Что значит крошит на обложку
Что значит обложка нового альбома Оксимирона. В ней видят авокадо и отсылки к Ларсу фон Триеру
Наряду с треками с нового альбома рэпера Oxxymiron, чьё настоящее имя Мирон Фёдоров, пользователи соцсетей взволновала обложка пластинки. Они ищут скрытые смыслы, заложенные исполнителем и видят в ней то авокадо, то жёлудь. Разгадка тайны всё это время была в инстаграме Бориса Гребенщикова.
Что пользователи соцсетей видят на обложке нового альбома Оксимирона
Российский рэпер Oxxymiron (Оксимирон), 1 декабря выпустил альбом «Красота и уродство», треки из которого сразу попали в топы стримингового сервиса Apple Music и стали одним из самых обсуждаемых событий в интернете. Слушатели в соцсетях пишут отзывы на пластинку, критикуют исполнителя за сексуализацию политолога Екатерины Шульман и пытаются разгадать тайну обложки.
Пользователи твиттера, всмотревшись в темно-оранжевый овал на зелёном фоне, нарисованные мелкими, плотными мазками, увидели различные предметы. Лёша Рублёв решил, что на обложке альбома Оксимирона изображён жёлудь.
Жесть, иду по улице и никто даже не подозревает, что у меня на обложке жёлудь.
Пользовательница твиттера Фло ренс увидела в зелёном фоне мох, а в тёмно-оранжевом овале по центру — куколку бабочки.
Вижу на обложке альбома куколку бабочки, кстати… Куколка бабочки, а вокруг мох!!
Также пользователи твиттера строят теории о том, какой смысл Оксимирон мог вложить в изображение. Мухтар Ерлан нашёл сразу несколько возможных культурных отсылок.
Обложка может быть отсылкой к труду английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», считает Пограничник но границ не охраняю. На обложке сочинения нарисованный Левиафан, который в работе мыслителя представляет собой государство, состоит из сотни мелких деталей.
У меня есть теория о том, что на обложке Левиафан. Потому что огромный мазок, состоящий из множества маленьких, это буквально вторая пикча, и сделать такую отсылку вполне в духе Мирона. Да и в тематику альбома вписывается.
Часть россиян не искала скрытых смыслов в обложке альбома «Красота и уродство». Известный музыкант ДАВИД GSPD в шутку предположил, что изображение — отсылка к цифровой звуковой рабочей станции FL Studio, с которой начинали многие музыканты.
Окси красавчик, не постеснялся показать, что до сих пор альбомы в FL пишет.
Akselograph поделился с подписчиками «инсайдерской» информацией. С помощью фотошопа на обложке «Красота и уродство» проступает лицо американского комика Луи Си Кея, который недавно возобновил карьеру после скандала Me Too, о чём Medialeaks писал ранее.
Инсайд: мало кто знает, но на обложке нового альбома Оксимирона изображен лик Луи СиКея.
Также люди в твиттере начали воссоздавать обложку Оксимирона из подручных средств.
Красота и здоровье #OXXXYMIRON
В комментариях к вирусным постам пользователи соцсети пишут, что они увидели на обложке нового альбома Оксимирона. Среди вариантов — человеческий мозг в срезе, рот с высунутым язык и болгарский перец.
Кто автор обложки альбома «Красота и уродство» Оксимирона
Несмотря на серьёзные теории слушателей и забавные мемы, тайный смысл обложки альбома «Красота и уродство» не сможет объяснить и сам Оксимирон. Автор изображения — легендарный музыкант Борис Гребенщиков.
Похожую картину под названием «Портрет неизвестного И.» Борис Гребенщиков опубликовал в своём творческом инстаграм-профиле Bgrebenshikov_art 11 января 2021 года.
В комментариях к посту админ страницы подтвердил, что именно эта работа Бориса Гребенщикова стала обложкой для альбома «Красота и уродство».
Пользователи соцсетей выдвигают свои версии о том, что хотел сказать обложкой альбома Оксимирон и шутят над ней, но многие не знают, что она — одно из десятка абстрактных полотен музыканта Бориса Гребенщикова.
Ранее Medialeaks писал, что пользователи соцсетей обвинили блогершу Валю Карнавал в инсценировке болезни и плохой актёрской игре, после того, как она упала в обморок перед камерами.
17 первых наблюдений о новом альбоме Oxxxymiron «Красота и Уродство»: темы, отсылки, камео
• Обложку сделал Борис Гребенщиков – очень важный музыкант для Оксимирона. Подробнее о роли БГ в его жизни мы написали в отдельном материале здесь.
• Музыка в треке «Чувствую» очень похожа на стиль Дельфина. И вдруг в конце трека с коротким отрывком появляется сам Дельфин! Самое внезапное камео на альбоме.
• В начале и конце альбома один и тот же куплет [Монеточки?].
• Упоминает двух рэп-блогеров. Dropded’a – человека, который обозревает на ютубе все действия Оксимирона. И Даню Порнорэпа – автора телеграм-канала PRNRP и одного из главных музыкальных критиков, которые специализируются на русском рэпе.
• Это самый длинный релиз в карьере Оксимирона. Второй с длиной больше часа и на две минуты длиннее микстейпа «Смутное время», который вышел за несколько недель до этого.
• В конце «Грязи» – отсылка к превью Птахи перед батлом с Гуфом: «Нужно было выбрать – делать дичь прям совсем лютую прям грязь либо делать грязь, но не прям совсем. Я решил делать грязь, но не прям совсем». Это же единственный трек, где читают помимо Оксимирона еще два рэпера – ATL и Игла.
Птаха на батле с Гуфом.
• Много треков посвящено рэп-индустрии и критики ее положения, которое сложилось за шесть лет отсутствия Оксимирона. Особенно выделяются такие строчки:
– «Я возвращаю село в слово «Барселона» – это прямой ответ покорителю чартов Кизару, который неоднократно называл возвращение Оксимирона устаревшим и колхозным.
– «Я возвращаю рифмы и панчи в «Рифмы и панчи» – это самый популярный паблик про новый рэп.
– «Шесть лет я был не уверен в себе. Очнулся – *** [трындец]: опять самый свежий в игре».
• «Нон-фикшн» – стеб над теориями заговора: «В Арктике спец-службы строят подземные города», «Высадка на Луне была, а в Нормандии нет», «*** [убили] Кубрика за то, что раскрыл Северный Поток».
• «Я построил третий альбом на костях» – это референс к треку «Спонтанное самовозгорание» из первого альбома «Вечный жид»: «Я построил альбом на костях».
И еще: «Вечный жид 2 – десять лет спустя!»
• В «Улете» Оксимирон читает об отношениях со своим телом (называет его в женском роде), как он его принимал: «Сердито курил, и ты дышала моим дымом», «Я себя бессердечием подначивал, мучал, истощал, изувечивал и подтачивал тебя».
• Оксимирон постоянно подчеркивает еврейство и отсылает на него: МС Биробиджан, Агент 7/40, «По Бабелю, я полтора жида», «Спайдер Иерусалим», «Маленький еврей в черном жанре – Боб Дилан», мазл тов.
• Оксимирон троллит себя за неймдропинг и аудиторию, которая плохо знает западных рэперов:
«Left Eye из TLC, Fetty Wap и Slick Rick, один твит
Все школьники штудируют Genius».
• В «Лифте» Оксимирон читает о детстве в Германии, сложных отношениях с отцом, обращается себе как к Мифу (его первый рэп-псевдоним) и вспоминает:
«Кругом славянские носы, пацанские азы».
«Стыд за семейку, с сыном затюканным, гиперопеку с милым сюсюканьем».
«Вдали от дома тянет назад берлога».
• Одна из сквозных тем альбома – принятие себя и психологическая работа, которую провел Оксимирон, разбираясь с внутренними проблемами. Он постоянно говорил, что полюбил себя, отпустил загоны, раскрепостился. Одна из ключевых цитат об этом:
«Альбом не прозрение в духе Yeezus’а.
Но, парни, мастер-класс по тому, как выйти из кризиса» (кстати, не единственное упоминание Канье Уэста).
• «Тень» – трек с таким названием есть и у идейного соперника Оксимирона по старым онлайн-батлам Бабангиды.
Только у Бабангиды: «Моя тень – мой лучший друг»
• Продолжаются заочные отношения с рэпером Talib Kweli.
На батле со Славой КПСС Оксимирон ему респектовал («Для меня Black Star означает Talib Kweli и Mos Def»)
Через три года Kweli раскритиковал Оксимирона за «расистское фото».
В «Мы все умрем» Оксимирон отвечает, читая, что Talib Kweli сошел с ума.
Откуда на всех музыкальных альбомах взялся тот самый черно-белый значок о мате. Это история большой войны жен чиновников со звездами рока
Вы наверняка это видели.
Небольшой черно-белый значок с надписью Parental Advisory: Explicit Content в правом нижнем углу обложки. По нему вы знаете: внутри ненормативная лексика или контент непристойного характера. Он там с середины 80-х.
За эти годы Parental Advisory Label (далее – PAL) стал отдельным культурным символом музыки и визуальной эстетики вокруг нее, а с принтом PAL даже выходит мерч (футболки, кепки, аксессуары и т.д.).
Откуда он взялся? Кто и зачем заставил музыкантов маркировать альбомы? Почему маленькая черно-белая наклейка означает большую дискуссию о свободе творчества и праве на контроль?
Мы разобрали всю историю Parental Advisory в этом тексте.
Все началось с одной песни Принца. Которую случайно включила жена одного из самых влиятельных политиков Америки 80-х и 90-х
В 1984 году в США выходит фильм «Пурпурный дождь». В основе сюжета – биография певца Принца (фильм назван в честь его самого известного альбома Purple Rain, выпущенного в том же году). В этот момент Принц везде: фильм принес ему «Оскар» за лучший саундтрек, а альбом господствует в чартах.
Диски с саундтреком «Пурпурного дождя» скупаются повсеместно и примерно тогда же один из них попадает к Мэри «Типпер» Гор − жене сенатора и будущего вице-президента США при Билле Клинтоне Эла Гора. Она купила диск для одиннадцатилетней дочери и, видимо, однажды из простого любопытства включила его сама.
Включила и обалдела.
кадр из фильма «Пурпурный дождь»
Она стала решительно действовать. Для начала собрала у себя подруг, которые практически все тоже были женами сенаторов, министров, судей и других влиятельных чиновников. Очень быстро они создали общественную организацию под названием Parents Music Resource Center (далее – PMRC), официально зарегистрированную в 1985 году.
«Вашингтонские жены», пользуясь связями мужей, продавливали законодательного введения на музыкальных дисках и пластинках каких-либо «опознавательных» знаков для детей.
Первоначально они предложили целую систему рейтингов − аналогичную той, что используется в кинопрокате. Но Американская ассоциация звукозаписывающих компаний отбилась от этого варианта из-за сложности: уже тогда песен ежегодно выходило несоизмеримо больше, чем фильмов, и индивидуально рейтинговать каждую из них просто нереально.
«Это как лечить перхоть с помощью обезглавливания». История больших дебатов в Сенате − «Вашингтонские жены» против звезд рок-музыки
19 сентября 1985 года в комитете Сената Конгресса США по коммерции, науке и транспорту прошли слушания, которые активно обсуждались в прессе и на телевидении. Дебаты шли несколько часов, а напротив «Вашингтонских жен» спорили Фрэнк Заппа, Джон Денвер и Ди Снайдер. Они выступали категорически против какой-либо цензуры и называли это обычным нарушением свободы слова. Другой их важный тезис: все это «крестовый поход», который к тому же не имеет смысла: дети не перестанут слушать взрослую музыку из-за какой-то наклейки.
Сторона Заппы утверждала: если бы PMRC были женами простых американцев, а не крупных чиновников, то Сенат бы и не обратил внимание на тему − поэтому все это просто давление элиты и группы скучающих домохозяек, которые хотят найти себе занятие.
Теперь − к избранным цитатам и ярким местам.
Джон Денвер: «Я категорически против любой цензуры в нашем обществе или где-либо еще в мире. Чем больше вы что-либо запрещаете, тем более желанным и интересным это становится. Вы потратите много времени и энергии чтобы получить то, чего все равно не получите».
Фрэнк Заппа: «Предложение PMRC – это плохо продуманный кусок глупости, который не дает никаких реальных преимуществ детям, нарушает гражданские свободы других людей и обещает многолетние судебные тяжбы. Требования PMRC − это как лечить перхоть с помощью обезглавливания.
Это открывает дверь в бесконечную череду моральных программ контроля качества на основе определенных вещей, которые не нравятся христианам. А что будет, если следующие вашингтонские жены потребуют большие желтые звезды на всех материалах, которые написаны или созданы евреями, чтобы спасти беспомощных детей от воздействия скрытого сионистского учения?»
Но особенно интересно выступил фронтмен Twisted Sister Ди Снайдер. Он выбрал линию, что рокеры не тупоголовые и показательно-эпатажные психи − они полноценные члены общества, которые также переживают за своих детей:
«Быть родителем – это очень сложно. Я родитель, и я знаю это. Да, я стал им недавно, и у меня есть только один ребенок. Но я уже знаю, каково это. Дети не всегда милы и прекрасны. Они требуют много работы, много времени и много усилий. Сенаторы говорят: «О, нам нужно, чтобы правительство вмешалось и взяло под контроль нас, потому что воспитание детей – такое сложное дело».
Знаете что? Тогда не заводите детей. Если вы не хотите делать это сами, просто не заводите детей. Родители должны брать на себя ответственность, но в этом и вся проблема. Они хотят, чтобы няни и правительство заботилось о них. Это проблема общества в целом: люди не хотят нести ответственность за свои действия и действия своих детей. Полная ответственность за защиту моих детей лежит на плечах моей жены и моих собственных, потому что на самом деле никто другой не сделает этого за нас».
Еще Ди Снайдер во время слушания неоднократно развинчивал аргументы Типпер Гор и ее мужа, заседавшего в комиссии, – позднее даже их сторонники соглашались, что Снайдер в некоторых моментах звучал острее и убедительнее.
Музыканты выступили очень эффектно и аргументировано. Но «Вашингтонские жены» все-таки победили – спустя два месяца после слушаний предупреждающий знак официально появился. Ассоциация звукозаписывающих компаний обязала артистов помещать на обложки альбомов специальную наклейку «Explicit Lurics – Parental Advisory» либо отпечатывать тексты песен на оборотной стороне.
Позднее тот же Ди Снайдер вспоминал (больше впечатлений тут):
«Полагаю, представительницы ассоциации ожидали увидеть перед собой глупых исполнителей, какими и представляли нас. Они ужасно подготовились к «домашней работе»: сделали поспешные выводы, лишь разок-другой просмотрев клип на композицию We’re Not Gonna Take It, подумали о чем-то вроде: «Так, окей, герой избивает отца, так что тут явно о насилии к старшим поется». А это совсем не так. Они не удосужились перепроверить тексты песен и понять, что на самом деле мои треки очень даже благопристойные.
Не ожидал такого размаха. Повсюду были камеры, журналисты, вокруг царила атмосфера циркового шоу. Но мы с Заппой и Денвером отнеслись к делу серьезно. Дамочки ничего не понимали в песнях, обобщали, давали странные сравнения — не им судить о том, что там поется.
После этой истории Twisted Sister потеряли активную фан-базу и распались. Не хочу винить в этом исключительно PMRC, но Сенат прослушивал мои звонки, проверял почту. Я был врагом народа № 1. Но сейчас я ни о чем не жалею: это было моим первым мудрым решением в карьере, ведь после него люди перестали считать меня патлатым идиотом».
Как PAL менялся, становился маркетинговым ходом и высмеивался
Вокалист группы Venom Конрад Томас Лант:
«О появлении PMRC мне впервые рассказали как раз во время студийной записи. Подумал сначала, что это розыгрыш и где-то наверняка спрятана камера, чтобы заснять мою реакцию всем на потеху. Но внезапно оказалось, что это не шутка.
И тут я уже озадачился: как взрослые, предположительно образованные люди способны проявлять такое невежество? Конечно: в рок-н-ролле есть все, в чем его обвиняют! Это же рок-н-ролл! Он таким и должен быть: острым, хардкорным. И, несмотря на все это, у многих рокеров есть семьи, мы ответственные родители. И нам совершенно не нужны комиссии, которые бы учили исполнять родительские обязанности, в числе которых защита потомства от вредного дерьма, наполняющего окружающий мир. И еще. Я бы расстроился, если б мои песни или альбомы не удостоились попасть в «грязный» список».
Со своего введения в 1985 году Parental Advisory Label всячески эволюционировал – например, менялся внешний вид. Современный образец появился в 1996 году – слова «Explicit Lurics – Parental Advisory» заменили на «Parental Advisory: Explicit Content». Тогда же для удешевления производства этот знак стал частью обложки, а не наклейкой поверх нее.
PAL критиковался всегда. Например, никогда не существовало четких и прописанных критериев, какие из музыкальных альбомов должны быть «помечены» – финальное решение остается за выпускающим лейблом. RIAA дает лишь некоторые рекомендации, называя среди «запретных тем» расизм, дискриминацию, женоненавистничество, гомофобию, опасное или криминальное поведение, поощрение противозаконных поступков и т.д.
Как предсказывали участники того слушания, наклейка не закрыла доступ детей к непристойным текстам. Допустим, работник музыкального магазина не продаст подростку альбом с PAL на обложке. Но что мешает подростку дать денег совершеннолетнему знакомому и попросить купить альбом за него или просто послушать альбом в гостях, стащив его из комнаты старшего брата друга?
И да: PAL часто действительно работал по принципу запретного плода. Филип Бэйли из группы Earth, Wind and Fire говорил: «В большинстве случаев альбомы с PAL на обложке будут продаваться лучше. Все, что нужно сделать – это сказать людям, что перед ними что-то запрещенное и они все сразу захотят посмотреть на это».
С уходом музыки в стриминг вместо физических PAL вообще потерял практический смысл и стал просто ритуальным элементом. Иногда музыканты сами добавляют такую наклейку для стилизации или создания образа, чтобы подчеркнуть жесткость своей музыки.
И, конечно, часто музыканты просто стебались над PAL и идеологией ханжеских запретов.
Первопроходцем стал все тот же Фрэнк Заппа. Вскоре после нашумевших слушаний, но еще до официального принятия цензурного лейбла, он поместил на внутренние обложки альбома Frank Zappa Meets the Mothers of Prevention такое предупреждение: «Этот альбом содержит материал, который в истинно свободном обществе не будет вызывать ни опасений, ни репрессий».
Впоследствии над PAL стебалась, например, группа GunsN’Roses. На альбомах 1991 года UseYour Illusion I и Use Your Illusion II можно найти предупреждающий знак в стилистике PAL: «Этот альбом содержит язык, который некоторым слушателям может показаться вызывающим. Они могут пойти на *** [хрен] и купить что-нибудь из отдела нью-эйдж».
Идеальная обложка. Какой она должна быть?
Перед вами 5 рекомендации дизайнеров издательства Penguin Books:
1 Обложка должна привлекательно выглядеть в любом размере. Попросите дизайнера уменьшить картинку до размеров обложек на странице интернет-магазинов. Посмотрите и честно ответьте на вопросы «Удается ли прочесть название? Возникает желание сделать заказ?».
2 Если книга называется «Виноград», не стоит рисовать этот фрукт на обложке. Читатели любят игру слов и образов, а не прямолинейность.
4 Не стоит использовать графические элементы вместо слов, если только в них нет невероятно остроумного и оригинального смысла. То есть не стоит рисовать виноград вместо слова «виноград», если оно есть в названии.
5 Не стоит размещать на обложке книги собственную фотографию, если вы еще не знамениты, как Хилари Клинтон или Раиса Горбачева. Особенно если вы написала научно-познавательную книгу или роман, а не автобиографическую прозу.
Мне было любопытно узнать мнение и российских издателей, дизайнеров и авторов. Я задавала им два вопроса «Что такое идеальная книжная обложка сегодня? О чем должен помнить автор, когда утверждает обложку?». И вот, что они ответили.
Марина, Васильева, продюссер книг издательств «Манн, Иванов и Фербер», «ЭКСМО»:
— Правильно выбирайте издательство. Если книги издательства регулярно попадают в топ озона, это хороший знак. Значит, эти люди умеют продавать и умеют делать обложки. Если вы издаете книгу самостоятельно, опять же идите в топ «Озона» по своей тематике. Внимательно изучите 10-20 самых продаваемых книг, выберите из них те, которые вам близки и составьте из них «мудборд» (или доску настроения). Здесь важно изучить именно топ крупнейшего российского онлайн-магазина. «Амазон» вам пригодится только для общего развития, потому что вкусы американских и европейских читателей сильно отличаются от наших и не нужно на них ориентироваться. Чем ярче, энергичнее, увереннее, сексуальнее обложка, тем лучше. Вы продаете читателю обещание, что ваша книга решит его проблемы. Поэтому если бы ваша книга была мужчиной, она должна была бы выглядеть как Кларк Гейбл или Брэд Питт. Яркий пример: книга Игоря Манна «Маркетинговая машина» с первой обложкой, на которой изображен танк в разрезе продавалась плохо. Когда сделали другую обложку с парковочным местом, книга ушла на ура! Обложка продает.
Елена Измайлова, главный редактор издательства CLEVER:
— Идеальная книжная обложка сегодня, как и почти всегда (не будем принимать во внимание времена, когда книга была роскошью только для аристократов и священников) – это как одежка, по которой встречают. Она должна вызывать желание прикоснуться к книге, открыть ее и узнать, что же внутри? Мне кажется, идеальная обложка – это обложка, которую хочется разглядывать, трогать, держать в руках. Печатная книга – это сейчас очень тактильная история, в отличие от книги электронной.Если говорить с точки зрения маркетинга, то идеальная обложка – это обложка, которая максимально соответствует жанру и целевой аудитории, а также выделяется в ряду аналогов. И сделать такую обложку – высокое искусство.
Екатерина Мириманова, писатель:
— Идеальная обложка зависит от многих факторов. Прежде всего, нужно представлять свою целевую аудиторию. Обложка для аудитории 20 плюс и 50 плюс очень разная. Дальше, обложка должна цеплять целевую аудиторию. Вспомните Даниэлу Стил с ее обложками с романтическими поцелуями для тех кому за и, допустим, обложки Зеланда или Луизы Хей, или серии современных писателей. Совершенно точно, что даже с маркетинговым отделом невозможно угадать, что будет пользоваться спросом. Бывает, уделяешь часы времени обложки, и книга теряется на полке, бывает, наоборот. Дизайн моей первой книги я придумала сама, почти от и до и он имел отличный выхлоп. Но это была чистая интуиция. То есть ей, при формировании обложки, уделять внимание нужно!
Нина Карпинская, выпускающий редактор, издательства «КЛАСС»:
Юлия Рублева, психолог, писатель:
— Для меня это крупный рисунок, короткое и крупное название. Короче, классика.
Илья Долгопольский, директор по спецпроектам «Издательства Альпина Паблишер»:
Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб»:
Алексей Богомолов, главный художник издательства «Манн, Иванов и Фербер»
— Богатый культурный бэкграунд. Развитый эстетический вкус. Разбираться в основных видах визуальных искусств (живопись, иллюстрация, фотография, графический и шрифтовой дизайн) и их стилистических жанров. Маркетинговое понимание, как они работают под сформулированные задачи. Понимание и предвидение трендов визуального языка. Знание целевой аудитории и ее культурных ценностей. Знание своего продуктового рынка.
Яна Агарунова: вдохновитель центра «Земля, ветер, огонь», писатель:
Светлана Петрова, писатель:— Думаю, мне повезло, потому что от обложки, особенно детской книги, зависит очень многое: возьмет ее в руки покупатель в книжном или нет. А выбор в данном случае, может делать и взрослый человек, и ребенок. Угодить двум возрастам одновременно очень сложно. Думаю, что с подростковой литературой все еще сложнее. В моем случае, художник и дизайнер, не зная даже друг друга, попали в один ритм, единое настроение и дыхание. Кроме: «Боже, как она прекрасна!», других слов у меня не было. Читатели также хвалят обложку, им нравится, что она «по-настоящему детская».
продюссер книг издательств «Манн, Иванов и Фербер», «ЭКСМО»:
Идеальная обложка зависит от многих факторов. Прежде всего, нужно представлять свою целевую аудиторию. Обложка для аудитории 20 плюс и 50 плюс очень разная. Дальше, обложка должна цеплять целевую аудиторию. Вспомните ДАниэлу Стил с ее обложками с романтическими поцелуями для тех кому за и, допустим, обложки Зеланда или Луизы Хей, или серии современных писателей. Совершенно точно, что даже с маркетинговым отделом невозможно угадать, что будет пользоваться спросом. Бывает, уделяешь часы времени обложки, и книга теряется на полке, бывает, наоборот. Дизайн моей первой книги я придумала сама, почти от и до и он имел отличный выхлоп. Но это была чистая интуиция. То есть ей, при формировании обложки, уделять внимание нужно!