Что значит нести свой крест в библии
Что имел в виду Иисус, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? (Матфея 16:24; Марка 8:34; Луки 9:23)?
Начнем с того, что Иисус не имел в виду. Многие люди интерпретируют «крест» как некое бремя, которое они должны нести в своей жизни: сложные отношения, неблагодарная работа, физическое заболевание. С гордостью, смешанной с жалостью к себе, они говорят: «Это – крест, который мне нужно нести». Такое толкование не соответствует тому, что имел в виду Христос, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною».
Две тысячи лет спустя христиане рассматривают крест как заветный символ искупления, прощения, благодати и любви. Но во времена Иисуса крест не представлял ничего, кроме мучительной смерти. Поскольку римляне вынуждали осужденных преступников нести свои кресты к месту распятия, несение креста означало переноску своего собственного орудия казни, сталкиваясь с насмешками по пути к смерти.
Поэтому «Возьми крест свой и следуй за Мною» означает готовность умереть, чтобы следовать за Иисусом. Это называется «смертью для себя». Это – призыв к абсолютной капитуляции. После Своих слов о кресте, Христос продолжил: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Луки 9:24-25; Матфея 16:26; Марка 8:35-36). Хотя призыв тяжелый, награда несравненна.
Куда бы ни шел Иисус, Он привлекал к Себе толпы. Хотя эти люди часто следовали за Ним как за Мессией, их взгляд на то, кем на самом деле был Мессия и что Ему предстояло совершить, был искажен. Они думали, что Христос восстановит царство. Они верили, что Он освободит их от гнета римских оккупантов. Даже Его ученики считали, что царство скоро наступит (Луки 19:11). Когда Иисус начал учить, что вскоре умрет от рук иудейских предводителей и их языческих повелителей (Луки 9:22), Его популярность упала. Многие из шокированных последователей отвергли Его. Воистину, они не смогли предать смерти свои собственные идеи, планы и желания и обменять их на Него.
Следовать за Христом легко, когда жизнь проходит гладко; наша истинная приверженность Ему проявляется во время испытаний. Иисус заверил нас, что испытания придут к Его последователям (Иоанна 16:33). Ученичество требует жертв, и Он никогда не скрывал эту цену.
В Луки 9:57-62 три человека, казалось, хотели следовать за Христом. Когда Он расспросил их, то их преданность оказалась в лучшем случае неполной. Они не подсчитали цену следования за Ним. Никто не желал брать свой крест и распинать на нем свои интересы.
Поэтому кажется, что Иисус отговорил их. Как же это отличается от типичной презентации Евангелия! Сколько человек выйдет в ответ на призыв: «Последуйте за Христом, и вы можете потерять друзей, семью, репутацию, карьеру и, возможно, даже собственную жизнь»? Количество ложных обращений, вероятно, уменьшилось бы. Но именно такой призыв имел в виду Иисус, сказав «Возьми крест свой и следуй за Мною».
Если вы задаетесь вопросом, готовы ли вы взять свой крест, рассмотрите следующие вопросы:
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает потерю ваших близких друзей?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает отчуждение от вашей семьи?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает утрату вашей репутации?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает потерю работы?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает утрату собственной жизни?
В некоторых местах в мире эти последствия совершенно реальны. Но обратите внимание, что вопросы сформулированы: «Желаете ли вы…?». Следование за Христом не обязательно подразумевает, что все это случится с вами, но желаете ли вы взять свой крест? Если в вашей жизни наступает момент, когда вы сталкиваетесь с выбором – Иисус или комфорт этой жизни, что вы выберете?
Посвящение Иисусу означает ежедневно брать свой крест, отказываясь от своих надежд, мечтаний, имущества и даже самой жизни, если это необходимо для Его дела. Только если вы охотно возьмете свой крест, вас можно назвать Его учеником (Луки 14:27). Награда стоит того. Христос Сам последовал Своему призыву к смерти с даром жизни в Нем: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матфея 16:25).
Что имел в виду Иисус, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? (Матфея 16:24; Марка 8:34; Луки 9:23)?
Для чего и как нести свой крест?
Библия повествует нам о духовном значении всего двух крестов (крест Христа и крест человека). Первый Крест – это крест Иисуса Христа или Крест Голгофы:
Иоан.19:17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
Второй крест – это крест каждого человека, который он должен нести ЛИЧНО сам:
Лук.14:27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником…
Мар.10:21 … и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Отсюда уже видно, чтобы иметь сокровища на Небесах и стать учеником Иисуса Христа, надо взять какой-то «свой крест» (а не чужой и не Крест Иисуса Христа), а потом еще и нести его, следуя за Христом.
Сразу встает множество вопросов. А какой он (свой крест) из себя и где его взять?
Конечно, кто же не захочет иметь сокровища на Небесах? И, заодно, стать учеником Самого Иисуса Христа? Поэтому люди задают вопросы (в интернете):
«Обязательно ли крещеному человеку носить крест?»
«Что значит: креста на тебе нет!?»
«О каком кресте говорил Иисус со своими учениками?»
«Куда они должны были следовать со своим крестом?»
Ответы «знатоков» (в интернете):
Очень странный ответ, видно, что человек совсем не знает Слово Божье.
Из вопросов и ответов становится ясно, что большинство людей, искренне ищущих ответы в Писании, нуждающихся в понимании истины Слова Божьего, и не имеют единого понимания, о чем говорил Иисус Христос.
Это характерно и для учения в разных Церквах и разных эпохах.
Словосочетание «нести свой крест» понимается по-разному:
Согласно учению Менно Симонс (1540 год) это словосочетание касается лишь того, кто возрождён духовно и согласен нести крест, что означает умереть для греха
В одной современной Церкви на вопрос «Почему надо носить нательный крест» дается ответ (http://prav-molitva.narod.ru/azyprav/natkrest/natkr.htm):
Информация в Викисловаре:
Итак, мы видим, что учение некоторых Церквей напрямую связывает Библейский крест (Мар.8:34) с нательным крестиком, который обычно носят верующие. Скорее всего, это изделие и появилось среди церковной утвари на основании того, что каждый человек, считающий себя верующим должен носить крестик на шее.
Более того, существуют указания Церкви (http://prav-molitva.narod.ru/azyprav/natkrest/natkr.htm):
«При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись “Спаси и сохрани!”.
Совершенно не здравые советы. Как можно писать такое в Церкви?! Ведь это прямо противоположно тому, о чем говорит Слово Божье.
На сайте http://kreshchenie.ru/pro-kreshenie/natelny-krest/:
На сайте: http://azbyka.ru/dictionary/10/krest_natelnyi-all.shtml:
Что говорит Слово Божье.
Давайте подробно и последовательно разберемся в этих вопросах не на основании людских интерпретаций, а на откровениях Писания.
Только Слово Божье является критерием истины, а не человеческие вымыслы или обряды:
Иоан.17:17 Освяти их истиною Твоею; СЛОВО Твое есть ИСТИНА.
Поэтому все остальное, чего нет в Библии – НЕ ИСТИНА, т.е. ЛОЖЬ, или сатанинское учение, т.к. отец лжи – это сатана:
Иоан.8:44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо НЕТ в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он ЛЖЕЦ и ОТЕЦ лжи.
Многие места Писания написаны языком символов, поэтому возникает много загадок в понимании сути написанного. Никто из людей не может постичь своей мудростью истины, заложенной в Библию. Хоть и писалась Библия людьми через откровения от Духа Святого. Открыть истинное значение может только Бог:
Дан.2:
27 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, НЕ МОГУТ открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.
28 Но есть на небесах Бог, открывающий тайны…
Иоан.16:13 Когда же приидет Он, Дух истины, то НАСТАВИТ вас на всякую ИСТИНУ: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Но люди и даже церковные служители часто пытаются сами объяснить эти символы, плодя и умножая человеческие традиции и обряды, которые не только далеки от истины Божьей, но и становятся прямо противоположными ей:
Тит.1:14 не внимая Иудейским басням и ПОСТАНОВЛЕНИЯМ ЛЮДЕЙ, ОТВРАЩАЮЩИХСЯ от истины.
2Тим.4:
3 Ибо будет время, когда ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ ПРИНИМАТЬ НЕ БУДУТ, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые ЛЬСТИЛИ бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и ОБРАТЯТСЯ К БАСНЯМ.
Не соответствие Слову Божьему и непонимание Писания рождает Церковную обрядность, мешающую людям наладить правильные взаимоотношения с Богом и приводящую к пустой трате времени на совершение «церковных» традиций и мероприятий, которых НЕТ, И НИКОГДА НЕ БЫЛО в Слове Божьем.
Рассмотрим смысл слова «крест» в первоисточнике:
Матф.10:38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Иоан.19:
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там РАСПЯЛИ Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Гал.6:14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
Лук.14:27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
Характеристики креста, который должен нести человек:
Вот теперь все встает на свои места и мы понимаем что это за крест, который должны нести все, кто РЕШАЕТ СЛЕДОВАТЬ Христу, который сказал:
Иоан.14:12 Истинно, истинно говорю вам: ВЕРУЮЩИЙ в Меня, ДЕЛА, которые творю Я, и ОН СОТВОРИТ, и БОЛЬШЕ сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду
Христос сейчас на Небесах и Он дал власть верующим в Него СОВЕРШАТЬ ДЕЛА НА ЗЕМЛЕ ОТ ЕГО ИМЕНИ, ЕСЛИ ЭТО СОВПАДАЕТ С ЕГО ВОЛЕЙ.
А чтобы Бог позволил это делать в полную силу НАДО НАУЧИТЬСЯ РАСПИНАТЬ СВОЮ ПОХОТЬ НА «СВОЕМ КРЕСТЕ», а вовсе не НОСИТЬ на веревочке нательный крестик!
Какая связь между нательным крестиком и тем, что надо «ОТВЕРГНУТЬ СЕБЯ», что надо «распять» свои плотские желания ради ДУХОВНОГО служения Богу, что надо что-то СВОЕ личное ОТОРВАТЬ от себя ради служения Христу (следовать за Ним).
Можно носить нательный крестик, как символ христианства, но он не имеет НИКАКОГО отношения к фразе «возьми свой крест(распятия) и следуй за Христом», т.к. речь в этих местах Писания идет о ДУХОВНОМ служении Богу, о том КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧЕНИКОМ Христа и что для этого надо сделать. Ведь везде Христос говорил не о нательном крестике, а о КРЕСТЕ, НА КОТОРОМ РАСПИНАЮТ, лишая человека жизни, т.е. чего-то очень дорогого и ЛИЧНОГО.
Два креста в Библии.
Этот крест в Библии превратился в духовный символ. Существует два таких креста. Один человека, другой Крест Иисуса Христа. Оба креста обозначены одним и тем же словом в первоисточнике – это крест распятия, на котором римляне казнили преступников.
Крест Христа был физический. Но после победы Иисуса Христа на физическом кресте Голгофы, словосочетание «крест Христа» превратилось в символ, обозначающий победу Бога над всеми грехами человечества, т.к. они были возложены на Тело Христа:
Человек, аналогично Христу, должен тоже нести свой крест, чтобы служить Богу, жить по духу и иметь духовные победы:
Лук.14:
27 и кто не несет креста своего
и идет за Мною, не может быть Моим учеником
Здесь говорится об ученичестве и СТРЕМЛЕНИИ учеников к святости и непорочности, а вовсе не о ношении на шее крестика (как символа креста Голгофы), который еще оказывается исцеляет (. ) и изгоняет бесов (. как такое можно было придумать?).
Теперь мы понимаем, что словосочетание «нести свой крест» в Библии означает: распинать всякую греховную мысль, которая возникает в результате похоти плоти:
Нести свой крест – это значит не допустить греха, не смотря на похоть плоти, из-за которой возникают греховные мысли.
Победа – это усилием воли не совершить греха, насаждаемого похотью плоти.
Нужно всегда быть готовым не допустить грех и бороться с ним – это и есть «нести свой крест», а ПОБЕДИТЬ похоть плоти, не допустив грех – это «распять себя на своем кресте».
! Нести свой крест – это ПОБЕДИТЬ похоть плоти, не допустив совершение греха даже в МЫСЛЯХ.
Эта духовная война происходит в душе (в разуме). Душа («Я» человека) выбирает: поступить по желанию плоти или по духу:
Отгонит ли крестик бесов?
Совершенно ясно кто это придумал. Библия говорит, что бесы боятся ТОЛЬКО имя Иисуса Христа. И изгнать их можно только ВО ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА. И ни как иначе:
Лук.8:29 Ибо [Иисус] ПОВЕЛЕЛ нечистому духу выйти из сего человека …
Христос дал людям ВЛАСТЬ ИЗГОНЯТЬ ЗЛЫХ ДУХОВ Его именем:
Когда Христос вознесся на Небеса, то люди продолжали изгонять бесов ИМЕНЕМ Христа:
Деян.16:18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и СКАЗАЛ духу: ИМЕНЕМ Иисуса Христа ПОВЕЛЕВАЮ тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час.
Нигде в Библии вы не найдете, чтобы злые духи изгонялись крестиками или не могли пройти сквозь «святой круг» или подобную чушь, которую сами же бесы внушили людям.
Они ничего не боятся КРОМЕ ИМЕНИ Христа и просто смеются над глупостью людей, верящих всяким сказкам о крестиках и т.д.
Это ложь сатаны, продвигаемая им через фильмы ужасов, где показывают, что бесы боятся яко бы крестика в руке человека.
Самое странное, что даже некоторые священники поверили этой лжи и думают, что крестик защитит их от злых духов! Бесы просто смеются над глупостью людей, не читающих и не понимающих Писания.
Защита от демонических существ ТОЛЬКО ОДНА – Иисус Христос и ангелы Его, которые изгоняют бесов ПО ПРИКАЗУ ЛЮДЕЙ ВО ИМЯ Христа.
Что такое наш крест и почему его надо нести
Воскресное евангельское чтение Крестопоклонной недели Великого поста особо выделено словами Христа Спасителя: «Тот, кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет крест свой и последует за Мною» (Мк.8:34).
Учитывая, что эти слова Господь произносил задолго перед Своими Крестными страданиями, вряд ли Он подразумевал patibulum (лат. съемная, горизонтальная балка, которую осужденные несли на себе к месту казни).
Термин σταυρος (греч. «крест») появляется в Евангелии в данном месте на этапе письменной фиксации – спустя некоторое время после определенного переосмысления сказанного Спасителем в свете Его Голгофской смерти.
О смысле земных страданий
Протоиерей Олег Скнарь
Крест в евангельском понимании – это боль, страдания, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах. Взять крест – означает принять скорбные обстоятельства жизни, принять посланные испытания, но не пасть под их бременем и не дать им раздавить себя.
«Отречение от себя» – важное условие обнаружения человеком внутренних духовных сил, нужных для несения своего креста. При этом очень важно отчетливо понимать, что есть наш крест, а что крестом не может являться, какое страдание должно отождествляться с крестом, какое – нет.
Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что крест, если это действительно крест от Бога, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа запас внутренних сил для претерпевания и преодоления страдания.
Отец Александр Ельчанинов в своих дневниковых записях когда-то резюмировал эту мысль следующими словами: «Бог никогда не посылает испытаний выше сил самого человека».
– Но если человек, например, лежачий больной, уже так устал, что не может и слышать об этом – что делать?
– Боль – это то, что больше всего беспокоит человека. О страданиях трудно молчать. Как же понимать природу страданий? Весь вопрос, как правило, концентрируется в плоскости нашей земной жизни, как будто бы вечной жизни нет вообще…
Христианство открыло великую истину: жизнь человека – не миг нашего земного существования. Этот миг является всего лишь преддверием, только началом, и наша земная жизнь – это начало вечной жизни. Если хотите, наша жизнь – это экзамен!
Христианство утверждает: земное существование человека имеет огромный смысл! Мы верим, что наша земная жизнь – очень важный промежуток, именно в нем человек обнаруживает себя как личность и показывает направление своей свободы! Именно в вечности откроется подлинная суть вещей.
Если нет Бога, вечной жизни, какой тогда смысл страданий?! Полная бессмысленность! А если есть Бог? А Бог есть Любовь, следовательно, Премудрый Бог-Любовь не может допустить бессмысленных страданий человека, значит, в них есть какой-то смысл.
Бог не может являться причиной страданий человека
– Как реагировать, если на слова о том, что и Господь за нас пострадал, люди в беде и муке отвечают, что лучше бы Бог и Сам не страдал, и им страданий не посылал?
– Страдание является всегда следствием нарушения законов нашего существования. Во-первых, страдание – это нарушение закономерности жизни, нашего человеческого организма, души, закономерности социальной, общественной жизни. Во-вторых, страдание – от страстей: Бог не может являться причиной страданий, человек своими похотями вызывает атмосферу вражды, нестроений и проистекающих отсюда бед.
В этой связи очень важно подчеркнуть Бог – есть Вечная Любовь! Он никогда, никого не наказывает! Наказание, в нашем понимании – это справедливое воздаяние за нарушение каких-то договоренностей путем причинения определенного ущерба, даже в форме физической боли – но это наше человеческое представление наказания.
Бог – бесстрастен, Он не гневается и не карает. Да, Он наказывает – но, наверное, правильней было бы понять этот глагол в его славянской форме: «наказывать» – назидать, образовывать, а еще точнее – уврачевать. Наш Бог – Врач, а не Судья! Вот основная идея, которая является важной в вопросе наказания.
Страдание, действительно, ставит человека в тупик. Христианство же указывает на корень и причину страданий – болезни духовного характера, которые коренятся в нашей душе: зависть, жадность, гневливость и т. д. Мы рождаемся в этот мир с полным набором страстей, но впоследствии у каждого индивидуально выделяется какая-то особенная проблема.
Есть понятие «родовой грех» – это духовная болезнь, в истории человечества все без исключения рождались с наследственными болезнями. Единственный, кто родился без родового греха, был Господь Иисус Христос, потому что Он родился от Духа Святого. Господь был чист в этом плане. Основной причиной страданий являются наши страсти, которые, к сожалению, стали естественны для нашей человеческой природы.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном клиническом госпитале Киева
Основной закон бытия – любовь, а не правда
– Должен ли человек быть готов к страданиям, духовным, физическим, которые могут стать просто фоном или даже сущностью его жизни?
– Человек страдает… Но виновен ли он, что родился с увечьями (слепой, без слуха, с врожденными душевными проблемами)? Нет, не виновен! Но он страдает… Где же справедливость? За что страдает человек? Наверное, сам вопрос звучит ошибочно. Правильно было бы спросить: почему?
К сожалению, очень часто мы считаем, что наше бытие построено на принципе справедливости, мы строим свои оценки на этой правовой, юридической почве. Основной закон бытия – любовь, а не правда. «Там, где правда – там нет любви, а где любовь – там нет возмездия» (преп. Исаак Сирин). Мать проводит бессонную ночь у постели больного ребенка: у нее нет ощущения, что она исполняет «долг», она так поступает по любви, она не может поступить иначе.
Христианство однажды сделало величайшее открытие: всё человечество – это «единый Адам»: мы один организм, центром которого является Христос! Все мы – Тело Христово. Каждая личность – это клеточка большого организма. Мы не бездушные горошины в мешке жизни – мы одно Тело!
Страдающая личность – это пораженная клетка, а страдание – отражение греховности, которой поражены его родные. Ни одна капля страданий не попускается человеку Богом без того, чтобы не воздать человеку в Вечной Жизни, и только когда человек переступит порог Вечности, ему будет открыт смысл его страданий.
Глубокая истина человеческого существования
Как относиться к страданиям, болезням, скорбям? Каждый христианин должен знать, что в первую очередь, когда эти скорби объективны, и мы ничего не можем сделать – нужно терпеть! Следующий этап: реально взглянуть на свою жизнь, не обвинять кого-то, а подобно евангельскому разбойнику констатировать: …мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… (Лк.23:41). Только при стяжании взгляда без прелести на свою жизнь человек может подняться выше: «Господи, я Тебя благодарю за ниспосланное испытание!»
Поразительно, но именно страдание и боль иногда человека преображают настолько, что они могут послужить мощным толчком к обретению подлинной веры! Страдания воспитывают наш дух, это средство укрепления духа человека, чтобы мы утвердились в верности Богу.
И если попытаться в своей жизни осуществить то, к чему призывает Господь: стремиться преодолевать страдания и скорбь через терпеливое и мужественное несение креста, поставлять в центр своей жизни Бога и следовать Его заповедям, то мы с неизбежностью убедимся в том, что это не простые слова, но глубокая истина человеческого существования.
ТРИ СЛОВА О НЕСЕНИИ КРЕСТА
Крест внешний
Объяснение значения Креста Господня и собственного креста каждого. Как каждый из нас становится причастником спасительной силы Креста Христова. Спасение – через Крест. Как нести свой крест во спасение. Виды крестов. Почему на земле нет никого без горести и тяготы.
О, когда бы и нам даровал Господь такой смысл и расположение, чтобы понять и ощутить силу Креста и начать хвалиться им!
О значении Креста вот краткое общее объяснение: Господь совершил спасение наше крестною смертью Своей; на Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; Крестом примирил нас Богу и Отцу; чрез Крест низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные. Но таков Крест Господень в нем самом. Каждый же из нас становится причастным спасительной силы его не иначе, как чрез свой собственный крест. Свой собственный каждого крест, когда соединяется с Крестом Христовым, силу и действие сего последнего переносит на нас, становится как бы каналом, чрез который из Креста Христова переливается на нас всякое даяние благо и всяк дар совершен. Из этого видно, что собственные каждого кресты в деле спасения столько же необходимы, сколько необходим Крест Христов. И вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем. По сей-то причине каждый всесторонне обложен крестами, чтоб не затрудняться исканием крестоношения и недалеко быть от спасительный силы Креста Христова. Можно сказать так: осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединенно с Крестом Христовым, – и будешь спасен.
Хотя и нехотя всякий несет крест свой, и крест большей частью не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него чрез Крест Христов; не всякий обращает его в устроение спасения своего; не у всякого потому крест бывает спасительным крестом. Пересмотрим все возможные кресты и разберем, как следует нести каждый из них, чтоб он был силою во спасение.
Крестов много, но видов их три: первый вид – кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй – кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотями ради добродетели; третий – кресты духовноблагодатные, возлагаемые совершенноq преданностью в волю Божию.
Ныне скажу вам несколько слов о крестах внешних. Это – самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и ущерб, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелегкая.
У кого нет какого из сих крестов? И не быть нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный.
Хочешь, чтоб сии кресты были тебе во спасение, употреби их по намерению Божию при назначении их в отношении к человеку вообще и в отношении к тебе в частности. Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришелец на стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество свое. Как только согрешил человек, тотчас изгнан из рая и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода неудобствами, чтоб помнил, что он не на своем месте, а состоит под наказанием, и заботился искать помилования и возвращения в свой чин.
Так, видя скорби, несчастья и слезы, не удивляйся и, терпя их, не досадуй. Так следует. Преступнику и ослушнику не к лицу полное благоденствие и счастье. Прими сие к сердцу и благодушно неси долю свою.
Но зачем, скажешь, у меня больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всем почти счастье? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключения и раздавать ее. – Да так ведь она и раздается. Присмотрись, и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь? Сами цари нередко не спят ночи от туги сердца. Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и еще увидишь. Потерпи же! Прояснится и над тобою небо. В жизни, как в природе, то светлые, то мрачные бывают дни. Бывало ли когда, чтоб грозная туча не проходила? И был ли кто на свете, кто бы так думал? Не думай и ты так о своем горе, и обрадуешь себя упованием.
Тебе тяжело. Но разве это случайность беспричинная? Восклони 2 несколько главу твою и помяни, что есть Господь, отечески о тебе пекущийся и глаз с тебя не спускающий. Если постигло тебя горе, то не иначе как с Его согласия и воли. Никто как Он послал его тебе. А Он очень точно знает, что, кому, когда и как послать; и когда посылает, во благо того самого посылает, кто подлежит горю. Так осмотрись, и увидишь благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой хочет очистить Господь, или от греховного дела отвести, или прикрыть меньшим горем от большего, или случай тебе дать – терпение и верность Господу показать, чтоб на тебе потом показать и славу милосердия Своего. Что-нибудь из сего, конечно, идет к тебе. Отыщи же, что именно, и приложи то к ране своей, как пластырь, – и утолится жгучесть ее. Если, впрочем, и не увидишь ясно, что именно хочет даровать тебе Бог чрез постигшее тебя горе, общее неразмышляющее верование воздвигни в сердце своем, что все от Господа и что все идущее от Господа есть во благо нам; и толкуй мятущейся душе: так Богу угодно. Терпи! кого наказует Он – тот у Него, как сын!
Наипаче же останови внимание на твоем нравственном состоянии и соответственной вечной участи. Если ты грешен – как, конечно, и грешен, – то радуйся, что пришел огонь скорби и попалит грехи твои. Ты все смотришь на горе с земли. А ты перенесись в другую жизнь. Стань на суде. Воззри на огонь вечный, уготованный за грехи. И оттуда посмотри на свое горе. Если там придется быть осуждаему, каких горестей не пожелал бы ты перенести здесь, чтоб только не подпасть сему осуждению? Пожелал бы, чтоб каждый день теперь резали и жгли, нежели там неописанному и непрестающему подпасть мучению. Не лучше ли же, чтоб там не испытать сего, теперь и не столь большое нести горе так, чтоб чрез то избавиться вечного огня? Говори сам себе: по грехам моим посланы мне такие удары, – и благодари Господа, что благость Его на покаяние тебя ведет. Затем, вместо бесплодного горевания, распознай, какой есть за тобою грех, покайся и перестань грешить. Когда так расположишься, то, конечно, скажешь: мало еще мне. По грехам моим и не того стою!
Так, общую ли несешь горькую долю или частные испытываешь горести и скорби, благодушно терпи, благодарно приемля их от руки Господней как врачевство от грехов, как ключ, отверзающий дверь в Царство Небесное. А роптать не ропщи, другому не завидуй и бессмысленному гореванию не предавайся. Ибо в горе так бывает, что иной досадовать и роптать начинает, иной совсем теряется и падает в отчаяние, а иной погрузится в свое горе и только горюет, не движась мыслью своею окрест и не возводя сердца своего горе 3 – к Богу. Все таковые не пользуются посылаемыми им крестами, как следует, и пропускают время благоприятное и день спасения. Господь в руки подает содевание спасения, а они отвергают его. Постигли беда и горе.
Уж несешь крест. Сделай же, чтоб сие несение было во спасение, а не на пагубу. Для сего не горы переставлять требуется, а малое произвести изменение в помышлениях ума и расположениях сердца. Возбуди благодарность, смирись под крепкую руку, покайся, исправь жизнь. Если отошла вера в богоправление всем, возврати ее в недро свое, и облобызаешь десницу Божию. Если скрылась связь горя с грехами твоими, изостри око совести, и увидишь: оплачешь грех и увлажишь сухость горя слезами покаяния. Если забыл, что горькость здешней доли искупает от горчайшей вечной участи, воскреси память о том, и к благодушию придашь желание скорбей, чтоб за малые здешние скорби милость вечную сретить нам от Господа. Много ли и трудно ли все сие? А между тем, такие помышления и чувства суть нити, коими крест наш связуется с Крестом Христовым, и из него истекают спасительные для нас силы. Без них же крест остается на нас и тяготит нас, а спасительности не имеет, будучи разъединен с Крестом Христовым. Тогда мы являемся не спасаемыми крестоносцами и не можем уже хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа.
Из многого малое сказав вам о внешних крестах, приглашаю вас, братие, в мудрости ходить, искупая время горести и скорбей благодушным, благодарным и покаянным терпением. Тогда ощутим спасительное действие скорбных крестов, и будем радоваться, подвергаясь им, прозревая сквозь них свет славы, и научаться хвалиться ими не будущего только ради, но и настоящего плода от них. Аминь.
Крест внутренний
Крест – борьба со страстями и похотями. Мучение от страстей на пагубу. Как пагубное мучение от страстей претворить в спасительное. Разори крест страстей и устрой крест борьбы с ними. Крест есть древо жизни
Из трех видов креста я сказал вам несколько слов об одном, именно о крестах внешних: скорбях, бедах и лишениях. Теперь скажу что-нибудь о втором виде крестов, крестах внутренних.
Какая страсть не болезненна? Гнев жжет; зависть сушит; похоть расслабляет; скупость есть и спать не дает; гордость оскорбленная убийственно снедает сердце; и всякая другая страсть: ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам – свое причиняет нам терзание; так что жить в страстях то же, что ходить по ножам или угольям босыми ногами или быть в положении человека, у которого змии сосут сердце. И опять, у кого нет страстей? У всякого есть. Коль скоро есть самолюбие, все страсти есть, ибо оно есть матерь страстей и без дщерей своих не бывает. Только не у всякого они все в одинаковой степени: у одного одна, у другого другая преобладает и заправляет другими. А когда есть у всякого страсти, есть и мучение от них. Всякого мучат и распинают страсти – только не на спасение, а на пагубу.
И удивляться надобно нашему ослеплению. Страдает иной от страсти, и все еще удовлетворяет ей. Видит, что удовлетворением больше и больше себе причиняет зла, и все удовлетворяет. Необъяснимое вражество против себя самих! Иной и собирается восстать на страсть, но лишь только пробудись страсть со своими требованиями, тотчас идет вслед ее. Опять соберется, и опять уступает. Несколько раз так, и все успех один и тот же. Непонятное расслабление нравственной силы! Лесть и обман в чем? В том, что страсть за удовлетворение себе обещает горы удовольствий, а борьба с нею ничего не обещает. Но ведь сколько уже раз было испытано, что удовлетворение страсти приносит не счастье и покой, а муку и томление. Она много обещает, но ничего не дает; а борьба ничего не обещает, а все дает. Если не испытал сего, испытай, и увидишь. Но то горе наше, что испытать-то не соберемся с силами. Причина тому саможаление. Саможаление есть самый льстивый наш изменник и враг, первое исчадие самолюбия. Жалеем себя – и губим себя сами. Думаем, что добро себе делаем, а делаем зло; и чем более делаем зла, тем более желательно нам делать зло. Оттого зло растет и конечную пагубу нашу приближает к нам.
Подвигоположниче Господи! Воодушевивший нас ревностью вступить в подвиг борьбы со страстями, Сам и устоять в ней подай силы, да под знамением Креста Твоего воинствуем доброе воинствование, взирая на Тебя, Начальника и Совершителя веры нашей, Крестом спасение нам устроившего и живот нам в нем даровавшего. Аминь.
Крест преданности в волю Божию
Сораспятый Христу перестал жить сам, но стал жить в нем Христос. В чем состоит христианство. Путем утешной жизни нельзя стать тем, чем нам подобает быть во Христе
Осталось еще изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас, – крест преданности в волю Божию. Скажу и о нем слово-другое.
Скажу вам слово-другое, потому что полное о нем учение превосходит силы мои. На крест сей восходят уже совершеннейшие христиане. Они и знают его, и говорить о нем могли бы ясно, полно и с силою. Другим же где говорить так? А не помянуть нельзя, чтоб кто из вас, одолевши одну-другую страсть и, несколько успокоившись от тревог их внутри, не подумал, что уже все сделал, что должно и что ожидается от христиан.
Каким себя найдешь, такого и конца себе ожидай. Я только прибавлю: выбросьте вы из головы, будто можно путем утешной жизни стать тем, чем подобает нам быть во Христе. Утехи если бывают у истинных христиан, то совершенно случайно; отличительнейший же характер жизни их суть страдания и болезнования, внутренние и внешние, произвольные и невольные. Многими скорбями подобает внити в Царствие и в то, которое внутрь является. Первый шаг здесь – перелом воли от худа на добро, составляющий сердце покаяния, отражается смертельной болью от раны сокрушения, из которой потом сочится кровь во все продолжение борения со страстями и которая закрывается уже по стяжании чистоты, возводящей христианина на крест сораспятия со Христом в воле Божией. Все – скорби и болезни и тяготы. Можно сказать так: утешность есть свидетельство непрямого пути, а скорбность – свидетельство пути правого.
Помышляя о сем, радуйтесь, крестоносцы! А вам что, утешающиеся? Слово Авраама к богачу в притче о богатом и Лазаре. Здесь вы утешаетесь, а другие страждут Христа ради и закона Его святого; а на том свете будет наоборот: крестным идущие путем будут утешаться, а утешавшиеся – страдать. Вы говорите обыкновенно: вот и повеселиться будто нельзя или какое себе позволить удовольствие. Да вы главное-то прежде сделайте, а потом позволяйте и это. А то у иного только и дела, что – ныне бал, завтра театр, там гулянье, да веселое чтение и беседа, да развлечения разные, – переход от одних приятностей к другим. А о главном, о том, как достигнуть того, чем должен быть всякий христианин, и помышления нет. Какого же плода ожидать от такой жизни? То внутреннее наше к Богу отношение во Христе будто само будет зреть, несмотря на эти внешние нестроения?! Как ему зреть? Горит ли свечка на ветре? Спеется 18 ли жизнь от приемов яда? Нет. Хочешь добра себе – брось утехи, вступи на крестный путь покаяния, перегори в огне самораспинания, закались в слезах сокрушения сердечного, и станешь золото, или серебро, или камение драгое, и в свое время будешь взят Небесным Домовладыкой на украшение Его пресветлых и премирных чертогов. Аминь.