Что значит летчик катапультировался
Значение слова «катапультироваться»
1. Выброситься (выбрасываться) из летательного аппарата с помощью катапульты (в 3 знач.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
катапульти́роваться
1. выбрасываться (выброситься) из летательного аппарата при помощи автоматического устройства
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова щенка (существительное):
Синонимы к слову «катапультироваться»
Предложения со словом «катапультироваться»
Сочетаемость слова «катапультироваться»
Понятия, связанные со словом «катапультироваться»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «катапультироваться»
Их пилоты успели катапультироваться и уже присоединились к группе.
Лётчик смог катапультироваться, однако при попытке врагов взять его в плен погиб в бою на земле.
Синонимы к слову «катапультироваться»
Сочетаемость слова «катапультироваться»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как катапультируются лётчики?
С момента появления авиации встал вопрос, как спасти лётчика при неизбежном крушении самолёта,как же это сделать? Давайте разберемся!
На первых самолётах катапультирующих устройств не существовало.У пилота был только парашют для спасения.Если всё шло по «не по плану» лётчик выкарабкивался из кабины и позже открывал парашют.Такая система имела существенные минусы,но выбирать не приходилось.
Когда скорости самолётов были не большие, вылезти из кабины было не так сложно,но когда скорости приблизились и превысили 360 км/ч начали появляться проблемы.Так как большая скорость сильно прижимала лётчика к креслу, было сложно просто вылезти.Требовалось оттолкнуться так чтобы не удариться об киль или крыло,иногда ручку управления направляли вперёд чтобы пилота просто «выкинуло»,но так не всегда получалось.Так же стоит учитывать что пилот может быть ранен, а самолёт серьёзно поврежден.
Первые катапультируемые кресла были созданы и произведены в Германии, в 1939.Первым в мире СЕРИЙНЫМ боевым истребителем с катапультируемым креслом стал He 219.После катапультирования лётчику надо было оттолкнуться от кресла и раскрыть парашют.
Современные «кресла» достаточно автоматизированные и далеко ушли от своих «предков».Буду рассказывать на примере знаменитого российского кресла К-36ДМ производства НПП «Звезда».К-36ДМ возможно является лучшим «креслом» в своём роде.В чем же уникальность?
Кресло К-36ДМ позволяет спасти лётчика и уберечь его от всевозможных травм при катапультировании,по статистике 97% пилотов катапультировавшихся на кресле К-36ДМ смогли вернуться в строй и продолжать полёты.Чтобы обучить лётчика высшего класса нужно очень много времени и денег(около 10 млн. долларов).Активация кресла производится в ручную лётчиком,нужно «дернуть» за рычаг активации(красные ручки).Дальше кресло делает всё само,описывать можно долго, поэтому предлагаю посмотреть всё это на картинке:
Есть очень интересный факт про систему катапультирования на ЯК-38(палубный штурмовик с вертикальным взлетом).Дело в том, что система катапультирования была автоматической,то есть она сама решала о катапультировании пилота(была только на ЯК-38).Был один случай когда на полностью исправном самолёте,при испытании на заводском аэродроме, система просто «выбросила» лётчика из кабины.Я думаю лётчик ОЧЕНЬ удивился от происходящего.(Позже дефект устранили)
катапультирование
Полезное
Смотреть что такое «катапультирование» в других словарях:
катапультирование — КАТАПУЛЬТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что (спец.). Выбросить ( расывать) из летательного аппарата с помощью специальных устройств. Катапультируемое кресло. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
катапультирование — сущ., кол во синонимов: 1 • выбрасывание (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
катапультирование — Процесс покидания летчиком самолета с помощью катапультной установки. Примечание Под термином «летчик» понимается любой член экипажа самолета. [ГОСТ 22284 76] Тематики установки катапультные … Справочник технического переводчика
Катапультирование — У термина «катапульта» существуют и другие значения. Катапультируемое кресло КМ 1М (МиГ 21, МиГ 23, МиГ 25, МиГ 27. На МиГ 29, Су 17, Су 24, Су 25, Су 27, Як 141 применяется катапультное кресло К 36ДМ). Музей техники города Шпейер … Википедия
Катапультирование — 1. Катапультирование Процесс покидания летчиком самолета с помощью катапультной установки. Примечание. Под термином «летчик» понимается любой член экипажа самолета Источник: ГОСТ 22284 76: Установки катапультные. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Катапультирование — ср. 1. процесс действия по несов. гл. катапультировать, катапультироваться 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Катапультирование — 1) способ и процесс покидания ЛА экипажем в аварийной ситуации с помощью специальных устройств; 2) процесс взлёта самолёта с борта авианесущего корабля с помощью катапульты … Словарь военных терминов
катапультирование — катапульт ирование, я … Русский орфографический словарь
катапультирование — (2 с), Пр. о катапульти/ровании … Орфографический словарь русского языка
катапультирование — я; ср. к Катапультировать и Катапультироваться. Произвести к … Энциклопедический словарь
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
пятница, 9 марта 2018 г.
Как происходит катапультирование
В статье Авиационный носимый аварийный запас (НАЗ) была затронута информация об том, как срабатывает НАЗ при использовании катапультируемого кресла.
Думаю будет полезно для общего развития узнать о том, как происходит катапультирование и как работает катапультируемое кресло.
Наиболее простой способ покидания боевого самолета через борт кабины позволял решать
проблему спасения при скоростях полета самолета до 400-500 км/ч. С увеличением скоростей полета до 500-600 км/ч мускульной силы летчика, вылезающего из кабины, не хватает для преодоления действующих на него высоких аэродинамических нагрузок и покидание самолета стало практически невыполнимым. Также с ростом скорости полета траектория движения тела летчика при покидании им самолета становится более пологой и появляется реальная опасность столкновения летчика с хвостовым оперением самолета.
Что бы иметь возможность покинуть самолёт на более больших скоростях, избежать травм и смерти лётчика используется катапультируемое (катапультное) кресло. Катапультируемое кресло вместе с пилотом выстреливается из аварийного летательного аппарата при помощи реактивного двигателя (как, например, К-36ДМ), порохового заряда (как КМ-1М) или сжатого воздуха (как у спортивного Су-26 система СКС-94М), после чего кресло автоматически отбрасывается, а пилот опускается на парашюте.
Катапультное кресло К-36ДМ |
Сигнал о необходимости катапультирования (воздействие на привод управления катапультированием) подает летчик на основании визуальной и (или) инструментальной (приборной) информации о параметрах движения самолета и работоспособности всех его систем.
Есть такие типы самолетов, в которых продумана функция принудительного катапультирования членов экипажа командиром самолета. Такая система стоит, например, на Ту-22М. Это осуществляется с помощью ручки принудительного катапультирования лётчика (РПКЛ). Эта ручка всегда стоит в положении ВКЛ.
Когда командир экипажа (находящийся, например, в передней кабине) вытягивает ручку катапультирования то электрическая система управления аварийным покиданием самолета катапультирует второго члена экипажа автоматически. Член экипажа может катапультироваться и самостоятельно, выдернув ручку катапультирования.
А на самолёте вертикального взлёта и посадки Як-38 была полностью автоматическая система катапультирования. Сигнал о принудительном катапультировании на данном самолёте может подать без участия летчика бортовая автоматическая система управления, если какие-либо параметры самолета и его систем изменяются с недопустимой скоростью в неблагоприятном направлении, например угловые скорости вращения самолёта вертикального взлёта и посадки на режимах взлета и посадки, когда летчик чисто физически не успевает принять и реализовать решение о катапультировании.
Подготовка к аварийному покиданию самолёта (катапультированию).
В случае если принято решение о катапультировании и если позволяет обстановка, нужно:
− передать сигнал «терплю бедствие»
− при полете на малой высоте увеличить высоту полета до 2000 – 3000 м над рельефом местности, используя скорость самолета и тягу двигателей, при полете на большой высоте снизиться до высоты 4000 м;
− перевести самолет в набор высоты или горизонтальный полет и уменьшить скорость до 400-600 км/ч;
− при наличии облачности покинуть самолет до входа в облака;
− при полете над водной поверхностью выполнять полет в сторону береговой черты;
− при полете вблизи государственной границы выполнять полет в направлении своей территории.
− при полёте вблизи населённого пункта постараться увести самолёт от данной местности.
В случаях, не терпящих отлагательства, катапультироваться немедленно.
Подготовка лётчика к катапультированию:
− опустить светофильтр защитного шлема (при наличии времени)
− плотно прижаться всем корпусом тела к спинке, а головой к подушке заголовника;
− поставить ноги к передней стенке кресла (при наличии времени);
− взяться обеими руками за рукоятки катапультирования, прижав локти к туловищу, и вытянуть их до катапультирования.
После катапультирования крепко удерживать рукоятки до начала устойчивого снижения вместе с креслом (для исключения травмы рук).
При травмировании одной руки катапультирование возможно одной рукой от любой из рукояток при сохранении указанной последовательности действий.
Рычаг активации катапульты кресло катапультного КМ-1 Надпись на рычаге «ОСТРОЖНО Рукоятка катапультирования Не вытягивать! Не перегибать! |
После воздействия на привод управления катапультированием (т.е. лётчик дергает ручку для катапультирования) все элементы системы аварийного спасения срабатывают автоматически от пиромеханизмов и начинается процесс спасения.
Ниже написан один из вариантов работы катапультируемого кресла (К-36ДМ, но похожая подготовка будет и для других кресел).
Подготовка катапультного кресла к катапультированию (начало срабатывания механизмов катапультирования)
Процесс выхода катапультируемого кресла из кабины (движение в направляющих рельсах)
Стабилизация и снижение высоты катапультируемого кресла после выхода из кабины
Стабилизация катапультируемого кресла |
Торможение и снижение лётчика в катапультном кресле до допустимой скорости и высоты ввода парашюта и прекращения сращения этой системы используют аэродинамические средства стабилизации – закрепленные на заголовнике кресла складные горизонтальные (1) и вертикальные (2) щитки (см. рисунок слева, а) или стабилизирующие парашюты, размещаемые на телескопических штангах, позволяющих вывести их из зоны аэродинамического затенения кресла (см. рисунок слева и сверху, б), которые раскрываются при выходе кресла в поток. Наиболее распространены двухкаскадные или трехкаскадные парашютные системы стабилизации.
Ввод парашюта и разделение катапультного кресла
На ранних моделях катапультного кресла кресло отделялось вручную.
Кресло СК (СК-2) с ранних МиГ-21ПФ (фонарь ПОДЬЕМНЫЙ вверх). Посредине ручка отделения от кресла в воздухе вручную. Рычаги катапультирования справа-слева. Летчик сидит на парашюте. НАЗа еще нет. |
Раскрытие парашюта и приземление лётчика после катапультирования
Такая система обеспечивает высокую вероятность спасения экипажа военного самолета в широком диапазоне скоростей и высот полета.
Профилированная крышка чашки сиденья с блоком жизнеобеспечения К-36ДМ серии 2: 1 – профилированная крышка; 2 – ручка «АВАР. КИСЛОРОД»; 3 – скоба крепле-ния подвесной системы; 4 – фал с карабином; 5, 6 – опоры; 7 – подушка; 8 – лямка; 9 – объединенный разъем коммуникаций; 10 – накладка; 11 – цапфа; 12 – клапаны; 13 – вытяжной фал; 14 – карабин; 15 – резиновая накладка; 16 – пирорезак; 17 – шнур; 18 – скоба |
Действия лётчика после раскрытия парашюта
После того, как лётчик убедится что парашют раскрылся он должен
— снять маску, открыть светофильтр защитного шлема или щиток гермошлема (на высотах не более 3000 м)
— осмотреться, определить направление сноса и примерное место приземления (приводнения);
— заправить главную круговую лямку подвесной системы под бедра;
Дальше происходит приземление или приводнение. На каждый такой случай есть инструкция с описанием необходимых к выполнению действий, но здесь они приводиться не будут.
Особенности использовании катапультируемого кресла на разных высотах и скорости
При катапультировании на стоянке или на малой скорости при рулежке, взлете и послепосадочном пробеге подъем по траектории осуществляется в нестабилизированном положении, а ввод спасательного парашюта производится при приближении системы «летчик–катапультное кресло» к вершине активного участка траектории.
При катапультировании на высоте до 5000 м система «летчик–катапультное кресло» поднимается по траектории в стабилизированном, устойчивом положении, проходит над килем самолета, спасательный парашют вводится в начальный момент снижения системы «летчик–катапультное кресло».
При катапультировании на высоте более 5000 м и высокой скорости полета система «летчик–катапультное кресло» поднимается по траектории в стабилизированном, устойчивом положении, проходит высшую точку траектории и далее снижается, спасательный парашют вводится на высоте, не превышающей 5000 м.
Хронология катапультирования лётчика на примере катапультируемого кресла К-36ДМ
0 секунд. Лётчик дёргает поручни (держки). Происходит подготовка к катапультированию. Подаётся команда на сброс фонаря, начинается работа автоматики. Происходит инициация системы фиксации: начинается притягивание ремней, фиксация и подъём ног, опускаются и сводятся боковые ограничители рук.
0,2 секунды. Фиксация заканчивается. Если сброшен фонарь — подаётся команда на катапультирование. На высоких скоростях вводится защитный дефлектор.
0,35-0,4 секунды. Стреляющий механизм двигает кресло по направляющим. Начинается ввод стабилизирующих штанг.
0,45 секунды. Кресло выходит из кабины. Включаются реактивные двигатели. При необходимости (крен самолёта или разведение лётчиков при двойном катапультировании) включаются двигатели коррекции по крену.
0,8 секунды. На малых скоростях происходит отстрел заголовника, разделение с креслом и ввод парашюта. На больших скоростях это происходит после торможения до приемлемой скорости.
Через 4 секунды после разделения с креслом НАЗ отделяется от лётчика и повисает снизу на фале.
Наземные предохранители пиромеханической системы
Вот так выглядит кабинная связка наземных предохранителей пиромеханической системы катапультного кресла установленная на катапультное кресло К-36ДМ.
Что значит летчик катапультировался
КАПИТАН ДАРРЕН «БАМ-БАМ» УИЗ, 29 лет, пилот BBC:
С обеих сторон кресла по ручке. Дергаю за них. Механизм срабатывает — отстреливается стекло кабины. Теперь совсем шумно, ветер хлещет. Взлетает заднее кресло — Красти выбросился. Остаюсь в машине один — кажется, на целую вечность, хотя прошло меньше секунды. Стискиваю ручки. Глаза закрыл. Весь напрягся — знаю, сейчас такой луна-парк начнется! Слышу: ведомый радирует диспетчерам, что мы вынуждены катапультироваться. И вылетаю из кабины сам.
Даже не знаю, как это описать. Сидишь в кресле, к которому приделана ракета. И стартуешь из самолета, который летит со скоростью 480 км/час. Да, к креслу действительно приделан ракетный двигатель. Он выпихивает тебя из самолета и еще метров 60 проносит по воздуху на реактивной тяге. В общем, набираю высоту с ускорением в 22 g. Если сравнить с аттракционами, то там максимальное ускорение составляет 2 g. Чувствую себя так, словно во мне полторы тонны весу. Ноги, спина и задница отяжелели. Ускорение вжимает меня в спинку кресла, пытается согнуть в дугу — вынуждает уткнуться лбом в колени. Такое ощущение, будто на тебя навалилась куча врагов: бьют кулаками, тянут во все стороны сразу. Чувствую, ремешок шлема врезался в подбородок. Шлем прямо срывает с головы. Кожа на подбородке лопнула под давлением изнутри. Я аж застонал. И тут, как и полагается, кресло подбрасывает меня в воздух. Я впервые открываю глаза. Вижу: кресло улетает. Автоматически раскрывается парашют. Скорость падает. Стропы сильно дергают меня за плечи. Дальше лечу плавно. Весь процесс — с момента, когда я дернул за ручки, до раскрытия парашюта — продлился секунды три-четыре. Открыв глаза, поискал глазами Красти: вон он спускается на парашюте. Смотрю в другую сторону — горящий самолет втыкается в землю. Как назло, около единственного дома в этой дикой горной местности. К счастью, никто не пострадал».