Что значит некоммерческое использование бита
Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права
Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.
В чём проблема с контентом
Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :
— песня и её исполнение;
— программа, база данных;
— товарный знак: название, логотип, слоган;
— персонаж книги, мультфильма, кино;
— изобретения и секреты производства.
У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.
Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что будет за нарушение авторских прав
Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.
Гражданская ответственность: заплатить правообладателю
По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 Г К РФ :
— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.
— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.
— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.
— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.
Административная ответственность: штраф государству
Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат
Как не нарушить авторские права
Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.
Заключать с правообладателями договоры
Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.
Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.
Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.
Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.
Соблюдать правила цитирования
Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.
Пример цитирования, за которое не наказали.
Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.
Брать контент с открытой лицензией
Брать произведения из общественного достояния
По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.
Быть осторожным с узнаваемыми брендами
Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов.
Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.
А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
У разных рэперов могут быть треки с одинаковой музыкой — и это нормально
На прошлой неделе прозвучала новость — Леван Горозия якобы скопировал песню «Шторм» у никому не известной группы Angar3307, о чем снял видео ее участник.
В паблике Angar3307 всего 253 подписчика, а у альбома, куда вошла песня «Storm», за четыре месяца накопилось всего 2700 прослушиваний. Поверить в то, что Леван мог раскопать их трек, не получалось. Да и общего в песнях — только название, слово «шторм» в тексте и бит.
Объяснение скоро нашлось. Автором бита является Лукас Депетти, у которого он уже почти год как выставлен на продажу под названием «Storm». На платформе Beatstars можно приобрести права на его использование — в том числе и коммерческое, как это сделал Леван. Бит можно скачать и бесплатно — это вариант для тех, кто делает первые шаги и пока не рассчитывает на монетизацию.
Людям, которые за рэпом не следят, это может показаться диким: на одну и ту же музыку можно написать несколько песен и это нормально? Да, именно так устроен рынок рэп-битов. Отвечаем на очевидные вопросы о том, как он работает, а помогает нам в этом битмейкер Sk1ttless Beats.
Как продажа битов работала раньше — и почему перестала
Олды помнят эпоху битмейкеров-звезд: Timbaland, Neptunes (дуэт Фаррелла и Чада Хуго) или Скотт Сторч писали инструменталы для топ-артистов за шестизначные суммы. Существовал и средний класс рэп-продюсеров: их чеки могли быть четырех- или пятизначными. Но никто и придумать не мог продавать права на один и тот же бит нескольким артистам.
Сонграйтер Эйб Бэтшон рассказывает, что эта идея однажды пришла к нему — не в силах потянуть полную цену на бит, он попросил у продюсеров сделать большую скидку — и не снимать бит с продажи. Так родился концепт передачи неэксклюзивных прав (в России эта форма получила народное название «бит в лизинг»). В 2008 году концепт реализовался в виде площадки для продажи неисключительных прав на биты Beatstars, созданной Бэтшоном.
Материал издания Complex, рассказывающий о революции на рынке битов, начинается с рассказа битмейкера Curtiss King. На его бит записались два артиста лейбла Young Money, в связи с чем журнал XXL напечатал о нем материал. И когда Кертисс пришел в магазин купить журнал, ему не хватило денег. В чем проблема: деньги за биты приходилось очень долго ждать. Артист должен выбрать для записи именно твой бит из множества отправленных ему твоими конкурентами. Потом нужно было ждать, войдет ли трек в альбом. Потом — ждать авторские отчисления.
Рынок «битов в лизинг» — естественная реакция на то, как поменялась индустрия, 20 лет переживавшая падение, вызванное смертью формата CD и интернет-пиратством. Лейблы решительно резали бюджеты, а новые условия требовали более практичных решений. Интернет и технологии понизили порог входа для молодых рэперов, да и битмейкерам больше не нужно было вкладываться в дорогое «железо». Для тех и других «биты в лизинг» стали идеальным выходом.
Новое поколение рэперов стало клиентами нового поколения битмейкеров, которые не захотели ждать, когда же к ним за битами обратится суперзвезда.
В Россию явление пришло в первой половине 2010-х. Прижилось не сразу: можно вспомнить, как рэпер Типси Тип в 2012 году на бит 4eu3 написал песню «Метеор». А потом услышал эту же музыку у другого рэпера, который оформил лизинг чуть раньше, и поссорился с битмейкером.
Биты в лизинг — какие главные правила?
Платформы вроде Beatstars всегда предлагают покупателю несколько опций. Дешевле всего стоит mp3, дороже всего — потрековый проект. Стоимость назначает автор бита. Он же решает, какие права и в каком объеме он передает.
На сайте русских битмейкеров Diamond Style для каждого трека есть четыре типа лицензии, и еще пятая — эксклюзивная. Если вы покупаете базовую лицензию на бит, то обязуетесь не выступать с этим треком за деньги. Далее, его нельзя будет исполнять по радио или на ТВ, вам разрешены не более 50 000 стримов на сервисах типа Spotify. Если вы снимете клип, то не сможете его монетизировать, а на YouTube вам разрешены все те же 50 000 просмотров.
Эти и другие ограничения снимаются, когда вы повышаете стоимость лицензии. А при покупке эксклюзивных прав вы становитесь единственным собственником трека: его снимают с продажи.
Sk1ttless Beats: «У каждого битмейкера ограничения разные. Кто-то запрещает загружать треки с лизинговыми битами на стриминговые платформы. Кто-то ставит ограничение по количеству прослушиваний, после которого требуется либо выкупить полные права, либо обновить лицензию. Правда, многим лейблам и дистрибьюторам наплевать на это — они могут загрузить на стриминг-площадки треки даже на ворованные биты».
В теории у рэперов должны быть треки на один и тот же бит. А на практике?
Sk1ttless Beats: «Есть большое количество примеров, как на одни и те же биты Zaytoven выпускали треки Migos и Soulja Boy. Бит из трека Desiigner «Priice Tag» ранее был в треке iLoveMakonnen «Everything». На один из битов, использованных Obladaet, есть трек от Slim Jesus. Послушайте треки Kizaru «На моем aккаунте», Pharaoh «Jealousy», Face «Гонки» — услышите один и тот же бит, который в итоге оказался на хите YBN Nahmir «Rubbin Off The Paint».
Вот еще несколько примеров: Obladaet и Krestall Kidd «I Don’t Trust» — Bumble Beezy, Niki L «Grind». Face «Я роняю Запад» — Lil Hady «I Flex Like Hulk Hogan», Scarlxrd «NX ICE» — ZillaKami & SosMula «Knock It Off», SIDxRAM «Pandemonium» — ZOTiYAC «Insomnia».
Бывает, что у известного артиста не получается записать на бит ничего хорошего, а потом нонейм делает на нем хит. Так произошло с треком Bobby Shmurda «Hot Nigga» (2014) — на этот бит читал Lloyd Banks еще в 2012 году.
Что приносит больше денег — лизинг или продажа?
Sk1ttless Beats: «Большинство сейчас берут биты в лизинг. За месяц у меня взяли биты в лизинг 44 раза и лишь один раз забрали эксклюзив (в ВК лизинг бита Sk1ttless Beats стоит 1000-2000 рублей — прим. The Flow). Но две-три продажи полных прав за вменяемую сумму могут принести гораздо больше».
Что делать, если лизинговый бит становится хитом?
Обычно артист отслеживает динамику распространения трека. И как только к нему приходит первая популярность, старается выкупить бит. Но можно не успеть!
Sk1ttless Beats: «Сложнее, если артист оформил лизинг, записал хитовый трек, а за это время кто-то выкупил полные права. Вот тут начинаются костыли, хотя и это решаемо. Можно перекупить права. Либо артист, купивший эксклюзив, теперь уже как правообладатель может продать лицензию на его использование».
Зачем в названиях таких битов пишут имена рэп-звезд?
Бит Лукаса Депетти был загружен на YouTube под названием «[FREE] Drake Type Beat «Storm» | Hard Rap/Trap Instrumental 2019″. Сразу понятно, что битмейкерам сегодня приходится думать и о поисковой оптимизации. По такому же принципу озаглавлены все инструменталы на YouTube-канале, через который Депетти продает биты.
К появлению термина type beats пришли так: однажды кому-то пришла мысль прописывать в тегах не только жанр и настроение трека, но и писать на музыку какого рэпера он похож. Это начали делать еще 10 лет назад, а сейчас явление максимально распространилось. Схему объясняет нонейм-битмейкер с ютуба: «Я пишу бит, а потом думаю, как подписать, чтобы лучше продалось».
Существует заблуждение, что type beats это всегда имитация и подражание, что-то вторичное и низкокачественное. Разумеется, когда появляется Pi’erre Bourne и пишет хит, который звучит не как все вокруг, то его начинают копировать, чтобы запрыгнуть на тренд. Но это не значит, что 100% продающих музыку на Beatstars и SoundClick — имитаторы и копировщики, а type beat не обязательно синоним слова «копипейст».
Ходят ли большие западные звезды за битами на Beatstars и гуглят ли они type beats?
Бюджеты больших звезд позволяют им работать с проверенными высококлассными профессионалами. Но ведь и новичок на скромном домашнем оборудовании может написать хит.
Desiigner купил на SoundClick инструментал для «Panda» за 200 долларов, а Fetty Wap нашел там «Trap Queen». Кто-то из команды 6ix9ine гуглил «6ix9ine type beat» и так приобрел бит для «Day69». A$AP Rocky искал a$ap rocky type beat и нашел инструментал для «Fine Whine». Murda Beatz продавал type beats, пока не стал работать с Migos и Drake. Логично, что и другие звездные битмейкеры нового поколения должны были с чего-то начинать — и скорее всего, это тайп-биты.
В России показателен опыт Diamond Style — работая на поп-звезд калибра Тимати, они продолжают сдавать биты в лизинг безымянным артистам.
Genius разбирает явление type beats — в видео фигурирует один из героев этого текста Curtiss King, тот самый, который не мог купить журнал со своим интервью. Он говорит, что сдавая треки в лизинг, заработал столько же, как за 10 лет работы с артистами по старой схеме.
Финансовые и юридические аспекты продажи битов, или в чем разница между арендой и эксклюзивной покупкой.
Продажа инструменталов давно перестала быть просто хобби или небольшим приработком. Сегодня для некоторых успешных битмейкеров это является серьезным бизнесом.
Всем нам прекрасно известно насколько необъятен и динамичный музыкальный рынок в Америке. Насколько богатые у него традиции и отточенный механизм. Наличие обширной индустрии в музыке и огромного спроса на музыкальный контент, и породили такие площадки как soundclick, которые специализируются на продаже иснтрументалов. Но в США где, помимо серьезного и успешного рынка, существуют десятилетние традиции существования и самое главное функционирования авторского, нельзя просто так взять и воспроизвести музыку Madonna по телеканалу, не заплатив при этом авторские отчисления правообладателю этой музыки. Минуса (биты), как часть интеллектуальной собственности не может фактически продаваться, вместо этого продается лицензия и права на ее использование. Если музыкант хочет исполнить песню под чью либо музыку, то он берет разрешение на использование авторской музыки и покупает лицензию. Авторское право может передаваться но, как правило, это происходит за очень серьезную денежную сумму.
Теперь пойдем дальше. Постепенное совершенствование спроса на музыкальном рынке дало развитие такому направлению как лизинг (англ. Lease –аренда). Это фактически и есть лицензирование. Битмейкеры (продюсеры) отдают вам в использование лишь лицензию, оглашенной определенными условиями. Что подразумевает на практике аренда битов: Вы исполнитель и желаете записать песню на один из понравившихся битов. Вы не собираетесь, издавать этот трэк в альбоме или сингле, которые будет продаваться тиражом более 1000 копий. Так же вы не собираетесь отправлять свою музыкальную композицию для ротации на крупнейших радиостанциях, или снимать на него клип, которые впоследствии будет также показываться на телеканалах. В данной ситуации вам нет смысла покупать эксклюзивные права на бит. Вы с легкостью можете взять за не большую сумму мп3 (320k/bits) в аренду. В свою очередь, все права на дальнейшее использование остаются у автора (битмейкера) инструментала. Поэтому он вправе отдавать его в аренду до конца своей жизни кому годно и сколько угодно, до тех пор, пока кто-либо не купит по эксклюзивной лицензии.
Теперь вопрос к покупателям: как вы считаете, покупая минуса у Российских битмейкеров, вы покупаете, что лизинг, эксклюзивное право…? Предоставляют ли вам какой либо контракт, или документ, в котором прописаны ваши права на музыкальную композицию? Я думаю, что нет. В данном случае палка о двух концах. Покупатель, не до конца осознает, что именно он покупает, продавец (битмейкер) либо сам не в курсе, что он за бесценок отдает свое творчество в эксклюзивное использование за 10, 20 пускай даже и за 100$, либо делает это, умалчивая о том, что он продает, бит в лизинг.
Биты без авторских прав и где их взять?
Начнем с того, что у каждого бита есть автор! Выражение «биты без авторских прав» как правило относятся к музыке без защитных тегов. Такая музыка предоставлена автором в свободное пользование, но с определенными ограничениями. Для чего нужны биты без авторских прав? В первую очередь, биты без авторских прав это инструмент. С ними вы не сможете выпустить свои песни на цифровых площадках, таких как Apple Music, Spotify и т.д. Но вы можете использовать их в процессе написания текстов, в процессе выбора ритмического рисунка, использовать их на некоммерческих мероприятиях. Биты без авторских прав это своего рода пробники, выставочные образцы от битмейкеров.
Где скачать биты без авторских прав?
В интернете огромное количество мест, где можно скачать биты без авторских прав. Но если говорить о «RU» сегменте битмейкерского сообщества, то таких мест не так уж и много. А если отбросить новичков и говорить о битах более высокого качества, то их становится еще меньше. Так где же их взять?
Биты без авторских прав на BEATMAKER.TV
На этой площадке продают и покупают биты многие битмейкеры СНГ, но есть и раздел с бесплатными битами. Выбор бесплатных битов просто огромен. Есть фильтр сортировки, позволяющий выбрать стиль, настроение. Есть возможность переключаться от новых битов к старым и наоборот. Для скачивания бесплатных битов регистрация не требуется, но для того чтобы связаться с авторами минуса, придется авторизоваться на сайте. Доступна быстрая регистрация / авторизация через Вконтакте.
Биты без авторских прав в Вконтакте
В нашей любимой социальной сетке есть группы с битами. Буду искренне удивлен если вы о них не слышали. Это группы: FreeTeam и BeatOnn. В обеих группах есть как и бесплатные, так и платные биты, поэтому при поиске бесплатных битов внутри группы, пользуйтесь специальными хэштегами.
Биты без авторских прав на SoundCloud
Есть музыканты, которые пишут музыку просто в свое удовольствие и не пытаются на этом заработать. Вы можете найти биты без авторских прав на саундклауде, достаточно добавить к вашему запросу в поиске «free» или «free beat». После этого просто выбираете нужный бит и скачиваете.
Бесплатные биты на YouTube
Большое количество бесплатных битов есть и на YouTube. Под некоторыми видео дается прямая ссылка на скачивание инструментала. Как например в этом видео:
Другие видео сами по себе содержат бесплатный бит и остается только скачать его. Для этого можете воспользоваться бесплатным ресурсом SaveFromNet.
Биты без авторских прав в Telegram
Лично я знаю только одну крупную группу с бесплатным инструменталами в Telegram, но это не значит что нет других таких. Поэтому ищите, интересуйтесь, задавайте вопросы в тематических чатах и группах и вы обязательно найдете. А группа о которой я говорил выше это Sound Grams. Там регулярно выкладываются подборки бесплатных битов. Очень удобно прослушивать и скачивать с телефона. Обязательно попробуйте.
Давайте подведем итог
Бесплатные биты или биты без авторских прав можно легко найти на специальных тематических площадках, которых к сожалению не так много, как хотелось бы. Я более чем уверен, что пропустил несколько важных ресурсов, о которых стоило бы упомянуть в статье. Буду рад если вы напишете о них в комментариях.
Все, что Вам нужно знать о коммерческом использовании
Маркетологи часто занимаются разработкой, производством и созданием разнообразного контента для последующего его использования в социальных сетях, блогах и отправке по электронной почте с целью раскрутки сайта юридической фирмы.
Часто это включает в себя применение целого спектра инструментов дизайна, включая Adobe Photoshop, Canva и даже Getty Images.
Мы часто вовсе не задумываемся над вопросом: могу ли я на самом деле использовать это программное обеспечение для достижения своих бизнес-идей?
Скорее всего, ваше руководство уже купило лицензию на использование тех продуктов, которые вы применяете в коммерческих целях.
Каждому маркетологу стоит познакомиться с концепцией «коммерческого использования», чтобы вы были уверены, что следуете закону, когда речь заходит о создании и распространении контента.
В этой статье мы подробно рассмотрим различия между коммерческим и некоммерческим использованием.
Что такое «коммерческое использование»?
Коммерческое использование описывает любую деятельность, при которой вы используете продукт или услугу для получения финансовой выгоды. Это относится ко всем тем случаям, когда вы пользуетесь программным обеспечением для создания маркетинговых материалов с целью продвижения в Yandex или Google, поскольку эти материалы в дальнейшем применяются в коммерческих целях с целью увеличения продаж. Коммерческая деятельность включает в себя рекламирование товаров или создание специальных картинок для онлайн и офлайн-рекламы.
Проще говоря, любая деятельность, которую вы проводите в своей компании, будет рассматриваться как «коммерческое использование», поскольку конечной целью этой деятельности является увеличение продаж.
Таким образом, вам необходимо заключить соответствующее коммерческое лицензионное соглашение с любым программным обеспечением для проектирования (или сторонними инструментами) для успешного достижения своих целей.
Коммерческое использование распространяется и на офлайн-деятельность. Например, предположим, что вы используете Adobe для разработки дизайна рекламного щита, а FontCreator — для редактирования шрифта, который вы будете наносить на этот рекламный щит. В данном случае вы пользуетесь рекламным щитом в деловых целях с желанием получить финансовую выгоду в результате рекламы. Это означает, что он предназначен для коммерческого использования.
Прежде чем создавать свой рекламный щит, вы должны убедиться, что у вас есть коммерческое лицензионное соглашение как с Adobe, так и с FontCreator. В противном случае эти компании могут подать на вас в суд.
Вы можете узнать, можно ли вам использовать программное обеспечение в коммерческих целях, в разделе «Условия использования» на веб-сайте нужного программного обеспечения. Если указано, что программное обеспечение не предназначено для коммерческого использования, вам необходимо либо приобрести коммерческую версию программы, либо найти другой подходящий инструмент.
Например, в условиях использования Adobe написано следующее относительно лицензии NFR (нефункциональные требования): «Вы можете использовать версию NFR только в течение определенного периода времени и для целей, указанных при установке программы. Вы не должны использовать любые материалы, которые вы создаёте, в коммерческих целях».
Это означает, что если вы установили NFR-версию Adobe, вы можете использовать программное обеспечение только в некоммерческих целях. Но что такое «некоммерческое использование» в принципе?
Что такое «некоммерческое использование»?
Некоммерческое использование – это любая деятельность, которая не связана с получением прибыли. Это означает использование продукта только для ваших личных целей. Например, вы можете воспользоваться определенными инструментами или программным обеспечением для дизайна школьного проекта, создания подарка для любимого человека или украшения своего дома.
Некоммерческое использование включает в себя любую деятельность, которую вы будете осуществлять не для ее последующей продажи и получения прибыли. Распространенные примеры некоммерческого использования часто связаны с образованием. Например, предположим, что вы используете программное обеспечение Adobe и FontCreator для создания презентации об истории вашего колледжа.
Поскольку вы не будете зарабатывать деньги на своей презентации, она попадает под категорию «некоммерческое использование».
Последнее определение, с которым нам стоит познакомиться, — это «ограниченное коммерческое использование». Оно находится где-то между коммерческим и некоммерческим использованием.
Проще говоря, ограниченное коммерческое использование означает, что вы можете использовать программное обеспечение, разработанный дизайн, логотип или инструмент в отношении тех продуктов, которые вы собираетесь продавать ограниченное количество раз. Например, у вас есть соглашение с Getty Images, в котором говорится, что вы можете использовать изображение для коммерческого использования до 5000 раз.
Конечно, если вы сомневаетесь, то можете посоветоваться с юридическим отделом интернет-студии Статура, чтобы убедиться, что соблюдены все юридические требования, когда дело доходит до создания любых маркетинговых материалов, которые вы надеетесь использовать в своей компании.