Что значит монотонно говорить
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Правило первое
Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Правило второе
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Правило третье про интонации голоса в вопросах
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:
«Мимозы Мила маме купила»
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Правило четвёртое
Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно — нужно просто придерживаться некоторых правил.
Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.
Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
— Откуда ты, молодость?
— А кто твои, молодость,
В жизни герои?
— Чем в мире дороги
Твои знамениты?
— А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.
Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
— Ну, не безобразие ли это?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
МОНОТОННОСТЬ
Смотреть что такое МОНОТОННОСТЬ в других словарях:
МОНОТОННОСТЬ
монотонность ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: монотонный.
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок. На многих предприятиях используются станки с чпу и роботизированные комплексы, совершенствуются поточно-конвейерные линии и др. Все это способствует снижению физической нагрузки, но для таких видов труда характерно наличие М. Наиболее выражена М. Труда в поточно-конвейерном производстве, которое находит широкое применение в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная, легкая, пищевая и др. М. Характеризует ряд др. Профессий станочников, штамповщиков, прессовщиков, операторов полуавтоматических линий, а также операторов за различными пультами управления технологическими процессами. Следует различать понятия «монотонность труда» и «монотония». М о н о т о н н о с т ь т р у д а однообразие трудовых операций или производственной обстановки, т. е. внешние, объективные факторы трудовой деятельности. М о н о т о н и я функциональное состояние организма человека, определяемое комплексом психологических и физиологических изменений в организме, возникающее при монотонной работе, т. е. ответная реакция организма на монотонный труд. Различают 2 вида монотонной работы: 1-й вид М. действия, при котором состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных, часто повторяющихся рабочих действий (все поточно-конвейерные линии и многочисленные разновидности станочных, штамповочных и др. работ). Степень выраженности состояния монотонии зависит от таких факторов трудового процесса, как количество однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительность отдельных рабочих операций, степень сложности выполняемых операций, принудительный темп работы и др. Чем меньше количество элементов в рабочем цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее труд. 2-й вид М. обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с дефицитом поступающей информации, а также при пассивном наблюдении и контроле за ходом технологического процесса. характерен для многочисленных разновидностей операторского труда. Чем меньше информации получает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна, а также чем продолжительнее интервалы ожидания информации и чем меньше объектов наблюдения, тем скорее развивается состояние монотонии. Обычно монотонный по внешним признакам труд в производственных условиях сочетается с др. Факторами профессиональной деятельности. Одни из них усиливают развитие состояния монотонии (гипокинезия, низкая ответственность, постоянный фоновый шум, недостаточная освещенность рабочих мест и т. Д.); др. Факторы препятствуют развитию этого состояния (физическая тяжесть, нервная напряженность труда, высокая степень ответственности, сложность перерабатываемой информации и т. Д.). Влияние монотонного труда на организм работника весьма сложно и многообразно. Психофизиологические реакции человека на монотонную работу практически одинаковы при обоих видах монотонной деятельности. М. Обстановки и м. Действия вызывают однонаправленное снижение уровня показателей сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности, обусловленное уменьшением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших полушарий головного мозга. Установлено, что монотонный труд вызывает прежде всего изменения в функциональном состоянии цнс, что проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции, увеличении процента расторможенных дифференцировок, замедлении способности к переключению внимания, снижению подвижности основных нервных процессов. При выполнении монотонной работы у работающих возникает своеобразный нейрофизиологический конфликт. С одной стороны, скучная однообразная работа, которая приводит к прогрессивному снижению активности различных структур ЦнС. С др. стороны работу необходимо выполнять без ущерба для количества и качества продукции. все это усиливает нервное напряжение, обусловленное необходимостью волевого поддержания бодрствования и работоспособности на определенном уровне. Монотонная работа приводит к изменению и со стороны различных вегетативных функций. во время такой работы снижается частота сердечных сокращений на 25-30 %, аД (в основном систолическое) на 5-10 %; увеличивается коэффициент вариации сердечного ритма, т. е. монотонная работа приводит к существенному снижению тонической активности симпатической нервной системы и повышению активности парасимпатической нервной системы. Монотонная работа, осложненная нервным напряжением, возникающим при высокой степени ответственности с элементами риска для собственной жизни (машинисты метрополитена, диспетчеры и операторы газокомпрессорных и химических пультов управления и др.), или работа на конвейере в быстром темпе (2-6 с) приводит к изменениям физиологических функций, глубина и выраженность которых тем больше, чем больше нервное напряжение и степень ответственности за выполняемую работу. При выполнении монотонной работы, не осложненной нервным напряжением, основные изменения отмечаются в функциональном состоянии ЦнС, в то время как при такой же работе, осложненной нервным напряжением, функции ЦнС остаются относительно устойчивыми на протяжении смены, а основные изменения отмечаются в состоянии сердечно-сосудистой системы. При монотонной работе, осложненной нервным напряжением, на фоне увеличения показателей частоты сердечных сокращений и аД показатели латентного периода зрительно-моторной реакции, концентрация внимания и объем оперативной памяти (т. е. основные рабочие функции) остаются стабильными на протяжении смены. наряду с изменением физиологических функций при монотонной работе часто отмечаются изменения, характеризующие психологический статус работающих, их субъективные ощущения и переживания, к которым относятся скука, сонливость, неудовлетворенность работой и др. Степень проявления этих ощущений зависит от индивидуальной переносимости фактора М. в одних и тех же условиях не все люди одинаково устойчивы к влиянию этого фактора среди них существуют монотофилы и монотофобы. Для монотофилов, отличающихся большей устойчивостью к М., характерен определенный типологический комплекс: это слабый тип нервной системы относительно процесса возбуждения, низкая тревожность, инертность нервных процессов, замкнутость характера (в большинстве люди, легко переносящие М., являются интравертами). В некоторых случаях состояние монотонии переходит в состояние психического пресыщения, которое характеризуется отвращением к однообразной деятельности, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, развитием невротических и сосудистых расстройств. фактор М. в сочетании со сниженным уровнем двигательной активности вызывает ослабление защитных свойств организма, что проявляется в увеличении общей заболеваемости у лиц, занятых монотонным трудом по сравнению с др. профессиями. фактор М. изменяет структуру заболеваемости работающих, увеличивая частоту невротических и психосоматических расстройств и нарастая с увеличением стажа работы с монотонным характером труда. При стаже работы с монотонным характером труда 10-15 лет и более число случаев нетрудоспособности по отдельным формам болезней увеличивается в 3-9,8 раза. Основными отрицательными последствиями монотонного труда являются: Снижение работоспособности и производительности труда; Ухудшение функционального состояния организма работающих; повышенная заболеваемость; Снижение творческой инициативы; производственный травматизм. Необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на уменьшение отрицательных последствий монотонии. К ним относятся: Автоматизация однообразного ручного труда; Оптимизация содержания труда, темпа и ритма работы; совмещение профессий и чередование операций; Внедрение рациональных режимов труда и отдыха с введением 5-минутных регламентированных перерывов через каждый час работы с целью снятия фактора м.; Рациональная организация рабочего места; Введение в режим рабочего дня комплексов производственной гимнастики, функциональной музыки и др. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТО́ННОСТЬ (от греч. μονότονος – однотонный) – свойство нек-рых логических или математических операций (функций), состоящее, грубо говоря, в том. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ (monotonicity) Свойство, обладая которым линии либо функции, либо никогда не убывают, либо никогда не возрастают. В частности, этот тер. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ и, ж. monotone adj. 1. Однообразие звука, тона, интонации; однозвучность. Монотонность голоса. БАС-1. Однообразие звуков и форм. 1846. КС. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
1) Орфографическая запись слова: монотонность2) Ударение в слове: монот`онность3) Деление слова на слоги (перенос слова): монотонность4) Фонетическая т. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
-и, ж. Свойство по знач. прил. монотонный.Монотонность интонации. Монотонность жизни. □ Сегодня погода была особенно приятная: слегка пасмурно, тепло. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
монотонностьחַדגוֹנִיוּת נ’; מוֹנוֹטוֹנִיוּת נ’* * *חדגוניותמונוטוניותצליל חד גונישעמוםСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, одно. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
monotonluk* * *жmonotonluk; yeknesaklıkСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветн. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
smoothness* * *моното́нность ж. мат.monotonicity, monotonyСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, одно. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
1) 单调 dāndiào2) перен. 单调无味 dāndiào wúwèiСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцве. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
f.monotonicityСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размеренность, ровн. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
многообразиеразнообразиеразноцветиеразноцветностьСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
жMonotonie f, Eintönigkeit fСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, разме. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
жmonotonia fСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размеренность, ровнос. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
ж.monotonie fСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размеренность, ровно. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
ensformighet, monotoniСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размереннос. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
монотонность ж Monotonie f, Eintönigkeit fСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцв. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
1) monotonicity2) monotonyСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размерен. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
monotonicityСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размеренность, ровнос. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
монотонностьEintönigkeitСинонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размеренн. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
Rzeczownik монотонность f monotonność f jednostajność f
МОНОТОННОСТЬ
МОНОТОННОСТЬ
ж. monotonia, ripetitivita Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: монотония, нудность, однозвучность, одноликость, однообразие, однообразность, однотонность, одноцветность, размеренность, ровность, усыпительность Антонимы: многообразие, разнообразие, разноцветие, разноцветность. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
Ударение в слове: монот`онностьУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: монот`онность
МОНОТОННОСТЬ
монотонность однообразие, однообразность, одинаковость, однотонность, одноцветность, размеренность, усыпительность, однозвучность, нудность, одноликость. Ant. разнообразие, многоцветность, неоднородность
МОНОТОННОСТЬ
ж. матем. monotonia f
МОНОТОННОСТЬ
Сонм Сонно Сон Стон Том Томно Сомон Сом Отто Относ Ось Томсон Тон Осот Ооо Оон Омон Ность Нос Мотто Мот Мост Моос Монт Монотонность Монотонно Моно Тост Мтс Ном Нто Ост Ость Тоо Тонность Томность. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
монотонність, однотонність, однозвучність, одногучність; (однообразие) одноманітність, одностайність, однобірність (-ности). [А наше життя? мертвота, однаковість, однотонність (Н.-Лев.)]. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
моното’нность, моното’нности, моното’нности, моното’нностей, моното’нности, моното’нностям, моното’нность, моното’нности, моното’нностью, моното’нностями, моното’нности, моното’нностях. смотреть
МОНОТОННОСТЬ
сущ. жен. рода, только ед. ч.монотонність
МОНОТОННОСТЬ
1. igavus2. monotoonsus3. ühetoonilisus4. üksluisus
Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить
Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разговариваете, а это для делового общения очень важно.
Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, сопереживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.
Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.
Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исключением, нет быстроговорящих.
Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.
Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.
Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель наступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.
Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.
Высота голоса, так же, как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.
Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.
Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.
Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.
Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно.
В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь — для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека:
Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И если вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.
Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».
Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твердости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко разоблачить подхалима.
Особенно важно улавливать следующие различия в окраске звучания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых называют «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.
Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых людей.
Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные колебания, т. е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.
Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.
Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мышление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у определенного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.
Внутреннее состояние собеседника можно определить и по дыханию. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любого собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.
Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель презрения.
Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.
Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свидетельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной умственной деятельности.
Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, являясь признаком избавления от страха, показателем благополучного конца чего-либо.
Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает полную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, а также скуки.
Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетельство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоциональный, с низким самоконтролем собеседник.
Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое дыхание может быть и у человека, страдающего астмой или другим подобного рода заболеванием.
Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника меланхолического темперамента.
Феликс Кузьмин
По материалам «Elitarium»