Что значит крылья советов
Крылья Советов (Самара)
Крылья Советов (Самара)
Полное название | ЗАО ПФК «Крылья Советов» | ||||||||||||||||||||||||||
Прозвища | зелёно-бело-синие, крысы | ||||||||||||||||||||||||||
Основан | 1942 | ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стадион | Металлург | ||||||||||||||||||||||||||
Вместимость | 32 990 | ||||||||||||||||||||||||||
Президент | |||||||||||||||||||||||||||
Тренер | |||||||||||||||||||||||||||
Капитан | |||||||||||||||||||||||||||
Соревнование | РФПЛ | ||||||||||||||||||||||||||
2008 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||
|
«Кры́лья Сове́тов» — российский футбольный клуб из города Самара (бывший Куйбышев).
Содержание
История
В начале 1942 года председатель ЦК профсоюза авиационной отрасли Вассерман написал письмо наркому авиапромышленности А. И. Шахурину с просьбой организовать перевод в Москву 27 бывших столичных футболистов, оказавшихся в эвакуации в Молотове и Куйбышеве. 12 апреля заместитель наркома П. В. Дементьев решил:
Так благодаря этому письму из работников московских «Завода имени Фрунзе», «Авиационного завода № 1» имени Сталина, воронежского «завода № 18 имени Ворошилова» и других авиационных предприятий эвакуированных в Куйбышев из Минска, Донецка была основана команда «Крылья Советов». Первый свой матч она провела уже 3 мая 1942 года.
30 июля 1944 года состоялся дебют «Крыльев Советов» в Кубке СССР. В матче 1/16 финала «Крылья» уступили футболистам московского «Локомотива» со счётом 1:5.
Первую игру на первенство СССР (2-я группа) «Крылья Советов» провели на Куйбышевском стадионе «Локомотив» 3 июня 1945 года с командой «Торпедо» (Горький) и завершили её вничью со счётом 1:1. Гол ставший для «Крыльев» первым в чемпионатах СССР забил Пётр Бурмистров. Во втором матче Крылья Советов дома одержали победу над ленинградским «Спартаком» 3:0, а затем победили со счетом 2:1 «Балтфлот». Потом были выездные победы в Новосибирске, Челябинске, Свердловске и Молотове. «Крылья Советов» вышли в лидеры группы, а за один тур до окончания чемпионата обыграв одесского «Пищевика» 5:1 обеспечили себе выход в первую группу.
21 апреля 1946 года в Алма-Ате «Крылья Советов» провели свой первый матч в высшем дивизионе СССР и уступили ленинградскому «Зениту» со счётом 1:2.
«Крылья Советов» — участники 48 чемпионатов СССР и 16 чемпионатов России. Участники 43 розыгрышей Кубка СССР и 16 Кубков России.
Второй круг сезона 1953 года команда выступала под названием «Зенит».
6 июля 2002 года «Крылья Советов» дебютировали на европейской арене, начав своё выступление со второго раунда Кубка Интертото УЕФА. В первом своём матче на стадионе «Металлург» «Крылья Советов» одержали крупную победу над футбольным клубом «Динабург» (Даугавпилс, Латвия). Автором первого мяча в ворота соперника стал игрок сборной России Андрей Каряка. А Робертас Пошкус и Рожерио Гаушо довели счёт до крупного — 3:0.
Свою первую гостевую победу в еврокубках «Крылья» одержали в первом же своём матче на поле соперника, победив 13 июля 2002 года «Динабург» со счетом 1:0. Победный гол забил Антон Бобёр на 23 минуте матча.
А после ЧЕ 2008 команду пополнил именитый чешский игрок, забивший на этом турнире гол — Ян Коллер.
Достижения
Первая команда, которая в чемпионате России по футболу достигла рубежа в 500 сыгранных матчей и 522 на конец 2008 года, что является абсолютным показателем среди всех команд РФПЛ и объясняется тем, что в 1992 году турнир проходил в два этапа и «Крылья» во втором этапе чемпионата играли в группе за 9-20 места, сыграв на 4 матча больше, чем команды игравшие в турнире за 1-8 места.
«Крылья Советов»: как все начиналось
Как появилось название «Крылья Советов», которое шестьдесят лет почти неизменно связано с нашим городом?
Трехмоторные «Крылья Советов»
Авиационщики верны себе
В довоенный период в семи чемпионатах СССР (в т.ч. и в не доигранном в 1941-м) от общества принимала участие лишь одна футбольная команда мастеров, организованная в 1931-м и представлявшая московский авиамоторный завод имени Фрунзе. А вот в розыгрыше Кубка страны в 30-е годы в одном, максимум двух матчах за сезон «светились» с «крылатым» названием клубы из Запорожья, Бердянска, Иркутска, Рыбинска, Горького.
«Боевое крещение»
Символика клуба
Объединение с «Зенитом»
На шесть десятилетий утвердилось одно из самых популярных и неординарных клубных футбольных имен. Однако не все знают, что на протяжении четырех месяцев в 1953-м команда носила другое название. В турнирных таблицах второго круга 15-го чемпионата СССР появилась строка «Зенит» (Куйбышев). В июле того года Центральный совет «Крылья Советов» объединился с ЦС «Зенит», в результате чего пришлось менять название. Но в «Зените» наша команда была недолго. В марте 1954-го произошла очередная реорганизация спортивных подразделений. ЦС «Крылья Советов» вновь стал верховодить спортивной жизнью в среде работников авиапромышленности вплоть до 1957 года, когда после реструктуризации влился вместе с «Торпедо», «Металлургом» и т.д. в мощное ЦДСО «Труд». Авиационщики пережили в 1967 году еще одну реформу, в конце концов попав до распада СССР в ячейку с названием ЦС «Зенит».
Мудрые хозяева
В декабре 1969 года помощь «Крыльям» предложил Куйбышевский металлургический завод в лице директора Павла Мочалова, человека, влюбленного в футбол. Тогда главный футбольный клуб города вполне могли переименовать в «Металлург». Но к счастью мудрость Мочалова и руководства обкома КПСС не позволили им ни переименовать клуб, ни прибавить к крылатому имени аббревиатуру КМЗ.
Почему «Крылья Советов» так называются? Это самолет, который облетел всю Европу
«Крылья Советов» – советский самолет с американским двигателем, который чуть не разбился из-за марсельских баранов
В 1920-х изобретатель Андрей Туполев получил задание сделать вместительный пассажирский самолет для международных полетов советской власти. Она на тот момент пользовалась немецкими самолетами.
Получился не привычный пассажирский самолет. Он вмещал всего девять человек (из них семь – пассажиры) и мог применяться для военных целей. Имел туалет, гардероб и багажное отделение. Кресла сначала были из плетеного камыша, но потом их заменили на сидения из кольчуги и алюминия.
У самолета два названия – АНТ-9 и ПС-9. Впервые самолет пролетел на первомайской демонстрации 1929 года. В том же году летчик Михаил Громов доказал, что новый самолет реально хорош и может преодолеть большие расстояния. Он пролетел 4 тысячи км по маршруту Москва-Одесса-Севастополь-Одесса-Киев-Москва. Громову понравился самолет, и молодая советская власть захотела похвастаться АНТ-9 перед Европой.
Самолет пролетел над главными столицами: Берлин, Варшава, Париж, Рим, Лондон. Это 53 летных часа и больше 9 тысяч км. Вместе с Громовым летели журналисты и карикатуристы. И уже тогда у самолета было яркое название – «Крылья Советов». Но это все идеальная официальная версия. В реальности были неприятные приключения.
В мемуарах Громов писал, что с самолетом не все было в порядке. Из-за сильной вибрации в самом начале полета ломался компас. Громов предлагал технические изменения для самолета, но ему отказывали с аргументом, что он и без компаса справится. Перед европейским турне Громов сам сделал амортизированную систему для компаса из резины.
И во время первого полета над Украиной чуть не случилась трагедия. Самолет начал терять скорость над лесным массивом, и Громову повезло, что он смог найти полосу для экстренной посадки.
При полете над Марселем самолет тоже повел себя необычно: вдруг начал пикировать, и Громову опять пришлось искать место для срочной посадки, но на подходящей площадке паслись бараны. Громов писал, что они с экипажем реально были на волосок от смерти: «Но никто бы не узнал от чего мы погибли». Громова спас небольшой луг недалеко от реки.
Громов опять поднялся в воздух, но самолет вновь повело в пике. Громов посадил «Крылья» на том же лугу и обнаружил, что лопнул стержень моторной установки. За ночь его приварили, и самолет полетел над Великобританией.
«Крылья Советов» выпускались и использовались до конца войны. В масштабное производство они не были запущены из-за нерентабельности. Самолет зависел от импортных двигателей (американских и немецких; первый прототип летал на французском двигателе), а свой аналог создатели так и не придумали.
Клуб «Крылья Советов» появился во время войны. Состав – эвакуированные рабочие из Москвы и Воронежа
Впервые название «Крылья Советов» для спортивного клуба появилось в 1936-м. Под ним объединились рабочие авиапромышленности. И играли с таким названием футбольные команды из Иркутска, Бердянска и других городов.
Состав «Крыльев Советов» в 1943 году
За Самарой (тогда – Куйбышевым) название закрепилось в начале войны. Там в эвакуации оказались московские и воронежские работники авиапрома, которые играли в футбол. Профессиональная команда появилась после письма главных людей авиапромышленности Куйбышева в Москву. Они попросили перевести 27 футболистов на постоянную основу.
Через два года «Крылья» сыграли первый официальный матч, потом временно объединялись с «Зенитом», в 60-х чуть не стали «Металлургом», но к распаду СССР сохранили изначальное название.
Самарский депутат хотел переименовать «Крылья», но никто не поддержал идею
После развала СССР в Самаре иногда поднимается вопрос о названии главной футбольной команды: не устарело ли оно? Герман Ткаченко и губернатор Константин Титов, когда взялись в начале нулевых серьезно вкладываться в клуб, не видели смысла переименовать: «Прежде всего, это торговая марка».
В 2013-м депутат Самарской губернской думы Дмитрий Сивиркин предлагал переименовать «Крылья Советов». Он хотел провести голосование среди болельщиков, чтобы они выбрали клубу новое имя. Но депутаты не поддержали идею Сивиркина, и он смирился, что идею придется отложить.
Сивиркин говорил, что за переименование выступают многие болельщики. У депутата много аргументов за смену «Крыльев Советов» на что-то другое. Например, Сивиркину не нравится, что пиаром советской авиапромышленности занимался Лев Троцкий. Он как раз придумал слоган. «Даешь Крылья!» Сивиркин приводил много аргументов:
«К тому же, слово «крылья» звучит в издевательском контексте, потому что они символизировали военную мощь страны. Слово «крылья» – атавизм, который напоминает об унизительном положении нынешнего авиапрома. А о «советах» и говорить нечего – их давно не существует».
Сивиркин обращался к члену совета директоров клуба Алексею Чигеневу. И указывал, что при советской власти он не смог бы голосовать и вступить в Советы, потому что нарушает 65-ю статью конституции (наемный труд с целью извлечения прибыли). Сивиркин просил дать ответ, какой вообще смысл несет название команды в 21-м веке, но получил только отказ в рассмотрении вопроса.