Что значит незрячий ребенок

Советы родителям

Психофизическое развитие слепого ребёнка дошкольного возраста

Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.

Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он возникает. В структуре дефекта выделяется первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.

Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.

При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным ─ слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сохранными.

Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т.е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».

Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и, тем не менее не отказываясь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.

К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения. И, тем не менее, очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.

Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.

Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач родителей, выполнить которую за них не сможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего, слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку.

Особое внимание в преодолении следствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.

И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.

Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило название «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все тот же ─ терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.

Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.

Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренирует его память, делает более богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми ─ в целом активно готовит его к будущей жизни.

Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.

Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─ недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

Вероятно, нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.

Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.

И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.

Источник

12 неявных признаков того, что вашему ребенку нужны очки

Взрослые понимают, что у ребенка возникли проблемы со зрением, когда тот начинает часто щуриться или же прямым текстом жалуется на то, что плохо видит. Нередко зрение начинает портиться у детей перед началом обучения в школе. Порой проблему решить очень легко – всего лишь купить очки. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. За зрением вашего ребенка нужно следить очень внимательно – во-первых, любые проблемы нужно лечить своевременно, это поможет сохранить зрение в течение дальнейшей жизни. Если не уделять внимания некоторым заболеваниям, можно даже насовсем потерять способность видеть. Во-вторых, плохое зрение очень портит жизнь ребенку – процесс учебы становится настоящей пыткой, сложнее играть в коллективные виды спорта, читать книги, да и одноклассники могут высмеивать школьника, не подозревая, что тот странно себя ведет из-за того, что плохо видит. И о том, что у вашего чада беда с глазами, могут указывать косвенные признаки.

Скрытые симптомы

Существует ряд симптомов, которые могут указывать на то, что ребенок плохо видит, даже если он не высказывает прямых жалоб. Стоит обратить на такие сигналы особое внимание:

Выявить проблемы со зрением можно на приеме у врача, поэтому не стоит пренебрегать визитами к окулисту. Плохое зрение может серьезно усложнить жизнь, это касается как учебы, так и социальной жизни.

Если вы замечаете какие-либо из этих двенадцати симптомов, стоит записаться к офтальмологу, чтобы исключить наличие опасных заболеваний.

Что значит незрячий ребенок. Смотреть фото Что значит незрячий ребенок. Смотреть картинку Что значит незрячий ребенок. Картинка про Что значит незрячий ребенок. Фото Что значит незрячий ребенок

Рефракционные аномалии у детей

Самые часты проблемы со зрением у детей – это аномалии рефракции. К ним относятся:

Иногда астигматизм может идти в паре с дальнозоркостью или близорукостью.

При данных состояниях ребенку выпишут либо очки, либо линзы. Врач выписывает рецепт – и вы выкупаете в оптике очки, либо подбираете согласно рекомендациям контактные линзы.

Все чаще наши дети страдают от близорукости. В детстве и подростковом возрасте она может прогрессировать весьма стремительно. Данное заболевание получило соответствующее название – прогрессирующая миопия, и это не просто очень плохое зрение, это повышенный риск заполучить во взрослом возрасте какое-нибудь серьезное заболевание типа катаракты или глаукомы, отслоения сетчатки или дегенерации желтого пятна.

При своевременном обращении к врачу миопию можно взять под контроль и избежать серьезных последствий.

Прочие проблемы с глазами в детстве

Аномалии рефракции связаны с неправильным преломлением светового луча внутри глаза, однако, существуют и другие проблемы – к примеру, связанные с движением глаз.

Существуют данные, что от 5% до 10% школьников имеют проблемы с сочетанным движением глаз и фокусировкой зрения. Это косоглазие и «ленивый глаз».

Помимо проблем с рефракцией и фокусировкой могут наблюдаться:

Как зрение может влиять на внимание и способность к обучению?

От 5% до 15% школьников испытывают трудности с обучением. Практически каждый десятый ребенок имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Самая частая причина проблем с обучаемостью – это дислексия, проблемы с чтением. Ни СДВГ, ни дислексия не связаны напрямую со зрением, но весьма часто эти проблемы идут рука об руку. К таким относится недостаточность конвергенции. Ребенок испытывает проблемы с концентрацией внимания и ему по ошибке могут поставить СДВГ. А еще недостаточность конвергенции в три раза чаще отмечается именно у детей с СДВГ. Ребенок жалуется на то, что у него двоится в глазах, изображение нечеткое. Это – визуальные симптомы. Но такому ребенку также часто сложно концентрировать свое внимание на чем-либо, ему трудно медленно читать, он постоянно теряет строчку, которую читает.

Однако проблему можно решить, для этого нужно сосредоточить все внимание именно на лечении конвергенции.

С какой частотой в детстве необходимо проходить проверки зрения и состояния глаз?

Зрение нужно проверять регулярно. В принципе, дети каждый год проходят медосмотр, где обязательно проверяется зрение. Однако все же лучше проходить исследования на базе медицинских учреждений – это комплексная проверка всех параметров зрения. И все же скрининг зрения позволяет выявить очевидные проблемы.

Врачи рекомендуют следующий график проверки зрения:

Во время обучения зрение лучше проверять перед каждым учебным годом, даже если зрение – «единичка». Зрение лучше всего изучить комплексно, чтобы выявить как проблемы рефракции, так проблемы с фокусировкой и цветовосприятием. Желательно обращаться к специалисту, специализирующемуся на работе с детьми. Такие врачи проходят специальную подготовку по диагностике и лечению заболеваний именно у подрастающего поколения.

Источник

Советы родителям

Воспитание незрячего ребенка в семье

“Чем больше деятелен ребенок, чем больше он бегает,

работает, играет – тем лучше он спит после этого, тем

лучше он растет, тем свежее и бодрее он будет телом и духом”.

Я.А. Коменский “Материнская школа”.

Во многих семьях, как правило, щадя детей с неполноценным зрением, большинство родителей создают излишне щадящий режим, окружают чрезмерным вниманием и опекой, все делают за ребенка, освобождают его от домашнего труда и самых простых обязанностей, заласкивают свое “чадо”. В результате подобного воспитания дети обнаруживают беспомощность и в повседневной жизни, и в игровой деятельности со сверстниками, воспитываются эгоистами.

Незрячие и слабовидящие дети сидят и лежат, и очень мало двигаются, ходят и, тем более, бегают. “Как же ребенку двигаться – скажете вы, если он ничего не видит? А вдруг натолкнется на что-нибудь и ушибется, или вообще упадет и ударится?” Родители ограждают ребенка от посильных, доступных ребенку движений и действий (“не бегай быстро”, “не бери сам”, “не упади”). Незаметное постоянное ограничение ребенка в движениях может привести к тому, что у малыша складывается образ окружающего мира как чего-то опасного, страшного, в котором лучше не проявлять активность, а сидеть смирно в углу и раскачиваться.

Родители, бабушки и дедушки считают, что они воспитывают и развивают своих незрячих и слабовидящих детей, когда рассказывают сказки, читают книги. А еще можно включить говорящую книгу, сказку или телевизор. В силу своей занятости и бытовых проблем, это самый доступный способ занять и хоть как-то развивать ребенка.

Родители допускают большую ошибку – одностороннее развитие ребенка со зрительной патологией. Это приводит к диспропорциям в формировании некоторых взаимно сопряжённых функций, таких, как непосредственное чувственное восприятие объектов и словесное их обозначение,

Интеллектуальное развитие и физическое.

О том, какую роль оказывают движения на развитие незрячего ребёнка, родители задумываются не всегда. Движения являются основой подвижности и проявляются во всех видах мышечной деятельности, оказывают благоприятное воздействие на весь организм и все системы ребенка. Именно от движения и физического развития зависит дальнейшая жизнь незрячего человека.

Физически не развитый незрячий ребенок, в дальнейшей самостоятельной жизни, сталкивается с очень большими для себя трудностями в бытовой и трудовой деятельности. Ребенку трудно наклониться, присесть и надеть обувь или завязать шнурок, поднять упавшую вещь, ходить по ступенькам, поднять таз с водой и присесть над тазом для мытья. Ослабленные руки малыша не позволяют самостоятельно застегивать пуговицы или молнии. У ребенка наблюдается повышенная утомляемость, устает рука во время письма и т.д.

Изучение человеческого организма показало, что основой моторной деятельности человека является органическая потребность в движении – кинезофилия. Мышечная деятельность и нервная система являются биологическими аккумуляторами энергии. На этой основе возникла и сформировалась ведущая роль моторики двигательного аппарата в рефлекторном взаимодействии систем организма.

Разносторонняя и полноценная трудовая деятельность частично удовлетворяет естественную потребность в движениях. И если кинезофилия полностью не реализуется в трудовой деятельности, то необходимы другие формы моторной деятельности – физические упражнения.

Однако у детей с утратой зрения двигательная активность значительно ниже.

Потеря зрения, прежде всего, отражается на нервной системе. Значительно нарушается баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что неблагоприятно сказывается на моторике незрячего.

При нарушении зрения у детей возникают межсистемные функциональные отклонения – вторичные отклонения, в том числе и в двигательной сфере и физическом развитии.

Слепота вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. Снижается двигательная активность, затрудняется процесс формирования новых движений. В связи с этим у незрячих детей мускулы конечностей и туловища не укрепляются. Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого “мышечного корсета” предрасполагает к ряду нарушений физического развития, снижается функциональное состояние кардиореспираторной системы. Происходят нарушения в двигательной ориентировке, в способности максимального расслабления (скованность, напряженность).

В результате гиподинамии у незрячих и слабовидящих детей нарушаются осанка, походка, функция равновесия, координация, точность, скорость и ритм движений, развивается плоскостопие.

Эти нарушения отрицательно влияют на общее состояние различных органов и систем, особенно сердечнососудистой и дыхательной, приводят к снижению работоспособности и повышению утомляемости. Наблюдается функциональная слабость миокарда и изменение ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления.

Незрячие малыши быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Многим детям присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, повышенной утомляемостью и нервным истощением.

Слепота и слабовидение являются причиной возникновения недостатков в формировании личностных качеств таких, как неуверенность в своих силах, отсутствие смелости, решительности, которые значительно снижают возможности слепых и слабовидящих детей в овладении двигательными умениями и навыками, имеющими важное значение для повседневной жизни и трудовой деятельности.

Каждый родитель должен помнить, что дальнейший успех вашего ребенка зависит от того, какое место вы отводите двигательной активности и физическому развитию и воспитанию дошкольника.

Правильно организованная коррекционно-воспитательная работа в семье, а в дальнейшем в школе предупреждает возникновение вторичных отклонений, а если они возникли – компенсирует нарушенные функции.

Подвижные игры позволяют:

Причиной недостаточной подвижности незрячего ребенка является боязнь столкнуться с окружающими предметами.

Подвижность и ориентирование тесно связаны между собой: с одной стороны подвижность ребенка зависит от умения ориентироваться, а с другой, только достаточно много передвигаясь, незрячий может совершенствовать ориентировочные навыки.

Для развития подвижности существенное значение имеют:

Использование вспомогательных звуковых средств для ориентировки в свободной от препятствий зоне, т.е. ориентировка, основанная на функционировании слухового анализатора или выполнение движений на звук.

Звуковым ориентиром могут быть специальные звуковые устройства или предметы: “звуковой маяк”, мяч, браслет, колокольчик, бубен, игрушки.

Осуществлять передвижения на звуковой ориентир можно по прямой линии и по сложной траектории с постепенным увеличением расстояния до звукового сигнала. Звуковой ориентир может быть неподвижным (взрослый отходит на некоторое расстояние) и перемещающимся (взрослый передвигается, а ребенок, ориентируясь на звук, перемещается следом). Целесообразно проводить такие игры как: “Найди”, “Попробуй, догони”, “Перебежки”, “Перебеги в свой город”.

Создание приспособлений, при выполнении движений на которых, не требуется ориентировочной основы.

Это могут быть занятия с велосипедом-тандемом. Это два соединенных велосипеда, но один без задней, а другой без передней части рамы. Впереди сидит зрячий и управляет велосипедом, а позади – незрячий. Оба вращают педали и получают нагрузку.

Наиболее целесообразные физические упражнения, обогащающие двигательный опыт незрячих детей, – это ходьба, бег, прыжки и метание.

Ходьба является жизненно важным двигательным действием незрячего. Необходимо добиваться свободного передвижения ребенка без видимых признаков напряжения, в определенном темпе и ритме.

Необходимо чтобы положение тела было естественным, голова и туловище держались прямо, плечи развернуты и отведены назад, движения рук и ног согласованы. Можно проводить игры имитационного характера: “Как ходит медведь, зайчик, котенок, петушок, мышка, лошадка, утенок?”. Учить ходьбе с различными положениями рук (на поясе, на голове, перед грудью и т.п.).

Для формирования правильной осанки используют ходьбу с предметами (мяч, палка за спиной).

Для выработки ритмичной ходьбы – использовать хлопки в ладоши, бубен, свисток, музыкальное сопровождение и другие звуковые сигналы.

Для повышения скорости за счет увеличения темпа ходьбы – ходьба с согнутыми в локтях руками.

Для прямолинейной ходьбы применяется обычная ходьба и на носках “в коридорчике” – между длинными рейками или верёвками.

Незрячие дети трудно усваивают сочетание рук и ног в процессе ходьбы, допуская одностороннее их сочетание (при движении правой ноги вперед выносится правая рука и наоборот) – это нарушение координации рук и ног. Для исправления этого недостатка применяется одновременная ходьба взрослого и ребенка с держанием в руках длинных палок.

Работа нарушенных функций компенсируется упражнениями основной гимнастики, так как они воздействуют на все мышечные группы.

Исправлению нарушенной осанки способствуют силовые упражнения и упражнения общеразвивающего характера.

Мышечная работоспособность слабовидящих повышается с помощью прыжков, скоростного и умеренного бега, метения.

Но в основе развития двигательного аппарата дошкольника с нарушениями зрения, в умении ориентироваться в пространстве лежит игра. Подвижные и развивающие игры способствуют комплексному воздействию на организм, а положительные эмоции стимулируют функции всех основных систем организма.

Подвижные и развивающие игры.

Немаловажным моментом является построение режима дня с учетом возраста и функциональных возможностей ребенка. Соблюдать режим необходимо точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка и поможет быстрее адаптироваться к школьной среде и школьному режиму.

Все образовательные задачи необходимо решать в часы подъёма умственной активности ребенка – с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. Должен быть обязательный дневной сон (1–1,5 часа) и прогулка на свежем воздухе не менее 3–3,5 часов. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребенка.

Двигательный режим является обязательной составной частью общего распорядка дня.

Соблюдайте принцип постепенного увеличения физических нагрузок:

Таким образом, для полноценного развития ребенка, родители должны:

Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности.

Родителям следует воспитывать:

Для подготовки незрячего ребенка к школе необходимо:

Постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах:

Предоставлять возможность для обследования предметов, вещей разных по форме, фактуре, назначению.

Создавать условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий, не мешать ребенку, если он сам захочет познакомиться с новым предметом.

Привлекать к выполнению простейших домашних дел:

Это необходимо для расширения жизненного опыта и обогащения сюжетов для творческих игр.

Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры: “Зоопарк”, “Семья”, “Магазин”, “Почта”, “Парикмахерская”, “Школа”, “Стройка”, “Улица и пешеходы” и т.д. Следите, чтобы ребенок производил как можно больше действий, а не только словесно их описывал.

Важно научить играть ребенка со зрячими сверстниками. В игре как ведущем виде детской деятельности развиваются как двигательные, так и познавательные способности. Дети самостоятельно вместе находят способ изменения игр или игрушек, чтобы могли играть все, учатся общаться.

Следует заботиться о формировании у ребенка позитивного образа своего “Я”, основанного на адекватных представлениях о своих качествах и возможностях:

Научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться.

Складывать и убирать на полку вещи.

Выполнять гигиенические процедуры: наливать в таз воды, присаживаться над ним и мыться.

Приучайте следить за своим внешним видом: причесываться, умываться, мыть руки, пользоваться мылом.

Правильно чистить зубы, выдавливать зубную пасту на щетку.

Выработайте привычку на ночь мыть ноги и стирать носки.

Учите стирать нижнее бельё.

Научите заправлять кровать:

Аккуратно пользоваться туалетом.

Учите правильно сидеть за столом во время приема пищи, держать ложку и опрятно кушать.

Дети, не овладевшие этими навыками, испытывают большие трудности в бытовой и трудовой деятельности, им очень сложно адаптироваться к школьной жизни, происходят большие психо-эмоциональные нарушения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *