Что значит многостяжание в православии

Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Молитвы на сон грядущим завершаются повседневным исповеданием грехов. Многие по привычке читают его, не всегда понимая, что за грехи там упоминаются и обязательно ли перечислять именно их. Давайте в этом разберемся

Прежде всего вспомним саму молитву

Испове́даю Тебе́, Го́споду Бо́гу моему́ и Творцу́, во Святе́й Тро́ице Еди́ному, сла́вимому и покланя́емому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, вся́ моя́ грехи́, я́же соде́ях во вся́ дни живота́ моего́, и на вся́кий час, и в настоя́щее вре́мя, и в преше́дшия дни и но́щи, де́лом, сло́вом, помышле́нием, объяде́нием, пия́нством, тайнояде́нием, праздносло́вием, уны́нием, ле́ностию, прекосло́вием, непослуша́нием, оклевета́нием, осужде́нием, небреже́нием, самолю́бием, многостяжа́нием, хище́нием, неправдоглаго́ланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревнова́нием, за́вистию, гне́вом, памятозло́бием, не́навистию, лихои́мством и все́ми мои́ми чу́вствы: зре́нием, слу́хом, обоня́нием, вку́сом, осяза́нием и про́чими мои́ми грехи́, душе́вными вку́пе и теле́сными, и́миже Тебе́ Бо́га моего́ и Творца́ прогне́вах, и бли́жняго моего́ онепра́вдовах: о сих жале́я, ви́нна себе́ Тебе́ Бо́гу моему́ представля́ю, и име́ю во́лю ка́ятися: то́чию, Го́споди Бо́же мой, помози́ ми, со слеза́ми смире́нно молю́ Тя: преше́дшая же согреше́ния моя́ милосе́рдиемТвои́м прости́ ми, и разреши́ от всех сих, я́же изглаго́лах пред Тобо́ю, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Кто и когда ее составил?

Точно на этот вопрос не ответит, наверное, никто. Известно, однако, что в рукописной «Псалтири с возследованием», которая хранится в библиотеке Иосифо-Волоцкого монастыря и датируется первой половиной XVI века, содержится в том числе «Исповедание грехов повседневное», приписываемое константинопольскому монаху Никифору Каллисту Ксанфопулу († ок. 1350). Именно оно, согласно предположению священника Петра Пчелинцева, и послужило основой для исповедальной вечерней молитвы.

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Какое место занимает эта молитва в вечернем правиле?

Она завершает собой молитвы на сон грядущим — не только по расположению в молитвослове, но и по логике вечерних молитв. Все они в той или иной мере носят покаянный характер, а в завершающем исповедании грехов это покаянное настроение достигает наибольшей силы — человек наконец-то сбрасывает с себя груз грехов, накопленных за день.

Что за странные грехи упоминаются в этой молитве?

Помимо слов, понятных и без пояснений (таких, как объедение, празднословие, уныние, леность, непослушание, осуждение и др.), мы встречаемся в этом перечне с целым рядом церковнославянизмов, некоторые из которых действительно требуют «расшифровки». Вот как объясняют эти слова составители книги «Как научиться понимать молитвы» (М.: Отчий дом, 2011).

Тайноядение — один из грехов, порожденных страстью чревоугодия. Тайноядением грешит тот, кто сдерживается, когда находится за столом с другими людьми, а потом насыщает чрево в одиночестве. Причиной такого поведения может быть жадность, стыд, нежелание делиться лакомством с другими и т. д.

Прекословие — желание во что бы то ни стало настоять на своем мнении, оставить последнее слово за собой. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом», — писал об этом учитель монахов преподобный Иоанн Лествичник. Ведь это проявление той самой гордости, которая некогда стала причиной падения Денницы, получившего с тех пор имя диавола.

Небрежение — небрежное исполнение возложенных на человека обязанностей, пренебрежение профессиональными, домашними, семейными обязательствами, в том числе и невнимательная молитва.

Многостяжание (или любостяжание) — то же, что страсть сребролюбия: так называется любое накопительство, пристрастие к лишним вещам и деньгам, скупость.

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Хищение — имеется в виду не только явная кража, но вообще всякое пользование тем, что «плохо лежит». Например, этим грехом согрешает тот, кто не возвращает взятую почитать книгу или пользуется в личных целях рабочим имуществом (к примеру, распечатывает на купленной для офиса бумаге то, что не имеет отношения к его работе).

Скверноприбытчество — получение «прибытка», то есть прибыли, мошенническим путем. Это может быть нечестный заработок (например, продажа некачественного товара), а может быть и незаконное получение выгоды в любой другой форме, например, проезд в автобусе без оплаты.

Мшелоимство происходит от слова «мшел» — «корысть». В первую очередь это всякое вымогательство и взяточничество. Существует, правда, и иная версия – ее предлагал, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов): мшелоимство – это страсть к покупке и собирательству ненужных, хотя и привлекательных, вещей.

Памятозлобие — неготовность прощать людей, нежелание забывать нанесенные обиды. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: “прости и прощено будет” — ср. Лк 6: 37)… грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: “остави, якоже и мы. ”?), вонзенный в душу гвоздь».

Лихоимство — этот грех совершают, «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа)… если во время голода продают хлеб по излишне высокой цене», — объясняется в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета (Дроздова). В широком смысле это любое проявление жадности.

Можно ли пропускать некоторые из перечисленных в этой молитве грехов, добавлять свои или заменять непонятные церковнославянские слова понятными русскими?

Конечно же, можно и даже нужно. Ведь любая молитва — это живое обращение человека к Богу, а не мантра и не магическая формула, которую непременно нужно отчеканить слово в слово. Нет никакого смысла произносить слова, за которыми не стоит никакого содержания, к примеру, каяться в «пиянстве», если человек не берет в рот и капли спиртного. И безусловно, предложенный перечень нужно дополнять теми отсутствующими в нем грехами, которыми человек реально провинился перед Богом или ближними. Давно замечено, например, что в повседневном исповедании начисто отсутствуют грехи, связанные с блудной страстью; нет в нем и таких распространенных в нашем время духовных недугов, как сквернословие, пустая трата времени в социальных сетях или компьютерных играх, невнимательность к ближнему и т. п.

И молитва, и покаяние — это живые творческие процессы, в которых с одной стороны участвует сам человек, а с другой — Бог. И формальное зачитывание Богу названий грехов, сути которых человек не понимает, которых он не совершал, а значит, и не кается в них, — совершенно бессмысленное дело.

Источник

Афонские старцы о многозаботливости

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

В третью Неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает слова Христа о невозможности работать одновременно Богу и маммоне. Не осуждая богатство само по себе и труд, заповеданный еще в раю, Господь призывает нас не быть рабами сребролюбия и плоти, заботясь о себе и своих близких – делать это, в первую очередь, по любви к Богу и для спасения души.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонских старцев о многозаботливости.

1. Бывают люди, целиком поглощенные материальными заботами. Весь день у них посвящен житейским хлопотам, а о Боге они вообще забывают. Не будем им уподобляться. Пусть будут заняты работой наши руки, ноги, но не позволим нашему уму отдалиться от Бога, не станем предаваться суете всем своим существом, всей душой, чтобы не стать нам язычниками.

2. Прежде всего, нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а все остальное нам приложится (Мф. 6, 33 и Лк. 12, 13). Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идет в вечную муку.

3. Если мы отдадим свое сердце пустым, ничтожным вещам, то как оно сможет возрадоваться о Христе? Если в нашем сердце Христос, то освящено и дело рук наших, а мы в полноте сохраняем душевные силы и имеем подлинную радость. Не прилагайте своего сердца к бесполезным предметам, не растрачивайте его по пустякам. Сердце, израсходованное на мелочи не может болеть о том, что на самом деле заслуживает боли.

4. Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, — много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще. Если попадешь в колесики этого механизма — ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца.

5. – Геронда, а всегда ли попечение удаляет человека от Бога?

– Слушай-ка, что я тебе скажу: когда отец подходит к занятому игрой ребенку и ласково гладит его, то последний, будучи увлечен своими игрушками, этого даже не замечает. Он заметит отцовскую ласку, если чуть оторвется от игры. Так же и мы, будучи заняты каким-то попечением, не можем ощутить любовь Божию. Мы не чувствуем того, что дает нам Бог. Будь внимательна: не растрачивай свои драгоценные силы на излишние хлопоты и суетные заботы, которые когда-то превратятся в прах. Хлопоча и заботясь о лишнем и суетном, ты и телесно устаешь, и ум свой распыляешь без цели, а потом, во время молитвы, приносишь Богу усталость и зевоту – подобно той жертве, которую принес Каин (Быт. 4, 3–7). А из этого следует, что и твое внутреннее состояние будет «каиновым», исполненным душевной тревоги и воздыханий, которые будет нагонять находящийся возле тебя тангалашка.

6. – А что в точности мы подразумеваем под словом «беспопечительность»?

– Ты когда работаешь, не забывай Христа. Работай с радостью, но ум и сердце пусть будут в Боге. Тогда ты и уставать не будешь, и свои духовные обязанности сможешь выполнять.

7. Геронда, а если человек занимается интеллектуальной работой, например, переводами, то как можно творить молитву, чтобы освящалось совершаемое дело?

– Если твой ум в Боге, то работа освящается, даже если она интеллектуальная, поскольку ты живешь в божественной атмосфере – пусть и не можешь творить молитву во время работы. Если человек находится в духовном состоянии, то ему это очень помогает. Он не старается отыскать смысл рассудком, но, просвещаясь, постигает его посредством божественного просвещения.

– А что мне делать, если я не нахожусь в таком духовном состоянии, однако должна заниматься работой подобного рода?

Тогда занимайся ей, но при этом молись, проси, чтобы Бог тебя просветил. Насколько это можно, постарайся, чтобы божественные смыслы переводимых тобою книг помогли тебе самой. И трудись с благоговением. А каждый час или два делай на несколько минут перерыв и твори Иисусову молитву.

8. Есть два вида препятствий, возбраняющих молитву человеку: первое – осудительное многословие. Человек с многословием осуждения злословит, вкушая и пия со своим чревонеистовым обжорством; вследствие такого сладострастного беспутства бежит от человека молитва, а на ее место вселяется бес злословия и осуждения. Второе препятствие – многопопечительность и многозаботливость стяжания сокровищ. При многопопечении и многостяжании ум мутится и туманится в мирском кружении; как у такого человека установиться молитве? Если бы даже она и возникла в нем, все равно ей не будет ни места, ни времени, так как суетному человеку некогда упраздниться (от житейских попечений).

Преподобный Нил Мироточивый

9. Кто претерпевает скорби, приобретает надежду на Бога, которая избавляет от многозаботливости.

Источник

Слово 13. О многостяжательности

Говорит Господь: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6:24 ); Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности ( Рим. 6:18 ). Не можете служить Богу и маммоне ([слово сие] толкуется как «богатство»), как говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс. 61:11 ). Горе грешнику, ступающему по двум путям! Поскольку если по Закону [у человека] одна часть [тела] поражена проказой, а другая чиста, то весь он нечист ( Лев. 13:15 ). А любостяжание многостяжательного не насыщается. Чем более имеет, тем еще большего хочется. И когда и это получает, тотчас вожделеет другого. И никогда это тщетное вожделение не прекращается. И не ведает человек, что в какой мере пристрастен он к материальному, в той же мере становится причастен он к отступлению от Бога. И таковой не ожидает конца жизни и не помышляет о том, что он странник в здешней жизни и то, что приобрел, не его. И посему причисляется [он] к неразумным. Ибо он есть общник того богатства, которое принесла земля. И прекрасно говорит о таковых Писание, что ад и погибель не насыщаются; такожде и очи человечестии несыти( Притч. 27:20 ). Блаженный Иаков, желая исцелить эту болезнь многостяжания, пишет в Послании, говоря: [ Col. 1469 ] Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью( Иак. 5:1–2 ). И Давид о таковых упоминает, говоря: Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет ( Пс. 38:7 ). Итак, всегда богатеющие, тщетно трудящиеся, присваивающими себе чужое оказываются. Ибо желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавольскую и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим. 6:9 ), по Апостолу. И вновь он увещает убегать многостяжательности, которая есть идолослужение, ибо за это приходит гнев Божий на сынов неверия ( Еф. 5:6 ). Посему прекрасно – отбросить неразумную похвальбу, происходящую от богатства, возненавидеть собственные вожделения, то есть возненавидеть свою душу ( Лк. 17:33 ), и отказаться от всего ради славы Евангелия Божиего. Посему удаляющий помысл свой от всякой многостяжательности способен видеть уловки диавола. Потому что когда ум освободится от телесных забот, он видит коварство врагов. Говорит же и Приточник: Не пользуют сокровища беззаконных, правда же избавит от смерти ( Притч. 10:2 ); Лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благость благая ( Притч. 22:1 ); Удерживаяй пшеницу оставит ю языком; продаяй пшеницу скупо, от народа проклят, благословение же Господне на главе подавающаго ( Притч. 11:26 ). Надеяйся на богатство свое, сей падет; заступай же преподобных, той возсияет( Притч. 11:28 ). Господь же говорит о тех, кто желает свои хранилища разрушить и еще большие построить: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк. 12:20 ). И продолжает: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет ( Лк. 12:21 ). Ему же слава во веки веков. Аминь.

Источник

Многостяжание: что это за грех

В Библии сказано «кесарю — кесарево». Эти слова многие трактуют как то, что становиться знатными людьми (и богатыми в том числе) не грешно. Но при этом в своих проповедях священники призывают людей жить сдержанно, не стремиться к накапливанию богатств…

Итак, многостяжание

Накопительство, ненасытимость в обретении богатств, болезненное пристрастие к обилию имущества.

Антоний Великий утверждает, что этот грех рождается на почве забвения страха Божия и неправедной жизни. Многостяжательные люди забывают о том, что жизнь не вечна, а после смерти (которая одинаково ожидает и бедных, и богатых) душа берет с собой не имущество, а только дела свои, праведные и неправедные. Также любое сребролюбие может возникать от недостатка веры в Божью помощь, беспечности, тщеславия.

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Церковь считает, что многостяжание постепенно отлучает человека от Всевышнего, постоянно отвлекая его от праведных мыслей заботой о бренных материальных вещах.

Как каяться в этом грехе

Мало просто читать определенную молитву — нужно взращивать в себе добродетели, по сути являющиеся противоположностью многостяжанию:

Самой же сильной добродетелью считается нерастяжание: это спокойствие, свобода духа, полноценно доверительные отношения с Господом, мягкость в сердце, мир в душе. Достигнуть такой добродетели можно не сразу, а только долгими христианскими трудами.

Чем раньше человек начнет искоренять этот грех, тем легче ему будет с ним справиться.

Бороться нужно не только с самим накопительством, но и с мыслями о нем (желанием иметь много вещей, попытками в собственной душе оправдать многостяжание).

К Господу можно обращаться такими словами, даже ежедневно:

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Подобные грехи в православии

И многостяжание, и все описанные ниже грехи — виды сребролюбия.

Корыстолюбие

Жадность к деньгам, стремление к личной выгоде.

Корыстолюбивые люди «лезут наверх» не ради того, чтобы сделать мир лучше, а только чтобы получить возможность носить самые дорогие костюмы и покупать автомобили последних марок. Но нужно ли это миру, ближним, Господу?

Любостяжание

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Желание приобретать больше имущества, чем нужно для жизни.

Это может относиться и к деньгам в «чистом виде». Скажем, любостяжательные люди со стороны могут выглядеть более чем скромно, но на счету в банке иметь не один миллион.

Скверноприбытчество

Это получение прибыли неправедным путем.

Как правило, в данном случае первой приходит на ум торговля (обвес покупателей, перебивание сроков годности в магазине, продажа подделок по высоким ценам и другие виды обмана). Также скверноприбытчеством церковь считает любой другой заработок, основанный на принесении зла ближним:

Мшелоимство

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Корыстолюбие (от древнерусского слова «мшель» — «прибыль»).

В первую очередь этот грех разоблачает взяточников и вымогателей.

Но протоиерей Сергий Правдолюбов уверен: мшелоимство — грех не только богатых, но и бедных. Вспомните слово «замшелый», которое означает «поросший мхом», в переносном смысле — «хранящийся очень долго, отложенный на черный день». Поэтому батюшки и небогатых людей предупреждают: отложить пакет крупы или сахара на черный день не страшно, но превращать себя в «завхоза», захламляя квартиру до потолка — не только некрасиво, но и грех.

Лихоимство

В данном случае человек получает собственность под законным предлогом, но нарушая чьи-то права, обижая кого-то.

Пример: банкир, требующий большие проценты по кредиту, работодатель, требующий от сотрудников переработку, или торговец, в голодные годы поднимающий цены на продукты. Лихоимцем можно назвать и богатого брата, вступающего в наследство над отчим домом — и требующего с живущей там бедной многодетной сестры свою долю в денежном эквиваленте.

В Новом Завете лихоимством называют просто жадность (то есть, любые виды неправедного, чрезмерного стяжания).

Подытожим

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Все люди грешны, и даже в православной церкви есть власть имущие мужи, поддающиеся греху многостяжания. По крайней мере, в этом уверена автор данного ролика:

А вот как официальные церковные деятели объясняют появление батюшек на дорогих авто:

Источник

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Что значит многостяжание в православии. Смотреть фото Что значит многостяжание в православии. Смотреть картинку Что значит многостяжание в православии. Картинка про Что значит многостяжание в православии. Фото Что значит многостяжание в православии

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *