Что значит медико диагностическое дело
МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
Описание:
Специальность высшего образования I ступени
Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по выполнению диагностических, санитарно-гигиенических исследований; сбору и анализу информации о состоянии здоровья населения, его социальных и половозрастных групп; проведению научных исследований по полученной специальности; преподаванию в высших и средних специальных учреждениях образования по полученной специальности и др.
Подготовка выпускника по данной специальности обеспечивает получение профессиональной квалификации «Врач«.
Сфера профессиональной деятельности врача на основе совокупности фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний:
— выполнение диагностических исследований;
— выполнение санитарно-гигиенических исследований;
— сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения, его социальных и половозрастных групп;
— планирование, организация и управление оказанием медико-диагностической помощи населению в системе здравоохранения;
— проведение научных исследований по полученной специальности;
— преподавание в высших и средних специальных учебных заведениях по полученной специальности.
Объектами профессиональной деятельности врача являются: лабораторно-диагностические и диагностические подразделения лечебно-профилактических учреждений (стационаров, поликлиник, амбулаторий), подразделения лабораторной службы центров гигиены и эпидемиологии, санаторно-курортные учреждения, научно-исследовательские и учебные учреждения, организации, связанные с оказанием медицинской помощи населению, предоставлением ему медицинских услуг осуществлением высшего и среднего медицинского образования.
После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности могут занимать следующие должности:
Специальность среднего специального образования
Подготовка выпускника по данной специальности обеспечивает получение профессиональной квалификации «Фельдшер-лаборант«.
После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности могут занимать следующие должности:
Медико-диагностический факультет
Телефон: +375 (152) 44-68-13 email: mdf@grsmu.by
Медико-диагностический факультет проводит образовательную деятельность в рамках двух специальностей:
«Медико-диагностическое дело»
Что же предстоит студенту на нашем факультете? Студент проходит сложный, но в тоже время, увлекательный путь по дороге знаний, осваивая множество новых, еще неизвестных ему учебных дисциплин. Обучение проводится на клинических базах университета при участии квалифицированных специалистов. В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов, овладению практическими навыками, правильной интерпретации полученных результатов.
На факультете есть возможность так же открыть и приумножить свои таланты в спорте, художественной самодеятельности и многих других сферах деятельности.
Выпускники в будущем могут приобрести специальность врач лучевой диагностики (рентгенолог и врач компьютерной томографии, врач МРТ-диагностики и врач-радиолог); врач лабораторной диагностики; врач ультразвуковой диагностики; врач функциональной диагностики.
«Сестринское дело»
На специальность «Сестринское дело» принимаются только лица, окончившие учреждения среднего специального образования по специальностям профиля образования «Здравоохранение» при условии работы по специальности.
Подготовка специалиста предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по профилактике заболеваний и улучшения здоровья населения; диагностике заболеваний и реабилитации пациентов; планирование, организация и управление оказанием медицинской помощи населению в учреждениях и организациях здравоохранения и др.
Выпускники получают квалификацию «Медицинская сестра с высшим образованием».
После окончания обучения выпускники первоначально могут занимать должность «Главная медицинская сестра» и другие должности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Что значит медико диагностическое дело
Хотеть стать врачом – это еще не значит «определиться с профессией». Квалификаций врачей много. К примеру, подготовленные абитуриенты, поступающие на медико-диагностический факультет, знают, что врачи-диагносты занимаются профилактикой и диагностикой заболеваний, а не лечебной деятельностью. О других нюансах специальности «Медико-диагностическое дело», процессе обучения, практике студентов и карьерных перспективах выпускников расскажет декан медико-диагностического факультета, доктор медицинских наук, профессор Евгений Станиславович Околокулак.
Об учебном процессе
На первых курсах студенты изучают общеобразовательные (химия, физика, биология, белорусский, латинский и иностранные языки) и фундаментальные дисциплины (нормальную анатомию и физиологию, гистологию, биохимию, патологическую анатомию и физиологию).
С 3 курса начинается преподавание на клинических кафедрах, где акцент делается на развитии, симптоматике и диагностике заболеваний.
Профилирующими предметами студентов медико-диагностического факультета являются клиническая лабораторная, функциональная и лучевая диагностики, преподавание которых проходят на базе областной клинической больницы, городской клинической больницы скорой медицинской помощи, областного клинического центра «Кардиология».
В процессе обучения студенты приобретают навыки интерпретации лабораторных результатов, выбора стратегии и тактики обследования для различных клинико-диагностических групп, учета технических аспектов современного лабораторного оборудования, овладевают основами лабораторного менеджмента.
Обучают студентов практикующие остепененные специалисты. Кроме этого, для улучшения качества преподавания университет принимает участие в программе «Приглашенный профессор». С лекциями по специальным дисциплинам для обучающихся и профессорско-преподавательского состава университета выступают иностранные специалисты из ведущих вузов-партнеров России, Германии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, Индии, Польши, Латвии, Литвы. На базе ГрГМУ проводятся международные конференции и научные семинары, в которых принимают участие ведущие специалисты из научных, образовательных и медицинских учреждений вышеперечисленных и других стран. Кроме этого, наши сотрудники и студенты ГрГМУ также активно выступают с докладами на международных конференциях за рубежом.
Практические занятия с использованием анатомического стола 3D
О материально-технической базе
Современные тенденции в подготовке медицинских кадров требуют внедрения в учебный процесс новых инновационных технологий обучения, направленных на повышение уровня не только теоретических знаний, но и базовых практических навыков, которые формировали бы специалиста, способного к самостоятельной и продуктивной профессиональной деятельности. Обеспечение профессиональной компетенции врача-специалиста невозможно без должного освоения практических знаний и умений, постоянного совершенствования и освоения новых методик.
Студенты-диагносты с первого курса на кафедре нормальной анатомии, а с третьего – на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии изучают элементы лучевой диагностики. В связи с этим для них приобретен анатомический стол 3D. Одна из важнейших характеристик этого стола – воспроизведение анатомии человеческого тела реального размера 1:1. Форма стола воспроизводит операционный стол или больничную кровать. Это наилучшим образом помогает студентам изучить анатомию человеческого тела и то, как человек лежит на кровати. Такая техника лучше всего готовит студентов к работе с пациентами, которых они будут диагностировать в будущем.
Стол сочетает интерактивные инструменты. Ребята могут вращать виртуальное тело и выполнять срезы в любой проекции. После выполнения среза будет показан поперечный срез, в деталях демонстрирующий внутреннее строение. Ребята могут прокручивать изображение в плоскости последнего среза или делать новые срезы для дальнейшего изучения, есть возможность отменять их. Благодаря мгновенному восстановлению целостности тела такая система срезов выгодно отличает стол от любой другой симуляционной системы. Такая аппаратура является очень эффективным инструментом в изучении анатомии и позволяет проводить более эффективное обучение студентов.
С 2013 года в нашем университете функционирует лаборатория практического обучения. В арендуемых помещениях созданы восемь практикумов и учебная комната. Установлено учебное оборудование, более 100 различных по своему назначению тренажеров, фантомов, муляжей, в том числе высокотехнологические симуляторы, имитаторы, модули, которые помогают студентам осваивать базовые навыки. К примеру, в практикуме УЗИ диагностики установлен тренажер ультразвукового обследования в акушерстве «Сонно-Мама». Тренажер представляет собой торс беременной женщины, имеет внутренние и внешние анатомические ориентиры, два имитатора УЗИ-датчика для абдоминальных и эндополостных исследований, 147 точек расположения датчика. Благодаря этому студент изучает основные навыки УЗИ диагностики беременных и небеременных женщин с патологиями и без патологий.
Также у нас есть ультразвуковой виртуальный симулятор «ШЭЛЛ-64». Это самая удачная в мире симуляционная разработка для обучения ультразвуковой диагностике. В режиме реального времени такой аппарат решает проблему отработки практики проведения УЗИ по внутренним органам, кардиологии, акушерству и гинекологии, маммографии, кишечнику, щитовидной железе, обследованию сердца плода. В его системе имеется более 200 официально задокументированных эталонных историй болезней, диагнозов и снимков.
Обучение на ультразвуковом виртуальном симуляторе
Обучение в биохимической лаборатории
О практическом обучении
Обучение студентов практическим навыкам на базе лаборатории практического обучения на симуляторах и тренажерах-имитаторах способствует повышению уровня профессионального мастерства будущим врачам. Сегодня всем очевидно, что симуляционное обучение стремительно занимает свое место в подготовке медицинских кадров. Его преимущество – это опыт без риска для пациента, неограниченное число ошибок, снижение стресса. Безусловно, не может быть и речи о том, что симулятор способен полностью заменить работу преподавателя. Но он идеально подходит для профессионального обучения студентов, а также самостоятельной работы обучающихся. Сегодня современная наука может предоставить новые возможности для студентов, что мы и используем.
Производственную практику студенты медико-диагностического факультета проходят после второго курса (ознакомительная учебная практика), третьего курса (медсестринско-лаборантская практика) и четвертого курса (врачебно-диагностическая практика в отделениях функциональной и лучевой диагностики, а также клинико-диагностических лабораториях областных или районных больниц).
На первых этапах студенты за 12 дней знакомятся со структурой и оборудованием вышеперечисленных отделений, а затем за один месяц учатся выполнять рентгенографию, забор крови, электрокардиографию на пациентах. Кроме этого, во время прохождения врачебно-диагностической практики студенты по результатам исследований выставляют диагноз.
Отлично занимающиеся студенты выезжают на производственную практику в учреждения здравоохранения Республики Польша (Варшава, Краков, Белосток, Гданьск, Познань), Литвы (Вильнюс), а также России.
Практические занятия по
лабораторной диагностике
О распределении
После пятилетнего обучения студенты распределяются на первое рабочее место в районные, областные учреждения здравоохранения нашей страны, где они проходят годичную интернатуру (стажировку). Основная часть (55 %) студентов, балл которых составляет 7 и выше, распределяется лучевыми диагностами (рентгенологами, специалистами по КТ и МРТ), после прохождения месячной стажировки – врачами ультразвуковой диагностики. Остальные становятся врачами клинической лабораторной диагностики, врачами центров гигиены и эпидемиологии (бактериологами, врачами санитарно-гигиенических исследований, валеологами).
В 2017 году из 56 студентов врачами-рентгенолагами устроились 56 % наших выпускников, врачами лабораторной диагностики – 40 %. Сейчас Министерством здравоохранения РБ рассматривается вопрос о распределении врачами функциональной диагностики сразу же после окончания вуза (а не после четырехмесячной специализации).
О востребованности специалистов
Востребованы ли сейчас на рынке труда наши специалисты? Конечно! Во-первых, по данным областных комитетов учреждений здравоохранения, потребность в специалистах данного профиля составляет около 600 человек, а мы выпускаем ежегодно только 150. Во-вторых, при постановке диагноза пациенту лечащий врач обязательно начинает с общего анализа крови и мочи, рентгенографии и ЭКГ, а это значит, что в любом медицинском учреждении будет необходим специалист, который способен выполнить такую работу. В-третьих, профилактические мероприятия и улучшение здоровья населения напрямую связаны с врачами диагностического профиля.
О профессиональных качествах будущих специалистов
Абитуриент медико-диагностического факультета должен обладать широким кругозором знаний по разным разделам медицины. Он должен уметь анализировать и синтезировать. В его качества должны входить аккуратность, порой даже педантичность, ответственность, обязательность во всем, целеустремленность и упорство, постоянное самосовершенствование.
Но самое главное, что нужно понять перед поступлением: чтобы все удавалось, нужно любить свою будущую профессию, а если не будет интереса к ней, сколько бы усилий не прикладывалось – ничего не получится.
Материал подготовлен при
содействии декана медико-диагностического факультета
Евгения Станиславовича Околокулака
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.
Что значит медико диагностическое дело
2016 году на базе УО «Гомельский государственный медицинский колледж» прошел Республиканский конкурс профессионального мастерства среди 16 средних специальных учебных заведений медицинского направления, в котором первое место занял УО «Минский государственный медицинский колледж». Эта победа говорит о профессионализме преподавательского состава колледжа, отличной подготовке, а также о высоком уровне знаний будущих выпускников. Об особенностях специальностей, будущем процессе работы, а также о миссии медицинских работников расскажет директор колледжа Галина Витальевна Гришкевич.
– Галина Витальевна, какие специальности и квалификации присваиваются выпускникам? Каковы условия зачисления и обучения?
– В нашем колледже обучение осуществляется на бюджетной и платной основе. Вступительные испытания представляют собой конкурс среднего балла документа об образовании. Учащиеся могут освоить и получить следующие специальности и квалификации.
• «Сестринское дело», квалификация «медицинская сестра», срок обучения: 1 год 10 месяцев;
• «Лечебное дело», квалификация «фельдшер-акушер; помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи», срок обучения: 2 года 10 месяцев;
• «Медико-диагностическое дело», квалификация «фельдшер-лаборант», срок обучения: 1 год 10 месяцев».
Осваивать специальность «Сестринское дело» можно и в ходе обучения на вечерней форме получения образования, платно. При этом срок обучения составляет 2 года 9 месяцев.
– Расскажите, в чем заключаются особенности специальности «Лечебное дело».
– Сегодня специалисты, освоившие специальность «Лечебное дело», очень востребованы. Ведь сейчас приоритетным направлением в нашей стране наряду с госпрограммами является первичная медицинская помощь. Она должна быть доступной и качественной для каждого человека, который обращается в лечебное учреждение. Такими специалистами являются акушеры, фельдшера, помощники врача по амбулаторно-поликлинической помощи.
Фельдшер-акушер, помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи – это специалист со средним специальным образованием медицинского профиля, работающий самостоятельно (в пределах своей компетенции) или под руководством врача.
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются организации здравоохранения: фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, станции скорой помощи, больницы, госпитали, диспансеры, центры, консультации, медико-санитарные части, поликлиники, амбулатории, санатории, а также учреждения социальной помощи населению.
Фельдшер-акушер оценивает состояние пациента, диагностирует типичные случаи заболеваний с постановкой предварительного диагноза. Такой специалист ведет амбулаторный прием и обслуживает пациентов на дому, выписывает рецепты, выдает необходимые справки. Конечно, его приоритетным направлением является оказание неотложной доврачебной медицинской помощи. Он также осуществляет наблюдение и уход за пациентами, выполняет лечебно-диагностические назначения врача.
Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи является первым связующим звеном между человеком и лечебным учреждением, которое оказывает специализированную помощь. Ведь врач должен выполнять конкретно свои функциональные обязанности, а помощник – помогает врачу выполнять его действия. Именно этот специалист осуществляет доступность и качество помощи.
Таким образом, этот специалист является главным помощником врача, его ассистентом. Именно он оказывает доврачебную неотложную помощь, медицинскую помощь населению как в организациях здравоохранения, так и на дому, проводит профилактические, лечебные, диагностические и реабилитационные мероприятия. Определяет показания для направления на консультацию врача-специалиста, выписывает справки, ведет учетно-отчетную документацию.
– Какова специфика работы будущих выпускников, освоивших специальность «Сестринское дело»?
– Такие специалисты также очень востребованы в первичной медицинской помощи, специализированной, высокотехнологичной помощи, медико-социальной помощи, и конечно паллиативной помощи. Таким образом, их особенности работы зависят от вида оказания помощи. Знания, которые мы даем такому специалисту, определяются образовательными стандартами, теми требованиями, которые предъявляет практическое здравоохранение к этому специалисту, а также направлением деятельности.
Медицинская сестра – специалист со средним специальным медицинским образованием, работающий под руководством врача в лечебно-профилактическом или детском учреждении. Это одна из важнейших профессий, профессия от Бога. Уникальной задачей сестры является оказание помощи человеку больному или здоровому. Это требует внимания, наблюдения, выполнения правильного ухода за пациентами.
Когда такой специалист устраивается на работу в лечебное учреждение, его направляют в то или иное отделение, где он знакомится со своими конкретными функциональными обязанностями. И выполняет их в силу того или иного рода деятельности. Таким образом, медицинская сестра может работать в любом лечебном учреждении: хирургическом, операционном, анестезиологии, реанимации, санатории, а также в фитнес-клубах, массажных кабинетах, кабинетах лечебной физкультуры, косметологических кабинетах, детских дошкольных учреждениях.
– Расскажите об особенностях специальности «Медико-диагностическое дело».
– Снова же, сегодня эта специальность очень востребована. Такие специалисты работают в организациях здравоохранения, научно-исследовательских институтах, научно-практических центрах, учреждениях образования медицинского профиля, центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в санаторных учреждениях, а также в организациях, которые оказывают населению платные медицинские услуги.
Опытный фельдшер-лаборант – это специалист широкого профиля. Он владеет буквально всеми методиками исследований анализов, которые осуществляет лаборатория. Именно от компетентности специалистов лаборатории – фельдшеров-лаборантов во многом зависит правильность постановки врачом диагноза пациенту.
Лаборанту требуется хорошо разбираться в современной лабораторной технике и в принципах анализов, то есть в том, для чего служит каждый анализ и что означают отклонения показателей от нормы, анализы по клинической биохимии очень важны для ранней диагностики серьезных заболеваний. В процессе деятельности фельдшеру-лаборанту необходимо уметь обращаться с микроскопом. Так, например, при клиническом анализе крови должно быть подсчитано количество эритроцитов и лейкоцитов. Для этого кровяные тельца надо видеть, а видеть их можно только под микроскопом.
Работа фельдшера-лаборанта, возможно, не так заметна пациенту, как труд врача, но, тем не менее, она очень важна. Известно, что без данных анализов хирург не возьмется даже за самую простую операцию в больнице. Он должен знать, каково состояние организма, нет ли каких нарушений, которые, будучи внешне незаметными, могут привести к неблагоприятному исходу.
– Как и где учащиеся колледжа осваивают практические навыки?
– Наши практические занятия выведены на клинические базы. Это говорит о практикоориентированном подходе к обучению на протяжении всего периода обучения. Практические занятия, конечно же, проводятся и в учебных корпусах, где учащиеся осваивают общие понятия, без которых невозможно освоение практических навыков. В колледже учащиеся имеют возможность работать с самым современным оборудованием, которое присутствует в наших учебных классах.
Самой современной нашей клинической базой является больница скорой медицинской помощи, детская инфекционная больница, отделение лабораторной диагностики, а также городские поликлиники. Учащиеся осваивают профессию в реальных условиях, рядом с работниками этих учреждений, что позволяет им получить те знания, которые им обязательно пригодятся в будущей трудовой деятельности.
– Расскажите о перспективах обучения, которые ждут выпускников колледжа.
– Выпускники нашего колледжа могут продолжить обучение в четырех медицинских высших учебных заведениях нашей страны, но, к сожалению, каких-либо преимуществ при поступлении им не предоставляется. Это значит, что наши ребята поступают в вузы на общих условиях. Также невозможно поступить в медицинский вуз на сокращенный срок обучения.
Однако стоит отметить, что уровень знаний таких студентов будет гораздо выше того, с каким приходят в медицинский вуз бывшие школьники, что, безусловно, поможет им в обучении.
– Как учащиеся знакомятся с главной миссией медицинского работника?
– Главная миссия в обучении будущего медицинского работника – воспитание духовно-нравственных аспектов, высокогуманных ценностей, чувства милосердия, сострадания и желания помогать ближним. Ведь важно не только лечить тело, но и душу.
Сегодня наш колледж активно интересуется различными социальными проектами. Наши учащиеся добровольно оказывают паллиативную и медико-социальную помощь, сотрудничают с хосписами, работают в онкологическом диспансере и домах-интернатах.
Хочется указать, что именно наш колледж открыл студенческий донорский марафон безвозмездного донорства среди учебных заведений нашей страны. Считаем, что такой подход сегодня не просто важен, но и необходим.
– Галина Витальевна, расскажите, пожалуйста, каким ребятам будет интересно учиться в колледже медицинского профиля?
– В нашем колледже во время поступления всегда проводится анонимное анкетирование, целью которого является выяснение причин, по которым учащийся выбрал будущую профессию. Согласно ответам, большинство объясняет свой выбор именно любовью и желанием помогать людям, готовностью работать на благо человеку. Конечно, это очень радует, ведь это говорит о моральном и нравственном воспитании, о теплоте и отзывчивости души.
Я всегда говорила и говорю, что в медицину идут по призванию, и чтобы выбрать этот нелегкий путь, требуется искреннее желание служить человеку.