Что значит малозольное моторное масло
Особенности малозольных моторных масел, преимущества масла GT Ultra Energy С3 5W-30
Малозольные масла — это моторные масла с пониженным содержанием сульфатной золы, серы и фосфора. Зольность моторного масла показывает наличие органических соединений металлов применяемых в качестве основного противоизносного компонента пакета присадок. При сгорании они образуют золу и шлаки, которые не могут испариться, а оставаясь в камере сгорания или системе выхлопа могут их повредить если накопятся в значительном количестве. Системы нейтрализации выхлопных газов так устроены, что могут очищаться самостоятельно, если речь идёт об органических загрязнениях или саже. Справиться с твердыми частицами золы системы очистки не могут и они забивают сажевые фильтры и катализаторы.
Поэтому производители автомобилей настоятельно рекомендуют применение малозольных масел для защиты систем снижения токсичности.
Малозольные масла продаваемые в Европе обязаны соответствовать требованиям Европейской спецификации ACEA.
Первая спецификация ACEA появилась в 1991 году взамен существовавшей ранее классификации CCMC и аккумулировала требования к моторным маслами для легковых и грузовых автомобилей. Появление экологического класса Euro-4 привело к созданию специальных спецификаций ACEA учитывающих новые условия.
Новый класс спецификаций C был введен в 2004 году и включает категории универсальных моторных масел с составами, обеспечивающими их совместимость с нейтрализаторами отработавших газов. Такие масла предназначены для двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, оснащенных каталитическими трехкомпонентными нейтрализаторами (бензиновые двигатели) и сажевыми фильтрами (дизели). По уровню эксплуатационных свойств масла класса “C” эквивалентны универсальным маслам категории A3/B4. Масла категории C1 и C2 имеют малую вязкость и повышенные энергосберегающие свойства. Самая энергосберегающая новая категория С5.
В последней редакции ACEA С3-16 установлены требования к содержанию серы не более 0,3%. фосфора 0,07-0,09%, сульфатной золы 0,8%.
Эти ограничения позволяют защитить сложные и дорогие системы снижения токсичности.
Рассмотрим моторное масло GT OIL GT Ultra Energy С3 5W-30 и сравним его физико-химические свойства с
— Motul 300V Power Racing 5W30
— Castrol EDGE 5W-30 С3
— Shell Ultra ECT C3 5W-30
и OEM маслами
— GM
— MB
— Hyundai/KIA
По сравнению с конкурентами GT Ultra Energy С3 5W-30 обладает хорошими вязкостными свойствами в том числе низкотемпературными, отличается высоким индексом вязкости и температурой вспышки. Обладает конкурентной ценой.
Производится на основе маловязких базовых синтетических масел и малозольного пакета присадок «Low SAPS».
Специально разработано для современных транспортных средств, оснащенных новейшими системами очистки выхлопных газов – сажевыми фильтрами, CPF и трехкомпонентной системой дожига TWS.
Обеспечивает стабильную масляную плёнку на защищаемых от износа деталях двигателя даже при экстремальных условиях эксплуатации. Обладает отличными низкотемпературными характеристиками, предотвращает лако- и нагарообразование.
Преимущества:
• 100 % синтетическая основа обеспечивает превосходную термоокислительную стабильность
• эффективно защищает детали двигателя от износа при тяжёлых условиях эксплуатации • обеспечивает оптимальную толщину масляной плёнки при высоких температурах
• отличные низкотемпературные характеристики защают двигатель от износа в зимнее время года
• предотвращает лако — и нагарообразование
Применение:
Рекомендуется для применения в легковых и грузовых автомобилях с современными бензиновыми и дизельными двигателями стандартов Евро-4, Евро-5, в том числе многоклапанных, с турбонаддувом и без него, промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха, непосредственным впрыском.
Соответствует требованиям спецификаций: API SN/SM/CF; ACEA C3, A3/B4
MB 229.51/229.31; GM Deхos 2; VW 502.00/505.00/505.01; BMW LL-04
Применение: Для всех типов современных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, внедорожников, микроавтобусов и легких грузовиков. Оптимально для многоклапанных, турбированных, оборудованных катализатором двигателей.
Рекомендуется для применения в автомобилях американских, японских и корейских марок:
Alfa Romeo, Aston Martin, AUDI, BMW, GM, Chrysler, Jeep, JAGUAR, Land Rover, FIAT, Ford, Lincoln, Hyundai, Kia, Honda, Acura, Isuzu, Mazda, Renault, Nissan, Infinity, Datsun, Mitsubishi, Suzuki, Toyota, Lexus, Daihatsu, Scion, Subaru, Mercedes, Ssangyong, Saturn, Opel, PSA
Достаточно широкий диапазон применения позволяет успешно использовать это моторное масло в самых распространенных моделях автомобилей российского рынка.
Сага о масле. Глава 5. Мифы про зольность. Ч.2
Привет моим самым стойким читателям и любителям йоги для мозгов.
Один из самых неоднозначных параметров масла – зольность, т.е. сколько в масле минеральных солей. Чтобы было понятно – зольность масла это как жесткость воды. Что остается на чайнике после кипячения воды из-под крана? Правильно, налет. Налет из карбонатов. Так и масло – если выпарить при 600 град., останется горстка «золы». Содержание этой золы в процентах по массе и есть зольность.
Бывают масла полнозольные и с пониженным содержанием золы – средне- и малозольные.
Полнозольные масла (High SAPS) имеют зольность >1-1,1% от массы
Малозольные масла (Low SAPS) имеют зольность 0,5% и менее
Между ними – среднезольники (Mid SAPS) 0,6-0,9%.
Какое масло перед нами, можно понять по допуску, например:
АСEA А1/В1, A3/В4, А5/В5 это полнозольники.
ACEA C3 и С2 это среднезольники.
ACEA C1 и С4 это малозольники.
С1, С2, С3, С4 часто обобщают в категорию «малозольники».
Какие лучше – в этом и разберемся.
Я уже поднимал эту тему, но по мере изучения вопроса появились новые важные нюансы.
Во-первых, не совсем ясно (как с яйцом и курицей): низкая зольность появилась как дань экологии в ущерб другим свойствам или это закономерный этап развития и совершенствования масляных рецептур?
Во-вторых, в Тырнете на эту тему много словоблудия, читать которое поначалу интересно, но… в конечном итоге совершенно бесполезно, ибо существует 2 мифа:
Миф Первый.
Зольность отражает содержание присадок – прежде всего моющих и противоизносных. Чем больше – тем лучше.
Миф Второй.
В двигатели с алюминиевыми блоками нужно лить только малозольные масла, потому что поверхность цилиндров для увеличения прочности (люминь мягкий!) имеет то или иное покрытие, которое не любит серу и разрушается.
ZDDP (иногда в лит-ре встречается как ZDTP) – это (сделать вдох) цинка диалкилдитиофосфат. Уникальное вещество, растворимое в масле и использующееся как противоизносная присадка (аntiwear AW), антиоксидантная (antioxidant AO) и EP-additive ( extreme pressure – предельные нагрузки). В общем, есть МИФ-универсал, а это присадка-универсал. ))
ZDDP взаимодействует с оксидной пленкой металла, из которого изготовлены детали двигателя, и образуется сульфид металла в виде стойкой пленки –
Алкилфосфаты кальция – обладают в основном «моющими» свойствами и тоже известны давно – про них например можно прочитать в книге «Новейшие достижения нефтехимии и нефтепереработки» аж 1968 года:
А теперь взглянем на результаты анализов малозольного и полнозольного масел, в чем нам поможет oil-club.ru:
Наглядно видно, что снижение зольности достигается за счет меньшего содержания ZDDP примерно на 20% и кальция более чем в два раза.
Нет, делать выводы о том, что нас разводят ради экологии, а проблема износа уходит на второй план, – рано!
Дело в том, что как и в случае с антибиотиком пеницилином, вместо которого сейчас используются цефалоспорины последних поколений и, к примеру, фторхинолоны, присадки на основе металлов потихоньку заменяются на т.наз. беззольные присадки. И их придумано уже достаточно много:
И теперь возникает вопрос – насколько они эффективны это раз и насколько долговечны это два – в сравнении с ZDDP?
Ответ уже есть и его знают – нет, не те кто дискутирует на форумах, а те, кто занимается исследованиями в этой области. В частности, одно из последних исследований опубликовано в журнале Tribology International №82 за 2015 год.
Еще раз полюбуемся на наших героев – ZDDP и его беззольных оппонентов:
В тестах участвовали 4 вида масел:
База + 100% ZDDP
База + 80% ZDDP + 20% PFC
База + 80% ZDDP + 20% SSC
База + 80% ZDDP + 10% PFC + 10% SSC
Т.е. три последних это масла с беззольными присадками PFC, SSC и пониженным содержанием ZDDP.
В ходе тестов давались два уровня нагрузки – 54N и более высокая нагрузка 350N.
Тесты показали, что:
= коэффициент трения существенно не отличается, у беззольных чуть более стабилен:
= показатели износа лучше у сочетания ZDDP с беззольными присадками:
…однако при электронной микроскопии не все однозначно:
Увеличение 4000х, нагрузка 54N и более жесткий режим 350N.
…наименьший износ на масле с присадками ZDDP+SSC, остальные плюс-минус лапоть одинаковы.
В целом по результатам всех тестов вывод такой:
…т.е. лучшие противоизносные свойства – у масел с комбинацией зольных и беззольных присадок. Дело в том, что ZDDP образует более разнородную защитную плёнку, а беззольные более гомогенную.
А теперь приведу вам данные экспериментов, проведенных в лабах Кастрола. Там с помощью такого прибора —
…в течение 2 часов исследовали свойства присадок 1) беззольные только с фосфором, 2) беззольные с фосфором и серой 3) классика жанра зольный ZDDP
Как видим, ZDDP в сравнении с беззольными фосфатами дает бОльшую толщину пленки (до 120 нм) и причем делает это быстрее, в течение пары минут, в то время как беззольные врабатываются медленнее и создают защитный слой толщиной максимум до 80 нм. В этом кстати есть плюс – чем меньше толщина пленки, тем меньше динамическая вязкость, меньше коэффициент трения (хотя см. выше – разница мизерная) и меньше расход топлива.
И напоследок, еще один факт. Что я все иностранщину вам показываю, есть и наши открытия. Правда, они касаются масел на ПАО:
Здесь говорится про то, что в маслах на ПАО эффективны даже небольшие концентрации присадок и это обусловлено быстрой адсорбцией присадок к металлу, потому что молекулы ПАО (неполярные!) слабо взаимодействуют друг с другом и не мешают частицам присадок преодолевать путь из толщи масла к рабочей поверхности металла.
Таким образом, наука и впрямь не стоит на месте. Все что вы прочитали – строго научные экспериментальные данные, а не словоблудие маркетологов.
А теперь еще раз взглянем на табличку:
Смотрите — аналогично тому что мы видели в научных экспериментах, в малозольном ТопТеке использован пакет присадок 80% ZDDP + 20% беззольных. И никакого обмана нет — по своим противоизносным и другим свойствам такое решение в чем-то не уступает 100% ZDDP, а в чем-то превосходит.
Лично для меня остается открытым только 1 вопрос: насколько живучи беззольные присадки?
И второй вывод по табличке: моющие свойства малозольников ниже, чем у полнозольников. Но возможно беззольная замена кальцию тоже не за горами.
Поэтому,
= если вы перекатали межсервисный интервал более 10 тыс в интенсивном режиме или 15 тыс в обычном,
= если на капельной пробе увидели это:
= если купили авто БУ и не знаете что лили до вас,
= если в авто нет систем нейтрализации типа сажевого фильтра DPF у дизелей, отдельного накопительного нейтрализатора (обычно второй в системе) или систем с мочевиной, то вам нужно поменять масло на полнозольное. при этом трехкомпонентный нейтрализатор прекрасно с ним уживается, вопреки маркетинговым заявлениям — естественно, при отсутствии жора масла
…то можно использовать масла с пониженной зольностью.
Для благодарных читателей визитка
© пециально для DRIVE2.RU
© Lefravi 2015
Зольность масла
Зольность масла – это показатель того, сколько шлаков содержится при сгорании топлива. Если системы самоочищения могут справиться с сажей, то в отношении золы это не работает. Количество органических присадок называется зольностью, и они влияют на механизмы работы автомобиля. В качестве присадок выступают: антикоррозийные, моющие, антиокислительные компоненты.
Разновидности масла
Выделяют три вида масел в зависимости от количества золы:
В зависимости от содержания примесей, могут использоваться для конкретного вида техники.
Полнозольные
Это категория масел маркируется ACEA A5/B5, A4/B4, A3B3. Из недостатков выделяют негативное воздействие на фильтр DPF. Также способны привести в негодность трехступенчатые катализаторы. Процент зольности составляет 1-1,1%, что не рекомендуется к использованию в двигателях EURO 4, 5 и 6. Используется там, где установлен выхлоп EGR. В отличие от других разновидностей, не проходит дополнительную очистку.
Среднезольные
Используется в четырехтактных двигателях на газовом топливе с турбонаддувом. Отличаются тем, что способны контролировать появление коррозийных процессов, загрязнения, появляющиеся в биогазах. Характеристика находится в пределах 06,-0,9%. Масло способно повлиять на увеличение промежутка эксплуатации двигателя, между заменой смазки. Обладает оптимальными эксплуатационными качествами. Маркировка ACEA C3, C4.
Малозольные
Малая зольность обладает специфическим составом и влиянием на двигатель. Преимуществами использования выступает:
В отличие от остальных, проходит тщательную систему фильтрации и проверки. Испытания показали положительное влияние состава на работу двигателя и других компонентов автомобиля. Моторное масло такого типа, используется в бензиновых двигателях. При эксплуатации, владелец должен помнить об использовании только качественного топлива. Если используется «паленный» или с низкими эксплуатационными характеристиками – малозольное масло не спасет. Маркировка: C1, C2. C3. Зольность не превышает показатель в 0,5%. Дополнительной категорией выделяют универсальные, относящиеся к типу D/SE. Показатель сульфатной зольности масла не превышает показателя в 1%, а общее содержание примесей колеблется от 10% до 11,5%.
Сульфатная зольность
Зольные масла нередко используют в качестве профилактических мер, а нерегулярно: способствует износу деталей, в следствии абразивного влияния на поверхностях соприкосновения, дегенеративно влиять на свечи зажигания.
Стандартные масла практически не содержат процент зольности. Условиями использования масел являются:
Отработанные материалы, такие как фосфор, зола и сера, способны негативно повлиять на работу нейтрализаторов и фильтрационных систем. Оптимальным выбором при покупке считаются малозольные масла, рекомендуемые производителем. Также стоит обратить внимание на температуру вспышки и исправность двигателя. Используя даже малозольные масла, могут появляться различные побочные эффекты от сгорания. Все это влияет на скорость зажигания и температуру. При проблемной работе систем автомобиля, рекомендуются малозольные масла с низким содержанием присадок. В таком случае, количество отработанной золы и фосфора будет уменьшаться.
Влияние золы на двигатель
Высокая зольность провоцирует высокотемпературный отложения, которые обладают дегенеративными свойствами. Они способны загрязнить не только сам двигатель, но и повлиять на работу других систем автомобиля. Умение их смывать – одно из главных характеристик моторного масла. Но этого недостаточно, ведь чтобы полностью очистить поверхность от отложений, их нужно размельчить и нейтрализовать. Использование моюще-диспергирующих свойств позволяет вернуть деталям былую чистоту и нормализовать процессы работы. Если отложений будет слишком много – это провоцирует повышение температуры в двигателе. Соответственно, качество работы уменьшается, приводит к дальнейшим неисправностям. Особое влияние оказывает на масляные фильтры, которые попросту могут забиться. Страдают и другие компоненты:
Сага о масле. Глава 3. Вопросы-ответы.
Ооочень популярный вопрос: Что залить, Motul или Liqui Moly?
Ответ: Простоквашино или Домик в деревне?
Практически у каждого производителя есть удачные продукты и не очень. Например, я люблю ряженку Домик в деревне, сметану Простоквашино и творог Городецкий.
Очень частый вопрос: Предлагают масло REPUS (читать справа налево) за 100 руб/литр, можно лить или нет?
Ответ: За 100 руб/литр есть и получше!
Частый вопрос: Лукойл – нормальное масло?
Ответ: Нормальное.
Вопрос: Что такое зольность?
Ответ: Это содержание в масле минеральных присадок, точнее количество «золы» в процентах по массе, которая образуется, если выпарить масло при 600 град. Эта «зола» содержит соединения серы, фосфора, цинка и других металлов и неметаллов – они защищают от износа, моют, не дают маслу пениться и т.д.
Вопрос: Что такое High SAPS, Low SAPS, Mid SAPS?
Ответ: Бывают масла полнозольные и с пониженным содержанием золы – средне- и малозольные.
Полнозольные масла (High SAPS) имеют зольность >1-1,1% от массы
Малозольные масла (Low SAPS) имеют зольность 0,5% и менее
Между ними – среднезольники (Mid SAPS) 0,6-0,9%.
Вопрос: Почему есть масла с разной зольностью?
Ответ: Потому что дышать уже нечем. Сильные мира сего считают, что чем меньше зольность, тем чище выхлопные газы.
Вопрос: Какое взять масло – полнозольное или малозольное?
Ответ: Смотря какой у вас двигатель, какая система очистки ОГ, какой пробег. Подробнее см. выводы в конце Главы 5 ч.1 и Главы 5 ч.2
Вопрос: Какой у моей машины нейтрализатор?
Ответ: Смотрите мануалы и руководства по ремонту. Если речь идет о Евро-4 и выше, то в бензиновых стоит один или два TWC, в дизельных окислительный нейтрализатор и сажевик DPF. Могут быть еще накопительные нейтрализаторы, SCR и др. Некоторые примеры я приводил в Главе 6 ч.1
Вопрос: Что такое допуск?
Ответ: для производителей масел — головная боль и трата денег, а для покупателя это некий ориентир, какое масло подходит его машине. Допуск прописан в мануале. Масло тестируется на двигателях и лабораторно на химические и физические свойства — если нормативы не превышены (или не занижены) — то допуск получен.
Вопрос: Какой допуск самый хороший?
Ответ: Они все хорошие, только подходят не все. Смотрим мануал, читаем умные книжки.
Подробнее про допуски в Главе 2
Вопрос: Всегда ли допуск на канистре реальный?
Ответ: Нет, нужно читать внимательнее.
Например, сравните:
На самом деле, у первого есть допуск VW502, а у второго нет. Поясняю: сверху написано «спецификации и одобрения» — это и есть официально полученные допуски. Снизу – «Ликви Моли также считает, что это масло соответствует требованиям…» — эти допуски написаны ради красного словца. Это не значит, что второе масло хуже, но оно может быть хуже и может быть проблемой для гарантийной машины.
Есть списки масел с официальными допусками: VW на сайте Erwin
Мерседесовские допуски смотрим ЗДЕСЬ
Вопрос: В мануале написано «допуск ACEA A1/В1 (или A5/В5)», можно лить ACEA A3/В4?
Ответ: Да.
Вопрос: В мануале написано «допуск ACEA A3/В4», можно лить ACEA A1/В1 или A5/В5?»
Ответ: Крайне нежелательно.
Вопрос: В мануале написано «допуск ACEA A1/В1 (или A5/В5)», можно лить ILSAC GF-5?
Ответ: Да. И наоборот тоже. Подробнее про взаимозаменяемость энергосберегающих допусков см. Главу 2
Вопрос: Какой допуск выбрать VW502 или 504?
Ответ: трудно сказать, но могу поделиться своими мыслями – см. Главу 4
Вопрос: Какое масло скрывается в оригинальных канистрах?
Ответ: То, которое протестировано на конкретный допуск. Сырье и блендинговый завод, на котором разливается масло, выбираются производителем исходя из цены, логистики и т.п. К сожалению, более подробная информация в большинстве случаев достоверно не известна.
Вопрос: Какую вязкость выбрать? Пожиже? Погуще?
Ответ: Вязкость определяет толщину масляной пленки, оптимальная толщина зависит от конструкции двигателя, состояния мотора и режима работы. Как более тонкая, так и более толстая пленка приведут к снижению мощности мотора, росту расхода топлива, повышенному угару масла, износу двигателя.
Подробнее про выбор вязкости в Главе 1
Вопрос: Как часто менять масло?
Ответ: В зависимости от режима эксплуатации, состояния мотора и самого масла. Примерно каждые 250-350 моточасов, при средней скорости 20-30км/ч это 5000-10000км. В некоторых случаях масла живут до 400-450 моточасов.
Вопрос: Капельная проба – это хороший метод определять, когда менять масло?
Ответ: Как ориентировочный – вполне. Только нужно достаточное время сушить и капать несколько раз в течение межсервисного интервала, чтобы сравнивать как изменяется соотношение зон, однородность окраски, диаметр капли. Считать коэффициенты – имхо лишняя трата времени.
Вопрос: Мыть или не мыть?
Ответ: Если синтетика меняется на синтетику и масло имеет ту же вязкость, что и предыдущее, то достаточно ограничиться процедурой «слил-залил». При этом останется около 15-20% старого масла, но оно ведь было не гудрон, поэтому ничего страшного. Можно заморочиться и слить с помощью шприца как здесь www.drive2.ru/l/5363150/, тогда останется около 10% отработки.
В это плане хорошо использовать промывку-пятиминутку, которая «разжижает» отработку и таким образом позволяет слить ее максимально. Особенно важно это делать, если вы перекатали моточасы больше положенного или не понравилось состояние отработки и двигателя.
В этом случае после слива отработки+присадки нужно сменить масляный фильтр, залить свежего масла либо промывочного, помолотить несколько минут на холостых, затем его слить, сменить фильтр, залить новое.
Вопрос: Как отличить подделку?
Ответ: см. Главу 7
Желаю иметь как можно больше вопросов и не искать готовых ответов☺️
Для благодарных читателей визитка
© пециально для DRIVE2.RU
© Lefravi 2015, update 2017