Что значит народная команда
Теперь народная команда – «Локомотив», а не «Спартак». И вот почему
Уже вижу, как в меня летят негативные комментарии, стрелы ненависти и всякого рода колкости. Но понятие «народной команды» я всегда считал эфемерным и каким-то перегретым, раздутым, фейковым. Но раз уж в России так заведено – давайте эту приставку двигать от случая к случаю. В этом сезоне «Локомотив» совершенно справедливо взял не только титул РФПЛ, но звание народной команды. Почему? Об этом в трех блоках.
ТРЕНЕР
Юрий Семин – последний топовый российский тренер. Палычу вот-вот стукнет 71 год, а он в порядке. Помните, как мы относились к тренерам иностранцам? Мол, что они сюда приезжают, их волнует только зарплата, но при этом их идеи – это что-то невероятное, будто у них учебники и метода в корне отличаются от наших. Возможно с Массимо Каррерой в прошлом году получилось чуть иначе, но сейчас не об этом. Сейчас о Семине и факторе отечественного тренера.
Мы сами – пресса, болельщики, эксперты, медийное пространство в целом – смешали наших специалистов чуть ли не с помоями, постоянно вставляли им палки в колеса и мечтали расписаться в их профнепригодности. Точнее не так. Последние годы мы будто были уверены, что заметных высот добиться им не удастся. И весьма резко к российским тренерам стали обращаться во вторую или третью очередь. Да-да, боссы сначала верили во всевозможных Якинов, Луческу, Манчини и Биличей.
Кто после этих двух лет скажет, что Семин старомодный, скучный или предсказуемый? «Локомотив» при нем ожил, Миранчуки мощно прибавили (особенно Антон), ряд других футболистов показали себя с лучшей стороны. К тому же, Юрий Палыч всегда был за простого человека из народа и даже вчера после награждения в очередной раз заявил: главное – не чемпионство, а что мы вернули людей на трибуны. Думать о ближнем – не это ли фактор народной команды?
КОМАНДА
Откройте сезонную заявку «Локомотива» и взгляните на состав. Давайте сделаем это вместе. Сколько тут сбитых летчиков, вроде бы уже «заканчивающих»? Это кому здесь закрыта дорога в сборную России или другой страны? Кто давно прошел свой пик и на него уже более не вернется? Сколько здесь молодой и неокрепшей зелени, не способной вовремя влиться в обойму? Почти весь состав «Локомотива» соткан из противоречий.
Казалось, Мануэл Фернандеш просто получает зарплату, но эти два сезона – лучшие в его карьере. Никто и представить не мог, что Джефферсон Фарфан сбросит лишний вес и после чемпионата Саудовской Аравии за полтора года станет чуть ли не олицетворением ренессанса железнодорожников. А сколько, думалось, очень средних футболистов в составе: Владислав Игнатьев, Дмитрий Тарасов, Александр Коломейцев, Соломон Кверквелия, Неманья Пейчинович, Антон Коченков. И все они выдали свой максимум, вышли на пик синхронно, в один момент.
Про молодежь хочется сказать отдельно. Прогресс братьев Миранчук – Антона в особенности, потому что от Алексея мы в принципе такого подъема ждали – стоит особняком. Кроме них, свое игровое время получил юный Михаил Лысов. Также в важных матчах играл молодой Дмитрий Баринов. Каши они не испортили.
Все эти парни не подвели. Быть может потому, что не были пресыщены большими победами. Голод до результата, работа тренерского штаба, обстоятельства – все сложилось как надо, и молодые прибавили, опытные – вышли на прежний пик, а ветераны не дали слабину. Братское плечо – не это ли фактор народной команды?
ПОЛОЖЕНИЕ
От «Локомотива» опять ничего не ждали. Клуб постоянно, наверное по привычке, ежегодно записывали в число возможных претендентов на титул. Но потом становилось ясно, что не сегодня, не в этот раз. Быть может, потом повезет. А пока есть «Зенит», ЦСКА и «Спартак». Из больших клубов «Локо» чаще остальных считался андердогом и последним, кто может за этот титул зацепиться. А зря.
«Локомотив» всегда был локальной командой. Ведомственной, районной, какой-то своей, домашней. Как «Динамо» или «Торпедо». Буква «Л» пока не стала брендом всероссийского помешательства, как спартаковский ромбик или, в меньшей степени конечно, три/четыре буквы СКА/ЦСКА – чего-то общеармейского и спортивного. Железнодорожники стояли в стороне, довольствуясь сравнительно небольшим вниманием прессы, далеко не выдающейся посещаемостью и званием клуба местного значения.
От драмы, которую в течение 10 лет пережил «Локомотив», популярному и раскаченному бренду вроде «Спартака» или «Зенита» не пострадать в принципе. После больших побед локальный клуб прошел через несколько кругов ада в виде смен руководителей, тренеров и путей развития. Болельщики, только-только познавшие вкус побед, вынужденно покинули черкизовский стадион, и вернуть их на трибуны оказалось непросто. Последние два сезона показали: у «Локомотива» есть возможно самый прямой выход на своего фаната, самый мощный фидбэк и референс.
За это стоит благодарить без сомнения отличного тренера, замечательного президента-хозяйственника и команду, играющую в привлекательный футбол. Гармония – не это ли фактор народной команды?
Стать народной командой. Что имеет в виду Леонид Федун
Владелец «Спартака» Леонид Федун в интервью рассказал о намерении отдать власть над клубом болельщикам. Как это будет работать?
Чего хочет владелец «Спартака»
Леонид Арнольдович любит озвучивать идеи. Это довольно редкое для нашей лиги качество, где на протяжении почти двух десятилетий не так и много историй, действительно изменивших чемпионат. По большому счету, это: а) переход на систему «осень-весна», осуществленный в интересах команд, регулярно выступающих в еврокубках; б) реализация предложения Федуна по введению стыковых матчей, что избавило РПЛ от болота. Есть еще ситуация с лимитом на легионеров, продуктивность которого постоянно оспаривается и рано или поздно все придет к его отмене.
Федун же регулярно – в том числе и через «СЭ» – предлагал реформы российского футбола. Из последнего, и, к счастью, претворенного в жизнь – так называемый климатический календарь, примененного при составлении расписания на сезон-2019/20.
В этот раз Федун решил сосредоточиться на «Спартаке». Нечто похожее на то, что он предложил сегодня, Леонид Арнольдович говорил в интервью Bloomberg в марте 2013 года.
Вот цитаты из того материала:
«Моя мечта – организовать IPO «Спартака», может быть, в 2017—2018 году, и что я смогу получить отдачу по некоторым моим инвестициям. Я мечтаю создать систему, при которой «Спартак» выйдет на самоокупаемость», – заявил Федун.
По словам бизнесмена, с момента прихода в клуб в 2003 году он потратил на его развитие уже более миллиарда долларов. Федун сообщил, что его ежегодные инвестиции составляют 60 миллионов долларов, кроме того 500 миллионов ушло на строительство стадиона».
Инвестиции с 2013-го вряд ли уменьшились, и логично предположить, что с 2004 года Федун потратил на «Спартак» более двух миллиардов долларов. По оценке Forbes, состояние патрона красно-белых составляет 6,7 миллиарда долларов – получается, что на клуб ушло около трети.
Вряд ли Федун решил сэкономить. Идея IPO (публичное размещение акций) возникла у него еще 10 лет назад, и история привлечения болельщиков к принятию решений – что-то из этого же ряда.
Босс красно-белых хочет передать фанатам право управления «Спартаком», люди получат доступ к принятию решений, на которые они сейчас влияют опосредованно.
То, что предлагает Федун, можно назвать идеей «сосиос» – испанским вариантом. Уместно вспомнить о «народном IPO» – идея была реализована в 2000-х одним из банков. То есть смысл фразы «Спартак» – народная команда» станет прикладным. Именно народ будет содержать клуб, влиять на принятие решений и разделять ответственность за них.
Понятно, что это в идеале. Как получится на деле, еще не знает никто.
Как это может работать
Пока слишком мало конкретики, и мы имеем дело с долей допущения в смысловой трактовке слов владельца «Спартака».
Предположим, что владельцы акций/члены клуба получат возможность влиять на кадровую политику. Например, участвовать в выборе главного управляющего оперативной деятельностью красно-белых – президента, избираемого на определенный срок голосованием.
Что еще? Полагаю, стоит присмотреться к организации деятельности нескольких представителей испанской примеры – «Реала», «Барселоны», «Атлетика» и «Осасуны», а также гранда лидера немецкой бундеслиги – «Баварии». Достаточно интересен в нашем случае кейс команды MLS «Сиэтл». Выдумать что-то свое – процесс трудоемкий и, вероятно, маркетологам «Спартака», которым предстоит облечь идею босса во что-то конкретное, предстоит изучать опыт именно этих клубов.
Какова технология принятия решения
В 2013 году Федун подводил итоги первой десятилетки в «Спартаке». Логично предположить, что тему с «народной командой» Леонид Арнольдович планирует реализовать ко второй круглой дате, к 2023 году. Возможно, впрочем, что в планах и 2022-й, когда красно-белые отметят 100-летний юбилей.
Так или иначе, аудитория получила идею, которую предстоит жарко обсуждать, а что-то вроде бизнес-плана появится, предположу, не ранее зимы.
Пока же нужно организовать рабочую группу с привлечением тех, кому предстоит в будущем участвовать в управлении клубом – людей с трибун.
А что же сам Федун? Он в этой конструкции, вероятно, получит статус болельщика. Главного.
«Спартак» на экспорт. Почему народная команда хороша в Европе, но слаба в России
Разбираемся, как так вышло, что красно-белые могут обыграть лидера серии А, а затем мучаются в Уфе.
«Спартак» демонстрирует совершенно нетипичные для российского клуба результаты. В Лиге Европы он вот-вот гарантирует себе выход в весеннюю часть, а в чемпионате идет на 10-м месте и довольно регулярно теряет очки в матчах с аутсайдерами. Состоявшаяся накануне встреча с «Уфой» (1:1) в очередной раз показала: на международной арене с командой Руя Витории случается нечто особенное, но перенести это на матчи РПЛ ни тренеру, ни игрокам не удается.
Никто не любит играть в Уфе — особенно когда дело идет к зиме. Искусственный газон стадиона «Нефтяник», неприятный континентальный климат Южного Урала… Да и сама команда Алексея Стукалова при своих трибунах такая же кусачая, как местный морозец. Однако винить во всем исключительно внешние факторы было бы неправильно. Витория признал, что его подопечные провели слабый матч. А наш постоянный эксперт Александр Бубнов использовал даже более резкие слова:
— «Спартак» провел посредственный матч, если не сказать плохой. Очень бедное содержание игры. Кадровые потери и силы, отданные в матчи с «Наполи» (2:1), — все это сказалось. Погода и синтетическое поле тоже повлияли на игру. Контролировать мяч «Спартаку» не удавалось. Вся атака свелась к банальным навесам в штрафную площадь.
Нельзя сказать, что это был обычный матч «Спартака» в чемпионате России. Поражения и ничьи красно-белых в нынешнем сезоне бывали разными. Разгром в Петербурге (1:7), невезение в Краснодаре (1:2), привоз на последних минутах в матче с «Ростовом» (1:1)… Однако какими бы ни были потери очков, это все равно потери.
Кое-какие закономерности можно найти в цифрах. Начнем с того, что в Лиге Европы «Спартак» в среднем забивает чаще, чем в России (1,8 против 1,1 гола за матч). Это объясняется гораздо более успешной реализацией (21% против 11%). При этом моментов создается одинаково: что в одном турнире, что в другом показатель ожидаемых голов xG за 90 минут у «Спартака» равен примерно 1,3.
Откуда берется такая разница в реализации — вот главный вопрос, на который должен ответить Витория. Первое, что приходит на ум, — психология. В России «Спартак» называют народной командой, от нее всегда ждут больших свершений. К тому же в последнее время болельщики постоянно подвергают критике руководство клуба, а это не может не сказываться на футболистах. Легендарный тренер красно-белых Олег Романцев в недавнем интервью «Спорт-Экспрессу» отмечал именно этот момент:
— Готовиться и играть в обстановке нервозности и постоянного напряжения очень сложно. И то, как уверенно и с достоинством ведет себя в этой ситуации Витория, заслуживает большого уважения. Такой стойкости неплохо было бы поучиться некоторым футболистам «Спартака».
В Лиге Европы игроки раскрепощаются, так как ожидания там невелики и давление не такое серьезное. Когда российская команда играет против итальянской, никому уже нет особого дела до Леонида Федуна и его причуд. Естественно, многие начинают выступать гораздо ярче, если не чувствуют негатива.
Особенно раскрывается вне РПЛ Виктор Мозес. В Европе на счету нигерийца гол и три голевых передачи, а в России — красноречивые 0+0. К тому же полузащитник просто проделывает более объемную работу: например, он в три раза успешнее идет в отбор в еврокубковых матчах, чем в матчах чемпионата. Впрочем, в случае Мозеса надо, скорее, говорить о мотивации. Очень может быть, что в РПЛ ему по большей части не слишком интересно. Неспроста лучше всего он проявлял себя именно в больших встречах — например, с «Краснодаром».
В Лиге Европы «Спартак» выезжает на кураже и морально-волевых качествах, которые скрывают игровые проблемы. В чемпионате же все это вылезает наружу. Есть трудности в созидании, так как средняя линия зачастую состоит из молодых игроков. Проблемы с формой у легионеров — Джордана Ларссона и Квинси Промеса. Александр Соболев тоже не в лучших кондициях, хотя в последнее время и начал снова забивать. Наконец, никуда не делся Николай Рассказов, который в случае нужды всегда готов прийти на помощь сопернику. Хотя, разумеется, оборонительные беды красно-белых системны, а правый защитник всего лишь их символ.
Приятно, что российская команда может вопреки всему показывать себя с лучшей стороны на европейских полях. Руй Витория создал отличный «Спартак» на экспорт, но вряд ли это поможет ему сохранить свой пост. Этой команде не пристало занимать 10-е место на родине — такое просто не вяжется с ее статусом. Всем, кому небезразличен «Спартак», остается лишь надеяться, что следующий тренер сможет мотивировать игроков на все турниры.
Концепт «народной команды» в СССР и современности. Почему в АПЛ «народных» команд много, а у нас их почти нет
Поэтому развлечения, на мой взгляд, не могут быть основой клубной работы с болельщиками. И тут самое время вернуться к «народности», вместо повышения которой клубы наращивают популярность, причем временную. Скажите честно: будь Вы изначально нейтральным болельщиком, Вы бы стали регулярно поддерживать команду (даже в трудных ситуациях), если бы она организовывала Вам, пусть даже охренительные развлечения в день матча, но никак не участвовала бы в вашей жизни во все остальное время? Я – нет. Развлечения можно найти и другие, а при необходимости или желании – вовсе от них отказаться. Они не создают единства клуба и болельщика. И я предлагаю нам вместе подумать над тем, что создает его. Что могло бы побудить нас с вами, будь мы нейтральными к футболу и клубным предпочтениями людьми, чувствовать свою сопричастность клубу? Быть ему благодарным? Чувствовать необходимость быть рядом с командой в моменты триумфа и падения?
Если рецепта нет в российском футболе, то давайте искать его в зарубежном. Где именно – нам подскажет график средней посещаемости нескольких европейских премьер-лиг в сезоне 2016/2017 (https://www.sports.ru/tribuna/blogs/stadiumsrussia/1298680.html):
Даже те цифры по России, которые мы видим на диаграмме, во многом созданы Спартаком. Без учета цифр Спартака посещаемость РФПЛ рухнет ниже 10 тысяч и уступит Бельгии и Турции (с введением в строй «Крестовского» ситуация, конечно, изменилась). Турецкие клубы, кстати говоря, получают бОльшие доходы от продажи билетов и реализации медиаправ. В этой связи, на мой взгляд, разумно обратиться к опыту клубов в странах, где работа с болельщиками ведется наиболее успешно.
Ряд средств, которыми пользуются клубы этих стран, недоступны для российских клубов – это подписание звезд мирового класса (из-за бюджетных ограничений), постоянное участие в плей-офф еврокубков и победа в них, манипулирование ценами на билеты (в РПФЛ они и так, в среднем, невысоки).
Другие средства уже используются или только начинают – своевременное оповещение аудитории через клубные и иные каналы распространения информации, развлечения на территории стадионов до и во время матчей.
Причастность к успешному клубу с огромным бюджетом и звездным составом сама по себе является ценностью, но в любом чемпионате таких клубов – меньшинство. Что делать остальным? Ответ есть. Люди считают клуб часть своей жизни не тогда, когда он предлагает им лучшее развлечение в день матча, а когда клуб помогает им развиваться и справляться с трудностями. Будущее – за футбольными клубами, как социальным бизнесом и за лигой, открытой для общения с болельщиками. И всё это – не раз в месяц или раз в неделю – а на постоянной основе. Клуб становится народным, когда постоянно реагирует на потребности и запросы болельщиков, в том числе социальные.
Ребенка сложно заинтересовать учебным процессом? Пожалуйста, вот вам возможность учить базовую школьную программу по учебникам с изображениями, примерами и заданиями, связанными с футбольным клубом.
У семьи нет денег на то, чтобы отдать ребенка в платную футбольную школу? Тренеры клуба проводят занятия по физкультуре и факультативы по футболу после уроков. Подросток закончил школу? Клуб организовывает тренировки, матчи и турниры на различных городских полях. Лучших детей и подростков привлекают в академии.
Подросток любит футбол, но здоровье не позволяет ему играть профессионально? Клубы привлекают старшеклассников к решению бизнес-задач.
Закончили школу и ходите работать в футбольном клубе? Добро пожаловать на волонтерскую программу, по окончании которой, набравшись опыта, Вы сможете получить работу.
Вам трудно устроиться на работу? Получили образование по невостребованной специальности? Клубы проводят бесплатные курсы, помогающие при трудоустройстве.
Вы вышли на пенсию, но хотите оставаться в форме? Подавайте заявку на участие в тренировках, играх и турнирах для тех, кому за 45-50-55 (в зависимости от клуба)!
Нет-нет, это не мои мечты. Это английская реальность, и перечислены далеко не все программы, которые предлагает АПЛ и клубы. Проживая на территории, где располагается футбольный клуб, люди получают дополнительные возможности по физическому, интеллектуальному и профессиональному развитию, а также знают, куда можно обратиться для решения насущных проблем. Ряд программ клубы проводят под брендом Премьер-лиги, с которой у многих ассоциируется как английский футбол, так и футбол, как вид спорта, что делает их еще популярнее как в глазах англичан, так и всего мира.
Приведу примеры как общих, так и характерных отдельным клубам программ:
А теперь назовите мне хоть одну российскую команду, которая делает хотя бы четверть того, что перечислено выше. Вот так и получается, что народных клубов в Англии много, а у нас, в современном понимании…
В апреле этого года РФС принял Стратегию развития футбола в РФ на период до 2030 года (кратко, «Стратегия 2030»), основополагающими целями которой являются повышение популярности футбола и рост посещаемости футбольных матчей. Клубы и профессиональные лиги активно ищут способы достижения этих целей, однако методы, применяемые еще с 70-80-х годов XX века в высшей лиге Англии, одной из самых развитых в мире, почему-то оказываются неохваченными. И я могу предположить почему – это требует больше ресурсов (финансовых, временных, человеческих, организационных), а эффект достигается не сразу. Но привлечь на трибуны человека, которому клуб помог с:
— намного проще, чем если этого не сделано. А если Вам эту помощь оказали (возможность предоставили) неоднократно, то Вы будете благодарны клубу и поддержите его в ответ.