Что значит момент море
Что значит мементо мори
Мементо мори (Memento mori) можно дословно перевести как наставление никогда не забывать о смерти. Это латинское выражение быстро стало крылатой фразой, которая нередко встречается даже в настоящее время.
Историческая справка
Принято считать, что корни этого выражения растут еще из Древнего Рима. Именно тогда, во время победных шествий после разгрома врагов, за спиной командира армии ставили одного из рабов, который должен был регулярно напоминать гордому военачальнику о том, что он лишь человек. И несмотря на величие и завоеванные сокровища, он смертен, как и все остальные.
Позже выражение «Мементо мори» перебралось из зловещих предупреждений в одну из форм приветствия. Этими словами встречали друг друга монахи ордена отшельников. Они называли себя паулинами, в честь святого Павла – первого христианского монаха-отшельника.
Отражение в искусстве
Возможно, в тот непростой временной период людям необходимо было направить негативную энергию на что-то безобидное, например, мрачную, но при этом изысканную атрибутику смерти.
Почти два века спустя в моду вошли своеобразные траурные украшения, которые было принято использовать в знак траура по покойному родственнику или близкому другу.
В США крылатая фраза «Мементо мори» получила свою долю популярности благодаря пуританским влияниям. Пуритане, особенно в расцвет интереса к смерти в Европе, считали, что искусство – гиблое дело, и оно не приближает к Богу, а отдаляет от него. Они всячески избегали любого вмешательства в свою жизнь со стороны искусства, однако в их общине были разрешены портреты, считавшиеся историческими записями.
Известно, что один из известных протестантов Томас Смит не только отличился участием во многих морских сражениях, но также увлекался живописью. На своих картинах он нередко оставлял знаковые символы «Мементо мори», в частности, на автопортрете автора можно увидеть один из типичных символов смерти – череп.
Часто «Мементо мори» напрямую связывают с Днем мертвых в Мексике, ведь во время этого празднества можно увидеть различную атрибутику смерти. В том числе сладкие закуски, например, конфеты в форме черепов, или хлебцы, принявшие форму костей.
Memento mori
Полезное
Смотреть что такое «Memento mori» в других словарях:
Memento Mori — (film) Pour les articles homonymes, voir Memento mori (homonymie). Memento Mori Titre original Yeogo goedam II (여고괴담 두번째 이야기 :메멘토 모리) Réalisation Kim Tae yong Min Kyu dong Acteurs principaux Lee You … Wikipédia en Français
memento mori — [memɛ̃tomɔʀi] n. m. invar. ÉTYM. 1903; expression latine signifiant « souviens toi que tu es mortel ». ❖ ♦ Objet de piété, tête de mort (en ivoire, rongée par des serpents ou des vers), qui aide à se pénétrer de l idée de néant. || Des memento… … Encyclopédie Universelle
Memento mori — Me*men to mo ri [L.] Lit., remember to die, i.e., that you must die; a warning to be prepared for death; an object, as a death s head or a personal ornament, usually emblematic, used as a reminder of death. [Webster 1913 Suppl.] … The Collaborative International Dictionary of English
Memento mori — С латинского: (мэмэнто мори) Помни о смерти. Выражение стало известно как формула приветствия, которым обменивались при встрече друг с другом монахи ордена траппистов, основанного в 1148 г. Его члены принимали на себя обет молчания, чтобы целиком … Словарь крылатых слов и выражений
memento mori — лат. (мэмэнто мори) помни о смерти. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка
Memento mori — (lat.), Denk an den Tod! … Pierer’s Universal-Lexikon
Meménto mori — (lat., »Gedenke des Todes«), Wahlspruch einiger Mönchsorden, z. B. der Kamaldulenser … Meyers Großes Konversations-Lexikon
Memento mori — Memento mori, lat. = gedenke, daß du sterben mußt … Herders Conversations-Lexikon
memento mori — reminder of death, 1590s, Latin, lit. remember that you must die … Etymology dictionary
memento mori — ► NOUN (pl. same) ▪ an object kept as a reminder that death is inevitable. ORIGIN Latin, remember (that you have) to die … English terms dictionary
memento mori — [mə men′tō mōr′ē, mə men′tō mōr′ī] [L, remember that you must die] any reminder of death … English World dictionary
Momento Mori: Страх смерти — что это и откуда он взялся?
Мы все когда-нибудь умрем. И я, и ты тоже. «Memento mori» или помни о смерти. Рано или поздно она наступит. Как чувство голода, как желание поспать. Ты боишься сонливости? А имеет ли смысл бояться смерти? Откуда взялся страх смерти? Причин здесь две. Первая практическая, вторая — религиозная. И в подарок — страх боли.
Перед тем, как я начну раскрывать эти причины — давай договоримся. Под смертью мы понимаем переход живого существа в состояние тушки. Или момент, когда этот процесс уже произошел. Итак, вернемся к нашим причинам.
Причина первая — сугубо практическая
Смерть начинает ассоциироваться с болью и страданиями, которые испытывает жертва. Пугает именно боль, так как у каждого есть пример, когда было больно. Этот страх является основой многих рациональных страхов:
Важен тот факт, что у детей страх смерти отсутствует. Ровно до тех пор, пока его не вырабатывают родители. В виде чрезмерного контроля и заботы, агрессивных реакций на познавательную деятельность и ядовитых комментариев («ты меня в могилу сведешь», «смерти моей хочешь»). А для ребенка отсутствие родителей (читай кормильцев) = жуткая мучительная смерть, о которой ему с охотой и в красках расскажет телевизор.
Вторая, более современная причина — религиозный страх смерти
Не секрет, что в мире доминируют Авраамические религии — Иудаизм, Ислам и Христианство. В каждой из них присутствует понятие греха. И смертного греха. Видимо, за особо тяжкие преступления. Что такое грех конкретно нигде не говорится. Но это очень страшно!
Жизнь не по правилам ведет в ад. А там огонь, черти, пытки и муки до скончания веков. Если сгустить краски и добавить перца выходит действительно жутко. Но есть оговорка: расплата наступает только после смерти. До этого можно творить, что хочешь. Никто за тобой «оттуда» не придет и не даст по жопе за твои злодеяния. Так и рождается страх смерти: на том свете судью не обманешь. Он всё знает, всё видел и за всё приготовил свое наказание. А о его гневе в Библии говорится немало.
В итоге складывается тревожная картинка. Это накладывает свой отпечаток и на поведение, и на мысли. Ограничивает возможности, а значит, ограничивает жизнь.
Что делать?
Скажу словами Андрея Кочергина:
Звучит пафосно, но рецепт верный. Принять решение, выбрать и перестать бояться смерти. Да, она придет. А поломаешься ты перед встречей с ней или нет — не так уж и важно.
Вопрос проработки смерти лежит в основе практики «погребение воина«. В том или ином виде эта инициация присутствует практически во всех цивилизациях от Австралии до южной Америки и от Якутии до Индии. Суть её предельно проста: человек готовит себе могилу и ложится в нее. После чего его закапывают. Прорабатывается момент конца. После неё приходит осознание того, что жизнь имеет срок годности. И что он имеет свойство заканчиваться.
Каждый выносит из практики свой личный опыт, но все убеждаются в том, что на земле лучше. Штука злая, но мозги в порядок приводит. Искренне рекомендую пройти через это хотя бы раз.
Двум смертям не бывать, одной не миновать.
Поэтому, когда припрет — страшно не будет. Отсутствие страха смерти не сделает тебя неуязвимым, но определенно сделает жизнь легче и ярче. Расширяя границы своего сознания, ты увеличиваешь свои возможности, а увеличивая возможности — расширяешь границы. Это называется двойная связка. По тому же принципу Омар Хайям сказал:
«Кто умирал, тот знает, что живет!»
Но и здесь не перебарщивай. Memento mori.
Memento mori: три философских подхода к утрате
Принятие смертности всего живого — важный жизненный этап. Вот как философы предлагали справиться с горем
Каждый из нас неизбежно переживает в жизни нечто такое, что меняет его сущность. Человеческая жизнь полна приключений. Многие люди сегодня пользуются языком «формирующего опыта», но идея пробуждения или инициации в каком-либо виде так же важна для человеческого состояния, как сон или влюбленность. Ученые, изучающие истории и мифы, отмечают, что зачастую они поразительно похожи друг на друга. В них описывается разлука с домом, испытание воли, а затем возвращение домой с новой мудростью или силой.
Одно из таких преобразующих испытаний связано с потерей человека, которого мы искренне и сильно любим. Те, кто познал горе утраты, лучше понимают жизнь. Переживая потерю любимого человека, мы понимаем, что это такое — остаться в одиночестве. Каждый понимает умом, что все умирают. И каждый может рационально оценить быстротечность жизни и энтропию во Вселенной. Но познание смерти и переживание утраты дает такое понимание, которое не могут дать ни стихи, ни фильмы, ни книги.
Многие философы изучали идею горевания и смерти и считают, что это — самое важное в жизни.
Помни о смерти
Многие люди, особенно молодые и счастливые, не сталкиваются со смертью. Они живут, не задаваясь серьезными вопросами о вечности. Им ни к чему задумываться о собственной смерти или о смерти окружающих людей. Им и в голову не приходит, что люди, которые есть в их жизни, однажды исчезнут навсегда.
Они не осознают, что для каждого из нас наступит время последнего обеда, последнего смеха и последнего вздоха. Что будет еще одно последнее объятие с любимым человеком, и больше — никогда.
Конечно, где-то в отдаленной части сознания они это знают, но не ощущают этого. Они интеллектуально «объективны», но им не хватает эмоциональной субъективности. Им не хватает глубины, которая есть у тех, кто держал за руку умирающего родителя, плакал на похоронах брата или тосковал, глядя на фотографии ушедшего друга. Для тех, кто не пережил потерю, все это происходит где-то вовне. В реальности же отчаяние истинного горя — в глубине. Оно болит и пульсирует внутри самого нашего существа.
Источник отчаяния
Для такой универсальной, деликатной и острой проблемы, как горевание, нет единой философской позиции. На протяжении большей части истории философами были обычно религиозные деятели, поэтому речь шла о священниках, Священных Писаниях или медитации.
Возможно, исключение составляют дохристианские ученые Древней Греции и Древнего Рима. Но и там философы варились в котле религиозных предположений. Сегодня стало модным читать древние упоминания о «душе», например, как поэтические или психологические метафоры. Однако, за исключением, возможно, эпикурейцев, в древнем мире было гораздо больше религии, чем это может показаться с точки зрения современных светских представлений.
Серен Кьеркегор назвал это ощущение смертности, которое мы испытываем после пережитого горя, «отчаянием». И в долгой ночи отчаяния мы начинаем путь к осознанию своей истинной сущности. Воочию убеждаясь в том, что жизнь не вечна и ничто не вечно, мы понимаем, как страстно стремимся к тому, чтобы все было наоборот. Источник нашего отчаяния в том, что мы хотим остаться «навсегда». Для Кьеркегора единственный способ преодолеть отчаяние и облегчить это состояние — покориться. Есть вечное, в котором можно потеряться. Есть вера, а горе — темная мраморная дверь к ней.
Философия горя
Древнегреческие эпикурейцы и многие восточные философы (хотя и не обязательно все) считали, что сильное чувство горя можно преодолеть, устранив ошибочное стремление к бессмертию. Стоики тоже разделяли идею о том, что мы страдаем именно потому, что ошибочно полагаем, будто все на свете будет существовать всегда. С помощью ментальных перемен или после крупной медитации мы можем осознать, что это не больше, чем ложное высокомерие.
Немецкий феноменолог Мартин Хайдеггер утверждал, что присутствие смерти в нашей жизни придает новый смысл свободе выбора. Когда мы понимаем, что наши решения — это все, что у нас есть, и что вся наша жизнь подытоживается одним финальным аккордом, это воодушевляет нас и придает «отваги». «Жить настоящим — значит повернуться лицом к [смерти]», писал он. Эта тема перекликается со средневековой идеей memento mori — помнить о смерти, чтобы сделать текущий момент более сладким. Теряя любимого человека, мы осознаем, что жизнь уходит, и это, в свою очередь, придает нашему выбору новую серьезность.
Альбер Камю считал, что дела обстоят несколько мрачнее. Несмотря на то, что произведения Камю были сознательной и напряженной попыткой разрешить беспросветную бездну нигилизма, его решение в виде «абсурда» — не легкое лекарство. Для Камю горе — это состояние преодоления бессмысленности всего сущего. Зачем любить, если любовь заканчивается такой болью? Зачем строить грандиозные проекты, если все обернется пылью? С горем приходит горькое осознание конечности всего, и оно сопровождается гневным криком разочарования: зачем мы вообще здесь? Предложение Камю — это своего рода зловещее веселье, этакий виселичный юмор: наслаждайтесь этой поездкой на бессмысленных американских горках. Мы должны представить себя счастливыми.
Три реакции на горе
Существует три разных реакции на горе — религиозный подход Кьеркегора, экзистенциальное «лови момент» Хайдеггера и смех до смерти Камю.
Для многих горе означает расставание с жизнью. Это похоже на зимовку души, когда человеку требуется исцеление и новое обретение смысла жизни. Он как будто превращается в куколку. Во многих случаях мы возвращаемся к жизни с полученной мудростью и совершенно по-новому оцениваем повседневный мир. Некоторые люди находятся в этой спячке очень долго, и многие начинают думать, что теперь их холодное убежище — единственное, что осталось в мире.
Этим людям понадобится помощь. Неважно, чью точку зрения мы поддерживаем — Кьеркегора, Хайдеггера или Камю — одно верно для всех и каждого: разговоры помогают. Высказать мысли вслух, разделить свое отчаяние и открыться другому человеку — это легкий теплый ветерок, с которого начинается оттепель.
Что значит момент море
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Memento mori – помни о смерти
«Memento mori, ибо это освобождает сознание от сора суеты и всего, что так ярко захватывает его в свои объятия.
Даже понимание преходимости окружающего не мешает звучать суете.
Это происходит потому, что воздействие прямых и непосредственных вибраций, идущих через органы чувств, ощущается более сильно, чем теоретические положения.
И когда болит зуб, эта боль сильнее понимания того, что боль – это только интерпретация мозгом периферических, или внутренних, раздражений нервов. Тут уже рассуждения не помогают.
Также не помогают утолить голод самые яркие представления пищи.
Есть известный предел для каждого человека той власти, которую установил он над телом.
Но любой предел ее не является границей ее возможностей, ибо в действительности ее нет. Но власть эта устанавливается на практике путем долгих и упорных усилий.
Чтобы держать раскаленные угли на ладони и парализовать их воздействие на кожу, или пройти по огню, или обнаженным пробыть на морозе, надо долгие, долгие годы работать, и даже не одну жизнь.
Все достижимо, но работой, усилиями и трудом при вооружении знанием.
Обычный факир показывает одно или очень немного представлений-чудес. Но он должен был проработать над ними всю свою жизнь. Кроме них, он ничего показать не может, процесс овладения телом тоже требует очень много времени.
Но если не останавливаться на избранном пути, ведущем к овладению всеми своими телами, то цель все же достигнута будет. Степени этого овладения различны – от простых и до очень сложных.
Хождение по воде и поднятие на воздух иллюстрируют эти степени.
Но за высокими следуют высочайшие. Пределов развитию могущества духа нет.»
Грани Агни Йоги §284.1966 г. Апр. 27.