Что значит методическое обеспечение
Методическое обеспечение образовательного процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность методического обеспечения образовательного процесса
Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, реализуемого впоследствии на практике.
Методическое обеспечение образовательного процесса представляет собой комплекс, являющийся дидактическим средством по управлению подготовкой педагогического работника, посредством включенной в него учебно-методической информации. Именно методическое обеспечение задаёт структуру образовательному процессу и отображает его основные элементы.
Основные требования к содержанию методического обеспечения образовательным процессом, вне зависимости от того, на то он направлен (изучение темы, раздела, дисциплины, курса и т.д.):
Таким образом, система методического обеспечения образовательного процесса, должна охватывать всё содержание учебного материала, предусмотренного программой и образовательными стандартами.
Основными целями формирования комплекса методического обеспечения образовательного процесса являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные средства обучения, включаемые в методическое обеспечение образовательного процесса
К основным средствам обучения, которые обязательно должны быть включены с комплекс методического обучения образовательного процесса, относятся:
Содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Формирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса требует от педагога профессионального и ответственного подхода. Он должен включать в себя все обязательные пункты по каждому разделу методического обеспечения.
Организация работы по разработке методического обеспечения осуществляется на основании учебного плана по учебной дисциплине (курсу, предмету, модулю). В разработке принимает участие не только педагог, но и методические работники образовательного учреждения и специально созданная цикловая комиссия.
Основную ответственность за создание и внедрение методического обеспечения в образовательный процесс, а также за его содержание несет преподаватель-разработчик.
Все материалы, которые педагог предполагает включить в методическое обеспечение образовательного процесса, предварительно проходят обсуждение на заседании цикловой (предметной) комиссии. Контрольно-оценочные и рабочие программы предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебной и методической работе. Комплекты контрольно-оценочных средств и программ промежуточной аттестации предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.
Учебные материалы, входящие в содержание методического обеспечения образовательного процесса, представлены:
Для того, чтобы содержание методического обеспечения образовательного процесса было содержательным и эффективным при применении на практике, необходимо соблюдать ряд правил:
Методические указания по формированию комплексного учебно-методического обеспечения
изместьева
Методические указания по формированию комплексного учебно-методического обеспечения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. Комплексное учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д., представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.
2. Требования к учебно-методическому обеспечению
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.
2. Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно-методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т. п., обоснование уровня усвоения;
содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
3. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения
1. Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс.
2. Цели формирования комплексного учебно-методического обеспечения:
— для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему.
— для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины.
3. Критерием качества учебно-методического обеспечения является учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексный подход в учебно-методическом обеспечении процесса обучения предполагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.
4. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует также, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса.
5.Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.
6. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения обусловлено следующими доминирующими потребностями учебного процесса:
1) доминантой мотивации познавательной деятельности;
2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;
3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.
7.К средствам обучения относятся:
1. Учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания
2. Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,
3.Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.
технические средства обучения:
аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);
технические средства программированного обучения.
8. Формирование комплектов учебно-методического обеспечения является логически последовательным развитием миссии техникума,принятой философии его деятельности: «Удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населения Центрального Федерального округа РФ в оказании на высоком уровне образовательных услуг за счет повышения интеллектуального уровня персонала техникума, знаний, имеющих практическую направленность в сфере управления, экономики, права, торговли, развития материально-технической базы и эффективного использования возможностей региона с его современными предприятиями.
4. Электронное приложение к комплекту комплексного
учебно-методического обеспечения
Электронное приложение рекомендуется построить по логической схеме – рисунок 1.
Нормативный комплект содержит Программу развития государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лебедянский торгово-экономический техникум», разработанную в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», учебные планы, рабочие программы дисциплин, стандарты и требования к выпускникам.
Идеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возраста Детский сад начинается с участков, где воспитанники детского сада проводят большую часть своего времени. Решая здоровьесберегающие, познавательные,.
Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.
Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.
Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.
Методические указания к картине по развитию речи «Играем с песком» с детьми младшего дошкольного возрста Направление: речевое развитие. Тема: Рассматривание картины «Играем с песком». Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками,.
Методические указания по настольным картинам в первой младшей группе. Рассматривание картины «Играем в поезд» Программные задачи: Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, говорить предложениями, называть предметы, их.
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.
Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт) Ко Дню Космонавтики, мы с ребятами решили тоже полететь в космос. Ну, хотя бы понарошку. Мы серьёзно подготовились: сфотографировались,.
Учебно-методическое обеспечение: определение понятия, типовые материалы, организация образовательного процесса
Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
Определение
Вам будет интересно: Шестиугольная призма и ее основные характеристики
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.
Ключевые признаки
Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:
Вам будет интересно: Кто такой эмир? И правитель, и мужское имя
Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.
Цели и задачи
Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.
Вам будет интересно: Что такое бескорыстие? Значение слова
Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.
В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.
Средства обучения
Их разделяют на следующие группы:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Неотъемлемыми его элементами являются:
Нормативно-правовые документы
В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:
Учебно-программные, планирующие документы
В этом разделе должны присутствовать:
Учебно-методическое обеспечение формируется из:
Вам будет интересно: Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика
Программное, информационное, материально-техническое обеспечение
В этом разделе должны присутствовать перечни:
Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:
Особенности разработки
При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.
Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.
Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.
Сопровождение производственной деятельности
Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:
Раздел «Курсовое проектирование и курсовые работы»
Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.
Речь, в частности, о:
Сборник «Итоговая аттестация»
Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект «Дипломное проектирование или дипломные работы». Он включает в себя:
Самостоятельная работа обучающихся
Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.
Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:
Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: дебош — это.
Учебные материалы
В этот комплект входят:
В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.
Дополнительно
Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:
Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?
Разработку целесообразно осуществлять для:
Заключение
Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.
Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.
Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:
Методическое обеспечение (доклад, может быть использован для ШМО)
Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Тверской педагогический колледж»
ТЕМА: «Методическое обеспечение системы: профессиональная готовность массового учителя»
в начальных классах»
Скутина Алена Игоревна
Одной из приоритетных задач современного образования является совершенствование содержания и методического обеспечения процесса подготовки учителя, направленной на формирование готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ.
Необходимость внесения изменений обусловлена призванием учителей, обеспечивать образовательный процесс на современном уровне. Педагогу необходимо воспитывать в подрастающем поколении важные для принятия самостоятельных решений качества: целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность.
Анализ научных исследований, методической литературы и школьной практики свидетельствует о недостаточной подготовке современного учителя к реализации такой учебной задачи, как формирование продуктивный опыт.
В связи с этим, особую актуальность приобретает задача подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта учащихся начальных классов, так как именно младший школьный возраст – наиболее приятный период для его становления.
Что же такое методическое обеспечение и как повысить свою профессиональную готовность? Об этом я попытаюсь рассказать в своём докладе.
Методическое обеспечение системы. Понятие и назначение
Деятельность педагога образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
Требования к современному педагогу в соответствии со Стандартом
В соответствии с государственным стандартом, впервые введенным в образовательном пространстве России, установлены самые общие требования к содержанию образования по каждому из направлений каждой специальности. Стандарты фиксируют те общеобязательные знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист, чтобы получить соответствующую квалификацию и уровень развития личностных качеств. В содержании стандартов отражены как традиционные, так и инновационные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов.
Остановимся на требованиях по дисциплинам, относящимся к психолого-педагогической подготовке. К ним мы отнесли следующие.
— владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
— владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;
— владеет системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, современных психолого-педагогических технологиях;
— владеет технологиями развивающего обучения;
— умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;
— владеет умениями психолого-педагогической диагностики;
— владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения;
— знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;
— владеет системой знаний теоретических основ методики начального обучения;
— умеет применять на практике современные методы, приемы, формы и средства обучения в начальной школе, обобщать передовой методический опыт.
Методическая подготовка учителя
Под методической подготовкой будущего учителя понимают овладение методиками и технологиями обучения учебным предметам при изучении специальных курсов, названия которых в учебных планах разных вузов именуются как «Методика преподавания математики (русского языка, литературы, литературного чтения, основ естествознания и т.д. Назовем эти курсы методическими курсами или методическими дисциплинами.
В методической подготовке можно выделить теоретическую и практическую стороны. Теоретическая сторона методической подготовки – это владение знаниями общих закономерностей обучения соответствующему предмету, знание концепций и теорий обучения учебному предмету, определенный уровень базового знания содержания учебного предмета. Теоретическая сторона методической подготовки проявляется в умении будущего учителя дать характеристику понятия и способа действия из содержания учебного предмета, описать педагогические действия, провести анализ содержания школьных учебников на предмет непротиворечивости и научности учебных материалов, их доступности учащимся. Теоретическая методическая подготовка – это также знание теоретических основ учебного предмета.
Помощь современному учителю в повышении своего профессионального мастерства оказывает методическое объединение школы. Главная функция методического объединения состоит в обеспечении постоянного профессионального роста каждого учителя.
Ставя перед собой конкретные цели, используя разные интересные формы организации методической работы, каждый учитель коллектива работает над повышением своего профессионализма.
Пути повышения профессионализма учителя
Рассмотрим два пути повышения профессионального мастерства :
1. посредством самообразования;
2. за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях, называемых методической работой.
Повышение качества методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий.
В наше современное время, в условиях быстро меняющихся обновлений и требований, предъявляемых к школе, к учителю и ученику, повышение квалификации один раз в 5 лет явно не достаточно, поэтому многие учителя посещают курсы Повышения квалификации по мере возникновения вопросов и интересов в рамках самообразования и саморазвития.
Одним из таких курсов является курс овладения информационной грамотностью. Очень приятно, на сегодняшний день многие учителя прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе, а кабинеты, как правило, оснащены АРМ учителя. Это позволяет учителям использовать в работе современные педагогические технологии и шире применять деятельностный подход.
Каждый учитель работает над заинтересовавшей его проблемой обучения, внедряет изученный материал на практике. Открытые уроки для учителей школы, округа, воспитателей детских садов, родителей учеников, создание индивидуальных портфолио, проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, теоретические накопления – вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизировано обобщить свой профессиональный опыт и представить такую работу в качестве одной из форм своей аттестации.
Такая работа дает получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности и т.д.
Вторым путем развития профессионального мастерства учителей является методическая работа, которую проводят через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это дает учителям возможность выбора оптимальных решений конкретных задач.
Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование. При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос “Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?”. Планируя методическую работу, мы опираемся на анализ результативности по итогам года, с учетом затруднений учителей и инновационных направлений.
Учитель должен четко понимать, что на первое место выходят не формы работы, а задачи, которые мы ставим перед собой, а из этого следуют пути достижения намеченных задач.
Возможные формы работы МО:
· прослушивание дистанционных лекций;
· мастер-класс для студентов колледжа или университета;
· создание собственной базы цифровых образовательных ресурсов и обменивается с коллегами;
· творческие микро группы и проектные команды учителей, состав которых меняется в зависимости от цели создания;
· проведение тематических недель;
· создание сайта класса в Интернете;
· создание предметного кабинета, как творческой лаборатории учителя.
Разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.
Основными критериями эффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.