Что значит лепка с натуры
Что значит лепка с натуры
Разные способы лепки
Как уже говорилось, для успешной работы воспитателю нужно ознакомиться с разными способами лепки. Мы расскажем о самых элементарных из них, при помощи которых можно создавать простую незатейливую форму и обучать этому детей.
Для изображения форм с более сложным строением, а также для проработки деталей включаются в работу пальцы, это поможет изобразить форму более точно и живо.
Кроме того, при лепке мелких деталей применяются такие приемы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, а также приемы рельефной лепки.
Для того чтобы работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать способы их скрепления. Соединять части можно: плотно прижимая одну форму к другой и замазывая места скреплений; при помощи углублений, в которые вставляются прикрепляемые детали, а также с помощью палочек.
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ).
Лепка предмета из целого куска.
Наметив основную форму какого-либо животного, переходите, к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост, все время проверяя правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно приступать к уточнению формы более мелких частей и деталей.
Комбинированный способ лепки.
В работе с детьми часто приходится пользоваться комбинированным способом лепки, который включает в себя оба выше названных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя, туловище и хвост лисицы. Голову медведя и лапы лисицы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, можно нарушить основную форму.
Как лепить предмет из отдельных частей и целого куска, вы знаете, а поэтому мы перейдем к описанию других приемов.
Оттягивание, прищипывание, приемы рельефной лепки.
Во время лепки таких деталей, как удлиненная часть головы зверя, нос, клюв, хвост, детали одежды, могут быть использованы приемы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая ее часть и оттягивается до необходимого размера.
При лепке крыльев и перьев птиц, чешуи рыб, шерсти животных хорошо использовать прием рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладывают на основную форму и пальцами или стеком придают им нужную форму.
Однако, для того чтобы овладеть всеми видами работы, надо прежде всего много и упорно работать с натурой. Только так вы получите необходимые навыки, как для лепки по памяти, так и по собственному замыслу.
Работа с натуры. С общими принципами работы с натуры вы знакомы из раздела «Рисование», а поэтому мы остановимся лишь на тех принципах, которые специфичны для лепки.
Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной: яркая пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции. После того как вы отобрали натуру и убедились, что она соответствует всем вашим требованиям, можете приступить к ее изучению. Рассмотрите предмет со всех сторон, уясните его форму, соотношение между частями, а если частей несколько, сравните их между собой по форме и величине.
Вы рисовали с натуры и знаете основные правила ее установки. Для лепки вы должны знать еще одно правило. Лепка требует изображения со всех сторон, а поэтому должна существовать возможность повертывать натуру во время работы или обходить ее кругом.
Лепку с натуры нужно перемежать с лепкой по памяти. Это поможет вам лучше схватывать основную форму предмета, его пропорции и строение, разовьет зрительную память. Для начала полепите по памяти те предметы, которые вы лепите с натуры, а затем переходите к изображению других.
После того как вы научились лепить отдельные предметы, полезно и интересно поработать над композицией. В наших заданиях мы предлагаем вылепить натюрморт из фруктов, овощей, грибов или изобразить сюжет на тему сказки, рассказа. Работая над композицией, нужно добиваться красивого сочетания форм предметов, не забывая, однако, что все в ней должно быть подчинено общему замыслу. Поэтому прежде всего в композиции важно выделить главное. В лепке основное подчеркивается выразительностью формы, характерным движением и таким расположением на подставке, которое дает возможность одинаково хорошо воспринимать композицию со всех сторон.
Лепка с натуры
Прежде чем обучить детей лепке с натуры, необходимо научить видеть характерные особенности натуры, передавать пропорции и пластику, развить понятие о рельефе, выработать навыки скульптурного восприятия предметов.
Лепка листьев, овощей и фруктов с натуры
Для лепки листьев, овощей и фруктов с натуры необходимое подготовить следующее оборудование:
Основными требованиями к натуре является простота в выполнении, небольшие размеры. Каждый ребенок выбирает себе предмет для выполнения работы. Прежде необходимо внимательно рассмотреть предмет, определить какую форму он имеет: плоскую, овальную, шаровую, конусную.
Сравнивают листья, овощи и фрукты с этими геометрическими телами. Основными приемами лепки считается правильный выбор необходимого количества материала, соотношение масс, лепка в натуральную величину, или с соблюдением масштаба. Лепить именно листья — плоские предметы — советуют опытные педагоги:
Дети с большим увлечением лепят листья различных деревьев. Здесь объект (будучи плоским) наталкивает на принципиальное скульптурное решение. Но детей увлекает техника лепки, и потому давать это задание необходимо. Дети лепят листья, как правило, плоскими, мешать этому не надо, разве что подсказать: лист имеет красивые изгибы, неровную поверхность, и в этом его красота.
Лепить надо не по частям, а из целого куска глины или пластилина, на первом этапе детям можно составлять целое из частей. Необходимо соблюдать последовательность основных операций, видеть характерные особенности натуры, и постоянно сравнивать свою работу с натурой.
Вылепленную пальцами работу заканчивают стеками. Яблоко и морковь дети лепят объемно из целого куска глины или пластилина, сравнивая натуру между собой. Яблоко имеет форму шара, морковь — форму конуса. Законченную работу необходимо заглаживать смоченной в воде тряпкой или ладонью. Сухую работу затем раскрашивают краской.
Лепка птиц и рыб с натуры
Лепка птиц и рыб с натуры учит лепить из целого куска глины или пластилина; привить навыки работы над объемной формой; учить видеть и передавать наиболее характерные особенности птицы и рыбы. Для этого необходимо иметь художественные навыки, т.е. познакомить с работами художников.
До занятия детям желательно посетить живой уголок, птицеферму, рассмотреть птиц и рыб, сделать зарисовки с натуры. На занятии ставят «натуру» — макет утки и рыбы. Работы выполняется из целого куска глины или пластилина.
Лепят не по частям, не отдельными деталями, а способом вытягивания из целого куска. Лепка с натуры работа нелегкая, но постепенно дети осваивают ее.
Лепка предметов с натуры
Следующие задания связаны с изображением фруктов, овощей, бытовых предметов на основе знаний, полученных при лепке геометрических фигур.
В качестве первого задания полезно вылепить с натуры несколько отдельных, разнообразных по форме фруктов или овощей: яблоко, грушу, перец, айву, свеклу в размере значительно больше натуры (в 2-3 раза).
Работа в размере больше натуры дает возможность яснее, чем в размере натуральном, понять особенности формы, характерные для данной модели, более внимательно разобраться в деталях этой формы и пролепить их.
Такой размер позволяет лучше понять, что форму круглого предмета следует рассматривать как сочетание переходящих друг в друга плоскостей, что эту форму нужно лепить, а не скатывать, то есть не воспроизводить механически.
Прежде, чем приступить к заданию, продумайте, что вы выберете в качестве натуры.
Допустим, это будет груша. Рассмотрев несколько груш, отберите из них одну – наиболее характерную, ясную по форме. Определите пропорции груши, общую форму и ее особенности. Затем надо определить масштаб работы, решить, во сколько раз этюд будет больше натуры. После этого приступайте к лепке.
Так же, как и в предыдущих заданиях, на доске делается плинт. На него накладывается пластилин (глина), которой придается общая форма предмета, взятого в качестве натуры. Если это груша, то ее общая форма будет конусообразной. Пластилина (глины) нужно брать несколько меньше необходимого объема, с тем, чтобы в процессе работы, постепенно накладывая и наращивая его, добиться окончательного объема и формы изображаемого предмета.
Определив пропорции (в данном случае соотношение высоты к толщине), наметьте в общих чертах особенности формы предмета. Так, общую форму груши можно представить состоящей из двух частей нижней (большей) – шаровидной и верхней (меньшей) конусообразной. После этого находите основные крупные плоскости, характеризующие форму, а затем и второстепенные, более мелкие, уточняющие, детализирующие ее. Помните, что округлая форма должна быть вначале понятна как сочетание ряда различных приближенных к ней плоскостей.
В дальнейшем, в процессе лепки, постепенно накладывая пластилин (глину) на плоскости, как бы дополняя их, нужно добиваться полноты объема, плавности переходов и ясной характеристики формы.
Для того чтобы убедиться, что этюд выполнен в задуманном масштабе, в конце работы проверьте его масштаб и пропорции кронциркулем. В процессе лепки слишком часто пользоваться измерительными инструментами не следует.
Натуру и этюд постоянно поворачивайте, чтобы видеть их и лепить со всех сторон.
Полезно проделать не менее 3-4 таких упражнений по 6-8 часов каждое.
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.
Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.
Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;
Вырабатывает более полные образные представления;
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;
Развивает воображение и творческие способности;
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
Основные приемы лепки
Способы лепки:
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Скульптурный (пластический) способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.
На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.
Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы и приемы лепки разных
предметов зависят от особенностей развития детей.
В детском саду используется в основном пластилин
Лепкой начинают заниматься с 2 лет.
I младшая группа.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
II младшая группа
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Средняя группа
Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).
Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
Познакомить с использованием стеки.
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Старшая группа
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Подготовительная к школе группа
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Лепим игрушки
Чем мы занимаемся? В сущности, в первую очередь мы с вами учимся изобразительному творчеству. Взрослые или дети – не важно, для совершенствования творческих навыков любой возраст хорош. Учитесь вы, и мы учимся вместе с вами – с каждой картинкой, с каждой поделкой, с каждой написанной для вас статьей приобретаем что-то новое.
Теперь ясно, какие требования следует предъявлять к нашей начальной натуре. Простота, статичность, небольшие размеры. Отлично удовлетворяют этим требованиям игрушки. Игрушки, к тому же, напоминают детство и этим как-то дружественны, а дружественное отношение не повредит, особенно когда берешься за новое дело.Подойдем к вопросу серьезно и прикинем, какие игрушки нам стоит лепить, а какие нет. Посмотрим на вот эти образцы – какие из них выберем?
Здесь перед нам открываются широчайшие перспективы для различных вариаций и экспериментов. Во-первых, можно копировать один в один, а можно увеличить или уменьшить – дополнительная тренировка глазомера и масштабного мышления.
Как лепить игрушки с натуры?
Вот для примера лепка лошадки. Догадайтесь, с чего начинают лепить лошадку дети? Знаете, обычно с головы. Массу усилий тратят на глаза, уши, гриву. при том, что тело и ноги вообще не обозначено даже.
Голова большая, даже очень, спина прямая, ровная.
Или для оленёнка широко открытые глазки, или черты мордочки щенка.
Если фигура слеплена похоже, то особенностями раскраски игрушки уже можно пренебречь так как это уже можно сказать живопись, а не скульптура.
О том как лепить игрушки с натуры вам рассказала Марина Новикова.