Что значит непроизводные слова
Что значит непроизводные слова
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНХРОННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Понятия производности / непроизводности
стен-а, шкафП, степьП, стекл-о (изменяемые, состоят из корня и окончания),
бра, пальто, мяу, ох, для, там (неизменяемые, состоят только из корня).
К производным относятся слова, образованные от других слов: стен-к-а, шкаф-чик, степ-н-ой, стекл-янн-ый. К ним же относятся сложные слова и сращения: новостройка, глубокоуважаемый.
Существует так называемый критерий Г.О. Винокура, по которому можно определить, является ли слово производным: Если мы можем определить лексическое значение слова посредством указания на связь с производящим словом, это слово является производным.
Понятия производности и членимости соотносительны, но не тождественны. Каждая производная основа членима, но не каждая членимая основа производна. Например: слова со связанными корнями членимы, но могут быть непроизводными (с-верг-ну-ть, от-верг-нуть).
Словообразовательная структура производного слова
В качестве производящей части в русском языке могут выступать:
Множественность словообразовательной структуры слова
Слово, имеющее только одну производящую (мотивированную) основу, обладает только одной словообразовательной структурой.
Во многих случаях слова имеют несколько производящих основ. лесник: лес лес-ник, лесной
лесн-ик;
модничать: мода мод-нича-ть, модный
модн-ича-ть; модник (модница)
моднич-а-ть;
атлетический: атлет атлет-ическ-ий, атлетика
атлетич-еск-ий;
горнолыжник: горн(ые) лыж(и) горн-о-лыж-ник, горнолыжный
горнолыжн-ик;
развеселиться: развеселить развеселить-ся, веселиться
раз-веселиться.
Если одно и то же слово мотивируется двумя (реже тремя) словами, возникают отношения разномотивированности. При разных мотивациях слово членится по-разному, каждой мотивации соответствует своя словообразовательная структура.
Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.
У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.
Производная основа
Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.
Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:
суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;
приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;
слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;
комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.
Непроизводная основа
Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.
Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы – в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).
В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).
Чем отличается производная основа от непроизводной
Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура – исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).
Производная – «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель – читательский, вода – водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.
При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента – производящей основы.
Производящая основа
Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.
Примеры: рука – ручной, функции – дис-функции.
При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:
совет – совет-ова-ть – на-совет-ова-ть.
В словообразовательной паре допускается изменение корня:
Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.
Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:
2. Определить, какие из слов – производные, а какие – непроизводные:
река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;
3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:
озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;
земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;
красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.
Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Подбор исходного и производящего слова
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
Однако из этого правила есть исключения.
Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
Что такое словообразовательный разбор слова
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, что такое морфемный разбор, как делать словообразовательный анализ слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля».
Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.