Что значит летний мясоед
Мясопустная и сыропустная неделя, что такое и когда наступают в 2021
Мясопустная и сыропустная неделя – религиозные термины. Понятно, что они связаны с едой и правилами приёма пищи, но что именно они означают? За разъяснениями мы обратились к знаниям Глазовской епархии РПЦ.
Что такое Неделя с точки зрения православной религии
Неделей в церковнославянском языке называется воскресный день, а современному, календарному слову Неделя соответствует название «седмица».
Что такое мясопустная неделя
Мясопустная неделя – предпоследнее воскресенье перед Великим Постом. Это последний день перед Великим постом, когда церковный устав позволяет есть продукты животного происхождения – мясо. В следующую календарную неделю (седмицу) можно, в отличие от Поста, ещё есть яйца, молочные и кисло-молочные продукты.
Это время, когда каждый православный стремится максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть.
Происхождение слово Мясопустная
Слово Мясопустная произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит – «лишение мяса».
Что такое Мясопуст
Мясопустную неделю ещё называют Великий мясопуст, Мясопуст и считают последним днём зимнего мясоеда. При этом, Мясопустом ещё называют Масленицу, особенно западные и южные славяне. Об этом в написало в словаре Ушакова и в «Малом академическом словаре: «1. День, в который запрещено употребление мясной пищи. 2. Неделя перед так называемым Великим постом, масленица».
Когда в 2021 году наступает мясопустная неделя
В 2021 году мясопустная неделя наступает 7 марта.
Что такое сыропустная неделя
Сыропустная Неделя – последнее воскресенье перед Великим Постом, этим днем заканчивается сырная седмица и Масленица. Это последний перед Великом постом день, когда можно есть яйца, молочные и кисло-молочные продукты, в том числе сыр.
Когда в 2021 году наступает сыропустная неделя
В 2021 году сыропустная неделя выпадает на 14 марта.
Сыропустную неделю называют ещё «Прощёным воскресеньем». В этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед наступлением Великого поста. В 2021 году он начинается 15 марта и заканчивается 1 мая.
Что значит объединяющей Мясопуст и Сыропуст второй корень «…пуст»
Часть слова «…пуст» обозначает «оставление», «прощание».
В 2021 году 7 марта (в день мясопустной недели), согласно церковному уставу, можно есть мясо и одновременно нужно попрощаться с ним до Пасхи. Согласно православным канонам на неделю перед Великим постом, которая для большинства ассоциируется с Масленицей, мясо уже есть нельзя. Если вы планируете поститься и отказываться от продуктов животного происхождения, примите это во внимание. Так вашему организму будет легче перестроится для перехода на постное меню.
В сыропустную неделю – 14 марта – постящиеся «отпускают» сыр, чтобы с понедельника начать первую седмицу (неделю) Великого поста.
Мясоед
Мясоед (мясоястие) — период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.
Традиционно различают четыре мясоеда:
При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.
Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний Мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.
Зимний мясоед
Конечно же, такое разнообразие мог позволить себе только зажиточный хозяин. Простой народ употреблял мясо, в основном, в виде солонины. «Домострой» повествует о том, что ели простые люди: «В скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крупная с салом, а на ужин щи да молоко или каша. По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет.»
Главным блюдом русского повседневного стола являлись, конечно, щи. О щах народ сложил множество поговорок: «Щи да каша — пища наша», «Не отстать от людей, не обедать без щей», «Кипите щи, чтобы гости шли». Может быть, уважение народа ко щам выразилось и в том, что именовали их на «вы», а не на «ты» — щи. Их ели во всех домах вплоть до царского. История сообщает, что когда царь Иван Грозный разгневался во время обеда на князя Гвоздева, то приказал вылить на князя миску горячих щей.
Первоначально щами называли любую похлебку, впоследствии это название закрепилось по преимуществу за первым блюдом из капусты, щавеля, крапивы, свекольника. Вот рецепт щей XVI века: «Капусту или ботву или крошево мелко нарезать и вымыть хорошо, и разварить, и посильней распарить; в скоромные дни положить мяса, ветчины или сальца ветчинного, сметанки подать. »
Несколько позже щей в русский обиход вошли борЩи, рассольники, селянки.
Весенний мясоед
В это время в пищу можно употреблять:
Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Всего в году бывает четыре мясоеда: летний, осенний, зимний и весенний. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.
Весенний мясоед обычно это перед Пасхой и Троицкой седмицей и до Дня Святой Троицы: далее все как в зимнем.
Летний мясоед
Не менее чудесно и призвание к служению апостола Павла. Сын богатых родителей из города Тарса, Павел-Савл получил хорошее образование и был яростным гонителем христиан. Он участвовал в убиении святого архидиакона Стефана. Не довольствуясь репрессиями в Иерусалиме, Савл направился в Дамаск, чтобы схватить там всех последователей Христа. Но на пути внезапно он увидел яркий свет и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Испуганный пал он на землю и в страхе спросил: «Кто Ты, Господи?» — «Я Иисус, Которого ты гонишь, — следовал ответ. — Трудно тебе идти против рожна». И с этого момента из гонителя Павел превратился в ревностного служителя и апостола Христова. Претерпев множество страданий, он самоотверженно проповедывал Евангелие по всему миру — от Аравии до Испании. Иногда за просвещение язычников его еще называют «великим апостолом языков». По приказу императора Нерона, Павел был обезглавлен в Риме.
В праздничной службе оба апостола прославляются как «основания Церкви», «реки премудрости», «вселенной учители».
В день святых Петра и Павла начинается летний мясоед, продолжающийся до 13 августа. Если этот праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в противном случае — рыбой, а мясо начинают есть со следующего дня (13 июля), когда отмечается Собор двенадцати апостолов.
В старину на селе розговенье праздновали всем миром. На скошенном лугу ставили столы, приносили, кто что мог, и вся крестьянская община собиралась на братскую трапезу. Эти трапезы потому и назывались братчины-петровщины. Братчины устраивались не только в Петров день, но и в некоторые другие праздники. Так, братчина в день святителя Николая Чудотворца (22 мая) именовалась «микулыциной».
Обычай братских трапез имеет древнюю историю. Первые христиане ежедневно собирались вместе для вкушения пищи. Богатые и бедные приносили с собой пропитание, каждый что имел, и приносимое делилось между всеми во имя любви. Голодных не было, все «принимали пищу в веселии и простоте сердца». Ели обычно под вечер после окончания работы. Поэтому трапеза получила название вечеря любви (агапа). Завершалась она, подобно Тайной вечери Христа и апостолов, общим причащением.
Вечери любви были выражением единства христиан. Не только стол, но и все остальное было у них общим. Как пишет апостол Лука: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Человек существовал не сам по себе, а был членом Церкви — тела Христова.
Не нужно думать, что собственность, даровая еда и легкая жизнь объединяла христиан. Апостол Павел говорит о себе и своем окружении: «Мы. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночи и дни» (2 Фес. 3, 8) и еще более требовательно добавлял: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Не стремление все отобрать и переделить, а совместный неустанный труд во славу Божию является основой единства христиан от первых дней во все последующие века.
Собираясь за одним столом, крестьяне радовались плодам своих трудов. Здесь они с особой силой чувствовали сплоченность для общего труда на благо каждого. Братчина была залогом того, что община будет нераздельна перед лицом любых испытаний — будь то пожар или наводнение, не оставит никого в одиночестве со своими тяготами. Это было важно не только при стихийных бедствиях. Чтобы нормально жить, общине совершенно необходимы были общественные работы: рытье колодцев, строительство мостов, устройство плотин, чистка рек и прудов и т. п. Они, кстати, также нередко увенчивались общей трапезой. Могло случиться, что кто-либо по болезни или другой причине не справлялся вовремя со своими хозяйственными делами, например, с жатвой. Это грозило голодом. Тогда он просил соседей придти на помощь. Такая работа называлась «помочью». Устраивалась она и тогда, когда дело требовало слишком много рабочих рук сразу. В знак благодарности пригласивший хозяин выставлял угощение, и работа опять-таки кончалась общим столом. Так на деле осуществлялся завет апостола Павла: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов».
Богатые люди имели обычай по праздникам «ставить кормы», «столы строить» для окольных крестьян — угощать сытым обедом, пивом похмельным да вином зеленым с расчетом на то, чтобы им всегда была оказана помощь в нужное время «по первому зову».
Для совместного разговенья в Петров день существовала еще одна причина. Летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно — она еще не совсем отъелась, и в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. Чтобы разговеться, община колола барана на всех — его хватало, чтобы за раз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. При этом проблемы хранения не возникало. Баранина являлась традиционным русским блюдом, главным угощением на петровских братчинах.
Баранина издавна присуствовала и на русском столе. «Домострой» говорит: «Летом же для еды покупать и мясо домовитому человеку: купить баранчика и дома освежевать, да овчинок и накопить человеку на зиму, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить, легкие, также с молочком, с мукой да яичками разболтав, нальет, а кишечки зальет яичками, из бараньей головы мозжок с потрошком в отваре сготовит, а рубец начинит кашкою, а почки — сварит или, начинив, ужарит, и если так делать, от одного барана много радости будет».
Осенний мясоед
28 августа празднуется Успение Божией Матери. О конце земной жизни Богородицы ничего не сообщается в Новом Завете. Сохранилось лишь предание, согласно которому Богородица была извещена архангелом Гавриилом о времени Ее преставления.
К этому дню по Ее желанию в Иерусалим за исключением апостола Фомы собрались все апостолы, чтобы проститься с Ней. Чудесным образом перед ними предстал Сам Христос, чтобы принять пречистую душу Своей Матери. В третий день, открыв гроб, апостолы поняли, что и тело Богородицы вознесено на небо. Эти события послужили основой установления праздника Успения, который отмечается с IV века. Праздник Успения был одним из самых любимых на Руси. Он являлся престольным для ее главнейших соборов — Софии Киевской и Софии Новгородской. Сохраняя преемственность, главный собор Москвы был также освящен в честь Успения Божией Матери.
Осенний мясоед продолжается до 27 ноября — дня святого апостола Филиппа. В течение его можно есть мясо в любой день, кроме среды и пятницы. Исключение составляют два особых праздника, которые являются днями строгого поста.
Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год
Православный церковный календарь постов и трапез на 2021 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.
Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год
Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.
Даты указаны по новому стилю.
Календарь постов и трапез на 2021 год
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Великий Пост с 15 марта по 1 мая | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров пост с 28 июня по 11 июля | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский пост с 14 по 27 августа | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский пост с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
Великий Пост в 2021 году
с 15 марта по 1 мая в 2021 году.
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.
Петров пост в 2021 году
Петров пост еще называют Апостольским постом
с 28 июня по 11 июля в 2021 году.
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Успенский пост в 2021 году
С 14 по 27 августа в 2021 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский пост в 2021 году
С 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года.
Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы в 2021 году
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.
Пост в среду и пятницу
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
Православные праздники. О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Когда не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
Храм святителя Луки Крымского и апостола и евангелиста Луки, г.Гомеля
Официальный приходской сайт
Икона дня
Сегодня
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита (ок. 842). Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446–447).
Прп. Диодора Юрьегорского (1633). Мч. Дасия (284–305). Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Сщмчч. Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).
Сщмчч. Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая Покровского пресвитеров, прмчч. Арсения Дмитриева, Евтихия Качура и Илариона Писарца, прмц. Иоанникии Кожевниковой игумении (1937); прмц. Татианы Фомичевой (после 1937).
1_Сол., 272 зач., V, 9–13, 24–28.Лк., 82 зач., XVI, 15–18; XVII, 1–4,и за субботу (под зачало):2_Кор., 191 зач., XI, 1–6.Лк., 49 зач., IX, 57–62.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
С этого дня по отдание Введения в седмичные дни Октоих не поется.
Статьи — Православие.ru
Заметили ошибку?
Календарь постов на 2020 год
Внимание!
Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. У мирских людей возможно послабление поста в связи с особенностями здоровья (болящие, беременные), специальностью работы (военнослужащие, тяжелый труд), возраста (старики, дети) и др.
Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.
Многодневные посты
Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2020 году он длится 27 дня.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем.
Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
Однодневные посты
В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).
В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.
В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).
Пост в среду и пятницу
Среда и пятница – дни строгого поста.
В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.
В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.
В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.
В праздники:
Сплошные седмицы
Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.
Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день.
Во все эти дни разрешена любая пища (яйца, рыба, молочные продукты), кроме мясной.
Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день.
Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день.
Мясоеды
Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба. Кроме времени Святок, с 7 по 17 января, когда мясо разрешается кушать каждый день.
Просмотрено (55776) раз
Поделиться:
Цитата недели
Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства.
Да постится воля твоя от злого хотения.
Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты»* (См. Пс.118:37).
Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонись от зла и сотвори добро» (Пс.33:15; 1Петр 3:11).
Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.