Что значит нет души у человека в буддизме

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) Сегодня у писателя Константина Михайлова.

Чей язык самый вокальный в мире? В силу артикуляционно-физиологических причин в языках мира.

О Страже порога.Об опасности медитаций Прохождение врат элементарного мира может произойти и бе.

Метки

Рубрики

Ссылки

Новости

Музыка

Всегда под рукой

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Нет «души» в буддизме

Нет «души» в буддизме

«Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на этот вопрос достаточно парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он — поток состояний (дхарм), серия кадров (мгновений). Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый — с бильярдными шарами — кий (кармический импульс) бьет по шару (условная личность — пудгала), получающий таким образом определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь сохраняется, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все «свои» предыдущие жизни, на чем, в частности, построены сюжеты джатак (от джати — «рождение»), дидактических повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гаутамы — Будды Шакьямуни.

Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь — Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.

Доктрина анатмавады, теория дхарм и учение о мгновенности формируют основу буддийской онтологии, которая является онтологией бессубстратного процесса (то есть бытие есть не некая постоянная вечная субстанция, или сущность, а процесс, который опять-таки не опирается ни на какую неизменную основу)».

Е.А. Торчинов, «Философия буддизма Махаяны»

Источник

Существует ли душа

Наиболее разноречивым в буддизме является вопрос о существовании души. Наставник Тхеравады Валпола Рахула говорит:

«Буддизм стоит особняком в истории человеческой мысли, отрицая существование таких вещей, как душа, индивидуальное «я» или атман. Согласно учению Будды, идея наличия индивидуального «я» является ошибочной, не соответствующей реальности, которая порождает вредные мысли о «моем», обо «мне», эгоистические желания, страсть, привязанность, неприязнь, тщеславие, эгоизм и иные нечистые мысли, скверны».

Но такие представления относятся только к Тхераваде, поскольку в Махаяне и Ваджраяне душа, вне всякого сомнения, существует.

Понятие души в буддизме

Действительно, душа была одним из основных предметов нападок на буддизм со стороны конфуцианства и даосизма, когда буддизм стал распространяться в Китае. К примеру, Фаньчжень нападал на буддийскую концепцию неуничтожимости души, отстаивая конфуцианскую точку зрения о том, что если человек не знает даже жизни, каким образом он может что-то знать о смерти? Хуэй Линь в своем «Трактате о белом и черном» (кит. «Байхэй лунь») обвинял буддистов в попытке запугивания людей, создавая учение о рае и преисподней для человеческих душ.

Защищаясь от этих нападок, мирянин-буддист 3 века Моу-цзы в своем «Трактате о разрешении сомнений» (кит. «Лихо лунь», построен в виде вопросов и ответов, первый на китайском языке оригинальный буддийский трактат) утверждал, что вера в существование души уже присутствовала в исходной (религиозной) практике китайцев.

Знаменитый китайский буддийский наставник 4 века Хуэйюань в своем «Трактате о неучтожимости души» («Шень буме лунь») цитировал Чжуан-цзы и Мэн-цзы, чтобы подкрепить буддийскую концепцию души. Другой знаменитый китайский наставник Даошэн вопрошал: «Если в сансаре отсутствует постоянное «я», то существует ли постоянное «я» в нирване? Если «я» не существует, то что тогда вступает в нирвану?»

Представление о душе в Ваджраяне

Вера в существование души также безоговорочно принимается Ваджраяной. К примеру, при великом освобождении, благодаря слушанию в переходном состоянии бардо ритуальных текстов, которые лама читает умирающему человеку и рядом с умершим в ритуале похорон (описание дается в «Тибетской книге мертвых), душу умирающего проводят через все фазы бардо от момента остановки дыхания до нового воплощения в надежде, что она, возможно, освободится и избежит самого воплощения в мире сансары. Ниже дается одно из наставлений по освобождению, которое лама учит душу умершего повторять за собой:

Во время блужданий в сансаре

Под властью сильнейших привязанностей

На сияющий лучезарный путь Мудрости Различия

Да выведет меня Бхагаван Амитабха,

Да охранит меня Божественная мать,

Облаченная в Белые Одежды,

Да миную я невредимо опасные пути бардо

И достигну царства Всесовершенного Будды.

Будда не заявлял категорически, что нет души. Иногда он упоминал пудгалу, или личность «я», порой он говорил о «не-я»; ибо бывали случаи, когда он не говорил ни о «я», ни о «не-я». Все школы буддизма, включая Тхераваду, согласны с 500 жизнями Будды Гаутамы. Через все эти 500 реинкарнаций прошло одно и то же «я». Будда ясно выразился, когда говорил о том, что в одной из этих реинкарнаций «я» по имени Сунетра был он сам.

Представление о душе в Тхераваде

Концепция души, или «я», также присутствует в важных текстах Тхеравады. Доктор Рюн Э. А. Йохансон сообщает, что «Дигха Никая» упоминает о большом разнообразии метафизических теорий, где особо затрагиваются проблемы природы души и мира природы добродетели и ее воздействия на дальнейшую судьбу человека, существования иного мира и обусловленности или нет души и мира».

Абхидхарма описывает восемь типов просветленных существ в виде восьми пудгал, или «я». Западный буддолог профессор Эдвард Конзе приходит к выводу, что «ортодоксальные учителя были вынуждены признавать эти высказывания, но одновременно они оговаривались, что сами эти высказывания не означают того, о чем там идет речь!».

В приведенном ниже отрывке тхеравадинский ученый, профессор Джаятиллеке, избегает употреблять слово «душа» или «я», заменяя его выражением «бесплотный дух»:

«Закон непрерывности, широко известный как закон перерождений, убеждает в сохранении динамического сознания личности после смерти физического тела. Если это подсознание не соответствует по нравственному и духовному развитию личности высшим мирам, то обычно говорят, что оно сохраняется в духовной сфере (петтивисая) в виде бесплотного духа, чтобы затем возродиться в человеческом облике».

Даже среди хинаянистов, берущих начало от школы Тхеравады, многие явно верят в существование души. Эти школы были известны под общим названием «Пудгалавадины» ввиду их несомненной веры в пудгалу, или «я». Пудгалавадины составляли существенную часть хинаянистов: знаменитый китайский путешественник Сюаньцзан в 7 веке насчитал 66000 пудгалавадинов-монахов среди общего числа 250000 монахов.

Что Будда говорил о душе

Будда проповедовал своим последователям учение о «не-я», чтобы помочь им иллюзорность «я» на трансцендентальном уровне, где «я», как и другие обособленные сущности не существуют, поскольку Конечный Абсолют неразличим. Однако то же «я», как и остальные обособленные сущности, существует на феноменальном уровне.

Источник

Исчезает ли душа в нирване

Что такое нирвана

Понятие «я» или «душа» в дзэн-буддизме

Все это неизбежно приводит нас к вопросу: «Если нет индивидуальности, означает ли это также, что нет и «я» или души?» Иными словами, верит ли дзэн-буддизм, в частности, и буддизм вообще в существование «я», души? За исключение буддизма Тхеравады или Хинаяны, все иные школы буддизма не сомневаются в существовании «я», или души, в феноменальном мире, подобно тому, как существуют стулья и горы. Современный наставник, досточтимый Шэн Янь, говорит:

«Если в глубоком просветлении есть существование, то имеется ли там также и «я»? Если бы «я» не существовало, вы были бы не способны что-либо делать. Если что и уничтожается, так это «Эго», что значит существование исключительно ради самого себя. В действительности исчезает лишь привязанность к «я».

В своем классическом труде «Буддизм в Китае» Кеннет Чэн пишет:

«В китайском буддизме сама идея неуничтожимой души была выдвинута довольно рано: эта душа вечно скитается в море бедствий из-за своей привязанности ко множеству вещей сего мира».

Но наиболее авторитетное мнение о «я», естественно исходит от самого Будды:

«Я мысленным взором обозрел весь мир, и мне никогда не приходилось встречаться с чем-либо более дорогим любому человеку, чем его собственное «я». Поскольку каждому дорого свое «я», то пусть каждый, желая себе выгоды, не навредит другому».

Здесь Будда говорит о «я» в феноменальном мире. Все школы, включая Тхераваду, признают тот факт, что то же самое «я», которое обрело окончательно просветление наподобие Будды Сиддхартхи Гаутамы, существовало и бесконечное число жизней назад.

Источник

Душа в буддизме — какой смысл вкладывается в это понятие

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

Здравствуйте, уважаемый читатель. Сегодня мы побеседуем о том, существует ли душа в буддизме. Предлагаем вашему вниманию материал о том, как приверженцы древнейшего религиозного течения понимают сущность этого феномена, духа, духовности, духовного мира.

Теория об индивидуальном «я» в учении о духовном пробуждении трактуется неоднозначно. Единого мнения по этому поводу у представителей различных направлений нет.

Различные взгляды на феномен души

Наставник Тхеравады (одной из школ буддизма) Валпола Рахула говорил о том, что это религиозное течение отрицает существование души, и в этом заключается одна из его особенностей. Идея о том, что она присутствует в человеке, ошибочна и порождает различные вредные мысли, вызывает эгоистические желания, тщеславие и страсть.

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

В других направлениях — Махаяне и Ваджраяне — благосклонно относятся к версии о реальности духовного мира. В трактате, написанным древнекитайским философом-буддистом Мо-Цзы, утверждается, что жители Поднебесной с давних времен верили в существование духа.

В процессе великого освобождения, когда лама читает перед умирающим ритуальные тексты, он заботится о душе человека. В время похорон его проводят через все фазы бардо (промежуточного состояния) – от момента, когда дыхание останавливается, и до того времени, когда начнется перерождение души усопшего заново. После перевоплощения она продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей.

Таким образом, понятие души в буддизме следует рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере, учителей разделяют на такие категории:

Мнение Будды

Согласно учению легендарного основателя религиозно-философского течения, нет оснований питать иллюзии относительно вечной души (атмана). Причина этого заключается в том, что слова «я», «душа» и «личность» на самом деле играют роль терминов, прямо не обозначающих независимую сущность.

Таким образом, не имеет смысла культивировать веру в духовный мир, создавший самого себя и способный на переселение в другую телесную оболочку. Мысль о том, что в нашем (или каком-либо другом мире) может быть что-то незыблемое, не находит понимания у буддистов.

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

До наших дней дошла история о том, как Будда реагировал на слова Ваччаготты. Этот бродячий отшельник прямо спросил учителя, существует ли атман. Духовный наставник промолчал.

Ваччаготта расценил это как отрицание существования души и вновь обратился к нему с просьбой подтвердить это. Но Будда оставался безмолвным. Ваччаготте не оставалось ничего другого, как уйти, не получив никаких ответов на свои вопросы.

Тогда Ананда, один из главных учеников Будды, поинтересовался, почему Ваччаготта не услышал от него ни слова. Наставник пояснил, что он не мог ответить ни «да», ни «нет» по одной простой причине.

В случае любого из ответов он автоматически становился на сторону тех, кто либо верит, либо не верит в вечность духовного мира. Поскольку Ваччаготта запутался в своих умозаключениях, слова Будды могли еще больше дезориентировать его.

Бесполезность рассуждений

Искать духовность в самом человеке – все равно, что пытаться обнаружить некий виртуальный предмет в темной комнате. Так как принимающие участие в поисках не понимают, что его там нет, все их попытки не принесут желаемого результата. Тем более, что они четко не представляют себе объект поисков.

Таким людям Будда рекомендовал прекратить заниматься заведомо бесполезным делом, сосредоточив свои усилия на постижении того, что происходит в окружающей действительности.

Необходимо работать над собой, полагал он. Только в случае достижения совершенства можно обрести способность осознать существование духовного мира или признать факт его отсутствия.

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

Будда считал иллюзорными рассуждения о духовности. Он понимал людей, верящих в существование какого-нибудь отдельного духа, однако объяснял их веру неведением. А также тем, что им очень хочется оказаться после своей кончины в раю и там получать неземное удовольствие.

По его мнению, заблуждение человека состоит в том, что он занят поисками в себе отдельной личности и не обращает внимания как на «блаженство праведности», так и на «бессмертие истины».

Положение о безличности

Сам же Будда продолжал придерживаться мысли о том, что материальные тела (дхаммы) лишены духа. Это в полной мере относится и к такому явлению, как ниббана, представляющему собой состояние «угасания огня».

Просветленный противопоставлял разным теориям учение, которое называл «anattā». Термин означает «лишенный духа, эго», то есть безличный.

Для лучшего понимания учения следует учитывать, что на пути к самореализации существуют определенные препятствия. Речь идет как о теории, гласящей о существовании духовного мира, так и о системе идей, которая отрицает дух. Обе они основаны на ошибочном положении «Я есть».

Осознать, что такое учение безличности, можно путем объективного рассмотрения вещей. При этом следует игнорировать совокупность существующих теоретических положений о духовном мире. Нужно представлять своё «эго» частью личности, находящейся в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

В соответствии с учением, якобы вечная сущность, которая есть внутри человека, представляет собой сочетание таких сил и явлений, как:

В процессе анализа психофизической жизни Учителю удалось обнаружить эти совокупности, однако он не сумел отыскать вечную душу. Согласно его представлению, дух не может являться сознанием.

Современная трактовка

Свое учение о безличности основоположник буддийской философии открыл миру свыше 2500 лет назад. С тех пор не прекращаются споры относительно того, есть ли душа на самом деле или это плод фантазии желающих бессмертия.

Интересно отметить, что сейчас многие ученые склоняются ко второму варианту. Другими словами, они фактически соглашаются с Буддой. Большинство нынешних представителей научных кругов рассматривают хомо сапиенса (человека разумного) как средоточие ощущений, которые постоянно меняются.

По мнению физиков, вселенная вовсе не является твердой материей, как считали ранее, а представляет собой энергетический поток. Бесконечный мир космоса ими понимается как процесс преобразования различных сил, в нем существующих. Человек – лишь малая его частица. Первым пришел к осознанию этого никто иной, как Будда.

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

Эти исследователи благосклонно относятся к идее о том, что под так называемым духовным миром следует понимать настроения, чувства, эмоции, имеющие отношение к физическому опыту. Сам термин вовсе не обозначает какую-либо существующую реальность, а является обычным словом.

А ведь именно об этом и говорится в учении Будды. Таким образом, оно выступает в качестве исходного исследования, и от него отталкиваются современные ученые.

Вера в собственное «Я» и Бога, создавшего все вокруг, достаточно сильно укоренилась в умах многих людей. Настолько прочно, что понять, почему Будда критически относился к существованию и того, и другого, крайне тяжело. В этом и состоит главное объяснение тому, почему буддизм называется уникальной религией.

С другой стороны, находятся исследователи, которые полагают, что было бы неплохо дополнить учение Просветленного идеей о реальности духовного мира. Для этого, по их мнению, необходимо несколько по-другому интерпретировать слово «атман».

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

Ведь, как указывают эти ученые, вера человека в бессмертие души берет свое начало из глубины веков. В дошедших до нас текстах из раннего периода буддизма можно обнаружить характерную притчу.

Однажды некий странник увидел змею, стремительно передвигавшуюся рядом с ним. Он испугался не на шутку и не знал, что ему делать. Но тут он понял, что принял за опасное пресмыкающееся обыкновенную веревку.

Путник пришел в себя, страх его исчез, а ум стал спокойным. Веревка, которую удалось ему разглядеть, символизирует собой вечную нематериальную сущность.

Заключение

На этом мы сегодня прощаемся с вами, уважаемый читатель.

Поддержите блог — рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Решение проблемы души в буддизме. Анатман, реинкарнация и жизнь после смерти в буддизме

Согласно буддизму, все вещи находятся в состоянии постоянного изменения. Всё меняется, и постоянного состояния не существует само по себе. Это относится и к людям, и ко всему существующему в космосе. Следовательно, человек не имеет постоянной субстанции. Какое решение проблемы души в буддизме?

Анатман в буддизме

Согласно доктрине аната («отсутствие себя» или «отсутствие души»), слово «Я» не относятся к какой-либо определённой вещи. Это просто подходящий термин, за которым ничего не стоит. Слово «Я» подразумевает постоянную смену сущностей.

Учение об анате не является формой материализма. Буддизм не отрицает существования «нематериальных» сущностей. Согласно его доктрине (по крайней мере, традиционной), физические состояния и психические состояния различаются. Следовательно, обычный перевод термина аната как «без души» может сбивать с толку.

Слово «душа» просто относится к нематериальному компоненту в живых существах, который может продолжать существование после смерти. Но буддизм не отрицает существования души. Вместо этого буддизм отрицает существование постоянной сущности, которая остаётся неизменной за переменным телом и нечеловеческими компонентами живого существа.

Буддизм – душа после смерти, непостоянство состояний и психические процессы

Когда тело меняется от одного состояния к другому, когда мысли приходят и уходят, тогда не существует постоянного состояния, которое в основном является умом и которое испытывает эти мысли (как в картезианстве). Сознательные психические состояния просто появляются и исчезают без «мыслителя» позади них.

Буддисты верят, что после смерти наиболее эффективные психические процессы продолжаются и возрождаются в новом теле. Поскольку психические процессы постоянно меняются, существо, которое перерождается, не будет полностью отличаться или будет полностью идентично существу, которое умерло.

Тем не менее, новое существо является продолжением существа, которое умерло. Человек настоящего момента является продолжением этого же человека с предыдущего момента (несмотря на то, что он постоянно изменяется).

Буддисты считают, что само понятие постоянного самообновления само по себе является одной из причин человеческих конфликтов на эмоциональном, социальном и политическом уровнях. Они добавляют, что понимание анатомии даёт точное описание состояния человека, и что это понимание позволяет нам направлять наши повседневные желания в правильное русло.

Жизнь после смерти в буддизме

Различные школы буддизма имеют разные представления о том, что происходит после смерти.

Школа сознания в буддизме махаяны считает, что существуют состояния сознания, которые продолжают существовать после смерти.

В некоторых школах, особенно в тибетском буддизме, существует мнение, что существует три формы разума:

Следовательно, тотальный разум менее постоянен, чем тонкий, которого нет после смерти. Однако очень тонкий разум продолжает существовать, когда он «понимается», или когда он совпадает с явлениями. Тогда возникает новый тонкий разум с его индивидуальностью, предположениями или привычками. Эта сущность испытывает карму в настоящем континууме.

Душа растений в буддизме

Считается, что растения не обладают душой. При этом буддийские монахи обязаны сохранять и не вырубать деревья, потому что некоторые сенсорные существа зависят от них. Некоторые махаянские монахи верят, что неопасные существа, такие как растения и камни, имеют природу Будды.

Современный буддизм и переселение душ в буддизме

Некоторые современные буддисты, особенно в западных странах, отвергают или, по крайней мере, занимают агностическую позицию с точки зрения концепции перерождения или реинкарнации.

Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть фото Что значит нет души у человека в буддизме. Смотреть картинку Что значит нет души у человека в буддизме. Картинка про Что значит нет души у человека в буддизме. Фото Что значит нет души у человека в буддизме

Стивен Бехелор обсуждает эту тему в своей книге «Буддизм без веры». Другие указывают на исследования, проведённые в Университете Вирджинии, как свидетельство того, что некоторые люди имеют память о прошлой жизни, что они «родились свыше». Так или иначе, сама концепция реинкарнация претерпела значительные изменения с древних времён.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *