Что значит научить плохому
Научи плохому
Я периодически захожу на сайт «Научи хорошему», поскольку там частенько можно найти первосортную дичь.
Как они сами о себе говорят:
Главная цель создания проекта «Научи хорошему» – это повышение нравственности нашего общества.
А по факту лишь кучка конспирологов, антипрививочников, антигмошников и т.д.
И вот наткнулся на статью про уже известную всем ситуацию с фото учительницей в купальнике и не могу не поделиться этим бредом. Читать на свой страх и риск, держа под рукой шапочку из фольги.
Флешмоб пикирующего Овертона: «Учителя – тоже люди!»
В конце зимы — начале весны в информационном поле происходит бурное обсуждение поступка молодой учительницы из Барнаула, которая выставила в сеть интернет своё фото в спортивном купальнике. Возмущённые родители подняли вопрос о морально-нравственном соответствии женщины званию педагога. Мы рассмотрим эту ситуацию детально. Сразу скажем, что обсуждение поступка педагога ни к чему не приведёт, если рассматривать его как статичную ситуацию. Мы предлагаем рассмотреть процесс в динамике, поднять вопросы, которые остаются «за кадром» обсуждения в медиапространстве. Забегая вперёд, скажем, что здесь просматривается технология окна Овертона, которая применяется для продвижения негативных тенденций. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, началось всё с того, что от родителей учеников барнаульской школы №13 на имя руководства школы поступил сигнал о том, что молодая учительница Татьяна Кувшинникова опубликовала в социальных сетях снимок, на котором она стоит в купальнике возле проруби с медалями на груди. По мнению родителей, этот поступок не соответствует высокому званию учителя, которому доверили самое ценное, что есть в обществе — детей.
Далее обсуждение этой ситуации привело к тому, что Татьяне пришлось уволиться из школы. Но, поднятая информационная волна, которую активно раскручивало огромное количество средств массовой информации, привела к действиям, причём более радикальным, других учителей. А именно: множество учителей из разных уголков страны устроили «флешмоб» (от английского flash mobilization (flashmob) — «молниеносная мобилизация») в поддержку коллеги, выкладывая свои фото и видео, где они выставляли себя не только в купальниках, но и в более откровенных нарядах. Главная мысль флешмоба:
«Мы тоже имеем право, мы такие же люди, как и все».
Это фактология процесса. А теперь рассмотрим его с точки зрения технологий управления массовым поведением и коллективным бессознательным, затронув при этом пресловутые «окна Овертона».
«Окно Овертона» — технология работы с общественным мнением, направленная на поэтапное изменение взглядов и ценностей широких масс людей. Обычно выделяют несколько стадий: «немыслимо — радикально — приемлемо — разумно — популярно — норма». Через эти стадии проходит в общественном мнении некое явление, в отношении восприятия которого производится изменение мнений людей. Эти стадии представляют собой своеобразные «окна возможностей», в рамках которых допустимо высказывать различные точки зрения, не будучи скомпрометированным в глазах общественности.
Технология позволяет поэтапно продвинуть в общество идеи, которые поначалу считаются неприемлемыми. Причём, для большинства, внедрение этих идей происходит незаметно, как бы «само собой». Технология работает и как в отношении продвижения в общество негативных, противоестественных явлений, так и в отношении явлений позитивных, естественных. Поскольку может так статься, что в обществе нормой стало неправедное поведение, и технология «окна Овертона» может помочь исправить ситуацию. Так, сегодня, трезвость возвращается в общество, как норма, хотя ещё несколько десятков лет назад в СССР трезвенник воспринимался, как белая ворона в потребляющем алкояды советском обществе 70 — 80-ых годов.
И первый этап, который характеризует рассматриваемое явление как «неприемлемо», начался с сообщений в СМИ о наличии скандальной ситуации со снимком и реакцией на него родителей.
Задача первого этапа: максимально подсветить то явление, с которым и будет идти дальнейшая информационная работа.
СМИ, в том числе и федеральные телеканалы, отработали ситуацию весьма сильно. О ней сообщалось и в новостных программах, и в передачах формата «ток шоу». В общем, информация лилась «из каждого утюга».
Что можно сказать о ситуации?
Она обсуждалась как статичная, всё обсуждение велось вокруг утверждений: поступок аморальный или нормальный? Надо сказать, что само событие было подобрано «кураторами» проекта грамотно. Ведь в сети можно найти множество фото учителей и в более откровенной одежде, но тогда пропадал бы предмет спора. Всё было бы однозначно и ясно. Осудили бы и разошлись.
А так, когда купальник спортивный, и сама девушка — спортсменка, существуют аргументы и «за», и «против». Кстати, эти рассуждения сразу наводят на мысль, что ситуация создана искусственно, имеет определённые цели, исполнителей и достаточно большие ресурсы, ведь задействовать множество СМИ, вплоть до федеральных телеканалов, не каждому по силам.
Идём дальше. Путём бурного обсуждения (часто управляемого, идущего в определённом русле) у множества людей рождается негодование, внутренний протест, призыв высказать своё мнение в защиту «обиженной» учительницы. На этот эффект и были рассчитаны действия, описанные в предыдущем абзаце. Этот, созданный искусственно внутренний протест выразился в том, что в социальных сетях начался «флешмоб», где люди, в том числе и педагоги, выкладывали фото и видео в знак своего протеста против сложившейся ситуации. И в этих фото были гораздо более откровенные снимки, чем тот, с которого запустили весь процесс. Главным посылом этого «флешмоба» стало утверждение, что учителя такие же люди, и имеют право на такие же поступки, как и остальные, живущие вокруг.
Кстати, сама Татьяна Кувшинникова в интервью одной из газет сказала:
«Спасибо коллегам за поддержку, это очень приятно! Но фото в нижнем белье — это, мне кажется, слишком».
Она напомнила, что её фото было направлено на пропаганду ЗОЖ. От себя добавим, что Татьяна недвусмысленно дала понять коллегам, что некоторые из них перешли ту грань, которая отделяет женщину в спортивной одежде от откровенной пошлости.
СМИ дружно подхватили информационный всплеск, созданный уже другими учителями, и перевели окно Овертона во вторую стадию: «радикально».
Задача второго этапа: укрепить в обществе мнение, что явление, хоть и не является нормой, но всё же имеет право на жизнь как проявление крайне радикальных действий некоторых людей.
Действительно, такой мощный информационный посыл, что педагоги такие же люди, возымел своё действие. Многие задумались: немалое количество девушек, которые живут рядом, в одной с нами культуре, выкладывают в социальные сети свои фото с обнажёнкой. Почему же на педагогов наложено «табу», от них требуют особых, строгих форм контроля за своими действиями? По замыслу «кураторов» проекта, после этого общество должно снять вышеуказанное «табу», дать негласное «разрешение» на те же поступки, что вольны совершать и прочие девушки, не связанные с профессией педагога.
Кстати, а в чём заключаются аргументы тех, кто считает, что педагог должен быть более строг по отношению к своим поступкам? Дело в том, что у человека есть такая компонента психики как нравственность. Нравственность содержит в себе набор явлений, на каждое из которых есть оценка: хорошо — плохо (или в другом варианте: допустимо — не допустимо). Совершая любой поступок, человек соотносит его со своей нравственностью. Именно она даёт «добро», или налагает запрет на то или иное действие в соответствии с записанным отношением («нравится», «не нравится», «безразлично»). Ну и что с того, что у девушки в её нравственности будет такое: «выставить себя на всеобщее обозрение в нижнем белье — допустимо, нравится»? Дело в том, что педагоги общаются с нашим будущим — с детьми. И не просто общаются, а участвуют в формировании их личности. Учитель для ребёнка — один из личных примеров, объект для подражания. Учитель даёт ребёнку не только знания по предмету, но и транслирует ему свои нравственные стандарты. Ученик будет перенимать нравственность учителя через различные слова, примеры, поступки, через всю информацию, которая идёт от учителя к ученику.
Какова же цель запущенного процесса?
Очевидно, что стоит задача снизить планку требований, которая негласно поставлена обществом перед педагогами, подтолкнуть педагогов к самовыражению через аморальные (идущие против нравов общества) или безнравственные (когда нет чёткого отношения) поступки, дав им на это негласное «добро». К чему это может привести? Могут быть затронуты многие устои общества. Одним из главных может стать — падение нравственности будущего поколения. Когда это поколение вырастет и войдёт во все общественные институты, какое мы получим отношение к старикам, к детям, к Родине, к родителям? Думаем, вывод о том, что нас ждёт в ближайшем будущем, вы можете сделать самостоятельно.
Раз уж мы выявили управляемый процесс, сценаристы которого используют технологию окна Овертона, и который происходит на наших глазах, стоит предположить следующий шаг, который может быть сделан для продвижения «окна» в следующую стадию: «норма».
Во-первых, могут публично наказать директоров школ, различных чиновников, причастных к гонениям на педагогов, оказавшихся в ситуациях, подобной той, в которой оказалась Татьяна Кувшинникова. Это отобьёт охоту у руководителей пресекать действия подчинённых, замеченных даже и в откровенно аморальных поступках.
Затем, чтобы подтвердить безнаказанность аморальных действий педагогов, такие случаи могут показать на всю страну посредством СМИ.
Затем может наступить период массового внедрения пошлости как нормы поведения не только девиц, считающих себя свободными от норм морали, но и работниц детских учреждений. Причём, вперемешку с массовым показом педагогов в нижнем белье, будут элементы тестирования: насколько низко опустилась планка приемлемого для общества. Периодически могут появляться в СМИ всё более откровенные фото, и по уровню неприязни общества будет определяться та планка, которую пока переходить нельзя. В ближайшем КВНе, и других передачах с элементами юмора мы можем увидеть примерно такие шутки:
«Шла Мария Ивановна в бордель, забылась, и пришла на работу в школу в той же одежде».
Через юмор понижается порог чувствительности к тем негативным явлениям, опасным для общества, о которых говорится «в шутку». (Кстати, на тему юмора как средства управления готовится к выходу одна из наших следующих статей.)
Вероятно, идеал для «кураторов» проекта — учительница, которая днём учит детей, а по ночам работает в борделе и выкладывает, не стесняясь, свои откровенные фото в сеть. Такой пример для подражания будет быстро разлагать нравственные стандарты общества и снижать его внутреннюю силу, а значит и снижать суверенность, самовластность этого общества.
Что делать нам, людям, живущим в своей стране и думающим о будущем? Прежде всего, уходить от плоского обсуждения статичных ситуаций, рассматривать их в динамике, подключать процессное мышление. Выявлять субъекта управления или, как минимум, его цели и методы. Знать, что редакторы, продюсеры крупных СМИ отлично понимают то, что они делают. Не надо работать в русле их управления, обсуждая ситуации в том ключе, в котором это предлагается через СМИ. Нужно выводить процесс обсуждения шире того прокрустова ложа, которое ведёт к предсказуемым для субъектов управления последствиям, затрагивать те вопросы, на которые у них нет ответа. Если народ будет понимать процессы управления, то ему не удастся навязать антинародные цели, аморальные модели поведения. Их мало, нас много. Вместе победим!
8 правил здорового пофигизма, которые помогут сохранять спокойствие в любых ситуациях
С детства большинству людей внушают, что пофигизм — это плохо, и в первую очередь человек должен думать о том, как помочь своим близким, исправить ошибки, стать полезным кому-то другому. На деле же успеха добиваются не те, кто отодвигает себя на задний план и делает всё, чтобы завоевать расположение окружающих, а те, кто научился справляться с трудностями без боли и переживаний, не принимая слова других людей близко к сердцу.
Пофигизм действительно может упростить твою жизнь, но тут главное — понимать разницу между пофигизмом обыкновенным и здоровым, правильным. Здоровый пофигизм — это прежде всего способность человека смотреть в глаза своим трудностям, зрело оценивать свои чувства и быть честным с самим собой. Нездоровое проявление пофигизма — это игнорирование своих ошибок, обесценивание полученного жизненного опыта, нежелание переживать тяжелые моменты. Такие люди не развиваются внутренне и долгие годы тянут за собой груз нерешенных проблем.
Если ты хочешь научиться реагировать на внешние раздражители без паники и стресса, воспользуйся несколькими правилами здорового пофигизма. Мы собрали для тебя лучшие советы, которые изменят твою жизнь.
1. Не давай оценку вещам или событиям
Человеку свойственно мыслить категориями и делить все события и вещи на «позитивные» и «негативные», «возможные» и «невозможные». Такое перечисление можно продолжать еще долго, но суть в том, что в реальности есть намного больше оттенков, и делить всё на черное и белое как минимум бессмысленно.
Ты можешь столкнуться с проблемой, которая на первый взгляд покажется тебе нерешаемой, и перед тобой встанет непростой выбор: пойти простым путем и назвать ее непреодолимым препятствием или не спешить с оценкой и постараться для начала приложить хоть какие-то усилия. Здоровый пофигизм учит не давать оценку мыслям, словам, поступкам и событиям, так как в жизни человека нет ничего однозначного. Пока ты не попробуешь изменить то, что тебя беспокоит, раздражает или выводит из себя, пока ты не выяснишь, что на самом деле человек имел в виду и каковы были его мотивы, не давай громких характеристик.
2. Прими тот факт, что в жизни всегда будет присутствовать неопределенность
Человека пугает неизвестность и неопределенность, но постарайся смириться с неоспоримым фактом: жизнь неопределенная сама по себе. Но это не лишает тебя возможностей. Напротив, перед тобой открыты все двери. Ты можешь заниматься чем угодно, выглядеть как тебе захочется, жить там, где будет комфортнее всего. Твое будущее — это не прописанный до мелочей сценарий, а путь, который ты выбираешь и видоизменяешь как угодно. Приложив достаточно усилий, ты можешь добиться всего, что запланировал, и даже больше.
3. Избавься от стремления к недостижимому идеалу
Избавляйся от своего перфекционизма — забудь о своей идее достичь совершенства, стать лучшим из лучших и показывать идеальные результаты. Ты всё равно не сможешь добиться того, чего не существует. Перфекционистам недостаточно просто хорошего результата — они с каждым разом повышают ставки, требуя от себя невозможного. А после страдают, обвиняя себя в лени, недостаточном старании или отсутствии необходимых навыков.
Здоровый пофигизм — это когда ты понимаешь, что неидеален, и позволяешь себе пусть изредка, но всё же довольствоваться просто завершенными делами, без самокопания и обвинений. Ты должен научиться подходить к своей работе без фанатизма, иначе тебя ждет тревожность, неврозы и эмоциональное выгорание, с которыми ты точно не добьешься успеха.
4. Найди свой способ борьбы со стрессом
Каждый человек справляется со стрессом по-разному, и это нормально. Не стоит зачитываться статьями о том, как полезен спорт и как смена деятельности помогает отвлечься от переживаний. Если спорт для тебя — источник стресса, то, посещая спортзал после тяжелого рабочего дня, ты будешь только умножать негативное влияние на свое здоровье. Подумай о том, что помогает расслабиться именно тебе. Может, в твоем случае вместо физических нагрузок лучше набрать горячую ванну или заказать доставку любимой еды.
5. Не принимай слова и поступки окружающих на свой счет
Перестань винить себя в поступках и словах окружающих. То, что человек слишком резко ответил тебе на безобидный вопрос, еще не значит, что ты что-то сделал не так. У него мог быть плохой день на работе, он мог поссориться с близким человеком, опоздать на важную встречу и т. д. Если тебя так сильно беспокоит поведение человека по отношению к тебе, вежливо поинтересуйся у него, в чём дело.
6. Бросай то, что тебя не интересует
Люди со здоровым пофигизмом со стороны могут показаться безответственными и беспечными, но это не так. Они просто ценят себя и свое время, поэтому быстро отсеивают те занятия, которые их не интересуют или не ведут их к желаемому результату. Здоровый пофигист будет пробовать различные хобби, менять несколько рабочих мест (а может, и профессий) и не станет убеждать себя остановиться только ради стабильности или доведения дела до конца. Такие люди не будут довольствоваться малым, и подобная позиция приносит им успех в жизни.
7. Восстанавливай силы, занимаясь тем, что тебе нравится
Мы привыкли держать себя в постоянном напряжении, ставить на первое место работу и трудиться, не позволяя себе ни минуты отдыха. В результате человек быстро устает, слабеет и только тратит внутренние ресурсы, не давая себе возможности восполнить их.
Приверженец позиции здорового пофигизма всегда находит время на свои любимые хобби, прогулки, встречи с друзьями, путешествия и другие вещи, которые прибавляют ему сил и дарят приятные воспоминания. Он понимает, что жизнь — это не только работа и утоление базовых потребностей.
8. Не уделяй большого значения возможным неудачам
Люди, которые боятся возможных неудач, никогда не добьются успеха в какой-либо области. Всё потому, что их движения сковывает страх. Они привыкли отказывать себе во многом, чтобы находиться в зоне комфорта, где не происходит ничего, с чем бы они могли не справиться.
Хватит уделять так много значения неудачам. Любая неудача — это жизненный урок, возможность попробовать еще раз, учитывая полученные знания и навыки. Неудачи — это двигатель прогресса, испытание, которое ты должен пройти, чтобы раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
«Песни вряд ли научат плохому». Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям
Знаете ли вы, что слушает ваш ребёнок: под какие песни он танцует, грустит, размышляет? А если узнаете — точно не будете осуждать? Даже если эта музыка покажется вам «неподходящей»? Вместе с аудиостриминговым сервисом Яндекс.Музыка, психологом Ксенией Несютиной и музыкантами Тимуром Родригезом и Юлианной Карауловой мы попытались разобраться, как родители могут развить музыкальные предпочтения ребенка (и надо ли это делать).
Ещё 15–20 лет назад детям было не так уж просто послушать музыку: что-то они могли поймать по радио и ТВ, что-то — на кассетах и дисках (как правило, купленных родителями). Вопрос о музыкальном вкусе нового поколения обсуждался мало: с какого-то момента дети просто слушали примерно то же, что и окружающие их взрослые.
Сегодня все гораздо проще: нужен только смартфон или умная колонка — и музыка уже звучит в наушниках или комнате. Каждый день на вершины чартов и в топы TikTok попадают новые хиты, которые становятся вирусными в считаные часы и часто «прилипают» даже к дошкольникам 4–5 лет. А потом начинается: «Мам, включи песню про кадиллак».
В приложении Яндекс.Музыка появился детский раздел, помогающий родителям легче справляться с повседневными делами и быть в курсе трендов. В нем собран только безопасный контент: для удобной навигации по разделу есть безопасный поиск, который отвечает на запросы только детскими песнями, сказками, аудиокнигами и подкастами.
Современная музыка может быть достаточно откровенной, смелой, провокационной. И это беспокоит родителей: они опасаются, что музыка как-то повлияет на ребенка и на его взгляды в целом, спровоцирует его на какие-то «не те» мысли или поступки. СМИ ведь часто делают на этом акцент: мол, подросток наслушался песен такой-то группы, а потом совершил что-то противоправное. Но виновата ли в этом музыка той самой группы? И стоит ли вообще контролировать то, что слушает ребенок, делить музыку на хорошую и плохую и пытаться воспитывать в нем «правильный» музыкальный вкус? И если да, то как и с какого возраста это делать? И почему вместо условно безопасного джаза дети предпочитают незатейливые песни блогеров? Разбираемся с этими и не только вопросами вместе с Яндекс.Музыкой и детским психологом Ксенией Несютиной.
Как дети слушают музыку
Ксения Несютина, детский психолог
Малыши. Песенки для совсем маленьких детей не зря построены на рефренах: им нравится постоянное повторение одних и тех же простых фраз, связанных с тем, что они видят каждый день или могут себе представить. Это дает им закреплять свой жизненный опыт, опираться на него, выстраивать картину мира. Плохая новость для родителей-меломанов: джазу или классике малыши в большинстве случаев предпочтут что-нибудь вроде «Жил-был у бабушки серенький козлик» или выберут песенки из мультиков, которые они постоянно смотрят. Хорошая новость для всех: это естественный этап развития.
Мой ребёнок пока очень маленький и слушает то, что включают взрослые рядом. Я стараюсь развивать его музыкальный вкус, например ставлю классику. У некоторых моих друзей есть дети постарше, которые слушают разное, в том числе и довольно суровый рэп, — и это в 3–4 года. Понятно, что там есть недетская лексика и смыслы, но мне правда кажется, что если не акцентировать на этом внимание, то дети в этом возрасте просто ловят общий вайб музыки, в данном случае напористый и энергичный, и им прикольно.
Дошкольники. Еще одна особенность потребления музыки в дошкольном возрасте — акцент на баловстве и довольно простом, даже примитивном юморе. Большинство детей обожает смешные сюжеты, где кто-то над кем-то смеется, громко падает, с удовольствием кого-то съедает или по-другому ломает привычные рамки. Это опять же помогает им осмыслить сложный мир, посмотреть на какие-то бытовые вещи под новым углом, посмеяться, в том числе и над собой, и отпустить таким образом некое напряжение. Поэтому не стоит бояться, что песенки вроде «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил» (помните, ее пели бременские музыканты в мультике?) навредят ребенку. У дошкольников еще не настолько развита рефлексия, чтобы анализировать такие тексты, они их скорее веселят, особенно если мелодия радостная.
А вот слишком тяжелая, агрессивная громкая музыка едва ли подойдет ребенку такого возраста — даже если слова у песни будут безобидными. Это связано с тем, что у дошкольников пока нет потребности выплескивать агрессию, которую подобная музыка помогает переработать в энергию. Так что такая музыка будет им скорее непонятна и может даже напугать или расстроить.
Младшие школьники. В этом возрасте ребенок становится более осознанным, музыка начинает занимать важное место в его жизни: она уже не просто развлекает, веселит, позволяет выпустить пар, но и помогает пережить новый опыт, испытать эмоциональную реакцию. Положительный эффект в том, что музыка делает психику более гибкой и подвижной. Это помогает легче переживать собственные эмоции и учит детей эмпатии. Они начинают вслушиваться в слова, осознавать смысл песен.
При этом существует мнение, что если ребенок с еще неокрепшей психикой услышит что-то агрессивное, то он будет вести себя соответствующе, что музыка может «научить плохому». Но важно понимать: когда человек слушает музыку или смотрит кино, он находится в мире фантазий, представляет себя героем этих художественных произведений, прокручивает в голове события не из своей жизни, воображает себя кем-то другим, лирическим героем.
Разовое столкновение с каким-либо взрослым музыкальным контентом в этом возрасте едва ли станет для ребенка травмой. При этом постоянное прослушивание музыки не по возрасту пока могут ограничить родители — но не запрещая, а предлагая альтернативу: ученики младшей школы готовы слушать музыку с мамой и папой, делиться с ними тем, что им самим нравится, обсуждать это. И шансом важно пользоваться.
Я очень часто слушаю музыку вместе с сыновьями и, что еще важнее, обсуждаю её с ними. У меня есть «святое» время с детьми, которое я никому не отдаю, — утро, когда я отвожу их в школу. По дороге сыновья слушают музыку в машине, а ещё очень часто у дедушки на виниловом проигрывателе. В результате всё получается так же, как и в моём детстве: мальчишкам в общих чертах передается мой музыкальный вкус — пока все вокруг прыгали под «Руки вверх!» и «Иванушек», я слушал Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Рэя Чарльза. Безусловно, дети уже и сами сёрфят музыку в приложениях и находят что-то новое, что им нравится, но на основе того, что мы слушали вместе. Периодически старший сын показывает мне свои находки, и они очень хороши! Например, недавно он включил мне Grandson, и мне реально понравилось. Хотя в их плейлистах появляются и более спорные для меня треки: мрачный современный хип-хоп, инструментальная музыка из игр и сериалов… Может быть, мне это кажется простым или однообразным, но я никогда не говорю им: «Плохо, выключи».
Подростки. За подростков родители переживают сильнее всего: что он там слушает в своих наушниках, связана ли эта музыка с его настроением? А агрессия — это тоже из-за нее? В большинстве случаев нет. Если ребенок растет в любви, если у вас доверительные отношения, какая-то музыка вряд ли на него повлияет кардинальным образом. При помощи переживаний, связанных с прослушиванием, подросток скорее исследует себя — размещая сопереживание «плохим» героям каких-либо треков в своем фантазийном поле. У всех нас есть фантазии, размышления, желание выйти за пределы каких-либо границ — а у подростков особенно. И если человек слушает музыку об этом, смотрит фильмы, играет в подобные игры — это даже хорошо. Это фантазия, а не реализация, это попытка осознать данную роль, примерить ее на себя — понарошку. Формула «услышал — пошел — повторил» тут не работает, мы не так просто устроены.
Если честно, я бы не хотела, чтобы мой ребёнок слушал подавляющее большинство треков, которые сегодня популярны. Но я не собираюсь это запрещать, ведь от этого ему ещё больше захочется. Лучше предложу какую-то альтернативу: слушай то, что хочется, но вот, посмотри, ещё есть хороший западный хип-хоп. Главное, чтобы между ребёнком и родителем был диалог: надо не ругаться из-за «плохой» музыки, а аргументировать и рассказывать, что ещё бывает. Мне приятно, что дети любят мои песни, — думаю, так происходит в том числе потому, что они достаточно простые для восприятия. Несложные поп-мелодии легко ложатся на слух, легко воспроизводятся, запоминаются. Ни разу не слышала, чтобы мою музыку запрещали слушать детям.
Смысла что-либо запрещать (вообще, не только касаемо музыки) нет, потому что это всегда влечёт за собой только дополнительный интерес. Единственное, что можно сделать, — с раннего детства закладывать основу вкуса, так, чтобы ребёнок уже сам отсекал всякую гадость. Мои дети прекрасно знают, как я отношусь к некоторым современным артистам с примитивными песнями и примитивными текстами. Но я озвучиваю им свою позицию не для того, чтобы что-то запретить, а чтобы помочь им с ориентиром. У меня самого есть треки, в которых есть неподходящий для детей контент. Но 80–90% моего творчества безвредно для детей. Другое дело, совпадает ли оно со вкусом их родителей.
Как помочь ребенку развить музыкальный вкус
Плейлисты для детей и родителей: выбор Тимура Родригеза и Юлианны Карауловой
Тимур Родригез: Когда я был ребёнком, я слушал то, что слушали мои родители: джаз, блюз, рок и качественный поп. Мои вкусы развивались под влиянием этой музыки, а теперь сыновья формируют свои вкусы под влиянием того, что играет у нас дома. В своем плейлисте для семейного прослушивания я собрал любимые песни из разных эпох и жанров: Бруно Марс, Билли Айлиш, Стиви Уандер, Blur, — в нем смешалось все. Я очень завидую людям, которые впервые будут слушать эти песни вместе с детьми: это непередаваемые эмоции.
Юлианна Караулова: Когда я была ребёнком, моя семья какое-то время жила в Болгарии. Родители скучали по родине, поэтому дома всё время звучала русскоязычная музыка того времени. Но почему-то из всего многообразия мне по-детски особенно запомнились колыбельные, которые мне пела мама. Сейчас я пою их же своему сыну, моя любимая — про медведицу. Она и многие другие песни, под которые я укладываю Сашу спать, попали в мой плейлист в помощь другим родителям.
В детском разделе Яндекс.Музыки собраны плейлисты для совместного прослушивания с детьми от известных родителей — Юлианны Карауловой, Тимура Родригеза, Полины Гагариной, Алсу, Дианы Арбениной, Ларисы Сурковой, Анны Левадной, Натальи Ремиш и других.