Что значит на бога надейся а сам не плошай
Православная Жизнь
В церковной среде мы часто слышим фразу о том, что в какой-либо сложной ситуации Бог разберется Сам, а нам стоит от нее дистанцироваться и устраниться. Доля правды в этих словах, но на деле за ними нередко кроются элементарная безответственность и попытка «съехать» с проблемы. Разбираемся, в каких же случаях «Господь управит».
В нашей жизни, действительно, бывает немало ситуаций, в которых от нас зависит очень мало. Мы, как христиане, понимаем, что решить невозможное для нас способен Бог: «Богу же все возможно» (Мф. 19:26). И вот здесь человеку легче всего уйти от проблемы, свалив их на Господа. С одной стороны, это верно, потому что Он есть Источник всех благ. От кого же нам ждать помощи, как не от Него? С другой стороны, под лежачий камень вода не течет, а без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Так вот, мы можем помолиться о больном ребенке. Молитва вообще творит чудеса, как бы современники ни пытались нивелировать этот замечательный инструмент соединения с Богом. Мы присоединяемся к просьбам других людей о помощи больному ребенку. Возможно, делаем это вообще самыми первыми! Вариантов, как помолиться, много: от «Господи, помилуй» до маленького подвига почитать перед иконой что-то объемное вроде канона святому или Псалтыря и подачи записки в храм. Почему бы и нет? И Господь обязательно управит.
Второй вариант – помочь деньгами. Пусть даже сумма будет незначительной и, как нам кажется, смешной. Принцип «всем миром» как раз об этом. Обычная математика. Если 10 человек скинулись по тысяче рублей – это уже 10 тысяч. Кто-то дал чуть больше или гораздо больше, кто-то меньше. Но в совокупности так получается (почему-то) всегда даже больше (и слава Богу). Дайте сколько можете (если можете, конечно). И Господь управит.
У человека есть своя свободная воля, и в этом он создан по образу и подобию Бога. «На все Воля Божья» – это не отстранение от происходящего, а усилие своей воли для того, чтобы нащупать, чего же от нас в данной ситуации требует Господь. Возможно, действительно нужно отстраниться. Но никогда, никогда нельзя прерывать молитву. Внешне это может выглядеть как устранение от ситуации, но фактически мы ведем переговоры с Богом посредством молитвы о том, как нам быть. Будем надеяться на Него, искать Его воли, молиться для этого и, если нужно, предпринимать еще какие-то действия. И Господь обязательно управит.
на Бога надейся, а сам не плошай
Полезное
Смотреть что такое «на Бога надейся, а сам не плошай» в других словарях:
На Бога надейся, а сам не плошай! — См. БОГ ВЕРА На Бога надейся, а сам не плошай (не зевай)! См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
На Бога надейся, а сам не плошай — БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
на бога надейся, а сам не плошай — нареч, кол во синонимов: 1 • нельзя полагаться только на удачу (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
На Бога надейся, а сам не плошай — На Бога надѣйся, а самъ не плошай. Боже помози, а (самъ) не лежи. Съ Богомъ начинай, а руками кончай. Аминемъ квашни не замѣсишь: молитву твори, да муку клади. Ср. Aide toi, le ciel t’aidera. La Fontaine. Le Charretier embourbé. Ср. Aidez vous… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
бог-то Бог, да и сам не будь плох — На Бога уповай, да сам не плошай. Ср. Надо надеяться на Бога. Нет, брат, полно: сам будешь плох, так уже и не подаст Бог! Даль. Отец с сыном. 1. См. на Бога надейся, а сам не плошай … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Бог-то Бог, да и сам не будь плох — Богъ то Богъ, да и самъ не будь плохъ. На Бога уповай, да самъ не плошай. Ср. Надо надѣяться на Бога. «Нѣтъ, братъ, полно: самъ будешь плохъ, такъ уже и не подастъ Богъ!» Даль. Отецъ съ сыномъ. 1. См. На Бога надейся, а сам не плошай … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
С Бога начинай — Съ Бога начинай (и Господомъ кончай). Ср. A tous seigneurs tous honneurs. Prov. ruraux et vulg. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Lincy. Prov. fr. Ср. È perigliosa e vaua, Se dal ciel non comincia ogn’opra umana. Metastasio. Issipile. 3, 9. Ср. Ab… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
с Бога начинай — (и Господом кончай) Ср. A tous seigneurs tous honneurs. Prov. ruraux et vulg. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liacy. Prov. fr. Ср. È perigliosa e vaua, Se dal ciel non comincia ogn opra umana. Metastasio. Issipile. 3, 9. Ср. Ab Jove principium… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
На Бога надейся, а сам не плошай
Смотреть что такое «На Бога надейся, а сам не плошай» в других словарях:
На Бога надейся, а сам не плошай! — См. БОГ ВЕРА На Бога надейся, а сам не плошай (не зевай)! См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
на бога надейся, а сам не плошай — нареч, кол во синонимов: 1 • нельзя полагаться только на удачу (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
На Бога надейся, а сам не плошай — На Бога надѣйся, а самъ не плошай. Боже помози, а (самъ) не лежи. Съ Богомъ начинай, а руками кончай. Аминемъ квашни не замѣсишь: молитву твори, да муку клади. Ср. Aide toi, le ciel t’aidera. La Fontaine. Le Charretier embourbé. Ср. Aidez vous… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
на Бога надейся, а сам не плошай — Боже помози, а (сам) не лежи. С Богом начинай, а руками кончай. Аминем квашни не замесишь: молитву твори, да муку клади. Ср. Aide toi, le ciel t aidera. La Fontaine. Le Charretier embourbé. Ср. Aidez vous seulement et Dieu vous aidera. Régnier.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
бог-то Бог, да и сам не будь плох — На Бога уповай, да сам не плошай. Ср. Надо надеяться на Бога. Нет, брат, полно: сам будешь плох, так уже и не подаст Бог! Даль. Отец с сыном. 1. См. на Бога надейся, а сам не плошай … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Бог-то Бог, да и сам не будь плох — Богъ то Богъ, да и самъ не будь плохъ. На Бога уповай, да самъ не плошай. Ср. Надо надѣяться на Бога. «Нѣтъ, братъ, полно: самъ будешь плохъ, такъ уже и не подастъ Богъ!» Даль. Отецъ съ сыномъ. 1. См. На Бога надейся, а сам не плошай … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
С Бога начинай — Съ Бога начинай (и Господомъ кончай). Ср. A tous seigneurs tous honneurs. Prov. ruraux et vulg. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Lincy. Prov. fr. Ср. È perigliosa e vaua, Se dal ciel non comincia ogn’opra umana. Metastasio. Issipile. 3, 9. Ср. Ab… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
с Бога начинай — (и Господом кончай) Ср. A tous seigneurs tous honneurs. Prov. ruraux et vulg. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liacy. Prov. fr. Ср. È perigliosa e vaua, Se dal ciel non comincia ogn opra umana. Metastasio. Issipile. 3, 9. Ср. Ab Jove principium… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
И ситуации всякие бывают. И как понять, когда надо пассивно (смиренно) ПРИНЯТЬ ситуацию, а когда активно в неё включиться?
Кто хорошо знает Евангелие, что скажете? Каков общий дух поучений Христовых по этой части?
Ответа наверное нет, но. очень интересны цитаты по этому поводу из святых писаний и христианской литературы.
Один христианин (Мельо вроде) выпускает книги притч, собранные отовсюду.
И одна из них такая
(извините за недословность)
— «Дорогой Владыка, как объяснить невоцерковленному человеку смысл пословицы: «На Бога надейся, а сам не плошай»? Многие принимают это как наказ вообще не прибегать к помощи Церкви. Спаси Господи! Раба Божия Марина».
— Нужно понимать эти слова так: Господь нас спасает, но не без нашего участия. Нужно просить и надеяться на Бога, но при этом нам самим надо предпринимать то или иное усилие, чтобы достигнуть нужного совершенства. А у того человека, который надеется только на Бога, а сам при этом и пальцем не пошевелит, никогда ничего не получится. Господь всегда желает нам спасения, и если Он видит, что человек стремится к спасению, то всегда готов прийти и помочь нам. Именно отсюда и пошло выражение: “На Бога надейся, а сам не плошай”.
Не в бровь, а в глас.
Так какого фига некоторые говорят, что всё от Бога и надо смиренно нести свой крест? (и совсем не бороться против московско-сотонинской шоу-мафии? 😎
важно кому говорят
для кого и зачем
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2009 16:15]
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2009 16:21]
И ситуации всякие бывают. И как понять, когда надо пассивно (смиренно) ПРИНЯТЬ ситуацию, а когда активно в неё включиться?
Ой, ну как дети малые, чесслово..Нельзя сегодня осерчать- не то деревянной ложкою словил бы Фор- что б не баловал..
Мало ли что «некоторые говорят», свой-то ум у Вас есть? Вот им и живите.. 😀
Хоть бы сказали вкратце, что это такое.
Это задача, вопрос или выражение, смысл которого пытается открыть практикующий. В процессе этих попыток ум практикующего приходит в определённое состояние, что и является целью коана.
Да я и сам тут сколько раз говорил, что «Время молитве и время действию.»
Значит не все пассивные сачки. Понимают, важность силы воли и активности! 😀
Надеюсь ещё встренимся на баррикадах и в колоннах.
Это не значит, что ничего не нужно делать.
Притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.
25.
28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
офф, но нравится:
Притча о Великом Атеисте
На Бога надейся? Или, всё-таки, сам не плошай?
На Бога надейcя — но сам не плошай.
Как часто мы слышим эту пословицу от людей? А как часто говорим это другим?
Я, например, слышу её почти каждый раз, когда свидетельствую людям (даже тем, кто считает себя верующими!) о Боге и Его величии. Но для многих Бог — это некий нейтрально-равнодушный Абсолют, Супер-разум. Или злой дед с бородой и молниями, посылающий на людишек катастрофы и болезни. Или же — пусть добрый, но уж-жасно занятой, которому до каждого из нас совершенно нет дела — ведь Ему надо управлять Вселенной и решать глобальные вопросы… где уж тут Ему обращать внимание на наши муравьиные «просьбочки» и «проблемочки»?
Но так ли это на самом деле? Таков ли, на самом деле, Бог?
Действительно ли Ему нет дела до наших нужд и проблем? Или к Нему хоть иногда, но можно «проравться на аудиенцию»?
Давайте посмотрим, что Сам Господь говорит о Себе в Своём Слове — Библии.
«Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс.17:3)
«Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои» (Псалтирь 24:3)
«А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» (Псалтирь 30:15-20)
Здесь мы видим, что псалмопевец говорит не только об УПОВАНИИ на Бога, то есть — о 100% доверии и надежде на Него, но также — и о ВОЗДАЯНИИ от Бога!
Ну, и насколько мы можем надеяться на Господа в нашей повседневной жизни?
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него» (Псалтирь 36:6-8)
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притчи 16:3)
А как же я — человек, гордое создание, способный САМ о себе позаботиться? Зачем мне постоянно уповать на Бога — что, я — свои вопросы сам не решу и со своими проблемами сам не справлюсь, что ли?
Но вот, что Писание говорит нам об этом:
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» (Псалтирь 117:8,9)
«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою. » (Иеремия 17:5)
И ещё, не менее радикальное:
«Кто надеется на себя, тот глуп» (Притчи 28:26)
Да уж, яснее не скажешь.
И как вы думаете — если Господь в Своём Слове учит нас ВО ВСЁМ и ВСЕГДА уповать на Него, то есть ли Ему дело до каждого из нас? Важен ли для Него каждый из нас? Есть ли у Него время для тебя и меня?
«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалтирь 8:4,5)
Поверьте, драгоценные — великому Творцу Вселенной ЕСТЬ ДЕЛО до нас, до любого и каждого. Он помнит тебя и меня, Он посещает нас!
Вспоминаю ещё одно штампованное заблуждение: «Бог попрошаек не любит. Не надо просить Его о пустяках» (при этом, разумеется, никто не определяет критерий, где в наших просьбах к Богу проходит грань между «пустяками» и «не-пустяками»).
А где эту грань провёл Сам Бог?
Вот слова Иисуса Христа:
«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (От Иоанна 16:23,24)
Видите? О чём ни попросите — это значит, что просить Отца Небесного можно О ЧЁМ УГОДНО — и о большом, и о маленьком-маленьком.
Обычно, когда я привожу людям эти места Писания, многие начинают спрашивать: «Так что, пролучается — не надо ни о чём заботиться, остаётся типа лежать на диванчике кверху пузом, а всё необходимое для жизни нам даст Господь?»
Как правило, это спрашивают или люди ленивые, для которых сойдёт любой повод, чтобы оправдать свою лень и безответственность, или очень гордые, привыкшие во всём надеяться на себя, любимого.
Но если мы внимательно прочитаем Писание, то увидим очень интересную картину. Бог Очень часто поручал людям выполнять серьёзные поручения и совершать серьёзные поступки. Иногда даже — на грани жизни и смерти.
Началось с Адама, которому Бог поручил возделывать Эдемский сад, давать названия животным, а в перспективе — владычествовать над всей Землёй.
Моисею Бог поручил идти к фараону, при этом — дал ему сверхъестественные способности, но разговаривать с фараоном, рискуя своей жизнью, Моисею приходилось самому.
Бог чётко разграничил сферу ответственности — свою и человека. Давая человеку поручение, Он берёт на Себя сверхъестественное обеспечение всего, что входит в Его компетенцию. Но при этом Он даёт человеку «место для манёвра», где тому приходится прикладывать и силы, и знания, и эмоции, применять волю, бороться со страхом и ленью, и т.д. И никогда Бог не будет делать то, что Он поручил человеку.
Таких примеров в Библии очень много. И нам, живущим во времена Нового Завета, Господь тоже поручил опраделённые вещи — нашу, человеческую, сферу компетенции. И нам надлежит молиться, возлагать руки на больных и помазывать их елеем, изгонять бесов, заботиться о слабых и беспомощных, и т.д., и т.п.
А Главное Поручение, которое дал нам Господь: «… идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (От Марка 16:15).
Бог не будет заниматься распространением Благой Вести — Он поручил это нам, людям.
А почему Бог так поступает? Он же — Всемогущий, неужели Сам не справится? Мне кажется — потому, что Он хочет, чтобы мы были Его партнёрами, сотрудниками, сопричастниками Его величия. Любит Он нас, понимаете? Любит.
Поэтому в пословице, приведённой в начале статьи, необходимо расставить правильные, божественные, акценты. Вместо привычного: «На Бога надейся — но САМ НЕ ПЛОШАЙ»,
предлагаю использовать более правильную версию:
«НА БОГА — НАДЕЙСЯ. Но и сам — не плошай!»
А что Господь? А Господь говорит нам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (От Матфея 28:19,20)
И ещё: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (К Ефесянам 3:20,21)