Что значит крутой склон
крутой склон
Смотреть что такое «крутой склон» в других словарях:
Крутой склон (для подъемных склонов) 1) — 057 Крутой склон (для подъемных склонов) 1) (рисунок А.54) Стандартное графическое содержание: силуэт лыжника на лыжах в профиль, которого почти вертикально тянет подъемник. Лыжи параллельны стороне закрашенного равностороннего треугольника со… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
склон материковый — Относительно крутой уступ с уклоном в среднем 3 50, верхняя граница которого совпадает с краем шельфа, а нижняя (подножие) образована перегибом поверхности при переходе к ложу океана (глубина 3 5 км). [Словарь геологических терминов и понятий.… … Справочник технического переводчика
склон — ▲ покат ↑ земная поверхность склон наклон земной поверхности. под гору. под горку. в гору. пологость, пологий. отлогость. отлогий. косогор. подъем. крутизна. круча. крутой пологий в высокой степени. ↓ река, лавина … Идеографический словарь русского языка
материковый склон — (континентальный склон), элемент рельефа дна океана, часть подводной окраины материка, расположен между шельфом и подножием. Характеризуется большими уклонами (в cp. ок. 4°, нередко 15–20°, иногда до 40°) и резкой расчленённостью рельефа (ступени … Географическая энциклопедия
береговой склон — Высокий и обычно крутой склон суши к берегу моря … Словарь по географии
вогнутый склон — Склон с крутой верхней частью, постепенно выполаживающейся книзу … Словарь по географии
выпуклый склон — Склон с пологой верхней и крутой нижней частями и с резко выраженной подошвой … Словарь по географии
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СКЛОН — КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СКЛОН, относительно крутой откос морского дна между КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ШЕЛЬФОМ и КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ПОДЪЕМОМ, уходящий на большие глубины. В некоторых случаях этот откос изрезан глубокими подводными каньонами … Научно-технический энциклопедический словарь
Родоман, Борис Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Родоман. Борис Борисович Родоман Дата рождения: 29 мая 1931(1931 05 29) (81 год) Место рождения … Википедия
Куэста — Схема куэсты … Википедия
Крутые склоны
Я буду рассказывать здесь о тактике для склонов, где снег не слишком глубок. Глубокая целина на крутых склонах обычно создает достаточное сопротивление, так что в этом случае можно использовать стандартную целинную технику. Описанные в данной главе приемы стоит применять только тогда, когда склон становится столь крутым, что набор излишней скорости создает проблемы.
В идеале вы должны достичь баланса между контролируемым торможением и тем, как много вы позволяете силам тяжести, и как долго остаетесь на линии склона. Лыжник, слишком много времени проводящий в закантовке и тормозящий движение, не сможет найти тот естественный ритм, возникающий если позволить лыжам ускоряться в каждом повороте. С другой стороны, лыжник, который без сомнений отдается силам тяготения и не контролирует скорость, быстро обнаружит, что его способность исправлять ошибки утрачена.
Общие проблемы, мешающие успеху на крутых склонах
На крутом склоне может быть непросто даже стоять на месте, держа лыжи перпендикулярно линии склона. Чтобы сильно закантовать лыжи, нужно сместить бедра ближе к склону. Значительное изменение угла закантовки с использованием бедер требует хорошего равновесия, и еще понимания того, как принять угловое положение в пояснице, которое я рассмотрю позже. Непонимание механизма использования кантов в стойке на крутом склоне приводит к неэффективным движениям в процессе поворотов. Часто лыжники наклоняются к склону и поворачиваются лицом и плечами в ту же сторону. Эта стойка дает им ложное чувство безопасности, так как они настолько близко к склону, насколько это возможно, и считают, что шансы упасть вниз в таком положении уменьшаются. Но они неправы.
Устранение проблем напуганного крутизной лыжника
Обеспечение агрессивных углов закантовки с использованием углового положения бедер требует выполнения некоторых специализированных движений, не столь важных в других ситуациях. Чтобы сместить бедра достаточно глубоко в сторону центра поворота и получить экстремальные углы закантовки, бедра должны быть развернуты в сторону долины. Это движение именуется контр-вращением бедер (винтовым положением) поскольку бедра разворачиваются в направлении, противоположном направлению движения лыж. Без этого движения нужные углы закантовки не могут быть получены. Ваше тело просто не сможет согнуться в таком направлении. Чем активнее контр-вращение бедер, тем шире ваши возможности для закантовки лыж.
В точке закантовки вы имеете дело со значительной накопленной энергией. Это происходит потому, что вы замедлили свое движение, направив лыжи поперек линии склона и закантовав их. Эта энергия накапливается в вашем теле и лыжах. Агрессивно тормозя на крутом склоне, вы как бы сжимаете три пружины: сильно прогнутые лыжи, ваше сжатое тело в согнутом положении, а также скрученный торс. В данный момент пружины готовы распрямиться. Как готовый лопнуть воздушный шарик, вы должны сделать что-то, чтобы освободить накопленную энергию.
Что же именно вы теперь делаете? Вы отдаете себя власть тех сил, которым только что сопротивлялись. Теперь вы можете позволить это, поскольку только что затормозили до приемлемой скорости, и знаете, что сможете сделать это снова, когда понадобится. Подчиняясь силам тяготения, вы даете выход накопленной энергии пружин. Лыжи начинают разгибаться (это называется отдачей). В результате они приподнимают вас вверх, может быть даже отрывая от снега. Одновременно вы возвращаетесь к естественной высокой стойке. Все вместе это усиливает движение вертикально вверх и в сторону долины, снижая трение между лыжами и склоном, упрощает руление лыжами и начало поворота. Освобождение третьей пружины, скрученного торса, начинает сам поворот. Когда торс скручен, ваши плечи направлены в долину, а лыжи поперек линии склона. После раскантовки лыжи начинают разворачиваться в долину. Таким образом первая, обычно наиболее трудная часть поворота, завершается автоматически. От вас требуется лишь продолжить руление лыжами за линию склона и завершить поворот, который ваше тело начало за вас.
Почувствуйте: ваш успех на крутом склоне
Посмотрите: ваш успех на крутом склоне
Следующие упражнения помогут вам покорить крутые склоны.
Повороты с активным выдвижением внутренней ноги
Чтобы понять, как винтоугловое положение бедер работает на крутом склоне, попробуйте выполнить максимально подчеркнутое винтоугловое положение на гладкой, плоской дороге. Спускаясь прямо вниз по дороге, обычно под некоторым углом к линии склона, постепенно увеличивайте выдвижение носка внутренней лыжи. Сначала выдвиньте лыжу вперед на 15 см, затем на длину стопы, затем на полторы стопы. Важно чтобы при этом бедра имели возможность разворачиваться в долину по мере выдвижения лыжи вперед. По мере выдвижения лыжи вперед и увеличения контр-вращения бедер обратите внимание на полученную закантовку лыж. Чем больше контр-вращение, тем больше закантовка. Расслабьте тело в процессе выполнения упражнения, чтобы лучше почувствовать, как бедра и голова занимают положение, когда бедра слегка смещены в сторону склона, а голова наклонена в направлении долины. Увеличение контр-вращения позволяет увеличить и наклон бедер.
Повороты глядя в прицел с приподниманием лыжи
Когда вы выполняете закантовку на крутом склоне, ваши бедра играют важную роль в обеспечении значительного угла закантовки лыж. Сгибая тело в тазобедренном суставе, многие лыжники отмечают, что на крутом склоне тазобедренный сустав внутренней ноги располагается выше, чем сустав наружной ноги. В результате бедра не только наклонены в сторону долины, но и развернуты в эту же сторону. Чтобы усовершенствовать навыки принятия такого положения на крутом рельефе, выполните повороты с приподниманием внутренней ноги на подготовленном склоне средней крутизны. В резаном повороте среднего радиуса приподнимите пятку внутренней лыжи, оставив носок лыжи на поверхности. Продолжайте поднимать пятку, примерно до высоты 30 см от снега. Постарайтесь чтобы точка наивысшего подъема пятки совпадала с завершением поворота. Приподнимайте лыжу не просто сгибая ногу, а наклоняя таз. Чтобы усилить эту связь между бедрами и остальными частями тела в процессе агрессивной закантовки, представьте что вы смотрите в прицел винтовки, установленный на носке внешней лыжи. Наклон таза для отрыва пятки внутренней лыжи от снега приводит бедра в положение для закантовки лыж, а положение головы над внешней лыжей позволяет вам сохранять равновесие.
Прыжковые повороты с тяжелыми носками лыж
Сопряженные хоккейные остановки в одну сторону
Начните упражение с очень короткого прямого спуска; затем перейдите к почти полной закантовке, или хоккейной остановке. После закантовки вы почувствуете отдачу от лыж, по мере того как они разгибаются, и энергию вашего ряспрямляющегося тела. Используйте эту энергию для выполнения поворота, но не беспокойтесь о пересечении линии склона. Обратите внимание на мгновенный возврат к прямой стойке, ненадолго позвольте лыжам двигаться по линии склона, ощутите давление на подушечки стоп из-за смещения центра масс тела вперед. Затем повторите закантовку в том же направлении, в котором начали упражнение. Повторяйте движения, пока позволяет ширина склона. Затем выполните это же упражение в другую сторону. Ваша траектория на снегу будет выглядеть как лестница.
Замедленные движения стоп
Начало поворота на крутом склоне ощущается так, как будто вы падаете через свои лыжи. Некоторые лыжники называют такое начало поворота «заглядыванием в пропасть». Чтобы выработать навыки начала поворота после закантовки и торможения, выполните поворот с намеренно замедленными движениями стоп. Притворитесь, что ваши ступни отстают на пол-секунды от остальных частей тела. Сосредоточтесь на том, чтобы оставить ступни позади, как будто снег под ними намазали клеем. Воображаемые замедленные ступни помогут вам правильно двигать центр масс в начале поворота.
Типичные ошибки на крутом склоне
a) Лыжник активно встает на внутренней лыже, используя точку укола палкой как центр разворота.
b) В момент полета лыжи вполняют полный поворот.
c) В момент нового контакта со снегом лыжник делает укол другой палкой, закантовывает лыжи и готовится к очередному повороту педалированием.
Значение слова «склон»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рельефообразующие процессы разделяются на эндогенные (медленные или быстрые, вплоть до мгновенных при землетрясениях, перекосы земной поверхности, вулканизм) и экзогенные (речная и склоновая эрозия, абразия, карст и просадки, выветривание и др.).
Характер склонов определяется составом и залеганием слагающих их пород, абсолютными и относительными высотами местности, интенсивностью склоновых процессов, в свою очередь зависящих от климата, количества и интенсивноста выпадения атмосферных осадков, особенностей растительности, наличия мерзлоты и других компонентов природной среды, экспозиции склонов (расположения относительно стран света) и господствующих ветров, деятельности человека.
Различают следующие формы склонов:
прямые — вертикальные (отвесные) и наклонные;
вогнутые — верхняя часть крутая, нижняя более пологая;
выпуклые — верхняя часть пологая, книзу постепенно крутизна увеличивается;
ступенчатые — линия поперечного профиля осложнена одним или несколькими переломами;
Важной характеристикой склонов является их крутизна. В горах преобладают, как правило, крутые склоны, вплоть до отвесных (90°) и нависающих (с обратным уклоном), на равнинах — склоны пологие (менее 5°) и средней крутизны. В ходе своей эволюции под воздействием сил гравитации склоны постепенно становятся более пологими и снижаются.
Материковый склон — один из основных элементов подводной окраины материков. Расположен между шельфом и материковым подножием. Характеризуется более крутыми уклонами поверхности по сравнению с шельфом и ложем океана (в среднем около 4°, нередко 15-20°, до 40°) и значительной расчленённостью рельефа.
Подводный береговой склон — прибрежная полоса морского дна, непосредственно примыкающая к берегу и подвергающаяся деформациям под воздействием волн и течений.
Склон долины водотока — повышающаяся часть долины, ограниченная сверху её бровкой, а снизу подошвой склона.
СКЛОН, а, м. Покатость, плоскость, расположенная наклонно. На южном склоне горы. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
склон
1. покатость, плоскость, расположенная наклонно ◆ На южном склоне горы.
Почему крутизна склонов измеряется в процентах, и зачем водителям это нужно
Наверняка вы уже ни раз встречали предупреждающие дорожные знаки 1.13, он же «Крутой спуск», и 1.14 (соответственно, «Крутой подъем»). И кто-то из водителей точно обратил внимание, что уклон обозначен не в привычных градусах, а в процентах. Градусы – они же и при температуре, и в спиртном. Родные, понятные. Зачем все усложнять? Настало время разобраться с этим недоразумением и узнать, как автомобилистам может помочь данная информация при езде.
Представьте ситуацию: едете вы за городом и встречаете перед собой дорожный знак, предупреждающий водителей о том, что впереди подъем с крутизной уклона в 10%. Как на картинке выше. В голове сразу: 10% – это вообще сколько? Но если мы скажем, что это почти 6 градусов, вам разве станет от этого понятнее?
Тут важно понимать, что дорога постоянно меняет угол своего наклона, поэтому определить этот показатель в градусах будет сложновато. Зато уклон дороги в процентах – легко! Это то количество метров, на которое проезжая часть опустится или поднимется через 100 метров пути. То есть в нашем случае, проехав 1 километр по дороге с крутизной уклона в 10%, вы поднимитесь на 100 метров относительно первоначальной точки. Если вспоминать школьный курс тригонометрии, то цифра на дорожном знаке – это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах. Впрочем, не заморачивайтесь: за вас уже давно все подсчитали, а вам нужно просто научиться этими данными пользоваться.
Зачем нужно знать крутизну склона?
Оказывается, тангенс угла наклона равняется коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Если вы едете по сухому асфальту, этот показатель составляет около 0,7 (при условии, что у вас не «лысая» резина). Пошел дождь – коэффициент сцепления с мокрой дорогой сразу упал до 0,5. А если дело происходит поздней осенью, и после ливня «удачно» подморозило, то асфальт превращается в настоящий каток. И тут уже коэффициент сцепления с проезжей частью снижается до минимума – менее 0,1. Что это значит в нашей ситуации, когда мы поднимаемся в горку с крутизной уклона в 10%, или 0,1?
Вы должны понимать, что, если вы остановитесь на склоне, то, в лучшем случае, не сможете тронуться, чтобы продолжить путь, в худшем – автомобиль с легкостью покатится обратно. И никакой водительский опыт или даже самая лучшая шипованная резина не помогут автомобилю остановиться, пока он не скатится с горы. Потому что с дорогой колеса практически ничего не связывает. Именно поэтому Правила дорожного движения (п. 11.7 ПДД) принуждают спускающихся со склона водителей уступать встречному поднимающемуся в гору потоку (даже, если препятствие расположено на их половине дороги).
Чем опасен затяжной спуск
Съезд с крутой горы – не менее опасное мероприятие. Во время длительного спуска, когда вы беспрерывно давите на педаль тормоза, в автомобиле могут перегреться и отказать тормоза. Чтобы этого не случилось, советуем научиться «гасить скорость» при помощи двигателя, постепенно снижая передачи. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Об особенностях торможения двигателем мы подробно писали в нашем блоге ранее.
Кстати, многие не обращают особого внимания на знаки «Крутой спуск» или «Крутой подъем». Особенно, когда там указан небольшой процент крутизны склона. Напрасно. Нередко случается, что в условиях плохой погоды (например, в снегопад, туман или когда темно) автомобилист может попросту не заметить небольшие, но затяжные спуски или подъемы. А именно на них чаще всего и перегреваются тормоза. Так что знаки не пропускаем. Стали бы чиновники тратить деньги из местного бюджета, если бы данный отрезок дороги не представлял никакой опасности?
Ну и напоследок расскажем о том, как отличить спуск и подъем на знаках. Конечно, чаще всего можно понять, что перед тобой чисто визуально. Но не всегда. Погода вносит коррективы, и в сильный снегопад небольшой длительный спуск можно запросто не заметить, а тормозная система автомобиля заметит. Так что в плохую погоду стоит особенно внимательно смотреть на знаки, установленные на обочине.
Отличить спуск от подъема на дорожных знаках вам поможет левая рука. Направьте ладонь по наклонной линии, над которой написана крутизна склона в процентах. Если пальцы будут направлены вниз, значит перед вами крутой спуск, если вверх, то значит вам предстоит забираться в гору.
К счастью, наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах России не превышают 6-7% на равнинной и холмистой местности и 9-10% в горах. Конечно, в приморских городах есть дороги с довольно серьезными склонами, крутизна которых превышает все имеющиеся нормативы. Но мы-то теперь знаем, где опасность, а значит преодолеем даже самые крутые подъемы и спуски. Удачи на дорогах!