Что значит кожа растительного дубления
Отличие кожи растительного и хромового дубления
Для изготовления наших изделий мы используем два вида дубленой кожи: кожу растительного и хромового дубления. Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки.
При выделке получают различные виды кож, их можно разделить на три части: сырая кожа, сыромятная кожа и дублёная кожа.
Немного о процессе
Свежая (сырая) кожа гибка из-за того, что её волокна не склеены между собой. Жёсткой или ломкой высохшая кожа становится оттого, что эти волокна склеиваются в сплошную массу и теряют свою подвижность. Таким образом, для выделки кожи необходимо ввести в неё такое вещество, которое отделило бы волокна друг от друга. При дублении, такими веществами служат дубители (дубленая кожа), способные создавать химические связи между волокнами, но одновременно не позволяющие им раскисать и склеиваться. При других способах обработки может использоваться какой-либо жир: он также не позволит волокнам слипаться друг с другом (сыромятная кожа).
Растительное дубление
Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха.
Перед тем, как начинается основной процесс дубления, сырая шкура проходит ряд подготовительных процессов, которые доводят ее до идеального состояния, подходящего дублению.
Традиционное, или растительное, дубление начинается с подготовки дубильных ванн разной крепости, в которых размельченную кору дуба смешивают с водой, получая танинный отвар, способный окончательно остановить гниение шкуры, постепенно превращая ее в кожу. Чтобы шкура не сгнила в отваре или, наоборот, не была сожжена чрезмерным количеством танина, в дубильне подготовлено не менее дюжины ванн. Сделано это для того, чтобы минимизировать риск порчи кожи.
Сначала шкура, помещенная наподобие вешалки, дубится в самом слабом отваре, спустя неделю ее перемещают в следующую ванну, с более сильным отваром, и так до тех пор, пока шкура не побывает во всех ваннах. Эти перемещения продолжаются на протяжении 3-х месяцев. Далее шкуры снимаются с вешалок и, уже стопкой, одна на другую, с добавлением коры дуба между шкурами, помещаются в отдельную ванну, в которую регулярно добавляются молотый турецкий желудь и кора дуба, еще на девять месяцев. Спустя этот срок дубильщики достают из ванны уже не шкуру, а прочную кожу высшего качества, которую на протяжении двух или трёх дней тщательно промывают, после чего полностью высушивают, пропитывают, обрабатывают специальными маслами и кремами.
Полный цикл растительного дубления занимает примерно двенадцать месяцев.
Кожа растительного дубления эластичная, гибкая, ее отличительной особенностью является способность принимать форму. Она отлично подходит для гравировки и тиснения.
Неокрашенная кожа растительного дубления имеет натуральный бежевый цвет (в зависимости от комбинации танинов он может варьироваться от почти белого до темно-бежевого). Со временем на свету она постепенно темнее (загорает) и приобретает благородный песочно-коричневый цвет.
Для разнообразия цветов, мы вручную окрашиваем наши изделия, и защищаем их специальными экологически чистыми эмульсиями на водной основе. В нашем магазине Вы всегда можете отличить кожу растительного дубления от хромового дубления по внутренней стороне изделия: изделия из кожи растительного дубления окрашены вручную и только с наружной стороны, обратная сторона приятного темно бежевого цвета. Также в зависимости от первоначального оттенка самой кожи готовое изделие может иметь чуть более светлый или темный оттенок.
Краски на водной основе имеют идеальную плотность, которая с одной стороны позволяет быть цвету ярким и насыщенным, а с другой стороны пропускает чудесный натуральный рисунок кожи.
Хромовое дубление
Хромовое дубление выполняется соединениями хрома, которые абсолютно безопасны для человека. Для приготовления рабочих дубильных растворов используют несколько составов, чтобы получить соли трехвалентного хрома, также широко используется сухой хромовый дубитель с заданной основностью.
Основными преимуществами применения сухого хромового дубителя являются стандартность продукции и стабильность проведения дубления, что обеспечивает хорошее качество продукции. Так как при использовании сухого хромового дубителя не нужно специальных станций для приготовления экстракта, освобождаются производственные площади, улучшаются санитарно-гигиенические условия работы и снижается трудоемкость работ.
Продолжительность процесса устанавливается равной 6-12 ч. За это время дубящие вещества равномерно распределяются в толще кожевенной ткани. Избыток соли удаляется промыванием готовой дубленой шкуры водой. Мягкость и эластичность кож хромового дубления выше, чем у кож растительного дубления. Они более устойчивы к воздействию высоких температур. Во влажных условиях быстрее намокают и медленнее высыхают. Но они не так пластичны как кожа растительного дубления, и тиснение на таких кожах уже не делают.Процесс изготовления кожи хромового дубления легче и быстрее растительного, поэтому такая кожа стоит дешевле, что является ее существенным преимуществом. Готовая выдубленная кожа окрашивается в больших барабанах целиком, что делает ее окрашенной равномерно и со всех сторон, по этому признаку вы легко отличите хромовое дубление от растительного. Отличная гибкость и толщина делают ее прекрасной находкой для таких изделий как записная книжка.
Наружная поверхность и края записных книжек мы обрабатываем специальными кремами, которые защищают кожу от воздействия воды и легких механических воздействий, придают глубину и блеск законченного изделия.
Подведем итог
Кожа растительного дубления
Когда я начала работать с кожей, то совсем ничего в ней не понимала. В интернете информации пруд пруди, но вся она неоднозначная. И продавцы кожи и некоторые мастера сами часто путаются в сортах/названиях/разновидностях. В этой краткой статье изложено то, что я собрала и поняла про кожу растительного дубления.
Полученное при первичной обработке шкур голье непригодно для изготовления кожгалантереи. При намокании оно сильно набухает, а высыхая становится жестким, рогообразным и ломким. Кроме того, голье не устойчиво к действию бактерий и ферментов. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят.
(картина, изображающая процесс выделки шкур)
Растительное дубление — это одно из самых древних видов дубления. Оно основано на применении в качестве дубителей компонентов растительного происхождения (танидов или танинов), содержащихся в коре, древесине и листьях дуба, ивы, лиственницы, ореха, мимозы и других растений. В процессе дубления подготовленная шкура (голье) поочередно помещается в танинный отвар различной крепости. Растительное дубление может занимать до нескольких месяцев, но с появлением концентрированных дубильных экстрактов и вытяжек, процесс значительно ускорился.
(Кора разных виды ив — один из распространенных дубителей)
*минутка химии * Танины (таниды) — фенольные соединения, содержащие большое количество гидроксильных групп. Эти группы обладают способностью образовывать прочные связи с амино- и пептидными группами коллагена с образованием мостичных связей различных типов. В результате видоизменяется коллоидное состояние белков кожи, они затвердевают, хуже набухают, меньше деформируются, повышается их прочность при растяжении. Выдубленная кожа в результате получает большую термическую, химическую и микробиологическую стойкость, меньшую влагоемкость и вообще приобретает большую прочность.
Главной особенностью «растишки» является ее способность впитывать и удерживать влагу. При этом она становится пластичной, способна растягиваться и формоваться, воспринимать и удерживать оттиски как раз за счет особой структуры ее волокон, поэтому ее используют для карвинга и тиснения. Очень часто кожу растительного дубления делают неокрашенной, она имеет бежевый цвет различных оттенков (в зависимости от используемых танинов), а на солнце может загорать, приобретая рыже-коричневый цвет. Следует помнить, что несмотря на то, что при тиснении и формовании кожу увлажняют, при длительном контакте с водой кожа растительного дубления может прийти в негодность.
(неокрашенная кожа растительного дубления имеет бежевый цвет различных оттенков)
*о производителях от автора * В одной статье мне попалась информация, что в России растительное дубление в чистом виде не применяется, а под его видом выдают комбинированное химическо-танидное дубление, когда голье сперва обрабатывают химическими соединениями, а потом додубливают танинами. Тем не менее, довольно широкое распространение получила рыбинская растишка (Рыбинский кожевенный завод), которую сам завод называет кожей безхромового дубления (конечно, технологических карт я не видела, но само это название предполагает возможное лукавство, т.к. помимо хрома можно дубить титановыми, циркониевыми и алюминиевыми соединениями). Ее вполне можно тиснить по мокрому, но, по возможности, при покупке лучше иметь возможность оценить визуально/на ощупь: те кожкуски, что мне попадались, органолептически нравились мне меньше, нежели, например, итальянские или бразильские.
Если вы хотите сделать полноценное художественное тиснение или карвинг, то оно получится только на КРД и именно на такой, не окрашенной. Набивку штампами (типа «Корзинка», например) или простые изображения можно делать и на некоторых кожах смешанного дубления и/или на крастах (кожи без лицевой отделки). Для этого надо попробовать увлажнить кусочек кожи и сделать на нем оттиск.
Виды и классификация натуральной кожи
Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.
Общая информация
Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.
Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.
Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.
Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.
Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.
Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.
Можно выделить три основных способа выделки кожи:
1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.
2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.
3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.
При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.
Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.
Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.
Классификация кожи по видам:
Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.
Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.
На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:
а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.
По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.
Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.
Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.
Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.
Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.
Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.
Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.
Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.
Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.
Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.
Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.
Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.
Напплак – кожа с лаковым покрытием.
Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.
Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.
Применение кожи
Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.
Для перчаток обычно используют лайку и замшу.
Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.
Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.
Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:
Различие кожи растительного и хромового дубления
Для изготовления наших изделий мы используем два вида дубленой кожи: кожу растительного и хромового дубления. Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки.
При выделке получают различные виды кож, их можно разделить на три части: сырая кожа, сыромятная кожа и дублёная кожа.
Немного о процессе
Свежая (сырая) кожа гибка из-за того, что её волокна не склеены между собой. Жёсткой или ломкой высохшая кожа становится оттого, что эти волокна склеиваются в сплошную массу и теряют свою подвижность. Таким образом, для выделки кожи необходимо ввести в неё такое вещество, которое отделило бы волокна друг от друга. При дублении, такими веществами служат дубители (дубленая кожа), способные создавать химические связи между волокнами, но одновременно не позволяющие им раскисать и склеиваться. При других способах обработки может использоваться какой-либо жир: он также не позволит волокнам слипаться друг с другом (сыромятная кожа).
Растительное дубление
Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха.
Перед тем, как начинается основной процесс дубления, сырая шкура проходит ряд подготовительных процессов, которые доводят ее до идеального состояния, подходящего дублению.
Традиционное, или растительное, дубление начинается с подготовки дубильных ванн разной крепости, в которых размельченную кору дуба смешивают с водой, получая танинный отвар, способный окончательно остановить гниение шкуры, постепенно превращая ее в кожу. Чтобы шкура не сгнила в отваре или, наоборот, не была сожжена чрезмерным количеством танина, в дубильне подготовлено не менее дюжины ванн. Сделано это для того, чтобы минимизировать риск порчи кожи.
Сначала шкура, помещенная наподобие вешалки, дубится в самом слабом отваре, спустя неделю ее перемещают в следующую ванну, с более сильным отваром, и так до тех пор, пока шкура не побывает во всех ваннах. Эти перемещения продолжаются на протяжении 3-х месяцев. Далее шкуры снимаются с вешалок и, уже стопкой, одна на другую, с добавлением коры дуба между шкурами, помещаются в отдельную ванну, в которую регулярно добавляются молотый турецкий желудь и кора дуба, еще на девять месяцев. Спустя этот срок дубильщики достают из ванны уже не шкуру, а прочную кожу высшего качества, которую на протяжении двух или трёх дней тщательно промывают, после чего полностью высушивают, пропитывают, обрабатывают специальными маслами и кремами.
Полный цикл растительного дубления занимает примерно двенадцать месяцев.
Кожа растительного дубления эластичная, гибкая, ее отличительной особенностью является способность принимать форму. Она отлично подходит для гравировки и тиснения.
Неокрашенная кожа растительного дубления имеет натуральный бежевый цвет (в зависимости от комбинации танинов он может варьироваться от почти белого до темно-бежевого). Со временем на свету она постепенно темнее (загорает) и приобретает благородный песочно-коричневый цвет.
Для разнообразия цветов, мы вручную окрашиваем наши изделия, и защищаем их специальными экологически чистыми эмульсиями на водной основе. В нашем магазине Вы всегда можете отличить кожу растительного дубления от хромового дубления по внутренней стороне изделия: изделия из кожи растительного дубления окрашены вручную и только с наружной стороны, обратная сторона приятного темно бежевого цвета. Также в зависимости от первоначального оттенка самой кожи готовое изделие может иметь чуть более светлый или темный оттенок.
Краски на водной основе имеют идеальную плотность, которая с одной стороны позволяет быть цвету ярким и насыщенным, а с другой стороны пропускает чудесный натуральный рисунок кожи.
Хромовое дубление
Хромовое дубление выполняется соединениями хрома, которые абсолютно безопасны для человека. Для приготовления рабочих дубильных растворов используют несколько составов, чтобы получить соли трехвалентного хрома, также широко используется сухой хромовый дубитель с заданной основностью.
Основными преимуществами применения сухого хромового дубителя являются стандартность продукции и стабильность проведения дубления, что обеспечивает хорошее качество продукции. Так как при использовании сухого хромового дубителя не нужно специальных станций для приготовления экстракта, освобождаются производственные площади, улучшаются санитарно-гигиенические условия работы и снижается трудоемкость работ.
Продолжительность процесса устанавливается равной 6-12 ч. За это время дубящие вещества равномерно распределяются в толще кожевенной ткани. Избыток соли удаляется промыванием готовой дубленой шкуры водой. Мягкость и эластичность кож хромового дубления выше, чем у кож растительного дубления. Они более устойчивы к воздействию высоких температур. Во влажных условиях быстрее намокают и медленнее высыхают. Но они не так пластичны как кожа растительного дубления, и тиснение на таких кожах уже не делают.Процесс изготовления кожи хромового дубления легче и быстрее растительного, поэтому такая кожа стоит дешевле, что является ее существенным преимуществом. Готовая выдубленная кожа окрашивается в больших барабанах целиком, что делает ее окрашенной равномерно и со всех сторон, по этому признаку вы легко отличите хромовое дубление от растительного. Отличная гибкость и толщина делают ее прекрасной находкой для таких изделий как записная книжка.
Наружная поверхность и края записных книжек мы обрабатываем специальными кремами, которые защищают кожу от воздействия воды и легких механических воздействий, придают глубину и блеск законченного изделия.