Что значит охранять поверхность
Открытый урок по окружающему миру на тему: » Поверхность родного края. Охрана поверхности родного края»
Тема: Поверхность родного края. Охрана поверхности края
Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания».
Открытие нового знания.
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получают возможность научиться работать с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно- компенентностного опыта/ приобретённая компетентность ): овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления ; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные : осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема « Формы рельефа», кроссворд «Поверхность нашего края».
Рельеф, равнина, холм, балка, террикон.
Здравствуйте ребята сегодня мы проведем урок окружающего мира в необычной форме, мы отправимся в экспедицию и будем исследователями, работать мы будем в группах.
Хорошо откройте свои учебники стр135 как называется раздел с которым мы будем работать?
Сейчас я вам раздам карточки вы должны будете на них внимательно посмотреть и подумать каким образом мы можем соотнести данные карточки с тематикой данного раздела. В течение 30 сек. обсудите с товарищем по плечу и дайте ответ каким образом карточки связаны с темой нашего раздела.
Итак каким образом мы можем связать картинки с темой нашего раздела?
Ответы. Скажем Эсме оотлично.
Теперь можем ли мы сформулировать тему нашего урока?
Физическая карта России, интернет, учебник, энциклопедии. Какова же цель нашей экспедиции? Внимательно изучить проблемы, возникшие на поверхности нашего края, и обсудить меры по ее охране.
Глядя на физическую карту на стр.58 можем ли мы сказать что поверхность нашей страны разнообразна. Да т.к. формы земной поверхности изображены разными цветами.
Итак вам понадобятся цветные карандаши.
У нас будет практическое задание. Работа в парах.
3.Актуализация опорных знаний
С помощью карты в учебнике стр.58-59 подпиши на контурной карте крупнейшие горы и равнины нашей страны.
На задание отводится 2 мин.
Класс! Да Проверяем.! Группа №…
Итак мы вспомнили, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы разной высоты.
Для того, чтобы в этом удостовериться откройте конверт № 1
Пользуясь картой в учебнике необходимо узнать высоту некоторых гор России.
ВЫСОТА НЕКОТОРЫХ ГОР РОССИИ
Вывод: Что такое горы? Чем они отличаются от холма? Ответы групп.
Откройте конверт № 2 откройте конверт возьмите карточку слушайте задание. Откройте учебник стр.61-63 определите название географических объектов На задание отводится 2 мин. Ответы детей
2.РАВНИНА, РАСКИНУВШАЯСЯ К ЗАПАДУ
3.САМАЯ ВЫСОКАЯ ГОРА РОСССИ
4.РАВНИНА, РАСПОЛОЖЕННАЯ, К ВОСТОКУ ОТ УРАЛЬСКИХ ГОР
— Продолжим наше исследование. Обсудите в группах ответ на вопрос «В чём сходство и различие этих географических объектов?» (У холмов и гор есть подошва, склон, вершина. Гора и холм различаются высотой.)
— Если говорить точнее, высота низменностей до 200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м, высота гор – свыше 800 м.
— Какое условное обозначение поможет найти на карте горы? (Горы обозначаются на карте коричневым цветом. Чем выше горы, тем темнее цвет.)
4. Открытие нового знания
Ребята наша страна богата и природными ресурсами и и разнообразием своей природы.
Обсудите в группах : как используется людьми территория нашего края?
— Кто готов высказаться? (На территории нашего края строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)
— Рассмотрите внимательно эти фотографии. Что вы на них видите? (Заброшенный карьер, свалка мусора, овраг, какие-то уродливые горы).
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть, возмущение тем, что натворили люди на земле.)
— Какая группа готова рассказать нам об этом?
( Овраг и балка схожи тем, что имеют склоны.
Но склоны оврага — крутые, осыпающиеся.
— Попробуйте объяснить, каким образом они появляются на поверхности земли.
(Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы. Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.)
— Что вы могли бы посоветовать трактористу, который пашет землю на холмистой равнине?
( Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, в этом случае борозды будут задерживать воду, и вода не размоет почву. )
Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.)
Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)
— Мы исследовали объекты, которые становятся ранами земли. Кто напомнит нам главную цель нашей экспедиции? (Внимательно изучить проблемы, возникшие на поверхности нашего края, и обсудить меры по ее охране.)Возникает вопрос а надо ли охранять поверхность и как? Учебник стр.142
— В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? Энциклопедия
— Как вы думаете, можно ли бороться с этим? Что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?
5. Обобщение изученного материала
Откройте конверт №3. ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД .Каждый правильный ответ – один балл.
1.Бытовые отходы, выброшенные человеком в кучу.
2.Крутые осыпающиеся склоны, образованные с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы.
3.Кучи отходов пустой породы, образовавшие. «горы»
4Углубление в земле с пологими, проросшими растениями склонами.
Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора)
У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)
Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)
Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)
Я нахожусь на краю поля, а образовался я от неправильного распахивания земли. (Овраг)
сформулируйте комментарий или вопрос, который возник во время урока
— А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу.
У вас на парте лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, желтые смайлики те, у кого всё получилось на уроке и урок понравился, зеленые – были ошибки, но я всё исправил, красные – у меня плохо получилось.
— Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
— Прочитать параграф на стр.138-144; ответить на вопросы «Проверь себя».
— Также я предлагаю вам выполнить творческое задание подготовить сообщения горы России их флора и фауна.
Дидактический материал к уроку:
Рефлексия
1.С ПОМОЩЬЮ КАРТЫ В УЧЕБНИКЕ с.58-59 ПОДПИШИ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ КРУПНЕЙШИЕ ГОРЫ И РАВНИНЫ НАШЕЙ СТРАНЫ
2.ИСПОЛЬЗУЯ КАРТОЙ В УЧЕБНИКЕ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ ВЫСОТУ ГОРУ РОССИИ
3.ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНИК И КАРТУ РОССИИ ОПЕРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.УКАЖИ СТРЕЛОЧКАМИ.
4.ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЯ ПО ПЛАНУ
3) ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
1 ГРУППА- АЛТАЙСКИЕ ГОРЫ
2ГРУППА- КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ
3.ГРУППА- КРЫМСКИЕ ГОРЫ
Бытовые отходы, выброшенные человеком в кучу.
Крутые осыпающиеся склоны, образованные с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы.
Кучи отходов пустой породы, образовавшие. «горы».
ВЫСОТА НЕКОТОРЫХ ГОР РОССИИ
1.«КАМЕННЫЙ ПОЯС РУССКОЙ ЗЕМЛИ»
2.РАВНИНА, РАСКИНУВШАЯСЯ К ЗАПАДУ
3.САМАЯ ВЫСОКАЯ ГОРА РОСССИ
4.РАВНИНА, РАСПОЛОЖЕННАЯ, К ВОСТОКУ ОТ УРАЛЬСКИХ ГОР
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ РОДНОГО КРАЯ
1.«КАМЕННЫЙ ПОЯС РУССКОЙ ЗЕМЛИ»
2.РАВНИНА, РАСКИНУВШАЯСЯ К ЗАПАДУ
3.САМАЯ ВЫСОКАЯ ГОРА РОСССИ
4.РАВНИНА, РАСПОЛОЖЕННАЯ, К ВОСТОКУ ОТ УРАЛЬСКИХ ГОР
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Поверхность родного края. Охрана поверхности края
Дата: 19.11
Цели
деятельности
учителя
Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания».
Тип урока
Открытие нового знания.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные(объём освоения и уровень владения компетенциями): получают возможность научиться работать с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно- компенентностного опыта/ приобретённая компетентность ): овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления ; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование
Физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема « Формы рельефа», кроссворд «Поверхность нашего края».
Основные понятия
Рельеф, равнина, холм, балка, террикон.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята сегодня мы проведем урок окружающего мира в необычной форме, мы отправимся в экспедицию и будем исследователями, работать мы будем в группах.
Хорошо откройте свои учебники стр135 как называется раздел с которым мы будем работать?
Сейчас я вам раздам карточки вы должны будете на них внимательно посмотреть и подумать каким образом мы можем соотнести данные карточки с тематикой данного раздела. В течение 30 сек. обсудите с товарищем по плечу и дайте ответ каким образом карточки связаны с темой нашего раздела.
Итак каким образом мы можем связать картинки с темой нашего раздела?
Ответы. Скажем Эсме оотлично.
Теперь можем ли мы сформулировать тему нашего урока?
2.Целеполагание
Физическая карта России, интернет, учебник, энциклопедии. Какова же цель нашей экспедиции?Внимательно изучить проблемы, возникшие на поверхности нашего края, и обсудить меры по ее охране.
Глядя на физическую карту на стр.58 можем ли мы сказать что поверхность нашей страны разнообразна. Да т.к. формы земной поверхности изображены разными цветами.
Итак вам понадобятся цветные карандаши.
У нас будет практическое задание. Работа в парах.
3.Актуализация опорных знаний
С помощью картыв учебнике стр.58-59 подпиши на контурной карте крупнейшие горы и равнины нашей страны.
На задание отводится 2 мин.
Класс! Да Проверяем.! Группа №…
Итак мы вспомнили, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы разной высоты.
Для того, чтобы в этом удостовериться откройте конверт № 1
Пользуясь картой в учебнике необходимо узнать высоту некоторых гор России.
ВЫСОТА НЕКОТОРЫХ ГОР РОССИИ
НАЗВАНИЕ ГОРЫ
ВЫСОТА ГОРЫ
Вывод: Что такое горы? Чем они отличаются от холма? Ответы групп.
Откройте конверт № 2 откройте конверт возьмите карточку слушайте задание. Откройте учебник стр.61-63 определите название географических объектов На задание отводится 2 мин. Ответы детей
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ РОДНОГО КРАЯ
1.«КАМЕННЫЙ ПОЯС РУССКОЙ ЗЕМЛИ»
2.РАВНИНА, РАСКИНУВШАЯСЯ К ЗАПАДУ
3.САМАЯ ВЫСОКАЯ ГОРА РОСССИ
4.РАВНИНА, РАСПОЛОЖЕННАЯ, К ВОСТОКУ ОТ УРАЛЬСКИХ ГОР
— Продолжим наше исследование. Обсудите в группах ответ на вопрос «В чём сходство и различие этих географических объектов?» (У холмов и гор есть подошва, склон, вершина. Гора и холм различаются высотой.)
— Если говорить точнее, высота низменностей до 200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м, высота гор – свыше 800 м.
— Какое условное обозначение поможет найти на карте горы? (Горы обозначаются на карте коричневым цветом. Чем выше горы, тем темнее цвет.)
4. Открытие нового знания
Ребята наша страна богата и природными ресурсами и и разнообразием своей природы.
Обсудите в группах : как используется людьми территория нашего края?
— Кто готов высказаться? (На территории нашего края строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)
— Рассмотрите внимательно эти фотографии. Что вы на них видите? (Заброшенный карьер, свалка мусора, овраг, какие-то уродливые горы).
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть, возмущение тем, что натворили люди на земле.)
— Какая группа готова рассказать нам об этом?
(Овраг и балка схожи тем, что имеют склоны.
— Попробуйте объяснить, каким образом они появляются на поверхности земли.
(Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы. Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.)
— Что вы могли бы посоветовать трактористу, который пашет землю на холмистой равнине?
(Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, в этом случае борозды будут задерживать воду, и вода не размоет почву.)
Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.)
Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)
— Мы исследовали объекты, которые становятся ранами земли. Кто напомнит нам главную цель нашей экспедиции? (Внимательно изучить проблемы, возникшие на поверхности нашего края, и обсудить меры по ее охране.)Возникает вопрос а надо ли охранять поверхность и как? Учебник стр.142
— Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называются терриконы. Как вы думаете, как они образовались?
— В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? Энциклопедия
— Как вы думаете, можно ли бороться с этим? Что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?
5. Обобщение изученного материала
Откройте конверт №3. ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД .Каждый правильный ответ – один балл.
1.Бытовые отходы, выброшенные человеком в кучу.
2.Крутые осыпающиеся склоны, образованные с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы.
3.Кучи отходов пустой породы, образовавшие. «горы»
4Углубление в земле с пологими, проросшими растениями склонами.
Игра –«Угадай слово»
6. Рефлексия
сформулируйте комментарий или вопрос, который возник во время урока
— А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу.
У вас на парте лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, желтые смайлики те, у кого всё получилось на уроке и урок понравился, зеленые – были ошибки, но я всё исправил, красные – у меня плохо получилось.
— Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
— Прочитать параграф на стр.138-144; ответить на вопросы «Проверь себя».
— Также я предлагаю вам выполнить творческое задание подготовить сообщения горы России их флора и фауна.
Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?
Задание по окружающему миру для 4 класса Что значит «охранять поверхность»? 4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?
Термин «Охранять поверхность» означает сохранять эту поверхность от вмешательства человека, от разрушительного действия природных сил, сохранять ее красоту и чистоту.
Проблема охраны поверхности остро стоит в нашем крае, потому что у нас очень много снега зимой и весной происходят паводки, с холмов бегут огромные талые реки, которые вымывают целые земляные пласты, образуя промоины, которые со временем могут стать уродливыми оврагами.
Школьники в нашем края могут принять участие в борьбе с образованием оврагов, для чего им надо просто высаживать по краям образовавшихся промоин деревья и кустарники, которые укрепят склоны промоины и не дадут ей развиться в овраг.
Также школьники могут проводить субботники по очистке территории, поскольку это тоже работа по охране поверхности.
Конечно же, с этими словами можно и нужно соглашаться. Ведь посудите сами, все знания, которые человечество собрало и накопило об окружающем мире, это всё практически нашло отражение в географических картах.
Географические карты- это плод познания мира. Многие первооткрыватели рисковали жизнями и даже жервовали жизнями ради своих открытий, ради того, чтобы внести изменения или дополнения в географические карты.
Это Христофор Колумб, Магеллан, Васко да Гама, Джеймс Кук, Амундсен и многие другие герои ушедшего времени.
Изменения в географические карты вносятся и сейчас. И даже космонавтов можно смело причислять к географам.
«Мир глазами эколога»
Наша планета отличается большим разнообразием живых существ на ней обитающих. Это звери, птицы, рыбы, насекомые. Это растения, которые тоже живые. И все это разнообразие видов сейчас зависит от человека.
Человек считается венцом природы, но он же представляет для нее и самую главную опасность.
Загрязнение окружающей среды достигло критических размеров. Мы уже начинаем забывать, что такое чистый, воздух, чистая вода. Глобальное потепление меняет климат на нашей планете, нарушает привычные экологические связи в природе. Вырубка лесов и уничтожение диких животных приводит к исчезновению привычных цепей питания.
Экологических проблем у нашей планеты множество и сейчас очень важно решать их, решать сообща, всем миром. Необходимо координировать действия по охране природы, охране окружающей среды, всем странам и народам надо действовать вместе, ведь все мы живем на одной планете, которую должны не только любить, но и защищать.
Несмотря на такое соседство, это совершенно равные по характеру равнины.
Восточно-европейская равнина иначе называется Русской равниной и несет на себе следы прокатившегося по ней оледенения. Поэтому она вся состоит из небольших возвышенностей, высотой не более 300 метров, и низменностей между ними, по которым текут многочисленные реки.
Иное дело Западно-Сибирская равнина. Большая ее часть плоская, хотя местами и здесь встречаются низменности и увалы. Тем не менее эта равнина относится к плоским.
На карте природная зона степей окрашена в желтый цвет. На территории России мы находим эту зону вдоль границы с Казахстаном, вдоль нижнего течения реки Волга, и в Краснодарском крае. То есть степи занимают сравнительно небольшие пространства, например гораздо меньшие по площади чем тайга.
Рассмотрим природную зону Тайги.