Что значит наместник монастыря
Наместник монастыря
Смотреть что такое «Наместник монастыря» в других словарях:
Наместник монастыря — архимандрит, игумен, то есть духовное лицо, назначенное архиереем для управления монастырем, входящим в его епархию … Православная энциклопедия
НАМЕСТНИК — [намесник], наместника, муж. 1. Заместитель, лицо, обладающее определенными полномочиями от кого нибудь (книжн. устар.). «Весь мой народ, вся северная церковь, признают власть наместника Петра.» Пушкин. 2. В царской России правитель окраинной… … Толковый словарь Ушакова
Наместник — Наместник (от «на месте») историческая должность в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно территориальной единицы. Русь и Россия Наместник должностное лицо на Руси, возглавлявшее… … Википедия
Наместник — I м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя; посадник (на Руси IX XIII вв.). 2. Военный начальник губернии или нескольких губерний (в Российском государстве при Екатерине II). 3. Правитель окраинной области, обладавший… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Аарон, наместник Чудова монастыря — в 1822 г. наместник Чудова монастыря, игумен Угрежского монастыря в 1825 1833 гг.; † 1840 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия
Леонид наместник Сергиевой лавры — (в миру Лев Александрович Кавелин, род. в 1822 г.) архимандрит, учился в 1 м московском кадетском корпусе, служил в Волынском гвардейском полку. В 1852 г. поступил в число послушников Оптиной пустыни; в 1857 г. был пострижен в монашество; в 1863… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Антоний, иеромонах Спасо-Преображенского монастыря — Антоний – иеромонах ярославского Спасо Преображенского монастыря, автор одной из редакций Жития Федора Ростиславича, князя Смоленского и Ярославского, прозванного Черным (или по другим источникам – Чермным). Имя автора и место написания Жития… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Исаия, наместник слуцкого Троицкого монастыря — архимандрит, сын священника, род. около 1750 г., умер 18 августа 1814 г. В 1773 г. поступил в киевский Златоверхо Михайловский монастырь, постригся в 1780 г. и занимал с 1787 г. должность казначея. В 1787 г. Исаию, уже в сане иеромонаха, взял в… … Большая биографическая энциклопедия
Печерский Вознесенский монастырь — Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия
Павел (Горшков) — Игумен Павел (в миру Пётр Михайлович Горшков; 20 августа 1867, село Дединово, Зарайский уезд, Рязанская губерния 6 июля 1950, близ Тайшета) игумен Русской православной церкви, наместник Псково Печерского монастыря. Содержание 1… … Википедия
Кто Живёт в Монастыре — (Что об Этом Известно)
Кто живёт в монастыре
Вопрос – Кто живёт в монастыре? – один из наиболее распространённых. Особенно актуален в среде обывателей, не входящих в круг воцерквлённых людей. Однако прежде, чем ответить на него, полагаю не лишним напомнить, что православные христианские (да и буддийские) монастыри возникли не случайно. Немаловажный смысл монашеской жизни связан с обязательным уединением от мирской суеты, посвящение себя молитвам и служению Всевышнему.
Монастырь
Далее речь пойдёт исключительно о православных монастырях. Напомним: Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Иерархия живущих в монастырях
В русских православных монастырях существует устоявшаяся веками иерархия живущих там людей. Чуть подробнее об этом.
Настоятель монастыря
Главный, кто живёт в монастыре, это – Настоятель. Он же — игумен. Он же является главным священником обители. Отличие его от священника обычной городской/сельской церкви в том, что священник монастыря даёт всякие монашеские обеты. Едва ли не главный из них — обет безбрачия. В отличие от него священник обычной городской/сельской церкви — может жениться, иметь семью и детей (разумеется, только в законном браке).
Кроме того, настоятель монастыря является как бы исполнительным директором обители. При этом, хозяином практически любого действующего православного монастыря в России является Русская Православная Церковь, в других странах — аналог РПЦ.
Статус настоятеля монастыря
Настоятель даёт указания всем остальным жителям монастыря (включая младших священников). Он благословляет их на послушание (на выполнение работы), определяет, что им надо делать, а что — нельзя. Следует также иметь в виду, что практически каждый настоятель до своего статуса проходит поэтапно определённый путь. Многие будущие настоятели начинают свой путь с самой низшей ступени монашеской иерархии — в качестве трудника-послушника.
Другие священники монастыря (иеромонахи)
Это более старшие по чину монахи, которые могут быть одновременно и монастырскими священниками – иеромонахами (то есть, старшими монахами). Такие монашествующие священники относятся к категории «чёрного духовенства» ибо облачены в чёрные одеяния. В отличие от них мирские священники относятся к «белому духовенству».
По рангу иеромонахи выше монахов, однако ниже настоятеля. Тем не менее, и они могут самостоятельно вести церковную службу. С благословения настоятеля они также могут давать указания более низшим по иерархии жителям обители. Вправе они определять, кому что делать, кого пускать на ночлег или в трапезную на обед и т.д.
Монахи
Это как бы средний класс жителей монастыря. Они, наравне с послушниками и трудниками, по благословению настоятеля или иеромонаха выполняют ту или иную работу. Как правило, им поручают более чистую и ответственную работу. К примеру, они выполняют обязанности звонаря, библиотекаря, водителя, кухонного работника и т.п.
Схимники
Есть ещё одна интересная категория православных монахов — схимник. Это не просто монах, а тот, который ушёл в затворничество или принял очень строгие обеты (принял схиму). По сложившейся традиции схимники пользуются особым уважением среди верующих и монастырских братьев и сестёр.
Послушники
Послушник — это тот, кто уже поднялся по иерархической лестнице со ступени трудника и в послушании готовится стать монахом.
Трудники
И самая низшая в иерархии категория, кто живёт в монастыре, это — трудники. Значительную часть среди них составляют те, кто пришёл в монастырь оттого, что им некуда больше податься. В то же время эти люди не хотят деградировать до статуса «бомжей». В каких-то монастырях таких бывших бездомных абсолютное большинство, в каких-то меньше… Это обычное явление, сопряжённое с современной монашеской жизнью.
Однако среди трудников есть и такие, кто попал в эту категорию не случайно. Многие из них преследуют цель подняться в дальнейшем по карьерной духовной лестнице до послушника, а затем и до монаха. Иными словами, эта категория трудников желает посвятить свою жизнь (или её часть) Богу и молитвам в Его адрес. Или, по крайней мере, пытается это делать. Однако одному Богу ведомо, как всё сложится.
Путники и паломники
Среди тех, кто живёт в монастыре, различают также путников и паломников. Это – категория лиц, временно пребывающих на территории монастыря с той или иной целью.
Путник – это путешественник, странник, идущий или едущий куда-либо, находящийся в пути; прохожий, проезжий.
Паломник – богомолец, странствующий по святым местам.
Некоторые люди прибывают в монастырь просто «поработать во славу Божию» на определённое время — на неделю, на месяц и т.д.
При необходимости временного пребывания в обители с благословения Настоятеля указанных лиц обычно также селят в келии к трудникам.
Женщины в монастыре
Как правило, женщины в мужском монастыре не проживают. Иногда днём в монастырь приходят кухарки, технички, какие-нибудь другие работницы. Однако в любом случае на ночь им оставаться в обители не дозволяют.
А кто живёт в монастыре, но не в мужском, а женском?
В женских монастырях существует примерно такая же система, что и в мужских. Исключением является то, что в женских монастырях нет священников. Ибо, в православии женщина не может быть священником. По этой причине в храмах женских монастырей службу ведут мирские священники из ближайшего населённого пункта.
Настоятельница женского монастыря
По аналогии с мужской обителью в женском монастыре главным лицом является настоятельница. Она же — игуменья монастыря.
Прочие, кто живёт в женском монастыре
В женском монастыре проживают также упомянутые:
Особо о мужчинах в женском монастыре
При некоторых женских монастырях (чаще снаружи, чем внутри них) живут мужчины. Чаще всего они чем-то помогают монастырю — обычно выполняют что-то, связанное с физической силой. Днём некоторые из них работают. Как правило, такие мужчины не курят и не употребляют спиртное. Однако на ночь они обязательно покидают территорию женской обители. Ночевать там им категорически запрещено.
Наместник
Наме́стник – в Русской Православной Церкви 1) монашествующий священник (игумен, архимандрит или даже епископ), поставленный на управление монастырем, настоятелем которого является архиерей; 2) помощник настоятеля в монастыре
Основной формой такого подчинения является ставропигиальный монастырь или храм – он находится в юрисдикции Предстоятеля (Патриарха) независимо от месторасположения. Однако, непосредственно управляет такой обителью именно наместник. Если монастырь женский, то роль наместника выполняет игумения. Так, например, настоятелем самого известного монастыря России – Троице-Сергиевой Лавры – является патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а его наместником в 2020 году назначен епископ Фома (Демчук).
В других случаях монастырь может находиться в непосредственном подчинении епархиального архиерея. Выдержка из «Положения о монастырях и монашествующих», принятого на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2017 года, подробно описывает такую ситуацию: «Согласно пункту 25 определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»: «Правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения».
Епархиальный архиерей имеет особое попечение об обителях, где он является священноархимандритом: совершает богослужения, заботится о духовном устроении и благолепии обителей, а также о том, чтобы монастыри служили примером для других обителей епархии. Непосредственное руководство такими монастырями поручается игуменам, назначаемым Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и осуществляющим полноту функций, закрепленных за игуменом в Уставе Русской Православной Церкви, в уставе монастырей, а также в данном Положении. Игумены обителей, в которых епархиальные архиереи являются священноархимандритами, именуются наместниками, и при этом возводятся в игумены согласно установленному чинопоследованию».
Понятие «наместник» в католичестве
Во многих официальных документах Римо-Католицизма с XII в. Папа Римский именуется прямо или косвенно «наместником (vicarius) Христа на Земле» — так носителя этого сана называет Первый Ватиканский Собор 1870 г. в третьей главе догматической конституции “Pastor Aeternus”, и эта же формулировка вошла в официальный титул римского понтифика. Этот официальный документ подробно раскрывает католическую доктрину о примате римского папы (primatus Papae), которая наряду с филиокве (filioque) является основным камнем преткновения в диалоге католицизма и Православной Церкви.
В Православной Церкви подобные положения всегда осуждались, поскольку в основании Церкви – Христос, а один из ее главных принципов – соборность. Поэтому недопустимо наделять одного человека в Церкви, пусть даже епископа, чрезмерными, исключительными полномочиями или высшим авторитетом. В Церкви на земле не может быть наместника Христова, поскольку управляет ею Сам Господь: «Не передавая Церкви ни в чьи руки, Господь до скончания века Сам пребывает во главе ее, а для проповеди Евангелия и управления церковной паствой послал в мир Апостолов и в лице их и за ними их преемников — православное епископство» – пишет патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский).
Административное устройство монастыря
Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.
Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.
Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытной братии выбираются:
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Правила поведения в монастыре
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают направлены настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут.
Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи».
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Скорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ
13. НАМЕСТНИК.
Наместник в монастыре есть ближайший помощник и заместитель Настоятеля, более всех имеющий попечение о благоустройстве братии и обители.
На обязанности Наместника лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Наместник, как лицо ответственное по монастырю, принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.
В своих заботах о душах братии монастыря Наместник при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Тайн. Наместник возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам. Наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства монастыря, и в случае необходимости делает замечания, выговоры или иного рода взыскания. В случае отлучки, болезни или смерти Наместника во временное отправление его обязанностей вступает Благочинный монастыря, получающий в таких случаях наименование Заместителя Наместника монастыря. Примечание: В исключительных случаях Заместителем Наместника может быть и иное лицо из состава Духовного Собора монастыря.
14. КАЗНАЧЕЙ.
На обязанности Казначея монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Наместником Архиерею. Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством монастыря. В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы. Казначей следит за составлением, хранением и проверкою описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Наместником. Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности (кассир, бухгалтер и т.п.), если они имеются.
15. ДУХОВНИК.
На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен наблюдать, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных. Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Наместника, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.
Кроме того, по благословению Наместника, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления. Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Наместника и его рассуждению и воле следует.
16. БЛАГОЧИННЫЙ.
На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.
В целях сохранения нравственности братии, Благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого Благочинного или Наместника. Монастырских гостей Благочинный размещает в гостиных келиях, вместе с гостинчиком заботясь о их покое и продовольствии. Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостиных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие сношения братии между собой.
Благочинный может иметь одного или двух помощников Благочинного. Благочинному необходимо ежедневно наблюдать как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были на общей трапезе, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.
17. РИЗНИЧИЙ.
На обязанности Ризничего лежит заведование и хранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Наместником. Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, веса и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Наместника описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника Ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего.
Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у чередного пономаря. Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Наместника. Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Наместнику. Пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Наместником или Казначеем. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов. Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего.
18. ЭКОНОМ.
На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря. В распоряжении Эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или Благочинного, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся: шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.). Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какое-либо улучшение, то ему предоставляется право представлять свои соображения Наместнику или Казначею. Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщик, привратники. Эконом имеет помощника.
19. КЕЛАРЬ.
Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, квасоварня и просфорня, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность. Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Наместника или Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику – Эконому.
20.УСТАВЩИК.
Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и монастырскими уставами. Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению.
На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах. Уставщику подчиняются: регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.
21. РЕГЕНТ.
Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся. Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами. Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.
22. ЭККЛЕСИАРХ, или старший пономарь.
На обязанности экклесиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотою и опрятностью в храмах, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение куличей, фруктов). Экклесиарх подчиняется Ризничему. В случае нужды должность экклесиарха может быть соединена с должностью Ризничего в одном лице.
23. СВЕЧНИК.
На обязанности свечника лежит продажа свечей, прием поминовений и уплаты за них, а также и других доходов по церкви, каковые он должен опускать в припечатанные ящики, а после высыпок давать Казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей. Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки (свечная, молебная, исповедные, алтарные и иные) были запечатаны и замкнуты до времени высыпки, а деньги в них были влагаемы без промедления. Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т. п.), которые выдает экклесиарху или Ризничему, ведя соответствующий письменный учет. Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.
24. ЛАВОЧНИК.
На обязанности лавочника лежит: продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности. Выручка по лавке сдается Казначею. Периодически, по назначению Наместника, производится учет по лавке особой комиссией.
25. ПОНОМАРЬ.
Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, т. к. послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св. Престола и Св. Жертвенника. Пономарь обязан прислуживать за Богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в не попираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать. Пономари подчиняются Ризничему (или экклесиарху).
26.ЗВОНАРЬ.
В положенное время звонарь приходит к Настоятелю (или Ризничему) за благословением и затем производит благовест к Богослужению в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем.
27. ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ.
На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка монастыря не должна задерживаться и залеживаться. Письмоводитель может иметь помощника-письмоносца, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.
28. БИБЛИОТЕКАРЬ.
На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подсобного инвентарного каталога и картотеки и выдача книг насельникам обители (под расписку). Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата монастыря. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Наместником, Духовником или иными духовно опытными лицами.
Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение. Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары и сырости. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг. Книги, потребные для Богослужений, библиотекарь выдает своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать Ризничему в ризницу полный круг богослужебных книг, в каковом случае Ризничий несет всю ответственность за сохранность этих книг.
29. РУХЛЯДНЫЙ.
Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих сношениях с братией рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего. Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу.
Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясник), ибо щегольство в одежде не прилично иноческому смирению. Рухлядный подчиняется Эконому и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.
30. ПРОСФОРНИК.
Просфорник является ответственным лицом по изготовлении просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный. Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорник подчиняется Эконому, получая муку и все потребное у келаря.
31. ТРАПЕЗНИК.
Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезы. Трапезник (или, по благословению Наместника, — повар) каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Наместника, какую и в каком количестве готовить пищу. Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствует “Аминь”.
По окончании общей братской трапезы, во вторую очередь, вкушают пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает, ни в трапезной, ни в келию, разве только по особому указанию Благочинного или Эконома, которому трапезник непосредственно подчиняется. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезной, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.
32. ГОСТИНИК.
На гостинике лежит обязанность с любовью и усердием обслуживать приезжающих в монастырь. О прибытии всякого гостя гостиник немедленно докладывает Наместнику (или лицу, его заменяющему), и без благословения Наместника никого в гостинице не принимает. Приходящих в монастырь монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но или в гостиных помещениях, или в свободных келиях. Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения Наместника.
33. БОЛЬНИЧНЫЙ.
Обязанность больничного состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый. Больничный пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинного.
Употребление лекарств основываем на Слове Божием (И. Сирах, глава 38) и на словах св. Василия Великого: “Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество. Так надобно сказать и о врачебном искусстве… Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие” (Правило 55). Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.
34. ЗАВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ.
На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ. Труждающиеся братии помнят слова св. Апостола: “Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе” (2 Сол. 3, 8). В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.