые церемонии вряд ли производят смирение, вряд ли выражают любовь, всё это не отвечают тем качествам, о которых учил Иисус.
В частном порядке мытьё ног, рук или всего тела того, кто реально нуждается в этом, обычно исходит от необходимости и смиренного сердца. В то время как претензии на смирение и любовь в публичном намачивании ног больше способствует появлению гордости у тех, кто делает это [ср. Кол 2:23].
23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!
(Кол 2:23, СПБ).
Библия, нигде не устанавливает мытьё ног, как обязательное действие, как заповедь – публичного служения.
Ноги современного человека
Заключение
Итак, мы увидели, должны ли мы мыть друг другу ноги сегодня или нет, в качестве акта публичного служения? Ответ очевиден – нет!
В древности, люди в силу своего эволюционно-научного, а также экономическо-социального развития, ходили или босиком, или в сандалиях, или в сапогах на босу ногу. Такая обувь не способствовала чистоте нижних конечностей.
Долгие и утомительные путешествия пешком, делали ноги людей грязными и усталыми. Таким образом, социальная обстановка того времени, диктовала то, что ноги нужно было мыть постоянно, как руки или лицо, чтобы дать им чистоту и отдых.
Когда Иисус в Евангелии или Павел в своём послании говорят о мытье ног, они говорят не о заповеди которую нужно соблюдать сегодня, а говорят о принципе «доброго-этикета», который в силу выше упомянутых обстоятельств, сложился в древнем обществе.
Они говорили конкретно не о мытье ног, а о любви к ближнему, о заботе к нему, участии и сострадании в нуждах других людей. Конечно же, по силам и возможностям каждого, и если это уместно – помочь ближнему в какой-то конкретной ситуации, как мытьё ног например.
К примеру, Иисус однажды сказал [Мф 15:20]: «что есть неумытыми руками это не скверно [не грех]». Но, можно предположить, Он не имел в виду, что руки мыть никогда вообще не нужно, перед едой.
Вероятнее всего Он говорил о принципе нужды и необходимости, а не о заповеди. Тоже самое и с мытьём ног ближнему своему, это принцип любви и участия, а не заповедь или призыв к строгому соблюдению этого действия.