Что значит кроткий человек
Кротость
Кро́тость (простота, смирение) – 1) одно из качеств Господа Иисуса Христа по человеческому естеству ( Мф.11:29 ), проявлявшееся во время Его земного служения в покорности воле Отца ( Ин.5:30 ), незлобии, выражаемом даже по отношению к искушавшим Его противникам, готовности искренне прощать даже врагов; 2) христианская добродетель, проявляющаяся в незлобии, благоразумной уступчивости, покорности Промыслу Божьему.
Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога, выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех.
Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их ( Мф.5:39-45 ). Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), а также в лице апостолов, о которых апостол Павел говорит: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим» ( 1Кор.4:12-13 ).
Призванный к соединению с Богом, человек должен уподобляться Творцу в Его кротости через содействие Его благодати. Кротость есть одна из евангельских заповедей: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ).
Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
св. Иоанн Лествичник
Кроткие
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Смысл этой заповеди ускользнет от нас, если мы не дадим ясный и четкий ответ на три вопроса: кто такие кроткие? что значит «наследовать землю»? и почему первым удается второе? – какова здесь, так сказать, логика исторического процесса?
Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан |
Слово «кроткий» – особенно в сочетании со словами «нищий» и «плачущий» первых двух заповедей блаженств – может вызвать неверные ассоциации: «притесненный», «угнетенный», «жалкий». Им, действительно, можно назвать человека, который, как говорится, «мухи не обидит»: и покорного, и незлобивого, и мягкого. Между тем смысловой акцент этого понятия несколько иной: «кроткий» – значит «укрощенный» или «укротивший себя».
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». И действительно, кротким способен стать лишь тот, кому есть что укрощать. Подставить ударяющему вторую щеку может лишь тот, кто имеет возможность выбора действия. И лишь тому, кто не отличает добродетели целомудрия от телесной немощи старика или евнуха, может показаться, будто кротость есть «возвышенное именование робости».
Умение владеть собой считалось «царской добродетелью» задолго до возникновения христианства. В Книге притч сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».
Афинский философ Сократ выходил победителем из каждого спора. Это раздражало его собеседников. Они нередко колотили мудреца и таскали его за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили. Но он принимал все это, не противясь. «Что же ты не отвечаешь, Сократ? – спрашивали его друзья. – Мы думали, ты умеешь осадить обидчика». «Зачем? – отвечал тот. – Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? Так и здесь: дурное воспитание входит в природу человека, с некоторых пор оно для него – то же, что для осла копыто».
Другой известный своей мудростью грек – Диоген Синопский – прямо высмеивал тех, кто, дожив до зрелости, так и не научился владеть своими страстями. Встретив олимпийского чемпиона, который волочился за гетерой, философ сказал: «Он победил многих сильных мужей. А его самого с легкостью победила обычная девка».
Кротость не имеет ничего общего с безволием и конформизмом. Скептик Пиррон славился своим умением владеть собой. Но однажды он услышал грубое слово о своей сестре и здорово поколотил обидчика. Кто-то насмешливо спросил философа: «Вот как, Пиррон? Где же твое хваленое безразличие?» «Не за счет женщины следует щеголять безразличием», – был ответ.
Пророк Исаия называет Христа образцом кротости: Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Но если измерять величие человека мерой обращенной против него злобы и количеством его врагов, приходится признать: конформиста не распяли бы под одобрение толпы.
Что значит «наследовать землю»? Наследство не есть что-то приобретенное трудами или захваченное как трофей. Наследник вступает в права владения тихо, в результате естественного хода событий. Землю наследует не наиболее яростный, а самый жизнеспособный – тот, кто лучше умеет держать удар; тот, кто последним остается стоять на ногах. Может быть, потому в Книге притч написано: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».
Икона «Заповеди блаженства». XVII в. |
Спаситель в Нагорной проповеди говорит, что кроткие наследуют землю. Обычно исполнение этого обещания относят ко временам будущего Небесного Царствия. Однако историческая логика уже нашего, временного мира вполне соответствует третьей заповеди блаженств. Пожалуй, самой известной художественной иллюстрацией к ней можно считать исторический роман Генрика Сенкевича «Quo vadis?», который описывает жизнь первой христианской общины Рима и гонения императора Нерона.
Апостол Петр, ведомый на казнь, обращался к языческим храмам, мимо которых проходил, со словами: «Быть вам храмами Христовыми!» Глядя на движущиеся перед его глазами толпы, говорил им: «Быть детям вашим рабами Христовыми!» Прошли века, и сам император великого Рима признал: не только лично он, но и непобедимая прежде империя оказалась бессильной перед кротостью христиан. Говорят, умирая, Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»
Православная Жизнь
Что такое кротость? Равна ли она слабости, нерешительности, застенчивости? Почему кроткими называли совсем не кротких пророков? Как обрести эту добродетель?
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»
Кто такой кроткий человек?
Говорить о кротости так же сложно, как рассказывать о стране, в которой никогда не был: можно поделиться только теоретическими знаниями. Однако мы попытаемся разобраться в том, что она такое. Заповеди блаженства, которые нам дал Спаситель в Нагорной проповеди, выстроены как духовная лествица: невозможно перейти на следующую ступень, пока не стал на предыдущую. Господь предлагает нам постепенное восхождение по пути духовного совершенствования: сначала нужно достичь нищеты духовной, после — плача о грехах, и только потом человек может пытаться стяжать кротость.
Кто такой кроткий человек? В Ветхом Завете кротким назван Моисей: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Толкуя эти строки, Иоанн Златоуст писал: «Чтобы ты знал, насколько велика сила кротости и смиренномудрия и как одна эта добродетель может удостоить неизреченных похвал преуспевшего в ней совершенно, послушай о прославлении блаженного Моисея и о венце, который сплетен ему за эту добродетель». С другой стороны — был ли этот пророк кротким?
Точно так обстоят дела и с царём Давидом. Священное Писание подчёркивает его кротость: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1), — но мы помним такие события его жизни, как поединок с Голиафом, участие в войнах, завоевание Иерусалима, желание построить там Храм. Тоже не очень кротко.
Кротость — это не слабость
Анализируя эти и многие другие примеры, можно сделать вывод, что кротость проявляется не в застенчивости, неуверенности, закомплексованности. Богословы говорят, что кротость — это незлобие, то есть неспособность ко злу. Это христианская добродетель, выражающаяся в добре, стремлении к единению с Богом, поиске Его. Кротость — проявление мира душевного, а он есть только у человека целомудренного — такого, у которого ум, воля и чувства собраны воедино и составляют целостную личность. Можно из всего сказанного выстроить такую формулу: кротость = незлобие = целомудрие. Все наши чаяния, всё усердие должны быть направлены к тому, чтобы приобрести чувствования, какие есть в Иисусе Христе, Господе нашем. Он говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Апостол Павел тоже пишет об этом: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:6).
О каком наследстве речь?
Нужно обратить внимание на обетование, которое обещано кротким: сказано, что они «наследуют землю». О каком наследстве идёт речь? Разумеется, сказанное Спасителем не значит, что некий кроткий получит больший надел земли или что кому-то за проявление этой добродетели будет положена какая-то льгота — это, конечно, смешно. Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Мы как люди, живущие духовной жизнью, должны понимать, что речь идёт о чём-то большем — о событиях, связанных с Апокалипсисом, Вторым пришествием Христа, Страшным судом.
Наш праотец Адам до грехопадения обладал раем и должен был всю землю превратить в один райский сад, то есть замысел о человеке у Творца был грандиозным, величественным, достойным Его. После грехопадения наши прародители были изгнаны из рая, но через Христа как Второго Адама мы можем вернуться в потерянный рай. Человек, живущий благочестиво, кающийся грешник, ищущий Бога и стремящийся ко спасению бессмертной души, будет наследником грядущего Царства Славы, Небесного Иерусалима — нового неба и новой земли, о которых пророчествует нам Откровение. Это будет обновлённый мир, в котором человек услышит призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот такую высокую планку надо иметь в виду, когда мы говорим о земле, которую наследуют кроткие.
С другой стороны, можно предположить, что буквальный смысл в этих словах тоже имеет место. Люди духовные, одарённые, богобоязненные редко когда нуждаются — вспомним, как об этом сказано в Псалтыри: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Мы верим, что Господь Своих не оставляет и праведники у Него под присмотром — примеров тому множество и в Ветхом, и в Новом Завете, и в книгах святых отцов, и в трудах исторических. Если человек пребывает в молитве, покаянии, смирении, Господь его хранит. Люди праведной жизни нередко получают не только небесные дары, но и земные блага — и в том есть частичное воплощение третьей заповеди блаженства.
Как достичь кротости?
Кротость — добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится. Если человек не чувствует своей слабости и немощи перед лицом греха, то он не станет просить Бога о помощи. Он будет пребывать в блаженном неведении, в самоуверенности и прелести. У него появится убеждённость в том, что он, конечно, не фунт изюма, но в целом у него всё нормально.
Это глубочайшее духовное заблуждение. Оно сродни тому, как если у человека бессимптомная четвёртая стадия рака, а он говорит: «У меня всё хорошо, ничего не беспокоит, не трогайте меня! Мне не нужны ни лечение, ни операции». Мы все находимся в таком состоянии повреждённости, и если человек заметил, что он неправ, признал, что у него есть проблемы — это колоссальный прорыв в его духовной жизни. Не надо маскироваться перед самим собой. Надо научиться говорить себе правду, признаваться в своём несовершенстве — это уже начало пути. Да, мы ещё на берегу, но это уже мужество души и хороший прогностический признак, как говорят врачи, — и значит, уже можно начинать лечение.
Чтобы пройти большой путь, надо начинать с маленьких шагов. Пусть вы ещё очень далеки от кротости, но если сможете промолчать, когда в душе кипит буря эмоций, это уже хорошо и значимо. Да, мы порой, как лётчики в тумане, идём по приборам — действуем интуитивно, по наитию. Но мы идём вперёд, и это важно. Если говорить о вещах практических, то совершенствование себя сводится к исповеди и причастию, чтению Евангелия и делам милосердия по отношению к ближним. Да, это банальные вещи, но зачем изобретать велосипед, если он уже нам дан? Потенциал, который даёт соединение со Христом через Таинство Евхаристии, ни с чем не сравним, потому что так Господь входит в человека, преображает его изнутри и даёт силы. Может ли что-то быть больше?
Протоиерей Константин Лисняк
Кротость Кроткий
Лучшим украшением красивой женщины, может быть только скромность и кротость её нрава
Первое и важнейшее качество женщины — кротость.
Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти
Кротость как качество личности – неспособность к раздражению, склонность не перечить, не доказывать свою правоту, не идти напролом, а исполнять желания других, если они не противоречат голосу совести.
— Поедем-ка на ту гору, где живёт Бог, — сказал один всадник своему другу. — Хочу доказать, что он только и умеет, что требовать от нас молитв, и ничем не желает облегчить нам наше бремя. — Поедем, — согласился другой. — Покажу тебе, сколь крепка моя вера. И когда к вечеру они достигли вершины, прозвучал из темноты голос: — Наберите камней с земли, нагрузите ими своих коней. — Нет, ты слышал?! — воскликнул в негодовании первый всадник. — Мы и так-то еле добрались сюда, а он хочет навязать нам ещё большее бремя! Ни за что не стану взваливать на спину моему коню какие-то булыжники! Нет и нет! А второй повиновался и сделал то, что повелел Бог. Они завершили спуск уже на рассвете, и тогда в первых лучах солнца засверкали камни, которые взял с собой благочестивый всадник, ибо то были бриллианты чистейшей воды.
«Живи тихо – не увидишь лиха», — гласит народная мудрость. Сочетая в себе мягкость характера с твердостью духа, кротость проявляется в союзе сопряженных с ней качеств личности – терпимостью, смирением, гибкостью и покорностью. Иоанн Лествинчик определяет ее так: «Кротость есть такое состояние ума, когда он непоколебимым пребывает и в чести и в бесчестии. Кротость есть недвижимая скала, возвышающаяся над морем раздражительности… вместилище Духа Святаго, утверждение терпения, дверь и даже матерь любви, дерзновение в молитве, узда неистовству, подательница радости, подражание Христу… Кротость есть спокойная решимость на всякую скорбь и даже на смерть».
В греч. prautes (праутес) кроткий – человек, покорённый Богом. Слово переведено как «кроткий» и означает «нежный, внимательный, учтивый». Кроток – в греч., это praus (праус) – слово, которым характеризуют человека, всегда владеющего своими чувствами и нравом. Он знает, когда надо быть гневным и когда не надо быть гневным. Он терпеливо выносит причиняемое ему зло, но всегда готов прийти на помощь. Такие качества свойственны лишь людям, сердцем которых повелевает Бог.
Кротость проявляет мудрость, беря паузу между раздражителем, возбудителем внешней среды и реакцией на него. У вспыльчивости полностью отсутствует способность брать паузу на обдумывание своей реакции на раздражитель. Толкнули в автобусе – получите по полной программе заряд оскорблений. Кротость контролирует худые порывы своих чувств на раздражители. Это жирный плюс для данной добродетели. Грубостью, хамством, нахальством и бесцеремонностью никак не возьмешь неприступную крепость кротости. Для нее потуги хама, как дробинки для носорога.
У кротости нужно учиться самообладанию, великой духовной и моральной силе. Заблуждается тот, кто понимает кротость в контексте слабохарактерности и малодушия. Моисей назван «кротчайшим из всех людей на земле». Кроткий Моисей повел свой народ в обещанную Землю Обетованную через пустыню и терпеливо снес сорок лет блужданий. Кротость, если это необходимо, способна на самопожертвование и непоколебимую твердость в отстаивании истины. Да, она уступчива и покладиста, но, как говорил мудрый Соломон «мягкий – кроткий язык переламывает кость». Христос сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Многие люди мечтают о душевном равновесии, внутренней и внешней гармонии. Когда в душе мир и покой, человек счастлив. Умиротворение и благодать – несбыточная мечта для эгоистов, постоянно находящихся в конфликтах с внешним миром. Кротость обладает и душевным равновесием, и гармоничностью, и умиротворением, и благодатью. Кротость никогда не идет на таран, пытаясь любой ценой «продавить» свое желание, не считаясь с желаниями других людей. Она действует так, что любая хитрость в благоговении снимет перед ней шляпу. Кротость отказывается от своего желания в пользу желания другого, но получает на выходе реализацию своего желания.
Например, неразумная жена говорит мужу: «Решено, сегодня идем на балет. Я тысячу лет не была в театре. Не вздумай отказываться и выдумывать всякие «отмазки». Такое действо означает идти напролом, перебодать барана, идти не через калитку, а пытаться свалить прочную кирпичную кладку забора. Кротость скажет: «Я согласна, милый, идти, куда ты пожелаешь. Для меня главное – быть с тобою рядом, но истинное удовольствие я получу от балетного спектакля». Как вы думаете, где проведут вечер эти пары, и в каком настроении? Другой пример. Раздраженный муж приходит с работы и начинает «цеплять» жену, но она «не заводится». Без всяких назойливых вопросов кормит его, проявляет доброжелательность, тепло и нежность, а на слова мужа отвечает неизменным: «Прости меня». Женское «прости» мужчина воспринимает, как «Я так больше не буду делать» и успокаивается. Мужчины не догадываются, что за «прости» идет простая реакция на его состояние. Если мужчина гневается, женщина просит прощение за то, что он находится в таком состоянии, но и не думает обещать, что так больше поступать не будет. Тем не менее, кроткое «прости» решает ситуацию, снимает конфликт, укрепляет отношения, вызывая уважение к жене за ее мудрое, кроткое поведение. Кротость не будет «рвать на себе тельняшку», доказывая всем свою правоту, не будет резать правду матку, утверждаясь в своей значимости, она исполняет всякую просьбу другого человека, если она не идет в разрез с ее совестью.
В книге А. Некрасова «Истоки» прекрасно раскрыта суть кротости: «Кротость – забытое качество, а ведь оно играет огромную роль в раскрытии женственности. Оно всегда было важной характеристикой женщины. Кротость – это умение творить жизнь в состоянии любви. Кротость основана на мудрости, на понимании женщиной своей божественной сути, своего предназначения в творении жизни и в жизни мужчины. Кротость – одно из лучших качеств женственности. Это божественное качество! Женщина-богиня никогда не спорит, не доказывает, не «продавливает» ситуацию, так как она знает, что все в Мире создано для неё, для реализации её желаний и мечтаний. И потому она всегда права! Ей не надо доказывать свою истину – она и есть истина! А скорость реализации её желаний зависит от состояния пространства, которое она формирует своим звучанием – уважением и любовью к себе и к мужчине, который воплощает её желания и мечты. В этом пространстве важный элемент – свобода. И кроткая женщина свободна сама и не нарушает свободу мужчины. Кроткая женщина любит и понимает окружающий Мир, знает, что он придан и предан ей для воплощения мечтаний и поэтому бережно и с любовью принимает всё то, что Мир выстраивает для неё, не напрягает своим недовольством, критикой, осуждением. Она тонко воспринимает гармонию Мира и творит её. Наличие кротости, а соответственно и женственности, определяется по тому, как ведут себя мужчины в присутствии данной женщины: по отношению к ней и но отношению друг к другу. Рядом с такой женщиной мужчины становятся мужчинами и проявляют свои лучшие качества!»
Блаженны кроткие
Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?
Молчать и терпеть.
У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий – это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему – готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять – да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи – но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость – качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно – именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.
Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких – прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 – это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые – преуспевают в пути своем, в их руках – мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь – есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого – иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).
Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах – призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).
Уподобиться Христу
Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)