Что значит лирическая музыка
Лирические песни
Полезное
Смотреть что такое «Лирические песни» в других словарях:
Лирические песни — ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н.… … Словарь литературных терминов
песни — группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро эпические, обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и… … Литературная энциклопедия
Украинские народные песни — Украинские народные песни это фольклорные произведения, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста. Произведения анонимные, потому что имена авторов, как правило, неизвестны. Народная память сохранила нам лишь… … Википедия
Величальные песни — см. Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Величальные … Литературная энциклопедия
Обрядовые песни масленичной недели — К. А. Коровин. Праздничное гулянье. 1930 е гг … Википедия
Величальные песни — ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни, Обрядовые песни, Свадебные песни … Словарь литературных терминов
Веснянки (обрядовые песни) — Веснянки, старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» украинского происхождения). К В. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов.… … Большая советская энциклопедия
Беседные песни — См. Лирические песни. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
Беседные песни — БЕСЕДНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни … Словарь литературных терминов
Лирические музыкальные произведения
Центром любого лирического произведения являются чувства и переживания человека (например, автора или персонажа). Даже когда произведение описывает события и предметы, это описание проходит сквозь призму настроения автора или лирического героя, в то время, как эпос и драма подразумевают и требуют большую объективность.
Задача эпоса – это описание событий, и взгляд автора в данном случае – это взгляд стороннего беспристрастного наблюдателя. Автор драмы и вовсе лишен «собственного» голоса; все, что он хочет донести до зрителя (читателя) должно быть понятно из слов и действий героев произведения.
Таким образом, из трёх традиционно выделяемых родов литературы – лирики, эпоса и драмы – именно лирика наиболее близка музыке. Она требует умения погружаться в мир переживаний другого человека, которые зачастую носят абстрактный характер, а ведь именно музыка лучше всего способна передавать чувства, не называя их. Лирические музыкальные произведения делятся на несколько типов. Рассмотрим вкратце некоторые из них.
Вокальная лирика
Одним из самых распространённых жанров вокальной лирики является романс. Романсом называют произведение, написанное на стихотворение (как правило, небольшое) лирического характера. Мелодия романса тесно связана с его текстом, и отражает не только структуру стихотворения, но и отдельные его образы при помощи таких средств, как ритм и интонация Композиторы иногда объединяют свои романсы в целые вокальные циклы («К далёкой возлюбленной» Бетховена, «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта и другие).
Камерно-инструментальная лирика
Камерные произведения предназначены для исполнения небольшим составом исполнителей в небольших помещениях и характеризуются большим вниманием к личности человека. Эти особенности делают камерно-инструментальную музыку очень подходящей для передачи лирических образов. Лирическое начало в камерной музыке особенно сильно проявило себя в творчестве композиторов-романтиков («Песни без слов» Ф.Мендельсона).
Лирико-эпический симфонизм
Еще один тип лирического музыкального произведения – лирико-эпическая симфония, которая зародилась в австро-немецкой музыке, и основоположником которой считается Шуберт (симфония C-dur). В такого рода произведениях повествование о событиях сочетается с эмоциональными переживаниями повествователя.
Лирико-драматический симфонизм
Лирика в музыке может сочетаться не только с эпосом, но также и с драмой (например, 40-я симфония Моцарта). Драма в таких произведениях проявляется как бы поверх присущей музыке лирической природы, преобразуя лирику и используя ее в своих целях. Лирико-драматический симфонизм получил своё развитие у композиторов романтической школы, а затем и в творчестве Чайковского.
Как видим, лирические музыкальные произведения могут принимать различные формы, каждая из которых имеет свои особенности и представляет интерес и для слушателей, и для музыковедов.
Автор – Алексей Бочкар
Посмотрите направо – вы видите, как много людей уже вступили в нашу группу в контакте – они любят музыку и хотят общаться. Присоединяйтесь к нас и вы! А ещё… Давайте послушаем с вами что-нибудь из музыкальной лирики… Например, чудесный весенний романс Сергея Рахманинова.
Сергей Рахманинов “Весенние воды” – стихи Фёдора Тютчева
Презентация по музыке 7 кл » Лирическая музыка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЛИРИКА ЭЛЕГИЯ БАРКАРОЛА СЕРЕНАДА ГРЕЗЫ РОМАНС Ноктюрн
Робертино Лоретти «Серенада» Ф.П.Шуберт
Серенада Ф. Шуберта Песнь моя летит с мольбою Тихо в час ночной, В рощу легкою стопою Ты приди друг мой! При луне шумят уныло Листья в поздний час, И никто, о друг мой милый, Не услышит нас, Не услышит нас. Слышишь в роще зазвучали Песни соловьев? Звуки их полны печали, Молят за меня. В них понятно все томленье, Та тоска любви, та тоска любви, И наводят умиленье На меня они, на меня они. Дай же доступ ты призванью Ты к душе своей И на тайное свиданье Ты приди скорей, Ты приди скорей! Приди скорей.
Элегия – лирический жанр, означает – «жалобная песня»
Грезы – лирический жанр, означает « мечта»
П.Чайковский « Сладкая греза» Музыка светлая, прозрачная, нежная, воздушная, невесомая, как мечта.
«Шуточная греза кошки Мурки». Мурка задумчиво в небо глядит ( тихо, загадочно) « Может быть там колбаса пролетит? ( с чувством) Мысль, что бывают еще чудеса ( крещендо) Даже приятнее, чем КОЛ- БА – СА» ( тихо, медленно)
Романс лирическая песня.
Ноктюрн лирический жанр, с французского языка означает « ночной»
Ресницы грустно опуская, « Школьный романс» Глядишь ты в школьную тетрадь. Муз.Т. Рузавина Сл. Е.Крылатов С косичкой девочка смешная, Тебя заставила страдать. А ты сидишь на задней парте, Не понимая что к чему. Смешались все моря на карте, И летом выпал снег в Крыму. Молчишь, задумавшись о чём-то, А твой учитель не поймёт. Что с белым бантиком девчонка, Тебя не любит и не ждет. В окно стучатся ветки клёна, И барабанит звонкий дождь. Ты помнишь номер телефона, Но на свиданье не зовёшь. Смеётся девочка не зная, Кто ей в портфель цветы кладёт. Но эта преданность святая, Тебе наскучит и пройдёт. Тебя найдёт любовь иная, Большая, взрослая любовь. И всё же детство вспоминая, О той девчонке вспомнишь вновь.
Ресницы грустно опуская, « Школьный романс» Глядишь ты в школьную тетрадь. Муз.Т. Рузавина Сл. Е.Крылатов С косичкой девочка смешная, Тебя заставила страдать. А ты сидишь на задней парте, Не понимая что к чему. Смешались все моря на карте, И летом выпал снег в Крыму. Молчишь, задумавшись о чём-то, А твой учитель не поймёт. Что с белым бантиком девчонка, Тебя не любит и не ждет. В окно стучатся ветки клёна, И барабанит звонкий дождь. Ты помнишь номер телефона, Но на свиданье не зовёшь. Смеётся девочка не зная, Кто ей в портфель цветы кладёт. Но эта преданность святая, Тебе наскучит и пройдёт. Тебя найдёт любовь иная, Большая, взрослая любовь. И всё же детство вспоминая, О той девчонке вспомнишь вновь.
Урок по музыке в 7 классе. Тема: «Музыкальные образы. Лирический образ». Цель: определение характерных черт музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и отражение этого умения в размышлениях о музыке. Ход урока. …С этой музыкой… мы по- прежнему связываем представление о чистом и мужествен- ном признании в любви, о рыцарских отношениях к женщине. Из книги Л.Мархасева « Серенада на все времена» Организационный момент. Повторение пройденного материала. Мы работаем над темой «Музыкальный образ». На протяжении всех лет обучения, когда вы исполняли или слушали музыкальные произведения, мы фактически знакомились с разными музыкальными образами. На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя некую « магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. «До свидания, мальчики», слова и музыка Б. Окуджавы. исполнение 1 куплета.
«До свидания, мальчики», слова и музыка Б. Окуджавы. исполнение 1 куплета 1)Знакомство с жанром серенада. Серенада—песня лирического характера (обращение к любимой), которую исполняли вечером или ночью под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары. 2) «Серенада» Ф. Шуберта—слушание, беседа. 3) Какое произведение Ф. Шуберта вы слушали на прошлом уроке? Правильно, балладу «Лесной царь». 4) Повторное прослушивание баллады, ответы на вопросы. 5) Чтобы полнее представить себе творчество Ф. Шуберта выучим одну из его песен. 6) «Шарманщик», музыка Ф. Шуберта, слова В. Мюллера Вывод: искусство, которое создал Ф. Шуберт, несёт людям сердечное тепло. Оно помогает человеку лучше понимать себя и других людей. Знакомимся с различными видами лирической музыки: серенада, ноктюрн, баркарола, элегия, грезы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-494717
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лирическое в музыке
Лирическое в музыке
Лирике свойственна напевность и музыкальность.
Опирается на ассоциации,
дополнительные интонации
и смысловые оттенки. Способна
передавать сложные душевные состояния.
На первом плане — нечеткие
мерцающие образы,
зыбкие речевые конструкции.
Подключает к образному мышлению.
Часто интонации перемещаются
в акустическую сферу,
значения слов размываются.
Лирические высказывания
тяготеют к афористичности.
В лирике в силу субъективности
не важно где, что и когда произошло,
а важен отпечаток в душе автора.
Пространство и время не имеют значения.
А. «Лирическое мироощущение»
1.Слово «лирика» можно понимать как в узком, так и в широком смысле, имея в виду глубоко субъективное, одушевленное исполнение какого-либо (чаще романтического) произведения, характеризующееся «сплошным дыханием» в фразировке, льющимся и гибким звуком, постоянно меняющим свою окраску вслед за тончайшими изменениями душевного состояния, передаваемого музыкой.
Все сказанное выше о литературной лирике верно и для лирики музыкальной
В качестве примера приведем тему гадания Кармен из скрипичной фантазии П.Сарасате, где музыкальное воздействие на слушателя обусловлено в основном вышеперечисленными качествами, или скрипичную музыку Кароля Шимановского и, в частности, его Первый концерт, а также «Фонтан Аретузы» из «Мифов».
2. Лирические высказывания могут приобретать различные формы:
— автопсихологическая лирика – предметом является внутренний мир автора. Речь ведется от первого лица (монолог).
Ярчайший образец такого рода лирики- знаменитая «Поэма» Шоссона (к этому названию мы еще вернемся в процессе написания реферата, т.к. оно говорит о многом).
— медитативная лирика – эмоционально насыщенное размышление о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования).
Вспомним такие пьесы, как «Созерцание» Брамса, «Размышление» Массне, «Листок из альбома» Вагнера и т.д., а также традиционно почти все вторые части концертов (например, Брамса, Чайковского…)
Добавим, что лирическое повествование может быть также в форме диалога (т.к. в музыке, например, в симфониях, возможны образования, имитирующие диалог ), обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада), а также, в силу беспрепятственного проникновения лирики в произведения любого жанра и направления, она может принимать различные смешанные формы, как, например, философская лирика, черты которой явно выражены во вторых частях сольных скрипичных сонат И.С. Баха (особенно – До мажорной и Ля минорной).
Кроме того, лирическими бывают не только целые произведения или даже отдельные их части. Очень часто попадаются лирические эпизоды, темы, — они появляются ненадолго, быстро сменяются противоположными по характеру эпизодами, но определяют собой иногда весь облик произведения в целом.
Такова, например, побочная партия Первого концерта Паганини, да и побочные темы других концертов, в которых данное качество более или менее ярко выражено.
Надо сказать, что в том случае, когда лирическое начало проявляется в произведении эпизодически, это влечет за собой некоторые исполнительские сложности. Дело в том, что лирическое восприятие влечет за собой собственный стиль исполнения, свои методы, часто весьма отличные от тех методов, которыми придется пользоваться в следующем, контрастном эпизоде. Искусство мгновенного переключения – вопрос мастерства, которое приходит далеко не сразу.
Прежде чем перейти к вопросу о практическом претворении лирического начала в музыке, хотелось бы еще упомянуть о том (и это очень важно), что лирика далеко не обязательно проявляется в «медленных» (грубая ошибка) произведениях. С эстетической точки зрения, «Последняя роза лета» Эрнста – подлинный образец настоящей лирики, это лирическая пьеса, так как пассажи в ней являются всего лишь вариациями на замечательную фольклорную песенную тему.
B. О «плюсах» и «минусах» лирического мироощущения применительно к игре на скрипке
Из вышесказанного становится ясной важность для музыканта качества, называемого нами «лирическим мироощущением». Без него музыка теряет силу своего воздействия. Природа настоящего музыканта немыслима без этого качества, без эмоций, без эстетических переживаний.
Однако, есть и оборотная сторона этого явления.
Она заключается в том, что надо постоянно обращать внимание на некоторые проблемы технологического порядка, которые могут возникнуть на разных этапах освоения произведения из-за эмоционального переживания музыки.
— Интонация (часто становится слегка ниже, однако может и повышаться),
— Артикуляция в пассажах («проговаривание» пальцами левой руки мелких нот).
Остановимся на этом подробнее.
Забота о качестве исполнения
Если первые две неприятности легко устранимы (при должном внимании к ним все быстро проходит и на следующих этапах общения с данным произведением — следующем обращении к нему — не возобновляется), то последняя может серьезно подпортить впечатление от исполнения; кроме того, она может возникнуть в любое время и никто от нее не застрахован.
Это, по большей части, дело психологии.
(Дело в том, что существуют психологические закономерности, касающиеся эмоционального состояния при занятиях. Чувство тревоги, печаль оборачиваются повышенным вниманием к эмоциональной стороне музыки, глубоким проникновением в нее, при этом правая рука часто опускается ниже, чем нужно, и скрипка тоже, человек «наваливается» на нее, что делает звук сдавленным и в дальнейшем оборачивается проблемами в качестве. Наоборот,- удовольствие, оптимизм характеризуются ясным и приятным ощущением в левой, прежде всего, руке, при этом появляется повышенное внимание к технике, удовольствие от успешного решения того или иного трудного места; обе руки легкие, звук очень чистый и прозрачный, далеко несущийся, но после таких занятий несколько пропадает “настоящее” ощущение музыки. Очень интересен, но необычайно неудобен для скрипачей тот факт, что оба эти состояния мгновенно переключаются, превращаются друг в друга, то есть после успешного и приятного во всех отношениях проигрывания концерта или пьесы (на следующий день) можно ждать качественного ухудшения техники, звука, как бы вырывающего силком, из-под спуда, и собственного немного странного ощущения от игры).
Итак, мы упомянули о психологических закономерностях, из которых видно, что «переживание» музыки иногда оказывается неполезным для игрового аппарата скрипача. Однако, к счастью, есть и физиологические закономерности тоже, благодаря которым с потерями в качестве можно бороться.
Должен быть выработан «аварийный запас», комплекс мер, которые когда-нибудь придется осознанно применить, добиваясь от своих рук того или иного качества звучания. Для самонастройки игрового аппарата требуются специальные упражнения, набор которых индивидуален для каждого человека (в соответствии с его психологическими и физиологическими особенностями). Можно только сказать, что большую пользу в данном случае могут принести в основном самые простые движения, просто хорошо выполненные: гаммообразные пассажи одним, двумя пальцами; упражнения Шрадика (все три тетради, но особенно первая и вторая, причем в тех их разделах, где даны упражнения в высоких позициях).
С. Как развить лирические, чисто музыкальные качества
Однако способному человеку устранить легкие неприятности, связанные с чересчур эмоциональным отношением к делу, легче, чем развить кому-нибудь в себе качества, необходимые для глубокого восприятия и одушевленного исполнения музыки. В основном эти качества даются природой.
И все же их можно существенно усилить, если проводить (с самого начала обучения ребенка) осознанную педагогическую политику, обращающую внимание на развитие кантиленного звучания и фразировки, а также на общее психоэмоциональное развитие ученика.
1. Звукоизвлечение
Пожалуй, удачной находкой детской педагогики в России является то, что т.н.«учебные» концерты (Акколаи, Роде, Виотти, Шпор и т.д.), которые играют дети в первых классах специальных школ, почти все принадлежат к романтической музыкальной эпохе, что прекрасно формирует способности к перенесению собственных чувств и ощущений в исполнение произведения. Эта традиция не повсеместна. В Германии, например(по крайней мере, в некоторых городах), наоборот, — проводится строго поэтапное обучение, где изучаемые произведения выстроены в хронологическом порядке, как лекции по истории музыки. Детей учат играть на скрипке с классиков, с Моцарта, что, на мой взгляд, нецелесообразно, т.к. тут уже требуется мастерство, и при этом, что особенно важно, нет простора для полной отдачи эмоций…
Кроме репертуарной стратегии (которую лучше выстроить по «русскому» образцу), полезны этюды на выразительность звучания (например, Крейцер №13,14), представляющие из себя музыкальный материал, построенный или на богатом секвенцировании, или просто таким образом, чтобы требовалась постоянная смена окраски звучания вслед за испытываемыми эмоциями.
2. Фразировка. Отмеченные в самом начале реферата всех видов качества лирического мировоззрения (размытость линий) определяют собой совершенно иной тип фразировки: сплошное дыхание. В методическом отношении важно научить ученика, что мелодия не начинается с движения смычка и не определяется очередными его сменами.
Более того: ни лиги, ни акценты, проставленные редактором нот или же самим автором, ни смена оттенков, даже самая внезапная,- ничто это не может быть «забором», препятствием на пути к истинной музыкальности.
Уже на первых этапах обучения важно приучение к процессу постепенного формирования пластичной фразы, которая не зависит ни от каких внешних (технических или музыкальных) факторов.
(В этом смысле хотелось бы упомянуть такую проблему, как проблема пауз. Она возникает с самых первых лет обучения музыке и часто остается даже на более высоком(консерваторском) уровне. Вспомним 2 сонату Изаи для скрипки соло (особенно части 1,4, — «Наваждение» и «Фурии»): у многих она не получается, т.к. паузы все воспринимают как отъединяющие, а они на самом деле объединяют. Надо уметь мыслить через паузу.
Кстати, 2 часть этой же сонаты Изаи – «Меланхолия» – один из наиболее цельных и уникальных образцов сплошного дыхания в скрипичной литературе. Она обнаруживает родство с фольклорным плачем – абсолютное растворение конструктивных элементов в едином, текучем, индивидуальном начале. На ее примере лучше всего выражено – в широком смысле — понятие «лирического мироощущения»).
D. Дополнение: О музыкальной строфике
Эта чрезвычайно интересная тема стоит специального исследования, мы можем здесь только слегка обозначить ее.
Выше упоминалось о «Поэме» Шоссона и о ее совсем не случайном названии, напоминающем нам о тех временах, когда музыка и поэзия представляла из себя единое целое (поэзия Алкея и Сапфо в Древней Греции). Собственно, тогда она и называлась лирикой.
Теперь музыка- самостоятельный вид искусства, потерявший связь с поэзией. Однако, в целом ряде произведений (в основном, как раз в тех, о которых говорится в данном реферате) остается проблема строфы как единого элемента, организующего музыкальную ткань(без строфического решения некоторых кантиленных эпизодов они растягиваются, при прослушивании их появляется ощущение, что они длиннее, чем написано).
Решается этот вопрос уже на самом высшем музыкальном уровне, и обычно — чисто интуитивным образом.
… Итак, мы рассмотрели комплекс проблем, связанных с лирикой или, можно сказать, с проявлением «музыкальности» в музыке.
При этом мы имели возможность убедиться в том, что они возникают на самых разных уровнях скрипичной игры, начиная с детства и кончая весьма зрелым возрастом, так что, наверное, было бы интересно подумать над этой темой каждому скрипачу.