Что значит костяной фарфор китай
Тарелки из костяного фарфора
Белоснежные, тонкие, полупрозрачные, мелодично звенящие при постукивании – тарелки из костяного фарфора по праву считаются королевскими, как и другие изделия из этого материала. Откуда такое название? Чем отличается костяной фарфор от обычного? В чем его ценность?
Состав
Главное отличие – состав. Для производства традиционного фарфора используются:
В костном фарфоре, как его иногда называют, почти половина состава приходится на обожженные и перемолотые кости животных. Отсюда и название. Состав придумали и первыми использовали в производстве англичане. Посуда быстро стала популярной в Англии, а затем и за ее пределами.
Формула Томаса Фрая
Впервые фарфоровую смесь с костной мукой использовал Томас Фрай — это было в 1749 году. Англичанина подталкивала к экспериментам китайская посуда из фарфора – белая, почти прозрачная. Он опробовал разные компоненты в надежде получить аналогичные.
Одним из компонентов стали измельченные в порошок крупные животные кости. Их поддавали высокотемпературной термической обработке и получали на выходе белую золу. Она использовалась как сырье, но качество готовой продукции не было совершенным.
Доработанный вариант Джозайя Споуда
Начатое Томасом Фраем закончил его соотечественник Джозайя Споуд. Работая над составом сырья, Джозайя уделил внимание пропорциям. Он смешал компоненты в таком соотношении:
Результат оправдал ожидания – первые изделия из нового сырья получились легкими, изящными, идеально белыми.
Технология производства
Технология производства костяной посуды у каждого производителя своя: состав, техника нанесения декора, количество обжигов и температура могут меняться, но алгоритм единый.
Сначала готовится фарфоровая масса. Затем готовое сырье заливают в формы и начинают их быстро вращать. Вращение необходимо для равномерного распределения массы на стенках формы. Когда мастера откроют формы, в них уже будут заготовки для изделий. Размер форм меняется в зависимости от размера заготовок.
В процессе производства посуда обжигается трижды:
Далее – проверка качества тарелок и сервизов, маркировка и упаковка продукции, после чего она поступает в продажу.
Кто производит?
Престижным считается купить тарелки из костяного фарфора от британских брендов Wedgwood и Royal Doulton. Английские компании – вне конкуренции, так как первыми освоили технологию, довели ее до совершенства.
Японцы не отстают от британцев. Больше того, японские изделия уникальны, потребители во всем мире ценят их за красоту и оригинальный внешний вид. Секрет в том, что японские специалисты изменили соотношение костного порошка в фарфоровой массе. Формулу они не разглашают. Японский костяной фарфор маркируется «CHINA. Made in Japan».
Советская посуда
В России выпуск костяной посуды и декоративных изделий освоили намного позднее, чем в Европе. Императорский фарфоровый завод впервые выпустил его в 1968 году. Он и сегодня является единственным предприятием, выпускающим сувениры и посуду из костного фарфора.
Советские специалисты приступили к освоению технологии из-за дефицита минеральных материалов. Возможность заменить их костями воодушевила технологов. Первые чашки и блюдца получились слишком тонкими, покупатели скептически отнеслись к этому. Тогда технологи завода решили немного увеличить толщину – буквально на 0,3 мм. Сбыт увеличился.
Вскоре производитель столкнулся с очередной проблемой – дефицитом костей крупного рогатого скота, использовавшихся для производства сырья. Их заменили куриными костями, но готовые изделия получились сиренево-синего оттенка. В серийное производство сырье не пошло, зато ценится у коллекционеров.
Маркировки
Костяные тарелки маркируются как «Bone China» или «Fine Bone China», что указывает на посуду повышенного качества. Однако не все изготовители клеймят свои изделия.
Наличие надписи – не гарантия качества, потому что некоторые производители умышленно вводят в заблуждение потребителей. Они маркируют тарелки, если в их составе содержится хоть какое-то количество фосфата кальция.
Обычно фарфоровая масса для серийного производства включает не менее 30% золы, а изделия премиум-класса – не менее 50%.
Преимущества
У костяных тарелок есть несколько преимуществ:
Недостатки
Как хранить и ухаживать?
Правила ухода и хранения просты, но владельцы посуды часто о них забывают.
Срок службы изделий из костяного фарфора – 100 лет и более при условии соблюдения всех рекомендаций, перечисленных выше.
Костяной фарфор
Белоснежный и тонкий, с мелодичным звуком при постукивании — это, конечно, костяной фарфор. Но часто можно услышать: «Что это такое и из чего он сделан?» Действительно, слово «костяной» вызывает неоднозначное мнение. Тем более, когда речь идет о посуде.
Что такое костяной фарфор
Основные ингредиенты материала, из которого изготавливают обычный фарфор, это каолин (белая глина), кварц и полевой шпат. Это те компоненты, которые характерны, как для мягкого, так и для твердого материала. Из чего же состоит костяной фарфор?
В середине XVIII века (1749 год) англичанин Томас Фрай со своими помощниками создали формулу фарфоровой смеси, в состав которой, помимо основных компонентов, входила костяная мука. Европейцам никак не давал покоя рецепт белого, полупрозрачного, китайского фарфора. Они усиленно искали его, экспериментируя разные составы. В качестве сырья использовали кости крупных животных, измельчая их в порошок и прожигая при высоких температурах. В результате появлялась костяная зола светлого цвета, напоминающая муку. Ее и использовали, как сырье.
Усовершенствовал и доработал эту формулу англичанин Джозайя Споуд (Josiah Spode), на счету которого уже тогда было много достижений в области фарфорового дела. К тому же он был самым выдающимся учеником известного в Англии мастера керамики — Томаса Уилдона.
В производстве этого вида фарфора Джозайя Споуд использовал состав: 25% каолина, 25% полевого шпата и 50% обожженной костяной муки. В результате такого соотношения был получен чрезвычайно белый и полупрозрачный материал. В последствие за внешние и технические качества его даже стали называть «королевским» — настолько он был изящен и легок.
Из чего делают костяной фарфор — технология производства
Изготавливают костяной фарфор в каждой стране по-разному. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига, своя техника декорирования. Количество обжигов может иметь два-три цикла — зависит от применяемой техники росписи. Сам рабочий процесс выглядит следующим образом:
Приготовленная фарфоровая масса заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. Под действием этой силы частички смеси равномерно оседают на стенках. Формы открывают и из них появляются заготовки будущих предметов (слепки). Они больше оригинала в размере и имеют молочно-белый цвет.
Мелкие детали (ручки, носики, фрагменты декора) готовятся в своих маленьких формах и затем приклеиваются вручную (носик к чайнику, ручка к чашке и прочее). Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.
Когда предмет проходит ручной контроль качества, его покрывают глазурью (специальная фарфоровая смесь) и снова отравляют на обжиг, но уже при температуре не выше 1100 градусов. Некоторые производители перед вторым обжигом и перед нанесением глазури декорируют изделие. Это называется подглазурная техника росписи.
После второго обжига на выходе из печи предмет обретает тепло-белый цвет с глянцевым эффектом. Наступает время для декорирования. Иногда это бывает ручная роспись специальными красками, содержащими оксиды металлов. Иногда производители используют технику деколь.
Что такое деколь? Специальные картинки вручную переводят на фарфоровую поверхность. Эта метод не так прост, как кажется на первый взгляд, так как требует большой внимательности и точности. «Переводилки» изготавливают на высокотехнологичном оборудовании с использованием особых красок.
Затем «нарядное» изделие проходит завершающий обжиг при температуре не выше 900 градусов. Этот обжиг нужен для того, что бы рисунок как бы «влип» в глазурь. Последний этап – проверка на качество и упаковка.
Посмотрите 4-х минутный ролик, как производят тонкий, костяной фарфор в Англии:
Основные отличия от обычного фарфора
Для того что бы отличить костяной от обычного фарфора, нужно быть хотя бы маленьким экспертом. Ведь твердый фарфоровый материал хороших производителей тоже может « светиться» и быть «теплого» цвета (Haviland). Поэтому основные отличия костяного фарфора, это имя производителя и состав самого материала на этикетке. Его визуальные характеристики:
Мировые производители
Костяной фарфор пытаются делать многие, но все же при выборе имеет смысл ориентироваться на историю и репутацию производителя.
Россия
Россия начала выпускать этот вид фарфор в 60-е года ХХ века. Первым это дело освоил Императорский фарфоровый завод (в советское время названный Ломоносовским) под руководством Александра Сергеевича Соколова, возглавлявшего предприятие с 1953 по 1974 год.
Непростая задача была выполнена в течение двух лет, причем выполнена достойно. Первые шероховатости компенсировали изысканным декором в виде богатых росписей и орнаментов. Узнаваемая во всем мире кобальтовая сетка на сервизах яркое тому подтверждение. Императорский Фарфоровый завод имеет официальный сайт: http://www.ipm.ru
Англия
Английский костяной фарфор лидирует не только по количеству брендов, но и по качеству. И это заслуженно, так как первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы именно англичане.
Британская фарфоровая фабрика Wedgwood (1759 год) выпускает высокохудожественные предметы из костяного фарфора. Это коллекции столовой посуды и предметов интерьера. Кстати, основатель этой компании также был учеником Томаса Уилдона. Wedgwood имеет официальный сайт: https://www.wedgwood.com
Royal Doulton (1815 год) давно специализируется на производстве фарфорового материала из костяной золы, выпуская предметы разного назначения. Подарочные идеи и классические коллекции столовой посуды знают во всем мире. Royal Doulton имеет официальный сайт: https://www.royaldoulton.com
Бренд Spode (1770 год) назван именем Джозия Споуд, который в далеком XVIII веке усовершенствовал «рецепт» фарфорового, костяного материала. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство элитного фарфора. Официальный сайт Spode: https://www.spode.co.uk
Япония
В Японию фарфор пришел, естественно, из Китая. Но высокотехнологичная страна восходящего солнца внесла свои коррективы в этом деле. На свет появился белоснежный материал с молочным оттенком — воздушный, легкий, высочайшего класса. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.
Японская компания Narumi (1911 год) является поставщиком элитного фарфора Bone China. Современность и вековые традиции переплетаются в изделиях, делая их универсальными и доступными для всех слоев населения. Марка Narumi имеют широчайшую аудиторию покупателей, от королевских особ до рядовых граждан. Официального сайта компания не имеет.
Китай
Тончайший и воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в поднебесной, но он не является китайским Bone China. Несмотря на свои явные успехи в этой области китайская держава — законодательница фарфоровых тенденций, себя никак не зарекомендовала в изготовлении именно этого вида фарфора. В связи с этим производство костяного фарфора в Китае не является востребованным и таким популярным, как в Европе.
Что означает Bone chine или Fine bone china
Настоящему костяному фарфору присваивается элитный международный статус — Bone China, что в переводе с английского обозначает «костяной фарфор». Есть еще категория Fine Bone China — тонкий костяной фарфор. Наличие этих знаков на фарфоровых предметах обозначает, что содержание костяной золы в материале не менее 35%. Например, японский фарфор Narumi имеет показатель 47% и часто его называют Narumi Bone China (костяной фарфор Narumi).
Отношение к Китаю, как к стране производителю, фарфоровые предметы с этими обозначениями не имеют.
Костяной фарфор и его особенности
Костяной фарфор считается одним из наилучших материалов для производства сервизов и других видов посуды. Давайте разберемся почему это так и, собственно, что же это за материал то такой.
Определение
Как был изобретен
Очень часто в научном мире происходит интересная вещь: в процессе экспериментов получается не совсем тот, желаемый результат, а нечто совсем другое. Так произошло и с костяным фарфором, который был создан в процессе воссоздания формулы знаменитого китайского фарфора.
В 1748 году англичанин Томас Фрай, дабы получить заветный материал, рецептуру которого всячески скрывали мастера из Поднебесной, в основную массу решил добавить костный пепел. В результате он обнаружил что получается какой-то очень необычный и прочный материал. Его идею использования особого ингредиента взял во внимание другой английский гончар Джозайя Споуд. Он усовершенствовал технологию и создал уже современный тонкостенный материал.
Из чего состоит и как изготавливается
Состоит вещество из следующих ингредиентов: природного фосфата кальция (костного пепла), каолина и полевых шпатов с небольшой примесью кварца. В первую очередь из костей крупнорогатого скота удаляют клей. После помещают в специальную камеру с температурой в 1000 С чтоб удалить органические вещества и получить необходимую структуру для дальнейшего применения. Пережженную кость растирают в муку и добавляют воду. В таком виде соединяют с остальными составляющими. Так получают массу, из которой легко формируются предметы.
Производство
С момента изобретения тонкостенного материала разумеется все производство сосредоточилось в Англии, в 19 веке даже поддерживалось принцем Уэльским. Но позже секрет чудо-материала распространился по всему миру. В настоящее время мировыми лидерами по экспорту являются: Япония, Китай, Корея. Среди ведущих торговых марок можно выделить: Nikko, Narumi, Japonica, Royal Bone China, Royal Aurel, Hankook Chinaware.
Сравнительные характеристики
Если сравнивать изделия, выполненные из обычного фарфора и костяного, то тут можно отметить ряд отличий. У предметов, изготовленных из костяного фарфора стенки намного тоньше и если поднести такие изделия на свет, будет видно как они просвечиваются.
Также, в отличие от обычного, костяной фарфор намного легче и прочнее. Ну и маркируется, как правило, пометками, содержащие слово «Bone» (что в переводе означает кости). Например: «Bone China» (костяной фарфор), не путать с «Made in China» (сделано в Китае), «Royal Bone China» или «Fine Bone China».
Творения из этого чудо-материала выделяются особой воздушностью, элегантностью и утонченностью. Почитаются в аристократических кругах и являются признаком безупречного вкуса.
Костяной фарфор
Костяной фарфор — разновидность фарфора, содержащей кроме каолина, полевого шпата и кварца от 25 % до 50 % костяной золы. Костяной фарфоротличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью. Его разработал английский мастер керамики Джозайя Споуд.
Костяной фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий (при легком постукивании по его поверхности раздается мелодичный звук) иногда называют королевским, а еще чаще — белым золотом.
На протяжении столетий секретом изготовления фарфора владели лишь некоторые страны. Еще большей редкостью был королевский, костяной фарфор. Тончайший воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в Китае.
В Европе костяной фарфор впервые появился в Англии в XVIII веке. Английский завод Веджвуда долгие годы оставался монопольным поставщиком этого фарфора, так как особенности его производства держали в строжайшей тайне.
В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в конце 1960-х годов. Но этот фарфор тоньше и белее английского! Ломоносовский фарфоровый завод — единственное в России предприятие, выпускающее подобные изделия. Костяной фарфор делают по уникальной технологии, разработанной специалистами завода, удостоенными звания лауреатов Государственной премии СССР в области науки и техники в 1980 году.
Для получения костяного фарфора в жидкую массу (шликер) наряду с глиной, каолином, полевым шпатом и кварцем добавляют предварительно обожженную костяную муку (перемолотые кости домашних животных). Именно костяная мука придает фарфору необыкновенные свойства.
После того как изделие приобретет нужную форму, его обжигают при очень высокой температуре (выше 1200оС). Затем наносят глазурь и вновь обжигают, понижая температуру на 100о. Теперь наступает очередь художников. Красоту и изящество изделиям придает изысканная роспись. Она бывает надглазурная и подглазурная.
Слой глазури на фарфоре должен быть “не толще двух бумажных листков”, — писал первый бергмейстер Императорской порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов. Первый фарфор в России называли Виноградовским, по имени его создателя. Дмитрий Иванович, трудившийся на заводе более 30 лет, оставил “Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ”. Многие тонкости производства фарфора, подмеченные автором, учитываются и сейчас.
Бывший Императорский фарфоровый завод мог бы носить имя Дмитрия Ивановича Виноградова, но советские чиновники распорядились иначе, и завод стал Ломоносовским. Марка “ЛФЗ” известна во всем мире, имя Виноградова, к сожалению, знают только специалисты.
Тонкий костяной фарфор и его ценность
Керамическая посуда — это, возможно, первый древнейший материал, созданный человеком. Вначале ее пользу определяли только качества глины – она должна была быть достаточно прочной, не пропускать воду, не рассыпаться при использовании. Затем начались опыты с формой – круглые чаши, вытянутые кувшины, плоские блюда, статуэтки и предметы быта. Вершиной творчества стало украшение керамических изделий с помощью различных глазурей, росписи, скульптурных фигурок и разных степеней и количества обжига. Так, из грубых утилитарных предметов, керамические изделия перешли в разряд произведений искусства, стали роскошью и вложением капитала, такими как золото и драгоценности.
Костяной фарфор — история происхождения и состав
Среди ценителей посуды, особым вниманием пользуется костяной фарфор. Он обладает необычными свойствами – молочным мягким белым цветом, тонкостью стенок, легкостью и прозрачностью. Разберемся, откуда взялось такое название.
До возникновения этой разновидности, существовали два типа – твердый и мягкий, они различались по составу ингредиентов фарфоровой массы, глазури, а также виду обжига.
Твердый фарфор состоит из каолина и полевого шпата, к ним добавляют в меньших пропорциях кварц или песок. Большее количества каолина, делает массу более тугоплавкой, твердой. Этот состав подготавливают, формируют изделия, обжигают при высоких температурах и получают звонкие прочные предметы, сопротивляющиеся кислоте и жару.
Мягкий фарфор состоит из глины, а также добавляющихся к ней, разнообразных стекловидных составляющих – кремня, селитры, песка, алебастра или других веществ. Массу обжигают при низких температурах. Полученный фарфор очень красивый, но менее прочен и жароустойчив.
Англичане, как и представители других национальностей, долго пытались воссоздать секретную формулу состава китайского фарфора, добавляли различные вещества, минералы, смеси. Успеха добился Джозия Споуд (1754-1827г). Он добавил в массу размолотые пережженные кости животных, получил в результате белый фарфор, превосходивший оригинальную китайскую продукцию.
Для повышения прочности, состав фарфоровой массы дополняют, прибавляя до 50% костной муки. Неоспоримым достоинством полученного изделия, стало то, что его обжиг производился при более низких температурах, чем требуется для твердых сортов. И англичане могли с легкостью приспособить для нового вида фарфора свои печи и горны. Кости животных обрабатывали, для удаления клеящих веществ. Пережигали, для изменения структуры тщательно растирали до порошкообразного состояния. Затем добавляли в состав и получали невесомое изделие, костяной фарфор, особой тонкости, с белейшим телом и невиданной прочностью. У посуды, которая изготавливается из такого состава, непористой структуры, эффекта «яичной скорлупы», так как пустоты между частицами глины заполнены пережженной мукой. Костяной фарфор стали называть английским, он сразу разошелся по всему миру и приобрел популярность.
Как и что делают из фарфора
В России известность тонкий костяной фарфор приобрел из-за недостатка сырья – белой глины (каолина). Она широко использовалась в военной промышленности, для изготовления бумаги, в парфюмерии. Зато в костях недостатка не было. Постепенно, методом проб и ошибок, подобрали нужные ткани – берцовую кость скота, из нее делали пуговицы, а остатки шли на фарфоровую фабрику.
Объемная посуда производится методом литья. Гипсовые формы наполняют жидкой массой – шликером. Гипс имеет пористую структуру, хорошо впитывает влагу из состава, и на стенках образуется тонкий фарфоровый слепок. Лишнюю смесь сливают, а подсохший слепок аккуратно извлекают. Так получаются чайные чашки, вазы, другая посуда. Детали – ручки для сахарниц, заварочных чайников отливаются отдельно, а потом, той же массой приклеиваются к изделию.
Плоская посуда – блюда, тарелки, блюдца, делают способом штамповки. Используют очень плотную кашицу, как тугое тесто. Ее скатывают в жгуты, после чего отрезают нужный по размеру кусочек. Затем укладывают на специальную гипсовую форму, вращающимся роликом создают будущее изделие, автоматически обрезая лишнее. После сушки предмета, «оправщицы» вручную шлифуют края и придают поверхности совершенную гладкость. Проверенные временем — губка с кисточкой и шлифовальная шкурка доводят посуду до идеала.
На что обратить внимание при выборе фарфора
Настоящий фарфор – это изысканное удовольствие, очень недешевое. Это праздник, который радует долгие годы, к его выбору надо подходить ответственно, продумывая этот шаг до мелочей.
Форма изделия. Ориентироваться на свой вкус или на вкус того, кому предназначается подарок. Что предпочтительней – классическая форма или современная, та, что популярна сейчас. Будет ли чайная пара радовать долгие годы, превращая накрытый стол в торжественное событие, или будет пылиться в шкафу, перейдя в разряд – «выбросить жалко».
Стиль. Обидно, когда выбранная посуда радует глаза, но совершенно «не смотрится» дома, ни с чем не гармонирует. Все же легче выбрать подходящие тарелки или кофейный сервиз, чем переделывать дизайн кухни.
Цвет. Белый универсален. Элегантная классика всегда на высоте. Небольшой узор. Радует взгляд, сочетается с другой посудой и любым дизайном помещения. Чтобы оживить обстановку, можно приобрести вазы для букетов разных цветовых гамм. Слишком яркие, вычурные изделия, будут затмевать саму еду. Но если нравится – почему бы и нет? В жизни не слишком много радостей, а любимая чашка с утренним кофе, даже если она жутко неудобной формы, но улучшает настроение, ценится намного выше, чем все элитные китайские сервизы на свете.
Сервиз целиком или отдельные предметы. Подумать о соответствии набора потребностям семьи. Будет ли использоваться таких размеров кружка, ваза или салатница, и какого диаметра должны быть столовые тарелки. Иногда разумнее подбирать посуду постепенно, формируя свою, частную коллекцию.
Нужно обязательно прочесть сертификат качества, выяснить, может ли предмет использоваться в микроволновой печи, предназначено мытье в посудомоечной машине или только вручную.
Отличия от обычного фарфора
Чтобы выбрать белый костяной фарфор, надо знать его разницу, в сравнении с твердым и другими видами.
Как отличить костяной фарфор от подделки
Такие чайные пары толщиной всего 2-2,5 мм. Поэтому через стенки отчетливо видны силуэты пальцев, которыми ее держат. Посуда из любого другого фарфора, будет отличаться, она просвечивает на свет, но не в руках.
Если слегка ударить деревянной палочкой по краю тарелки, то костяной фарфор издаст характерный металлический вибрирующий звон, который никогда не перепутаешь с другими сортами.
Внимательно осмотреть внешний вид, он будет идеален. Никакого постороннего налета, мельчайших неровностей, любых вкраплений в самом изделии. Лучше всего, при покупке фарфора довериться проверенным производителям или пригласить опытного оценщика.
Bone chine или fine bone china — что означает
Слово «china», в переводе с английского – означает «фарфор». Именно от этого слова, произошло название целой страны. То есть Китай, переводится с английского, как страна фарфора, единственного вещества в мире, чей секрет до сих пор не разгадан. «bone» — с английского «костяной». Здесь указывались основные свойства настоящего фарфора. Он был белым, как кость, твердым, тонким, прочным и прозрачным. Настоящему элитному фарфору, присвоен международный статус «Вone china» — костяной фарфор.
«Fine» — в переводе с английского – тонкий. Тонкий костяной фарфор. Эти знаки на посуде говорят, что процент костной золы составляет не менее 35%.
Хранение изделий
Лучше посуду держать в закрытых шкафчиках, желательно со стеклянными дверками. Так можно уберечь от налета пыли, исключить падение и любоваться знаменитым совершенством линий и форм. Ставить подальше от огня и нагревательных приборов, чтобы исключить деформацию. Стараться хранить предметы отдельно, без соприкосновения, чтобы избежать случайных сколов. Не ставить посуду одну в другую.
Особенности ухода
Очищать от пыли мягкой тряпкой. Мыть теплой водой без химических средств. Не применять жестких губок и мочалок. Перед подачей в посуде горячей еды или напитков – хорошо согреть, чтобы избежать резких перепадов температуры. Не наливать в еще горячие чашки, холодные напитки или мороженое.