Что значит неотфактурованные товары
Неотфактурованные поставки в бухгалтерском учете
Практически каждому бухгалтеру приходилось сталкиваться с операциями, оформленными ненадлежащим образом. Каждое действие от лица компании должно подтверждаться документами. Если этих документов нет, бухучет и налогообложение будут особыми.
Что собой представляют неотфактурованные поставки?
Неотфактурованные поставки – это партия продукции, которая поступила в компанию без расчетной документации, предоставляемой поставщику. Почему в названии поставок фигурирует счет-фактура? Ранее на его основании осуществлялись все безналичные расчеты. Рассматриваемый порядок операций больше не актуален, однако прежнее наименование осталось.
Отсутствовать могут следующие документы:
Важно! Если одной из этих бумаг нет, поставка будет считаться неотфактурованной. Ситуация с отсутствием документов встречается довольно часто. Бумаги могут быть предоставлены позже факта поставки.
Признаки неотфактурованной поставки
Неотфактурованная поставка должна обязательно характеризоваться следующими требованиями:
Вопрос: Как отразить в учете поступление материалов без расчетных документов поставщика (неотфактурованную поставку)?
На склад организации от поставщика поступили материалы без расчетных документов. В сопроводительных документах указаны только количество материалов и номер договора поставки. Согласно договору поставки стоимость данных материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).
Расчетные документы на данные материалы поступили от поставщика в следующем квартале. Стоимость материалов, указанная в расчетных документах, совпадает с договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления расчетных документов. Организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ
Неотфактурованными могут считаться следующие объекты:
Услуги также могут быть неотфактурованными, если они не сопровождаются документацией.
Вопрос: Как отразить в учете неотфактурованные поставки, если организация применяет ФСБУ 5/2019 «Запасы»?
На склад организации по транспортной накладной поступили материалы без указания цены за единицу товара. В транспортной накладной было указано только количество материалов. Согласно договору поставки стоимость материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).
Товарная накладная и счет-фактура поступили от поставщика в следующем квартале. Указанная в них стоимость материалов совпадает с их договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления указанных документов.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ
Что делать бухгалтеру?
Что делать бухгалтеру в том случае, если в компанию пришла неотфактурованная поставка? Алгоритм действий будет следующим:
ВНИМАНИЕ! Все эти операции являются обязательными.
Документальное оформление
Алгоритм действий бухгалтера зависит от некоторых условий:
В будущем могут возникнуть спорные моменты, связанные с неотфактурованными поставками. Для того чтобы этого избежать, рекомендуется принимать поставку комиссией. В ее состав могут входить доверенные лица поставщика, покупателя, а также третьи лица. Оформляется два акта. Первый является основанием для занесения сопутствующей информации в бухучет. Второй акт требуется направить поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Также должна быть опись вложений, для того чтобы доказать, что в письме был именно акт.
Бухучет неотфактурованных поставок
Кладовщик или бухгалтер должен предоставить выписку акта о принятии объектов. В этот же момент определяется стоимость поставки, которая будет оказана. Стоимость продукции может определяться следующим способом:
Для фиксации поставок имеет смысл открыть вспомогательный субсчет 4 с соответствующим названием. Открывается он к счету «Расчеты с поставщиками».
Бухгалтерские проводки
При поступлении неотфактурованных поставок прописываются следующие проводки:
Сведения вносятся в бухучет сразу после того, как поставка пришла в компанию. Как правило, информация будет корректироваться в дальнейшем.
Пример
Компания «Луна» заключила соглашение с контрагентом на покупку муки. Мука была получена в июне без сопроводительной документации. В июне мука была использована для изготовления хлеба. Оприходование производилось по рыночным расценкам. Общая стоимость продукта составила 110 тысяч рублей. НДС равен 10 тысяч рублей. В июне хлеб был распродан. Поставка учитывается на счете 10. При этом счета 15 и 16 не будут задействованы. Списание выполняется по себестоимости товара за штуку. В июле компания получила расчетные бумаги. На их основании стоимость равна 121 тысяч рублей. НДС при этом составил 11 тысяч рублей. В июне компания «Луна» отражает эти проводки:
В июле нужно зафиксировать следующие проводки:
При поступлении бумаг с точной информацией нужно обязательно откорректировать ранее вписанные значения.
Налоговый учет неотфактурованных поставок
Поставки, на которые отсутствуют документы, при расчете налога на прибыль использоваться не могут. Связано это с тем, что при расчете налогов можно использовать только те источники, которые подтверждены документально. Данное правило установлено пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Акты, которые составляются сотрудниками компании, подтверждающими документами не являются. То есть налоговый учет поставок может проводиться только после того, как поступили документы.
Неотфактурованные поставки: что это и как учитывать
Организацией получены материально-производственные запасы. Какие поставки относятся к неотфактурованным? Каков порядок бухгалтерского учета неотфактурованных поставок?
Иными словами, неотфактурованными поставками признаются материально-производственные запасы, по которым из имеющихся документов не представляется возможным установить их стоимость. Однако в то же время возможно установить поставщика и количество. Например, организацией получена железнодорожная накладная, форма которой утверждена приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, в которой указаны, в частности, наименование грузоотправителя и груза, масса нетто и брутто, но не указывается стоимость груза.
Пункт 37 Методических указаний предусматривает, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.
Представляется, что в зависимости от вида материально-производственных запасов составляются:
— «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (унифицированная форма ТОРГ-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);
— «Акт о приемке материалов» (типовая межотраслевая форма М-7 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, то такие материально-производственные запасы учитываются в общеустановленном в данной организации порядке (п. 38 Методических указаний).
Согласно п. 39 Методических указаний неотфактурованные поставки приходуются по соответствующим счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов).
Данные материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.
Иными словами, в бухгалтерском учете делается запись по дебету счетов по учету материально-производственных запасов по учетной или рыночной цене (в зависимости от применяемого в организации метода) и кредиту счета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40 Методических указаний).
Однако в настоящее время нормативные акты по бухгалтерскому учету не определяют способ такой корректировки.
Ряд специалистов (смотрите, например, материал: Неотфактурованные поставки: особенности бухгалтерского учета и налогообложения (И.П. Комиссарова, «Российский налоговый курьер», N 17, сентябрь 2005 г.)) считают, что такая корректировка осуществляется путем сторнирования первоначальных записей по оприходованию материально-производственных запасов и формирования записей по соответствующим счетам в правильной сумме.
При таком способе в учете делаются записи:
Дебет 10 (41) Кредит 60, субсчет «Неотфактурованные поставки»
— принята к учету неотфактурованная поставка по рыночной цене;
сторно Дебет 10 (41) Кредит 60, субсчет «Неотфактурованные поставки»
— сторнированы ранее учтенные суммы по неотфактурованным поставкам при получении документов поставщика;
Дебет 10 (41) Кредит 60
— отражена стоимость материально-производственных запасов в соответствии с документами поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
— выделен НДС;
Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19
— НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
— оплачена поставка.
В то же время другие специалисты (смотрите, например, материал, представленный в системе ГАРАНТ: Если документы поставщика запоздали (А.И. Матросова, «Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2008 г.)) предлагают формировать дополнительные проводки на разницу в стоимости материально-производственных запасов.
Тогда при таком способе в учете, например, делаются записи:
Дебет 10 (41) Кредит 60, субсчет «Неотфактурованные поставки»
— принята к учету неотфактурованная поставка по рыночной цене;
Дебет 10 (41) Кредит 60
— на разницу скорректирована (увеличена) стоимость материально-производственных запасов;
Дебет 60, субсчет «Неотфактурованные поставки» Кредит 60
— отражена задолженность перед поставщиком;
Дебет 19 Кредит 60
— выделен НДС;
Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19
— НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
— оплачена поставка.
Пункт 41 Методических указаний устанавливает, что если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то стоимость материальных запасов не меняется, а величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке.
Полагаем, что окончательный вариант учета целесообразно закрепить в учетной политике организации на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
На основании данного пункта в месяце, в котором поступили расчетные документы, в учете делаются записи:
Дебет 60 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— уменьшение стоимости материальных запасов;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60
— увеличение стоимости материальных запасов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
16 сентября 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Энциклопедия решений. Учет товаров по неотфактурованным поставкам
Учет товаров по неотфактурованным поставкам
В организацию поступил товар без сопроводительных документов. Следует ли принимать товар к учету? Как эта операция учитывается в целях налогообложения?
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Согласно ст. 458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
а) вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
б) предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара;
в) сдачи товара перевозчику для доставки покупателю.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи (товара) по договору возникает с момента ее (его) передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей вещи признается вручение ее приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ).
Инструкция к счету
Так, пункт 36 Методических указаний предусматривает, что неотфактурованными поставками считаются поступившие в организацию материальные запасы, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
Организация-получатель обязана принять меры с целью получения (истребования) от поставщиков расчетных документов по поступившим товарно-материальным ценностям. Если поставщик неизвестен, то покупатель дополнительно должен принять меры по его установлению. Сделать это можно на основании товарно-транспортных накладных, в которых указан грузоотправитель (п. 38 Методических указаний).
В п. 39 Методических указаний указано, что неотфактурованные поставки приходуются на счета учета материальных запасов. Оприходование производится в момент поступления товаров на склад получателя.
В общем случае приобретенные товары принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении данных активов за плату признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п.п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
Обычно неотфактурованные поставки приходуются и учитываются в бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Кроме того, возможен учет неотфактурованных поставок и на отдельном субсчете счета 41 «Товары».
Организация может использовать в качестве учетных цен фактическую себестоимость товаров по данным предыдущего месяца (квартала) или текущего периода, что более объективно соответствует рыночной стоимости товаров. (п. 39 Методических указаний). При этом можно воспользоваться ценами, указанными в договоре с поставщиком. Пока не доказано обратное, цена сделки считается рыночной. Об этом также сказано в Инструкции по применению Плана счетов: по неотфактурованным поставкам счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах поставки. Если в договоре стоимость товаров не установлена, то следует исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество (п. 6.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
После получения расчетных документов необходимо сравнить указанную в них цену со стоимостью, по которой товары были оприходованы. Если цены в расчетных документах поставщика и акте формы N ТОРГ-4 соответствуют, то покупателю в учете ничего корректировать не нужно. В ином случае согласно п. 40 Методических указаний по учету МПЗ при получении расчетных документов в текущем отчетном периоде до окончания отчетного года по неотфактурованным поставкам корректируются цена товаров и расчеты с поставщиком.
В общем случае фактическая стоимость материальных ценностей не подлежит изменению (п. 12 ПБУ 5/01). Однако неотфактурованные поставки можно считать исключением, ведь в п. 40 Методических указаний прямо предусмотрена корректировка стоимости МПЗ. При этом цена товаров корректируется при условии, что на момент корректировки они числятся в учете, то есть они не реализованы и не списаны по другим причинам.
При поступлении документов после завершения календарного года, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности указанные исправления производятся записями декабря года, за который составляется отчетность. Если же расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:
а) учетная стоимость товаров не корректируется;
б) величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;
в) задолженность перед поставщиком подлежит перерасчету. Разница, которая при этом образуется, считается прибылью (убытком) прошлых лет, выявленной в отчетном году. В бухгалтерском учете она отражается в текущем отчетном периоде, ее относят к внереализационным доходам (расходам) и списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками. (п. 41 Методических указаний).
Если же у организации не имеется никаких оснований считать, что именно она является законным получателем поступивших товаров (например, товары никоим образом не соответствует направлению деятельности организации), то, на наш взгляд, ТМЦ могут учитываться на забалансовом счете 002 до выяснения истинного получателя поставки.
Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Первичными документами, являющимися основанием для принятия к учету товаров по неотфактурованным поставкам, служат:
— договор купли-продажи (поставки);
— акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (может быть разработан на основе формы N ТОРГ-4, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);
— журнал учета товаров на складе (может быть разработан на основе формы N ТОРГ-18, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
Пунктом 37 Методических указаний определено, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке товара, поступившего без счета поставщика. Акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра акта, второй экземпляр направляется поставщику. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. При его составлении требуется наличие комиссии, созданной приказом руководителя организации-покупателя, в состав которой должен входить представитель отправителя (поставщика). При отсутствии представителя поставщика может быть привлечен независимый эксперт. В Акте следует отметить отсутствие необходимых документов, предусмотренных договором, в связи с чем поставки считаются неотфактурованными.
Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов.
В целях налогообложения прибыли торговые организации имеют право самостоятельно формировать стоимость приобретаемых товаров (ст. 320 НК РФ):
— либо с учетом расходов, связанных с приобретением и реализацией этих товаров. При этом в учетной политике для целей налогообложения необходимо указать, какие расходы включаются в покупную стоимость товаров.
Стоимость товаров по неотфактурованным поставкам не может быть включена в состав расходов при реализации, поскольку не соблюдается условие п. 1 ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов. После получения документов поставщика стоимость товаров учитывается в общем порядке.
Предъявленные контрагентами суммы НДС организация имеет право принять к вычету после принятия на учет товара при наличии счетов-фактур контрагентов (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом принятие товаров на учет осуществляется на основании первичных документов. Счет-фактура не является первичным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции. Это налоговый документ, подтверждающий право на вычет.
Следовательно, по неотфактурованной поставке НДС не возмещается до тех пор, пока поставщик не представит документы на товар.
После получения расчетных документов поставщика и счета-фактуры сумма НДС предъявляется к вычету (см. также письмо Минфина России от 09.07.2013 N 03-07-11/26592). Можно не подавать уточненную декларацию по НДС, даже если счет-фактура датирован прошлым налоговым периодом по НДС, если доказан факт получения счета-фактуры с опозданием. Для этого необходимо вести учет входящей корреспонденции (используются любые документы, подтверждающие, что счет-фактура поступил позже установленного срока). Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-09/18, от 13.06.2007 N 03-07-11/160, от 30.09.2005 N 03-04-11/253, от 16.06.2005 N 03-04-11/133, от 23.06.2004 N 03-03-11/107, от 10.11.2004 N 03-04-11/200, УФНС РФ по городу Москве от 20.04.2007 N 19-11/036466, УМНС по городу Москве от 29.01.2004 N 24-08/05591).
Обратите внимание, что с 1 января 2015 года порядок получения вычетов несколько изменен. Согласно новому п. 1.1 ст. 172 НК РФ вычеты по НДС, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти приобретения приняты на учет, но до установленного ст. 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за этот налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (и пр.) с того налогового периода, в котором они были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ.
Это значит, что если счет-фактура получен после окончания налогового периода, но до срока подачи декларации, НДС к вычету может быть предъявлен в этой декларации. Если же счет-фактура получен после истечения срока подачи декларации, НДС может быть принят к вычету уже только в периоде получения счета-фактуры, но не позднее трех лет с момента принятия к учету соответствующего приобретния.
Пример
Поскольку расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году уже после представления годовой бухгалтерской отчетности и деклараций, то:
а) учетная стоимость товаров не корректируется;
б) величина НДС принимается к учету в установленном порядке (по счету-фактуре);
в) задолженность перед поставщиком подлежит перерасчету.
В октябре в бухгалтерском учете на основании формы ТОРГ-4 делается проводка:
Неотфактурованные поставки
В процессе деятельности организации зачастую возникают обстоятельства, когда на приобретенное имущество отсутствуют какие-либо документы или накладные, например, счета-фактуры представляются поставщиками гораздо позднее, чем само имущество. Что в подобном случае делать бухгалтеру и как объяснять налоговому инспектору такую промашку? Вопросы далеко не риторические.
А документы где?
Подобные ситуации ставят в тупик и руководителей, и бухгалтеров. Ведь согласно пункту 1 статьи 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» без первичных документов нельзя отразить приобретенное имущество в бухгалтерском учете. В свою очередь в налоговом учете без счетов-фактур невозможно будет подтвердить обоснованность применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 172 НК). Без документального подтверждения не удастся принять затраты на приобретение товарно-материальных ценностей в качестве расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК).
Что можно сделать для минимизации рисков и финансовых потерь для бизнеса и как поступить в подобной ситуации?
Такие вопросы актуальны для многих компаний.
Простой и правильный вариант решения — приобретенный товар при отсутствии на него каких-либо расчетных документов оформить неотфактурованной поставкой.
Для этого необходимо правильно классифицировать конкретные поступления и владеть нормативными положениями по их учету. Именно этой тематике и посвящается настоящая статья. Также будут приведены рекомендации и методы по недопущению неотфактурованных поставок.
Рассмотрим, какие поставки относятся к неотфактурованным, порядок их документального оформления, особенности бухгалтерского и налогового учета, методы минимизации негативных последствий при получении неотфактурованных поставок и способы недопущения последних.
Правильная классификация
Неотфактурованными поставками считаются поступившие в организацию запасы, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). Такое определение дано в пункте 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов от 28 декабря 2001 г. № 119н, далее — Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ.
Одновременно с принятием на склад неотфактурованных товаров оформляется акт о приемке материалов, который составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование таких поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Вторая копия направляется поставщику (п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
В практической деятельности организаций к неотфактурованным поставкам чаще всего относят получение именно материальных запасов, однако если компания сталкивается с необходимостью отражения в составе неотфактурованных поставок объектов основных средств, потребленных работ (услуг), последствия этого действия в бухгалтерском и налоговом учете будут идентичны.
Анализ «от противного»
К неотфактурованным поставкам не относятся:
Допустим, что состоялась поставка, которую можно классифицировать по вышеперечисленным признакам, то есть отличающаяся от неотфактурованной. В таком случае организации можно предложить два варианта принятия решения.
1. Если организация хочет оприходовать имущество, чтобы использовать его для собственных нужд, то ей необходимо принять поступившие материальные ценности как активы, полученные безвозмездно (согласно п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н), и увеличить на эту сумму доходы в налоговом и бухгалтерском учете (согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н, и п. 8 ст. 250 НК).
2. Поступившее имущество приходуется на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Документальное оформление
Следует отметить, что неотфактурованные поставки необходимо в обязательном порядке оформлять документально и на основании первичных документов принимать к бухгалтерскому учету.
По факту поступления на склад организации-получателя неотфактурованных товаров акт о приемке ценностей составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или незаинтересованной компании. В этих бумагах обязательно указывается на отсутствие определенных расчетных документов, предусмотренных договором, в связи с чем поставки считаются неотфактурованными.
После приемки имущества акты с приложением необходимых документов (транспортных накладных и так далее) передают: один экземпляр — в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику (п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
Согласно пункту 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ именно на организацию-получателя возлагается обязанность по истребованию от поставщиков расчетных документов по полученным ТМЦ. Если контрагент неизвестен, дополнительно должны приниматься меры по его установлению.
Утвержденные формы
Форма акта о приемке, неотфактурованных ценностей зависит от их вида.
Для приемки материалов
Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов.
Акт о приемке неотфактурованных материалов оформляется на бланке первичного учетного документа по форме № М-7 «Акт о приемке материалов», утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Для приемки товаров
Формы первичной учетной документации по учету товаров утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
По неотфактурованным товарам акт оформляется на форме № ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика».
По таре используется бланк формы № ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика», утвержденной постановлением Госкомстата № 132. Данный документ используется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость включена в цену товара. Составляется в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.
На основании вышеназванных документов организация может оприходовать имущество и использовать его для хозяйственных нужд.
Приход и учет
В случае если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце, что и товар, либо в следующем, но до составления соответствующих регистров по оприходованию материальных запасов, то они могут учитываться в общеустановленном в данной организации порядке (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
Согласно пункту 39 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ) неотфактурованные поставки приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом учете:
В свою очередь, рыночные цены можно определить, опираясь на следующие источники информации:
После получения необходимых бумаг по неотфактурованным поставкам их цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
В бухгалтерском учете за год, в который поступили ценности и были получены расчетные документы от контрагентов, необходимо увеличить или уменьшить их балансовую стоимость в зависимости от той цены, которую указал поставщик.
В случае если расчетные документы по неотфактурованным поставкам были доставлены в организацию в следующем году после представления ею годовой отчетности, то согласно пункту 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ:
Вычеты по НДС
Основная «налоговая» проблема по неотфактурованным поставкам — это принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям.
В налоговом учете без первичных документов возместить НДС по приобретенным материальным ценностям нельзя, кроме того, независимо от даты получения соответствующих бумаг налог на добавленную стоимость принимается к вычету только после оприходования или оплаты ТМЦ на основании счета-фактуры, предоставленного поставщиком (п. 1 ст. 172 НК).
Возникает закономерный вопрос: как правильно действовать бухгалтеру в случае поступления неотфактурованного имущества?
В принципе Налоговый кодекс предоставляет некоторые возможности бухгалтеру для того, чтобы в случае поступления неотфактурованных поставок он мог составить счет-фактуру самостоятельно и соответственно принять к зачету «входной» НДС.
Один из вариантов решения проблемы — это ждать документы от поставщика. И далее действовать в общеустановленном порядке. В этом случае организация задерживает принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, но в то же время налоговые риски по НДС сводятся к нулю.
Другой вариант более рискованный и трудоемкий, но вполне допустимый — организация может самостоятельного оформить «входящий» счет-фактуру при соблюдении определенных условий.
Дело в том, что перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, указанных в статье 169 Налогового кодекса, является закрытым. Поэтому данный документ может быть подписан лицами, уполномоченными на то руководителем организации, то есть он подписывается руководителем и главным бухгалтером компании либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени фирмы (п. 6 ст. 169 НК).
Высший налоговый закон не содержит ограничений по назначению должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур за руководителя организации. При выставлении такого документа индивидуальным предпринимателем он подписывается самим гражданином или уполномоченным им лицом с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации ПБОЮЛа.
Таким образом, если бухгалтер знает о том, что расчетные документы от конкретного поставщика могут не поступить или поступят с опозданием, то он может сам составить счет-фактуру. При этом необходимо получить от руководителя организации-поставщика доверенность на подпись данного документа и принять к вычету «входной» НДС. Возможно, организацией-поставщиком выписана доверенность на водителя, который без расчетных документов привез груз. В этом случае он и будет подписывать счет-фактуру.
Чем меньше, тем лучше
Неотфактурованные поставки нежелательны. По их причинам у организации могут возникнуть убытки. Например, из-за отсрочки принятия к вычету НДС, задержки производственного процесса по причине несвоевременного получения материалов и прочего.
Рекомендуется решить вопросы неотфактурованных поставок на стадии заключения договора. В соглашение можно включить обязанности поставщика по передаче вместе с грузом правильно оформленных первичных документов, в том числе и счета-фактуры, а также штрафные санкции за невыполнение этих условий.
Г. Дроздова
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование