Что значит моя малая родина
А существует ли она малая родина?
А существует ли она «малая родина»?
И в разговорах, и в печати встречается фраза «малая родина». Меня всегда интересовало – понимают ли люди, что это такое? О чем они говорят? Вероятнее всего нет. Иначе бы они постеснялись – зачем же умалять Родину? К сожалению, людям и так редко задумываются над словами, а, если эти слова, к тому же, встречаются в СМИ, то тем более.
А если поразмыслить? «Малая Родина»? Если она существует, как таковая, то где-то должна быть еще и «Большая Родина». А возможно еще и «Средняя Родина». Ну, а тот, кто когда-нибудь играл в футбол, предположит наличие еще и «Полусредней Родины».
Но есть еще один вопрос – почему она «Малая»? Из-за своих размеров? Из-за своей значимости? Действительно такое стыдно сказать – «малая родина» – ерунда какая-то. Вот «Большая Родина» – это здорово, звучно, эффектно.
Родина всегда одна, не может быть у человека целого набора «родин». Родина не бывает, ни малой, ни большой, ни низкой, ни высокой, ни широкой, ни узкой – никакой!
Она просто – Родина!
Но это оказалось не так. Поэтому, когда грусть и страдания томят нашу душу, когда мы устаем от неудач или боль, как коршун, терзает наше сердце, то ты мысленно возвращаемся туда, где все это началось – туда, где всегда светит солнце, где родители вечно молодые, где нет забот и печалей – в свое раннее детство. А следовательно – на свою Родину!
Не на «малую родину», а на свою, единственную в мире, Родину. Туда, где стоит твой дом, из окна которого, ты познавал мир, двор где ты играл весь день напролет и откуда тебя никак не могла затащить домой мать. Улица, по которой ты шел в школу. Кусты, где ты впервые поцеловался. Школа – твоя школа, где были, и друзья, и враги, и любовь, и разлука, и победы, и неудачи – все ТВОЕ и только ТВОЕ!
Да, конечно, Родина не имеет четко очерченной границы. У каждого она – своя. У кого-то больше, у кого-то меньше. Все зависит от образа жизни. Один провел все детство в одном дворе и на одной улице, у другого оно расширилось на другие улицы, а то и на иные города. Для меня, например, до сих пор бесконечно дорог дом совсем в другом районе Москвы, только потому, что там жила мой первая любовь. И, сейчас, несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, я возвращаюсь к нему, так, как будто бы пришел к себе домой – провожу рукою по его стенам, трогаю ручку двери (которая не изменилась с той поры!) и пусть ее имя, процарапанное мною когда-то на стене, уже несколько раз закрашивали и замазывали, так что следа от него не осталось, я все равно помню, где оно было и прижимаясь щекою к этому месту – понимаю – это Родина!
Иногда образ жизни, наоборот, мешает ощутить ту единственность, ту «родимость» места, которое мы называем Родиной. Мне приходилось встречать, в особенности, детей военных, чье детство было настолько «рассыпано» по разным уголкам Земли, что из него «родина» не складывалась. Один класс – здесь, другой – тут. То пустыня, то – тайга. Чехарда и никаких привязанностей.
Мы растем и вместе с нами растет понятие Родины. Оно расширяется, но как? Мне кажется – в зависимости от каких-то, заложенных в нас духовно-эстетических приоритетов. Заложенных так глубоко, что мы не только не в состоянии их изменить, но даже не в состоянии в целом их понять. Меня всегда удивляло, почему одно мне нравится, а другое – почти в точности такое же – нет. Почему я ощущаю Ленинград – родным, а Выборг, который буквально в шестидесяти километрах от него – чужим. Почему Саратов – для меня лежит на родине, а Волгоград – на чужбине. Объяснить сложно.
Получается так, что те места, где мы чувствуем себя как дома увеличивает нашу Родину. Для каждого человека понятие Родины имеет свои размеры.
Но никто не осмелится «померится родинами» друг с другом – у кого длиннее! На такое кощунство человек не способен. Тогда откуда же взялась эта пресловутая «малая родина»?
Правящие круги всегда пытались объединить понятие «Родина» и «земли, которыми они владеют». Они переносили святость Родины каждого человека на все то, что им принадлежало. Их страна должна была превратиться для простого человека в его Родину, Большую Родину. Чтобы толкая людей на очередную бойню по защите собственных интересов и собственных территорий, придать этой бойне статус «священной» защите своей Родины.
А вот та, настоящая Родина, которая у каждого человека своя, по их мнению, становилось «малой родиной». Отнять ее было нельзя, чтобы не поколебать святость «Большой Родины», поэтому ей и придумали такое уменьшительно-уничижительное название. Малая – значит маловажная! Чтобы каждый гражданин понимал свою малость по сравнению с правителями. Ты мал и родина твоя малая! Мы – велики и родина наша огромная.
Помните лозунг периода застоя? «Наша Родина – СССР». Ничего более глупого нельзя придумать. Получалось так, что моя родина это и Сибирь с ее тайгой, и Средняя Азия с ее пустынями, и Украина со своим салом и Крайний Север со своей тундрой. А главное – чужие страны, типа Литвы, Азербайджана, Грузии, Татарии со своими собственными историей, культурой, традицией, религией, которую мы не только не знаем, но, и не понимаем, и не воспринимаем – тоже моя Родина. И смех и грех. Действительно, моя настоящая Родина на этом фоне казалась такой маленькой, такой несущественной, что вроде бы и вспоминать об этой ерунде не имело смысла. Вот так коммунистический режим пытался лишить нас истинной родины, подсовывая вместо него паллиатив – набор территорий в котором не было никакой логической связки, кроме того, что их все удалось захватить и на какое-то время удержать.
Надуманность «Большой Родины» ощутима – меняются правительства – а вместе с ними меняются и удерживаемые ими территории. Значит что – меняется Родина? Что за бред! Родина – она неизменна! Это то, что не подвластно никаким властителям. Ведь недаром говорят «Родина – мать». Нельзя найти другую мать, нельзя найти другую Родину.
Я еще могу понять лозунг – «моя родина планета Земля». В нем есть логика – на всей земле есть более-менее приемлемые места для существования человека.
Поэтому для меня нет «малой родины», нет большой Родины, для меня Родина только одна – знакомые по детству и по юности места и то, что мне близко по духу, по настроению, то куда я прихожу с ощущением собственного дома. А все остальное – всего лишь страна, гражданином которой я, по волю случая, являюсь.
Что значит для россиян их малая родина?
Domofond.ru и проект «Заповедник» провели опрос и выяснили, что такое для россиян малая родина. В опросе приняли участие 2105 человек из 55 регионов России.
Почти 94% респондентов ответили, что место, которое они бы могли назвать малой родиной, существует. При этом 63% назвали малой родиной населенный пункт (город, поселок, село). Для 16% малая родина — это регион, а для 11% — это улица или район в пределах населенного пункта.
Интересно, что большинство респондентов, за исключением опрошенных в Москве и Санкт-Петербурге, недалеко уезжают от своей малой родины. Так, 63% опрошенных, живущих в Свердловской области, считают своей малой родиной населенные пункты этого региона, а 65% респондентов из Татарстана — места в своей республике. Так же локализуют малую родину 88% участников опроса из Алтайского края, 64% респондентов из Архангельской области и 60% из Брянской области.
Что связывает россиян с малой родиной
Почти треть респондентов (31%) не теряют связи с малой родиной — они живут там или время от времени ее посещают. 50% поддерживают тесные связи с родственниками и друзьями, которые там остались, а более трети респондентов общаются с людьми, живущими на малой родине, редко, но не забывают о них.
Из тех респондентов, которые уехали со своей малой родины, больше половины возвращаются туда один или несколько раз в год. 57% респондентов следят за новостями, которые касаются жизни городов, поселков и сел, названных малой родиной.
Большинство участников опроса (41%) считает, что ситуация на их малой родине за последние несколько лет ухудшилась, а 37% – что, напротив улучшилась. Остальные респонденты не заметили изменений или затруднились с ответом.
При этом 41% респондентов, уехавших с малой родины, хотят туда вернуться. Главное, что заставляет задуматься о возвращении домой, – ностальгия. В ответ на вопрос: «Какие чувства и эмоции вы испытываете, когда думаете о своей малой родине?» – ностальгию выбрали 70% респондентов. На втором месте – радость (43%), на третьем – благодарность (40%). А вот неприязнь и страх по отношению к малой родине испытывают меньше 6% участников опроса.
Ирина Филатова, главный редактор сайта недвижимости Domofond.ru:
«Россияне, как следует из результатов нашего опроса, привязаны к малой родине. Даже покидая ее, многие уезжают недалеко, остаются в пределах родного региона. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где доля приезжих из других регионов России и из-за границы гораздо выше средней. При этом словосочетание «малая родина» для людей не пустой звук: это место, с которым нас связывают положительные эмоции и приятные воспоминания. Большинство россиян, покинувших малую родину, следят за событиями и новостями в этих местах и не исключают своего возвращения домой».
Лев Калиниченко, социолог Фонда «Общественное мнение», главный редактор проекта «Заповедник»:
«Малая родина — не всегда родной город. Не всегда это даже конкретный населенный пункт: для некоторых малая родина — это целая страна, улица или двор. Обусловлено это тем, что малая родина — не точка на карте или указанное в документах место рождения. Малая родина, строго говоря, — не обязательно реальное место. Это скорее образ, существующий у человека в голове, образ счастливого прошлого, к которому хочется вернуться. Неудивительно, что чаще других чувств участники опроса испытывают ностальгию по отношению к своей малой родине.
Тема возвращения звучит и в определении малой родины, которое дает российский социолог Владимир Ильин: это место, обладающее для человека силой притяжения, заставляющее возвращаться туда в поездках или воспоминаниях. Но как быть с теми, кто никуда не уезжал со своей малой родины? Результаты опроса показывают, что и они чаще других чувств говорят о ностальгии к этому месту, даже если эти люди младше 30 лет. Так что вместо путешествия в пространстве они предпринимают «путешествие» во времени, вспоминая, какой их малая родина была раньше.
Рассуждения о малой родине — это всегда сравнение прошлого и настоящего, местного и глобального. И в этом сопоставлении люди стараются определить свое место, найти свою уникальность. Больше половины респондентов отметили, что люди на их малой родине отличаются особым местным характером. В основном называют положительные качества: доброту, дружелюбие, открытость, гостеприимство; причем 40% опрошенных отметили эти «местные» черты характера и у себя. В этом проявляется обычный социальный механизм: группе «своих» мы обычно приписываем больше положительных качеств, а группе «чужих» — больше отрицательных. Малая родина как раз и представляется таким местом, в котором ты — «свой».
Консультация для воспитателей «Моя малая Родина»
Крылова Марина Васильевна
Консультация для воспитателей «Моя малая Родина»
Крылова Марина Васильевна
Консультация для воспитателей «Моя малая Родина»
Для каждого на этой планете большое значение имеет Родина – это- то место, где человек родился, вырос, провел лучшие годы своей жизни. Неважно, что это – маленький поселок или большой город – оно всегда будет самым лучшим, самым любимым. Самые же теплые и радостные воспоминания всегда связаны с так называемой малой родиной.
Что такое Родина?
Слово «родина» произошло от очень древнего слова «род», которое обозначает людей, связанных кровным родством. От этого первоначального слова было создано немало других,не менее важных:
родители – отец и мать, у которых рождаются общие дети;
родня – близкие и дальние родственники;
родословная – список поколений одного рода;
народ – жители одной страны;
родина – страна, в которой был рожден человек.
Каждое из этих слов близко и дорого сердцу человека, поскольку означает начало всему живому на земле. У новорожденного малыша уже есть родина – место, где он будет расти, удивленно постигать окружающий мир, где завяжет первые знакомства, познает первые радости и горести. Эти ценные моменты невозможно отнять, ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся глубоко в сердце.
Родина всегда имела большое значение для наших соотечественников. Недаром самим народом было создано столько замечательных пословиц на эту тему.
-Жить – Родине служить.
-Родина – мать, умей за нее постоять.
— Где родился, там и пригодился.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
Олицетворением родной земли являются символы, которые есть у каждого государства – это герб, флаг и гимн. Символы – это своеобразные знаки отличия одного государства от других.Государственные символы России насчитывают не одну сотню лет: первый герб появился в конце 15 века, флаг – в 18 веке, а гимн – в 19 столетии.
У каждого из нас есть две родины: большая и малая. Большая родина – это- то государство, на территории которого живет человек, чьим гражданином он является
В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник детских впечатлений – это самое близкое его окружение. Свою любовь к родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина своей Родины. Для воспитания патриотических чувств в детстве очень важно, чтобы взрослые смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости. И активную позицию в этом вопросе должны занять, прежде всего, мы, взрослые. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет их ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,наиболее доступные ему: природа и мир животных своего дома (детского сада, родного края и города); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Формирование патриотизма проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Мировоззрение взрослых, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ
Моя малая Родина — Дабан (фотозарисовка) Каждому из нас дорога его малая Родина. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью.
Конспект занятия «Моя малая Родина» НОД На тему: «Моя малая Родина» №3 «Ромашка» Воспитатель: Зацепина Н. П. Цель: Воспитывать в детях гражданина и патриота своей страны.
Лэпбук «Моя малая Родина — Шуя» Материал подготовили воспитатели подготовительной группы Родионова И. В., Куликова И. Б. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что.
Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.
Проект «Моя малая Родина-Ямал» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционального – психологического воздействия, так как образы восприятия действительности.
Проект «Моя малая Родина — Курагино» Реализован в подготовительной группе комбинированной направленности. Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников. Цель:.
Тематическая неделя «Моя малая Родина» В 2016 году Саратовская область отмечает своё 80-летие. И у нас в детском саду все готовятся к этому событию. Вместе с родителями в своей.
Тобольск — моя малая Родина. Фотозарисовка Сегодня я хочу поделиться не только своими впечатлениями от моего новогоднего путешествия в город моей юности, но и очень ценной для меня.
Что такое малая родина?
Роман Владимирович Багдасаров родился в 1967 году в Дедовске. Закончил Московский государственный историко-архивный институт (РГГУ) в 1992, затем — аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН (1996). Впервые опубликовал и прокомментировал летопись скита Оптиной пустыни, келейные записки старца Варсонофия (Плиханкова), перевод фрагментов богословского трактата «Толковая Палея» (ветхозаветная экзегеза), ряд других текстов по православному богословию, истории Православной российской церкви. Изучал княжеские эмблемы, звериную, геометрическую, храмовую символику. Автор книг и фундаментальных работ, среди которых «За порогом», «От альфы до омеги русского Центавра» (символика строителей средневековой Руси), «Мистика огненного креста» (1-2 изд.: «Свастика: священный символ»), «Мистика русского православия», «Творцы священной истории», «Неуместные боги» (почитание «эллинских философов» в православии), «Движения души: Рисованные листы русских старообрядцев, XIX век».
– Малая родина. Что это такое? Какое определение можно дать этому понятию? За счёт чего тему малой родины можно сделать актуальной для развития той или иной местности?
– Существует множество определений так называемой малой родины. Если поискать в интернете, то всплывает уйма трогательных текстов. Но попробуем быть точными. Родина – это буквально место рождения. Поэтому в строгом смысле слова настоящей родиной является именно «малая». Она не только воображается человеком, но доступна в непосредственном, телесном восприятии. Потому что «большая родина» в гораздо большей степени, чем «малая» является проекцией, воображением, фикцией.
Что такое «большая» родина? Это родная страна, гражданами которой мы являемся, иными словами, отечество. Чтобы понять, что это именно так, сравним два понятия: страна гражданства и страна рождения. Дочь российского дипломата родилась в Бельгии, это её страна рождения, но не страна гражданства. Конкретное место (допустим, Брюссель), где это произошло, является её малой родиной, но большой родиной, страной гражданства, остаётся Россия, пусть она там никогда не была. Дочь дипломата подавилась незаконно произведённой в Брюсселе фуа-гра (в бельгийской столице это лакомство запрещено к производству) и скончалась прямо там в шестилетнем возрасте, так и не добравшись до России. Всё равно Бельгия не станет её «большой» родиной, хотя «малой» навсегда останется Брюссель.
Чем больше по размеру «большая» родина, тем больше она нуждается в нашем воображении. Если взять княжества Лихтенштейн и Монако, то для их подданных страны нуждаются в воображении минимально. Без особого напряжения граждане Монако могут обойти свою «большую» родину или объехать её на велосипеде. Иная ситуация во Франции или Италии, не говоря об Индии или Канаде. Абсолютное большинство наших соотечественников не посетили даже всех населённых пунктов РФ, не говоря о её морях и тундрах. Однако никто из российских граждан, никогда в жизни не видевших свою «большую» родину в полном объёме, не сомневается, что все эти невиданные пространства и неизведанные недра принадлежат им, согласно Конституции.
По контрасту с этим малая родина является телесно-материальной родиной человека. Здесь он родился – в совершенно конкретном месте, которое находится в точных географических координатах, с определёнными атмосферными, геофизическими, биологическими, демографическими, историческими параметрами. Человек рождается в определённой среде на планете Земля, в единственной точке на карте.
Это событие носит ничем не отменяемый, ничем не устранимый телесный, материальный, биологический, психофизический характер. Куда бы человек потом ни уехал, куда бы его ни занесла нелёгкая, хоть на другой край света, – он всегда будет знать, что родился в конкретном месте. И это будет считаться его малой родиной, независимо от того, хочет он того или не хочет. Он её не выбирал. Так получилось. Это фатальная, уникальная черта биографии.
Сколько бы «больших» родин не поменял за свою жизнь человек (ведь гражданство можно изменить), «малая» – останется единственной. Если человек уехал в другой край, рано или поздно ему делается интересно: а что это было за место, где я родился, что там сейчас происходит? Я не говорю про людей, которые так и остались здесь жить. Они естественным образом получают информацию, и у них несколько иное отношение. Я сознательно привожу крайний случай, когда даже тот, кто покинул малую родину в младенчестве, всё равно через 15, 20, 30 лет задаст себе этот вопрос, если он нормальный человек…
– Чем это можно подтвердить научно?
Если продолжить расспросы, то они, как правило, дадут некую характеристику своему месту рождения. Очевидно, что оно занимает постоянное место в сознании человека. Более того, можно сказать, у каждого существует образ малой родины. Этот образ может носить сугубо личный характер и не слишком соотноситься с медиасферой, но чаще всего на личное впечатление будет накладываться разделяемая другими интерпретация: «Я родился на Камчатке, там, где гейзеры, знаешь?» Как бы ни была мала родина, она всегда будет так или иначе отражаться в медиасфере. И к этому отражению будут обращаться как те, кто имеет о ней непосредственное знание, так и те, кто интересуется этим местом со стороны.
– Эта концепция верна в той части, которая учитывает важность географических условий для протекания любого социального процесса, и перестаёт быть верной, когда абсолютизирует географический фактор.
– Является ли малая родина одним из универсальных, биологически обусловленных факторов, характеристик для формирования в том числе человеческой идентичности?
– Это больше, чем идентичность, это физиологическая данность и это юридически значимая информация, персональные данные. Идентичность может меняться как угодно. А вот место вашего рождения не поменяется, так же, как группа крови. Это факт, который мы никак не можем устранить, точно так же, как факт происхождения от определённых родителей, как конкретную комбинацию генов, которая привела к появлению той или иной особи, конкретное время, когда появился человек на свет. Эти вещи являются фактами. И это не просто идентичность. Человек говорит: я байкер – это моя идентичность, и я ставлю на первое место не тот факт, что я гражданин России или я болею за «Спартак», а свою любовь к мотоциклам; но завтра у меня сломались ноги, и я понял, что моя идентичность – фотограф, и настолько увлёкся фотографией, что первой идентичностью стало фотодело.
А затем уже следует отношение к фактам, с ним можно и нужно работать, развивать его. Идентичность человека, о которой Вы говорите, формирует не столько сам факт, сколько отношение к нему. Факт – малая родина, идентичность меняется.
Человек, который родился в определённом месте, – будет ли он при воспоминании о нём морщиться или вспоминать о нём с теплотой? Например, ребёнок родился в концлагере Равенсбрюк, случалось ведь такое. Естественно, при воспоминании об этом ему становится нехорошо. С одной стороны, хорошо, что родился, что дали ему родиться. С другой стороны, это произошло в Равенсбрюке, месте страдания тысяч людей…
Любое место, если оно развивается, – там интересно жить и туда интересно приезжать, у человека будут положительные ассоциации с этим местом. А если из этого места все бегут, там всё приходит в запустение – человек, конечно, будет помнить о том, что там родился, но будет вынужден ради сохранения здоровой психики от этого факта внутренне дистанцироваться. Он не захочет отождествлять себя с негативной репутацией места. Такой человек скажет: «Да, я родился там, но. » После этого он обязательно скажет «но».
Вот почему важно, чтобы человек, когда он произносит фразу: «Я родился в городском округе Истра…», после не говорил «но». А стал бы, допустим, рассказывать о своей малой родине. И вот для того чтобы он мог правильно о нём рассказать, у человека в голове должен быть образ своего места рождения.
Такой образ не появится сам по себе, над его созданием и продвижением нужно много работать. Чтобы любой человек, который даже никогда не был в истринских краях, но слышал о них отзывы и запомнил обрывки информации (из интернета, ТВ, газет), – он бы мог стать ретранслятором позитивной информации об округе.
Беседовал Константин Косенков.