Что значит лексическое значение слова 2 класс

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 20. Что такое лексическое значение слова?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

2) Лексическое значение слова.

Слово – основная единица языка и речи, которая служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними.

Лексика – словарный состав языка.

Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.

Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 42 – 44.

3 Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Нужно заглянуть в толковые словари. Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. Словари бывают большие и маленькие. В обычном школьном толковом словаре около шести тысяч слов. Самый большой словарь русского языка состоит из семнадцати томов, в нём даётся толкование больше ста двадцати тысяч четырёхсот восьмидесяти слов.

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова. Лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они разные. Большинство слов имеют лексическое значение. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Добавление подписей к изображениям.

Подберите подписи к изображениям.

Подписи: байдарка, катамаран, каноэ, шлюпка, парусник.

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

1.Прочитайте внимательно названия водного транспорта.

2.Вспомните лексическое значение каждого судна.

3.Переместите табличку с названием под изображение.

4.Если задание выполнено правильно, табличка останется под изображением.

Источник

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 20. Что такое лексическое значение слова?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

2) Лексическое значение слова.

Слово – основная единица языка и речи, которая служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними.

Лексика – словарный состав языка.

Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.

Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 42 – 44.

3 Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Нужно заглянуть в толковые словари. Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. Словари бывают большие и маленькие. В обычном школьном толковом словаре около шести тысяч слов. Самый большой словарь русского языка состоит из семнадцати томов, в нём даётся толкование больше ста двадцати тысяч четырёхсот восьмидесяти слов.

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова. Лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они разные. Большинство слов имеют лексическое значение. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Добавление подписей к изображениям.

Подберите подписи к изображениям.

Подписи: байдарка, катамаран, каноэ, шлюпка, парусник.

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 классЧто значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

1.Прочитайте внимательно названия водного транспорта.

2.Вспомните лексическое значение каждого судна.

3.Переместите табличку с названием под изображение.

4.Если задание выполнено правильно, табличка останется под изображением.

Источник

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе «Что такое лексическое значение слова»

Выберите документ из архива для просмотра:

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

«Что такое лексическое значение слова?»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Черкесск,
Карачаево-Черкесская республика
Гуминская Альбина Андреевна
Учитель начальных классов

Описание слайда:

Cнег, деревья, пушистый, накрыл.
Вспомним, что мы знаем :
Пушистый снег накрыл деревья.

Описание слайда:

Пушистый снег накрыл деревья.
28 сентября.
Классная работа.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Игра «угадай словечко»

Описание слайда:

Птицы
улетают на юг.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Шоссе
Шоссе.
Дорога с твердым покрытием.

Описание слайда:

Рефлексия:
1) Часть дерева, которая находится под землей и питает ра­стение.
2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят.
3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год.
4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека.
5) Время года после лета.

Выбранный для просмотра документ 00038ebe-8712fb91.docx

Что такое лексическое значение слова?

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лек­сическое значение слов; аргументировано отвечать, доказывать мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут________ и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

C нег, деревья, пушистый, накрыл.

— Составьте предложение из слов. Запишите его. (Пушистый снег накрыл деревья.)

— Назовите знакомые орфограммы. (Пушистый — ШИ пиши с буквой И, снег — парные согласные на конце слова, деревьяразделительный мягкий знак.)

Найдите подлежащее и сказуемое. (снег

это под­лежащее, подчеркиваем одной чертой. Снег (что сделал?) на­крыл — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

2. Словарная работа ( устно)

— Посмотрите на запись, давайте мысленно зачеркнем буквы, обо­значающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с ко­торым мы познакомимся. (Береза.)

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безудар­ную гласную, которую нужно запомнить.

— Как ласково называют березу? (Березка, березонька.)

Как называют сок березы? (Березовый.)

Гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

Подчеркните во всех этих словах букву Е.

II. Самоопределение к деятельности

Игра «Отгадай слово» (устно)

А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду загадывать вам загадки, а вы называть отгадки.

— Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса.)

— Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Ко­рова.)

Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока.)

Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)

Загадайте любое животное и опишите его.

— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.

— Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова. )

— Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться,

— Прочитайте тему урока.

— На что нужно обратить внимание? (Дети читают названия групп и слова в них.)

— Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу? (Дети самостоятельно составляют и записывают предложе­ние в тетрадь.)

— Какое предложение записали? О чем говорится в предло­жении? (Несколько учащихся читают свои варианты.) Упр. 49 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.) Упр. 50 (с. 43). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно.

— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто из нас вот так шагал — Не споткнулся, не упал.

(«Страничка для любознательных» (с. 44).)

— Что общее у слов лопух, лопата, лопоухий’? (Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает «широкий лист».>

Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить и безударную гласную в этих словах О.

Какое лексическое значение имеет слово лопух’? (Травяни­стое растение с большими листьями и цветами с крючочками.> Упр. 51 (с. 44). (Устное выполнение.)

— Определите слово по его значению.

1) Часть дерева, которая находится под землей и питает ра­стение. (Корень.)

2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш.)

3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год. (Ель.)

4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека. (Мышь.>

5) Время года после лета. (Осень.)

— Какое новое слово узнали на уроке?

— Что такое лексическое значение?

— Как думаете, все л и слова имеют лексическое значение? (Да. Каждое слово что-то обозначает.)

Выполнить упр. 52 (с, 44).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

КТП русский родной язык 5 класс

КТП русский язык 5 класс

Дидактический материал по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Конспект урока на тему «Обобщающее повторение по теме «Имя числительное» (6 класс)

Карточка для урока русского языка. Начало года (сентябрь). Повторение орфограмм 1-7.

Презентация на тему: «Выбери пароним. Составь словосочетание» Подготовка к ЕГЭ 2021-2022

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5351809 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть фото Что значит лексическое значение слова 2 класс. Смотреть картинку Что значит лексическое значение слова 2 класс. Картинка про Что значит лексическое значение слова 2 класс. Фото Что значит лексическое значение слова 2 класс

Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Лексическое значение слова»

МБОУ «Урожайновская школа» Симферопольского района Республики Крым

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Джеппарова Алиме Беляловна

Тема: «Лексическое значение слова»

Цель : дать понятие лексического значения слова, как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Игры в слова и со словами.

Планируемые результаты (предметные) : осваивают первоначальные научные представления о лексике как элементе системы и структуры русского языка.

Личностные результаты : осознают эстетические потребности и ценности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные : обладают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные : общеучебные – извлекают необходимую информацию из иллюстрации; овладевают базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; постановка и решение проблем – самостоятельно создают способы решения проблем.

Коммуникативные : оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Основное содержание темы, понятия и термины : номинальная (назывная) функция слова, понимание слова как единства звучания и значения.

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент):

1. Построение ассоциативного куста.

Сегодня мы с вами построим «асссоциативный куст» со словами «звезда» и «сло».

1. «Слово или не слово?»

— На внеклассных занятиях вы узнаете много нового о словах русского языка. Вы познакомитесь со словами-друзьями, услышите о словах-близнецах, научитесь находить нужное слово по его значению, попытаетесь решить другие занимательные задачи, услышите рассказы и стихи о разных словах, сами прочитаете об этих словах интересные книги.

-Сегодня нам нужно ответить на вопрос ( слайд 1 ): «Слово или не слово?»

— Запишите в тетрадях слова: парта, карандаш, машинист, пастух, малина, береза и скажите, что они означают.

После ответов учащихся учитель читает стихотворение И. Токмаковой «Плим»

У кошки семь котят.

Тряпкой вытру стол.

А я придумал слово,

Смешное слово— плим.

Вот прыгает и скачет —

И ничего не значит

-Повторите две последние строки из стихотворения.

1) Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка?

2) Что означает плим?

III. Работа над понятием «лексическое значение слова».

1.Игра «Составь слова».(Слайд 3.)

Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.

— Вы поднимали руку, если у нас получались слова, например (записывается на доске), кот, рот, пот. Мы сразу понимаем, что они означают. Но если попалась не та, «чужая» буква («жот», «фот»), то слова уже нет.

2.Выполните небольшое задание «Пятый лишний».

На слайде № 4 в три столбика записаны слова:

Можем ли мы все их назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике.

-Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними?

-Что означают слова: кок, бор, бот, ров?

3. Работа со стихотворением Г. Сапгира «Ли-мон». Учитель показывает, что нет значения и в слоге, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков. ( слайд № 5 )

В звуках нету смысла.

Сразу станет кисло.

— То, что обозначает слово, называется его лексическим значением.

Лексика — наука о языке.

4. Физкультминутка. Учащиеся выполняют движения по тексту под руководством учителя ( слайд № 7 ).

Мы с сорокой-белобокой

Дружно делаем уроки.

Мы писали, и считали,

Приседаем столько раз,

Сколько пальчиков у нас.

Снова за уроки сели

5. Игра-соревнование «Составь слово».

Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради.

-Какие буквы из скобок надо вставить вместо точек, чтобы получились слова?

-Поставьте буквы в стихотворении на свои места.

Мама мол пыла, Дочка маму рыла, Отец восок нязал, А сын тоску десал.

-Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: одм, ворд, вар- та, цова, кута, елонь, сутк, ави, кокаш.

(Ответ: дом, двор, трава, овца, утка).

7. Презентация учащимися своих работ.

Чтение стихотворения-шутки Н. Кончаловской «Про овощи».( слайд№ 9 )

Приготовил старательно грядки.

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Садовод любовался на всходы.

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Где на грядках, засеянных густо

Редисвекла, чеслук и репуста.

1) Почему удивились знакомые садовода?

2) Из каких слов образованы: огурбуз, помидыни, редисвекла, чеслук, репуста?

— Конечно, в шутку могут быть даны и такие названия, но только в шутку. Вот если кто-то вырастит новые овощи, ягоды или фрукты, тогда, может быть, и назовут, например, морко- фель или сливишня.

V .Рефлексия. Слайд № 10.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *