Что значит не проверено фис
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении
На основании частей 9 и 10 статьи 98, пункта 2 части 15 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729. «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
Целями создания Федерального реестра являются:
В рамках проектной деятельности Рособрнадзором создана федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО), обеспечивающая сбор сведений о выданных документах с образовательных организаций, накопление этих сведений в единой базе данных.
Важная информация!
Сообщаем Вам о том, что с 15 по 26 ноября в защищенной сети передачи данных 3608 будет осуществляться смена мастер-ключей. Руководство по смене мастер-ключей можете найти по ссылке https://zspd.citis.ru/3608/news
Уважаемые пользователи федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»! Сообщаем Вам о том, что поля «СНИЛС», «Гражданство», «Форма обучения», «Источник финансирования», «Форма получения образования на момент прекращения образовательных отношений» станут обязательным для заполнения в шаблонах федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» с 1 января 2021 года.
В связи с обращениями образовательных организаций ВПО (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) о внесении сведений за 2009-2014 годы информируем:
ФИС ГИБДД — структура и функции системы
Данное программное обеспечение призвано обеспечить многоуровневый доступ к системе хранения баз данных в сфере работы ГИБДД РФ.
Она необходима для сбора, учета, хранения и обработки всех сведений, поступающих в территориальные, региональные, а также федеральные органы ГИБДД. Цель данного ПО — обеспечить равно возможный доступ к единому информационному пространству ГИБДД России, на территории всей РФ.
Что такое ФИС — Федеральная Информационная Система ГИБДД?
ФИС ГИБДД — это база данных, включающая совокупность разрозненных сведений и информации, поступающей в органы гос автоинспекции. Она обеспечивает быструю обработку, распределение, хранение и удобный обмен данными об объектах учета ГИБДД внутри системы.
Система предоставляет возможность обработки и получения необходимых систематизированных данных из любого уголка России, в соответствии с уровнем и правами доступа, в режиме реального времени.
ФИС выражается во многоуровневой корпоративной сети, которая включает в себя разнородные подсистемы регионального и межрегионального уровня. Функционирование каждой из таких систем обеспечивает выполнение различных функций, а также различных задач учета.
Какие подсистемы включает в себя ФИС?
ФИС состоит из нескольких подсистем, благодаря которым возможен автоматизированный поиск и учет данных.
Подсистемы обеспечивают структурированный доступ к различной поисковой информации, путем подачи информационных запросов. При этом, она может осуществляет поиск как по всем подсистемам, так и в конкретной подсистеме.
ФИС включает в себя такие подсистемы:
Функции Федеральной Информационной Системы
Информационная база данных, находящаяся на службе у подразделений Гос автоинспекции, призвана реализовывать свои функции.
К функциям ФИС относится:
Приказ МВД РФ о ФИС ГИБДД
Юридической основой функционирования данной базы данных является Приказ МВД РФ «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения Федеральной информационной системы Госавтоинспекции» от 05.02.2016 года.
Он содержит:
Вышеуказанная база данных значительно облегчает работу всех сотрудников и подразделений ГАИ. Так как именно структурированность и возможность оперативного получения информации составляет основную временную нагрузку в работе.
При этом, система является Федеральной, хотя и включает информацию регионов. Это значит, что сотрудники, находящиеся в разных регионах, могут получать одинаковый доступ к информации, которая вносилась в другом регионе. Важность данной системы невозможно переоценить. Она вносит значительный вклад в ускорение и автоматизацию многих рабочих моментов, осуществляемых ГИБДД.
ФИС ФРДО — Инструкция по проверке удостоверения в Рособрнадзоре о повышении квалификации
ФИС ФРДО — федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
С 2019 года лицензированные учебные центры обязаны вносить в ФРДО данные слушателях, успешно прошедших дополнительное профессиональное образование (ч. 9 и 10 ст. 98, п. 2 ч. 15 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 729). К дополнительному профессиональному образованию относят курсы повышения квалификации и профпереподготовки. Работу по сбору и накоплению сведений для ФИС ФРДО обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Университет «Первое сентября» входит в перечень лицезированных образовательных организаций, передающих в ФИС ФРДО сведений об успешном прохождении курсов.
Целями создания ФРДО являются:
Как проверить подлинность удостоверения о повышении квалификации в Университете «Первое сентября»
Чтобы проверить подлинность удостоверения необходимо выполнить следующие действия:
Что делать, если не получается проверить удостоверение
Информация по удостоверениям о повышении квалификации в Университете «Первое сентября» начали поступать в ФРДО с 2019 года. Сведений о ранее полученных документах в ФРДО нет. После передачи в ФРДО эти сведения проходят проверку — это занимает в среднем от 2 до 4 месяцев, после чего открывается к ним доступ.
Если вы уверены, что данные введены верно, a ФРДО всё равно их не находит, то напишите нам — мы проверим.
Как учебному центру ДПО и ПО подключиться к ФИС ФРДО
Статья обновлена 23 марта 2021 года.
Содержание статьи:
Что такое ФИС ФРДО
Идея создать официальный реестр образовательных документов появилась в 2009 году, еще до ЕГЭ. Оцифровать хотели дипломы аж с 1948 года, с момента, когда начали выдавать защищенные бланки дипломов. И дело было не столько в сохранении и цифровизации данных, сколько в борьбе с рынком «липовых» документов об образовании.
Вузы, которые должны были подавать информацию в систему, выполняли задачу неохотно. В результате получилась база аттестатов и дипломов за 2001-2006 гг., но далеко не по всем высшим учебным заведениям. Проект «заморозился».
Однако в 2012 году реестром занялись снова и на этот раз крайне серьезно.
1 сентября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729 «О федеральной информационной системе „Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении“» (сокращенно — ФИС ФРДО).
Обязанности по формированию и ведению системы были возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Данные в реестр вносились поэтапно, в зависимости от ввода в работу модулей системы.
Так, у учебных центров обязанность передавать сведения в ФИС ФРДО появилась 1 января 2019 года, когда был запущен в работу модуль ДПО и ПО.
К середине марта 2020 года реестр содержит 17,7 миллионов документов и ежедневно пополняется.
Кто должен передавать данные в ФИС ФРДО
В соответствии с частью 9 статьи 98 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ сведения в реестр передают:
Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
организации, осуществляющие образовательную деятельность.
К организациям, осуществляющие образовательную деятельность, относятся:
организации дополнительного образования и дополнительного профессионального образования (учебные центры ДПО, автошколы, курсы профпереподготовки и повышения квалификации).
Органы и организации, ведущие архив документов об образовании учебных учреждений, также вносят данные в реестр.
Официальный сайт ФИС ФРДО
Отдельного сайта у реестра нет. То, что выдают поисковики, это сайты организаций, которые предоставляют услуги по настройке защищенного соединения для доступа к ФИС ФРДО.
Здесь же можно проверить диплом или другой образовательный документ по номеру.
Выбираете уровень образования:
Вводите данные для проверки и нажимаете «Поиск»:
Каковы сроки внесения данных в реестр
Письмо Рособрнадзора от 19 марта 2019 года N 13-104 «О своевременном заполнении ФИС ФРДО» сообщает, что с 1 января 2019 года запущен в работу модуль ФИС ФРДО для организаций ДПО и ПО.
— Сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 января 2021 г.:
— Сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему:
Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выдаваемых с 1 сентября 2014 г., подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней с даты выдачи указанных сертификатов.
Как долго хранятся данные в ФИС ФРДО
По требованиям Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 729, в ФИС ФРДО вносятся данные о:
Документы об образовании хранятся в системе 50 лет, сертификаты — 5 лет. Как только срок хранения заканчивается, информация о них удаляется из реестра.
Что будет, если не внести данные вовремя
Если организация не предоставляет данные в указанные сроки либо предоставляет их в неполном объеме, то ей грозит штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностного лица — от 300 до 500 рублей.
Если в ваш учебный центр пришла проверка Рособрнадзора и выявила, что вы не передаете данные в ФИС ФРДО, вам сначала выпишут предписание об устранении нарушений. Если в указанные сроки вы ничего не предпримите, вам вынесут предупреждение и только потом штраф. Однако, если вы докажете, что уже инициировали процедуру подключения (например, предоставите приказ о назначении ответственного), проверяющие, как правило, будут к вам более лояльны.
В каком виде загружаются данные в ФИС ФРДО
ФИС ФРДО — это реестр, по сути, база данных.
Чтобы занести информацию в реестр, вам нужно по инструкции заполнить шаблон — таблицу Excel с определенными столбцами.
В ноябре 2020 года Постановлением Правительства РФ от 31.10.2020 N 1776 внесены изменения в список данных, которые надо вносить в ФИС ФРДО.
Теперь требуется указывать:
Для дипломов, свидетельств, удостоверений дополнительного профессионального образования:
Для свидетельств о профессии рабочего, должности служащего:
Заполненные файлы. xlsx вы загружаете в ФИС ФРДО.
Как войти в личный кабинет ФИС ФРДО через Госуслуги
Чтобы войти в систему, надо перейти по ссылкам:
для учебных центров ДПО — http://10.3.48.20
для учебных центров ПО — http://10.3.48.30
НО: В конце 2019 года у центров ДПО появилась возможность быстрого входа в ФИС ФРДО через Госуслуги на сайте https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/.
На сайте Рособрнадзора мы не нашли упоминаний об этом сайте как об официальном способе доступа к ФИС ФРДО, поэтому отправили запрос. Вот, что нам ответили:
Таким образом, центры ДПО действительно могут входить в ФИС ФРДО через Госуслуги и подавать данные без подключения к защищенной сети 3608.
сертификат электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным Рособрнадзором (посмотреть список);
Чтобы подписать файл электронной подписью, на рабочем компьютере должно быть установлено средство электронной подписи КриптоАРМ (в случае использования КриптоПро CSP), ViPNet PKI Client (в случае использования ViPNet CSP) или аналогичное решение в соответствии с использующимися криптопровайдерами.
учётная запись пользователя ЕСИА, которая также отмечена как учетная запись сотрудника той организации, чьи данные будут вноситься в ФИС ФРДО (если организации нет на портале, надо ее зарегистрировать по ссылке https://www.gosuslugi.ru/help/faq/yuridicheskim_licam);
сертификат безопасности для шифрования заполненного и подписанного файла (сертификат скачивается непосредственно в системе ФИС ФРДО). См. инструкцию ниже.
Инструкции по работе с ФИС ФИРДО через Госуслуги
Официальные инструкции вы найдете по ссылке https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/index/manual либо можете скачать ниже по ссылкам:
А также вы можете воспользоваться нашей инструкцией. В ней написано, какие дополнительные программы вам надо будет установить на компьютер, как войти в личный кабинет и как загрузить в систему заполненный шаблон.
Подключение к ФИС ФРДО через ViPNet
К сожалению, передача данных о документах профессионального обучения (Свидетельства о профессии рабочего, должности служащего) через Госуслуги не производится. Здесь работает более сложная схема подключения.
UPD. Недавно на сайте https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/ появилась возможность выбрать подсистему для подачи документов. К ДПО добавилось ПО и СПО. Но у нас пока нет сведений, насколько корректно они работают.
Рассмотрим этапы подключения к ФИС ФРДО через защищенную сеть.
Получить ее можно в удостоверяющем центре, который прошел тестирование и имеет право выдавать ЭЦП для работы в федеральных и государственных информационных системах Рособрнадзора.
Под ЭЦП часто понимают флэшку, но флэшка — это только носитель данных (токен).
Разные виды USB-ключей и смарт-карта от производителя eToken
На флешке или другом токене сохранены три вида файла: секретный ключ, открытый (публичный) ключ и сертификат публичного ключа.
Секретный ключ шифрует данные, открытый — расшифровывает, сертификат подтверждает вас как владельца ЭЦП и содержит сведения об удостоверяющем центре, который выдал подпись.
КЭП, как и все электронные подписи, выдается на платной основе. Стоимость зависит от организации, средняя цена — 2000 рублей. Срок действия — 1 год.
Комплект документов для оформления договора обычно включает:
Паспорт владельца сертификата и СНИЛС
Заявление на выдачу сертификата
Лицензия организации на образовательную деятельность
Учредительные документы компании
Конкретный список документов вам подскажут в выбранном удостоверяющем центре.
Чтобы работать с электронно-цифровой подписью, потребуется дополнительно настроить компьютер (установить программу-криптопровайдер, настроить браузер).
С 9 января 2020 года функции по сопровождению и развитию защищенной сети 3608, по которой идет подключение к ФИС ФРДО, были переданы ЦИТИС — Центру информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС). Ранее этим занимался ФИОКО — Федеральный институт оценки качества образования.
Чтобы ЦИТИС согласовал подключение к сети 3608, вам нужно предоставить пакет документов:
Заявление на имя директора ФГАНУ ЦИТиС.
Копия приказа о назначении руководителя.
Копия документа, подтверждающего выполнение в информационной системе, подключаемой к сети 3608, требований законодательства РФ о защите информации.
Копия лицензии на право пользования ViPNet Сlient для сети 3608.
Копия лицензии на образовательную деятельность.
В этом списке стоит обратить особое внимание на два пункта — копия документа, подтверждающего выполнение требований о защите информации, и копия лицензии на право пользования программным комплексом ViPNet Сlient.
Для получения именно этих документов и нужна будет процедура подготовки защищенного рабочего места с последующей аттестацией. Вы должны показать ЦИТИС, что персональные данные в вашей организации хранятся в безопасности и вы можете без лишних рисков подключаться к ФИС ФРДО.
В пакет услуг, как правило, входит:
Предоставление программного комплекса ViPNet Сlient 4.
Установка и настройка ПО и средств для защиты информации.
Разработка пакета организационно-распорядительной документации.
Проведение оценки эффективности системы защиты информации (аттестации) рабочего места с последующей выдачей аттестата.
В комплект может также входить выдача ЭЦП.
Аттестацию АРМ проводит исключительно компания-лицензиат ФСТЭК России на техническую защиту конфиденциальной информации с пунктами «а», «б», «г» в лицензии. Указанные пункты являются обязательными для вида деятельности «аттестация». Проверить организацию на наличие лицензии можно в официальном реестре ФСТЭК.
После того как вы определились с компанией, обязательно уточните, какие услуги из предложенных вы оплачиваете единоразово, а какие надо будет продлевать каждый год.
Когда ваше рабочее место будет готово к работе с ФИС ФРДО, вы собираете указанный на этапе 2 пакет документов и высылаете на электронную почту ЦИТИС (3608vipnet@citis.ru).
Получив предварительное согласование, вы отправляете уже оригинал подписанного заявления и заверенные копии документов в Москву.
После проверки вам в течение 5 дней отправят дистрибутив ключей абонентского пункта сети 3608 и акт приема-передачи.
Акт вы подписываете и отправляете оригинал почтой обратно.
Почтовый адрес ЦИТИС: 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1.
Регистрация учебного центра в ФИС ФРДО
Как только в вашем распоряжении оказывается КЭП, аттестованное рабочее место с установленным ПО для защиты информации и дистрибутив ключей от ЦИТИС, вы можете переходить по http-адресу ФИС ФРДО и регистрироваться в реестре.
1) заходите по ссылке http://10.3.48.20/registration (для центров ДПО) или http://10.3.48.30/registration (для центров ПО) и загружаете файл пользовательского соглашения:
2) на странице «Регистрация» находите текст пользовательского соглашения. Его надо скачать, подписать вашей электронной подписью и внести в документ адрес электронной почты, указанный в вашем сертификате электронной подписи;
3) загружаете файл на странице регистрации и кликаете «Отправить».
Если вы всё сделали правильно, на почту, которую вы указали в файле, придут данные для входа.
Заключение: чек-лист по подключению к ФИС ФРДО
Таким образом, если вы учебный центр, у вас есть лицензия на образовательную деятельность и вы выдаете документы о дополнительном профессиональном образовании (дипломы, свидетельства), а также документы о профессиональном обучении (свидетельства о профессии рабочего, должности служащего), то для работы с ФИС ФРДО вам необходимо:
Вы учебный центр и у вас есть вопросы по передаче данных в ФИС ФРДО?
Как отличить учебный центр от шарашкиной конторы
И получить не только корочку, но и знания
Некоторые образовательные организации ничему не учат, а просто торгуют удостоверениями и дипломами.
Если вы приходите в учебный центр за знаниями, вас может ждать неприятный сюрприз. Я пять лет проработал методистом в сфере дополнительного профессионального образования и знаю, как компании имитируют обучение и продают корочки.
В этой статье я расскажу, как отличить нормальный учебный центр от фиктивного.
Почему некоторые учебные центры ничему не учат
Любая организация сталкивается с государственными требованиями к образованию сотрудников.
Например, все руководители и специалисты при поступлении на работу должны пройти обучение по охране труда. На это Минтруд дает месяц, а потом раз в три года нужно будет обучаться повторно.
Ответственные работники на опасных производственных объектах обязаны каждые пять лет получать удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор.
Специалисты по организации строительства обязаны проходить повышение квалификации раз в пять лет.
Допустим, небольшая фирма выигрывает тендер на выполнение каких-то работ для корпорации. А у этой корпорации есть свои требования к образованию любого специалиста, который допускается на ее объекты. Перед победителем тендера встает задача: быстро и недорого заполучить нужные документы на сотрудников, чтобы приступить к работам.
В организациях привыкли полагаться на свои системы оценки навыков и знаний, и все эти внешние требования кажутся им чем-то формальным. Тем более что контролирующие органы проверяют только сами дипломы и удостоверения, а не знания сотрудников. Так и рождается спрос на корочки. Учебные центры быстро нащупали золотую жилу: выдают бумажки для трудоустройства и прохождения проверок, а сами экономят на себестоимости обучения.
А директора этих организаций часто возмущались, что учебный центр дергает их по пустякам. Им было лень позаботиться даже о том, чтобы сотрудники заполнили итоговые тесты с готовыми ответами.
Иногда образовательный процесс в таких учебных центрах проходит незаметно для самого ученика. Работник может даже не догадываться, что он уже где-то «обучился» и получил корочку, которая успешно осела в отделе кадров.
Работу учебных центров контролирует Рособрнадзор, который и должен пресекать подобные махинации. Но плановые проверки проходят раз в три года. За это время хитрецы успевают подготовиться и нарисовать обучение во внутренней отчетности.
Недобросовестные учебные центры живут за счет корпоративных клиентов, регулярно заказывающих необходимые документы из-за текучки кадров и периодичности самого обучения. Не выйдет один раз получить нужный диплом или свидетельство и на этом успокоиться — нужно освежать знания.
Несмотря на тщательную маскировку, опознать фиктивные образовательные организации несложно. Для этого достаточно:
Опишу весь процесс пошагово.
Как выбрать лучший ИТ-курс
Как проверить учебный центр по реестрам
Проверить лицензию. Нельзя просто открыть организацию, назвать ее учебным центром и начать выдавать дипломы — сначала нужно получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Если у организации нет действующей лицензии, она не вправе оказывать образовательные услуги. Любые дипломы и удостоверения от нелегального учебного центра — просто бумажки.
Скан лицензии можно найти на сайте учебного центра. Но нужно еще и проверить, что лицензия не аннулирована, а продолжает действовать. Чтобы это сделать, надо воспользоваться специальным реестром на сайте Рособрнадзора.
Проверить аккредитацию — для обучения по охране труда. Если организация проводит обучение по охране труда, она должна получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и аккредитацию Минтруда.
Эту аккредитацию можно проверить в реестре Минтруда.
Проверить, подключена ли организация к ФИС ФРДО. Чтобы бороться с поддельными дипломами, удостоверениями и свидетельствами, Рособрнадзор создал ФИС ФРДО — федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении».
Все образовательные организации обязаны подключиться к ФИС ФРДО и вносить в систему информацию о дипломах, удостоверениях и свидетельствах. Срок внесения для документов о дополнительном профессиональном образовании — не позднее 60 дней с даты выдачи.
Но не все образовательные организации спешат выполнять это требование. Например, в одном центре, где я работал, тянули до последнего: подключение вело к дополнительным затратам и мешало мухлевать с датами выдачи документов. Дело в том, что там за дополнительное вознаграждение делали срочные корочки, которые нужны «еще вчера» — вплоть до прошлого года. А подключение к ФИС ФРДО усложняет жизнь: оформлять документы задним числом уже труднее из-за ограничения в 60 дней.
На сайте Рособрнадзора можно проверить, подключен ли учебный центр к ФИС ФРДО. Если нет, значит, он не готов вовремя делиться с государством данными о результатах своей работы. Я рекомендую избегать подобных образовательных учреждений.
Как проверить сайт учебного центра
Рособрнадзор установил требования к содержанию и структуре сайта образовательной организации. Если учебный центр их нарушает, это говорит об общей небрежности и безответственности его сотрудников.
Если перед вами одностраничный сайт-визитка с одним лишь продающим текстом, советую поискать для обучения другую организацию. Особенно опасайтесь слоганов в духе «быстрое обучение без отрыва от производства» — часто именно так формулируют свое предложение торговцы корочками.
На сайте должен быть раздел «Сведения об образовательной организации». Этот раздел состоит из нескольких подразделов, с помощью которых можно понять, насколько реально и законно обучение.
Расскажу про самые важные подразделы.
Документы — здесь стоит взглянуть на отчеты об исполнении предписаний органов контроля. Рособрнадзор проводит проверки и выносит предписания, если что-то не так. Образовательная организация обязана на своем сайте отчитываться о выявленных нарушениях и работе над ошибками.
Если учебный центр хвалится долгой историей, но не выкладывает никаких предписаний и отчетов, то возможны три варианта:
Для примера я изучил пять докладов региональных министерств о результатах проверок образовательных организаций за 2020 год.
Статистика по плановым проверкам образовательных организаций
Количество плановых проверок | Выдано предписаний | |
---|---|---|
Свердловская область | 182 | 179 |
Тверская область | 55 | 55 |
Орловская область | 52 | 50 |
Мурманская область | 44 | 44 |
Хабаровский край | 47 | 47 |
Почти каждая проверка заканчивалась выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за любую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки во внутреннем документе или неправильную структуру сайта. Обычно учебные центры быстро исправляют недочеты и отчитываются об этом.
За свою карьеру я прошел две проверки, и после обеих приходилось поднимать практически с нуля всю нормативную базу, обновлять локальные акты, срочно наращивать методический материал. Подобные проверки держат учебные центры в тонусе.
Поэтому отчеты об обнаруженных и устраненных нарушениях будут хорошим признаком: организация работает и заботится о прозрачности своей деятельности.
Подраздел «Образование» раскрывает информацию об образовательных программах. Учебный центр обязан подробно описывать ход обучения и все темы, по которым проводятся занятия. Для этого он выкладывает на своем сайте файлы с учебными планами и методическими материалами.
Если этого подраздела нет или он пустой, то вам предлагают кота в мешке. Учебные центры неохотно публикуют свои программы по двум причинам:
Мне приходилось заимствовать чужие программы, когда я создавал новые курсы.
Преподавателя с нужным профилем у нас не было, а нанимать его не хотели, вот я и выкручивался: занимался банальным рерайтингом. Обычно такие программы никто не читал — это были срочные заказы от организаций, которым требовались только конкретные корочки.
Также в подразделе «Образование» должен храниться скан лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но некоторые учебные центры почему-то выставляют лицензию на главной странице или в других подразделах — в «Документах» либо «Основных сведениях».
Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Обязательно проверьте информацию о преподавателях, их образовании, квалификации и стаже работы. Если такого раздела нет или он пустует, вероятно, обучение пройдет в формате самоподготовки со сдачей единственного итогового теста.
В шарашкиных конторах обычно маленький преподавательский состав, хотя заявленных курсов может быть очень много. Руководству учебных центров невыгодно искать преподавателя под каждую учебную программу. Поэтому мне как методисту иногда приходилось читать лекции по темам, в которых я не разбирался. Материал я брал в интернете: рефераты, книги, случайные статьи. Повезло, что никто не задавал мне вопросов, — ученики тоже сидели для галочки.
Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Чтобы выдавать корочки, не нужны учебные аудитории, бумажные и электронные пособия, компьютерные программы, тренажеры. Достаточно принтера и бумаги.
А вот чтобы давать полноценные знания, все это необходимо. В идеале подраздел о материально-техническом обеспечении должен включать инвентаризационную опись всего, что есть в учебном центре, от компьютеров до стульев. Чем подробнее, тем лучше.
Подраздел «Платные образовательные услуги» должен содержать образец договора. В нем прописывают сроки освоения программы, форму обучения, вид выдаваемого документа и условия расторжения.
Если в договоре не указаны конкретные сроки, конечная стоимость услуг и вид выдаваемого документа, то учебный центр может попытаться вытянуть из вас побольше денег. Например, попросить заплатить за изготовление корочки, учебные материалы или подключение к системе тестирования в интернете.
Сначала читать, потом подписывать
В этом же подразделе нужно проверить утвержденные цены на каждую программу обучения. Недобросовестные центры не публикуют свои прейскуранты, чтобы устанавливать разные цены с выгодой для себя. Обычно они завышают стоимость для случайных физлиц, чтобы отсечь их, и делают скидки для организаций, которые закупаются оптом.
О чем спросить сотрудников учебного центра
Позвоните в учебный центр и еще раз уточните информацию, которую нашли на сайте. Бывает, что сайт наполнен всеми необходимыми данными и выглядит убедительно. Но при разговоре с менеджером оказывается, что нужных преподавателей сейчас нет, а учебный полигон на ремонте.
Попросите описать порядок обучения. Задайте вопрос: «Как будут проходить занятия?» Центр с фиктивным обучением предложит вам самостоятельно читать лекции, а в конце сдать итоговый тест в электронном виде.
К подобному дистанционному обучению формально не придраться. Поэтому оно популярно у работодателей, которым важно быстро и дешево получить необходимые корочки для сотрудников. Но учтите: по сути это самообучение, а качество материала может оказаться низким.
Если не нашли на сайте программу обучения, спросите, как с ней ознакомиться. Это не закрытая информация и не коммерческая тайна. Если сотрудники центра отказываются показать программу, то либо ее не существует, либо они боятся, что вы потребуете следовать ей в обучении.
Узнайте, будут ли живые лекции и семинары. Платить преподавателю всегда накладно, поэтому учебные центры стараются как можно больше курсов перевести на дистанционку. В результате обучение превращается в самоподготовку с маленькой себестоимостью.
Узнайте о материальном обеспечении учебного процесса. Хороший учебный центр готов предоставить аудиторию и учебный материал. Если речь идет об обучении рабочей профессии, то нужно спросить о практических занятиях: есть ли станки, тренажеры, специальное оборудование.
Спросите, заключается ли договор об оказании платных образовательных услуг. Отсутствие договора — явный признак шарашки. К тому же без договора вы не сможете получить налоговый вычет за обучение.
Уточните, защищены ли бланки дипломов и свидетельств от подделки. Защищенный бланк и подключенность учебного центра к ФИС ФРДО — гарантия того, что учащийся, его работодатель и государство смогут убедиться в подлинности документа.
У Минобрнауки есть методические рекомендации по разработке удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке. Например, ведомство советует выпускать документы на специальных бланках с защитой от подделки. Каждый бланк обладает уникальным номером, что позволяет легко убедиться в подлинности документа.
Не все учебные центры прислушиваются к рекомендациям Минобрнауки — они необязательны для применения. Дело в том, что защищенные бланки усложняют процесс подготовки документа и повышают себестоимость обучения.
Защищенный бланк не гарантирует качество обучения. Он лишь показывает, насколько организация заботится о своем бренде: стремится ли оградить его от возможных подделок.